Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Методические рекомендации. Анализ коррекционного занятия. Рекомендации по занятию лечебной физкультурой

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………… 2

Почему занятие утвердилось в роли основной формы дополнительного образования? ..... 3

Что необходимо для проведения результативного занятия?.................................................... 3

Каковы правила организации занятия? ………………………………………………………. 3

Каков план действия педагога при разработке структуры занятия?....................................... 4

Памятка начинающему педагогу …………………………………………………………….…. 5

Наблюдение за занятием должно охватывать………………………………………………..... 6

Лист наблюдения и оценки учебного занятия …………………………………………….…. 8

Технологическая карта занятия …………………………………………………………..…… 9

Анализ учебного занятия (дидактический аспект) …………………………………………. 10

Примерная памятка для самоанализа занятия педагогом дополнительного образования … 11

Карта выявления уровня организации и проведения практических занятий …………….... 12

Анализ занятия педагога дополнительного образования обучающимися ………………….. 13

Примерный вариант анализа учебного занятия …………………………………………….….14

Анализируем занятие ……………………………………………………………………….… 15

В помощь педагогам ……………………………………………………………………………. 16


Очень часто к методисту с вопросами идут педагоги. Что их волнует, тревожит? У кого-то сложная педагогическая проблема, требующая скорейшего разрешения, кому-то нужна методическая консультация, а кто-то сегодня просто не в духе и ему нужен добрый совет…

Представленный материал содержит рекомендации, памятки, образцы анализов и самоанализов занятий. Здесь можно найти позитивный и своевременный совет, неожиданный взгляд на привычные вещи, народную мудрость – все то, что помогает нам в стремительном потоке времени и дел сохранять душевное равновесие и здравый смысл.

Занятие является «ядерным», основополагающим элементом системы дополнительного образования. С каких бы позиций мы не рассматривали дополнительное образование, любой его аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного занятия.

Почему занятие утвердилось в роли основной формы

дополнительного образования?

Во-первых, на занятии присутствуют все участники данного образовательного объединения. Во-вторых, занятие обладает гибкостью, адаптивностью, позволяющей изучать самый разнооб­разный по содержанию и беспрерывно обновляющийся материал. В-третьих, только на заняти­ях возможно изучать систематически весь курс программы. В четвертых, занятие позволяет сочетать индивидуальную работу учащихся с коллективной.

Во время проведения занятия педагог практически реализует почти все важнейшие учебно-воспитательные задачи, которые стоят перед ним: передает учащимся новые знания, формирует у них умения и навыки, развивает их познавательные интересы и творческие способности, во­лю, характер и другие жизненно ценные качества личности.

Что необходимо для проведения результативного занятия?

Чтобы провести эффективное занятие, необходимо знать функции занятия и конечную цель деятельности педагога по организации занятия, потом установить средства ее достижения, что поможет достижению цели, а затем определить способ, как действовать, чтобы достичь резуль­тата.

Каковы правила организации занятия?

Первое - определить цель, заранее запланированный конечный результат (чего надо дос­тичь).

Второе - отобрать содержание материала занятия, т.е. определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся; установить связь содержания с жизненным опытом учащихся и способами умственных и практических действий; определить систему заданий и самостоятельных работ учащихся.

Материал занятия делится на более обособленные части по смыслу, с выделением наиболее важных вопросов. Второстепенные же вопросы и мелкие детали группируются вокруг главных. Таким образом, изложение материала развертывается не как ровная нить, а имеет узлы. На этих узлах сосредоточивается внимание обучающихся и делаются выводы.

Третье - выбрать наиболее эффективное сочетание приемов и методов в соответствии с по­ставленными целями и задачами и содержанием материала.

В зависимости от содержания материала занятия планируется и деятельность обучающихся. При одних методах активность детей на занятии ограничивается пониманием и запоминанием учеб­ного материала. При других - обучающиеся не только получают знания, но и приобретают умения добывать их, самостоятельно работать с литературой, наблюдать, анализировать и обобщать факты, объяснять новые явления при помощи изученных законов и правил. Именно такие ме­тоды обучения развивают познавательные интересы учащихся. Вызывают максимальную ак­тивность, удовлетворяют их разнообразные запросы.

Четвертое - оснащение занятия разнообразными средствами обучения. Оснащение тесно связано с методами занятия и оказывает существенное влияние на их эффективность.

Пятое - управление деятельностью учащихся со стороны педагога. Педагог - не только ис­точник знаний. Он обучает и воспитывает всеми качествами своей личности, оказывает всесто­роннее воздействие на ребенка, его разум, чувства, волю, манеру поведения.

