Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Основные этапы развития родовспоможения. Как принимали роды в разные эпохи? От первобытного строя до современности

Отцом русского акушерства по праву называют выдающегося русского врача XVIII в. Нестора Максимовича Максимовича - Амбодика 1 (1748-1812). Он был одним из ученейших врачей своего времени, значительно видоизменил и улучшил преподавание акушерства, введя не практиковавшиеся до него демонстрации на фантоме. Ему же первому принадлежит введение в обыденную практику акушерских щипцов.

Амбодик написал обстоятельное (5 частей) руководство по акушерству: «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» (1784).

Одним из основоположников хирургического направления в нашей отечественной гинекологии по справедливости считается ученик Н. И. Пирогова профессор хирургии Казанского университета А. А. Китер. В 1846 г. он произвел неслыханную до тех времен операцию - удаление через влагалище пораженной раком матки. Операция закончилась выздоровлением больной.

Еще более видную роль в развитии акушерско-гинекологической науки сыграл А. Я. Красовский (1821-1898), работы которого, касающиеся главным образом вопросов оперативной гинекологии и акушерства, создали ему крупное научное имя. Он первый в России в 1862 г. произвел операцию брюшного чревосечения и удаления кисты яичника с благоприятным исходом. Написанное им «Оперативное акушерство» является классическим руководством, не потерявшим значения по настоящее время. Его ученики проф. В. М. Флоринский и К. Ф. Славянский успешно продолжали разработку научно-практических вопросов акушерства и гинекологии.

Особенно выделялся К. Ф. Славянский, который сделал ценнейший вклад в науку своими трудами по патологической анатомии и гистологии женских половых органов.

Его учениками были наши крупнейшие гинекологи А. И. Лебедев, Н. Н. Феноменов, Д. О. Отт, И. Н. Грамматикати, П. Т. Садовский.

А. И. Лебедев - талантливый клиницист, много способствовал развитию физиотерапевтических методов лечения в гинекологии, в частности грязелечения.

Н. Н. Феноменов (1855-1918) был одним из виднейших акушеров-гинекологов своего времени. Его руководство по оперативному акушерству до сих пор является настольной книгой акушеров. Его ученик Д. Д. Попов был блестящим хирургом, особо успешно разрабатывавшим оперативные методы в гинекологии. Им была предложена оригинальная операция образования искусственного влагалища из прямой кишки.

И. Н. Грамматикати во многом способствовал развитию консервативных методов лечения в гинекологии. В частности, им был предложен применяющийся и до сего времени метод введения лекарственных веществ в полость матки при некоторых ее заболеваниях.

Особую роль в развитии гинекологии сыграл Д. О. Отт (1855-1929), создавший оригинальную школу оперативной гинекологии. Созданный им акушерско-гинекологический институт (Ленинград) до сих пор является одним из ведущих учреждений нашей страны. Д. О. Отт был, кроме того, талантливым изобретателем и ввел в практику ряд изобретенных им инструментов по оперативной технике, а также ряд диагностических методов в гинекологии.

Особенно хорошо им была разработана техника влагалищных операций. Для таких операций им были предложены специальные влагалищные зеркала с освещением. Его монография «Оперативная гинекология», превосходно иллюстрированная оригинальными рисунками, до сих пор не утратила своего значения.

Одним из основоположников русской акушерско-гинекологической школы по праву считается знаменитый профессор Московского университета В. Ф. Снегирев (1847-1916). Он вывел преподавание гинекологии из терапевтических клиник и создал первый гинекологический институт для усовершенствования врачей, открытый им в 1896 г., руководителем которого и был до самой смерти.

В. Ф. Снегирев был выдающимся клиницистом, разносторонне образованным ученым, талантливым преподавателем и блестящим хирургом. Его классический труд «Маточные кровотечения» является уникальным.

Крупный вклад в отечественную гинекологию за советский период внесли выдающиеся профессора А. П. Губарев, В. С. Груздев, В. В. Строганов, К. П. Улезко-Строганова, А. Н. Рахманов, Л. Л. Окинчиц, К. К. Скробанский.
A. П. Губарев, профессор Московского университета,- один из выдающихся гинекологов-хирургов, сыгравший крупную роль в развитии оперативного лечения женских болезней. Его труд «Оперативная гинекология и основы абдоминальной хирургии» является настольной книгой гинекологов.

B. С. Груздев, профессор Казанского университета, был виднейшим гинекологом и одним из пионеров лучевых методов лечения злокачественных опухолей женских половых органов.

В. В. Строганов внес ценнейший вклад в науку своими трудами по разработке консервативных методов лечения эклампсии. Предложенные им схемы лечения этого тяжелого заболевания беременных почти вытеснили хирургические методы лечения (кесарево сечение), которые раньше широко применялись при эклампсии, нанося тяжелую травму заболевшей женщине.

В 1968 году профессор А.С. Слепых открыл гинекологическую клинику в СПбГМА. До него гинекологическая помощь не оказывалась. Существовало две кафедры акушерства и гинекологии (в ЛСГМИ). Расцвет этой кафедры — в предвоенные годы — профессора Елкин, Акинчев, Шпомянский и др. 6и 8 павильоны — 200 коек (здесь проводили и роды, и лечение, и занимались наукой).

