Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Основные факторы, определяющие здоровье человека. Какие составляющие определяют общее состояние здоровья человека? Какие составляющие определяют общее здоровье человека

В 17:54 поступил вопрос в раздел ЕГЭ (школьный), который вызвал затруднения у обучающегося.

Вопрос вызвавший трудности

Какие составляющие определяют общее состояние здоровья человека?

Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru

Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике "ЕГЭ (школьный)". Ваш вопрос звучал следующим образом: "Какие составляющие определяют общее состояние здоровья человека?"

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

Благополучие человека зависит от его физического, духовного и социального здоровья. Это неотъемлемые составляющие здоровья, которые должны находиться в гармоничном единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья человека и его благополучие.

Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте . Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на

Центральными понятиями валеологии и медицины являются «здоровье» (от лат. valetudo , sanitas ) и «болезнь» (от лат. morbus , греч. pathos ), взаимодействие между которыми может быть обозначено как «единство и борьба противоположностей». Это чрезвычайно сложные, разноуровневые и многоаспектные понятия. Именно с этим обстоятельством, по-видимому, связано отсутствие до настоящего времени вполне удовлетворяющих нас совершенных определений этих терминов. Более того, можно даже прийти к внешне противоположным трактовкам, если рассматривать их на разном уровне. В частности, с точки зрения философов, «болезнь» на уровне индивидуума может быть определена как нарушение адаптационно-приспособительных механизмов, на более высоком, популяционном уровне можно говорить, что «болезнь» - это адаптация, приспособление к новым условиям окружающей среды.

Существует множество определений понятия «здоровье», и каждый специалист трактует его со своих позиций, исходя из сущности соответствующей науки. Так, гигиенисты считают, что здоровье - это оптимальное взаимодействие организма человека с окружающей средой; физиологи полагают, что здоровье - это способность поддерживать гомеостаз, т.е. относительное постоянство внутренней среды организма; философы и социологи дают такое определение: здоровье - это состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои социальные функции; или здоровье - это нечто большее, чем отсутствие болезней и повреждений, это возможность полноценно трудиться, отдыхать, выполнять присущие человеку функции, свободно и радостно жить. И каждое из определений является правомерным, так как при нарушении здоровья имеет место и то, и другое, и третье. Здоровье - это и медицинская, и социальная категория одновременно, оно является также категорией психологической, философской, экономической и др.

Общепринятое определение здоровья приведено в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это состояние полного физического, душевного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». К сожалению, данная трактовка не направлена на количественную оценку здоровья, она противоречит наблюдающейся в настоящее время тенденции изменения здоровья населения, будучи рассчитанной на идеальный вариант здоровья, и, наконец, рассматривает здоровье лишь в статике, хотя это и динамический процесс формирования растущего организма и личности, изменяющейся в течение всей последующей жизни. Однако именно этому определению присущ целостный антропологический подход, оптимально отражающий сочетание биологического и социального в человеке.

Становится понятным, что собственно «здоровье» может иметь различные аспекты, или составляющие.

Физическое здоровье - это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физического развития (и гармоничность его), физической подготовленности и функционального состояния организма.

Согласно определению ВОЗ психическое (душевное, ментальное) здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Критериями психического здоровья по определению ВОЗ являются:

  • осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
  • чувство постоянства и идентичности переживании в однотипных ситуациях;
  • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
  • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
  • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Также принято выделять духовное, нравственное и социальное здоровье.

Духовное здоровье - это система мышления человека, его ценности, убеждения и отношение к окружающему миру.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни реоснка, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих здоровому образу жизни.

Социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.

В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» сказано, что основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) является спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц. Подчеркивается, что в то же время следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения. «Многие дети не имеют таких условий», - констатируется в докладе.

Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Эти же исследования обнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты :

  • во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития;
  • во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации.

Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с ними - в другой. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в школе, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.

У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи, и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер.

Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.

В большинстве случаев нервно-психические нарушения не возникают внезапно, а имеют длительную историю своего развития, проявляясь определенными проблемами возрастного психического развития и шире - проблемами формирования личности. Вовремя распознать эти проблемы - значит предупредить не только развитие нервности, но и проявления нежелательных отклонении в поведении и развитии.

Необходимо отметить, что понятия нормы и здоровья не совпадают вследствие того, что повреждение, возникшее на низших уровнях интеграции организма, может компенсироваться регуляторными механизмами более высоких уровней, что обеспечивает здоровье на уровне целостного организма.

Различают следующие уровни интеграции, или структурной организации.

  • 1. Наиболее простой микросистемой, объединяющей молекулярный, субклеточный и клеточный уровни, является тканевый функциональный элемент.
  • 2. Орган как единое целое является действующим комплексом простых функциональных элементов.
  • 3. Далее следуют специфические анатомо-физиологические системы (органы и транспортно-коммуникационные пути между ними).
  • 4. Обобщенные функциональные системы - объединение специфических анатомо-физиологических систем, направленное на выполнение какой-либо функции, достижение полезного результата (теория функциональных систем физиолога II. К. Анохина).
  • 5. Целостный организм объединяет все предыдущие уровни; именно с этим, наиболее высоким, уровнем интеграции связаны состояния здоровья или болезни у человека, являющиеся результатом взаимодействия внешних факторов (экологических, социальных и др.) и внутренних (состояние различных уровней интеграции).

