Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Теории личности основанные на принципах социального научения. Теории социального научения (social learning theories)

Концепция социального научения (Н. Миллер, Дж. Доллард) показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает нормы общества, то есть как происходит его социализация.

Социализация - это процесс вхождения ребенка в общество, становление ее полноценным его членом.

Сторонники этой теории утверждают, что все индивидуальные различия в развитии ребенка является результатом научения.

Теория социального.научиння разрабатывается тремя поколениями ученых. Представители первого - Н. Миллер и Дж. Доллард - трансформировали идеи 3. Фрейда, заменив принцип удовольствия принципом подкрепления, под которым они понимают все, что стимулирует повторение ранее возникшей реакции. Научение - это усиление связи между основным стимулом и ответом, который возникает благодаря подкреплению. Любой формы поведения можно приобрести через подражание.

Задача родителей они видели в социализации детей, в подготовке их к жизни, и особую роль в этом процессе играет мать, подает первый пример человеческих отношений.

Отношения между родителями и детьми в рамках этой концепции изучал американский психолог Г. Серое. Он считал, что природу детского развития определяет практика детского воспитания.

Р. Серое выделяет три фазы развития ребенка:

Фаза рудиментарной поведения, - базируется на врожденных потребностях и научении в первые месяцы жизни;

Фаза первичных мотивационных систем - научение в семье (основная фаза социализации);

Фаза вторичных мотивационных систем - научение вне семьи в связи с поступлением в школу.

Центральным компонентом научения в первой фазе Р. Серое считает психологическую зависимость, которая проявляется тем, что ребенок боится быть одна и стремится привлечь к себе внимание. Зависимость является сложной мотивационной системой, не врожденная, а формируется и является эффективным методом воспитания у ребенка правил социальной жизни. В результате взаимодействия ребенка с матерью производятся такие вторичные подкрепления, как улыбка, прикосновение, слова и ответная реакция на них, а также социальные ожидания. И ребенок, и мать отвечают на позу, улыбку, тембр голоса именно теми реакциями, которые соответствуют ожиданиям другого. Усваивая элементарные ролевые функции, ребенок своим поведением провоцирует маму к определенным действиям.

На развитие ребенка влияет также социальная среда. В это понятие Р. Серое включая пол ребенка, положение в семье, уровень образования родителей, психологический климат в семье. Он утверждает, что вероятность здорового развития ребенка выше, если иметь довольна жизнью.

Таким образом, первая фаза развития ребенка связывает биологическую наследственность новорожденного с его окружающей средой, вводит младенца в окружающую среду и является основой для расширения его взаимодействия с внешним миром.

Вторая фаза развития ребенка длится от 1,5 года до поступления в школу. Первичные потребности еще является основным мотивом поведения ребенка, но постепенно они превращаются во вторичные, ребенок перестает быть столь зависимой от матери, развивается идентификация себя с родителями.

P. Серое обнаружил, что для формирования зависимого поведения имеет знамение участие в общении с ребенком каждого из родителей и выделил пять форм зависимого поведения:

  1. Поиск негативного внимания, состоящий в результате низких требований матери и сильной участия в воспитании отца и проявляется в привлечении внимания оппозиционной поведением, то есть непослушанием, игнорированием требований.
  2. Поиск постоянного подтверждения, связанный с высокими требованиями достижений со стороны обоих родителей и проявляется в форме извинений, необходимости защиты, помощи, втишань, одобрение.
  3. Поиск позитивного внимания от окружающих как следствие терпимости родителей, одобрение и жидкого наказания с их стороны.
  4. Пребывание у других детей или взрослых как форма незрелой, пассивной, но положительного по своему содержанию зависимости.
  5. "Прикосновение и содержание" как форма зависимости в виде прикосновений, объятий и т.п.

Две последние формы приводят к развитию инфантилизации.

Третья фаза развития ребенка (школьные годы) характеризуется снижением зависимости от семьи и повышением - от учителей и сверстников.

Основная идея концепции Р. Сирса заключается в том, что развитие ребенка - это результат практики воспитания и научения.

Важным направлением в рамках теории социального научения является исследование критических периодов социализации, которые, собственно, тем самым вновь предприняли попытку решить проблему соотношения наследственности и опыта в развитии ребенка. Представители этого направления (Лоренц, Харлоу, Гезелл) утверждают, что влияние опыта зависит от времени его действия в определенные периоды жизни ребенка он является значительным, а в другие малозаметным. Наиболее глубоким есть опыт ранних лет, когда формируются первые социальные связи, эмоциональная привязанность (даже для детей животных важной является потребность в контактах, а не в еде).

Выделяются два критических периода социализации:

  1. на первом году жизни у ребенка формируется психологическая зависимость, устанавливаются связи с близкими ему людьми;
  2. в 2-3 года, когда в поведении появляются элементы независимости. Таким признаком, социализирующим элементом г социальная улыбка ребенка, "комплекс оживления".

Этот возраст является критическим, или сензитивним для обучения и если оно не происходит в этот период, то потом будет неэффективным, а потому умственное, физическое и эмоциональное развитие детей следует осуществлять с самого раннего возраста.

Многие сторонники нашел также бихевиористичний подход в рамках теории социального научения. Так, Б. Скиннер считает, что поведение человека полностью определяется влиянием внешней среды.

Вероятность того, что определенный акт поведения повторится, считает Б. Скиннер, зависит от подкрепления, которое усиливает поведение и может быть как положительным (ребенок готовится к урокам, чтобы получить похвалу взрослых), так и отрицательным (ребенок готовится к урокам, чтобы избежать наказания).

Подкрепление может быть также первичным (пища, вода, температура) и условным (это стимул, который сначала был нейтральным, а потом, соединяясь с первичным, получил функцию подкрепления, например, деньги, одобрение, знаки любви, внимания и т.п.) .

Отрицательное подкрепление и наказание не тождественны: если первое усиливает поведение, то второе - сдерживает, и может осуществляться при лишении положительного подкрепления или применении отрицательного (наказанием за плохое поведение может быть лишение ребенка обещанного вознаграждения).

Наказание дает иногда ситуативный, но кратковременный эффект, а потому Скиннер предлагает заменить наказание акцентом на то хорошем в ребенке и тем самым закрепления его.

Некоторые психологи (Дж. Аронфрид) не согласны с тезисом о том, что процесс социализации может успешно происходить без наказания и считают такой же необходимой формой социализации, как и поощрение.

Еще одно направление теории социального научения - это научение через наблюдение и подражание, который разрабатывал А. Бандура. Для того, чтобы у ребенка сформировалась посредством подражания новая форма поведения, необходимо, чтобы она была внимательна к модели, чем отличается и имеет функциональное значение, - имела развитую память, определенные двигательные навыки для воспроизведения того, что воспринимается, и положительную мотивацию к подражанию.

В целом, в психологических исследованиях этого направления, прослеживается тенденция смещения акцентов с точки зрения ребенка как объект, находящийся под влиянием семьи и культуры, на признание его активной сущности и активного взаимодействия с окружающей средой. В связи с этим особое внимание уделяется, анализа роли семьи и социальных институтов в развитии ребенка (В. Бронфенбреннер), рассматриваются причины отчуждения, "возрастной сегрегации" современной молодежи, проявляется в ее неспособности найти свое место в обществе. Корни этого психологи видят в особенностях жизни современной семьи: высокой занятости родителей на работе, низком материальном уровню жизни, увеличении средств массовой информации, и, как следствие, снижение потребности в общении, от чего страдает, прежде всего, психическое развитие детей.

Но если анализировать глубже, то настоящим фактором, который по сути приводит и к дезорганизации семьи, является образ жизни всего общества, которое не признает семью и ребенка своей высшей ценностью.

Теория социального научения Джулиана Роттера- это попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения.

