Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Тематическое планирование музыкальных занятий для детей с овз. Игровые формы работы с детьми с овз на музыкальных занятиях в доу

Музыкальная деятельность, как средство развития детей ОВЗ

Т.В. Лопатина, музыкальный руководитель 1 категории МБДОУ детский сад № 28» Малышок», городской округ Рефтинский

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

За последний год изменились нормативно - правовые, экономические и административные условия существования системы дошкольных образовательных учреждений.

Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

В настоящее время увеличивается процент детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, что проявляется в снижении мышечного тонуса, несовершенстве общей и мелкой моторики, нескоординированности движений, несформированностью в работе голосообразующей системы. Увлечение компьютерными играми, неограниченный просмотр телевизионных программ приводит к снижению двигательной активности детей, проблемам в коммуникативном общении. Отдельную категорию составляют дети с различными нарушениями речи.

В нашем детском саду воспитываются дети с нарушением речи..

Цель образовательной программы детского сада комбинированного вида №28 «Малышок» - создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.) , сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Мной осуществляется комплексный подход в сопровождении детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ компенсирующего вида. Я тесно взаимодействую с учителем-логопедом и воспитателем, мы пришли к выводу, что чем разнообразнее формы работы с ребенком дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии.

В нашем детском саду образовательная деятельность осуществляется на основе комплексно-тематического планирования, составляющей частью которого является раздел музыкального развития детей, с использованием логоритмических упражнений, с учетом возможностей и потребностей детей с различными речевыми нарушениями.

Цель моей работы - помочь детям с ЗПР активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности и элементов логоритмики на основе закрепления лексических тем.

Основная задача моей коррекционно-педагогической работы состоит в том, чтобы создать условия для всестороннего развития ребенка с ЗПР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Охарактеризую основные направления работы музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности:

восприятия музыки - сложного чувственного процесса, наполненного внутренними переживаниями. Он переплетается с музыкальными ощущениями и восприятиями, где предыдущий опыт соединяется с живыми ассоциациями, переживаемыми ребенком в данный момент, а следование за развитием музыкальных образов выражается в ярких ответных реакциях. Восприятие музыки является как самостоятельным видом музыкальной деятельности, так и методическим приемом, предваряющим детское исполнительство (пение, движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах) .

Для слушания музыки я использую вокальные и инструментальные произведения (программные и не программные) , разные по тематике;

детского исполнительства, которое предполагает изобразительно- деятельностное проявление детей в пении, движении под музыку, в игре на музыкальном инструменте;

музыкально-образовательной деятельности, проявляющейся в усвоении детьми элементарных сведений о музыкальном искусстве, его выразительных особенностях, а также обеспечивающей

развитие навыков и умений в различных видах музыкальной деятельности;

детской музыкально-творческой деятельности, выражающейся в элементарных проявлениях в разных видах музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание детей мной осуществляется посредством различных форм музыкальной деятельности:

музыкальных занятий,

музыкальной деятельности вне занятий,

художественно-досуговой деятельности.

Музыкальное занятие - основная форма организации музыкального воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии детей с проблемами средствами музыкального искусства. Оно основывается на программных требованиях, составленных с учетом клинико-психологических, возрастных особенностей таких детей. Музыкальные способности дошкольников с проблемами проявляются в совместной деятельности со взрослым. Я и педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияют на индивидуальное развитие каждого дошкольника. При этом используется положительный пример сверстников, помогающих ребенку, испытывающему трудности, быстрее их преодолеть.

Музыкальная деятельность вне занятий - форма музыкальной деятельности, организация и проведение которой осуществляются педагогом в группе, где, с одной стороны, он закрепляет навыки, полученные детьми на музыкальных занятиях, и учит использовать в их игровой деятельности, в быту, а с другой - обеспечивает индивидуальную коррекционную работу с ребенком посредством музыкальной деятельности. Эту работу педагог осуществляет в процессе:

музыкально-игровой деятельности (музыкально-дидактических игр, игр под пение, включение знакомых песен в сюжетные игры, в режимные процессы, в свободную деятельность в группе) ;

музыкально-театрализованной деятельности (инсценирование взрослым и детьми песен на фланелеграфе, в настольном театре, на ширме, по ролям, проведение пантомимических игр руками под музыку и т. д.) .