В послевоенное время базовой клиникой стал родильный дом (сейчас №6). А.С. Слепых руководил клиникой в течение 6 лет. Он написал несколько монографий: “Кесарево сечение”, “абдоминальное родоразрешение”. Изучая проблему показания кесарева сечения, техники выполнения, осложнений послеоперационного периода (все это осветил Слепых в своих монографиях).

“ Иннервация яичников и маточных труб” — ранняя работа (диссертация Слепых) — внедрил коррекцию иннервации яичника при склерокистозе яичников (реиннервация — пересадки n. Spermaticus). Также написал монография “ атипичные гинекологические операции”. Также Слепых занимался вопросами реанимации, анестезиологического пособия и интенсивной терапии. Монография “Реанимация и интенсивная терапия в акушерстве и гинекологии”. Монография “ ОПН в акушерской и гинекологической практике”. Быстрота решения, научные знания и оказания реанимационной помощи. Показания, ингредиенты реанимационной помощи. Проблема акушерских кровотечений, травматизма, хирургических вмешательств в акушерстве и гинекологии (ургентная гинекология). Знания этих разделов очень важны.

Клиника располагает 120 койками. Занимается проблемами:

  • патогенез воспалительного процесса
  • бесплодие
  • пороки развития гениталий
  • урогенитальные свищи, пластические операции
  • в акушерстве: патология беременных (гестозы), интенсивная терапия и др.

Акушерство занимается следующими проблемами: течение беременности, родоразрешение, послеродовой период, патология, связанная с беременностью.

Задачи акушерства: профилактика патологии, прогноз нормального течения беременности и родов, послеродового периода и рождения здорового ребенка.

Гинекология — наука о женщине, о физиологически протекающих событиях в жизни женщины и патологических проблемах, профилактике и лечении патологии.

Акушерство (франц. accoucher — рожать) — часть гинекологии, изучающая физиологические и патологические процессы, связанные с зачатием, беременностью, родами и послеродовым периодом, а также разрабатывающая методы родовспоможения, профилактики и лечения осложнений беременности и родов, заболеваний плода и новорожденного. Гинекология в узком смысле этого термина, представляет собой науку о заболеваниях органов женской половой системы вне беременности (общую симптоматологию, этиологию, патогенез, диагностику, лечение и профилактику отдельных болезней женских половых органов). Гинекология и акушерство являются единой клинической дисциплиной, одним из ведущих разделов медицинской науки и здравоохранения.

Среди других клинических дисциплин акушерство и гинекологию выделяют следующие особенности:

1. Социальные и демографические проблемы непосредственно связаны с такими вопросами гинекологии, как регуляция рождаемости, контрацепция, бесплодие в семье и др. Уровень медицинской помощи матери и ребенку во многом определяет судьбу и здоровье будущих поколений человеческого общества.

2. Акушерство в отличие от других клинических дисциплин главным образом занимается изучением и оказанием специализированной медицинской помощи при таких физиологических процессах, как беременность и роды. Предметом постоянной заботы акушера — гинеколога является плод — «внутриматочный пациент». Правильно и своевременно оказанная акушерская помощь в подавляющем большинстве случаев позволяет сохранить беременность, обеспечить полноценное развитие плода, сохранить здоровье и жизнь матери и её ребенка.

3. Акушерская помощь во время родов обычно является неотложной. При и во время беременности, и в период родов физиологические процессы достаточно часто и внезапно могут принимать патологический характер, сопровождаясь массивной кровопотерей, гипоксией плода, что вызывает необходимость оперативного родоразрешения и экстренных операций в интересах матери и плода, требует постоянной готовности к проведению реанимационных мероприятий.

4. Гинекология и акушерство, постоянно обогащаясь достижениями экспериментальных и клинических исследований, широко использует гормональные, цитологические, эндоскопические, электрофизиологические, рентгенологические, ультразвуковые и другие методы диагностики заболеваний, консервативные и хирургические способы лечения. В то же время гинекология и акушерство, являясь специальностями хирургического профиля, продолжают оставаться искусством и основываются на высоком профессиональном. Акушерство и гинекология наиболее тесно связаны с хирургией, терапией и педиатрией, а также с эндокринологией, генетикой, микробиологией, трансфузиологией, урологией, онкологией и другими науками.

Современное акушерство и гинекология включают следующие основные разделы:

1) физиологию и патологию беременности, родов послеродового периода;

2) оперативное акушерство;

3) физиологию и патологию плода и новорожденного;

4) общую гинекологию (симптоматологию и диагностику гинекологических заболеваний, методы их терапии и профилактики);

5) частную гинекологию (отдельные виды заболеваний органов половой системы женщины, особенности диагностики, лечения и профилактики).