Роттер сосредоточил внимание на том, как научаются поведению в социальном контексте. Кроме того, полагал, что в основном поведение определяется нашей уникальной способностью думать и предвидеть. По его утверждению, предсказывая, что люди будут делать в определенной ситуации, мы должны принять во внимание такие когнитивные переменные, как восприятие, ожидание и ценности. В теории Роттера также существует положение, что поведение человека целенаправленно, то есть люди стремятся двигаться к ожидаемым целям. По Роттеру, поведение человека определяется ожиданием, что данное действие приведет, в конечном итоге, к будущим поощрениям. Интеграция концепций ожидания и подкрепления в рамках одной и той же теории - уникальное свойство системы Роттера.

В центре внимания теории социального научения Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. Роттер полагает, что нужно тщательно проанализировать взаимодействие четырех переменных. Эти переменные включают в себя потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и психологическую ситуацию.

Потенциал поведения.
Роттер утверждает, что ключ к предсказанию того, что человек будет делать в данной ситуации, лежит в понимании потенциала поведения. Под этим термином понимается вероятность данного поведения, «встречающегося в какой-то ситуации или ситуациях в связи с каким-то одним подкреплением или подкреплениями». Представим, например, что кто-то оскорбил вас на вечеринке. Как вы отреагируете? С точки зрения Роттера, есть несколько ответных реакций. Вы можете сказать, что это переходит все границы, и потребовать извинения. Вы можете не обратить внимания на оскорбление и перевести разговор на другую тему. Вы можете ударить обидчика по лицу или просто уйти. Каждая из этих реакций имеет свой потенциал поведения. Если вы решаете не обращать внимания на оскорбителя, это означает, что потенциал этой реакции сильнее, чем у любой другой возможной реакции. Очевидно, что потенциал каждой реакции может быть сильным в одной ситуации и слабым в другой. Пронзительные крики и вопли могут иметь высокий потенциал в боксерском матче, но очень слабый - на похоронах (по крайней мере в американской культуре).

Ожидание.
По Роттеру, ожидание относится к субъективной вероятности того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения. Например, прежде чем вы решите, идти вам на вечеринку или нет, вы, по всей видимости, попытаетесь вычислить вероятность того, что хорошо проведете время. Также, решая, готовиться ли к экзамену в выходные дни, вы, скорее всего, спросите себя, помогут ли вам эти занятия лучше сдать экзамен. С точки зрения Роттера, величина силы ожидания может варьировать от 0 до 100 (от 0% до 100%) и в целом основана на предыдущем опыте такой же или подобной ситуации. Таким образом, если вы никогда не наслаждались вечеринкой, ожидание, что вы получите от нее удовольствие, очень мало. Также, если занятия в выходные дни всегда помогали вам лучше сдать экзамен, вероятно, у вас будет высокое ожидание того, что вы вновь получите хорошую отметку.

Концепция ожидания Роттера ясно говорит о том, что если в прошлом люди за поведение в данной ситуации получали подкрепление, они чаще всего повторяют это поведение. Например, если вы всегда прекрасно проводили время на вечеринках, то, по всей вероятности, вы согласитесь принять приглашение на выходной день. Но как может ожидание объяснить поведение в ситуации, с которой мы столкнулись в первый раз? По Роттеру, в этом случае ожидание основывается на нашем опыте в похожей ситуации. Недавний выпускник колледжа, получивший похвалу за то, что в выходные дни работал над семестровой контрольной, вероятно, ждет, что будет поощрен, если в выходные дни закончит доклад для своего начальника. Этот пример показывает, как ожидание может привести к постоянным формам поведения, независимо от времени и ситуаций. Фактически Роттер говорит о том, что стабильное ожидание, генерализованное на основе прошлого опыта, действительно объясняет стабильность и единство личности. Однако следует заметить, что ожидание не всегда соответствует реальности. У некоторых людей, например, могут быть нереально высокие ожидания относительно своих успехов, вне зависимости от ситуации. А другие могут быть настолько неуверенными, что постоянно недооценивают свои шансы на успех в данной ситуации. В любом случае, Роттер утверждает, что если мы хотим точно прогнозировать поведение индивида, нам следует полагаться на его собственную субъективную оценку успеха и неудачи, а не на оценку кого-то другого.

Роттер делает различие между теми ожиданиями, которые специфичны для одной ситуации, и теми, которые являются наиболее общими или применимыми к ряду ситуаций. Первые, называемые специфическими ожиданиями, отражают опыт одной конкретной ситуации и неприменимы к прогнозу поведения. Последние, называемые генерализованными ожиданиями, отражают опыт различных ситуаций и очень подходят для изучения личности в роттеровском понимании. Позже в этом разделе мы рассмотрим генерализованное ожидание, называемое интернально-экстернальный локус контроля.

Ценность подкрепления.
Роттер определяет ценность подкрепления как степень, с которой мы при равной вероятности получения предпочитаем одно подкрепление другому. Используя эту концепцию, он утверждает, что люди различаются по своей оценке важности той или иной деятельности и ее результатов. При возможности выбора для некоторых посмотреть баскетбол по телевидению важнее, чем поиграть с друзьями в бридж. Также одни любят долгие прогулки, а другие - нет.

Как и ожидания, ценность различных подкреплений основана на нашем предыдущем опыте. Более того, ценность подкрепления определенной деятельности может меняться от ситуации к ситуации и с течением времени. Например, социальный контакт, вероятно, будет иметь большую ценность, если мы одиноки, и меньшую, если мы не одиноки. Тем не менее, Роттер утверждает, что существуют относительно устойчивые индивидуальные различия в нашем предпочтении одного подкрепления другому. Некоторые люди всегда берут бесплатные билеты в кино, а не на оперный спектакль. Соответственно формы поведения также можно проследить в относительно устойчивых эмоциональных и когнитивных реакциях на то, что составляет основную поощряемую деятельности в жизни.

Следует подчеркнуть, что в теории Роттера ценность подкрепления не зависит от ожидания. Иначе говоря: то, что человек знает о ценности отдельного подкрепления, ни в коей мере не показывает степень ожидания этого подкрепления. Студент, например, знает, что хорошая успеваемость имеет высокую ценность, и все же ожидание получить высокие оценки может быть низким из-за отсутствия у него инициативы или способностей. По Роттеру, ценность подкрепления соотносится с мотивацией, а ожидание - с познавательными процессами.

Психологическая ситуация.
Четвертой и последней переменной, используемой Роттером для прогноза поведения, является психологическая ситуация с точки зрения индивидуума. Роттер утверждает, что социальные ситуации таковы, какими их представляет наблюдатель. Роттер полагает, что если данные обстоятельства окружения воспринимаются человеком определенным образом, то для него эта ситуация будет именно такой, какой он ее воспринимает, независимо от того, насколько странным покажется его трактовка другим.

Роттер подчеркивает важную роль ситуационного контекста и его влияние на поведение человека. Он строит теорию о том, что совокупность ключевых раздражителей в данной социальной ситуации вызывает у человека ожидание результатов поведения - подкрепления. Так, студентка может ожидать, что она плохо выступит на семинаре по социальной психологии, и в результате преподаватель поставит ей низкую оценку, а коллеги будут насмехаться над ней. Следовательно, мы можем прогнозировать, что она бросит учебу или предпримет какие-то другие действия, направленные на то, чтобы предотвратить ожидаемый неприятный результат.

Тема взаимодействия человека со значимым для него окружением глубоко заложена в роттеровском видении личности. Как интеракционист, он утверждает, что психологическую ситуацию нужно рассматривать наряду с ожиданиями и ценностью подкрепления, прогнозируя возможность любого альтернативного варианта поведения. Он присоединяется к мнению Бандуры, что личностные факторы и события окружения во взаимодействии лучше всего предсказывают поведение человека.

Теория социального научения

Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путем имитации и подражания. Такое научение стало рассматриваться в американской психологии как новая, третья форма научения. Надо отметить, что в теории социального научения проблема развития поставлена с позиции первоначального антагонизма ребенка и общества, заимствованной от фрейдизма.