Художественно-досуговая деятельность - форма музыкальной деятельности дошкольников, включающая праздники, развлечения. Она объединяет детей и взрослых общностью переживаний, дает возможность ребенку приобрести опыт общения,

создает ощущение торжества. Красочное оформление помещения, где проводится праздник, музыка, яркие детские костюмы, присутствие родителей-зрителей - все это обеспечивает сильные, незабываемые впечатления ребенка с проблемами в развитии. Праздники и развлечения - важное средство художественного развития, формирования художественной культуры.

Т.О., в соответствии с ФГОС через музыкальную деятельность идет удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, а именно:

  1. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы становление эстетического отношения к окружающему миру;
  2. формирование элементарных представлений о видах искусства;
  3. восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  4. стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  5. реализациясамостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,

конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 7»

«Музыкальная деятельность, как средство развития детей с ОВЗ»

Подготовил:

музыкальный руководитель

Попов С.В.

2016г.

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. За последний год изменились нормативно - правовые, экономические и административные условия существования системы дошкольных образовательных учреждений.Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я". Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.В настоящее время увеличивается процент детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, что проявляется в снижении мышечного тонуса, несовершенстве общей и мелкой моторики, нескоординированности движений, несформированностью в работе голосообразующей системы. Увлечение компьютерными играми, неограниченный просмотр телевизионных программ приводит к снижению двигательной активности детей, проблемам в коммуникативном общении. Отдельную категорию составляют дети с различными нарушениями речи.

Цель образовательной программы детского сада- создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.) , сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Я тесно взаимодействую с учителем-логопедом, мы пришли к выводу, что чем разнообразнее формы работы с ребенком дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии.

Цель моей работы - помочь детям с ЗПР активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности.

Основная задача моей коррекционно-педагогической работы состоит в том, чтобы создать условия для всестороннего развития ребенка с ЗПР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Охарактеризую основные направления работы музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности:

восприятия музыки - сложного чувственного процесса, наполненного внутренними переживаниями. Восприятие музыки является как самостоятельным видом музыкальной деятельности, так и методическим приемом, предваряющим детское исполнительство (пение, движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах) .

Для слушания музыки я использую вокальные и инструментальные произведения (программные и не программные) , разные по тематике;

детское исполнительство – которое предполагает изобразительно- деятельностное проявление детей в пении, движении под музыку, в игре на музыкальном инструменте;

музыкально-образовательная деятельность - проявляющеяся в усвоении детьми элементарных сведений о музыкальном искусстве, его выразительных особенностях.

детской музыкально-творческой деятельности - выражающейся в элементарных проявлениях в разных видах музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание детей мной осуществляется посредством различных форм музыкальной деятельности:

Музыкальное занятие - основная форма организации музыкального воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии детей с проблемами средствами музыкального искусства. Оно основывается на программных требованиях, составленных с учетом клинико-психологических, возрастных особенностей таких детей. Музыкальные способности дошкольников с проблемами проявляются в совместной деятельности со взрослым.

Художественно-досуговая деятельность - форма музыкальной деятельности дошкольников, включающая праздники, развлечения. Она объединяет детей и взрослых общностью переживаний, дает возможность ребенку приобрести опыт общения, создает ощущение торжества. Красочное оформление помещения, где проводится праздник, музыка, яркие детские костюмы, присутствие родителей-зрителей - все это обеспечивает сильные, незабываемые впечатления ребенка с проблемами в развитии. Праздники и развлечения - важное средство художественного развития, формирования художественной культуры.

Проведение музыкального занятия строится по определённой схеме: Слушание и подпевание; музыкально-игровой показ; забавная гимнастика: пестушки, потешки, песенки, игры, пляски.

Один из главных моментов в музыкальном воспитании детей с различными нарушениями – индивидуальная работа. В общении с глазу на глаз выполняются различные коррекционные задания. Например, в игре «Лошадка», «Синичка», «Тучка- сердючка»- развиваются у детей певческие навыки, которые способствуют развитию коммуникативных навыков.

