Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Проблема периодизации детских возрастов в современной психологии. Проблема периодизации психического развития в психологии развития. Здесь выделяют две подстадии

Личности
Личность, по Выготскому, есть понятие социальное. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного развития. Выделение этапов психического развития основывается на внутренних закономерностях самого этого развития и составляет периодизацию развития личности.

Развитие может быть биологическим, психическим и личностным.
Биологическое – это созревание анатомо-физиологических структур. Психическое – закономерное изменение психических процессов, которое выражается в количественных и качественных преобразованиях. Личностное – формирование личности в результате социализации и воспитания.

Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего, тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития. Так, отставание в интеллектуальном развитии на 6 месяцев для детей 2 лет будет очень серьезным показателем неблагополучия, тогда как, то же отставание для ребенка 6 лет, будет рассматриваться как некоторое снижение темпа развития, а у ребенка 16 лет оценивается незначительное.
Вторая особенность состоит в гетерохронности (гетеро - греч. другой, хронос - время) развития.

Возрастные циклы жизни человека имеют разную периодизацию. В зависимости от критерия выделяются разные периоды в жизни человека в разных психологических концепциях. Однако, не смотря на разные основания периодизаций развития, большинство теорий выделяют одни и те же возрастные этапы. Например, младенческий период описывается как возраст становления доверия к миру (Э.Эриксон), или период оральной стадии (З.Фрейд), или период тесного эмоционального общения с матерью (Д.Б. Эльконин), или стадии сенсомоторного интеллекта (Ж.Пиаже). Разные концепции выделяют в качестве главного признака этого этапа разные стороны психического развития. Но все они выделяют именно этот возрастной цикл как качественно особый этап психического развития человека.

Для Л.С. Выготского развитие – это, прежде всего, возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое «не падает с неба», как писал Л.С. Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.

Источником развития является социальная среда. Каждый шаг в развитии ребенка меняет влияние на него среды: среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной ситуации к следующей. Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития» – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.

В основу периодизации жизненного цикла человека Выготский положил чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы характеризуются революционными изменениями, критерием которых является появление новообразований . Таким образом, каждый этап жизни открывается кризисом (сопровождающимся появлением тех или иных новообразований), за которым следует период стабильного развития, когда происходит освоение новообразований.

Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития . Зона ближайшего развития - «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющая задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.

Теория Эльконина. Основанием для периодизации психического развития для Д.Б. Эльконина послужили положения культурно - исторической теории Л.С.Выготского и теория деятельности А.Н.Леонтьева. Источником психического развития является внешняя практическая деятельность ребенка. Однако не всякая деятельность становится источником психического развития. В рамках ведущей деятельности происходит формирование центральных возрастных новообразований. Развитие ребенка изначально социально. В социальном взаимодействии лежат истоки психических новообразований.

С позиции деятельностного подхода, центральным, базовым понятием является понятие ведущей деятельности , предложенное А.Н.Леонтьевым. ВД – деятельность, которая доминирует в каждом возрастном периоде и тем самым определяет возникновение и развитие в этом периоде основных психических новообразований. Анализируя развитие человека от рождения до юношеского возраста, Эльконин выделяет 6 основных периодов психического развития.

1. от рождения до 1 года. Младенческий возраст. ВД – непосредственно-эмоциональное общение. В возрасте 2ух месяцев возникает комплекс оживления, выражение радости при виде знакомого лица. Устанавливается эмоциональный контакт, у ребенка возникает потребность в этом контакте, он его ищет и как раз, по Эльконину, это непосредственно-эмоциональное общение является той ВД, которая определяет психическое развитие. Этот контакт - основа первоначальной социализации. То, что это общение является важным в жизни ребенка показывают наблюдения за детьми, которые по разным причинам были лишены такого общения – явление «госпитализм»

У этих детей явно отмечается задержка развития всех психических функций.

2. от 1 до 3 ех лет. Раннее детство. ВД – предметно-манипулятивная деятельность. В этом возрасте ребенок совершает много предметных действий. В ходе этой деятельности он познает свойства предметов окружающего мира, осваивает внешнее пространство и у него формируется необходимое для осуществления действия с предметами предметные навыки.

3.С 3ех до 7 лет. Дошкольный возраст. ВД – ролевая игра. Эльконин протестовал против обучения ребенка с 6 лет. Он в этом возрасте должен играть – для него это естественная деятельность, которая определяет его психическое развитие. Ролевая игра требует подчинения правилам и нормам поведения. 4.7-12 лет. Младший школьный возраст. ВД – учебная деятельность . Школа становится центром, вокруг которого строится основная жизнь ребенка. В процессе обучения происходит развитие познания, и приобретаются какие-то умственные умения и навыки.

5. С 12 до 17 лет. Подростковый возраст. ВД – общение со сверстниками . Ребенка тянет на улицу, к сверстникам. В этом общении, по Эльконину, проходит большая часть жизни. В этот период начинают формироваться общие мировоззренческие взгляды на отношения между людьми, точка зрения в отношении себя, своего будущего, возникают нравственные ценности. Все психические эти новообразования рождаются в контакте ребенка со своими сверстниками.

6.от 17 лет. С этого момента ВД – учебно-профессиональная деятельность . Эта деятельность становится главной в жизни человека, она определяет основное дальнейшее психическое развитие.

Эти 6 периодов развития Эльконин формирует в 3 эпохи, которые отделены друг от друга возрастными кризисами 3ех и 12ти лет. В каждую эпоху входит по 2 периода. 1 – младенческий и раннее детство. 2. Дошкольный и младший школьный. 3.Подростковый и дальше.

Развитие идет диалектически, 1ым периодом внутри каждой эпохи свойственны такие ВД, которые в большей степени определяют развитие мотивационной сферы, а во вторых периодах каждой из эпох происходит развитие познавательной сферы человека и его умений и навыков.

Периодизация развития личности З.Фрейда Согласно З.Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Движущей силой развития личности является врожденная энергия либидо (сексуальная энергия). В разные возрастные периоды развития человека она реализуется через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Если либидо не получает своего удовлетворения на данном этапе развития или удовлетворяется неадекватным образом, то происходит остановка развития человека на данной стадии и у него фиксируются определенные черты личности.

Зигмунд Фрейд разделял развитие личности на этапы в соответсвии с эрогенной зоной, которая становится главенствующей в определенный период. Фрейд выделили таким образом четыре стадии:

Оральная стадия (от рождения до 18 месяцев) Ребенок полностью зависит от родителей. И так как основными желаниями ребенка является еда и сон, то рот - его основной источник получения удовольствия, удовлетворения потребностей. Исходя из этого, Фрейд выделил два типа личности: орально-пассивный - доверчивая, оптимистичная личность, которая нуждается в "материнской" опеке; орально-агрессивный - пессимистичная, цинничная личность, стремящаяся к спорам и конфликтам, такая личность стремиться командовать людьми, использовать их в своих интересах .

Анальная стадия (от 18 месяцев до 3 лет жизни) в этом возрасте ребенок начинает учиться управлять своим телом. На этом этапе развития начинают развитие самоконтроль и саморегуляция. На основе анальной стадии различаются такие типы личности, как анально-удерживающий (упрямая, педантичная личность) и анально-выталкивающий (вклонная к разрушению, жестокая личность).