Учеными было введено такое понятие, как социализация. Социализация - ϶ᴛᴏ процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта͵ осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т. е. целœенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. Данное понятие было введено в социальную психологию в 1940-1950-е гᴦ. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др.
Размещено на реф.рф
В разных научных школах понятие социализация получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение; в школе символического интеракционизма – как результат социального взаимодействия; в ʼʼгуманистической психологииʼʼ – как самоактуализация ʼʼЯ-концепцииʼʼ. Явление социализации многоаспектно, в связи с этим каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена.

Проблемой социального научения занимались американские психологи А. Бандура, Р. Сирс, Б. Скиннер и другие ученые. Рассмотрим некоторые выдвинутые ими теории более подробно.

А. Бандура (1925) считал, что для того чтобы сформировать новое поведение, недостаточно награды и наказания. По этой причине он выступал против переноса результатов, полученных на животных, на анализ поведения человека. Он полагал, что дети приобретают новое поведение благодаря наблюдению и имитации, т. е. подражая значимым для них людям, и идентификации, т. е. путем заимствования чувств и действий другого авторитетного лица.

Бандура проводил исследования детской и юношеской агрессивности. Группе детей демонстрировали фильмы, в которых были представлены разные образцы поведения взрослого (агрессивные и неагрессивные), имевшие различные последствия (вознаграждение или наказание). Так, в фильме показывали, как взрослый агрессивно обращается с игрушками. После просмотра фильма дети оставались одни и играли с игрушками, похожими на те, которые они 30 видели в фильме. В результате агрессивное поведение у детей, смотревших фильм, увеличилось и проявлялось чаще, чем у детей, не смотревших его. В случае если в фильме агрессивное поведение вознаграждалось, агрессивность в поведении детей также возрастала. У другой группы детей, которые смотрели фильм, где агрессивное поведение взрослых было наказуемо, она уменьшалась.

Бандура выделил диаду ʼʼстимул – реакцияʼʼ и ввел в эту схему четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у детей нового поведения:

1) внимание к действию модели;

2) память о воздействиях модели;

3) двигательные навыки, которые позволяют воспроизвести увиденное;

4) мотивация, определяющая желание ребенка воспроизвести увиденное.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, А. Бандура признавал роль познавательных процессов в становлении и регуляции поведения на базе подражания.

Известный американский психолог Р. Сирс (1908–1998) предложил принцип диадического анализа развития личности. Этот принцип состоит по сути в том, что многие свойства личности первоначально формируются в так называемых ʼʼдиадических ситуацияхʼʼ, потому что действия человека зависят от другого человека и ориентированы на него. К диадическим отношениям можно отнести отношения матери и ребенка, учителя и ученика, сына и отца и др.
Размещено на реф.рф
Ученый полагал, что нет строго фиксированных и неизменных черт личности, так как поведение человека всœегда зависит от личностных свойств другого члена диады. Сирс выделил три фазы развития ребенка:

1) фаза рудиментарного поведения – базируется на врожденных потребностях и научении в раннем детстве, в первые месяцы жизни);

2) фаза первичных мотивационных систем – научение внутри семьи (основная фаза социализации);

3) фаза вторичных мотивационных систем – научение вне семьи (выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу).

Очевидно, что главным в процессе социализации Сирс считал влияние родителœей на воспитание детей.

Центральным компонентом научения Сирс считал зависимость, т. е. потребность ребенка, которую нельзя игнорировать. Известно, что первая зависимость, возникающая у ребенка, это зависимость от матери, пик которой приходится на раннее детство. Сирс выделил пять форм зависимого поведения.

1. ʼʼПоиск негативного вниманияʼʼ – ребенок старается привлечь внимание взрослых при помощи ссор, неповиновения, разрыва отношений. Причиной тому могут служить низкие требования и недостаточность ограничений по отношению к ребенку.

2. ʼʼПоиск постоянного подтвержденияʼʼ - ϶ᴛᴏ извинœения, просьбы, излишние обещания или поиск защиты, комфорта͵ утешения. Причина – завышенные требования к ребенку, особенно относительно его достижений со стороны обоих родителœей.

3. ʼʼПоиск позитивного вниманияʼʼ – выражается в поиске похвалы, желания включиться в группу или выйти из нее.

4. ʼʼПребывание поблизостиʼʼ – постоянное присутствие возле другого ребенка или группы детей, взрослых. Эту форму можно назвать ʼʼнезрелойʼʼ, пассивной формой проявления в поведении положительной зависимости.

5. ʼʼПрикосновение и удержаниеʼʼ - ϶ᴛᴏ неагрессивное прикосновение, обнимание или удерживание других. Здесь можно говорить о ʼʼнезрелойʼʼ зависимой форме поведения.

Р. Сирс считал, что родителям крайне важно найти средний путь в воспитании. Надо придерживаться следующего правила: не чересчур сильная, не чересчур слабая зависимость; не чересчур сильная, не чересчур слабая идентификация.

Роль поощрения и наказания в формировании нового поведения рассматривал американский психолог-необихевиорист Б. Скиннер (1904–1990). Главным понятием его концепции является подкрепление, т. е. уменьшение или увеличение вероятности того, что данное поведение повторится. Он рассматривал и роль награды в данном процессе, но разделял роль подкрепления и награды в формировании нового поведения, считая, что подкрепление усиливает поведение, а награда не всœегда способствует этому. По его мнению, подкрепление бывает положительным и отрицательным, первичным (пища, вода, холод) и условным (деньги, знаки любви, внимания и т. д.).

Б. Скиннер выступал против наказания и считал, что оно не может дать устойчивого и продолжительного эффекта͵ а игнорирование плохого поведения может заменить наказание.

Американский психолог Дж. Гевирц большое внимание уделял изучению условий возникновения социальной мотивации и привязанности младенца к взрослому, а взрослого – к ребенку. Он основывался на достижениях в области социальной психологии и идеях Сирса и Скиннера. Гевирц пришел к выводу, что источником мотивации поведения ребенка выступают стимулирующее влияние среды и научение на базе подкрепления, а также разнообразные реакции ребенка, к примеру, смех, слезы, улыбка и т. д.

Американский психолог У. Бронфенбреннер считал, что результаты лабораторных исследований крайне важно проверять в естественных условиях, т. е. в семье или группе сверстников. Особое внимание он уделял структуре семьи и других социальных институтов как важнейшим факторам развития поведения детей. По этой причине свои исследования он проводил, наблюдая за семьями.

Бронфенбреннер изучил происхождение феномена ʼʼвозрастной сегрегацииʼʼ в американских семьях. Данный феномен состоит по сути в том, что молодые люди не могут найти свое место в обществе. В результате человек чувствует себя оторванным от окружающих его людей и даже испытывает враждебность по отношению к ним. Найдя в конце концов дело по душе, он не получает удовлетворения от работы, и интерес к ней вскоре угасает. Этот факт оторванности молодых людей от других людей и настоящего дела в американской психологии получил название отчуждения.

Корни отчуждения Бронфенбреннер видит в следующих особенностях современных семей:

‣‣‣ работа матерей;

‣‣‣ рост количества разводов и соответственно количества детей, растущих без отцов;

‣‣‣ дефицит общения детей с отцами из-за занятости последних на работе;

‣‣‣ недостаточное общение с родителями из-за появления телœевизоров и отдельных комнат;

‣‣‣ редкое общение с родственниками и сосœедями.

Все эти и многие другие, еще более неблагоприятные условия сказываются на психическом развитии ребенка, что и приводит к отчуждению, причины которого – в дезорганизации семьи. При этом, как считает Бронфенбреннер, дезорганизующие силы зарождаются первоначально не в самой семье, а в образе жизни всœего общества и в объективных обстоятельствах, с которыми семьи сталкиваются.

Теория социального научения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Теория социального научения" 2017, 2018.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

3. научение по Р. Сирсу

4. Теория соединения психоанализа и этиологии

5. Взгляд Б. Скиннера на проблему

6. Идеи Миллера и Долларда в обработке А. Бандуры

7. Теория Дж. Гевирца

Заключение

Список литературы

Введение

Теория социального научения - это одно из самых значительных и актуальных направлений в исследовании развития детей.