Упражнения подбираются с учётом не только физических, но и психических нарушений каждого ребенка. При выполнении заданий: «Пой и двигайся, как я», «Строим дом», «Весёлые ладошки», «Музыканты» у детей развивается ритмический слух, ладовое чувство, формируется положительный эмоциональный настрой.

И пускай эти дети выполняют не так чётко и ритмично, но они своим стремлением дарят радость окружающим и близким.

Они чувствуют, что нужны людям, они верят что у них всё получится, а вера в себя – это та внутренняя сила, которая способна победить любые недуги.

Основной формой непосредственно являются музыкальные занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия детей, обучение их элементарному пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах, которым я уделяю на занятиях большое внимание. Почему? Да потому что детское музицирование–одна из самых доступных форм ознакомления детей с миром музыки. Игра на детских музыкальных инструментах способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей с ОВЗ. Но что самое главное - повышает интерес детей к музыкальным занятиям.

Работа проводится мною организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов..

Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Наблюдая за тем, как дети с большим удовольствием играют на занятиях с предложенными им музыкальными игрушками, я решил для себя научить их играть на шумовых инструментах (трещотках, маракасах, бубнах, свистульках, ложках, круговых трещетках, колокольчиках и др.) – это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми с ОВЗ. Для занятий на них не требуется особой выучки и приёмы игры просты, и представляют собой такие естественные движения, как покачивание, встряхивание, удары.

Работу по обучению детей с ОВЗ игре на шумовых музыкальных инструментах считаю успешной, потому что дети на занятиях получали радость и с нетерпением ждали новых встреч. Лучшая награда за мою работу - сияющие глаза детей, всегда ожидающих чуда, их неиссякаемый интерес к музыке. Свою работу по музыкальному воспитанию детей с ОВЗ считаю маленькой частичкой всего процесса, радуюсь тому, что и мой труд дает возможность сделать жизнь ребят более интересной и привлекательной.

Для детей с ДЦП игра на детских музыкальных инструментах - более доступное направление, чем, например, музыкально-ритмическое развитие, где дети в силу своих физических возможностей менее успешны. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус. Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность. При обучении детей стараюсь создать положительный эмоциональный климат на занятиях, что в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал. Опираясь на программные задачи и требования, а также изучив опыт работы других педагогов-музыкантов, я систематизировал материал по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, подобрал музыкально-дидактические игры для лучшего освоения игры на инструментах. Игра на инструментах приносит всем детям удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения.

В настоящее время особое внимание уделяется всестороннему развитию детей. Существует множество методов, направленных на полноценное физическое и психологическое развитие ребенка. Для детей с особыми возможностями здоровья данный подход также актуален. И метод арттерапии как способ самовыражения и психического становления личности, занимает особое место среди других подходов.

Арттерапия – это одно из центральных психотерапевтических направлений, которое включает терапевтическую, коррекционную и реабилитационную работу. Существует несколько методов в арттерапии, цель которых - создание гармоничного развития личности посредством формирования способностей самовыражения и познания. К методам арттерапии относят рисование, музыку, моделирование с бумагой, лепку, работу по дереву или камню, литературное творчество, пение, танцы и др.

В работе с детьми - дошкольниками, имеющими особые возможности здоровья, методы арттерапии также актуальны и широко применяются специалистами. Метод музыкальной терапии является одним из наиболее доступных и эффективных способов продуктивного взаимодействия с ребенком с ОВЗи его развития. Необходимость музыкально-ритмических занятий с детьми, их благотворное влияние на сенсорное и психоэмоциональное состояние малышей не вызывает сомнения. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого и музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения имеющихся нарушений.

Данная программа предназначена для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии, и включает в себя различные упражнения, направленные на формирование общих моторных навыков, координации движений, умение держаться в кругу, замечать других детей в группе, коррекцию эмоционального состояния и преодоление трудностей в поведении.

Программа построена таким образом, что игровые музыкальные упражнения включают в себя развитие различных сфер развития ребенка, от простого с начала учебного года к более сложным упражнениям к концу года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная образовательная программа

дополнительного образования детей

«Арттерапия в работе с детьми с ОВЗ.

