Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Влияние игры на развитие ребенка. Влияние игры на развитие личности ребенка дошкольного возраста

Влияние игры на развитие ребенка.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью для детей является игра. Через игру начинают формироваться и проявляться потребности ребенка воздействовать на мир. А.М. Горький писал: “Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который призваны изменить”. Игра как бы создает перед малышом подобие жизни, которая ещё только ждёт его впереди. Чтобы ребенку было интересно жить и познавать новое, его нужно научить играть.

Маленькие дети не умеют владеть собой и своим поведением. Эта их особенность причиняет много неприятностей родителям и воспитателям. Обычно взрослые пытаются воспитывать детей прямыми указаниями и наставлениями: "Не шуми", "Не сори", "Веди себя прилично". Но это не помогает. Дети все равно шумят, сорят и ведут себя "неприлично". Словесные методы совершенно бессильны в воспитании дошкольников. Для них гораздо более подходят другие формы воспитания.

Игра - традиционный, признанный метод воспитания маленьких детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, и потому в игре дети охотно и с удовольствием делают то, что еще не умеют в реальной жизни. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.

Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.

"Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала Н.К. Крупская.

Игра является важным условием социального развития детей, ведь в ней:

Они знакомятся с разными видами деятельности взрослых,

Учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им,

Приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.

Физически развиваются, стимулируя двигательную активность.

Все игры обычно воспроизводят те или иные действия, тем самым отвечают потребности ребенка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребенок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности: ориентируясь на взрослого как на образец, взяв на себя ту или иную роль, ребенок подражает взрослому, действует как взрослый, но только с предметами-заместителями (игрушками) в сюжетно-ролевой игре. В игре для ребенка существенны не только свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения. Играя, ребенок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, игры с правилами. В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, поведение, навыки общения, но и личность ребенка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития, она создает зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности.

Переход от дошкольного возраста к школьному – сложный и не всегда безболезненный процесс для ребенка. Мы, взрослые, можем помочь своему малышу перейти этот рубеж спокойно и незаметно. На пороге школы ребенка надо не столько нагружать обучением, сколько дать возможность играть в развивающие игры, а обучать, через игровые формы.

Очень важно подойти к школьным занятиям гармонично. Занятия для учащихся дошкольного возраста в Центре Внешкольной Работы «Ясенево» (директор - Гулишевская Л.Е.) проводятся в игровой форме и направлены на развитие внимания, памяти, логики, мышления. Дети учатся учиться - расширяют кругозор, учатся общаться, сотрудничать друг с другом, знакомятся с миром эмоций.
Первая ступень по адаптивному переходу ребенка дошкольного возраста к школьному – это студия раннего эстетического развития. Детям 4-5 лет свойственно активное речевое развитие. У них так же стремительно развивается фантазия. Поэтому на занятиях используются ролевые игры, направленные на развитие важных умений и навыков. В ходе игры дети учатся самостоятельно размышлять, совместному творчеству со сверстниками и педагогами, знакомятся с миром эмоций, формируют целостное представление об окружающем мире.
Обучение превращается в увлекательный процесс и формирует у детей желание учиться.

В возрасте 5-6 лет ребёнок продолжает совершенствоваться через игру. Это так же время постепенного перехода к такому обучению, когда ребёнок может и хочет делать то, что требует от него взрослый. У детей формируется социальная зрелость. Это важный фактор успешного обучения в школе.
В этом возрасте, руки, голова и язык связаны одной ниточкой, и на занятиях особое внимание уделяется развитию моторики, для этого используются пальчиковые игры. Кроме этого, на занятиях в творческом объединении «Филиппок» в ЦВР «Ясенево» большое внимание уделяется играм, направленным на развитие познавательной способности и психическим процессам, необходимым в дальнейшем для успешной учебной деятельности. Многие педагоги сталкиваются с проблемой невнимательности детей. Для решения этой проблемы на занятиях объединения «Филиппок» проводятся разнообразные игры. Например: Игра "Что изменилось?".

Игра проводится так: мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, сетные палочки и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.

Перемешаем свою "коллекцию", разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут испытание все участники команды.

Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же.

В этом случае лучший результат - 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре.

Любая игра обладает и прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившуюся агрессию, обиду или негативные переживания, "отыграв" их. Игра дает ему особое ощущение всесилия и свободы.

На занятиях по развивающей психологии через ИЗО деятельность используются игры-упражнения для снижения психологического напряжения, тревожности, агрессивности, на сплочение и т.д. Например, игра на снятие общего напряжения и психологической усталости «Волшебный сон». Дети повторяют слова педагога хором, стараясь при этом показать, что они проговаривают.

Педагог:

Все умеют танцевать, бегать, прыгать и играть,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.

(речь замедляется, становится тише)

Замедляются движенье, исчезает напряженье

И становится понятно: расслабление приятно.

Реснички опускаются, глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Напряженье улетело и расслаблено все тело.

Будто мы лежим на травке…

На зеленой мягкой травке…

Греет солнышко сейчас, ноги теплые у нас.

Дышится легко, ровно, глубоко,

Губы теплые и вялые, но нисколько не усталые.

Губы чуть приоткрываются и приятно расслабляются

И послушный наш язык быть расслабленным привык.

(громче, быстрее, энергичнее)

Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.

Крепко пальцы сжать в кулак,

И к груди прижать – вот так!

Потянуться, улыбнуться, глубоко вдохнуть, проснуться!

Распахнуть глаза пошире – раз, два, три, четыре!

(дети произносят хором вместе с педагогом)

Веселы, бодры и снова мы к занятиям готовы.

По усмотрению педагога текст можно использовать целиком или частично.