Понятие «болезнь» не менее сложное, чем понятие «здоровье». Анализ литературы, в частности Большой медицинской энциклопедии, показывает, что попытки дать определение этой сложной категории до сих пор также оказываются неудачными. Приведенные формулировки либо слишком громоздки, тогда перестают быть определением, либо очень кратки, при этом односторонность, привносимая специалистом, неизбежна.

Термин «болезнь» используется в нескольких значениях:

  • в узком смысле для обозначения заболевания отдельного человека (совпадает с термином «заболевание»);
  • для обозначения понятия «болезнь» как нозологической формы;
  • в более широком смысле для обозначения обобщающего понятия о болезни как биологическом и социальном явлении.

В основу определений этого понятия исследователями берутся различные критерии. Так, в определении Р. Декарта (в последующем цитируемом К. Марксом): «Болезнь - это стесненная в своей свободе жизнь» - подчеркивается факт нарушения жизнедеятельности. Некоторые авторы используют еще более узкий критерий - нарушение трудоспособности или самочувствия, что не всегда имеет место при заболевании; другие - выделяют нарушение гомеостаза, нарушение структуры и функции на уровне целостного организма или нарушение равновесия организма с окружающей средой. В частности, С. П. Боткин считал: «Всякое нарушение равновесия, не восстановленное приспосабливающейся способностью организма, представляется нам в форме болезни».

Приведем одно из самых распространенных в литературе определений понятия «болезнь»: это состояние и процесс взаимодействия структурно-функциональных нарушений и защитноприспособительных реакций целостного организма, которые возникают под влиянием внешних и (или) внутренних причин, и, как правило, приводят к нарушению жизнедеятельности. При этом травма (повреждение) - это частный случай болезни, возникающей под влиянием внешних факторов.

В настоящем определении отмечается, что каждая болезнь является страданием целостного организма, так как на нее реагирует весь организм, хотя иногда создается впечатление, что преобладают местные изменения (травма, фурункул).

Здоровье и болезнь как состояние организма качественно различны, но при этом находятся в диалектическом единстве. Четкой границы между состоянием здоровья и болезни, нормой и патологией в большинстве случаев не бывает.

Существуют так называемые пограничные или переходные состояния от здоровья к болезни, изучение которых является очень важной, но малоисследованной областью. Иначе эти состояния называются препатологическими, донозологическими, или преморбидными, т.е. предболезненными.

«Предболезнь начинается нарушением оптимального взаимодействия организма с внешней средой. Появляются отклонения в некоторых показателях (нарушается гомеостаз), хотя на уровне целостного организма сохраняется здоровье благодаря компенсаторным механизмам. Переход от здоровья к болезни характеризуется рядом особенностей, общих и специфических, характерных для каждого больного и заболевания. Начало заболевания связано с недостаточностью механизмов надежности, удерживающих состояние здоровья, в связи с чем включаются новые механизмы жизнедеятельности, характеризующие уже патологию» (А. М. Чернух, 1981). Имеются значительные трудности как в изучении препатологических состояний в эксперименте на животных, так и в распознавании их у человека - при этом важная роль принадлежит разработке новых информативных методов оценки функционального состояния организма. Сейчас уже создан ряд комплексных методик для диагностики состояний предболезни в условиях перетренировки у спортсменов, в условиях трудовой деятельности, наблюдения за состоянием здоровья космонавтов по степени напряженности регуляции сердечного ритма (методика вариационной пульсометрии Р. М. Баевского) и др.

По мнению И. И. Брехмана, большинство людей находится именно в этом, третьем, промежуточном между здоровьем и болезнью, состоянии.

Все три понятия (здоровье, болезнь и предболезнь) могут быть объединены термином «состояние здоровья», включающим элементы каждого из них.

Общая характеристика показателей состояния здоровья

На состояние здоровья населения влияют следующие условия и факторы: биопсихические факторы, условия труда и отдыха, бытовые условия, экологическая ситуация и природные условия в месте проживания, система здравоохранения, социально-экономические и политические условия (рис. 11.1).

Рис. 11.1.

Критерии состояния здоровья - эго такие показатели, по которым мы можем оценивать его. Различают следующие критериальные показатели: а) состояния здоровья населения, или общественного здоровья (демографические и медико-статистические);

б) показатели состояния здоровья индивидуума (медико-гигиенические).

Общественное здоровье как характеристика членов общества в целом не является только медицинским понятием, оно представляет собой общественную, социально-политическую и экономическую категорию, а также объект социальной политики; оно нуждается в измерении, точной количественной оценке.