Фаллическая стадия (от трех до шести лет). Ребенок начинает изучать себя, в первую очередь, свои гениталии. Именно на этой стадии дети стыкаются с такой проблемой как Эдипов комплекс и комплекс Электры. Проблемой для будущего развития личности может стать фиксация на фаллической стадии.

Латентный период (6-7 лет). По мнению Фрейда, на этом этапе сексуальность личности затихает. Этот период изучался Фрейдом меньше всех остальных.

Генитальная стадия (от зрелости до смерти) в организме человека происходят изменения - он созревает для ведения половой жизни. При нормальном развитии, это ведет к выбору постоянного партнера и созданию семьи. Личность, достигшая генитального характера способна контролировать свои действия.

Теория З.Фрейда сводит все богатство человеческой личности к психосексуальному развитию. Занимая важное место в человеческой жизни, психосексуальное развитие не может служить единственным стержнем личностного становления. Более того, представляя развитие личности как развертывание некой биологически заданной энергии, Фрейд по сути отказывает человеку в возможности собственного выбора, самосовершенствования.

Ограничения концепции развития личности З.Фрейда были компенсированы в теории развития эго-идентичности (тождественности Я) Э.Эриксона, который был последователем Фрейда, развивал психоанализ, однако внес существенные изменения в понимание движущих сил развития человеческой личности. Расширил психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

Теорию Эриксона называют также эпигенетической теорией развития личности (эпи от греч. - сверх, после, + генез - развитие). Эриксон не отказываясь от основ психоанализа, развил идею ведущей роли социальных условий, социума в развитии представлений человека о своем Я.

Эриксон предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития, существуют стадии развития Я, в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Становление личности, по Эриксону, не заканчивается в подростковом возрасте, а происходит всю жизнь.

Эриксон описал восемь кризисов в развитии эго (Я) - идентичности человека и, таким образов, представил свою картину периодизации жизненного цикла человека.

Стадии:

1.от рождения до года . Базовое доверие – Базовое недоверие . Нормальное развитие предполагает формирование базового доверия. Базовое доверие – общее отношение ребенка к жизни, которое характеризуется тем, что ребенок в целом принимает жизнь, относится к ней положительно, ему интересно жить, комфортно, он чувствует себя в безопасности. Важнейший фактор, влияющий на формирование базового доверия – отношение к нему родителей, если с их стороны - любовь, забота, внимание, если удовлетворяют насущные потребности ребенка, то все это формирует и способствует возникновению и развитию чувства доверия ребенка к жизни. Если он вследствие плохого ухода, испытывает негативные эмоции, стресс, формируется базовое недоверие к жизни. Но не только к окружению все сводится, это не единственный фактор. Анатомо-физиологический фактор тоже играет роль – если есть дефект, заболевание, тоже не способствует базовому доверию.

2.от года до 3ех лет. Автономия – Стыд, сомнение . В этот период наиболее важным для нормального развития является начало развития его самостоятельности и тем самым приобретение уверенности в том, что многие действия может совершить сам, не опираясь на поддержку и советы взрослых. Родители в это период должны всячески поощрять самостоятельность ребенка в разумны пределах , а если они чрезмерно ограничивают проявления самостоятельности, начинает проявляться зависимость от взрослых и основными ее проявлениями являются повышенная стыдливость и нерешительность. Стыдливость - это проявление зависимости от мнений и оценок других, при необходимости совершить какие-то действия ребенок начинает в большей степени полагаться не на самого себя, а на то, как будет выглядеть его поведение в глазах других людей. Нерешительность – обратная сторона неуверенности ребенка в своих собственных силах в том, что он может сделать что-то сам не прибегая к помощи взрослых.

3.От 3ех до 6 лет. Инициатива – Чувство вины. Инициатива – проявление человеком собственной активности в постановке различных целей и их достижении. В этот период у нормально развивающихся детей наблюдается множество самых разных инициатив, они стремятся сами что-то узнать, задают много вопросов взрослым, сами стремятся к общению со сверстниками, к совместным играм, придумывают для себя различные занятия. Родители на этом этапе должны поддерживать и поощрять развитие у детей инициативы. У детей следует подкреплять не столько конечные результаты самостоятельной деятельности, сколько сами факты проявления ими инициативы. В этом возрасте результаты инициативной деятельности детей не могут быть по меркам взрослых достаточно успешными и могут даже мешать, и если к этим результатам взрослый чрезмерно критичен, то у детей начинает задерживаться развитие инициативы и вместо этого начинает формироваться чувство вины как реакция на негативную оценку взрослых этих, с их точки зрения, неудачных проявлений инициатив.(пример: «не делай, ты мне мешаешь»).

4. от 6 до 12 лет . Трудолюбие против чувства неполноценности . Самым важным для нормального развития личности является формирование желания трудиться и достигать успехов в результатах своей трудовой деятельности. Ребенок должен осознать и почувствовать, что трудолюбие и качества, что связаны с достижением успехов в трудовой деятельности - усидчивость, прилежание и т.п. – являются и для общества и для общества ценными и желаемыми качествами. Если трудолюбие не сформировано, по Эриксону, человек начинает испытывать неудачи в трудовой деятельности, например, в школьном обучении. Окружающие в связи с этим начинают относиться к нему как к неудачнику, что может вести к снижению самооценки и формированию у него стойкого чувства неполноценности.

5. от 12 до 19 лет. Идентичность-смешение ролей . Подростковый возраст(юношеский) возраст переходный. Переход от детства к взрослости. В течение этого возраста у нормально развивающегося человека должен измениться весь образ жизни, он должен перейти от детского образа жизни к взрослому, то есть стать полноценным членом общества, то есть найти в нем определенное место и функции. Этот период должен предполагать также и кардинальную перестройку всей личности подростка, должна сформироваться новая личность, которая соответствовала бы требованиям общества, а значит, способствовала бы его адаптации к жизни среди взрослых членов этого общества. Эриксон делает акцент на необходимости формирования у подростка новых представлений о себе, включающих как важнейшее представление о своих социальных ролях. Вот эти новые представления о себе должны содержать для подростка ответы на такие важные вопросы, которые обращены прежде всего к самому себе – какой я человек, каковы мои ценности, идеалы, интересы, как я должен себя вести и т.д. Если в результате формирования этой новой личности у подростка складываются некие устойчивые представления о себе, которые еще и совпадают с представлениями о нем других людей, то в этом случае, по Эриксону, Я подростка обретает новую идентичность взамен той, которая была у него до начала подросткового возраста. Что такое идентичность? Идентичность – во-первых, непосредственное восприятие индивидом своей длящейся самотождественности , во-вторых, восприятие того факта, что другие люди также видят эту длящуюся самотождественность. (Я воспринимаю себя константно, как некую устойчивую, сложившуюся личность и другие во многом воспринимают также). Отсутствие идентичности тесно связанное с отсутствием у подростка представлений о себе, о своих социальных ролях, Эриксон обозначает как смешение ролей.

