Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Социальная изоляция. Психические расстройства и социальная изоляция

Изоляция может быть добровольной, например, для единения с Богом, для ухода от соблазнов мира, для выполнения какой-то работы, которая требует максимального сосредоточения, для сохранения целостности своей личности или сохранения своей национальной самоидентичности. Но ограничение может быть и навязанным человеку, например, его заключение в тюрьму, или волею судьбы оказался на необитаемом острове. Человек может быть ограничен манипуляторами, например, принадлежащий какой-либо религии, партии, захваченный какой-либо идеей. Хотя ограничения могут быть и в семье, например, ревнивый муж или жена, сооружают психологическую клетку для другого человека, ограничивая его свободу (в этом случае страдающая сторона пытается вырваться из этой психологической клетки). Навязанные или насильственные способы уединения обычно являются результатом психологического манипулирования одного человека над другим человеком или другими людьми. Но уединение может быть и внутренним, при котором человек отстраняется от всего, что прежде являлось полем его жизни. Рассмотрим более подробно некоторые формы изоляции

Добровольная самоизоляция может быть у человека, идущего духовным путём, в тот период, когда он готовится к следующему шагу в своей внутренней работе. Например, он преодолел зависимость от влияний внешнего мира и ему предстоит более тонкая работа на более высоком уровне сознания. И для того, чтобы в этот переходный период ничто не отвлекало его и не соблазняло прежними ценностями мира, над которыми он поднялся, он временно изолирует себя. Но после того, как он укрепится в новом состоянии сознания, - он вновь выходит в мир, но для него уже иной мир, потому что его сознание и его видение мира уже изменились. И теперь в этом новом для него мире он будет получать другие уроки Божественного. Но самого главного он уже достиг - полного внутреннего равновесия, ненарушаемого никакими внешними влияниями.

Человек может изолировать себя от внешних влияний не ограничивая себя от внешнего мира. Такого рода изоляция может быть внутренней, что становится возможным тогда, когда человек подходит к реальности этого мира с позиции исследователя. Он пытается понять причины происходящего и причины своих собственных внутренних реакций на внешние влияния. Действительно, у различных людей на одни и те же внешние обстоятельства будут не одинаковыми внутренние реакции. При этом человек не должен винить обстоятельства, этим самым оправдывая свои внутренние реакции. Такая работа изолирует человека от внешних влияний, для которых он становится недоступным. По крайней мере недоступной, изолированной является та его часть, которая наблюдает и внешние события, и внутренние состояния и осознаёт их причины.

Кроме того, человек может частично изолировать себя от интересов, привязывающих его к внешнему миру, если стоит на пути познания, в котором требуется его полная концентрация. Это могут быть пути науки, философии и ещё каких угодно других направлений, которые являются частью реальности этого мира. И стремление к изоляции в таких случаях оправдано, так как нельзя познать всю глубину изучаемого направления реальности этого мира, не будучи полностью сосредоточенным на ней.

На проявленном плане этого мира одной из важных задач, которую должен решать человека - это раздвигать границы познанного. На самом деле все знания уже существуют и ни один человек или даже целые институты ничего нового внести в бесконечный океан знаний не могут. Но область познанного человеком чрезвычайно мала. Существуют два пути познания, которые доступны человеку. Первый путь - это познание самого себя, что делает человека всё более созвучным скрытой реальности этого мира, являющейся основой всей проявленной реальности. На этом пути человек, став созвучным со всем мирозданием, становится единым с ним, это созвучие духовный искатель переживает как всезнание. Но в действительности, это всезнание остаётся недоступным для ума, так как оно принадлежит к его истинной части. Но даже в том случае, когда человек становится единым с его истинной частью его знания так и останутся недоступными внешнему уму, который может манипулировать только внешними символами. Знания - это скрытая реальность мира, которая может быть проявлена во внешней реальности, и восприниматься органами чувств, как объекты внешнего мира и их взаимодействия между собой. Обработанные умом, эти проявленные знания превращаются в символы слов, формул и т. д. Таким образом, ум непосредственно к знаниям отношения не имеет, и оперирует только символами, отражающими проявленную часть этого мира. Следовательно, переживание человеком состояние всезнания на определенном этапе внутренней работы - истинно, но остаётся недоступным для его ума, что приводит человека к ложному мнению, что эти знания не реальные, но мнимые.

Добровольная самоизоляция может быть и социальной - это всевозможные национальные общины, еврейские гетто и многие формы других объединений, основной идеей которых является сохранение самоидентичности, стремление не раствориться в другом более многочисленном народе.

Социальная самоизоляция чаще всего бывает неполной и примером этому могут быть не только различные объединения по национальному признаку, но и по профессиональному и религиозному признакам. Социальная самоизоляция всегда содержит в себе элемент насилия, так как во главе такой социальной группы всегда есть люди, которые распространяют свою власть, на всех людей, входящих в эту группу. И это всегда приводит к последствиям, характерным для депривации - психологической деградации, какой-либо из граней личности человека.

Каждый человек имеет определенное количество открытых и открывающихся возможностей и тех, которые должны при благоприятных условиях открыться. Если человек оказывается в изолированных условиях, в которых, если так можно сказать, нет достаточно места для его открытых возможностей, и тем более для открывающихся и потенциально способных открыться при благоприятных условиях, то эти возможности или не открываются или же открываясь, принимают извращённую форму в соответствии с теми условиями, в которых человек находится. Но вынужденная изоляция может и не привести к деградации и даже, напротив, открыть в человеке те возможности, которые в других более открытых условиях могли бы и не раскрыться. Примером этому могут быть изоляции подвижников, внешние условия и свои собственные возможности которых были предельно сужены. В этом случае их стремление к расширению, в какой-то степени характерные для любого другого человека, направляются вглубь своего существа, что приводит к открытию в нём духовных возможностей, которые в других условиях могли бы и не открыться. Ещё пример, ребёнок в своём развитии находится в стеснённых внешних обстоятельствах - у него нет игрушек, которыми он мог бы играть, в чём обычно выражается жажда познания у детей. Но от этого его стремление познавать мир не становится меньше. И тогда это стремление может найти для себя другой выход, например, ребёнок начнёт сам мастерить для себя игрушки или делать то, что ему интересно. Но, как мы уже здесь говорили, направление, в котором могут раскрываться возможности у человека, во многом зависят от условий, в которых он находится. Условия - это некая психологическая или социальная форма, которой в своём развитии постепенно начинает соответствовать человек. Внутренняя жажда роста, расширения может привести к тому, что, не имея готовых внешних объектов, которыми он мог бы занять своё время, он начинает сам творить объекты. Но для того, чтобы что-то творить, необходимо для этого прилагать свою фантазию, усилие воли, быть изобретательным. Современный мир потребителей, насыщенный всевозможными изделиями, создаёт те условия, в которых может в полной мере раскрыться потребитель, но не творческая личность. Когда у людей удовлетворяются желания, он не только перестаёт творить, но в нём гаснет жажда знаний и слабеет воля и примером этому может быть современное поколение людей, не любящих читать и не желающих учиться. Но, зато очень любящих поговорить, ни о чём, просто так, на ту же самую тему, на которую акын поёт свои бесконечные песни. И говорящим, и их слушающим невдомёк, что бесцельные речи - это не только переливание из пустого в порожнее, и не только напрасная трата времени, но и разрушение внутренней целостности человека, и растрачивание впустую его энергии.