Музыкально-ритмическое воспитание»

Расчитана на детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Пояснительная записка

В настоящее время особое внимание уделяется всестороннему развитию детей. Существует множество методов, направленных на полноценное физическое и психологическое развитие ребенка. Для детей с особыми возможностями здоровья данный подход также актуален. И метод арттерапии как способ самовыражения и психического становления личности, занимает особое место среди других подходов.

Арттерапия – это одно из центральных психотерапевтических направлений, которое включает терапевтическую, коррекционную и реабилитационную работу. Существует несколько методов в арттерапии, цель которых - создание гармоничного развития личности посредством формирования способностей самовыражения и познания. К методам арттерапии относят рисование, музыку, моделирование с бумагой, лепку, работу по дереву или камню, литературное творчество, пение, танцы и др.

В работе с детьми - дошкольниками, имеющими особые возможности здоровья, методы арттерапии также актуальны и широко применяются специалистами. Метод музыкальной терапии является одним из наиболее доступных и эффективных способов продуктивного взаимодействия с ребенком с ОВЗи его развития. Необходимость музыкально-ритмических занятий с детьми, их благотворное влияние на сенсорное и психоэмоциональное состояние малышей не вызывает сомнения. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого и музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения имеющихся нарушений.

Данная программа предназначена для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии, и включает в себя различные упражнения, направленные на формирование общих моторных навыков, координации движений, умение держаться в кругу, замечать других детей в группе, коррекцию эмоционального состояния и преодоление трудностей в поведении.

Программа построена таким образом, что игровые музыкальные упражнения включают в себя развитие различных сфер развития ребенка, от простого с начала учебного года к более сложным упражнениям к концу года.

Сформулируем основные цели и задачи всестороннего воспитания и развития ребенка с применением музыкальных средств.

1. Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.

2. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений.

3. Развитие слухового восприятия, музыкального слуха:

Музыкальных сенсорных способностей (различение динамики, продолжительности. Высоты и тембра музыкального звука);

Чувства ритма – способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии;

Слухового внимания – умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки;

Способности менять темп (контрастный – быстро-медленно) и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.

4. Развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных навыков и умений (ходьбы, бега, прыжков), развитие пружинных, маховых движений, выразительных жестов, элементов плясовых движений («фонарики», топающий шаг и др.); развитие выразительности движений, умений передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей (зайчиков, мишек, птичек и пр.).

5. Воспитание общительности, умения входить в контакт со взрослым или ребенком.

6. Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умения становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, по кругу. Вперед и назад.

7. Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек (формирование и развитие речевой активности, расширение словарного запаса).

Репертуар представляет собой песенки, тексты которых сопровождаются соответствующими движениями. Опора на слово имеет особое значение для развития речи детей, а также для конкретизации самого движения, наполнения его смыслом. В целом такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребенка, способствуя проявлению ярких положительных эмоциональных реакций и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе со взрослыми или сверстниками.

Учитывая способность детей к подражанию, их желание двигаться вместе со взрослым и, вместе с тем, неспособность большинства таких «особых»детей действовать по словесной инструкции, педагог должен максимально выразительно и четко исполнять ритмические композиции, так как от этого напрямую зависит и качество движения детей.

Объединение усилий родителей и педагогов в воспитании и развитии детей – вот, пожалуй, та красная нить, которая пронизывает направленность работы по становлению личности «особого» ребенка, а также улучшению эмоциональных отношений родителей и их ребенка.

по воспитанию детей

музыкальными средствами в течение года

Осень

Этот период – один из самых сложных для ребенка, его родителей и педагогов, так как именно в начале учебного года происходит адаптация к новой игровой обстановке, педагогу и другим детям. Отсюда главная задача – использование игровых двигательных упражнений как средства эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у ребенка радостные эмоции, интерес к играм-забавам, музыке, увлечь и занять его значительно важнее, чем обучить каким-либо движениям и умениям. Тем не менее, педагог уделяет внимание развитию следующих навыков:

1. дети осваивают ходьбу и бег как основные, контрастные виды движений (упражнения «Вот как мы умеем», «Ноги и ножки» и т.д.) Эти упражнения дети выполняют по показу педагога и двигаются по кругу и стайкой, с участием родителей.

2. Дети учатся передавать простейшие игровые действия также по показу воспитателя (упражнение «Прятки», «Птичка и собачка», «Вот летали птички» и др.)