Успех занятия зависит от педагога как личности: насколько широко он образован и методи­чески опытен, как относится к своему делу и к детям, хорошо ли он подготовлен к занятию, с каким настроением ведет занятия, умеет ли наблюдать за детьми, понимать их переживания, тактично влиять на каждого. Все это вместе характеризует стиль работы педагога, его педаго­гическое мастерство и определяет силу воспитательного воздействия его на личность ребенка.

Шестое - педагог на занятии работает с целым учебным коллективом и с каждым ребенком в отдельности.

Каков план действия педагога при разработке структуры занятия?

План действия педагога при разработке структуры занятия представляется в следующей по­следовательности:

Формулировка цели и задач занятия.

Выбор модели структуры занятия.

Выделение смысловых блоков.

Формулировка познавательных задач к каждому блоку.

Планирование познавательной деятельности учащихся применительно к каждой познава­тельной задаче (т.е. отбор методов, методических приемов и форм организации деятельности: фронтальная, индивидуальная и коллективная).

Анализ хода занятия с точки зрения того, ведет ли он к достижению выдвинутых цели и за­дач.

Внесение необходимых корректив.

Следует помнить, что структура занятия тесно связана с его организацией:

Четкое продуманное педагогом распределение времени, а также своих обязанностей и обя­занностей учащихся.

Руководство и управление познавательной деятельностью всех учащихся.

Сочетание коллективной работы с групповой и индивидуальной.

Систематическая обратная связь.

Обеспечение дисциплины и порядка в течение занятия.

То есть без хорошей организации занятия никакая структура не обеспечит реализацию цели.

Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мастерство педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий.


Наблюдение за занятием должно охватывать:

1) Организационную сторону занятия. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит педагог в учебное помещение, (кабинет), имеется ли в наличии план занятия, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к занятию, санитарное состояние кабинета, дежурство и общий порядок;

2) Содержание занятия . Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал занятия в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, система стимулирования;

3) Воспитывающую роль занятия. Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях, какова система педагогических требований. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4) Методическую сторону занятия:

а) руководитель (присутствующий методист, коллега) обращает внимание на методы опроса (если таковой необходим), приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления обучающихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов обучения используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;

г) способы закрепления знаний, решения проблемных задач, выполнения самостоятельных работ;

д) техника задания на дом и проверка домашних заданий (если таковые необходимы и используются);

е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы (если таковые необходимы);

5) Особенности поведения педагога на занятии. Не меньший интерес для руководителя (методиста, коллеги) представляет и роль педагога на занятии как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с обучающимися.

Таким образом, наблюдение за занятием имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение – это лишь первый этап контроля, второй – разбор занятий, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы педагога.

Занятие нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев. Прежде всего, не следует искать на каждом занятии применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все учебные занятия были комбинированными, включали все “элементы” - это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.

Анализируя занятия , нужно учитывать, по крайней мере, такие конкретные обстоятельства:

а) особенности темы . Могут быть занятия, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;
б) возможности образовательного учреждения, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке.

Анализируя занятие, важно обратить внимание, все ли использовал педагог, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования;

а) состав данной учебной группы, уровень развития и способностей обучающихся (нередко мнение о занятии составляется на основе ответов обучающихся, контрольных и практических работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются);

б) индивидуальность педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Кроме того, мы считаем односторонний анализ занятия (только со стороны методистов, коллег или только самоанализ) недостаточно достоверным и недостаточно надежным и, в итоге, нерациональным и неэффективным. Наиболее точный диагностический срез мы можем получить, исходя из соотношения результатов анализа занятия как можно большим числом категорий лиц, участвующих в образовательном процессе: самоанализа занятия педагогом; наблюдающими коллегами, методистами, руководителями образовательного учреждения; анализа занятия обучающимися как потребителями образовательного процесса; анализа занятия родителями (попечителями) как основными заказчиками образовательного процесса.

Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как кажется, такая схема:

1. Во время занятия присутствующие (коллеги, методисты, руководители образовательного учреждения, родители) анализируют занятие по критериям, отражаемым в бланке «Лист наблюдения и оценки занятия». По окончании занятия они сдают бланки с результатами анализа присутствующему специалисту.

2. По окончании занятия сам педагог рассказывает о своем занятии, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет. Начиная с этого этапа и далее, дети не присутствуют;

3. Затем присутствующий специалист (коллега, методист, руководитель – один уполномоченный представитель) анализирует положительные стороны занятия, выявленные как специалистами, так и заказчиками образовательного процесса;

4. Затем присутствующий заказчик образовательного процесса (родитель, попечитель – один уполномоченный представитель) вносит поправки и добавления, предложения по организации и содержанию занятия со своей точки зрения;

5. Только после этого следует разбор отрицательных моментов, выявленных специалистами (в случае общего отрицательного результата занятия родители на этом этапе не присутствуют);

6. Наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

7. После разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.