В конце 30-х годов Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, Дж. Уайтинг и другие молодые ученые Йельского университета сделали попытку перевести важнейшие понятия психоаналитической теории личности на язык теории научения К. Халла. Они наметили основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка, кросскультурный анализ - исследование воспитания и развития ребенка в разных культурах, развитие личности. В 1941 г. Н. Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин "социальное научение".

На этой основе вот уже более полвека разрабатываются концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации. Социализация - это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального "гуманоидного" состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года - это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия - результат научения, они не являются врожденными.

Цель данного реферата - изучить теорию социального научения.

· Дать определения понятиям

· Рассмотреть различные теории

1. Понятие теории социального научения

Существуют разные концепции научения. При классическом обуславливании Павловского типа испытуемые начинают давать один и тот же ответ на разные стимулы. При оперантном научении по Скиннеру поведенческий акт формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления одного из множества возможных ответов. Обе эти концепции не объясняют, как возникает новое поведение. А. Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели научения через наблюдение, имитацию и идентификацию - третья форма научения. Одно из проявлений имитации - идентификация - процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в качестве модели. Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте модели, испытать сочувствие, соучастие, симпатию к этому человеку. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Просвещение, 1998.

В теории социального научения рассматривается не только, "как" происходит социализация, но и "почему" она происходит. Особо рассматривается удовлетворение биологических потребностей ребенка матерью, подкрепление социального поведения, имитация поведения сильных личностей и тому подобные воздействия внешнего окружения.

В области социального научения работает уже несколько поколений ученых.

2. Теория Н. Миллера и Дж. Долларда

Н. Миллер и Дж. Доллард первыми проложили мост между бихевиоризмом и психоаналитической теорией. Вслед за 3. Фрейдом они рассматривали клинический материал как богатейший источник данных; по их мнению, психопатологическая личность лишь количественно, а не качественно отличается от нормального человека. Поэтому изучение поведения невротика проливает свет на универсальные принципы поведения, которые труднее выявить у нормальных людей. Кроме того, невротики обычно продолжительное время наблюдаются психологами и это дает ценный материал длительного и динамичного изменения поведения под влиянием социальной коррекции.

С другой стороны, Миллер и Доллард - психологи-экспериментаторы, владеющие точными лабораторными методами, - обращались и к механизмам поведения животных, исследуемых с помощью экспериментов.

Миллер и Доллард опираются на фрейдовскую теорию детских травм. Они рассматривают детство как период преходящего невроза, а маленького ребенка как дезориентированного, обманутого, расторможенного, неспособного к высшим психическим процессам. С их точки зрения, счастливый ребенок - это миф. Отсюда задача родителей - социализировать детей, подготовить их к жизни в обществе Миллер и Доллард разделяют мысль А. Адлера о том, что мать, дающая ребенку первый пример человеческих отношений, играет решающую роль в социализации. В этом процессе, по их мнению, четыре наиболее важные жизненные ситуации могут служить источником конфликтов. Это кормление, приучение к туалету, сексуальная идентификация, проявление агрессивности у ребенка Ранние конфликты невербализованы и поэтому неосознанны. Для их осознания, по мнению Миллера и Долларда, необходимо использовать терапевтическую технику 3. Фрейда.

2. научение по Р. Сирсу

Известный американский психолог Р. Сирс изучал отношения родителей и детей, находясь под влиянием психоанализа. Будучи учеником К. Халла, он разработал собственный вариант соединения психоаналитической теории с бихевиоризмом. Он сосредоточил внимание на изучении внешнего поведения, которое может быть измерено. В активном поведении он выделял действие и социальные взаимодействия. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Просвещение, 1998.

Действие вызывается побуждением. Как и Миллер и Доллард, Сирс исходит из того, что первоначально все действия связаны с первичными, или врожденными побуждениями. Удовлетворение или фрустрация, которые возникают в результате поведения, побуждаемого этими первичными драйвами, ведет индивида к усвоению нового опыта. Постоянное подкрепление специфических действий приводит к новым, вторичным побуждениям, которые возникают как следствие социальных влияний.

По Сирсу, центральный компонент научения - это зависимость. Подкрепление в диадических системах всегда зависит от контактов с другими, оно присутствует уже в самых ранних контактах ребенка и матери, когда ребенок путем проб и ошибок учится удовлетворять свои органические потребности с помощью матери. Диадические отношения воспитывают зависимость ребенка от матери и подкрепляют ее. В возрасте от четырех до двенадцати месяцев устанавливается зависимость, и вместе с ней устанавливается диадическая система. И ребенок, и мать имеют свой репертуар значимых действий, которые служат им для того, чтобы стимулировать взаимные ответы, соответствующие собственным ожиданиям. Сначала ребенок проявляет свою зависимость пассивно, затем он может активно ее поддерживать (внешние знаки поведения и более активное требование любви). Детская зависимость, с точки зрения Сирса, - это сильнейшая потребность, которую нельзя игнорировать. В психоанализе показано, что психологическая зависимость от матери возникает очень рано. Физически ребенок зависит от нее с рождения, то есть его жизнь зависит от ее заботы. Психологическая зависимость появляется через несколько месяцев после рождения и сохраняется в какой-то степени и во взрослой жизни. Но пик зависимости приходится на раннее детство.

По Сирсу, должно существовать определенное, заранее предсказуемое взаимоотношение между практикой родительского ухода за ребенком и зависимым поведением у детей.

Социальная среда, в которой рождается ребенок, оказывает влияние на его развитие. В понятие "социальная среда" входит: пол ребенка, его положение в семье, счастье его матери, социальная позиция семьи, уровень образования и др. Мать видит своего ребенка сквозь призму своих представлений о воспитании детей. Она по-разному относится к ребенку в зависимости от его пола. В раннем развитии ребенка проявляется личность матери, ее способность любить, регулировать все "можно" и "нельзя". Способности матери связаны с ее собственной самооценкой, ее оценкой отца, ее отношением к собственной жизни. Высокие показатели по каждому из этих факторов коррелируют с высоким энтузиазмом и теплотой по отношению к ребенку. Наконец, социальный статус матери, ее воспитание, принадлежность к определенной культуре предопределяют практику воспитания. Вероятность здорового развития ребенка выше, если мать довольна своим положением в жизни.

В целом, ребенок ведет себя так, как он был воспитан своими родителями. По Сирсу, детское развитие - зеркало практики воспитания ребенка. Следовательно, развитие ребенка - результат научения.

3. Теория соединения психоанализа и этиологии

Как известно, Фрейд подчеркивал важность раннего опыта в развитии личности и отмечал существование критических периодов в развитии поведения.

С другой стороны, Лоренц обратил внимание на важность критических периодов для образования первичных социальных связей у животных. Соединение этих двух подходов заново возродило проблему наследственности и опыта в развитии молодого организма. Было высказано предположение, что влияние опыта велико, но ограничено временем его действия: в определенные периоды жизни влияние окружающей среды на развитие оказывается по своему воздействию очень глубоким, а его значение в другие периоды жизни незначительно.

Наибольший след в жизни организма оставляет, главным образом, опыт ранних лет, что было показано в экспериментах на многих позвоночных и беспозвоночных животных. Это же явление наблюдается и у человека. В связи с этими фактами в американской психологии проявился огромный интерес к раннему онтогенезу поведения, к изучению возникновения социальных связей.

При изучении формирования социальной привязанности было установлено, что пищевое подкрепление само по себе не является необходимым в процессе социализации. Известны опыты Харлоу с обезьянами, изолированными при рождении и вскормленными искусственными матерями. Эти опыты показали, что детеныши определенно предпочитают одетые модели - "уютных матерей", от которых они не получают пищевое подкрепление, чем проволочную - "холодную мать", дающую пищу. Таким образом, теория потребности в пище как источнике социальной привязанности была отброшена.

По отношению к детям было высказано мнение, что существуют два критических периода социализации: один - в первый год жизни, когда у ребенка формируется связь с близкими ему людьми, когда он учится зависимости. И другой - в два-три года, когда он приучается быть независимым в определенных важных отношениях. Процесс социализации у младенцев начинается с возраста около шести недель, но достигает максимума в четыре-пять месяцев, на что указывает появление так называемой социальной улыбки.