6.От 20 до 25 лет . Близость-изоляция . Нормальное развитие уже взрослого человек предполагает установление им близких отношений с другими людьми. Эти отношения характеризуются прежде всего желанием и готовностью человека посвятить человека часть своей жизни кому-то другому, заботится, нести ответственность, хранить верность и т.п. Одним из условий позволяющих человеку реализовать в полной мере близкие отношения – создание семьи, но отношения близости не только это - есть еще и дружба и т.п. Если установить такие отношения не удается, то человек начинает испытывать дискомфорт от своей изоляции.

7. от 26 до 64 лет. Генеративность – стагнация . По Эриксону, в этот период человека необходимо человеку определиться с направленностью своей жизни. Направленность - генеративность - труд на благо других людей и общества в целом. Эта направленность может проявляться в том, что человек стремится передать свой жизненный опыт и знания другому поколению, не только преподавательская деятельность, но и близким людям или стремится внести какой-то вклад в развитие культуры или общества . Аномальное развитие личности связано с направленностью жизни человека исключительно на собственное благополучие и заботу о себе, такая направленность – стагнация или застой.

8. от 65 лет. Целостность Я (интегративность) - отчаянье . Эта стадия рассматривается как итоговая. Тут человеку уже почти невозможно кардинальным образом изменить свою жизнь и ему остается только «расплачиваться» за тот путь, который он прошел. Если на каждой из 7 этапов или далее развитие личности шло в нормальном направлении, то Я человека обретает целостность. Эти термином он обозначает глобальное ощущение самого себя, которое включает в себя удовлетворенность прожитой жизнью. Жизнь удалась, прожита не зря. Такие люди спокойно относятся к смерти. При аномальном развитии человек на этом этапе начинает испытывать отчаяние по поводу неудавшейся жизни, у таких людей как раз и наблюдается страх смерти.

Периодизация морального развития по Кольбергу.

Три периода:


  1. преконвенционный (стадии гетерономной морали: последствие, избегание наказания - тюрьма; инструментального индивидуализма/равноценного обмена: ты – мне, я – тебе; должен был украсть лекарство, потому как если бы у него был рак, то он бы хотел, чтобы кто-то украл и для него),

  2. конвенционный (взаимных ожиданий и взаимоотношений/межличностной конформности: цену назначить нельзя, не делай другому того, чего бы не пожелал себе; ориентации на социальный закон и порядок: его долг спасти жену, но против закона идти нельзя, надо вернуть деньги),

  3. постконвенционный (социального контракта – на основе учета прав личности: есть случаи, когда можно нарушать закон. Каждый сам оценивает результаты своих поступков; универсальных этических принципов: жизнь человека высшая ценность, кража оправдана).

Введение

Возраст - в психологии - категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического - временные характеристики индивидуального развития. Нужно различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития - в рамках отдельных процессов психических. Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление коих и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепции возраст рассматривается как суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, сходящихся со многими сложными явлениями oбщественно-экономического развития человека в конкретных условиях.

В истории становления возрастной психологии было представлено достаточно много подходов к решению вопроса о возрастной периодизации.

В отечественной возрастной психологии наиболее распространенной является периодизация Д. Эльконина.

Цель работы: дать характеристику каждого возрастного периода по Эльконину.

Задачи работы:

рассмотреть проблема периодизации психического развития;

рассмотреть периодизацию психического развития Д.Б. Эльконина

Проблема периодизации психического развития

Д.Б. Эльконин писал, что проблема периодизации психического развития в детском возрасте является фундаментальной проблемой детской психологии. Ее разработка имеет важное теоретическое значение, ибо через определение периодов психического развития и через выявление закономерностей переходов от одного периода к другому, в конечном счете, может быть решена проблема движущих сил психического развития. От правильного решения проблемы периодизации во многом зависит построение системы воспитания и обучения детей.

Д.Б. Элькониным определены основные подходы к проблеме периодизации:

исторический подход к темпам развития и к вопросу о возникновении отдельных периодов детства в ходе исторического развития человечества;

подход к каждому возрастному периоду с точки зрения того места, которое он занимает в общем цикле психического развития ребенка;

представление о психическом развитии как о процессе диалектически противоречивом, протекающим не эволюционным путем, а путем перерывов непрерывности, возникновения в ходе развития качественно новых образований;

выделение, как обязательных и необходимых переломных, критических точек в психическом развитии, являющихся важными объективными показателями переходов от одного периода к другому;

выделение различных по своему характеру переходов и в связи с этим различение в психическом развитии эпох, стадий, фаз. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005. - С. 50

Согласно Д.Б. Эльконину, при создании возрастной периодизации целесообразно оперировать системой "ребенок в обществе", внутри которой существуют системы "ребенок - вещь" и "ребенок - отдельный взрослый". Из двух самостоятельных они превращаются в единую, существенно изменяя свое содержание. В системе "ребенок - вещь" вещи, обладающие определенными физическими и пространственными свойствами, начинают открываться ребенку как общественные предметы, главным образом выработанные способами действий с ними. Система "ребенок - вещь" в действительности является системой "ребенок - общественный предмет" Общественно выработанные способы действий с предметом не даны непосредственно как некие физические характеристики вещей. На предмете не указаны его общественное происхождение, способы действий с ним. Поэтому овладение этим предметом невозможно путем простого "уравновешивания" с его физическими свойствами. Внутренне необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с этим предметом (ложкой он ест, лопаткой копает и т.п.).

При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами происходит формирование ребенка как члена общества, включая его интеллектуальные, познавательные и физические силы. Для самого ребенка это развитие представлено прежде всего как расширение сферы и повышение уровня овладения действий с предметами. Именно по этому параметру дети сравнивают свой уровень, свои возможности с уровнем и возможностями других детей и взрослых. В процессе такого сравнения взрослый открывается ребенку не только как носитель общественных способов действий с предметами, но и как человек, решающий определенные общественные задачи.

В системе "ребенок - взрослый" взрослый начинает выступать как носитель определенных видов деятельностей, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми, подчиняющийся определенным нормам. При этом на самой деятельности взрослого внешне не указаны ее мотивы и задачи. Внешне она выступает перед ребенком как производство и преобразование предметов и вещей. Поэтому возникает необходимость процесса усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и норм человеческих взаимоотношений. А взрослый как раз и выступает перед ребенком как носитель сложных способов действий, эталонов и мер, необходимых в свободной ориентировке в мире. Таким образом, по мнению Д.Б. Эльконина, деятельность ребенка внутри систем "ребенок - общественный предмет" и "ребенок - общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором формируется его личность. В каждый возрастной период эта деятельность специфична. Так, для младенцев, согласно исследованиям М.И. Лисиной, такой деятельностью является непосредственное эмоциональное общение со взрослыми. Внутри этой деятельности формируются ориентировочные и сенсомоторные действия. Яркой иллюстрацией такого общения служит "комплекс оживления" как сложное комплексное действие, решающее коммуникативную задачу и осуществляемое особыми средствами. Этими же исследованиями доказано, что дефицит эмоционального общения оказывает серьезное негативное влияние на психическое развитие в этот период Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. - 3-е издание. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С. 124.

В раннем детстве установлен переход ребенка к собственно предметным действиям, непосредственное эмоциональное общение со взрослыми уступает место деловому практическому сотрудничеству.