Лист наблюдения и оценки учебного занятия

Проверяющий___________________________________________________________________________________________

Дата________________ Объединение_______________________________________________________________________

Ф.И.О.педагога__________________________________________________________________________________________

Количество детей в группе_____________ на занятии__________________________________________________________

Тема: __________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Технологическая карта занятия приложена

Требования к

деятельности педагога

оценка

Требования к деятельности

обучающихся

оценка

уд.

хор.

отл.

уд.

хор.

отл.

1. Начало занятия

1.Внимание детей на различных этапах:

В начале

В середине

В конце

2. Повторение и проверка знаний

2. Интерес к теме

3.Теоретический уровень

изложения:

Научность

Логичность

Систематичность

Последовательность

Доступность

3 .Активность детей при опросе:

при изучении

при закреплении

4.Раскрытие темы

4.Прочность знаний, умений, навыков

5. Отбор материала

5.Самостоятельность суждений

6. Организация внимания

детей

6.Отношение к педагогу

7.Воспитательная сторона занятия

7.Культура труда

8. Использование ТСО, наглядности,

дидактического материала

8.Речь

9.Индивидуальный подход

9.Вопросы к педагогу

10. Эмоциональность

10. Самоконтроль

11.Педагогический такт

11. Дисциплина:

готовность к занятию

во время занятия

во время самостоятельной работы

во время объяснения

во время объяснения д/з

12.Речь

Мнение педагога, проводившего занятие и рекомендации проверяющего:

13. Расчет времени

14. Организация самостоятельной

работы:

методика

15. Объективность

16. Домашнее задание

/подпись проверяющего/__________________________________

Технологическая карта занятия

Педагог_______________________________________________________________________

Тема занятия__________________________________________________________________

Дата проведения_______________________________________________________________

Возраст детей_________________________________________________________________

Цель занятия__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задачи занятия_________________________________________________________________

Тип занятия, форма проведения__________________________________________________

Методы, используемые в процессе занятия_________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предполагаемый результат:_____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА

ДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ

Анализ учебного занятия

(дидактический аспект)

Умение ставить понятную и посильно трудную для детей цель, разбивать ее на реально достижимые задачи

Соотнесение цели с конечным результатом

Воспитательные ценности учебного материала

Использования методов обучения, их соответствие выдвинутым задачам

Эффективность методов и приёмов, используемых педагогом для развития мыслительных операций и деятельно-практической сферы ребенка

Оптимальное сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных и креативных методов обучения

Положительная реакция детей на используемые методы (понимание, активное включение…)

Структурная организованность, логическая упорядоченность учебного занятия

Соответствие содержания данного занятия плану, что дает возможность определить степень подготовленности данного занятия, умение педагогом планировать свою работу и использовать импровизацию

Предъявление четких требований к учебной деятельности

Достаточность предложенного материала, заинтересованность им детей

Направленность учебной деятельности на реально достижимый результат

Последовательность и системность в решении задач

Использование специально разработанных технологий для достижения результата

Побуждение обучающихся к активному самостоятельному добыванию знаний и приобретению умений

Введение элементов проблемности, развитие навыков научного поиска

Постановка неоднозначных вопросов

Желание детей полученные знания применить на практике

Индивидуальные творческие и исследовательские задания

Самостоятельная работа детей с учебными пособиями и литературой на занятии и дома

Оценка учебных достижений обучающихся, поддержка ребенка в ситуации преодоления учебных трудностей

Индивидуальный подход к результату каждого

Оценка является анализом выполненной работы

Использование стимулирующих методов оценивания

Формирование адекватной самооценки

Контроль за отрицательными мотивами в обучении

Умение видеть и исправить свою ошибку

Ценностно-смысловая насыщенность учебного занятий

Наличие образовательной составляющей занятия

Учебно-тематическое согласование с предметами школьного курса

Практическая направленность учебного занятия

Воспитание культуры межличностных взаимоотношений в учебной группе

Педагогическая культура самого педагога

Организация работы в микрогруппах

Помощь старших детей в разновозрастных группах

Коммуникативные умения детей

Создание эмоционально-положительной атмосферы на занятии

Побуждение детей к выражению положительных эмоций

Использование различных форм поощрений

Создание перспективы успешной деятельности

Уютный кабинет и доброжелательность педагога

Минутки отдыха или расслабления на занятии

Учет индивидуальных и возрастных познавательных возможностей детей

Знание возрастной психологии ребёнка

Использование индивидуальности каждого в подборе творческих заданий

Стимулирование различных точек зрения у ребят

Развивающая направленность учебного занятия

Личная и общественная значимость занятий

Перспектива дальнейшей деятельности

Развитие высших психических функций личности

Творческий характер деятельности


Примерная памятка для самоанализа занятия

педагогом дополнительного образования

1. Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного занятия?