Исследование критических, сенситивных периодов в американской психологии есть по существу исследование врожденных механизмов и их уникальной, ограниченной во времени, избирательной по отношению к стимулу связи с окружающей средой. В исследованиях внешней среды и ее роли в развитии поведения изучалась сенсорная деривация, социальная изоляция, с одной стороны, и, с другой, - интенсивная стимуляция, экспериментальное обогащение среды.

Младенцы способны воспринимать сложные зрительные стимулы при рождении, но они теряют эту способность при отсутствии зрительной стимуляции. Зачаточные способности к восприятию формы должны быть развиты в течение критического (сенситивного) периода под влиянием соответствующего опыта (Бауэр).

Средние интеллектуальные возможности могут быть развиты до поразительного уровня, при помощи учета и использования сенситивных периодов и общей пластичности нервной системы. Вмешательство в развитие человека должно совершаться в самом раннем детстве, так как именно в этот период уровень пластичности наиболее высок. Остро ставится проблема образования родителей, так как большинство из них не осознает размеров влияния (положительного или отрицательного), которое они оказывают на своих детей. Умственное, физическое и эмоциональное развитие детей нуждается в особом внимании в самые ранние годы.

5. Взгляд Б. Скиннера на проблему

Б. Скиннер отвергает как ненаучные все попытки объяснить поведение человека на основе внутренних побуждений, он подчеркивает, что поведение целиком определяется влиянием внешней среды Скиннер считает, что человеческое поведение так же, как и поведение животных, можно "сделать", создать и осуществлять контроль над ним. Скиннер Б. Оперантное поведение.// История зарубежной психологии, 30-60-е годы XX века. - М.: Мысль, 1986.

Главное понятие концепции Скиннера - подкрепление, то есть увеличение или уменьшение вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова. Подкрепление и награда - не тождественные понятия Подкрепление усиливает поведение. Награда не обязательно способствует этому.

Подкрепление бывает положительным и отрицательным Положительное подкрепление добавляет что-то к ситуации: например, крыса, нажимая на рычаг, получает пищу; рабочий, выполнивший свою работу, - деньги; ребенок - одобрение взрослых. Поведение может усиливаться путем устранения чего-то из ситуации - это отрицательное подкрепление. Примеры отрицательного подкрепления Скиннер находит в повседневной жизни - ребенок, который выполняет надоевшую ему работу, чтобы избежать недовольства родителей; родители, уступающие ребенку, чтобы избежать его агрессии; шофер, подчиняющийся скоростным ограничениям, чтобы избежать штрафа; человек, принимающий лекарство, чтобы заглушить головную боль. Скиннер считает, что с помощью отрицательного подкрепления также можно управлять поведением. По его мнению, в современном обществе многое в социальном поведении строится на основе отрицательного подкрепления. В более совершенном обществе поведение будет строиться на основе положительного подкрепления.

Скиннер различает отрицательное подкрепление и наказание. Отрицательное подкрепление усиливает поведение, наказание обычно подавляет его. Наказание может осуществляться путем лишения положительного подкрепления или осуществления отрицательного (лишение детей ранее обещанного удовольствия как наказание за плохое поведение; сокращение зарплаты рабочему; лишение прав шофера за нарушение правила). Однако, меры наказания часто не подавляют нежелаемого поведения - оштрафованные водители продолжают превышать скорость; судимые преступники нередко продолжают свою преступную деятельность.

Скиннер выступает против наказаний. Он считает, что люди обманывают себя, думая, что наказание эффективно. Наказание может дать быстрый, но непродолжительный эффект. Поэтому наказание быстро входит в привычку того, кто наказывает, но не имеет длительного влияния на провинившегося. Скиннер отдает предпочтение использованию положительного подкрепления. По его мнению, все социальные институты должны быть организованы таким образом, чтобы человек систематически получал положительное подкрепление за желаемое поведение. Это исключит необходимость широкого использования наказания, так как обстоятельства будут побуждать людей вести себя достойным образом с пользой для себя и для общества

Представитель третьего поколения ученых, разрабатывающих теорию социального научения, Дж. Аронфрид, ставит под сомнение утверждение Скиннера о том, что успешная социализация ребенка может обойтись без наказаний. Общество передает ребенку множество сложных структур социального поведения взрослых, но эти формы часто расходятся с мотивационными установками ребенка. научение не могло бы преодолеть этот разрыв, если бы наказание не было присуще социализации в такой же мере, как и поощрение.

6. Идеи Миллера и Долларда в обработке А. Бандуры

А. Бандура - наиболее известный представитель теоретиков второго поколения концепции социального научения - развил идеи Миллера и Долларда о социальном научении. Он критиковал психоанализ Фрейда и бихевиоризм Скиннера. Восприняв идеи диадического подхода к анализу поведения человека. Бандура основное внимание уделял феномену научения через подражание. По его мнению, многое в поведении человека возникает на основе наблюдения за поведением другого. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Просвещение, 1998.

В отличие от своих предшественников Бандура считает, что для приобретения новых реакций на основе подражания не обязательно подкрепление действий наблюдателя или действий модели; но подкрепление необходимо для того, чтобы усилить и сохранить поведение, сформированное благодаря подражанию. А. Бандура и Р. Уолтерс установили, что процедура визуального научения (то есть тренировка при отсутствии подкрепления или наличии косвенного подкрепления только одной модели) особенно эффективна для усвоения нового социального опыта. Благодаря такой процедуре у испытуемого формируется "бихевиоральное предрасположение" к ранее маловероятным для него реакциям. Научение посредством наблюдения важно, по мнению Бандуры, потому, что с его помощью можно регулировать и направлять поведение ребенка, предоставляя ему возможность подражать авторитетным образцам.

Таким образом, Бандура признает роль когнитивных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания. Это заметный отход от первоначальной позиции Миллера и Долларда, согласно которой подражание трактовалось как моделирование на основе восприятия действий модели и ожидаемого подкрепления.

7. Теория Дж. Гевирца

Ассимилировав достижения в теории социального научения и, в особенности, идеи Сирса и Скиннера, Дж. Гевирц основное внимание уделил изучению условий возникновения социальной мотивации и привязанности к взрослому младенца. Подобно другим представителям теории социального научения, Гевирц считал, что социальное поведение подчиняется общим законам любого поведения с той лишь разницей, что стимулирующие воздействия среды опосредованы поведением других людей.

Источником мотивации поведения ребенка, по мнению Гевирца, служит стимулирующее влияние среды и научение на основе подкрепления. Однако, подчеркивает он, недостаточно указать лишь на то, какая именно, стимуляция и в каком объеме воздействовала на младенца; необходимо учитывать, при каких условиях данная стимуляция воздействует на ребенка и насколько она в совокупности с его поведением создает эффективные условия для научения. Большинство родителей в жизни (как и большинство теоретиков в области социального научения), напоминает Гевирц, придают особое значение самому факту подачи подкрепления (например, пищи или любви) и не учитывают при этом обстоятельств, при которых ребенок получает такую стимуляцию, и как эта стимуляция связывается с поведением ребенка. Так, родители, которых окружающие считают "любящими", могут проявлять, с их точки зрения, заботу и любовь к ребенку, но подобное поведение может не иметь никакого влияния на ребенка и даже, напротив, приводить к развитию неадекватного поведения. Но могут быть и такие случаи, когда родители, с точки зрения посторонних, равнодушно и "сухо" реагируют на ребенка, но в действительности, взаимодействуя с ним, они создают эффективные условия для его научения, и в результате воспитывается дружелюбный и общительный человек.