Можете проделать такой эксперимент. У вас появилась какая-либо идея, какие-то знания или какая-то важная тема для разговора. Если вы внимательны, то можете осознать, что эта идея, знание или тема для разговора внутри вас осознаётся как некое пространственное образование, имеющее определенную форму и объём. Если вы осознали в себе это образование, то остановите внимание на нём и удерживайте его осознание некоторое время. при этом вы можете осознать, что ваша речь, о чём бы вы ни говорили, приобретает тот ритм и громкость, которая соответствует вашему внутреннему состоянию. И даже ваши движения, например, вы ходите, починяются этому состоянию, которое вы несёте в себе. Но поговорите некоторое время с вашим собеседником о чём угодно, и вы заметите, что внутреннее пространственное образование, содержавшее в себе какую-то идею, в значительной мере растворилось, его консистенция стала более рыхлой. А если вы потратите ещё какое-то время на разговоры, то внутри вас образуется пустота, заполненная неопределенностью. Если вы были достаточно внимательны, исследуя свои состояния, то вы могли обнаружить, что состояния, которые вы осознавали, были в районе груди, а содержание какой-либо идеи, было в голове. Но если вы всё это «проговорили», то уже ничего не обнаружите, ни в области сердца, ни в своей голове.

Человек может оказаться в изолированных условиях и в множестве других случаях, например, его изолировали по решению суда, или он оказался в изоляции добровольно, так как решил создать семью. Но в любом случае, любая изоляция имеет определенную форму, и хочет человек этого или нет, со временем он будет соответствовать этой форме. Но в одних случаях человек смиряется с этой формой, а в других стремится освободиться от ограничивающих его условий. Деформация личности человека, которая происходит в местах заключения, может со временем стать необратимой и тогда такой человек уже не может жить в обычном человеческом сообществе. Но деформация личности может произойти и у супругов и этому может быть много причин. Между супругами почти никогда не бывает равенства. По-видимому, это заложено в человеческой природе, со стремлением человека к значимости, в которой он всегда стремиться превзойти другого человека или других людей. Отсюда стремление к власти и отсюда же ревность одного из супругов. Кстати, ревность никакого отношения к любви не имеет. Когда человек любит другого человека, то он не будет определять для него, какие поступки правильные, а какие неправильные. Любящий человек полностью доверяет тому, кого он любит. У него не остаётся места для чувства подозрения или неверия, и он не определяет пределы допустимого или недопустимого во взаимоотношениях своего любимого человека с другими людьми. Человек ревнует, потому что он собственник и он не может оставить другого человека свободным. Для него это будет выглядеть так, как будто его собственность вдруг оказалась ничейной и, в связи с этим он может потерять власть над ней. Ревнующий человек далеко не всегда знает, что он ревнует. Если он ментальный человек, то он будет находить множество причин объясняющих неправильное поведение его супруга или супруги, а если он преимущественно витальный человек, то просто будет страдать сам и заставлять страдать близкого ему человека. у ревнивцев всегда логика нарушена, о чем они не подозревают, поэтому их убеждённость - неубедительна, а их подозрения навязчивы и насильственны. В семье ревнивца атмосфера удушающая и безысходна. Клетка, в которую ревнивец (неважно будет ли это он или она) стремится втиснуть близкого человека, по мере того, как этот человек сдаётся становится всё более тесной и удушливой и этому нет конца. Вернее, он есть, но пределом этой ситуации является полное обезличивание и обезволивание того человека, который сдаётся ревнивцу, чтобы сохранить в семье какой-то мир. Я говорю мир, потому что гармонии отношений между прежде близкими людьми уже никогда не будет. Ревность - это болезнь, о которой часто не знает больной, но зато хорошо знают те, которых он к кому-то ревнует. Как и в каждой болезни в ревности есть критическая грань, перешагнув которую она становится хронической, и тогда ревнивец ревнует другого человека к кому угодно, и ум его всё это будет логически обосновывать, и его доказательства будут казаться иногда бесспорными. Во всех других отношениях такой больной не проявляет видимых отклонений от нормы. Он как бы чуть-чуть сошёл с ума, только в чём-то одном ведёт себя ненормально, и таким людям психиатры ставят диагноз - бред ревности. Вообще, психиатрия очень интересная наука. Психиатр у каждого найдёт какое-то психическое отклонение от нормы и поставит соответствующий диагноз. Хотя никто не знает границ нормы для человека и где начинается патология. Если мы внимательны к людям, которые окружают нас и внимательны к самим себе, то можем осознать, что люди очень часто неадекватны в своих взаимоотношениях с другими людьми, в противоположность нам, адекватным. Поэтому весь мир вместе с мартышкой из басни Крылова, смотрит в зеркало и видит, как много в этом мире отклонений от нормы. И, слава Богу, что есть хоть один человек нормальный - это мы сами. Возможно, мы в недалёком будущем ещё вернёмся к клеткам, в которых мы изолируем других людей или самих себя, рассмотрим стальные прутья мнений, которыми мы ограничиваем пространство создаваемых нами клеток, и даже клеток для самих себя. Мы ограничиваем друг друга, потому что не знаем что такое свобода, мы даже не знаем в каком направлении следует идти, чтобы обрести её.