2. Каково место данного занятия в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими занятиями, на что в них опирается? Как это занятие работает на последующие занятия, темы, разделы? В чем специфика этого занятия?

3. Какие задачи решались на занятии:

а) образовательные,

б) воспитательные,

в) задачи развития?

4. Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности группы?

5. Почему выбранная структура занятия была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в занятии для опроса, изучения нового материала, закрепления и.т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы занятия? Логичны ли «связки» между этапами занятия?

6. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на занятии и почему? Выбрано ли главное, существенное?

7. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

8. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

9. Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

10. Как использовался на занятиях учебный кабинет (иное пространство), какие средства обучения? Почему?

11. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся в течение всего занятия и обеспечивалась ли вообще?

12. За счет чего на занятии поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности педагога?

13. Как и за счёт чего обеспечивалось на занятии и в домашней работе обучающихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузок обучающихся?

14. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

15.Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то – как и почему? Когда педагог планирует восполнение нереализованного?

КАРТА

выявления уровня организации и проведения практических занятий педагогами дополнительного образования детей

Проанализируйте занятие по следующим параметрам в зависимости от степени их выраженности по 10-бальной шкале. Обведите кружком соответствующую оценку, при этом один балл соответствует минимальной выраженности параметра, а десять – максимальной.

Соответствие темы и содержания занятия образовательной программе педагога

Направленность занятия на выполнение поставленной цели воспитания и развития личности ребёнка

10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 - 1

Последовательность и взаимосвязанность отдельных этапов, обеспечение целостности и завершённости занятия

10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 - 1

Соответствие применяемых методов содержанию материала, типу и цели занятия, возрастным особенностям детей

10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 - 1

Умение владеть группой и организовать работу детей с учётом их индивидуальных особенностей

10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 - 1

Применение познавательных, поисковых, эвристических, исследовательских, творческих заданий

10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 - 1

Мотивация учения в течение занятия, применение с этой целью особых приёмов

10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 - 1

Использование наглядных пособий, дидактических и технических средств обучения

10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 - 1

Уровень усвоения детьми знаний, умений и навыков, а также умение применять их на практике.

10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 - 1

Анализ занятия

обучающимися

Внимательно прочитай вопрос и предлагаемые варианты ответов, подумай, выбери один из ответов и обведи кружком букву рядом с твоим ответом. Если тебе не понятен вопрос, попроси помощи у инструктора.

    Насколько интересно тебе было на сегодняшнем занятии?

а) Очень интересно

б) Интересно частично

в) Большей частью интересно

г) Неинтересно вообще

    Как ты считаешь, то, что ты сегодня узнал(а), понял(а), чему научился(лась), пригодится тебе на следующих занятиях?

а) Пригодится полностью

б) Возможно, пригодится, точно не знаю

в) Большей частью не пригодится

г) Не пригодится вообще

    Насколько понятно и доступно педагог объяснил сегодня то новое, что ты узнал(а)?

а) Полностью понятно и доступно

б) Не всегда понятно и доступно

в) Почти совсем непонятно и недоступно

г) Совсем непонятно и недоступно

    Когда тебе было особенно интересно?

а) В начале занятия (когда педагог знакомил с темой занятия, проверял нашу готовность к занятию)

б) В середине занятия (изучение нового, практическая работа)

в) В конце занятия (подведение итогов занятия, награждение отличившихся)

    Легко ли тебе было общаться с педагогом и товарищами на данном занятии?

а) Легче, чем обычно

б) Легко, впрочем, как всегда

в) Труднее, чем всегда

г) Очень трудно

    Что тебе хотелось бы сказать о сегодняшнем занятии, что добавить, изменить?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо тебе за твои ответы!

Примерный вариант анализа учебного занятия

педагога дополнительного образования

(Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования)

 постановка и комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;

 глубина, полнота, научность;

 соответствие поставленных задач и содержание занятия;

 структурированность материала по сложности, объему;

 наличие занимательных фактов.

2. Методы и средства обучения. Технология.

 проблемность изложения материала;

 способы мотивации;

 технология организации деятельности;

 характер заданий;

 соответствие заданий целям и задачам.