Сейчас многие родители стремятся к тому, чтобы их дети с раннего возраста начинали изучать иностранный язык. Педагоги нашего Центра, в организации обучения иностранному языку на начальном этапе учитывают существенные психолого-педагогические различия детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для детей младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети быстро вовлекаются в игровую деятельность и самостоятельно организуются в групповую игру по правилам.

Игровая деятельность включает в себя упражнения, формирующие умения выделять основные признаки предметов, сравнивать; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический слух. Игра способствует развитию памяти, которое является преобладающим на начальном этапе обучения иностранному языку. Например, игра с движениями на английском языке для детей:

If you"re happy, happy, happy,
Touch your nose, nose, nose.

(Если ты счастлив, счастлив, счастлив

Трогай свой нос, нос, нос)

If you"re sad, sad, sad,
Shake your leg, leg, leg.

(Если ты печален,

Крути своей ногою)

If you"re thin, thin, thin,
Raise your arms, arms, arms.

(Если ты худой,

Поднимай свои руки)

If you"re tall, tall, tall,
Do it all.

Дети поют на мотив песенки "Если нравится тебе, то делай так..." и дотрагиваются до носа, затем крутят ногой и т.д. (по содержанию песенки). Повторить несколько раз.

(Если ты высокий,

Делай все это)

О том, что ребенка нужно развивать и развивать разносторонне, ни кто не спорит, но когда доходит дело до практики, почему-то все силы направляются на умственное развитие. Если ребенок к определенному возрасту не умеет владеть своим телом, это мало кого волнует, а вот если ребенок не различает, например, цвета, или не знает цифры, то мама очень сильно беспокоится по этому поводу. Хотя ученые и педагоги уже давно доказали, что физическое, умственное и эмоциональное развитие ребенка очень сильно взаимосвязаны между собой.

Именно по этой причине в нашем Центе уделяется внимание подвижным играм, направленным на физическое развитие учащихся. С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества, и прежде всего координация и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные привычки; двигательные качества. В них, как правило, могут быть задействованы все мышечные группы. Это оказывает содействие гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата. Подвижные игры воспитывают у учеников высокие морально-волевые качества и, укрепляют здоровье, оказывают содействие правильному физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных привычек и умений. Такие игры – ни с чем несравненное средство закала и укрепления здоровья. Например, игра « Репка», используемая на занятиях по оздоровительной физкультуре.

В игре принимают участие 12 игроков.

Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стуле сидит «репка»(ребенок в шапочке с изображением репки).

Игру начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется репка. Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула репку.

В нашем Центе проведению играм уделяется большое значение, поскольку они тесно связаны с возможностями решения задач по развитию, обучению и воспитанию.. Итак, игра как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей. В игре ребенок познает окружающий мир, развивается его мышление, речь, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания, произвольность поведения. Развитие ребенка в игре происходит, прежде всего, за счет разнообразной направленности ее содержания.
Таким образом, повседневное руководство игровой деятельностью помогает формированию творческого отношения к действительности, развитию воображения. При создании адекватных условий и правильной организации в игре происходит коррекция, как отдельных психических функций, так и личности ребенка в целом. Взрослые обычно думают, что игра для ребенка - забава, свободное времяпрепровождение. Но это далеко не так. В игре ребенок развивается, и его осмысленная игровая деятельность вполне сравнима с серьезным занятием взрослых. Насколько важна игра для ребенка, можно судить хотя бы потому, что в современной психотерапии для детей существует особый раздел под названием "игротерапия". Ну, и самое главное, игра – это ведь радость. Вспоминая детство, каждый из нас до сих пор с теплотой и радостью вспоминает самые веселые и забавные моменты из счастливых детских игр с друзьями по двору, одноклассниками, родителями.

учитель начальных классов НЧУ ОО СОШ «Промо-М»


Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми. Порой взрослым кажется, что играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого возраста.

Развивающее воздействие игры на ребёнка невозможно без участия взрослого. Чем младше ребёнок, тем большее включение в процесс игры требуется от родителей. Когда малыш только начинает играть, мама и папа являются его любимыми партнёрами по играм. Родители могут инициировать игры сами или поддерживать инициативу ребёнка. В более старшем возрасте родители могут выступать в качестве сторонних наблюдателей, помощников и консультантов. В любом случае взрослый человек выступает в качестве проводника в мир игры.


  • Развитие познавательной сферы. В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе;
  • Физическое развитие. В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;
  • Развитие образного мышления и воображения. В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках – деньги, в камешках – картошку для супа, а в сыром песке – тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления – важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;
  • Развитие речи и коммуникативных навыков. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила;
  • Развитие мотивационной сферы. Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Конечно, для того, чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами;
  • Развитие нравственных качеств. Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций – самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы;
  • Развитие и коррекция эмоциональной сферы. В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.

Читаем также: Как мы портим детям игру: 6 типичных ошибок

К сожалению, в последнее время настоящая спонтанная детская игра вытесняется обучением в игровой форме или компьютерными играми. Нужно понимать, но ни та, ни другая деятельность не является, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка. Конечно, настоящие и «качественные» детские игры не всегда удобны для взрослых, ведь это шалаши из подушек и одеял, конструкторные города по всей квартире и беспорядок. Однако ограничивать ребёнка в его фантазии и играх не стоит, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство – это время игры. Ребёнок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.

Читаем по теме:

  • Влияние музыки на развитие ребенка;
  • Современные гаджеты (влияние гаджетов на ребенка);
  • Влияние сказок на развитие ребенка.

Игра непросто играет важную роль в развитии детей, она является ведущим видом деятельности, в которой происходит развитие ребенка. Игра – форма активного психического отражения ребёнком окружающей действительности. В игре происходит физическое и психическое развитие ребенка.