О здоровье общества мы можем судить но таким демографическим показателям, как коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения, средняя продолжительность жизни, а также медико-статистическим показателям: заболеваемости - общей, инфекционной (эпидемической), неэпидемической, с временной утратой трудоспособности и некоторым другим, которые изучаются наукой, называемой социальная гигиена. Если рождаемость высокая, смертность низкая, члены общества долго живут и редко болеют, можно говорить, что общество относительно здорово.

Основные демографические показатели исчисляются обычно на 1000 человек населения.

Коэффициент, или годовой показатель, рождаемости определяется числом родившихся живыми за год, отнесенным к среднегодовой численности населения на конкретной территории, и умноженным на 1000.

Среднегодовая численность населения - это численность населения на 1 января данного года плюс численность населения на 1 января следующего года, деленное на два. Чаще всего и наиболее просто средняя численность населения определяется как полусумма численности населения на начато и конец года.

Аналогичным образом рассчитывается коэффициент, или годовой показатель, смертности, однако в числителе указывается число умерших за год.

Коэффициент, или показатель, естественного прироста населения определяется как разность коэффициентов рождаемости и смертности или в абсолютных числах - как отношение разности абсолютных чисел родившихся и умерших к среднегодовой численности населения.

Аналитическую оценку показателя естественного прироста населения нельзя производить без учета показателей рождаемости и смертности, из которых он был получен, так как одинаковый прирост может наблюдаться и при высоких, и при низких показателях рождаемости и смертности. С этой целью можно использовать табл. 11.1.

Таблица 11.1

Ориентировочные показатели естественного движения

населения

Высокий естественный прирост может оцениваться как благоприятное явление только при низкой смертности. Низкий прирост при высокой смертности является неблагоприятным показателем. Низкий прирост при низкой смертности свидетельствует о низкой рождаемости, и его также нельзя рассматривать как положительное явление.

Отрицательный естественный прирост во всех случаях свидетельствует о неблагополучии в демографических процессах, что наблюдается в последнее время в нашей стране.

Большое значение при анализе демографических процессов имеет дифференцированное изучение естественного движения населения по отдельным его группам, т.е. наряду с общими вычисляются частные коэффициенты, среди которых наибольшее значение имеют повозрастные, учитывающие существенное влияние возраста на показатели рождаемости и смертности.

Так, наиболее высокая смертность наблюдается на первом году жизни, особенно в период новорожденное™ (первые четыре недели) и соответственно рассчитываются частные показатели младенческой и неонатальной смертности. Коэффициент рождаемости обусловлен наличием среди населения большего или меньшего числа женщин репродуктивного (детородного) возраста (15-49 лет), поэтому вычисляется специальный коэффициент рождаемости - коэффициент плодовитости (общий и по отдельным возрастным группам женщин) и т.д.

Средняя продолжительность жизни - это комплексный показатель состояния здоровья, который является величиной, аккумулирующей повозрастные показатели смертности, вследствие чего это более надежный показатель общественного здоровья, чем показатели общей смертности.

В настоящее время в России средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 59 лет, у женщин - 74 года.

Состояние здоровья индивидуума может быть установлено на основании субъективных ощущений конкретного человека в совокупности с данными клинического обследования с учетом пола, возраста, а также социальных, климатических, географических и метеорологических условий, в которых живет или временно находится человек.

Известный специалист по гигиене детей и подростков профессор С. М. Тромбах (1981) предложил следующие медико-гигиенические критерии здоровья индивидуума:

  • наличие или отсутствие хронических заболеваний;
  • функциональное состояние органов и систем;
  • уровень достигнутого физического и нервно-психического развития;
  • неспецифическая резистентность (сопротивляемость) организма.

Индивидуальная комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка и подростка завершается определением так называемых групп здоровья, которые также можно использовать и для молодежи.

Среди факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья, выделяются и факторы риска развития заболеваний и потери здоровья. Причем наиболее значимым фактором риска является образ жизни индивида (употребление психоактивных веществ, несбалансированное питание, вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, одиночество и социальная изоляция, низкий культурный уровень); следующим по значимости риском является наследственный фактор (предрасположенность к определенным наследственным заболеваниям). Экологическое состояние среды обитания занимает третье по значимости место в группе рисков, а четвертое место занимает структура здравоохранения (табл. 11.2).

Таблица 11.2

Факторы риска заболеваний и потери здоровья

  • 1. Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.
  • 2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость острым и хроническим заболеваниям.
  • 3. Больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.
  • 4. Больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма.
  • 5. Больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети, относящиеся к данной группе, не в состоянии посещать детские образовательные учреждения общего профиля.

Оценка состояния здоровья дается на момент обследования; острое заболевание, прежние болезни, если только они не приобрели хроническую форму, возможность обострения, стадия выздоровления, вероятность возникновения заболевания, обусловленная наследственностью или условиями жизни, не учитываются.

Наличие или отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре с участием специалистов, функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.