3. Характер общения на занятия

 гуманистическая направленность учебно- воспитательного процесса;

 взаимодействие педагога и ребенка;

 привлекательность личности педагога на занятии;

 способность к творчеству, импровизации, нестандартность мышления;

 интеллектуальный уровень, педагогическая культура, эрудиция.

4. Результативность занятия

 уровень достижения цели занятия;

 завершенность задуманного;

 обратная связь на занятии;

 активность детей на занятии.


Анализируем занятие

Анализ занятия как процесс осознания и самопознания формирует у педагога аналитические способности, развивает интерес, определяет необходимость изучения проблем обучения, повышает качество преподавания.

    Каково место данного занятия в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими занятиями, на что в них опирается? Как это занятие работает на последующие занятия? В чем его специфика?

    Какова характеристика реальных возможностей обучающихся данной группы? Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного занятия?

    Какие задачи педагог решает на занятии (общеобразовательные, воспитательные, развивающие)? Была ли обеспечена их комплектность? Какие задачи были для педагога главными, стержневыми, как учёл педагог в задачах особенность группы?

    Почему выбранная структура занятия была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено время для опроса, изучения нового материала, закрепления? Логическая связь между различными этапами занятия.

    На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на занятии и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т. е. из всего рассказанного выделить главное ясно и четко, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?

    Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к обучающимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось? Только объем, или только содержание, или степень помощи, оказанной обучающимся, или все в совокупности?

    Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков обучающихся? В каких формах и какими методами он осуществлялся?

    Как использовался на занятии учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?

    За счет чего на занятии поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявлялась культура общения с группой? Как педагог поведет себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности педагога?

    За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся в течение всего занятия?

    Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации?

    Удалось ли полностью реализовать все поставленные задания? Если не удалось, то почему? Какие?


Мякинченко Л.П., Ушакова Т.В. Современный урок. Схемы анализа урока.//Настольная книга завуча школы.– 2006.– С.293-299.

Гребёнкина Л.К., Анциперова Н.С. Критерии эффективности наблюдения, анализа и оценки урока //Технология управленческой деятельности заместителя директора школы.– 200.– С. 125-130.

Плешакова Л.В., Савельев В.В. Анализ и самоанализ занятия педагога дополнительного образования //Методические рекомендации и разработки по изготовлению мягкой игрушки. -2003.


Занятия лечебной физкультурой -- прекрасное средство тре-нировки организма и повышения работоспособности. Предлагае-мый комплекс упражнений предполагает стимуляцию органа зрения. При выполнении упражнений необходимо руководство-ваться следующими правилами:

Учитывать состояние Вашего здоровья;

Физическую нагрузку соразмерять с возрастом и трениро-ванностью организма;

Помнить об ограничениях, связанных с состоянием органа зрения при выполнении некоторых видов упражнений. Так с бли-зорукостью более 6,0 диоптрий, а также с хроническими измене-ниями на глазном дне нежелательны упражнения с продолжительными и напряженными переходами из положения сидя в положение ле-жа и обратно;

Противопоказаны игры, при которых возможны столкнове-ния играющих, нанесение ударов по голове, а также игры, требу-ющие большого напряжения;

Противопоказаны упражнения, связанные с сотрясением те-ла (прыжки, подскоки) и требующие напряжения.

Лечебная физкультура в целях поддержания зрения включает: общеразвивающие и специальные упражнения, а также подвиж-ные игры.

Общеразвивающие упражнения

1. Лежа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди, переложить мяч в левую руку. Вер-нуться в исходное положение. Руки соединить впереди, перело-жить мяч в правую руку. Вернуться в исходное положение. Смотреть на мяч. Повторить 10--12 раз.

2. Лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку вверх (за голову) и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же повторить другой рукой 5--6 раз. Смотреть на мяч. При поднятии рук -- вдох, при опускании -- выдох.

3. Лежа на спине, руки вперед -- в стороны. Выполнять окре-стные движения прямыми руками в течение 15--20 с. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Дыхание произволь-ное.

4. Лежа на спине, руки вперед -- в стороны. Махи одной но-гой к разноименной руке. Повторить 6--8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Мах выполнять быстро. Во время маха -- вы-дох.

5. Лежа на спине, в поднятых вперед руках держать волей-больный мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Повторить 6--8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Во время маха -- вы-дох.

6. Лежа на спине, руки вперед. Выполнять окрестные движе-ния руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, за-тем другой руки. Выполнять 15--20 с.

7. Лежа на спине, в правой руке, поднятой вперед, держать теннисный мяч. Выполнять рукой круговые движения вперед и назад в течение 20 с. Смотреть на мяч. Менять направление дви-жения через 5 с.

8. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка под-няты. Выполнять окрестные движения 15--20 с. Смотреть на мы-сок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.

9. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги. Поочередно поднимать и опускать ноги. Выполнять 15--20 с. Смотреть на мы-сок одной ноги.

10. Сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх -- влево, вернуть в исходное положение. То же левой ногой вверх -- вправо. Повторить 6--8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок.

11. Сидя на полу, упор руками сзади. Правую ногу отвести *вправо, вернуть в исходное положение. То же повторить другой ногой влево 6--8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок.

12. Сидя на полу, упор руками сзади, прямая нога слегка при-поднята. Выполнять круговые движения ногой в одном и другом направлении. Повторить 10--15 с каждой ногой. Смотреть на мы-сок.

13. Сидя на полу, упор руками сзади, но подняты обе ноги. Выполнять круговые движения в одном и другом направлении 10--15 с. Смотреть на мыски.

14. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Поднять пал-ку вверх, прогнуться -- вдох, опустить палку -- выдох. Смотреть на палку. Повторить 8--12 раз.

15. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Присесть и поднять гимнастическую палку вверх, вернуться в исходное поло-жение. Смотреть на палку. Повторить 8--12 раз.

16. Стоя, держать гантели впереди. Круговые движения рука-ми в одном и другом направлении -- 15--20 с. Смотреть то на од-ну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 с в одном направлении, затем 5 с в другом.

17. Стоя, держать гантели впереди. Одну руку поднимать, дру-гую -- опускать, затем наоборот -- 15--20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель.

18. Стоя, гантели в опущенных руках. Поднять гантели вверх, затем опустить. Смотреть сначала на правую гантель, затем на ле-вую. Вновь перевести взгляд на правую гантель. Выполнять дви-жения глазами в одном и другом направлении 15--20 с. Менять направление движения глаз через 5 с.

19. Стоя, в вытянутой руке обруч. Вращать обруч в одну, за-тем в другую сторону 20--30 с. Смотреть на кисть. Выполнять од-ной и другой рукой.

20. Стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. По-вернуть голову направо, затем налево. Повторить 8--10 раз в каж-дую сторону.

21. Стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Голо-ву поднять, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 10 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Примечание. Упражнения 3 и 4 можно выполнять с гантелью массой 3--4 кг.

Специальные упражнения

1. Передача мяча от груди к партнеру, стоящему на расстоя-нии 5--7 м. Повторить 12--15 раз.

2. Передача мяча партнеру из-за головы. Повторить 10--12 раз.

3. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Повторить 7--10 раз каждой рукой.

4. Подбросить мяч обеими руками вверх и поймать. Повторить 7--8 раз.

5. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой. Повто-рить 7--8 раз.

6. Ударить с силой мяч об пол, дать ему подскочить и поймать одной или двумя руками. Повторить 6--7 раз.

7. Броски теннисного мяча в стену с расстояния 5--8 м. Повторить по б--8 раз каждой рукой.

8. Броски теннисного мяча в мишень. Повторить по 6--8 раз каждой рукой.

9. Бросить теннисный мяч с таким расчетом, чтобы он отско-чил от пола и ударился о стену, а затем поймать его. Повторить по 6--8 раз каждой рукой.

10. Броски мяча в баскетбольное кольцо двумя и одной рукой с расстояния 3--5 м. Повторить 12--15 раз.

11. Верхняя передача партнеру волейбольного мяча. Выпол-нять в течение 5--7 мин.

12. Нижняя передача волейбольного мяча партнеру. Выпол-нять в течение 5--7 мин.

13. Подача волейбольного мяча через сетку (прямая нижняя, боковая нижняя). Повторить 10--12 раз.

14. Игра в бадминтон через сетку и без нее -- 15--20 мин.

15. Игра в настольный теннис -- 20--25 мин.

16. Игра в большой теннис у стенки и через сетку -- 15-20 мин.

17. Ира в волейбол -- 15--20 мин.

18. Удары футбольным мячом по стенке и в квадраты с рассто-яния 8--10 м -- 15--20 мин.

19. Передача футбольного мяча в парах (пас) на расстоянии 10--12 м -- 15--20 мин.

20. Броски обруча вперед с приданием ему обратного враще-ния.

Подвижные игры

1. Эстафета с бегом, броском мяча в сторону с последующей ловлей мяча.

2. Эстафета с передачей мяча во встречных колоннах.

3. Игры с метанием мяча в мишень.

4. Игры с метанием мешочка с песком на стул либо в квадрат, начерченный на полу.

5. Игры с метанием теннисного мяча в корзину.

6. Игра в "челнок" с метанием набивного мяча.