3. Дети обучаются ритмично исполнять простейшие танцевальные движения, притопы поочередно каждой ногой, «фонарики» и др. (пляска «Ай-да», «Чок да чок», «Маленькая полечка»).

4. В знакомых упражнениях дети подпевают повторяющиеся слова и звукоподражания («тук-тук», «ля-ля-ля», «баю-баю», «кап-кап» и т.д.)

Итак, в осенний период работы с детьми самое важное – это установление контакта с ребенком и его родителями. Если эта задача решена, то последующее обучение будет продвигаться более успешно.

Зима

В этот период развитие детей в музыкальной деятельности происходит более интенсивно: с некоторыми детьми контакт уже установлен, у детей уже вырабатывается своеобразный рефлекс на музыкальный игровой сеанс и «музыкального взрослого», который танцует и поет, и других педагогов, участвующих в программе. Педагоги получают возможность больше внимания уделять качеству движения и при этом добиваться более четких и ритмичных движений.

Ставятся задачи:

1. Совершенствовать ходьбу (у некоторых еще и бег).

2. Развивать образно-игровые движения (зайчики)

3. Развивать умение передавать ритм мелодии в игре на музыкальных инструментах (развитие чувства ритма и ловкости движений).

4. Формировать умения исполнять простейшие плясовые движения (для некоторых детей), например. Под «Русскую пляску».

5. Вызывать желание подпевать, исполнять вместе с педагогом повторяющиеся слова.

К концу зимы движения детей становятся более уверенными. Исполнение упражнений по показу педагога отличается большей слаженностью. Также несколько быстрей удается вовлечь ребенка в круг и хоровод.

Весна

В третьем квартале детям предлагаются упражнения, включающие новые более сложные движения:

Ходьба вперед-назад Научились мы ходить»;

Прямой галоп («Лошадка»);

Пляски в парах («Топ-хлоп», «Лодочка», «По кругу»);

Разнообразные образно-игровые упражнения с предметами (с платочками), образно-игровые выразительные движения («Вот летали птички», «Воробушки и кошка»);

Пляски и упражнения проводятся в различных исходных положениях и построениях (парами, по кругу, сидя на ковре), что позволяет разнообразить движения рук и ног.

Задачи музыкального игрового воспитания детей по сути те же, однако педагог может немного увеличить нагрузку на занятиях, предлагая исполнять большее количество упражнений подряд (на 1 – 2 композиции).

Лето

Как правило, дети посещают летом всего лишь один месяц, поэтому на оставшееся лето предлагаемый материал могут использовать родители (у которых к этому времени уже воспитаны интерес и понимание важности развития ребенка с использованием музыкальных средств).

Репертуар, предлагаемый для разучивания в этом квартале, направлен на совершенствование у детей навыков основных движений (ходьбы, у некоторых детей бега и прыжков), освоение более разнообразных способов их выполнения – ходьба парами («Погуляем), прыжки парами, держась за руки «Мы идем – прыгаем»). Дети уже могут справиться с довольно сложными по координации упражнениями: галопом в парах («Лошадка»), раскачиваясь вперед-назад, сидя на ковре («Лодочка»).

Музыкальная игра «Дождик» и хоровод «Подарило лето» активизируют творческие проявления детей.

К концу года некоторые дети уже активно подпевают взрослому, запоминают слова и фразы из песен, иногда исполняют их самостоятельно (по словам родителей).

Ярким показателем успешности музыкального развития является эмоциональность поведения детей, их желание заниматься вместе, умение сосредоточиться на выполнении упражнения, не отвлекаясь, исполняя движения по показу взрослого.

Некоторые выученные на занятиях элементы движений или пляски некоторые дети к концу года пытаются выполнить самостоятельно.

В заключение можно сказать, что групповые совместные музыкальные игровые сеансы детей с родителями воспитывают в них стремление к общению с другими детьми, формируют умение взаимодействовать друг с другом. На таких игровых сеансах детям легче усваивать правила поведения в группе (умение здороваться и прощаться, участвовать в совместных играх и упражнениях).


Я работаю музыкальным руководителем в детском саду компенсирующего вида, который посещают дети с разными нарушениями зрения и речи.