Именно в игре происходит развитие психических процессов, и появляются важные психические новообразования, такие как воображение ориентация в мотивах деятельности других людей, способность к взаимодействию со сверстниками.

Игровая деятельность различна и классифицируется по своим задачам.

Виды игр

Классифицировать игры можно по различным показателям: количеству играющих, наличию предметов, степени подвижности и т.д.

По основной цели игры разделяются на несколько видов:


  • Дидактические – игры, направленные на развитие познавательных процессов, усвоение знаний, развитие речи.
  • Подвижные – игры, на развитие движений.
  • Ролевые игры – деятельность по воспроизведению жизненных ситуаций с распределением ролей.

В играх у детей формируется внимание, активизируется память, развивается мышление, накапливается опыт, совершенствуются движения, создается межличностное взаимодействие. В игре впервые возникает потребность в самооценке, которая представляет собой оценку своих способностей по сравнению со способностями других участников.

Ролевые игры знакомят с миром взрослых, уточняют знания о повседневной деятельности, позволяют быстрее и глубже усваивать социальный опыт. Значение игры настолько велико, что её можно сравнить только с обучением. Разница в том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, и без неё даже процесс обучения становится невозможным.

Игра и психическое развитие ребенка

Мотив игры не в результате, а в самом процессе. Ребенок играет, потому что ему интересен сам этот процесс. Сущность игры в том, что дети отражают в игре различные стороны повседневной жизни, уточняют свои знания и осваивают различные субъектные позиции.


Но игра подразумевает не только выдуманные отношения (дочки-матери, продавец и покупатель и др.), но и реальные отношения друг к другу. Именно в игре появляются первые симпатии, чувство коллективизма, потребность в общении ос сверстниками. В игре развиваются психические процессы.

  • Развитие мышления

Игра оказывает постоянное влияние на умственное развитие ребенка. Действуя с предметами-заместителями, ребенок наделяет его новым названием и действует с ним в соответствии с названием, а не по прямому назначению. Предмет-заместитель является опорой для мыслительной деятельности. Действия с заместителями служат основой для познания реальных предметов.

Ролевая игра вносит изменения в позиции ребенка, перенося его с детского статуса на взрослый уровень. Принятие ребенком роли позволяет ребенку приблизиться к взрослым отношениям на уровне игры.

Переход от предметных действий до ролевых игр связан с тем, что ребенок переходит от наглядно-действенного мышления к образному и логическому, то есть действия переходят от практически в умственные.

Процесс мышления связан с памятью, так как мышление опирается на опыт ребенка, воспроизведение которого невозможно без образов памяти. Ребенок получает возможность преобразования мира, он начинает устанавливать причинно-следственные связи.


  • Развитие памяти

Игра в первую очередь влияет на развитие памяти. Это неслучайно, так в любой игре у ребенка появляется необходимость в запоминании и воспроизведении информации: правила и условия игры, игровые действия, распределение ролей. При этом проблема незапоминания просто не возникает. Если ребенок не запоминает правила или условия, то это будет негативно восприниматься сверстниками, что приведет к «изгнанию» из игры. У ребенка впервые появляется потребность в намеренном (осознанном) запоминании. Вызывается это желанием выиграть или занять определенный статус в отношениях со сверстниками. Развитие памяти происходит на протяжении всего дошкольного возраста и продолжается в дальнейшем.

  • Развитие внимания

Игра требует от ребенка сосредоточенности, совершенствуя внимание: произвольное и непроизвольное. У ребенка появляется необходимость сосредоточения при определении игровых правил и условий. Кроме того, некоторые дидактические и подвижные игры требуют от ребенка внимания на протяжении всей игры. Потеря внимания непременно приведет к проигрышу или недовольству своих сверстников, что сказывается на его социальном статусе.

Развитие объема и длительности внимания происходит постепенно и тесно связано с умственным развитием ребенка. При этом важно развивать именно произвольное внимание как волевой компонент. Непроизвольное внимание используется на уровне заинтересованности детей.

  • Развитие воображения

Ролевые игры интерпретируются в принятии на себя роли соответствия ей. Поведение ребенка, его действия и речь должны соответствовать роли. Чем больше развито воображение, тем интереснее и сложнее становятся образы, создаваемые ребенком. При этом сверстники часто дают друг другу независимую оценку, распределяя роли так, чтобы всем было интересно играть. Это означает одно: проявление воображение приветствуется, а, значит, происходит его развитие.

Рассматривая влияние игры на психическое развитие ребенка, нужно отметить, что игра – центральный развивающий фактор. Именно в ней происходит личностное становление ребенка, развитие всех его психических процессов, усвоение социальных отношений. Игровая деятельность оказывает влияние на произвольность деятельности, что напрямую связано с волевыми функциями.

Родители должны знать, что ребенок нуждается в игре, это ведущий вид его деятельности, а, следовательно, нужно создавать условия для игровой деятельности детей и развития самой игры. Главное – выбирать игры для детей таким образом, чтобы они несли развивающее значение.

Екатерина Шаталова
Влияние игры на развитие ребенка. Консультация для родителей

Ранний возраст ребенка – это очень ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него формируются определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.


Огромную роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств. Развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, воображение, ловкость, дисциплинированность, и т. д. Формируются основные проблемы, связанные с нравственным воспитанием дошкольников (воспитанием патриотизма, коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношений к труду, учебе). Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи- тех психических процессов, которые помогают достичь гармоничного развития личности. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространства, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные, эстетические (музыкальные, умственное (дидактические и сюжетные).

В процессе игры ребенок развивается физически, психически и личностно. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребенка.

Подвижные игры и их значение для ребен ка.

Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Растущий организм постоянно требует активных движений. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре. Все подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности. Современный ребенок постоянно находится на грани стресса. Особенно это касается детей, живущих в мегаполисе. Занятость родителей, их социальная усталость, отсутствие помощников в воспитании детей, или излишнее их количество, все это обременяет детей, уродуя их психику и физическое здоровье. Современный ребенок не здоров. У него сколиоз, гастрит, нервные заболевания и хроническая усталость от притязаний взрослых. Подобное состояние приводит к нервно- психической и общей соматической ослабленности, что в свою очередь вызывает чрезмерное утомление и понижение работоспособности ребенка. Вот тут-то подвижные игры и кстати. Они несут, кроме интереса для ребенка, ещё оздоровительную нагрузку и эмоциональную разрядку. Подвижные игры учат ребенка инициативе и самостоятельности, преодолению трудностей. Эти игры создают большие возможности для проявления инициативы и творчества детей, поскольку кроме богатства и разнообразия движений, предусмотренных правилами, дети обладает свободой их применения в различных игровых ситуациях.

Сюжетно- ролевые игры и их значение для ребенка

Сюжетно- ролевые игры являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе. В каждой игре, независимо от того, играет ребенок один или вместе с другими участниками игры, он выполняет определенные роли. Играя, ребенок берет на себя определенную роль и выполняет действия героя игры, осуществляя поступки, присущие этому персонажу. Ценность ролевых игр заключается в том, что дети повторяют в играх подсмотренные за взрослыми типы поведения и возможности решения жизненных коллизий.

Для ребенка очень важно распределение ролей. При распределении командных ролей следует сделать так, чтобы роль помогала детям решать проблемы индивидуального характера (неумение организовать свою деятельность, отсутствие авторитета среди сверстников, недисциплинированность и многое другое). Проигрывание всевозможных ролей поможет детям справится с трудностями. Дети используют считалочки, очередность в использовании привлекательной роли. Говоря о ролях, необходимо отметить их половую окраску. Ребенок, как правило берет на себя роли, соответствующие его полу. Если он играет один, то эти роли выражают увиденный ребенком тип поведения взрослого. Если это мальчик, то он водит машину, строит дом, приходит с работы домой и пр. Если же играет девочка, то она выбирает роль мамы, врача, учительницы. Если же речь идет о групповых играх, то ребенок в три года не разделяет особенно половую принадлежность игровой роли и мальчик с удовольствием играет роль мамы или учительницы. Взрослый, посредством игры должен привить ребенку жизненно важные ценности, скорректировать манеру поведения и вообще научить жизни.

Дидактические игры и их значение для ребен ка.

Дидактические игры предназначены для детей, которые участвуют в учебном процессе. Они используются педагогами как средство обучения и воспитания. От поведения взрослых во многом зависит мера открытия ребенком через игру новых жизненных ситуаций. Играя, взрослый вводит в мир игры необходимые нормы общественной жизни, необходимые для усиления социального опыта ребенка. Именно в игре, совместно со взрослыми, ребенок приобретает необходимые для жизни в обществе полезные навыки.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнить признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы.

Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания на практике. Это возможно лишь в том случае, если у ребенка есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.

Можно сказать, что игра - способ совершенствования приобретенных навыков и получения нового опыта. Очень важным аспектом игры является развитие когнитивной сферы дошкольника. Именно игра дает возможность преподать ребенку множество уроков. В процессе игры ребенок запоминает невероятно много и с большим удовольствием.

И ещё один совет: постарайтесь предоставить ребёнку больше свободы и почаще побуждайте его подумать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, помогите ему наводящим вопросом или смешной ситуацией. Помогите ему построить свой мир, где он будет высшим судьёй и полным хозяином.

Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 3 лет- предметная игра. Она оказывает особое влияние на разностороннее развитие ребенка. Игрушки, подобранные по цвету, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей.

Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное. Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку договорить то, что он хотел сказать. Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов, ведь он и сам на слух, в конце концов, воспримет правильную речь. Обязательно смотрите на ребенка, когда он разговаривает. Таким образом, при любом действии с ребенком самое главное- это доброжелательное отношение с ним. От взрослого требуется не только дать ребенку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищенности, доверия.

И ещё один совет: постарайтесь предоставить ребёнку больше свободы и почаще побуждайте его подумать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, помогите ему наводящим вопросом или смешной ситуацией. Помогите ему построить свой мир, где он будет высшим судьёй и полным хозяином.

Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 3 лет- предметная игра. Она оказывает особое влияние на разностороннее развитие ребенка. Игрушки, подобранные по цвету, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей.

Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное. Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку договорить то, что он хотел сказать. Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов, ведь он и сам на слух, в конце концов, воспримет правильную речь. Обязательно смотрите на ребенка, когда он разговаривает. Таким образом, при любом действии с ребенком самое главное- это доброжелательное отношение с ним. От взрослого требуется не только дать ребенку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищенности, доверия.

И ещё один совет: постарайтесь предоставить ребёнку больше свободы и почаще побуждайте его подумать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, помогите ему наводящим вопросом или смешной ситуацией. Помогите ему построить свой мир, где он будет высшим судьёй и полным хозяином.

Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 3 лет- предметная игра. Она оказывает особое влияние на разностороннее развитие ребенка. Игрушки, подобранные по цвету, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей.

Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное. Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку договорить то, что он хотел сказать. Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов, ведь он и сам на слух, в конце концов, воспримет правильную речь. Обязательно смотрите на ребенка, когда он разговаривает. Таким образом, при любом действии с ребенком самое главное- это доброжелательное отношение с ним. От взрослого требуется не только дать ребенку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищенности, доверия.

Чтобы понять, каково значение игры для психического развития ребенка, необходимо разобраться с самим понятием.