7. Гонка мячей по кругу.

Анализ коррекционного занятия

С учетом возрастных особенностейдетей и степени выраженности дефекта занятие решает комплексные задачи.Выбраны несколько направлений коррекционной работы: формирование культуры поведения, развитие речи, эмоциональное развитие.

Тема занятия: «Правила поведения в природе» - актуальна, соответствуетразделу «Экологическое воспитание» в перспективном планировании и имеет две четкие целевые установки: дидактическую и коррекционную.

В начале занятия воспитатель приветствует детей, используя психологический настрой на выполнение заданий. Вводитв тему, которая зашифрована под цифрами. Использованный прием оживляет внимание воспитанников, повышает интерес к занятию, корригирует слуховое восприятие. Занятие построено на уровне взаимодействия в процессе сопряженныхс воспитателем действий, подобрана наиболее адекватная тактика коррекционной работы. Прослеживается системность и преемственность.

Форма проведения занятия нетрадиционна и определяется еецелями, что повышает продуктивность практической деятельности учащихся, обеспечивает работу всей группы, позволяет раскрыть им свои способности, применить умения. Прослеживается сочетание как традиционных приемов и методовработы, так и инновационных. В структуре занятиянесколько этапов, которые взаимосвязаны между собой.Вводная часть включает познавательный материал,знакомящий ребят с понятием термина «экология» и его значением в жизни человека. Сообщение новых знаний производится в форме сказкотерапии, котораякорригируеткоммуникативные умения, обогащает эмоциональный опыт, формирует личностное развитие воспитанников. Задания предлагаются в наглядной форме, с опорой на несколько анализаторов. Инструкции выполнения заданий четкие, простые, повторяющиеся по несколько раз, в одной последовательности и теми же выражениями, что создает мотивационный настрой, побуждает к выполнению и управляет поведением детей. Преобладают задания практической направленности, например: «какие правила поведения нарушили в лесу Ивановы?», способствующие развитию поисковых действий. Изложение материалавариативно по своей структуре. В вводной беседепредъявляется готовая информация в форме практического объясненияс простой речевой инструкцией. В основной части используется частичная инструкция, регламентирующаявыполнение действия, задания с последующими усложнениями. Происходит постоянная смена видов деятельности, что не дает детям почувствовать усталость. В ходе занятия Татьяна Федоровна четкознает,какое практическое умение будет отрабатываться с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используются различные формы работы: речевыеи проблемные ситуации, творческие задания, практические действия.Используется материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности детей. При этом соблюдается принцип от простого к сложному. Просматривается самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера, что способствует коррекции высших психических функций, накоплению сенсорно-двигательного опыта, создаются условия для потребностей речевого общения.

В практической и коммуникативной деятельностивоспитатель базируется на умениях прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям. Татьяна Федоровна постоянно обращает внимание на успехи детей, мотивирует их на выполнение поставленных задач. Подведены итоги занятия, дана положительная оценка деятельности детей.

Вывод: коррекционное занятие проведено методически грамотно, поставленные цели достигнуты. Обьем запланированного материала не перегружен, время использовано рационально и эффективно. Оказывалась дозированная помощь и«адресная» коррекционно-педагогическая поддержка нуждающимся детям. Разумно сочетались вербальные методы и наглядные основы, игровая и практическая деятельность. Занятие проведено с учетом правил здоровьесбережения: использовались релаксационные упражнения, заключительный этап занятия был более легкий, чем основная часть. Контролировалось соблюдение воспитанниками правильной осанки, дисциплины. Используемый дидактический материал соответствовал возрасту и уровню развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Татьяна Федоровна собранна, уверенна в себя. Обладает грамотной, выразительной, эмоциональной речью. Умеет концентрировать внимание учащихсяи вызывать интерес к обсуждаемой теме. Знаетособенности развития детей с ОВЗ. Владеет методикой коррекционной работы. Мастерство педагога заслуживает изучения и внедрения в практику работы других воспитателей.

Ирина Дуденкова
Методические рекомендации родителям по занятию физической культурой в домашних условиях

Прививать интерес к физкультуре нужно с раннего детсва. Но как же это сделать в домашних условиях ?. Можно оборудовать спортивный уголок дома . Сделать это очень просто : одни пособия можно купить в специализированном магазине, другие смастерить самим. Спортивный уголок дома помогает организовать свободное время детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в детском саду, развитию ловкости, самостоятельности, уверенности. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более сложными предметами различного назначения.

Существует много способов, которые обеспечивают физическое развитие детей : совместные подвижные игры и физические упражнения , закаливание, зарядка, занятия в спортивных секциях и др.