8. Поведенческая теория личности Дж. Роттера

В качестве исходных выступают идеи А. Адлера о важности социальных факторов и Э. Толмена об ожиданиях. Аксиоматика:

1.Исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении. 2.Личностные конструкты не редуцируемы к конструктам других дисциплин (биологии, физиологии, нейрологии). 3.Поведение, описанное благодаря личностным конструктам, осуществляется в пространстве и времени. 4.Личностные конструкты специфичны в отношении филогенетического и онтогенетического развития. 5.Опыты личности взаимно проницаемы. 6.Поведение целеориентировано в зависимости от подкрепления. Поведение определяется не только подкреплением, но и антиципацией. Rotter J.B. Social learning and clinical psychology. NY: PrenticeHall, 1954

В теории социального научения человек предстает как классифицирующее существо. Все предметы окружающего мира могут быть расклассифицированы на основе воспринимаемых причин получения подкрепления. Если подкрепление воспринимается как не в полной мере обусловленное собственными действиями, то оно видится как обусловленное счастьем, случаем, судьбой или другими и в большой степени непредсказуемым из-за чрезмерной сложности событий.

1й концепт. BP x, s1, ra = f{E x, s1, ra & RV a, s1} или BP = E * RV Т.е. вероятность реализации (BP) поведения (x) в ситуации (s1) при наличии подкрепления (ra) (поведенческий потенциал) есть функция от произведения антиципации (ra) (субъективное ожидание) подкрепления в ситуации (s1) в результате действия (x) на субъективную ценность (a) в ситуации (s1). Только одна поведенческая альтернатива, одна ситуация действия, одно подкрепление. BP вероятность поведения, имеется в виду не только внешнее поведение, но и когнитивная активность, планирование, а также использование механизмов психологической защиты. E ожидания; могут согласовываться с объективной реальностью, а могут не согласовываться (если человек считает себя неумелым в общении, то поведение (P) установления знакомства будет минимизироваться): max = 1, min = 0. E и RV независимы. RV шесть потребностных классов (признание социального статуса, доминантность, независимость, защищенность, любовь, физическое благополучие).

2й концепт. E s1 = f{E s1 & (GE/N s1)} или E = E" + GE Т.е. субъективное ожидание в ситуации (s1) (ситуационно-специфическое) есть функция от прошлых опытов индивида в ситуации (s1) и (генерализованные ожидания, накопленные в других ситуациях, деленные на число этих опытов). Генерализованные ожидания наиболее значимы в новых или многозначных ситуациях. Генерализация может происходит по схожести как подкрепления, так и стратегий решения. GE генерализованные ожидания (перенос из ситуации общения на ситуацию сдачи экзамена по физике).

3й концепт. RV a, s1 = f{E ra, ... E r(b-n) & RV (b-n), s1} E ra ожидание, что подкрепление (a) в ситуации (s1) функционально связано с подкреплениями от b до n. RV (b-n) субъективная цена подкрепления от b до n. Минимальный уровень цели объективно положительный результат может иметь негативную цену подкрепления, если он ниже минимального уровня цели.

4й концепт. s1 психологическая ситуация (восприятие ситуации и окружающего мира). Достичь удовлетворительных результатов в одних ситуациях легче, чем в других. Rotter J.B., Chance J., Phares E.J. (Eds.) Applications of a social learning theory of personality. NY: Holt, Rinehart & Winston, 1972.

Заключение

Завершая работу над рефератом, можно сделать вывод, что теория социального научения является одним из самых значительных направлений в развитии психологии.

Начиная с 70-х годов, в психологии изменилось представление о психологической природе ребенка: многие ученые отказались от взгляда на него как на объект, находящийся под воздействием семейных и культурных влияний, и стали рассматривать ребенка как существо активное, "информационный организм", влияющий на окружение и сам испытывающий его влияние.

В основе теории социального научения лежат схема "стимул реакция" и учение Фрейда. Американские ученые взяли у Фрейда его социальную сердцевину: отношения между "Я" и обществом. Фрейд и бихевиоризм скрещиваются не в проблеме сексуальности, не в проблеме инстинкта, а в подчеркивании роли социального в развитии ребенка. Однако, социальное понимается как одна из форм стимуляции, вызывающей поведение, как одна из форм подкрепления, поддерживающая его.

Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки, нормы современного общества. Ребенок входит в общество, как "крыса в лабиринт", а взрослый должен провести его по этому лабиринту, чтобы в результате он стал похож на взрослого. Ребенок рассматривается как существо, чуждое обществу. Но это принципиально неправильно, ребенок - часть общества, причем самая главная его часть; человеческое общество без детей - умирающее общество.

В теории социального научения первоначальный антагонизм ребенка и общества заимствован из фрейдизма. Это ведет к биологизации социального, поэтому весь процесс развития сводится к процессу отбора, процессу научения.

Список литературы

1. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М., 1979.

2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - СПб.: Питер, 2001.

3. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Просвещение, 1998.

4. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Учебное пособие. - Издательство: Издательство Михайлова В. А., 2000.

5. Скиннер Б. Оперантное поведение.// История зарубежной психологии, 30-60-е годы XX века. - М.: Мысль, 1986.

Подобные документы

    Характеристика теории научения (приобретение индивидуального опыта). Отличительные черты современных концепции научения: теория планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений и умственных действий; теория формирования научных понятий у школьников.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2010

    Биография Дж.Б. Роттера. Особенности теории социального научения. Понимание личности, методы изучения. Набор типов поведения. Поведенческий потенциал. Деформация личности, методы психологической помощи. Эксперимент Роттера, Ливеранта и Кроуна в 1961 г.

    презентация , добавлен 01.12.2016

    Теория оперантного обусловливания Б. Скиннера. Признание наличия сложного поведения, объясняемого комбинациями цепочек стимулов и реакций. Специфика бихевиористической концепции научения. Социально-когнитивная теория. Обучение посредством наблюдения.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2012

    Зависимость научения от созревания организма по характеру течения процесса. Значение созревания для научения. Возможности внешнего влияния на генотипически обусловленные процессы и структуры в организме. Научение человека по механизму импринтинга.

    реферат , добавлен 12.06.2013

    Основные идеи теорий научения в социальной психологии. Взаимосвязь понятий в теории необихевиоризма: стимул, реакция, подкрепление. Сущность и отличия подходов к теории научения Миллера, Долларда, А. Бандуры. Варианты использования термина "подражание".

    лекция , добавлен 20.12.2010

    Анализ психического развития человека в свете учения сложившихся школ психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, генетической и гуманистической психологии. Инстинктивные влечения в сфере бессознательного (З. Фрейд). Теория социального научения.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Основные критерии классификации научения, его неассоциативный и ассоциативный виды. Пассивное (реактивное), оперантное, когнитивное научение. Озарение - научение путем инсайта. Использование индивидом нескольких видов научения в конкретной ситуации.

    презентация , добавлен 24.02.2013

    Теория социального научения. Отход от классического бихевиоризма. Условия формирования поведения у детей, верное применение поощрения и наказания. Анализ метода "кнута и пряника" в зависимости от типа личности ребенка, как правильно похвалить ребенка.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2011

    Анализ факторов, которые порождают агрессивное поведение. Основные виды агрессии. Теория влечения (психоаналитический подход). Экологический подход, фрустрационная теория (гомеостатическая модель). Теория социального научения (бихевиоральная модель).

    курсовая работа , добавлен 25.10.2013

    Положения психоаналитической теории развития ребенка. Теория классического и инструментального научения Павлова. Сущность теоретических принципов оперантного научения Торндайка и Скиннера. Анализ "инструментов" при изучении психического развития человека.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ


В конце 30-х гг. Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, Дж. Уайтинг и другие молодые ученые Йельского университета сделали попытку перевести важнейшие понятия психоаналитической теории личности на язык теории научения К. Халла. Они наметили основные линии исследования:

· социальное научение в процессе воспитания ребенка,

· кросскультурный анализ (исследование воспитания и развития ребенка в разных культурах),

· развитие личности.

В 1941 г. Н. Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин "социальное научение". На этой основе вот уже более полувека разрабатываются концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации. Социализация - это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального "гуманоидного" состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия - результат научения, они не являются врожденными.
Существуют разные концепции научения. При классическом обусловливании павловского типа испытуемые начинают давать один и тот же ответ на разные стимулы.

При оперантном научении , по Скиннеру, поведенческий акт формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления одного из множества возможных ответов.