Степень сопротивляемости организма выявляется по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний, в том числе и обострений хронических, за предыдущий год.

Уровень и степень гармоничности физического развития определяется антропометрическими исследованиями с использованием региональных стандартов физического развития.

Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в осмотре.

Здоровье населения - важная составляющая, как для каждого государства, так и планеты в целом. Современная система здравоохранения способна поддержать человека и вывести из состояния болезни даже при сложных заболеваниях. Однако здоровье населения зависит не только от экономических, социальных и медицинских показателей, уровня развития медицинского обслуживания в стране и регионе. Важный вклад в здоровье нации делает каждый человек понимающим ответственность и создающим условия для развития, формирования и поддержания здорового образа жизни.

Здоровье человека, возникновение тех или иных заболеваний, их течение и исход, продолжительность жизни зависят от большого числа факторов.

Все факторы, определяющие здоровье, делят на факторы, укрепляющие здоровье («факторы здоровья») и факторы, ухудшающие здоровье («факторы риска»).

По мнению ВОЗ в зависимости от сферы влияния все факторы объединены в четыре основные группы: 1) факторы образа жизни (50% в общей доле влияния); 2) факторы внешней среды (20% в общей доле влияния); 3) биологические факторы (наследственность) (20% в общей доле влияния); 4) факторы медицинского обслуживания (10% в общей доле влияния).

К основным факторам образа жизни, укрепляющие здоровье, относятся: отсутствие вредных привычек; рациональное питание; адекватная физическая нагрузка; здоровый психологический климат; внимательное отношение к своему здоровью; сексуальное поведение, направленное на создание семьи и деторождения.

К основным факторам образа жизни , ухудшающим здоровье, относятся: курение, алкоголь, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными средствами; несбалансированное в количественном и качественном отношении питание; гиподинамия, гипердинамия; стрессовые ситуации; недостаточная медицинская активность; сексуальное поведение, способствующее возникновению половых заболеваний и непланируемой беременности.

К основным факторам внешней среды , определяющим здоровье, относятся: условия обучения и труда, факторы производства, материально-бытовые условия, климатические и природные условия, степень чистоты среды обитания и т.д. К основным биологическим факторам, детерминирующим здоровье, относятся наследственность, возрастные, половые и конституциональные особенности организма. Факторы медицинской помощи определяются качеством медицинского обслуживания населения.

3. Образ жизни и здоровье

Образ жизни это определенный вид (тип) жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются различные виды деятельности: профессиональная, общественная, социально-культурная, бытовая и другие. В качестве основных выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Будучи обусловленным в значительной степени социально-экономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.



Основными факторами, определяющие образ жизни человека являются: уровень общей культуры человека; уровень образования; материальные условия жизни; половые и возрастные особенности; конституция человека; состояние здоровья; экологическая среда обитания; характер работы, профессии; особенности семейных отношений и семейного воспитания; привычки человека; возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей.

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.

Здоровый образ жизни выражает определенную ориентированность деятельности человека в направлении укрепления и развития здоровья. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредотачивать усилия лишь на преодоление факторов риска возникновения различных заболеваний: борьбе с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями (хотя это имеет большое оздоровительное значение), а важно выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержатся в самых различных сторонах жизни человека.

Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии. Валеология (от лат. valeo - здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Это сравнительно новое научно-педагогическое направление, возникшее в связи с острой необходимостью оздоровления населения, в том числе и молодых людей. В настоящее время валеологические знания включены в программу учебной дисциплины «Физическая культура».

Согласно основным положениям валеологии, образ жизни человека представляет собой выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить.

По мнению В.П.Петленко, образ жизни человека должен соответствовать его конституции , при этом под конституцией понимается генетический потенциал организма, продукт наследственности и среды. Конституция всегда индивидуальна: образов жизни столько же, сколько людей. Определение конституции человека пока весьма затруднительно, но некоторые приемы ее оценки разработаны и начинают внедряться в практику (определение соматотипа, психотипа и т.д.).

К основным социальным принципам здорового образа жизни относятся следующие: образ жизни должен быть эстетичным; образ жизни должен быть нравственным; образ жизни должен быть волевым.

К основным биологическим принципам здорового образа жизни могут быть отнесены следующие: образ жизни должен быть возрастным; образ жизни должен быть обеспечен энергетически; образ жизни должен быть укрепляющим; образ жизни должен быть ритмичным.

Анализируя сущность социальных и биологических принципов здорового образа жизни, можно легко убедиться, что соблюдение большинства из них является непременным условием для формирования физически культурного человека.

Образ жизни студенческой молодежи также имеет свои специфические черты, связанные с особенностями возрастного характера, спецификой учебной деятельности, условиями быта, отдыха и ряда других факторов. Основными элементами здорового образа жизни студентов являются: организация режима труда (учебы), отдыха, питания, сна, пребывания на свежем воздухе, отвечающая санитарно-гигиеническим требованиям; стремление к физическому совершенству путем организации индивидуального целесообразного режима двигательной активности; содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность; исклю­чение из жизни саморазрушающего поведения (табакокурения, алкоголизма, наркомании, гиподинамии и т.д.); культура сексуального поведения, межличностного общения и поведения в коллективе, самоуправления и самоорганизации; достижение душевной, психической гармонии в жизни; закаливание орга­низма и его очищение и т.д.