Ощущая свою изоляцию от сверстников, многие лесбиянки, геи

й бисексуалы и в дальнейшем уклоняются от социальных кон

тактов, поскольку опасаются, что это может спровоцировать

весьма неприятные переживания. Общение с представителями

того же пола вызвает у них сильные эмоции и сексуальные пе

реживания, общение же с противоположным полом лишь на

поминает об отсутствии какого-либо сексуального интереса и

верса (Rivers, 1994; 1995а) показали, что многие молодые гомо-

сексуалы действительно ощущают свою изоляцию и пережива

ют унижение из-за реальной или всего лишь воображаемой го

мосексуальности.

В Великобритании все еще мало молодежных гомосексуаль

ных групп. Те немногие, которые оформились в последние

годы, имеют весьма ограниченные ресурсы. Поддержка со сто

роны местных отделов образования является скорее исключе

нием, чем правилом, особенно памятуя о 28-й статье местного

Правительственного акта от 1988 года, который предостерега

ет местные власти от «сознательного поощрения гомосексуаль

Молодежные группы лесбиянок и геев обычно построены на

демократических принципах. При этом специалисты, работаю

щие с молодежью, почти не принимают участие в деятельности

этих групп. Хотя причины этого имеют в основном экономиче

ский характер, нельзя не отметить, что отсутствие таких специ

алистов способствует развитию самодирективности этих групп

и нередко вызывает у подростков ощущение тревоги, усиливая

в какую-либо молодежную гей-группу, необходимо, чтобы пси

хотерапевт выяснил, существуют ли таковые в районе прожи

вания подростка и чем они занимаются. Однако полезно

помнить, что ситуация в данных группах постоянно изменяет

ся, и членство в них может быть чревато различными послед


2 2 8 | Часть II.


ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ


Хетрик и Мартин (Hetrick and Martin, 1987) также замети

ли, что ощущение социальной изоляции заставляет молодых

геев искать такие места, где они могли бы знакомиться с други

ми геями - главным образом для занятий сексом. Возможно

сти же их социального взаимодействия при этом весьма огра

ничены (одним из примеров являются, например, встречи геев

в общественных туалетах). Это приводит к формированию по

веденческих стереотипов, связанных с сексуальными проявле

ниями уже на первом этапе знакомства, и не позволяет моло

дым геям общаться на иных уровнях, а кроме того, еще больше

снижает их самооценку, поскольку они начинают думать, что

другие хотят лишь заниматься с ними сексом, и усиливает ощу


щение того, что гомосексуальность связана с промискуитетом.

С этим связаны и иные опасности, например для здоровья и без

опасности молодых людей. В нынешней ситуации, когда закон

запрещает вступать в сексуальные отношения до 18 лет, они

предпочитают непродолжительные связи, так как полноценные

интимные отношения с геями более старшего возраста содер

жат значительный риск.

Для молодых лесбиянок социальная изоляция может при

вести к тому, что, знакомясь друг с другом, девушки попадают

в сильную эмоциональную зависимость друг от друга, и это ме

шает их общению с другими людьми (см. шестую главу). Рот-

блюм (Rothblum, 1990) указывает на то, что изоляция молодых

лесбиянок приводит к депрессии, наркомании и самодеструк

тивному поведению.

Эмоциональная изоляция

Проявления эмоциональной изоляции вызываются у подрост

ков возникновением чувства отчуждения от родственников,

необходимостью прятать свои сексуальные проявления от

окружающих и следить за своим поведением. Кроме того, мо

лодые люди могут пугаться своих собственных чувств и потреб

ностей, а потому стремиться их подавлять. Очевидным резуль

татом этого является депрессия; данные исследований указы

вают на то, что 20 % молодых лесбиянок и геев предпринимали

суицидные попытки (Trenchard and Warren, 1984; Hetrick and



Глава 8. Психотерапевтическая работа с молодыми людьми {229

tylartin, 1987). Исследования, проведенные Яном Риверсом на

базе Лутонского университета, показывают, что издевательства

подростков над своими сверстниками-гомосексуалами, а также



иные проявления гомофобии усиливают социальную и эмоци

ональную изоляци ю молодых лесбиянок и геев, ведут к их от


чуждению от


окружающих и


депрессиям в зрелом


возрасте.


Кроме того, отсутствие поддержки со стороны родственников

и страх перед родителями и учителями вызывают у подростков

ощущение безнадежности и отчаяния, а также попытки члено

вредительства или самоубийства. Риверс цитирует заключение


американского


Департамента здравоохранения и


социальной


защиты от 1989 г., из которого следует, что попытки самоубий


ства совершались


молодыми лесбиянками и геями в пять раз


чаще, чем их сверстниками-гетеросексуалами (см. Rivers, 1994;

1995а; 1995в).

Когнитивная изоляция


Молодые люди часто



возможности


получать о гомо


сексуальности корректную информацию.


Школьные библио


теки боятся


держать книги,


представляющие


гомосексуаль


ность в положительном свете, и даже если в них бывают такие



подросток не захочет их брать, опасаясь стигматиза


ции. Из-за отсутствия подходящих ролевых моделей молодые

геи и лесбиянки полагают, что им не остается ничего иного, как

следовать худшим примерам гомосексуального поведения. Им


кажется, что они либо могут


воспроизводить


стереотипный


образ гомосексуальности, либо отрицать ее в себе, тем самым


усугубляя свою


социальную изоляцию и затрудняя принятие


своей сексуальной идентичности. Более подробное обсуждение

гомофобии и процесса «обнаружения» содержится в третьей и

четвертой главах.

Клинический пример 1

В качестве однго из примеров изоляции может быть приведен

случай с Джеми - 15-летним геем, направленным к школьному

психологу из-за издевательств со стороны сверстников в шко

ле. Джеми явился на первую встречу с психологом в макияже


2 3 0 | Часть II.


ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ


и женской одежде. Его «женоподобие» сделало подростка пред

геем еще с 9 лет. Недавно он начал «тусоваться» с другими

трансвеститами в местном пабе для геев. Подросток полагал

что окружающие ожидают, что он будет вести себя как женщи

на, поскольку он «не настоящий мужчина». Те же люди, кото

рые принимали подобное его поведение, выражали ему свою

поддержку. Однако их было мало, и Джеми чувствовал себя

очень одиноким. Психолог постарался убедить подростка в

том, что он, несмотря ни на что, является мужчиной, и что су

ществует много ситуаций, когда он может это почувствовать.

Поэтому ему нет необходимости следовать стереотипным пред

ставлениям о геях для того, чтобы быть геем. Переодевание

Джеми в женскую одежду можно расценить как отражение не

осознанного стремления вызвать негативную реакцию окружа

ющих, поскольку он чувствовал, что они, за исключением уз

кого круга трансвеститов, все равно его не поймут. После зна

комства Джеми с другими лесбиянками и геями, а также после

проведенной психотерапевтом работы, направленной на повы

шение его самооценки, подросток отказался изображать «жен

щину» в школе и переодевался в женскую одежду лишь в под

ходящих для этого условиях.



самооценки


Изоляция существенно влияет на самооценку подростка. Ин-

тернализированная гомофобия имеет самые разнообразные

проявления, которые могут быть связаны с ВИЧ-инфицирова

нием, попытками самоубийства и сексуальным насилием.

ВИЧ-инфицирование

Если молодые геи или бисексуалы тяготятся своей сексуально

стью, вполне возможно, что в ходе сексуальных контактов они

не будут принимать никаких мер защиты. Сниженная само

оценка препятствует проявлению ими настойчивости и прин

ципиальности при обсуждении со своими партнерами необхо-



Психотерапевтическая работа с молодыми людьми I 2 3 1


умости исследования средств защиты. Они ощущают, что «не

достойны» эти средства использовать и что в будущем их ожи


дают лишь унижения и


насмешки. Они


занимаются сексом в


состоянии алкогольного или наркотического опьянения и из-


за этого также не применяют средства защиты.


Проведенные в


Австралии


исследования


показывают, что чаще


контрацепти


вы применяются там, где геи включены в

общество.


гомосексуальное со


«Поддерживая в целом друг с другом тесные связи - сексуальные,

мосексуальных сообществ имеют больше возможностей изменить

формы своей сексуальной практики. И напротив, те геи, которые

почти не общались с себе подобными и не включены в гомосексу

альное сообщество, труднее изменяют формы своей сексуальной

практики» (Kippax et al., 1992, p. 116).

В данном исследовании поднимается вопрос о необходимо



обучения


молодых людей


использованию мер защиты и


следованию более


безопасным



сексуального поведе



Молодые люди, лишь начинающие себя


«обнаруживать»,


ощущающие свою


изоляцию и еще не


пытающиеся



вызов мифам и стереотипным представлениям о гомосексуаль


ности, не


чувствуют себя частью


сообщества геев и не имеют


достаточной самооценки, необходимой для того, чтобы позабо

титься о здоровье и безопасности. В этом случае психотерапевт


может сыграть очень важную роль,




осознать


свое отношение к ВИЧ-инфицированию и безопасному сексу.

Обращаем внимание читателей на работу Шерноффа (Shemoff,


психотерапевтов




возможности для


всестороннего


обсуждения с


клиентами



вопросов, притом что они


чувствуют себя


готовыми к их


обсуждению и


обладают


достаточными


знаниями о



фицировании и

Социальная изоляция

Социа́льная изоля́ция - социальное явление, при котором происходит отторжение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений.

В общем случае, к изоляции прибегает та сторона, которая в процессе общения несёт больше потерь (затрат), чем получает выгоды (в своём понимании). Изоляция не предусматривает вражду. Любые деструктивные действия, если они даже и происходят, имеют целью исключительно прекращение контактов, и заканчиваются сразу после этого.

Изоляция отдельного человека может быть:

  • от конкретного человека (приятного или неприятного). Частный случай.
  • от конкретной группы лиц (имеющей для него значение).
  • от общества в целом (или от большей части). Крайний случай.

Приводимые ниже типы и виды применимы для каждого из этих случаев. Изоляцию одних социальных групп от других можно рассматривать как изоляцию (входящего в одну группу) индивида от другой группы.

Типы

  • Полная изоляция - полностью отсутствуют как личные контакты с другими людьми, так и опосредованные способы общения (телефон , письмо). Такая изоляция от всего общества может переживаться человеком как тяжелейшее испытание или величайшее блаженство. Защитной реакцией психики обычно является раздвоение личности («разговоры с самим собой»). Примеры: необитаемый остров , одиночное заключение .
  • Физическая изоляция - не имеющий возможности (желания) личной встречи , индивид свободно общается через технические средства связи - телефон, почту, Интернет . Телефонная (и видео-) связь, как очень близкая к непосредственному общению, предпочитается или игнорируется соответственно желанию или избеганию личных встреч. Примеры: хикикомори , монахи , болезнь , карантин , разные города/страны.
  • Формальное (деловое, бытовое) общение - индивид является полноправным членом группы, однако (у него в этой группе) минимум неформального общения , то есть - социальных контактов. Является нормой для функциональных групп (работа , учёба , организации) и незнакомых людей. Такой тип изоляции от всех окружающих людей происходит при попадании в полностью другую среду (переезд в другой город, тюрьма , армия) - временно, до вхождения в одну из групп, или надолго - в случае отторжения индивида в закрытой группе («изгои » в тюрьме, армии, школе).

Виды (по инициатору)

  • (общество) Принудительная изоляция - индивида или социальную группу изолируют в местах лишения свободы, это один из факторов существования криминальных субкультур или контркультур. Примеры: тюрьмы, больницы с принудительным лечением
  • (индивид) Добровольная изоляция индивида или социальной группы происходит под действием двух факторов: 1) по собственному желанию или убеждению; 2) из-за влияния субъективных факторов. Примеры: монахи , отшельники , хикикомори (физическая изоляция от общества); замкнутость/скрытность/недоверие при общении с людьми (чистая социальная самоизоляция).
  • (случай) Невольная (вынужденная) изоляция - происходит по причине случайных объективных факторов: незапланированное длительное пребывание в безлюдном месте или во враждебной/чуждой/незнакомой социальной среде, болезнь. В случае чуждой социальной среды с течением времени возможно вливание в неё, однако полного удовлетворения эти отношения не приносят. Как правило, такая изоляция (места пребывания) временны и покидаются индивидом при первой возможности.
  • (группа) Разрыв отношений, бойкот - другие участники социальной группы минимизируют любое (даже формальное) общение с индивидом (как правило, из-за нарушения им норм данного общества). В мобильных группах оканчивается добровольным уходом индивида из группы или его изгнанием.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная изоляция" в других словарях:

    Социальная изоляция. См. общественная изоляция. (Источник: «Англо русский толковый словарь генетических терминов». Арефьев В.А., Лисовенко Л.А., Москва: Изд во ВНИРО, 1995 г.) … Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь.