В раннем детстве ученые отмечают своеобразный "предметный фетишизм" - ребёнок занят предметом и действием с ним. На основе активного овладения предметно-орудийными операциями развивается "практический интеллект".

Для дошкольного детства определяющей развитие деятельностью является игра в ее наиболее развернутой форме - ролевая игра. Благодаря особым игровым приемам, к числу которых относятся: принятие на себя роли взрослого, обобщенный характер воспроизведения предметных действий, использование предметов-заменителей, ребенок моделирует в игре отношения людей и их жизнь. То есть игра "включает" его в жизнь. Ролевая игра есть деятельность, дающая ребенку-дошкольнику ориентацию в самых фундаментальных вопросах человеческой жизни. По сути игра - это школа социализации.

Для психического и умственного развития детей школьного возраста наиболее значимо учение. Учебная деятельность обеспечивает усвоение новых знаний, интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных возможностей.

Учебная деятельность опосредует всю систему отношений ребенка со взрослыми в этот возрастной период.

Для подростка учебная деятельность остается чрезвычайно значимой, т.к ее результаты остаются главными критериями оценки его взрослыми.

Однако в исследованиях Т.В. Драгуновой и Д.Б. Эльконина была открыта специфически подростковая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками.

В этой деятельности воспроизводятся те отношения, которые характеризуют взрослых людей. Причем происходит углубленная ориентация в этих отношениях и их усвоение. Внутри этой деятельности формируются взгляды на жизнь, на свое будущее (личные смыслы жизни) и самосознание как "социальное сознание, перенесенное внутрь". Выготский Л.С. Проблема возраста// Собр.соч.: в 6 т. М., 1984. Т.4 - С.244-268.

Определяя значимость для каждого возрастного периода того или иного вида деятельности, можно сказать, что она ведет за собой психическое развитие.

Поэтому целесообразно говорить о ней как о ведущей деятельности. Рассмотрение ведущих видов деятельностей показывает, что в детском развитии имеют место периоды, дающие преимущественное осмысление задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе - развитие мотивационно-потребностной сферы, а также периоды, где преимущественно усваиваются способы действий, а значит - происходит формирование интеллектуально-познавательных возможностей детей.

Общеизвестно, что в процессе индивидуального развития индивид проходит ряд стадий, ступеней, которые качественно отличаются друг от друга и характеризуются специфическим функционированием и соотношением психических процессов, а также особыми личностными образованиями.

Однако возникают трудности в определении возрастных границ этих стадий и критериев периодизации. Главная трудность заключается в том, что индивидуальное развитие личности происходит в трех системах отсчета, осями которых является время: биологическое, социальное и психологическое.

Проблема критериев периодизации развития в психологической науке поднималась неоднократно, при этом в основу классификации возрастных периодов закладывались биологические, социальные и психологические параметры, которые нередко смешивались между собой. Первая календарная периодизация была предложена Пифагором . В жизни человека им было выделено четыре периода .

  1. Весна, до 20 лет - период становления, характеризуемый как «время не работать».
  2. Лето, до 40 лет - молодость, возраст, рассматривающийся как «время работать».
  3. Осень, до 60 лет - расцвет сил, период, когда наступает «время работать с наибольшей отдачей».
  4. Зима, 60-80 лет - старость и угасание, время спада работоспособности.

Таким образом, в основу этой периодизации был положен социальный критерий - способность приносить пользу обществу.

В возрастной и детской психологии выделяется группа периодизаций, основанных на биологическом принципе , например периодизации Ст. Холла, А. Гезелла, 3. Фрейда, П. П. Блонского и др.

Анализ и систематизация имеющихся подходов в решении вопроса о периодизации психического развития были осуществлены Л. С. Выготским. В соответствии с теоретическими основами предложенных в науке схем периодизации детского развития он подразделял их на три основные группы.

В первую группу вошли периодизации, предусматривающие не расчленение самого хода развития ребенка, а выделение периодов на основе ступенчато образного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием. К этой группе Л. С. Выготский отнес периодизации, базирующиеся на биогенетическом принципе, где за основу принимаются этапы филогенетического развития. Таковы, например, концепции К. Бюлера, Гетчинсона, в которых обнаруживается стремление рассматривать периоды детского развития по аналогии с развитием животного мира или этапами человеческой культуры.

К. Бюлер никогда не причислял себя к биогенетикам, однако его взгляды свидетельствуют о приверженности теории рекапитуляции: этапы развития ребенка отождествлялись им со ступенями развития животных. В развитии ребенка, так же как и в развитии животного, К. Бюлер выделял три ступени развития: инстинкт, дрессура и интеллект.

Гетчинсон , ученик Ст. Холла, на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. При этом действительные факты, наблюдавшиеся в развитии ребенка, объяснялись изменением способа добывания пищи, который является, по мнению Гетчинсона, ведущим не только для биологического, но и для психического развития. Он выделил пять фаз, границы которых не были жесткими, поэтому конец одной стадии не совпадал с началом другой:

  • от рождения до 5 лет - стадия рытья и копания: на этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;
  • от 5 до 8 лет - стадия охоты и захвата: эта ступень развития характеризуется тем, что дети начинают бояться чужих, у ни появляются агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;
  • от 8 до 12 лет - пастушеская стадия: в этот период дети стремятся иметь собственный уголок, строят его обычно во дворе, в лесу, но не в доме; любят животных и стремятся их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать; у детей, особенно у девочек, появляется стремление к ласке и нежности;
  • от 11 до 15 лет - земледельческая стадия: связана с интересом к погоде, явлениям природы, с любовью к садоводству; в это время у детей появляются наблюдательность и осмотрительность;
  • от 14 до 20 лет - стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека: в это время дети начинают осознавать роль денег, значение арифметики и других точных наук, возникает стремление меняться различными предметами.

Гетчинсон считал, что эра цивилизованного человека начинается с пастушеской стадии, то есть с 8 лет, и именно с этого возраста человека можно систематически обучать, что было невозможно на предыдущих стадиях.

Как отмечал Л. С. Выготский, не все попытки периодизаций этой группы в одинаковой мере несостоятельны, так как в ней присутствуют классификации в соответствии со ступенями воспитания и образования ребенка, со структурой системы образования, принятой в данной стране. К этой группе можно отнести периодизацию французского психолога Р. Заззо, в которой детское развитие в соответствии с принятыми ступенями обучения подразделено на следующие периоды: отО до 3 лет, 3-6 лет, 6-9 лет, 9-12 лет, 12-15лет, 15-19 лет. И хотя подход к выделению периодов на основе ступеней образования рассматривался Л. С. Выготским как ошибочный, он в значительной мере приближается к истинному определению стадий детства, поскольку само разделение воспитания на ступени опирается на большой педагогический опыт.

Ко второй группе Л. С. Выготским были причислены многочисленные попытки, направленные на выделение какого-либо одного признака как условного критерия разделения детства на периоды. Типичным примером могут служить периодизации П. П. Блонского и 3. Фрейда.

П. П. Блонский видел в детском возрасте последовательную смену трех эпох, определяемую дентицией, то есть появлением зубов: беззубое детство (от 8 месяцев до 2-2,5 лет), детство молочных зубов (приблизительно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (заканчивается с появлением третьих задних коренных зубов - «зубов мудрости»). В прорезывании молочных зубов, в свою очередь, П. П. Блонский различал три стадии: абсолютно беззубое детство (первое полугодие), стадия прорезывания зубов (второе полугодие), стадия прорезывания промуляров и клыков (третий год жизни).