Особое значение имеет оптимальная двигательная активность . Для организма двигательная активность является физиологической потребностью. Это объясняется тем, что человеческий организм запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность должна быть на протяжении всей жизни: с раннего детства до глубокой старости. Сотни и сотни веков человек следовал этим предначертаниям природы, а потом резко изменил образ жизни. Так, если еще в прошлом веке 96% всей затраченной на трудовую деятельность энергии приходилось на долю мышц, то сегодня 99% энергии приходится на долю... машин.

Здоровье и двигательная активность – это сближающиеся в настоящее время понятия. «Мышечный голод» для здоровья человека также опасен, как недостаток кислорода, питания и витаминов, что неоднократно подтверждалось. Например, если здоровый человек в силу каких-то причин даже всего лишь нескольких недель не двигается, то мышцы начинают худеть. Его мышцы атрофируются, работа сердца и легких нарушается. Сердце тренированного человека вмещает в себя почти в два раза больше крови, чем сердце не занимающегося физическими упражнениями. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.

Реально же сейчас сложилась такая ситуация, что в современном обществе, особенно у большинства горожанин, уже почти нет других средств для укрепления здоровья и искусственного повышения двигательной активности, кроме физической культуры. Физические упражнения должны восполнять недостаток в физическом труде, в двигательной активности современного человека.

Многие люди, оправдывая нежелание заниматься физическими упражнениями, ссылаются на то, что у них для этого не хватает времени. В этой связи уместно вспомнить изречение: «Чем меньше времени тратишь на спорт, тем больше его потребуется на лечение».

Все желают крепкого здоровья, потому что оно обеспечивает слаженное развитие личности, определяет способность к трудовой деятельности и является главной человеческой потребностью.

И, к сожалению, не все знакомы с факторами, определяющими здоровье. Люди часто перекладывают ответственность на других, не заботясь о себе. Ведя плохой к тридцати годам приводят организм в ужасное состояние и только потом задумываются о медицине.

Но врачи не всесильны. Мы сами творим судьбу, и все в наших руках. Это и освятим в данной статье, рассмотрим основные факторы, определяющие здоровье населения.

Показатели, обуславливающие здоровье человека

Прежде поговорим о компонентах. Различают:

  • Соматический. Хорошее самочувствие и жизнедеятельность организма.
  • Физический. Правильное развитие и натренированность тела.
  • Психический. Здоровый дух и трезвый рассудок.
  • Сексуальный. Уровень и культура сексуальности и детородной деятельности.
  • Нравственный. Соблюдение морали, правил, норм и устоев в социуме.

По всему видно, термин «здоровье» носит совокупный характер. Каждый индивид обязан иметь представление о человеческом организме, работе органов и систем. Знать черты своего психологического состояния, уметь корректировать свои и физические, и умственные способности.

Теперь поговорим о критериях, которые соответствуют каждому компоненту:

  • нормальное физическое и генетическое развитие;
  • отсутствие изъянов, заболеваний и каких-либо отклонений;
  • здоровое умственное и психическое состояние;
  • возможность здорового репродуцирования и нормальное сексуальное развитие;
  • правильное поведение в обществе, соблюдение норм и устоев, понимание себя личностью и индивидом.

Мы рассмотрели компоненты и критерии, а теперь поговорим о здоровье человека как ценности, факторах, его определяющих.

Активность приветствуется с малых лет.

Различают:

  1. Физическое здоровье.
  2. Психическое.
  3. Нравственное.

Здоровый физически и духовно человек живет в полной гармонии. Он счастлив, получает моральное удовлетворение от работы, самосовершенствуется, и в награду ему достается долголетие и молодость.

Факторы, определяющие здоровье человека

Чтобы быть здоровым и счастливым, необходимо вести здоровый образ жизни. Нужно желать этого и стремиться к поставленной задаче.

Какими путями достичь этой цели:

  1. Поддерживать определенный уровень двигательной активности.
  2. Иметь эмоциональную и психологическую устойчивость.
  3. Закаляться.
  4. Правильно питаться.
  5. Следовать режиму дня (работа, отдых).
  6. Забыть о вредных привычках (алкоголь, курение, наркотики).
  7. Соблюдать моральные нормы в социуме.

Очень важно заложить фундамент ребенку с раннего детства, чтобы потом, в процессе строительства им своего будущего, "стены" были крепкими и долговечными.

На человека оказывает влияние множество явлений. Рассмотрим основные факторы, определяющие здоровье:

  1. Наследственность.
  2. Отношение человека к собственному здоровью и его образ жизни.
  3. среды.
  4. Уровень медицинского обслуживания.

Это были ключевые моменты.