    Изоляция детей от положительного межличностного контакта может лишать их важных компонентов социализирующего опыта. Длительная изоляция может вызывать или увеличивать несоответствия в соц. адаптации, приводя тем самым к ухудшению соц.… … Психологическая энциклопедия

    общественная (социальная) изоляция - Элемент генетики человека снижение частоты или отсутствие формирования браков (т.е. «скрещиваемости») между представителями разных общественных слоев, классов, рас, религиозных групп, жителями различных районов и т.п.; наличие О.и.… … Справочник технического переводчика

    Родители также должны, в еще большей степени, привлекаться к содействию подростку в реалистическом планировании получения полного среднего, или, при наличии показаний, среднего специального образования, а также трудоустройства. Завершение… … Психологическая энциклопедия

    Социальная группа объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. … Википедия

    Изоляция: Гидроизоляция защита от проникновения воды. Репродуктивная изоляция это механизмы, предотвращающие обмен генов между популяциями. Изоляция в популяционной генетике исключение или затруднение свободного скрещивания. Изоляция в… … Википедия

    С. п. имеет отношение к совокупному выигрышу в благополучии, к рый люди получают от своих взаимоотношений с другими. Эмпирическое изучение С. п. началось сравнительно недавно, возникнув в рамках соц. эпидемиологии и общинной психологии (community … Психологическая энциклопедия

    Новолатинск. isolatio; этимологию см. Изолированный. Уединение наэлектризированного тела. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ИЗОЛЯЦИЯ разобщение отделение;… … Словарь иностранных слов русского языка

    Изоляция - социальная депривация, выращивание или содержание животных в условиях пониженной возможности контактирования с представителями своего вида или полного ее отсутствия (ограниченная изоляция). Как правило, И. сопровождается и другими видами… … Словарь дрессировщика

    Социальная девиация социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Бывает как негативным (алкоголизм), так и позитивным. Негативное девиантное поведение приводит к применению… … Википедия

Макурин Антон Алексеевич,Студент кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г.Владимир[email protected]

Левицкая Линда Викторовна,Кандидат психологических наук,старший преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир[email protected]

Социальная самоизоляция: предпосылка или следствие компьютерной зависимости

Аннотация.В статье анализируется современный подход к проблеме формирования Интернетзависимости вследствие социальной самоизоляции личности, которая, в свою очередь, может выступать одновременно и как предпосылка и в то же время, как следствие, возникновения данного типа аддикции. Ключевые слова:Интернетзависимость, социальная самоизоляция, дезадаптация личности.

Новые электронные технологии –современный универсальный и многофункциональный инструмент развития человека и общества. Наиболее широкое распространение, в наше время, получила компьютерная сеть Интернет, так же известная под названием "Всемирная паутина". Трудно представить молодёжь XXIвека без сети Интернет. Сегодня нет, пожалуй, другого доступного источника информации, который бы привлекал своей яркостью, многообразием и обилием предоставляемых ресурсов. Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке илиутруждать себя походами по магазинам. Всюнеобходимую информацию можнополучить, не отходя от экрана собственного монитора.Есть у Интернета ещё один большой плюс: возможность свободного общения молодых людей, поиск старых и новых друзей.Однако,указанные его свойства таят в себе и опасность: onlineигры, чаты, социальные сети, развлекательные порталы затягивают, воздействуя на неокрепшую психику и подсознание. Человек погружается в виртуальный мир: забывает про друзей, школьные и домашние обязанности. Реальность отступает на второй план. Так формируется Интернетзависимость –навязчивое желание подключиться к интернету и болезненная неспособность прервать работу в сети. Всемирная организация здравоохранения причислила Интернетзависимость к категории патологических пристрастий, способствующих разрушению личности.

Феномен интернет

зависимости привлекает внимание исследователей сети, учёных, средства массовой информации.Наработкипоследних лет свидетельствует о сверхувлечённости подростков Интернетом, нередко о злоупотреблении им, а в ряде случаев и явной зависимости от виртуальной среды.

Одним из первых о технологической зависимости человека от компьютера и возникновении виртуальной зависимости заговорил и обратил внимание английский психолог М. Гриффитс, ранее изучавший особенности поведения игроков в азартные игры. Однако задолго до негофантаст К. Саймак в предисловии к роману "Город" предупреждал: "Нет ничего дурного в технике как таковой, дурно лишь наше бездумное увлечение ею. Мы обожествляем машины; в какомто смысле мы продали им свои души. ...Существуют другие, высшие ценности, помимо тех, что несет с собой технический прогресс. ...Под влиянием техники наше общество и мировосприятие теряют человечность" .Непосредственно термин в 1995 г. «интернетзависимость» ввёл ньюйоркский психиатр Иван Голдберг, понимая под нимне столько медицинскуюпроблемунаподобие алкогольной или наркотической зависимости, сколько поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь. Интернетзависимость стала социальной проблемой, вызывающей обеспокоенность общественности ивыступающей предметом специальных исследований. Особую роль в анализе данной проблемы должна занимать категория одиночества. Чувство одиночества, не являясь единственной причиной возникновенияИнтернет

зависимости,является, безусловно,одним из ее факторов.В современной теории и практике существуютразличные типологии одиночества.Предпосылкой их возникновения стала задача определенияприродыдефицита социальных отношений, а также выявления характеристиксоциального положения личности, обуславливающихее одиночество. Одна из такого родатипологий принадлежит Р. Вейсу.Согласно его взглядам, существуют фактически два эмоциональных состояния, которые люди, переживающие их, склонны расценивать как "одиночество". Это состояния эмоциональной и социальной изоляции.Социальное одиночествовыражается в глубоком переживании человеком отсутствия доступного круга общения и удовлетворяющих его социальных связей.Эмоциональное (психологическое) одиночествоР.Вейсрассматривает как переживание отсутствия тесной эмоциональной привязанности, неспособности найти душевный отклик, встретить понимание со стороны других людей. Другими словами, эмоциональное одиночество является результатом недостатка психологической привязанности индивида к близким людям, отсутствие друзей.