В дошкольном возрасте именно игра считается основным видом деятельности малыша. В ходе игрового процесса у ребенка формируются основные личностные особенности и целый ряд психологических качеств. Кроме того, именно в игре берут начало отдельные виды деятельности, которые со временем приобретают самостоятельный характер.

Психологический портрет дошкольника достаточно легко можно нарисовать, всего лишь несколько минут понаблюдав за тем, как он играет. Такого мнения придерживаются как опытные педагоги, так и детские психологи, которые игровую деятельность в детском возрасте приравнивают по значению к работе или службе в жизни взрослого человека. Как играет малыш? Сосредоточенно и увлеченно? А может быть, с нетерпением и отсутствием концентрации внимания? Скорее всего, так же он проявит себя и на работе, когда вырастет.

На что влияет игровая деятельность?

В первую очередь стоит отметить ее влияние на формирование психических процессов. Играя, малыши учатся концентрироваться, запоминать информацию, действия. Направлять деятельность дошкольника проще и удобнее всего именно в игре.

В процессе малыш будет учиться сосредоточивать внимание на отдельных предметах, вовлеченных в процесс, держать в памяти сюжет, предугадывать действия. Ребенку крайне необходимо быть внимательным, соблюдая правила. В противном случае сверстники могут отказаться от его участия в дальнейшем.

В игре активно развивается умственная деятельность малыша дошкольного возраста. Малыш по ходу учится замещать одни предметы другими, придумывает названия новым предметам, вовлекая их в процесс. Со временем действия с предметами сходят на нет, так как ребенок переносит их на уровень устного мышления. В результате можно отметить, что игра в данном случае ускоряет переход ребенка к мышлению в отношении представлений.

С другой стороны, сюжетно-ролевые игры позволяют ребенку разнообразить мышление, принимая во внимание мнения других людей, учат малыша предугадывать их поведение и корректировать на его основании собственную манеру поведения.

Детские игры можно охарактеризовать следующим образом.

  1. Они отражают жизнь, которую ребенок наблюдает вокруг себя.
  2. Игровая деятельность имеет общественный характер и меняется под влиянием изменения условий жизни ребенка.
  3. Это активная форма творческого отражения ребенка действительности.
  4. Это использование знаний, комплекс упражнений, способ обогатить свой опыт и стимулятор для развития нравственных способностей ребенка.
  5. Речь идет о коллективной деятельности детей.
  6. Такая деятельность стимулирует развитие детей в разных сферах, совершенствуется и изменяется, вырастая во что-то большее.

В дошкольном возрасте дети пробуют внедрять в жизнь элементы ролевой игры, в ходе которой показывают желание приблизиться к жизни взрослых, демонстрируют взаимоотношения и деятельность взрослых с собственной точки зрения.

Роль сюжетно-ролевых игр в жизни детей дошкольного возраста

Еще Фридрих Шиллер когда-то писал о том, что человек является таковым, только когда играет, и наоборот – только играющий человек может называться им в полном смысле слова. Жан-Жак Руссо также в свое время делал акцент на том, что понаблюдав, как маленткий ребенок играет, можно узнать о нем если не все, то очень многое. А вот знаменитый психоаналитик Зигмунд Фрейд был уверен, что через игровую деятельность дети пытаются найти способ поскорее стать взрослыми.

Игра - это прекрасная возможность для ребенка выразить эмоции, которые в реальной жизни он, возможно, выразить бы не решился. Кроме того, в ходе игрового процесса малыш учится перенимать особый жизненный опыт, моделируя ситуации, планируя и экспериментируя.

Играя, ребенок в дошкольном возрасте учится выражать чувства без опаски быть отчитанным или высмеянным. Он не боится последствий, и это позволяет ему быть более открытым. Показывая чувства и эмоции, малыш учится смотреть на них со стороны, таким образом понимая, что полностью контролирует происходящее и знает, как отрегулировать ситуацию, решить конфликты.

На психическое развитие ребенка игра оказывает серьезное влияние, и в этом сложно усомниться. Именно в процессе игры ребенок знакомится со свойствами предметов, учится распознавать их скрытые качества. Его впечатления накапливаются как снежный ком, а в ходе игры они приобретают определенный смысл и систематизируются.

Во время игры дошкольник переносит действия на разные предметы, учится обобщать, развивая словесно-логическое мышление. В игровом процессе малыш обычно сопоставляет себя только с теми взрослыми, которые играют в его жизни важную роль, которых он уважает и любит. Он может копировать отдельные их действия в младшем возрасте и воспроизводить их отношения между собой в старшем дошкольном возрасте. Именно поэтому игру можно считать наиболее реальной школой для развития социальных отношений с моделированием поведения взрослых.

Обучающий процесс и роль в нем игровой деятельности

С помощью игры ребенок получает новые возможности для развития личности, воспроизводя поведение и взаимоотношения взрослых. В процессе ребенок учится налаживать связи со сверстниками, осознают степень ответственности за выполнение правил игры. Таким образом, в ходе игры ребенок учится волевой регуляции поведения.

У дошкольников, как младших, так и старших, именно с игровой деятельностью связаны такие интересные и развивающие занятия, как рисование и конструирование, к которым у малышей с раннего возраста возникает особое влечение.

В ходе игровой деятельности формируется также и учебная деятельность, которая со временем станет основной. Естественно, что учение не может самостоятельно возникнуть из игры. За его ввод отвечают взрослые. Очень важно, чтобы дошкольник приучался к учению именно в ходе игры. В этом случае он будет относиться к нему одновременно легко и с пониманием необходимости соблюдения основных правил.

Влияние игр на развитие речи

На развитие речи игровая деятельность оказывает не менее важную роль, чем на учение. Чтобы стать «своим» в игре, ребенку нужно уметь выражать эмоции и желания словами, то есть иметь определенные навыки речи. Эта необходимость будет способствовать развитию связной речи с использованием большого количества слов. Играя, дошкольники учатся общаться.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети уже умеют договариваться о том, кто какую роль будет играть в процессе. Прекращение игры может стать причиной разрушения общения.