Но наиболее хороших результатов в физическом развитии ребенка в домашних условиях можно добиться , сочетая совместные подвижные игры с занятиями на домашнем физкультурно -оздоровительном комплексе, которое включает разнообразные спортивные снаряды и тренажеры. При этом ребенок получает уникальную возможность тренировки вне зависимости от погоды, наличия свободного времени у родителей .

Главное назначение спортивного уголка - развитие практически всех двигательных качеств : силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости.

Занятия на спортивно-оздоровительном комплексе :

Делают каждодневные занятия физкультурой более эмоциональными и разнообразными;

Воздействуют на определенные группы мышц, тем самым, ускоряя процесс их развития;

Позволяют достичь желаемых результатов за более короткий срок.

Подсказки для родителей .

Для занятий следует использовать как можно больше вспомогательных средств : игрушек, воздушных шариков и т. п. Они привлекут внимание, будут стимулировать детей к выполнению разнообразных упражнений.

Одежда для занятий не играет большой роли. Однако если вы хотите укрепить мышцы стопы и одновременно закалить ребенка, то лучше всего заниматься босиком в шортах и хлопчатобумажной майке.

Для создания радостного настроения включите музыку. Во время занятий обязательно разговаривайте с ребенком, улыбайтесь ему : «Умница, ты уже до самого верха лесенки долез!»

Упражнения желательно проводить в игровой форме. Например, взрослый говорит : «Сегодня мы с тобой пойдем в гости к белке. Вот только домик ее далеко-далеко и высоко-высоко, на самой верхушке старой сосны. (Дальнейший текст сопровождается совместным выполнением движений с ребенком.) Сначала мы пойдем через болото (ходьба по диванным подушкам, затем перейдем через бурелом (ходьба, переступая через кегли, кубики, затем пролезем через лисью нору (подлезание под два стула, составленных вместе) и залезем на верхушку сосны. Там рыжая белочка живет, нас с тобою в гости ждет.

Другая форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – устраивать соревнования по принципу «Кто скорее добежит» или организовать сюжетную игру по мотивам литературного произведения с вплетением в сюжет физических упражнений .

Постепенно совместные занятия физической культурой станут счастливыми событиями дня, и ребенок будет ждать их с нетерпением и радостью. Средняя продолжительность занятий составляет 20 – 30 мин.

Также обязательно нужно заниматься с детьми дыхательной гимнастикой. Ниже приведём несколько комклесов.

Примерные комплексы дыхательной гимнастики

Комплекс 1.

Послушаем свое дыхание

Цель : учить детей прислушиваться к своему дыханию, оп-ределять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.

(как удобно в дан-ный момент) . Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному ды-ханию и определяют :

Куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

Какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно) ;

какое дыхание : поверхностное (легкое) или глубокое;

какова частота дыхания : часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой) ;

Тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической на-грузки или после , чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

Дышим тихо, спокойно и плавно

Цель : учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от пре-дыдущей физической нагрузки ) . Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз) .

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы да-же подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Подыши одной ноздрей

Цель : учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание) .

2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а ле-вую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка» .

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой) . Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание)

Цель : учить детей укреплять мышцы органов брюшной по-лости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытя-нуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка : на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий - жи-вот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивает-ся к спине.

Повторить 4-10 раз.

Воздушный шар в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)

Цель : учить детей укреплять межреберные мышцы, концен-трировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.

Повторить 6-10 раз.

Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)

Цель : учить детей укреплять и стимулировать верхние ды-хательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку поло-жить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным под-нятием и опусканием ключиц и плеч.

Повторить 4-8 раз.

Ветер (очистительное, полное дыхание)

Цель

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаб-лено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

Радуга, обними меня

Цель : учить детей укреплять дыхательные мышцы всей ды-хательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаб-лено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Исходное положение - стоя или в движении.

2. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

3. Задержать дыхание на 3-4 секунд.

4. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с» , выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» .

Комплекс 2.

Цель данного комплекса : укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие.

Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движе-нии.

Подыши одной ноздрей

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрей» из ком-плекса № 1, но с меньшей дозировкой.

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновре-менно с каждым поворотом вдох носом : короткий, шумный (как ёжик, с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается) . Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

Губы «трубкой»

1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.

2. Губы сложить «трубкой» , резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.

3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух) .

4. Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

Дыхательная гимнастика совместно с физической культурой хорошо влияют на здоровье детей.

В заключении скажем, нужно как можно чаще хвалить ребёнка даже за, казалось бы, незначительные успехи. И тогда у него появится стимул быть ещё сильнее, ещё быстрее, ещё лучше.

Загрузка...