С точки зрения различных социологических и социальнопсихологических концепций существует ряд факторов, вероятно обусловливающих появление и развитие Интернет

зависимого поведения: социальная дезорганизация, слабая социальная интеграция, низкий самоконтроль, социальная тревога, низкая самооценка, депрессия, расстройства влечений, злоупотребление психоактивными веществами и др.

Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это основная причина, объясняющая пристрастие к Интернету. Согласно данным последних исследований, уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Уже существуют концепции, согласно которым "алкоголем" постиндустриальной эпохи были наркотики, а в информационную им станут компьютерные игры.Так что же делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода" от реальности? Вопервых, это возможность анонимного общения, что в некотором смысле является относительной ценностью современности. Во

вторых, Интернет дает возможность для реализации представлений, фантазий с обратнойсвязью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, невозможных для реализации в обычном мире. Наконец, втретьих,чрезвычайно широкая возможность поиска и неограниченного доступа к любой информации. Киберпространство предоставляет пользователю неисчислимое количество людей и групп, объединяющих своих членов по интересам, ценностям склонностям. Немаловажнои то, что в результате использования Интернета у человека возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности одну из базовых в системе потребностей человека.Предпосылками формирования Интернет –зависимости у детей школьного и подросткового возраста могут выступать причины и потребности из самых разных сфер личностного взаимодействия. К наиболее часто встречающимся можно отнести следующие: недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье;восприятие Сети как среды, которая может предоставить эмоциональную поддержку, в отличие от реального окружения, где такой отклик получить труднее;желание быть понятым;отсутствие контроля со стороны родителей;неумение налаживать контакты с окружающими;отсутствие друзей;сложности с успеваемостью в школе;отсутствие серьёзных увлечений, интересов, хобби и др.В соответствие с тем, какие цели преследует пользователь, выделяются три основных типа Интернет зависимости:1. Навязчивый веб–серфинг бесцельные путешествия по Интернету, постоянный поиск какойлибо, зачастую ненужной информации;2. Пристрастие к виртуальному общению –большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб форумах, избыточность знакомых и друзей в сети;3. Игровая зависимость –навязчивое увлечение сетевыми играми.В современных научных исследованиях введено понятие "компьютерные аддикты",которое обозначает людей, длительное и регулярное время находящихся под воздействием виртуального мира компьютерных игр и испытывающих к ним патологическое влечение, что в результате приводит к психосоциальной депривации. Подобные отклонения были обнаружены у геймеров, просиживающих ежедневно за компьютером по восемнадцать часов. В таких случаях у компьютерного аддикта могут развиться приступы панического страха, общая депрессия, суицидальные попытки.Кроме того, исследования показывают, чтоигровая зависимость является основанием для деструктивного развития личности, что выражается в отдалении человека от близких, потере интереса к живому общению и реальности. Страсть к игре используется людьми как средство ухода от серьезных социальных проблем.Особенно актуальна данная проблема в детском и подростковом возрасте ввиду тех психологических особенностей личности, характеризующих специфику возрастов. Можно выделить категории подростков, чьи индивидуальные особенности, определяют его принадлежность к группе риска в контексте проблемы формирования Интернет

зависимости. Вопервых, это подростки, полагающие, что от них мало, что зависит вэтой жизни. В неудачах они, как правило, винят других или коварное стечение обстоятельств; мечтают о чуде, которое избавит их от любых проблем и не прикладывают усилия для достижения цели или бросают начатое дело на полпути. Вовторых, подростки с низкой самооценкой, которые с помощьюигры стремятся самоутвердиться,либо почувствовать себя героемпобедителем в виртуальной битве, либо выиграть огромную сумму денег.Втретьих, подростки с высокой степенью внушаемости, то есть готовностью подчиниться чужой воле. Вчетвертых, подростки, которым не хватает самостоятельности, решительности, а также открытости и контактности в общении со сверстниками. Наконец, дети, мечтавшиестать лидерами, но так и не завоевавшие данного статуса. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя властителями галактик.

Как правило, те, кто становятся Интернет зависимыми, меняют свою личность. Это уже не та гармоническая личность, а личность уже аддиктивная.опасность заключается в том, что очень часто, рано или поздно, аддиктивные личности становятся социально дезадаптированными.Интернетзависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования Интернетом.Рассматривая результаты мониторинга на игровую зависимость, который проводился в трёх учебных заведениях г.Москвы,мы видим следующее: 58% школьников осознают актуальность проблемы игровой зависимости,28% не видят под игроманией проблемы, 50% считают игроманию болезнью.Ровно половина опрошенных (50%) уверены, что проблема игромании не коснётся их лично.63% считают, что ни они сами, ни их родственники не сталкивались с проблемой игромании.При этом 74% считают, что люди, злоупотребляющие компьютером и азартными играми, не сознают, что зависят от них.57% опрошенных считают, что для борьбы с игровой зависимостью недостаточно волевого усилия.48% не хотят проводить большее количество времени за компьютером,однако 45% регулярно используют Интернет для развлечения и общения. На основании проведённого мониторинга можно сделать вывод о достаточно высоком уровне информированности оданном социальнозначимом заболевании.

Таким образом, мы еще раз приходим к выводу о том, что Интернет является привлекательным средством ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных интеракций. Особое значение здесь имеет чувство безопасности и сознание своей анонимности при осуществлении интеракций.Степень погруженияв виртуальностьопределяет степень десоциализации личности. Данные процессы прямопропорциональны.Подверженные компьютерной зависимости люди, теряют социальные навыки.Реальный мир становится все сложнее: он пугает, отталкивает, его правила сложно понять и это образует замкнутый круг.