В ходе игровой деятельности происходит перестройка основных психических функций малыша, а знаковые функции развиваются в результате замещения предметов друг другом.

Игровая деятельность и коммуникабельность

Аналогично другим видам деятельности, игровая потребует от малыша проявления целого ряда волевых качеств для налаживания прочного контакта с участниками. Чтобы игра приносила удовольствие, ребенок должен обладать социальными навыками. Это значит, что дошкольник должен понимать, что нельзя обойтись без общения и желания наладить связь со сверстниками, участвующими в игре.

Дополнительный плюс - проявление инициативы и желание убеждать других, что игра должна проходить по тем или иным правилам с учетом мнения большинства. Все эти качества, которые одним словом можно назвать «коммуникабельность», будут формироваться в процессе игровой деятельности.

В ходе игры у детей часто возникают спорные ситуации и даже ссоры. Считается, что конфликты появляются потому, что каждый из участников имеет свои представления о том, по какому сценарию должна проходить игра. По характеру конфликтов можно судить о развитии игры как совместной деятельности дошкольников.

Произвольное поведение в ходе игровой деятельности

Игровая деятельность способствует формированию произвольного поведения у дошкольника. Именно в ходе игры малыш учится подчиняться правилам, которые со временем будет соблюдать и в других сферах деятельности. Под произвольностью же следует в данном случае понимать наличие образца поведения, которому будет следовать дошкольник.

К старшему дошкольному возрасту для ребенка правила и нормы будут иметь особое значение. Именно они будут оказывать влияние на его поведение. К моменту поступления в первый класс дети уже будут отлично справляться с собственным поведением, контролируя весь процесс, а не отдельные действия.

Кроме того, нужно отметить, что именно в ходе игровой деятельности будет развиваться потребностная сфера дошкольника. У него начнут появляться мотивы и вытекающие из них новые цели. В ходе игры ребенок будет с легкостью отказываться от мимолетных желаний во имя больших целей. Он будет понимать, что за ним наблюдают другие участники игры и он не имеет права нарушать установленные правила, меняя функции роли. Таким образом у малыша развиваются терпение и дисциплина.

Во время ролевой игры с интересным сюжетом и многочисленными ролями дети учатся фантазировать, у них развивается воображение. Кроме того, малыши в ходе игровой деятельности такого рода учатся преодолевать познавательный эгоцентризм, тренируя произвольную память.

Таким образом, у детей игра - это самостоятельная деятельность, в результате которой они учатся познавать различные сферы социальной действительности.

Игрушки - неотъемлемая часть процесса

Играть, не используя игрушки? В дошкольном возрасте это практически невозможно. На игрушку возлагается сразу несколько ролей. С одной стороны, она способствует психическому развитию малыша. С другой – является и предметом для развлечения, и средством для подготовки ребенка к жизни в современном обществе. Игрушки могут быть из разных материалов и с разными функциями.

Например, популярные дидактические игрушки будут стимулировать гармоничное развитие малыша, улучшая ему настроение, а моторные станут незаменимы для развития моторики и двигательных способностей.

С детства ребенка окружают десятки игрушек, которые выступают в роли заменителей целого ряда предметов из взрослой жизни. Это могут быть модели машинок, самолетов и оружия, различные куклы. Осваивая их, малыш учится осознавать функциональное значение предметов, что способствует его психическому развитию.

Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми. Порой взрослым кажется, что играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого возраста.

Развивающее воздействие игры на ребёнка невозможно без участия взрослого. Чем младше ребёнок, тем большее включение в процесс игры требуется от родителей. Когда малыш только начинает играть, мама и папа являются его любимыми партнёрами по играм. Родители могут инициировать игры сами или поддерживать инициативу ребёнка. В более старшем возрасте родители могут выступать в качестве сторонних наблюдателей, помощников и консультантов. В любом случае взрослый человек выступает в качестве проводника в мир игры.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Влияние игры на развитие ребёнка

В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребёнка.

  • Развитие познавательной сферы. В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе;
  • Физическое развитие. В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;
  • Развитие образного мышления и воображения. В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках – деньги, в камешках – картошку для супа, а в сыром песке – тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления – важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;
  • Развитие речи и коммуникативных навыков. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила;
  • Развитие мотивационной сферы. Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Конечно, для того, чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами;
  • Развитие нравственных качеств. Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций – самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы;
  • Развитие и коррекция эмоциональной сферы. В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.

К сожалению, в последнее время настоящая спонтанная детская игра вытесняется обучением в игровой форме или компьютерными играми. Нужно понимать, но ни та, ни другая деятельность не является, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка. Конечно, настоящие и «качественные» детские игры не всегда удобны для взрослых, ведь это шалаши из подушек и одеял, конструкторные города по всей квартире и беспорядок. Однако ограничивать ребёнка в его фантазии и играх не стоит, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство – это время игры. Ребёнок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.

Читаем

В этой статье:

Чтобы понять, каково значение игры для психического развития ребенка, необходимо разобраться с самим понятием.

В дошкольном возрасте именно игра считается основным видом деятельности малыша. В ходе игрового процесса у ребенка формируются основные личностные особенности и целый ряд психологических качеств. Кроме того, именно в игре берут начало отдельные виды деятельности, которые со временем приобретают самостоятельный характер.

Психологический портрет дошкольника достаточно легко можно нарисовать, всего лишь несколько минут понаблюдав за тем, как он играет. Такого мнения придерживаются как опытные педагоги, так и детские психологи, которые игровую деятельность в детском возрасте приравнивают по значению к работе или службе в жизни взрослого человека. Как играет малыш? Сосредоточенно и увлеченно? А может быть, с нетерпением и отсутствием концентрации внимания? Скорее всего, так же он проявит себя и на работе, когда вырастет.