(+) - реакция получает подкрепление
Обе эти концепции объясняют, как возникает новое поведение у животных.
Научение через наблюдение, имитацию и идентификацию - третья форма научения. Одно из проявлений имитации - идентификация. Это процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в качестве модели. Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте модели, испытать сочувствие, соучастие, симпатию к этому человеку.
В теории социального научения рассматривается не только как происходит социализация, но и почему она происходит. Особо рассматриваются удовлетворение биологических потребностей ребенка матерью, подкрепление социального поведения, имитация поведения сильных личностей и тому подобные воздействия внешнего окружения.
В области социального научения работают уже несколько поколений ученых.

Рассмотрим кратко вклад, который внесли в концепцию социального научения представители первого, второго и третьего поколений американских ученых.
Н. Миллер и Дж. Доллард первыми проложили мост между бихевиоризм ом и психоаналитической теорией. Вслед за З. Фрейдом они рассматривали клинический материал как богатейший источник данных; по их мнению, психопатологическая личность лишь количественно, а не качественно отличается от нормального человека. Поэтому изучение поведения невротика проливает свет на универсальные принципы поведения, которые труднее выявить у нормальных людей. Кроме того, невротики обычно продолжительное время наблюдаются психологами, и это дает ценный материал длительного и динамичного изменения поведения под влиянием социальной коррекции.
С другой стороны, Миллер и Доллард - психологи-экспериментаторы, владеющие точными лабораторными методами. Они обращались и к изучению механизмов поведения животных с помощью строгих научных экспериментов. В экспериментах Миллера и Долларда выяснялись условия подражания лидеру (при наличии или отсутствии подкрепления). Эксперименты проводились на крысах и на детях, причем в обоих случаях были получены сходные результаты. Чем сильнее побуждение, тем больше подкрепление усиливает связь между стимулом и реакцией. Если нет побуждения, научение невозможно. Миллер и Доллард считают, что самоудовлетворенные, самодовольные люди - плохие ученики.
Миллер и Доллард опираются на фрейдовскую теорию детских травм. Они рассматривают детство как период преходящего невроза, а маленького ребенка как дезориентированного, обманутого, расторможенного, неспособного к высшим психическим процессам. С их точки зрения, счастливый ребенок - это миф. Отсюда задача родителей - социализировать детей, подготовить их к жизни в обществе. Миллер и Доллард разделяют мысль А. Адлера о том, что мать, дающая ребенку первый пример человеческих отношений, играет решающую роль в социализации. В этом процессе, по их мнению, четыре наиболее важные жизненные ситуации могут служить источником конфликтов. Это кормление, приучение к туалету, сексуальная идентификация, проявление агрессивности у ребенка. Ранние конфликты не вербализованы и поэтому неосознанны. Для их осознания, по мнению Миллера и Долларда, необходимо использовать терапевтическую технику Фрейда. "Без понимания прошлого невозможно изменить будущее", - писали Миллер и Доллард.

Известный американский психолог Р. Сирс изучал отношения родителей и детей, находясь под влиянием психоанализа. Будучи учеником К. Халла, он разработал собственный вариант соединения психоаналитической теории с бихевиоризмом. Он сосредоточил внимание на изучении внешнего поведения, которое может быть измерено. В активном поведении он выделял действие и социальные взаимодействия.
Действие вызывается побуждением. Как и Миллер и Доллард, Сирс исходит из того, что первоначально все действия связаны с первичными, или врожденными, побуждениями. Удовлетворение или фрустрация , которые возникают в результате поведения, побуждаемого этими первичными драйвами, ведут индивида к усвоению нового опыта. Постоянное подкрепление специфических действий приводит к новым, вторичным побуждениям, которые возникают как следствие социальных влияний.
Сирс ввел диадический принцип изучения детского развития: поскольку оно протекает внутри диадической единицы поведения, постольку адаптивное поведение и его подкрепление у индивида должно изучаться с учетом поведения другого человека, партнера.
Рассматривая психоаналитические понятия (подавление, регрессия, проекция, сублимация и др.) в контексте теории научения, Сирс главное внимание уделяет влиянию родителей на развитие ребенка. По его мнению, практика детского воспитания определяет природу детского развития. Основываясь на результатах своих исследований, он выступает за просвещение родителей: каждый родитель, естественно, будет лучше воспитывать своих детей, если он будет больше знать; важно, как и насколько родители понимают практику воспитания.

· Сирс выделяет три фазы развития ребенка:

o фаза рудиментарного поведения - основывается на врожденных потребностях и научении в раннем младенчестве, в первые месяцы жизни;

o фаза вторичных мотивационных систем - основывается на научении внутри семьи (основная фаза социализации);

o фаза вторичных мотивационных систем - основывается на научении вне семьи (выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу).

А. Бандура - наиболее известный представитель теоретиков второго поколения концепции социального научения - развил идеи Миллера и Долларда о социальном научении. Он критиковал психоанализ Фрейда и бихевиоризм Скиннера. Восприняв идеи диадического подхода к анализу поведения человека, Бандура основное внимание уделял феномену научения через подражание. По его мнению, многое в поведении человека возникает на основе наблюдения за поведением другого.
В отличие от своих предшественников, Бандура считает, что для приобретения новых реакций на основе подражания необязательно подкрепление действий наблюдателя или действий модели; но подкрепление необходимо для того, чтобы усилить и сохранить поведение, сформированное благодаря подражанию. А. Бандура и Р. Уолтерс установили, что процедура визуального научения (то есть тренировка при отсутствии подкрепления или наличии косвенного подкрепления только одной модели) особенно эффективна для усвоения нового социального опыта. Благодаря такой процедуре у испытуемого формируется "бихевиоральное предрасположение" к ранее маловероятным для него реакциям.
Научение посредством наблюдения важно, по мнению Бандуры, потому, что с его помощью можно регулировать и направлять поведение ребенка, предоставляя ему возможность подражать авторитетным образцам.
Бандура провел немало лабораторных и полевых исследований, посвященных детской и юношеской агрессивности. Детям показывали фильмы, в которых были представлены разные образцы поведения взрослого (агрессивные и неагрессивные), имевшие различные последствия (вознаграждение или наказание). В фильме показывали, например, как взрослый агрессивно обращается с игрушками. После просмотра фильма дети оставались одни играть с игрушками, похожими на те, которые они видели в фильме. В результате агрессивное поведение у детей, смотревших фильм, было больше и проявлялось чаще, чем у детей, не смотревших фильм. Если в фильме агрессивное поведение взрослых получало вознаграждение, агрессивность в поведении детей возрастала. У другой группы детей, которые смотрели фильм, где агрессивное поведение взрослых было наказуемо, она уменьшалась.
В то время как ряд американских ученых рассматривает теорию социального научения Бандуры как концепцию, состоящую из "умных гипотез о процессе социализации", другие исследователи отмечают, что механизм подражания недостаточен для объяснения возникновения многих поведенческих актов. Только лишь наблюдая за ездой на велосипеде, трудно научиться ездить самому, - нужна практика.
Учитывая эти возражения, А. Бандура включает в схему "стимул - реакция" четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у субъекта нового поведенческого акта.

  • Внимание ребенка к действию модели. Требования к модели - ясность, различимость, аффективная насыщенность, функциональное значение. У наблюдателя при этом должен быть соответствующий уровень сенсорных возможностей.
  • Память, сохраняющая информацию о воздействиях модели.
  • Двигательные навыки, позволяющие воспроизвести то, что наблюдатель воспринимает.
  • Мотивация, определяющая желание ребенка выполнить то, что он видит.

Таким образом, Бандура признает роль когнитивных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания. Это заметный отход от первоначальной позиции Миллера и Долларда, согласно которой подражание трактовалось как моделирование на основе восприятия действий модели и ожидаемого подкрепления.