Зрительный дефект значительно обедняет способность детей к подражанию, образному взаимодействию, они испытывают моторную неловкость, трудности в общении со взрослыми и сверстниками, нет четких представлений об окружающей жизни. При анализе игровой деятельности, дети не сопровождают игры достаточно эмоциональной окраской.

На детей с нарушением зрения музыка оказывает лечебное, коррекционное и профилактическое воздействие и в связи с этим появилась необходимость использования нетрадиционных эффективных методик.

Изучив методику «элементарного музицирования» Карла Орфа включила ее в музыкально-коррекционную деятельность, которая имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ.

Элементарное музицирование – это творческая деятельность, в которой неразрывно соединены музыка, речь и движение. При этом важнейшую роль играют музыкальные инструменты, как орудие музыканта. Концепция Карла Орфа называется «Шульверк» (учусь, делая).

Элементарное музицирование – это игровая педагогика: с детьми играют, но они при этом не осознают, что их учат.

Все участники процесса имеют возможность выбирать пару, инструмент. Таким образом, я включаю элементарное музицирование практически во все разделы НОД. Как только дети входят в музыкальный зал, они уже готовы творить, приветствуя друг друга.

С детьми младшего и среднего возраста включаю «Игру — приветствие», музыка «Индо эу». Учу навыкам «пружинности», смене частей музыки, умению начинать и заканчивать движение вместе со звучанием музыки по показу взрослого или самостоятельно.

На первую часть музыки дети двигаются по всему залу свободно, а на вторую часть находят себе пару и кружатся, или выполняют пружинку.

Дети самостоятельно показывают «фонарики» друг другу, топотушки, сложив руки полочкой, то есть любые музыкально – ритмические движения, соответствующие возрасту.

С детьми старшего возраста – движения усложняются.

Вариант 1: на первую часть музыки можно двигаться, одновременно играя на звучащих жестах: хлопки, шлепки, щелчки и др., а на вторую — тройные хлопки правой рукой, левой и двумя руками, затем прощаются глядя в глаза друг другу и помахав рукой, идут искать другую пару.

Вариант 2: дети ходят парами, по окончании первой части, останавливаются одна пара напротив другой;

2 часть – хлопки: с партнёром напротив, с партнёром наискосок, со своим партнёром.

Последний становится новым дружком (происходит обмен).

Проходя тему недели «Домашние животные», мы можем поприветствовать друг друга как кошечки, собачки, козлики, поросята. Малыши просто промяукать или прохрюкать, а дети постарше уже придумывают каждый свою песенку щенка или коровы с целью развития звуковысотного слуха и чувства ритма.

В гости к детям приходит медведь (игрушка), мы с ним поздоровались (спели «здравствуй, мишка»), прохлопали свои имена и пошли вперевалку напевая песенку на русскую народную мелодию «Я на горку шла»:

Мишка шёл, шёл, шёл

И машину нашёл.

(Дети «садятся» в машину, «берут руль» в руки и едут друг за другом под песню «Машина» муз. М. Красева, остановились, сигналят — «би –би –би»).

Старшие дети могут двигаться в разных направлениях (ориентировка в пространстве), а сигналы придумывать поочерёдно, каждый по – своему, все дети повторяют. Мишка может найти всё, что угодно:

  • «полочка» – танцуем топотушки, сложив руки полочкой;
  • «фонарики» – танцуем ручками фонарики;
  • «конфетка» – кушаем конфету (развитие мимики),
  • «ковырялочка» – закрепляем танцевальное движение (носок – пятка).

Затем дети сами придумывают что нашёл Мишка.

Музыкально – ритмические движения:

Используя одно произведение «Семь прыжков» реализую задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.

В младшей группе первая часть — это ходьба по кругу, держась за руки и показ различных частей тела.

Вторая часть — с каждым проведением ритмического движения добавляется разный по длительности звук. При этом формируется умение начинать и заканчивать движение вместе со звучанием музыки.

Со старшими детьми игра усложняется. На первую часть музыки дети танцуют свободно (как вариант: с атрибутами или со звучащими жестами), а на вторую часть дети замирают в различных позах по типу «морская фигура», но при этом меняют позу на каждый длинный звук. Это могут быть ледяные фигуры, различные звери, облака и т. д.