На что влияет игровая деятельность?

В первую очередь стоит отметить ее влияние на формирование психических процессов. Играя, малыши учатся концентрироваться, запоминать информацию, действия. Направлять деятельность дошкольника проще и удобнее всего именно в игре.

В процессе малыш будет учиться сосредоточивать внимание на отдельных предметах, вовлеченных в процесс, держать в памяти сюжет, предугадывать действия. Ребенку крайне необходимо быть внимательным, соблюдая правила. В противном случае сверстники могут отказаться от его участия в дальнейшем.

В игре активно развивается умственная деятельность малыша дошкольного возраста. Малыш по ходу учится замещать одни предметы другими, придумывает названия новым предметам, вовлекая их в процесс. Со временем действия с предметами сходят на нет, так как ребенок переносит их на уровень устного мышления. В результате можно отметить, что игра в данном случае ускоряет переход ребенка к мышлению в отношении представлений.

С другой стороны, сюжетно-ролевые игры позволяют ребенку разнообразить мышление, принимая во внимание мнения других людей, учат малыша предугадывать их поведение и корректировать на его основании собственную манеру поведения.

Детские игры можно охарактеризовать следующим образом.


В дошкольном возрасте дети пробуют внедрять в жизнь элементы ролевой игры, в ходе которой показывают желание приблизиться к жизни взрослых, демонстрируют взаимоотношения и деятельность взрослых с собственной точки зрения.

Роль сюжетно-ролевых игр в жизни детей дошкольного возраста

Еще Фридрих Шиллер когда-то писал о том, что человек является таковым, только когда играет, и наоборот – только играющий человек может называться им в полном смысле слова. Жан-Жак Руссо также в свое время делал акцент на
том, что понаблюдав, как маленткий ребенок играет, можно узнать о нем если не все, то очень многое. А вот знаменитый психоаналитик Зигмунд Фрейд был уверен, что через игровую деятельность дети пытаются найти способ поскорее стать взрослыми.

Игра - это прекрасная возможность для ребенка выразить эмоции, которые в реальной жизни он, возможно, выразить бы не решился. Кроме того, в ходе игрового процесса малыш учится перенимать особый жизненный опыт, моделируя ситуации, планируя и экспериментируя.

Играя, ребенок в дошкольном возрасте учится выражать чувства без опаски быть отчитанным или высмеянным. Он не боится последствий, и это позволяет ему быть более открытым. Показывая чувства и эмоции, малыш учится смотреть на них со стороны, таким образом понимая, что полностью контролирует происходящее и знает, как отрегулировать ситуацию, решить конфликты.

На психическое развитие ребенка игра оказывает серьезное влияние, и в этом сложно усомниться. Именно в процессе игры ребенок знакомится со свойствами предметов, учится
распознавать их скрытые качества. Его впечатления накапливаются как снежный ком, а в ходе игры они приобретают определенный смысл и систематизируются.

Во время игры дошкольник переносит действия на разные предметы, учится обобщать, развивая словесно-логическое мышление. В игровом процессе малыш обычно сопоставляет себя только с теми взрослыми, которые играют в его жизни важную роль, которых он уважает и любит. Он может копировать отдельные их действия в младшем возрасте и воспроизводить их отношения между собой в старшем дошкольном возрасте. Именно поэтому игру можно считать наиболее реальной школой для развития социальных отношений с моделированием поведения взрослых.

Обучающий процесс и роль в нем игровой деятельности

С помощью игры ребенок получает новые возможности для развития личности, воспроизводя поведение и взаимоотношения взрослых. В процессе ребенок учится налаживать связи со сверстниками, осознают степень ответственности за выполнение правил игры. Таким образом, в ходе игры ребенок учится волевой регуляции поведения.

У дошкольников,
как младших, так и старших, именно с игровой деятельностью связаны такие интересные и развивающие занятия, как рисование и конструирование, к которым у малышей с раннего возраста возникает особое влечение.

В ходе игровой деятельности формируется также и учебная деятельность, которая со временем станет основной. Естественно, что учение не может самостоятельно возникнуть из игры. За его ввод отвечают взрослые. Очень важно, чтобы дошкольник приучался к учению именно в ходе игры. В этом случае он будет относиться к нему одновременно легко и с пониманием необходимости соблюдения основных правил.

Влияние игр на развитие речи

На развитие речи игровая деятельность оказывает не менее важную роль, чем на учение. Чтобы стать «своим» в игре, ребенку нужно уметь выражать эмоции и желания словами, то есть иметь определенные навыки речи. Эта необходимость будет способствовать развитию связной речи с использованием
большого количества слов. Играя, дошкольники учатся общаться.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети уже умеют договариваться о том, кто какую роль будет играть в процессе. Прекращение игры может стать причиной разрушения общения.

В ходе игровой деятельности происходит перестройка основных психических функций малыша, а знаковые функции развиваются в результате замещения предметов друг другом.

Игровая деятельность и коммуникабельность

Аналогично другим видам деятельности, игровая потребует от малыша проявления целого ряда волевых качеств для налаживания прочного контакта с участниками. Чтобы игра приносила удовольствие, ребенок должен обладать социальными навыками. Это значит, что дошкольник должен понимать, что нельзя обойтись без общения и желания наладить связь со сверстниками, участвующими в
игре.

Дополнительный плюс - проявление инициативы и желание убеждать других, что игра должна проходить по тем или иным правилам с учетом мнения большинства. Все эти качества, которые одним словом можно назвать «коммуникабельность», будут формироваться в процессе игровой деятельности.