Поговорим подробнее о каждом

Наследственность играет огромную роль. Если родственники здоровы и крепки, долгожители, такая же судьба уготована и вам. Главное, самому поддерживать свое здоровье.

Образ жизни - то, что вы есть. Именно так, ведь правильное питание, пробежка, зарядка, холодный душ, закаливание - это ваше здоровье. Нужно уметь отказывать себе во благо. Допустим, друзья зовут в ночной клуб, а завтра предстоит тяжелый трудовой день, конечно, лучше остаться дома, выспаться, нежели с больной головой, надышавшись никотина, окунаться в работу. Это касается курения, алкоголя и употребления наркотиков. Должна быть голова на плечах.

Есть факторы, определяющие здоровье человека, не зависящие от нас самих. Это окружающая среда. Выхлопы газов от транспорта, употребление товаров и продуктов питания от недобросовестных производителей, мутирующие старые вирусы (грипп) и появление новых - все это негативно влияете на наше здоровье.

Мы зависим и от системы здравоохранения, существующей в регионе, в котором проживаем. Медицина во многих случаях платная, и не у многих есть средства, чтобы получить помощь хорошего, высококвалифицированного специалиста.

Таким образом, мы определили здоровье как ценность и факторы, его определяющие, рассмотрели.

Здоровье - алмаз, требующий огранки. Рассмотрим два основных правила для построения здорового образа жизни:

  • поэтапность;
  • регулярность.

Очень важно в любом тренировочном процессе, будь то развитие мускулатуры, закаливание, выправка осанки, усвоение учебного материала или овладение специальностью, все делать постепенно.

И, конечно же, не забываем про систематичность, дабы не терять полученный результат, опыт и навыки.

Итак, мы рассмотрели основные факторы, определяющие здоровье, а теперь поговорим о процессах, которые негативно сказываются на образе жизни человека.

Что ухудшает здоровье

Рассмотри факторы риска:

  • Вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики, токсикомания).
  • Плохое питание (несбалансированное употребление пищи, переедание).
  • Депрессивное и стрессовое состояние.
  • Отсутствие физической активности.
  • Сексуальное поведение, которое приводит к заражению половыми инфекциями и нежелательной беременности.

Это факторы, определяющие риск для здоровья. Поговорим о них более подробно.

Дадим определение термину

Факторы риска - это подтвержденные или ориентировочно возможные условия внутренней и наружной среды человеческого организма, располагающие к какому-либо недугу. Могут не быть причиной заболевания, но способствовать большей вероятности его возникновения, прогрессирования и неблагоприятного исхода.

Какие еще существуют факторы риска

Приведем примеры:

  • Биологические. Плохая наследственность, врожденные пороки.
  • Социально-экономические.
  • Явления окружающей среды (плохая экология, особенности климатических и географических условий).
  • Нарушение гигиенических норм, их незнание.
  • Несоблюдение режимов (сна, питания, труда и отдыха, учебного процесса).
  • Неблагоприятный климат в семье и в коллективе.
  • Плохая двигательная активность и многие другие.

Изучив примеры риска, человеку остается целенаправленно, упорно, добросовестно трудиться над их уменьшением и усиливать факторы защиты здоровья.

Остановимся подробнее на физическом здоровье. От него зависит не только трудоспособность, но и жизнедеятельность в целом.

Физическое здоровье. Факторы, определяющие физическое здоровье

Это состояние человеческого организма, характерные особенности которого помогают адаптироваться к любым обстоятельствам, когда нормально функционируют все органы и системы.

Нужно отметить, что поддержание здорового образа жизни - это не просто занятие спортом, соблюдение режимов и правильное питание. Это определенная установка, которой придерживается человек. Он занимается самосовершенствованием, духовным развитием, повышает культурный уровень. Все в совокупности делает его жизнь качественнее.

Образ жизни и является первым основным фактором. Благоразумное поведение человека, направленное на сохранение своего здоровья, должно включать:

  • соблюдение оптимального режима труда, сна и отдыха;
  • обязательное наличие каждодневной физической активности, но в пределах нормы, не меньше, ни больше;
  • полный отказ от плохих привычек;
  • только правильное и сбалансированное питание;
  • обучение позитивному мышлению.

Нужно уяснить, что именно фактор здорового образа жизни дает возможность нормально функционировать, выполнять все социальные задачи, а также трудовые, в семейно-бытовой сфере. Он напрямую влияет на то, сколько проживет отдельный индивид.

На 50% физическое здоровье человека зависит от его образа жизни, по мнению ученых. Приступим к обсуждению следующего вопроса.

Окружающая среда

Какие факторы определяют здоровье человека, если вести речь об окружающей среде? В зависимости от ее воздействия, выделяют три группы:

  1. Физические. Это влажность воздуха, давление, солнечная радиация и др.
  2. Биологические. Могут быть полезными и вредными. Сюда относятся вирусы, грибки, растения и даже домашние животные, бактерии.
  3. Химические. Любые химические элементы и соединения, которые встречаются повсюду: в почве, в стенах зданий, в продуктах питания, в одежде. А также электроника, окружающая человека.