В других периодизациях, построенных по тому же принципу, выдвигаются психологические критерии. Такова периодизация В. Штерна. Он различал раннее детство, для которого характерна лишь игровая деятельность (до 6 лет), следующим идет период сознательного учения с разделением игры и труда; период юношеского созревания (14-18 лет) характеризуется развитием самостоятельности личности и определением планов дальнейшей жизни. В то же время следует отметить, что В. Штерн, как и другие его современники, был сторонником теории рекапитуляции, поэтому развитие ребенка связывалось им с этапами эволюции животного мира и человечества.

В соответствии со взглядами В. Штерна , ребенок в первые месяцы младенчества с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего", во втором полугодии он осваивает схватывание предметов и отличается подражательностью, что свидетельствует о достижении стадии высшего млекопитающего - обезьяны. В дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает начальных ступеней человеческого состояния; в первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов; поступление в школу, связанное с овладением более широкими социальными обязанностями, говорит о вступлении ребенка в культуру с ее государственными и экономическими организациями и т. п.

З. Фрейд , в соответствии со своей сексуальной теории психики, сводил стадии развития психики к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам сексуальной энергии. Каждая стадия, по Фрейду, имеет свою сексуальную зону, возбуждение которой создает либидозное удовольствие.

  • Оральная стадия (0-1 год). Источник удовольствия сосредоточен на зоне активности, связанной с кормлением. Ведущей эрогенной зоной является рот - орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Эта стадия подразделяется на две фазы: раннюю (первое полугодие), когда ребенок еще не отделяет своих ощущений от объекта, которым они были вызваны, и позднюю (второе полугодие), когда начинает формироваться представление о другом объекте (матери), существе, независимом от него.
  • Анальная стадия (1-3 года). На этой стадии энергия либидо концентрируется вокруг ануса, который становится предметом внимания ребенка, приучаемого к контролю за естественными отправлениями организма. Отмечается, что к этому моменту уже полностью образована инстанция «Я» и она способна контролировать импульсы «Оно».
  • Фаллическая стадия (3-5 лет). Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Дети начинают осознавать половые различия, испытывают привязанность к взрослым людям, прежде всего к родителям. На этой стадии дифференцируется инстанция «Я». Таким образом, к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом.
  • Латентная стадия (5 - 12лет) характеризуется снижением полового интереса. Инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта и установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.
  • Генитальная стадия (12 - 18лет). Этой стадии присуще возрастание детских сексуальных устремлений: все бывшие эрогенные зоны объединяются и подросток, сточки зрения 3. Фрейда, стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению. Однако такого рода общение может быть затруднено, и тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к той или иной из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями.

По мнению Л. С. Выготского, периодизации этой группы также отличает определенная несостоятельность в силу следующих обстоятельств. Во-первых, авторами берется за основу субъективно выбранный критерий, в зависимости оттого, на какой стороне остановит свое внимание исследователь. Во-вторых, недостатком является выделение единого критерия для всех возрастов, в то время как в ходе развития изменяется ценность, значение выбранного признака. Например, признак полового созревания важен для подросткового возраста, но не имеет существенного значения в предшествующих возрастах. Третий недостаток указанных схем, подчеркивал Л. С. Выготский, состоит в том, что они ориентированы на исследование внешних признаков, а не внутренней сущности детского развития, внутренних закономерностей этого процесса.

Третья группа попыток разделить детское развитие на стадии характеризуется стремлением перейти от «чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития»". В то же время обращает на себя внимание и половинчатость в разрешении поставленной задачи выделения периодов развития. В качестве примера Л. С. Выготский предлагал рассматривать здесь периодизацию А. Гезелла, построенную в соответствии с внутренним темпом и ритмом детского развития.

Гезелл обратил внимание на снижение темпов развития с возрастом, на основе чего им был сделан вывод о том, что чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его психике. Л. С. Выготский, соглашаясь с положением о максимальном темпе развития элементарных функций в ранних возрастах, подчеркивал, однако, что нельзя в развитии ограничиваться схемой «больше-меньше»: если рассматривать формирование высших психических функций, то здесь результат будет обратным - темп и ритм их является минимальным в первые годы жизни и максимальным в ее финале.

Проблема периодизации детского развития и поиска ее критериев не стала менее актуальной в последующие годы. И хотя ученые опирались при этом на психологические критерии (например, в концепции Ж. Пиаже стадии психического развития отождествляются со ступенями развития интеллекта), значительная часть периодизаций не смогла решить правильно вопрос о выделении периодов развития ребенка.

Из зарубежных концепций психического развития заслуживает внимания концепция французского психолога А. Валлона, в которой намеченные стадии отражают становление личности ребенка.

А. Валлон считал, что психическое развитие представляет собой последовательную смену стадий. Переход от одной стадии к другой - это не просто результат накопления количественных изменений, а качественная реорганизация психики. Согласно его представлениям, детское развитие подразделяется на следующие стадии.

  1. Стадия внутриутробного развития.
  2. Стадия моторной импульсивности - до 6 месяцев. Это период начала формирования условных рефлексов, возникновения комплекса оживления.
  3. Эмоциональная стадия - до 1 года. В этот период ребенок полностью погружен в свои эмоции, благодаря этому он сливается с соответствующими ситуациями, которые вызывают эти эмоциональные реакции. Ребенок не способен воспринимать себя как существо, отличное от других людей, как отдельного человека.
  4. Сенсомоторная стадия - 1 -3 года. На этой стадии проявляется интерес к внешнему миру, формируются навыки хождения, речи. Поведение ребенка показывает, что в этот период он постоянно чем-то занят: исследует предметы, играет, общается со взрослыми и детьми, постоянно меняясь ролями с партнерами. Но при этом он еще не может отделить своих действий от действий партнера - они остаются для него частью целого. К трехлетнему возрасту слияние взрослого и ребенка неожиданно исчезает, и личность вступает в период утверждения и отстаивания собственной самостоятельности, что приводит ее ко многим конфликтам.
  5. Стадия персонализма - от 3 до 12-13 лет: включает в себя два периода, смена которых происходит в возрасте около 7 лет. Это стадия позитивного становления личности, ее самосознания и возрастания самостоятельности. В первый период воспитание ребенка, как указывает А. Валлон, должно быть насыщено симпатией, привязанностью к людям. Если лишить ребенка этой привязанности, это может привести к страхам и тревожным переживаниям.
  6. Стадия полового созревания и юношества - 12-18 лет.

Итак, в истории детской психологии неоднократно предпринимались попытки расчленения детского развития на периоды. Однако следует признать, что выделяемые большинством ученых критерии не отражают объективных внутренних законов детского развития.

Фундаментальной проблемой онтогенетической психологии является проблема периодизации психического развития. Она достаточно полно разработана в исследованиях ведущих отечественных и зарубежных психологов (Ананьев, 1968; Басов, 1928; Блонский, 1979; Баллон, 1967; Выготский. 19831984; Эльконин, 1971; Запорожец, 1986; Buhler. 1962; Erikson, 1963; Gezell. 1954; Piaget, 1967; и др.).