В особо тяжелых случаях, человек превращается в затворника, не покидающего своей квартиры или даже комнаты.Данное явление, очень сильно распространено в Японии. Для обозначения людей, ставших частью этого замкнутого круга, предложен новый термин «Хикикомори»(яп. 引き篭もり, разг. сокр. хикки, букв. нахождение в уединении, то есть, «острая социальная самоизоляция»),которыйобозначаетподростков и молодёжь, отказывающихся от социальной жизни и зачастую стремящихся к крайней степени изоляции и уединения вследствие разных личных и социальных факторов. Такие люди не имеют работы и живут на иждивении родственников.Многие люди испытывают стресс, взаимодействуя с окружающим миром, однако только у хикикомори это приводит к таким патологическим явлениям как полная, длительная самоизоляция. В некоторых случаях они годами могут не покидать своей квартиры или даже своей комнаты. Обычно у них очень узкий круг друзей, или вообще их нет.Несмотря на то, что хикикомори предпочитают не покидать помещений, некоторые по случаю выбираются наружу. Самоизоляция от общества обычно начинается постепенно. Попавшие в число хикикомори люди могут внешне казаться несчастными, они теряют друзей, становятся эмоционально беззащитными, застенчивыми и необщительными.Самоизоляция, демонстрируемая хикикомори, является частым симптомом у людей, страдающих от депрессии, обсессивнокомпульсивных расстройств или расстройствами аутистического спектра. Это навело некоторых исследователей на мысль, что возможно, у хикикомори имеются некоторые психические расстройства, нарушающие их социальную интеграцию. Сува и Хара (2007) в своём исследовании пишут, что из 27 изученных случаев в 17 наблюдались психические расстройства и только 10 не имели явных отклонений.Синдром хикикомори также потревожным расстройством личности,также известном как социофобия .Китай –единственная страна в мире, где уже появилось 400 лагерей для подростков, оказавшихся на грани психического сдвига изза сотен часов проведенных за компьютером.Первые такие лагеря возникли в Китае в 2008г. и с тех пор там погибло 12 подростков.Методы применяются армейские, условияполувоенные, активно работают психологи. Но, по статистике, в центре профессора Тао Рано удалось излечить 70% геймзависимых подростков. Китай первым классифицировал геймзависимость как клиническое расстройство. В США существует лишь одна клиника,где лечат обычными медикаментозными методами. В России создана Лига безопасности Интернета, помогающая родителям блокировать некоторые сайты,и это всё. И это при том, что уже около 70% наших подростков предпочитают реальной жизни виртуальную.Интернет

зависимый человек теряет чувство реального времени, игнорирует близких и друзей, перестает регулярно есть и пить, теряет сон. Взамен он получает иллюзию близости с идеальными друзьями, чувство вседозволенности, всемогущества, неограниченной свободы. Все, что отвлекает от Интернета, начинает мешать и раздражать. То есть –вся остальная жизнь.Из бесед с родителями и детьми вырисовывается главная проблема, уводящая в виртуальный мир –одиночество. Что советуют психологи? Снизить эмоциональное напряжение в семье. Подростку ненавистен мир ссор, упреков, в лучшем случае –равнодушия. Он должен убедиться, что в наружном мире есть хоть чтото, к чему вообще стоит возвращаться.Как уже упоминалось, подростку самому зачастую надоедает каждодневное «сидение перед монитором» и ощущения,полученные им в реальной жизни, например на концерте, будут в разы ярче его виртуального опыта, главное ухватится за эти чувства и периодически давать новый заряд положительных эмоций, иначе подросток вернется к своему «другу».Поскольку с каждым годом понижается возраст приобщения к Интернету, а молодежь составляет больший сегмент российской интернет

аудитории, проблема интернет

зависимого поведения может стать в дальнейшем одной из причин низкой социальной адаптации, слабой интегрированности в социальные отношения наиболее трудоспособной части населения.Говоря о профилактике Интернет зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение . Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.Таким образом,мы видим, что проблема социального одиночества и интернет –зависимость связаны друг с другом. Эта проблема очень серьёзна и всё громче стучится в дверь. Безусловно, в современных условиях невозможно изолировать человека от использования сетевых ресурсов. Однако должны быть продуманы пути нейтрализации негативного информационного влияния компьютерных сетей. Основной принцип ослабления и лечения зависимости замещение. Поэтому преодоление зависимости заключается в выстраивании новой системы самосознания человека, в которой он учится заново взаимодействовать с окружающим его миром, при котором очень необходима и важна поддержка и помощь близких людей.Необходимо вырабатывать культуру общения с компьютером. Эффективным методом борьбы с Интернетзависимостью является метод использования различных контролирующих программ.Преодоление зависимости заключается в выстраивании новой системы самоосознания человека, в которой он учится заново взаимодействовать с окружающим его миром.Если человек дозрел до решения освободиться от зависимости, надо установить для себя временные рамки работы за компьютером. Нужно расширить круг общения с приятными людьми и ходить на какиенибудь курсы, будь то языковые группы, аэробика, бассейн,уроки игры на музыкальных инструментах и т.д. Отличный способ отправиться в путешествие. При желании покончить с зависимостью, даже со стороны самого пострадавшего, сделать это ему в одиночку очень трудно. Он должен ощутить поддержку со стороны родных, они в свою очередь должны вытащить его изза компьютера, посредством интересного времяпровождения.

Самый простой и доступный способ решения зависимости это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни общение с живойприродой, творческие увлечения,как правило,выводят человека из зависимости.Очень важно понимать, что Интернет –как и любая другая вещь, может приносить, как благо, так и вред, нужно лишь уметь им пользоваться.

2004.Т.25.№ 1.C.90100.3.Зимянина, Н. Обречённые рабы клавиатуры /Н.Зимянина // Чудеса и приключения.2014.№9.С.18214.Игромания //Нарконет.2014.№5.С.26285.Интернет зависимое поведение подростков //Нарконет.2014.№3.С.26276.Компьютер «за» и «против» // Не будь зависим.2014.№5.С.42437.Лобанова, А.Н.Скажи нет игромании!/А.Н.Лобанова //Нарконет.2014.№8.С.26298.Цой,Н.А. Феномен Интернетзависимости и одиночество /Н.А.Цой //Социологические исследования.2011.№12.С.981079.Корытникова,Н.В. Интернетзависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий /Н.В.Корытникова// Социологические исследования.2010.№6. С.7079.10.Рассказова, Е.И. Чрезмерное использование интернета: факторы и признаки / Г.У.Солдатова, Е.И.Рассказова // Психологический журнал.2013.т.34.№4,с.7988.11.Фадеева,С.В. Профилактика компьютерной зависимости у подростков / C.В.Фадеева // Социальная педагогика.2012.№1.С.119125.12.Хикимори [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org(дата обращения: 24.02.2015)

Я писал об отвержении, а именно о том, как реагирует на это чувство человеческий мозг. В этой статье разговор об отвержении продолжается, причем конкретнее – отвержение в социуме.

Вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы отвергнуть социум и жить самим по себе? Наверняка хоть раз представляли, каково это – проводить большую часть своего времени в одиночестве, потому что быть рядом с другими людьми – это просто слишком муторно и даже тошно.

Может быть, вы поняли, что то, как вы воспринимаете мир, и то, как его воспринимают другие – это совершенно несовместимые вещи.

Может быть, вы неуверенны в себе, или вам не хватает тех или иных социальных навыков, чтобы взаимодействовать с людьми так, как вы хотите?

А может быть, люди вам надоели своим идиотизмом и глупостью, и вы подумываете о том, чтобы послать всех подальше и начать жить “на своей орбите”?

При этом, желательно, имея несколько источников пассивного дохода, чтобы бабло капало само по себе, а вы при этом занимаетесь, чем хотите, представляя, как другие при этом вам завидуют, а сами вы притворяетесь, что игнорируете эту зависть, и что вы просто так для себя решили жить, но на самом деле вам это зависть ой как приятна…

Что ж, будучи здоровым человеком приятно пофантазировать на эти темы, втайне от себя теша свое эго непохожестью на других людей, своей самодостаточностью и “свободой от социума”, но ведь для вас это просто фантазии. А что, если взглянуть на другую сторону реальности – что, если социум отвергает вас?

Ведь вы не знаете, какого это – не иметь выбора. У вас он есть – вы можете предпринять попытку не взаимодействовать с социумом, можете не предпринимать, можете быть где-то посередине. Но что, если это не вы отвергаете социум, а социум отвергает вас, из-за какого-то обстоятельства? Какого именно? Например, из-за психического расстройства.

Неприятный тип одиночества

Психические расстройства и социальная изоляция идут рука об руку. Люди, страдающие тем или иным психическим заболеванием постоянно чувствуют осуждение со стороны окружающих из-за своей болезни, и потому боятся сталкиваться с обществом. И они уходят из общества, чтобы избежать клеймения. Этот уход из социума – очень высокая нагрузка на их эмоции. Вдобавок, это еще и улица с двухсторонним движением – психически больные не просто уходят из общества – общество само отворачивается от них.

Исследование австралийских ученых, проведенное в 2002 году, показало, что две трети людей, страдающих от того или иного психического заболевания, чувствуют себя одинокими “часто” или “постоянно”. Но лишь 10 процентов обычного населения испытывает чувство одиночества.

Социальные отношения в той или иной мере нужны каждому для поддержания психологического здоровья, но для психически больных они особенно важны. Люди с психическими заболеваниями ценят контакт с семьей. Но их семьи могут и не захотеть с ними взаимодействовать. Кроме того, социальная изоляция также порой усугубляется нежеланием других людей заводить дружеские отношения с психически нездоровыми. Общественность может и вообще избегать их – стигма, связанная с психическим заболеванием, создает огромные барьеры для социализации.

Свобода от социума Социальная изоляция

Люди с тяжелыми психическими заболеваниями – вероятно, наиболее изолированная социальная группа из всех. Их осуждают, не уважают и отвергают. Они боятся отвержения со стороны других, “нормальных” людей, многие из которых могут опасаться психически больных, так что мысль о попытке завести новые дружеские связи зачастую невыносима для психически нездорового человека, и потому выбором часто становится полнейшее избежание контакта. Или же они могут прилагать колоссальные усилия, чтобы скрыть свое состояние от других, что приводит к дополнительному стрессу и беспокойству о том, что их настоящее состояние вылезет наружу.

Иногда бывает, что серьезно психически больной человек становится бездомным. Это само по себе изолирует, и теперь они должны страдать от двойного клеймения – быть не только психически больным, но еще и бездомным.

Еще одна причина, по которой человек с психическим заболеванием может испытывать социальную изоляцию, является характер их психического заболевания. Социальные фобии, такие как агорафобия, тяжелый случай тревожности или депрессии часто приводят к тому, что человек боится выходить на улицу в общество.

Когда кто-нибудь, психически больной или нет, не имеет достаточного количества социальных контактов, это влияет на человека не только морально, но и физически. Одиночество провоцирует стресс, что негативно сказывается на здоровье. Помимо этого, могут быть затронуты память и способность к обучению. Высокое кровяное давление также встречается. Эти негативные факторы могут быть триггером депрессии и алкоголизма.

Представьте себе последствия, если вы уже в депрессии или страдаете от других психологических заболеваний – одиночество вашу ситуацию может только усугубить. Сочетание одиночества и потери чувства собственного достоинства приводят многих психически больных к мысли, что они бесполезны, и поэтому они живут с низкой самооценкой и чувством безнадежности.

Социальная изоляция является как причиной, так и следствием психического расстройства. Когда человек замыкается, он сталкивается с более серьезными расстройствами. И с большим количеством психических расстройств, он хочет изолироваться еще больше. Этот порочный круг толкает многих людей с тяжелыми психическими заболеваниями к жизни в одиночестве и социальной сегрегации.

Наконец, многие люди с тяжелыми психическими расстройствами говорят, что стигма, связанная с их заболеванием угнетает так же , как и сами симптомы . Эта стигматизация не только мешает им общаться с другими людьми , но может предотвратить их от обращения за помощью к врачам , что в свою очередь подвергает их большему риску самоубийства .

Слишком часто общественность не понимает проблем психически больных, да и не хочет попытаться понять . Но понимая, что испытывают многие люди, находясь в “свободе от социума” не по своей воле, пересматриваешь саму концепцию. Но если вы все-таки ее хотите, эту свободу, то поначалу, по меньшей мере убедитесь, что полностью здоровы психически, иначе свобода превратится в заточение.

Загрузка...