В сумме все эти факторы составляют около 20%, цифра немаленькая. Лишь на 10% состояние здоровья населения определяется уровнем медицинского обслуживания, на 20% - наследственными факторами, и 50% отводится образу жизни.

Как видим, факторов, определяющих состояние здоровья человека, великое множество. Поэтому крайне важно не просто устранять возникающие симптомы болезней и бороться с инфекциями. Нужно оказывать воздействие на все факторы, определяющие здоровье.

Одному крайне сложно изменить условия окружающей среды, но по силам каждому улучшать микроклимат своего жилья, внимательно выбирать продукты питания, употреблять чистую воду, меньше применять веществ, которые негативно влияют на экологию.

И напоследок поговорим о факторах, определяющих уровень здоровья населения.

Обстоятельства, формирующие образ жизни людей

Рассмотрим наиболее важные показатели, которые влияют на уровень здоровья:

  1. Жилищные условия.
  2. Привычки, приносящие вред организму.
  3. Взаимоотношения между членами семьи, микроклимат, а также потеря семейных ценностей, разводы, аборты.
  4. Совершаемые преступления, разбои, убийства и самоубийства.
  5. Перемена образа жизни, допустим, переезд из деревни в город.
  6. Столкновения, которые происходит по причине принадлежности к разным религиям и традициям.

А теперь рассмотрим влияние на здоровье население других явлений.

Отрицательное воздействие техногенных факторов

К их числу можно отнести:

  1. Снижение работоспособности условно здоровых людей, а также
  2. Возникновение нарушений в генетике, ведущих к появлению наследственных болезней, которые падут на будущие поколения.
  3. Рост хронических и инфекционных заболеваний у трудоспособного населения, по причине которых люди не выходят на работу.
  4. Снижение уровня здоровья детей, проживающих на загрязненных территориях.
  5. Слабый иммунитет у большей части населения.
  6. Рост числа больных онкологией.
  7. Уменьшение продолжительности жизни у людей, проживающих на местности с загрязнением окружающей среды высокого уровня.

Таким образом, видно, что факторов риска множество. Сюда можно отнести также промышленные и транспортные выбросы в атмосферу, грязные стоки в подземные воды, свалки, пары и яды которых потом снова с осадками поступают в человеческую среду обитания.

Можно отметить отрицательное влияние на здоровье населения средств массовой информации. Новости по телевидению, периодические издания, радиопередачи, переполненные негативным материалом, будоражат людей. Тем самым вызывают депрессивное и стрессовое состояние, ломают консервативное сознание и являются мощнейшим фактором, наносящим вред здоровью.

Важнейшее значение для человечества имеет качество используемой воды. Она может послужить источником распространения страшных инфекционных заболеваний.

Отрицательное влияние на здоровье людей оказывает и почва. Так как она накапливает в себе загрязнения от промышленных предприятий, поступающие из атмосферы, разнообразные пестициды, удобрения. В ней могут также сохраняться возбудители некоторых гельминтозов и многочисленных инфекционных заболеваний. Это представляет большую опасность для людей.

И даже биологические составляющие ландшафта в состоянии причинить вред населению. Это ядовитые растения и укусы ядовитых животных. А также крайне опасны переносчики инфекционных заболеваний (насекомые, животные).

Нельзя не сказать о природных стихийных бедствиях, которые уносят ежегодно более 50 тысяч человек. Это землетрясения, оползни, цунами, лавины, ураганы.

И в заключение нашей статьи можно сделать вывод, что многие грамотные люди не придерживаются правильного образа жизни, полагаясь на высшие силы (авось пронесет).

Необходимо отдыхать. Очень важен сон, который бережет нашу нервную систему. Человек, который мало спит, утром встает раздраженным, разбитым и злым, часто с головной болью. Для каждого индивида существует своя норма сна, но в среднем он должен длиться не менее 8 часов.

За два часа до ночного отдыха стоит прекратить прием пищи и умственную деятельность. Помещение должно быть проветриваемым, нужно открывать форточку на ночь. Ни в коем случае нельзя спать в верхней одежде. Не стоит укрываться с головой и утыкаться лицом в подушку, это мешает дыхательному процессу. Старайтесь засыпать в одно время, организм к нему привыкнет и проблем с засыпанием не будет.

Но не стоит рисковать своим здоровьем, жизнь одна, и прожить ее нужно качественно и счастливо, чтобы порадоваться этому бесценному дару могли и ваши здоровые потомки.

Тема 2. Здоровье как интегральная характеристика состояния индивида.

Вопросы:

1. Понятие здоровья, виды здоровья.

2. Критерии здоровья.

Источники информации для оценки здоровья.

Понятие здоровья, виды здоровья.

Понятие здоровье различными специалистами определяется по-разному.