Учитывая сложность систематики психического развития ребенка и подростка, некоторые авторы пытались построить периодизацию на односторонних психологических или психоаналитических основах. Критика такого подхода была дана еще Л. С. Выготским, который на основе обобщения исследований по периодизации психического развития с конца XIX - начала XX века выделяет три основные группы исследований по данной проблеме.

К первой группе Выготский относит представителей биогенетических концепций, проводящих параллели между развитием человечества и развитием ребенка, а также представителей вульгарносоциологизаторских теорий, которые пытаются связать категории детства со ступенями воспитания и образования.

Исследователи второй группы, по мнению Выготского, пытаются выделить условные критерии отдельных признаков детства. Типичным представителем данного направления является Шарлотта Бюллер, которая выделяет пять стадий в развитии ребенка на основе формирования его потребностей :

§ Первая стадия (первый год жизни ребенка) - стадия «объективизации», во время которой ребенку открывается «окно во внешний мир», формируются его первые субъективные связи с предметами.

§ Вторая стадия (от 2 до 6 лет) - стадия расширения связей со средой при помощи речи.

§ Третья стадия (от 6 до 10 лет) - стадия «объективизации». Эта стадия характеризуется приспособлением ребенка к условиям семьи и первичным пониманием своей зависимости от реальных (внешних) обстоятельств.

§ Четвертая стадия (от 10 до 13 лет) - стадия возврата к «субъективному» и главенству «Я», отличается новым «отдалением от объективности» внешнего мира, субъективным пересмотром и критикой происходящего.

§ Пятая стадия (с 13 лет) - «стадия дифференциации в сексуальном развитии и осознания культурных и социальных ценностей».

В своей схеме Ш. Бюллер выделила два основных этапа формирования представлений «Я» ребенком. На протяжении детства эти представления качественно усложняются. Тем самым автор отмечает динамику в развитии сознания и самосознания у ребенка. Однако представленная систематика упускает многие промежуточные звенья в развитии психики ребенка.



Л. С. Выготский, критикуя периодизацию психического развития Ш. Бюллер, считал, что ее основными недостатками являются субъективизм и односторонность. Исследование периодизации психического развития, по мнению Выготского, должно базироваться на изучении внутренних закономерностей развития.

Однако, несмотря на методологическую односторонность, периодизация психического развития ребенка Ш. Бюллер, на наш взгляд, является весьма ценной, так как автор достаточно полно раскрывает этапы формирования самосознания личности в онтогенезе на основе потребностномотивационной сферы. Такой подход имеет также несомненную практическую значимость.

К третьей категории исследований по периодизации психического развития Л. С. Выготский относит попытку некоторых авторов перейти от чисто симптоматического, описательного признака к выделению существенных особенностей детского развития. Такую попытку предпринял А. Гезелл, который построил свою периодизацию исходя из внутреннего ритма и темпа развития. Он выделяет шесть стадий психического развития ребенка и подростка :

§ Первая стадия (от рождения и до конца 2го года жизни) отличается знакомством ребенка с собственным телом, установлением различий между знакомыми и чужими людьми, началом ходьбы и манипулятивных игр.

§ Вторая (с конца 2го до конца 3го года) отличается формированием первых представлений о своей личности, развитием языка и началом социабельности. Эту стадию автор назвал «стадией оппозиции».

§ Третья (с конца 3го до начала 5го года жизни) отличается наличием у ребенка противоречий и повышением интереса к другим людям.

§ Четвертая (с начала 5го до конца 7го года) характеризуется появлением у ребенка интереса к кооперации и социальной дисциплине. Автор назвал ее «стадия кооперации и социальной дисциплины».



§ Пятая стадия (с 7 до 12 лет) включает в себя три главных компонента: кризисы с тенденцией к крайнему образу действий, утверждение и оформление «Я», пробуждение интереса к общественной жизни.

§ Шестая стадия (начиная с 12 лет) характеризуется тем, что ребенок становится членом социальной группы.

Возрастная периодизация А. Гезелла достаточно полно раскрывает особенности взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Однако обращает на себя внимание неоднородность, пестрота возрастных критериев, недостаточно четкое вычленение главных признаков возрастного созревания. Выготский назвал периодизацию Гезелла «половинчатой» попыткой периодизации, с остановкой на полдороги при «переходе от симптоматического к сущностному разделению возраста» (Выготский, 19831984. с. 258).

Критикуя своих предшественников, Выготский разработал основные методологические принципы построения периодизации возрастного развития ребенка и подростка, которые имеют фундаментальное значение в психологии. Он трактует психическое развитие как диалектически противоречивый процесс, протекающий не эволюционным путем, а путем «перерывов непрерывности», в результате чего возникают качественно новые образования. Выготский также вводит в психологию понятие «возрастные новообразования» и рассматривает их как «новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» (там же, с. 248).

Анализируя динамику перехода от одного возраста к другому, Выготский выделяет устойчивые, или стабильные, возрасты, когда развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка, а затем скачкообразно обнаруживается в виде какоголибо возрастного новообразования. Он выделяет также и кризисные периоды, или кризисные возрасты, являющиеся переломными, поворотными пунктами в развитии.

Дальнейшие исследования по возрастной психологии показали, что главное значение возрастных кризисов в жизни человека состоит в перестройке особенностей его психического развития. Деятельностный подход отечественных психологов к проблеме периодизации психического развития предполагает, что каждый период развития личности ребенка характеризуется определенным типом ведущей деятельности. Именно в процессе деятельности наиболее полно реализуются возможности личности, и происходит формирование новообразований. Исходя из данных положений Д. Б. Эльконин (1971) разработал концепцию психологического развития человека от рождения до совершеннолетия. Он вычленил в развитии определенные эпохи, которые, в свою очередь, делятся на периоды и фазы.

1) усвоение и развитие мотивационнопотребностной сферы личности;

2) усвоение способов действия с предметами, т. е. формирование операционнотехнических возможностей.

Для каждого периода характерна определенная ведущая деятельность, которая обеспечивает формирование то мотивационнопотребностной, то операциональнотехнической стороны развития. Противоречие между этими сторонами и выступает как движущая сила развития личности.

Б. Ф. Ломов (1984), анализируя концепцию Эльконина, подчеркивал, что изменяющиеся связи между мотивационнопотребностной и операциональнотехнической сторонами деятельности являются существенными для развития личности, но они не раскрывают развитие ее взаимоотношений с другими людьми. Процесс общения является важным психологическим фактором в развитии личности.

В работах М. И. Лисиной (1974, 1986) раскрыты этапы формирования общения в онтогенезе и основные мотивы общения в дошкольном возрасте. Автор показала, что потребность в общении у ребенка развивается от простых форм (потребность в эмоциональных контактах) к все более сложным (сотрудничество, интимноличностное общение). С возрастом ребенка происходит смена мотивов общения.

Проблема периодизации психического развития ребенка достаточно широко представлена в работах зарубежных психологов.

Например, 3. Фрейд (1995) выделяет восемь стадий развития в детском возрасте.

§ Первая (от рождения до 6 мес.) - «стадия первичного аутоэротизма».