Представители третьего поколения американской теории социального научения уделяют особое внимание анализу структуры семьи и других социальных институтов как важнейших факторов развития поведения ребенка. Одно из интересных направлений в изучении этих факторов разработано У. Бронфенбреннером .
В американской психологии, пишет Бронфенбреннер, существует понятие "возрастная сегрегация", которое характеризует перемены, происходящие в последние годы в жизни детей и молодого поколения. Возрастная сегрегация проявляется в неспособности молодых людей найти место в жизни общества. При этом человек чувствует себя оторванным от окружающих его людей и дел и даже враждебным к ним: он хочет заниматься своим собственным делом, но часто не знает точно, какое это дело и как им надо заниматься. Когда же молодой человек находит его, практическая работа не приносит удовлетворения и интерес к ней быстро угасает. Этот факт оторванности молодых людей от других людей и настоящего дела в американской психологии получил название отчуждения.
Корни отчуждения американские исследователи ищут в особенностях современной семьи. У. Бронфенбреннер обращает особое внимание на то обстоятельство, что большинство матерей работают. Характерно и то, что число других взрослых членов семьи, которые могли бы взять на себя обязанности по воспитанию ребенка в то время, когда матери работают, резко падает. Растет количество разводов, а, следовательно, и детей, воспитывающихся без отца. Естественно, что и материальный уровень жизни в этих семьях низкий. Однако с психологическим перенапряжением и неудачами приходится иметь дело не только семьям бедняков. У. Бронфенбреннер пишет, что в домах более обеспеченных семей "может не быть крыс, но и им приходится также участвовать в крысиной борьбе за существование".

Итак, распад семьи, территориальное разделение жилых и деловых районов в городах, частые переезды с одного места жительства на другое, прерывающие соседские и родственные связи, поток телевизионных передач, работающая мать и другие проявления "общественного прогресса", согласно Бронфенбреннеру, уменьшают возможности и потребности в содержательном общении между детьми и людьми старшего поколения и создают очень тяжелые условия для женщин. Он обращает внимание также на то, что растущее число разводов сопровождается в Америке новым явлением: нежеланием кого-либо из родителей брать на себя заботу о ребенке.
Все эти и многие другие, еще более неблагоприятные условия не могут не сказываться на психическом развитии ребенка, что и приводит к отчуждению, причины которого - в дезорганизации семьи. Однако, считает Бронфенбреннер, дезорганизующие силы зарождаются первоначально не в самой семье, а в образе жизни всего общества и в объективных обстоятельствах, с которыми семьи сталкиваются. Если эти обстоятельства и этот образ жизни идут во вред отношениям доверия и эмоциональной безопасности в отношениях между членами семьи, если эти обстоятельства мешают родителям заботиться о своих детях, воспитывать их и доставлять им радость, если обязанности родителя не встречают поддержки и признания в окружающем мире, и если время, проводимое в семейном кругу, наносит ущерб карьере, личному удовлетворению и психическому спокойствию, - именно тогда в особенности страдает психическое развитие ребенка. Начальные симптомы этого проявляются в эмоциональной и мотивационной сфере: неприязнь, безразличие, безответственность и неспособность к делам, требующим усердия и настойчивости. В более тяжелых случаях последствия проявляются также и в ухудшении способности мыслить, оперировать понятиями и числами даже на самом элементарном уровне.

Краткий обзор различных подходов к пониманию социального развития ребенка показывает, что американская психология - это психология научения. В приставке "на" заключен большой смысл. Научение - это стихийно совершающийся процесс. Развитие рассматривается американскими психологами как процесс количественного накопления навыков, связей, приспособлений.
З. Фрейд оказал сильнейшее влияние на американскую психологию. Именно поэтому смогла сформироваться концепция социального научения. Как мы уже видели, в современной американской психологии роли общества в развитии ребенка придается громадное значение. Уже А. Гезелл признавал первичную социальность ребенка. Однако эта первичная социальность рассматривалась им чисто биологически, в плане приспособления организма к социальному окружению.
Социальная жизнь ребенка рассматривается современными американскими учеными вслед за Гезеллом так же, как и поведение детенышей животных, - с позиций приспособления к среде. Еще Л.С. Выготский обращал внимание на то, что в американской психологии из понятия биологической эволюции полностью выводится социальная жизнь человека, а перенесение эволюционного принципа на изучение онтогенез а раскрывает "целиком и без остатка природу социального формирования личности". Это сведение социального к биологическому взаимодействию организмов неприемлемо. "Здесь биологизм американской психологии достигает своего апогея. Здесь он празднует свои высшие триумфы, одерживая последнюю победу: раскрывая социальное как простую разновидность биологического", - писал Л.С. Выготский в 1932 г. Прошло более полувека, а эта оценка Л.С. Выготского не потеряла своего значения.
В основе теории социального научения лежат схема: "стимул-реакция " и учение Фрейда . Американские ученые взяли у Фрейда его социальную сердцевину: отношения между "Я" и обществом. Фрейд и бихевиоризм скрещиваются не в проблеме сексуальности, не в проблеме инстинкта, а в подчеркивании роли социального в развитии ребенка. Однако социальное понимается как одна из форм стимуляции, вызывающей поведение, как одна из форм подкрепления, поддерживающая его.
Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки, нормы современного общества. Ребенок входит в общество, как "крыса в лабиринт", а взрослый должен провести его по этому лабиринту, чтобы в результате он стал похож на взрослого. Ребенок рассматривается как существо, чуждое обществу. Но это принципиально неправильно: ребенок - часть общества, причем самая главная его часть; человеческое общество без детей - умирающее общество.
Как ребенок взаимодействует с обществом? Как он в нем живет?
В теории социального научения первоначальный антагонизм ребенка и общества заимствован из фрейдизма. Это ведет к биологизации социального, поэтому весь процесс развития сводится к процессу отбора, процессу научения.

Эволюция теории социального научения (цит. по Р. Карису)

1900 - 1938

1938 - 1960

1960 - 1970

1970 - по н. вр.

Предшественники

Первое поколение

Второе поколение

Третье поколение

Психоанализ

Социальное научение

Социальное научение и развитие личности

Интеракционный анализ

Р. Сирс
Дж. Уайтинг
Н. Миллер
Дж. Доллард
Дж. Роггер

А. Бандура
Р. Уолтерс

Г. Петтерсон
А. Ярроу
Р. Белл
В. Хартуп

Теория научения

Оперантное обусловливание

Анализ поведения

Социально-конгетивный анализ

И. П. Павлов
Э. Торидайк
Дж. Уотсон
К. Халл
Э. Толмен

Б. Скиннер

С. Бижу
Дж. Гевирц

В. Мишель
Е. Маккоби
Дж. Аронфрид

Конгитивные теории

Структуры социального

окружения

Дж. Болдуин
Ж. Пиаже

Х. Рауш
Р. Парк
Ю. Бронфербреннер

Теория поля

Cairns R. B. Social development - San Francisco - 1979

Схема основных направлений в изучении социального развития (цит. по Р. Кэрису)

Социальное научение

Когнитивное развитие

Этология и социология

Генетический психоанализ

Генетическая психология

Основные задачи

Научение социальному поведению

Когнитивный контроль за социальным поведением

Эволюция социального поведения

Развитие патологии поведения

Взаимосвязь биологии и поведения

Основные популяции

Нормальные дети дошкольного и школьного возраста

От младенцев до подростков
Взрослые

Беспозвоночные и позвоночные животные

Дети
Пациенты

Млекопитающие (нечеловекообразные и птицы)

Методы

Кратковременные поведенческие эксперементы

Интервью
Вербальные оценки

Естественное наблюдение
Контролируемое наблюдение

Наблюдение
Клиническое изучение

Физиологические и поведенчиские эксперименты

Основные понятия

Имитация
Социальное подкрепление

Концепция стадий
Саморазвитие

Врожденный контроль
Видеотипичные паттрны

Запрограмированная привязанность
Депривация
Тревожность

Двунаправленная организация
Реципрокный контроль

Бихевиоризм - (основоположниками являются Толмен и Халл) направление западной психологии, которое ориентирует исследователя на изучение не собственно- общественного сознания людей, а различных форм их поведения, понимаемых как совокупность реакций организма человека на стимулы внешней среды.

Загрузка...