Термин «здоровье » предполагает полноценное, абсолютное здоровье. Но абсолютно здорового человека в природе не существует. Существует значительное разнообразие представлений о том, что такое здоровье и как оно измеряется, о чем свидетельствует наличие более ста определений этого понятия.

Определения здоровья можно подразделить на функциональные, адаптационные, интегративные и др. С другой стороны, можно выделить медико-биологические, социальные и др. аспекты здоровья.

Функциональные определения связывают здоровье со способностью выполнения человеком и его организмом различных функций. Прежде всего, речь идет о биологических, физиологических и социальных функциях.

В медико-биологическом аспекте под здоровьем понимается состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

Здоровье также определяется как:

Динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды.

Конкретное, качественно специфическое состояние человека, которое характеризуется нормальным течением физиологических процессов, обеспечивающим его оптимальную жизнедеятельность.

По В.П. Казначееву (1978), здоровье – это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни. Автор представляет здоровье человека как динамически изменяющееся естественное явление, совместное действие которых при особых условиях может обеспечивать продолжительную жизнь.

Наряду с функциональными существуют адаптационные определения здоровья . Так, здоровье в обобщенном виде можно определить, как: умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности для полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие.

Наряду с медико-биологическими существуют социальные, экологические и другие аспекты здоровья. Перенапряжение защитно-приспособительных механизмов при воздействии на организм чрезвычайных раздражителей может привести к развитию болезни.


Таким образом, здоровье – это не только отсутствие болезней. В понятие «здоровье» должны входить факторы социального благополучия .

В частности, под здоровьем принято понимать комплексное, целостное, динамическое состояние организма, развивающегося в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социально-экономической среды. В таком понимании, здоровье – это способность человека к оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Также, на здоровье человека существенное влияние оказывает окружающая среда, экологические условия жизни.

Некоторым общим итогом многолетней дискуссии в отношении понятийных аспектов здоровья стало определение, принятое в документах Всемирной организации здоровья (ВОЗ) . В уставе Всемирной организации здоровья 1948 г. здоровье определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов» .

Таким образом, здоровье – это:

– процесс сохранения, развития физических функций человека, его психических и социальных потенций;

– умение человека и в целом – живого организма приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам;

– процесс максимальной продолжительности здоровой жизни при оптимальной трудоспособности и социальной активности.

Всемирный день здоровья отмечается ежегодно 7 апреля, Всемирный день психического здоровья – 10 октября.

Здоровье человека меняется с возрастом с момента рождения и до взрослого возраста. Лучшее здоровье у человека – в 20-25 лет.

Различают «здоровье» и «состояние здоровья».

Состояние здоровья – это степень приближенности к абсолютному здоровью. Между понятиями болезни и здоровья существует ряд переходных состояний.

Состояние здоровья человека может быть в трех состояниях: здоровье, предболезнь, болезнь.

Понятие здоровья претерпело значительную эволюцию, связанную со сдвигам в развитии эпидемиологической ситуации, получившими название эпидемиологических революций . Основными достижениями второй эпидемиологической революции в развитых странах мира является сокращение до минимума (при современном уровне развития общества) смертности от основных хронических заболеваний, что привело к росту продолжительности жизни.

К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология,эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие.

Виды здоровья.

Понятие здоровье может относиться как к отдельному индивиду, так и к популяции, человеческому обществу.

Индивидуальное здоровье человека рассматривается как естественное состояние организма, характеризующегося полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений.

Популяционное (общественное) здоровье рассматривается большинством исследователей, как категория социально-экономическая, которая характеризует жизнеспособность общества, как социального организма. Соответственно, в основе оценки состояния здоровья населения лежит совокупность характеристик его воспроизводства, продолжительности и качества жизни.

Выделяют следующие составляющие индивидуального здоровья:

1. Физическое здоровье:

текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма; совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов; способность противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям; максимальная адаптация к окружающей среде.

2. Психическое здоровье:

– состояние психической сферы и общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Под нормальным психическим здоровьем также понимают гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту, возрастной норме данного человека. Высокая умственная работоспособность – один из основных показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.

3. Нравственное здоровье :

– комплекс моральных ценностей, установок и мотиваций, характеризующих здоровую личность; система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Нравственное здоровье – это моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Достигается нравственное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.

4. Духовное здоровье:

–система духовных ценностей и убеждений. В немалой степени духовное здоровье обеспечивается верой. Во что верить и как верить – это дело совести каждого.

5. Социальное здоровье :

– отражает уровень профессионального и социального благополучия, социально-экономические условия жизни человека.

В характеристике понятия «социальное здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.

6. Репродуктивное здоровье:

– отражает уровень функционирования репродуктивной системы (количество зачатий рожденных детей), а также состояние здоровья рожденных детей.

Индивидуальное здоровье можно оценить качественно и количественно. Качественная оценка определяет уровень состояния здоровья. Количественная оценка проводится по комплексу показателей, которые характеризуют физическое, психическое и социальное здоровье.

Загрузка...