§ Вторая (от 6 до 12 мес.) - «оральная стадия», когда ребенок «требует» грудь матери, захватывает объект.

§ Третья (от 1 года до 4 лет) - «садистическианальная стадия», характеризующаяся противопоставлением внешних предметов телу.

§ Четвертая (с 4 лет) - «фаллическая» или «генитальная» в зависимости от пола ребенка. Ее типичными проявлениями становятся идентификация «Я» и первые отношения противопоставления себя противоположному полу. В этот период развивается эдипов комплекс.

§ Пятая (с 56 лет) - «латентная фаза» - стадия организации психического аппарата. В этот период у ребенка происходит конструирование «Я», Оно и сверхЯ. Это самая длительная стадия, в течение которой создается социальное, моральное и логическое «Я».

§ Шестая (с 10 лет) - «стадия предпубертатности». Характеризуется вытеснением детских тенденций, сексуальной идентификацией и выбором предмета либидо. Этой стадии свойственна мастурбация и гомосексуализм.

§ Седьмая (с 14 лет) - «стадия пубертатная», отличается ростом либидо, устанавливающим окончательный выбор гетеросексуального объекта.

§ Восьмая (с 15 лет) - организации социального, интеллектуального и морального «Я».

Несмотря на преобладание пансексуализма в учении Фрейда, его возрастная периодизация заслуживает внимания психологовпрактиков, занимающихся проблемами полового развития и воспитания ребенка.

Современные зарубежные психологи пытаются модифицировать психоаналитическую теорию Фрейда, подчеркивая важное значение общества в развитии ребенка. Так, Э. Эриксон (1963) отмечает, что социальное влияние не противоречит природе ребенка, его жизненным импульсам, он подчеркивает гармоничность психобиологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. В качестве основных стадий развития личности автор выделяет восемь стадий психосексуального созревания индивида.

Наиболее прогрессивные и глубокие исследования процесса развития и его периодизации принадлежат Ж. Пиаже. Все развитие от рождения до завершения подросткового возраста автор делит на четыре периода.

Первый - сенсомоторный (от рождения до 15 мес.). Второй - репрезентативный (от 2 до 8 лет). Третий - период конкретного интеллекта (от 9 до 12 лет). Четвертый - период логических операций (с 13 лет). Внутри каждого периода Ж. Пиаже выделяет подпериоды, обстоятельно излагая их содержательные характеристики. Исследуя качественное своеобразие стадий интеллектуального развития ребенка, Пиаже рассматривает их и дает им определение с функциональной и структурной сторон. В функциональном аспекте стадии оказываются сходными друг с другом, но по своим структурам они глубоко различны. Это различие возникает как результат преобразования предшествующих структур, выявляющий тип взаимодействия структур с окружающим миром. Переход от сенсомоторного к операциональному интеллекту Пиаже считает саморазвитием структур индивидуального взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Анализ показывает, что трудности периодизации возрастного развития человека обусловлены множеством критериев развития психики человека. Это мотивационнопотребностная сфера, интеллект, психосексуальные особенности, эмоциональноволевая сфера и др.

Истинный процесс развития психики может быть раскрыт лишь в ходе изучения онтогенеза взаимодействия личности с окружающей средой в определенные возрастные периоды.

В работах Б. Г. Ананьева (1968) и его учеников на основе макрохронологического и микрохронологического анализов выделяются различные циклы, периоды, микропериоды в развитии личности. В результате комплексных психологических исследований раскрыты возрастные характеристики психофизиологических функций и психических процессов. Ананьев связывал изменяющиеся «меры времени» с разными внешними и внутренними факторами развития, с меняющимися и противоречивыми соотношениями и взаимосвязями возрастных, типологических и индивидуальных особенностей человека в процессе его, жизни. Последовательность фаз психического развития и их разная длительность могут быть обусловлены разной скоростью протекания психических процессов, глубиной и сложностью их преобразований.

В биологических науках накоплены многочисленные данные о разновременности происхождения отдельных стадий, сроков достижения зрелости, оптимальных порогов в развитии отдельных систем и их компонентов как у животного, так и у человека. Не только отдельные функции, но даже их различные свойства и характеристики могут находиться в разных фазах своего развития за счет неодинаковой скорости и темпов развития.

В психологии в настоящее время также накоплен обширный эмпирический материал о несовпадении фаз развития различных сторон восприятия, памяти, мышления, способностей не только на ранних этапах, но и в позднем онтогенезе. Исследования показали, что гетерохрония в психическом развитии осуществляется в двух направлениях: за счет увеличения разнородности в темпах прохождения различных фаз разными системами и путем усложнения (ускорение или замедление) темпа развития всей системы в целом. Таким образом, временная структура психического развития выступает как проявление внутреннего развития психики.

Теоретические разработки Б. Г. Ананьева и его учеников подтвердились результатами многочисленных экспериментальных исследований в области психофизиологии, возрастной, медицинской и педагогической психологии.

Было выявлено, что противоречивость временной структуры развития личности усиливает внутреннюю противоречивость онтогенетической эволюции человека. Изучение микро и макрохронологических характеристик позволяет выявить качественные новообразования, движущие силы, временные параметры в психическом развитии человека. Исследование временных структур развития личности имеет особо важное значение при изучении психического дизонтогенеза.

План ответа:

Понятие периодизации. 1

Классификации периодизации. 1

Проблема периодизации психического развития с точки зрения деятельностного подхода 6

Возрастная периодизация фаз развития взрослого человека: 7

Понятие периодизации.

Психическое развитие есть процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями.

Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.

Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных возрастных этапов. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития. Существует множество различных классификаций, но нет единой общепринятой.

Классификации периодизации.

Л.С.Выготский различал 3 группы периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам развития.

Для 1 группы периодизации на основе внешнего, но связанного с процессом развития критерия. Периодизация Штерна, созданная по биогенетическому принципу (онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует основным периодам биологической эволюции и исторического развития человечества). Рене Заззо (этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей).

Во 2 группе – используется не внешний, а внутренний критерий – какая-либо одна сторона развития. Развитие костных тканей у П.П.Блонского и развитие детской сексуальности у З.Фрейда. Развитие ведущей деятельности у А.Н.Леонтьева, котороеобуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития.

Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии на протяжении жизни, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.

На сегодняшний день экспериментально установлено, что в разных по уровню развития группах ведущими временно или постоянно оказываются весьма различающиеся по содержанию, интенсивности и социальной ценности типы деятельности. Это постоянно размывает представление о “ведущем типе деятельности” как основании периодизации развития личности.

Личностно образующим началом на каждом возрастном этапе становится комплекс взаимозависимых деятельностей, а не доминирование одного типа деятельности, преимущественно ответственного за успешное достижение целей развития. Между тем у каждого индивида в результате психологического анализа может быть выделен присущий именно ему ведущий тип деятельности, позволяющий отличать его от многих других.

В 3 группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды развития на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизация Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина. В них используются 3 критерия: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Так, Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретного этапа развития.

Возрастная периодизация Л.С.Выготского имеет следующий вид:

Кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год);

Кризис 1 года – раннее детство (1 – 3 лет) – кризис 3 лет;

Дошкольный возраст (3 – 7 лет);

Кризис 7 лет – школьный возраст (8 – 12 лет);

Кризис 13 лет – пубертатный возраст (14 – 17 лет) – кризис 17 лет.