На этом материале учу детей ориентироваться в пространстве, находить свои оригинальные движения и жесты для выражения игрового образа.

Используя музыку «Стоп энд гоу», где собраны несколько разнохарактерных музыкальных отрывков, разделённых паузами, учу ребят различать контрастные свойства звуков по высоте, длительности, динамике и тембру, получать радостные ощущения от участия в музицировании.

Вариант 1: дети двигаются свободно по всему залу, как им подсказывает музыка.

Вариант 2: дети сидят, при этом поочерёдно танцуют различные части тела на каждую смену частей в музыке (руки, плечи, глаза – зрительная гимнастика, губы, пальчики и т. д.), на паузу – остановиться и продолжить с возобновлением музыки.

Вариант 3: дети стоят в тесном кругу друг за другом, в руках у каждого шишки, под музыку шишки танцуют на спине у соседа справа. (массаж).

Вариант 4: дети разбирают разные по звучанию музыкальные инструменты и играют поочерёдно различную по характеру музыку.

Подвожу детей к пониманию выразительных свойств звука: например: высокие, лёгкие звуки (снежинки, стрекозы и др); низкие, медленные звуки (бегемот, Дед Мороз и др.)

Дети очень любят петь песню «Кошка Мурка». Здесь я учу детей правильному дыханию, петь протяжно, расширяя певческий диапазон, создаю музыкально – игровой образ, отрабатываю вокально – хоровые навыки.

Эту песню можно использовать в таких лексических темах, как «Транспорт», «Зимние забавы», «Одежда», «Театр».

1. Кошка Мурка едет к нам из-за горы – «би –би».

Она может ехать на машине, на санках с горки – глиссандо сверху вниз — «Ух», по выбору детей. Кто – то из детей играет на ксилофоне остенато на развитие метрического чувства.

2. Будет кошка все дорожки подметать — «вжик – вжик», (движение метлой).

3. Будет кошка у бабули крепко спать (имитация сна).

4. Будет красную пижаму надевать

5. Будет кошечка на сцене выступать.

Текст не высокохудожественный и может меняться в зависимости от поставленных задач:

  • дети сами придумывают текст с помощью педагога;
  • дети подыгрывают на музыкальных инструментах в конце музыкальных фраз

Одна из любимых игр наших детей «Тра-та-та».

Цель: Раскрепощение детей и создание психологически комфортной атмосферы, развитие навыков двигательной импровизации, воображения, фантазии.

Ход игры: Дети поют зачин песни с простейшими движениями: хлопками, шлепками и т. п. Затем двое детей образуют ворота, в которые четверо детей, стоящих друг за другом артистично заходят и замирают в образе какого – либо сказочного героя.

Для первых проведений игры наиболее типичные персонажи – Бабка и Дед. Затем могут появиться кошка, козлик, мышка, робот. Каждый из четырёх детей старается быть не похожим на предшественника и сделать свой образ, с какими – то особенностями. Например, бабка может быть сердитой, хромой, задумчивой и т. д. При повторении игры «ворота» образуют двое последних детей из бывших солистов.

Игра «Концерт».


Цель:

  • Формирование контроля за движениями;
  • Развитие уверенности в себе, сотрудничества в группе.

Одному участнику предлагают быть солистом и встать в центр круга. Остальные берут бубны. Звучит музыка, и все танцуют вокруг солиста, играя на своих инструментах. Все это время солист стоит не двигаясь. Внезапно музыка обрывается, и танцующие замирают, как статуи, держа инструменты на вытянутой руке в любом удобном для них положении. Тогда солист подходит к каждому и играет на всех инструментах по очереди. Либо солистами могут быть два участника одновременно.

Дети любят использовать в этой игре маленькие барабаны, они самодельные и оклеены яркой бумагой, что важно для детей с нарушением зрения, а, так же орф-инструменты.

В связи с вышеизложенным методика Карла Орфа помогает мне:

  • создавать образовательную среду, обеспечивающую переживание ребенком чувства удовлетворения, радости, увлеченности;
  • открывать новые знания у детей на основе импровизации, творческого музицирования;
  • и получить сертификат к аттестации ?
Загрузка...