В ходе игры у детей часто возникают спорные ситуации и даже ссоры. Считается, что конфликты появляются потому, что каждый из участников имеет свои представления о том, по какому сценарию должна проходить игра. По характеру конфликтов можно судить о развитии игры как совместной деятельности дошкольников.

Произвольное поведение в ходе игровой деятельности

Игровая деятельность способствует формированию произвольного поведения у дошкольника. Именно в ходе игры малыш учится подчиняться правилам, которые со временем будет соблюдать и в других сферах деятельности. Под
произвольностью же следует в данном случае понимать наличие образца поведения, которому будет следовать дошкольник.

К старшему дошкольному возрасту для ребенка правила и нормы будут иметь особое значение. Именно они будут оказывать влияние на его поведение. К моменту поступления в первый класс дети уже будут отлично справляться с собственным поведением, контролируя весь процесс, а не отдельные действия.

Кроме того, нужно отметить, что именно в ходе игровой деятельности будет развиваться потребностная сфера дошкольника. У него начнут появляться мотивы и вытекающие из них новые цели. В ходе игры ребенок будет с легкостью отказываться от мимолетных желаний во имя больших целей. Он будет понимать, что за ним наблюдают другие участники
игры и он не имеет права нарушать установленные правила, меняя функции роли. Таким образом у малыша развиваются терпение и дисциплина.

Во время ролевой игры с интересным сюжетом и многочисленными ролями дети учатся фантазировать, у них развивается воображение. Кроме того, малыши в ходе игровой деятельности такого рода учатся преодолевать познавательный эгоцентризм, тренируя произвольную память.

Таким образом, у детей игра - это самостоятельная деятельность, в результате которой они учатся познавать различные сферы социальной действительности.

Игрушки - неотъемлемая часть процесса

Играть, не используя игрушки? В дошкольном возрасте это практически невозможно. На игрушку возлагается сразу несколько ролей. С одной стороны, она способствует психическому развитию малыша. С другой – является и предметом для развлечения, и
средством для подготовки ребенка к жизни в современном обществе. Игрушки могут быть из разных материалов и с разными функциями.

Например, популярные дидактические игрушки будут стимулировать гармоничное развитие малыша, улучшая ему настроение, а моторные станут незаменимы для развития моторики и двигательных способностей.

С детства ребенка окружают десятки игрушек, которые выступают в роли заменителей целого ряда предметов из взрослой жизни. Это могут быть модели машинок, самолетов и оружия, различные куклы. Осваивая их, малыш учится осознавать функциональное значение предметов, что способствует его психическому развитию.

Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

В современной дошкольной педагогике воспитательное и обучающее значение игры в принципе признается. Но в повседневной педагогической практике детского сада на игру фактически не остается времени. Причем используется она, как правило, лишь для закрепления знаний, полученных на занятиях. Такое искусственное разделение обучения на усвоение нового и закрепление усвоенного противоречит психологическим особенностям познавательного процесса в младшем дошкольном возрасте. Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами дошкольника, плохо им усваиваются и не развивают его. В игре же как раз ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет. Однако огромные возможности развивающих игр (дидактических, игр с правилами и др.), как правило, не используются. Репертуар таких игр очень беден и охватывает узкий круг задач (в основном это сенсорные игры). Особенно мало совместных игр, в которых участвует вся группа. Практически отсутствуют игры, направленные на развитие волевых, нравственных качеств личности и на формирование гуманных отношений между детьми.

Кроме того, нередко на занятии развивающая игра подменяется игровыми приемами, где преобладает активность взрослого, или простыми упражнениями.

Использование дидактических игрушек или пособий тоже нередко называют игрой - стоит дать ребенку в руки пирамидку или матрешку и считается, что игра состоялась. Но это не так. Развивающая игра - это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

Развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т. е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта: 1) познавательный, т. е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать; 2) воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка»

Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки.

Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других - выполнить определенные движения, в третьих - обменяться предметами и т. п.

Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т. е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, запомнить несколько предметов и пр.

Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.

И, наконец, важной особенностью игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Игровые правила бывают двух видов: правила действия я правила общения. Примерами правил действия могут служить следующие: припомнить и назвать только ту игрушку, которую еще никто не назвал (игра «Что достать тебе, дружок?»); не называть предмет, изображенный на картинке, а только загадать про него загадку и пр. Примерами правил общения могут быть следующие: не подсказывать и не мешать другому отгадывать, действовать по очереди или по вызову воспитателя, играть дружно, слушать друг друга, выбирать тех детей, кто еще не был в кругу, и т. п. Выполнение всех этих правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка.

Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения* в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В то же время взрослый организует игру и направляет ее-он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение взрослым двух разных ролей - участника и организатора - важная отличительная особенность развивающей игры.

Благодаря тому что развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях (поэтому необходимость в закреплении новых знаний отпадает). Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.

Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т. д. Ее обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают Их импульсивность. Если правила поведения, декларируемые воспитателем, вне игры обычно плохо усваиваются детьми и часто нарушаются ими, то правила игры, которые становятся условием увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в жизнь детей. Большое значение имеет при этом совместный характер игры, в которой воспитатель и коллектив сверстников побуждают ребенка к соблюдению правил, т. е. к сознательному управлению своими действиями. Оценивая вместе со взрослым действия сверстников, отмечая их ошибки, ребенок лучше усваивает правила игры, а потом осознает и свои собственные просчеты. Постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что является практическим освоением нравственных норм. Правила игры становятся как бы нормой поведения в группе, приносят новый социальный опыт. Выполняя их, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.

Таким образом, в дошкольном возрасте развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Однако, чтобы их развитие действительно состоялось, необходимо соблюдать определенную последовательность в подборе игр.

Загрузка...