Основные положения: существование стабильных и кризисных стадий развития.

Д.Б.Эльконин так формулирует закон периодичности: “К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой.” Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельности, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди которых выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д.Б.Эльконина – наиболее распространенная в отечественной психологии.

Периодизация, предложенная Д.Б.Элькониным, включает 7 периодов:

1. младенчество (от рождения до 1 года)

2. ранее детство (от 1 года до 3 лет)

3. младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет)

4. старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)

5. младший школьный возраст (7 -11 лет)

6. подростковый возраст (11 – 14 лет)

7. ранний юношеский возраст (14 – 17 лет)

Для каждого их этих этапов требуется свой стиль общения, применение особых методов и приемов обучения и воспитания. Традиционно принято делить процесс детского развития на 4 этапа:

Дошкольное детство;

Младший школьный возраст (6 – 11 лет);

Средний, подростковый (11 – 15 лет);

Старший школьный (15 – 17 лет).

А.В.Петровским в 1984г. Была предложена психологическая концепция возрастной периодизации развития личности, которая определяется типом деятельностно-опосредованных отношений индивида с наиболее референтными для него группами. Для каждого возрастного периода им были выделены 3 фазы вхождения в референтную общность: адаптация, индивидуализация, интеграция, в которые происходят развитие и перестройка структуры личности.

Данные классификации описывают в основном этапы детского развития и, как правило, заканчиваются юношеским возрастом, либо старшим школьным возрастом.

Э.Эриксон проследил целостный жизненный путь личности, от рождения до глубокой старости. Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития зависит от биологического начала. Личность, созревая, проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии она приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это “поворотные пункты”, моменты выбора между прогрессом и регрессом.

каждом личностном качестве, которое появляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Приходится выбирать одно из двух полярных отношений – доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность, т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать, и может проявиться значительно позже, когда человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.

Периоды развития

Период Младенческий Ранний детский Дошкольный Школьный

Ведущая деятельность Эмоциональное общение Предметная деятельность Игровая деятельность Учебная деятельность

Психодинамическая периодизация психического развития

З.Фрейд оральный анальный фалический генитальный

Э.Эриксон Доверие против закрытости Автономность против зависимости Инициатива против чувства вины Трудолюбие против чувства неполноценности

Э.Берн, Литвак Ты +/- Я +/- Они +/- Труд +/-

В.Шутс присоединение контроль открытость

Периодизация когнитивного развития

Стадии развития по Пиаже Сенсомоторная Предоперациональная Конкретных операций Формальных операций

Вид мышления Предметно – действенное Наглядно - образное Теоретическое или абстрактное (словесно-понятийное)

Тип отражения Конкретно - чувственный Абстрактно - обобщенный

Компоненты ментальной стратегии Экстраверсия/

интроверсия Рациональность/

иррациональность Этика/

(левое полушарие) Сенсорика/

Интуиция

(правое полушарие)

В.С.Лазарев “Проблемы понимания психического развития в культурно-исторической теории деятельности”. Вопросы психологии. 1999. №3. с.18 – 27

Проблема периодизации психического развития с точки зрения деятельностного подхода

Понимание движущих сил и механизмов психического развития ведет к выделению в теории деятельности качественно своеобразных периодов этого развития, критерием выделения которых выступает смена типа ведущей деятельности. Понятие “ведущая деятельность” было введено А.Н.Леонтьевым как такая деятельность, “в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития”. Существующие в настоящее время периодизации психического развития, построенные на основе принципа ведущей деятельности Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым, свидетельствуют о продуктивности этого принципа применительного к начальным периодам жизни человека. Однако по мере продвижения к старшим возрастам возникают вопросы, на которые, опираясь на этот принцип, ответить становится все труднее или не удается вовсе.

Возьмем период, когда ведущей для человека становится трудовая деятельность. Это большая часть жизни, в которой человек продолжает качественно изменяться. Создавая семью, становясь родителем, воспитывая детей, а затем и внуков, занимаясь общественной работой, человек одновременно с трудовой деятельностью осуществляет другие виды деятельностей и в них изменяется. Либо мы должны будем, следуя принципу ведущей деятельности, утверждать, что важны только те изменения, которые происходят в связи только с трудовой деятельностью, а остальные не имеют значения, либо признаем, что используемый принцип оказывается недостаточным для построения развернутой периодизации, по крайней мере, после вхождения в период взрослости.

Наличие ведущей деятельности не означает, что все другие деятельности не важны для развития. По мере взросления человека система его деятельностей становится все более разнообразной. Новообразования формируются не только в ведущей деятельности, но и в других деятельностях.

Последовательно реализуя деятельностный подход, мы должны рассматривать не просто смену одной ведущей деятельности другой, а развитие системы деятельностей. Ведущая деятельность является центральным образованием этой системы. Но при сохранении одной и той же ведущей деятельности система качественно может изменяться за счет формирования и развития новых ее составляющих или возникновения новых связей в структуре системы.

Таким образом, критерием периодизации должно стать качественное изменение системы деятельностей человека. В ранних периодах развития, когда эта система не развита и, по сути дела, совпадает с ведущей деятельностью, периодизация, построенная на предлагаемом принципе, будет совпадать с существующими ее вариантами, а в старших возрастах она будет иной.

Ананьев Б.Г. «О проблемах современного человекознания» СПб. 2001.

Возрастная периодизация фаз развития взрослого человека:

Накопление научных данных (экспериментальных, биографических, демографических) об отдельных фазах жизни взрослого человека способствовало построению различных сравнительных характеристик этих фаз и выявлению некоторых общих принципов периодизации жизненного цикла человека, с помощью которых зрелостные изменения отграничивались от юности, с одной стороны, и старости, - с другой. Некоторые советские антропологи начало зрелости называют юность. Например, по мнению В.В.Гинзбурга, этот период у мужчин охватывает время от 16 – 18 до 22 – 24 лет, у женщин – от 15 – 16 до 18 – 22 лет. В.В.Бунак считает, что ранняя юность ограничена 17 – 20 годами, а поздняя юность охватывает период от 20 до 25 лет. Расходятся мнения и зарубежных ученых: Д.Б.Бромлей называет ранней взрослостью период от 21 до 25 лет, Д.Биррен объединяет юность и раннюю взрослость в один общий период – от 17 до 25 лет.

Еще большей неопределенностью отличаются характеристики и временные границы среднего возраста или средней взрослости: от 20 до 35 лет (Д.Векслер), 25 – 40 (Д.Б.Бромлей), 25 – 50 (Д.Биррен), 36 – 60 (согласно международной классификации возрастов). Биррен обозначает весь диапазон развития между юностью и старостью как периоды зрелости; Д.Бромлей – как периоды взрослости, в В.В.Гинзбург и В.В.Бунак ранний период называют возмужалостью и взрослостью, а поздний (40 – 55 лет) – зрелостью. Немецкий антрополог Г.Гримм не расчленяет взрослость на отдельные периоды и называет весь этот диапазон жизненных фаз трудоспособным возрастом, как это принято в демографии.

Загрузка...