Введение. Философия акушерского дела. История родовспоможения. Структура родовспоможения. Этика и деонтология в акушерстве. Роль акушерки в жизни общества

Лекция № 1

Старый Оскол – 2008

Печатается по решению научно-методического Совета Старооскольского медицинского колледжа.

к.м.н. Гончарова Валентина Павловна, заместитель директора по учебной работе Старооскольского медицинского колледжа

Шарафутдинова Клара Шахабиддиновна, преподаватель акушерства, председатель ПМК акушерства и хирургии Старооскольского медицинского колледжа

Рецензент: к.м.н., ассистент кафедры акушерства ВГМА Хатунцев А.В.

Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины «Акушерство», а также для подготовки к семинарско-практическим занятиям в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

План лекции:

1. Философия акушерского дела.

2. Основные этапы развития родовспоможения. Вклад в развитие родовспоможения наиболее

выдающихся акушеров прошлого и современности.

3. Структура системы родовспоможения, назначение каждого подразделения, роль акушерки в

4. Материнская смертность.

5. Перинатальная смертность. Критерии живорождения.

6. Роль акушерки в обеспечении безопасности материнства, в снижении материнской и

перинатальной заболеваемости и смертности.

7. Этика и деонтология в акушерстве.

8. Основные вопросы законодательства по охране материнства и детства.

9. Национальный проект «Здоровье».

1. АКУШЕРСТВО - раздел медицины, изучающий физиологические и патологические процессы, происходящие в организме женщины, связанные с зачатием, беременностью, родами, послеродовым периодом, а также вопросы профилактики и лечения осложнений беременности, родов и послеродового периода.

ФИЛОСОФИЯ - наука о взаимодействии субъекта и объекта и об изменениях отношений между ними, возникающих в результате этого взаимодействия.

Разделы философии:

Онтология – наука о бытии.

Гносеология – наука о познании.

Логика – наука о причинно-следственных отношениях.

Этика и эстетика.

Медицина – философская наука. Существует мудрое выражение «Там, где кончается философ, начинается врач».

I этап – донаучный – включает эпоху родовых общин. Данные фольклора и сведений из древнейших памятников письменности с большой убедительностью свидетельствуют о вполне рациональных приёмах оказания помощи роженицам и новорожденным. Источниками информации о развитии медицины тех времён являются девять египетских папирусов (папирус Кахуна), где описывались маточные кровотечения, воспалительные заболевания, противозачаточные средства, методы распознавания ранних сроков беременности, методы обезболивания в родах, даётся информация о здоровом образе жизни. В Месопотамии в кодексе Хаммурапи упоминалось о врачах, помогающих в родах.



Канон Авесты - главный источник представлений о медицине древнего Ирана, в нём описывалось должное отношение к беременной женщине, кормящей матери, этика семейных отношений, информация о вреде курения для женщины, о врачебной этике.

Древняя Тибетская медицинская литература Джу Джи описывает 400 видов патологии и 1616 их вариации (преимущественно женские и детские болезни).

У ацтеков помощь женщине во время беременности была разработана с большой тщательностью, в их регламентах переплетались религиозно-мистические взгляды и рациональные приёмы, накопленные в ходе практической деятельности и жизненных наблюдений. Историки считают, что в акушерстве врачи Центральной Америки превосходили своих древнеиндийских коллег. Интересны наставления их молодожёнам: половой акт разрешался через четыре дня после свадьбы (прием опьяняющих напитков), во время беременности женщине предписывалось хорошо питаться, избегать физической нагрузки, волнений, запрещались горячие ванны.

В пантеоне олимпийских богов Апполон-покровитель медицины, бог - целитель. Артемида (его сестра) - покровительница рожениц, Гестия –покровительница домашнего очага, семейной жизни, рождения ребёнка. Акушерскому искусству обучали в храмах Артемиды, затем в светских школах (Книдская и Косская). Мать Гиппократа (реформатор Косской школы) – Фенарета была повитухой. Представители Книдской школы признаны как основатели гинекологии (влагалищные исследования, зондирование матки, вправление матки).

Именно от Древнегреческой медицины берут начало два направления- эмпирическое и философское, которые после тысячелетий развития начинают сближаться в XVII-XVIIIв.в., в результате чего сформировался принцип методологии и эмпирического знания, единство науки и практики - основной принцип современной медицины.

II этап – средних веков. Ибн Сина в медицине народов Средней Азии эпохи феодализма был крупной фигурой. Он написал «Канон врачебной науки».

Амбруаз Паре, не имея образования, цирюльник при дворе короля Франции – стал хирургом, дополнил исследования античных врачей и исправил их ошибки; описал нормальное течение беременности и родов, перечислил признаки внутриутробной гибели плода; рекомендовал накладывать швы на промежность, произвёл кесарево сечение на умирающей женщине, предложил прототип акушерских щипцов, описал поворот плода на ножку.

Андреас Везалий (1514-1564 гг.) - описал женские половые органы аналогично принятой сейчас системе, называя влагалище шейкой матки, а шейку матки - «устьем дна матки». Методику вскрытия, разработанную Везалием, использовали Фаллопий, Евстахий.

Леонардо да Винчи нарисовал атлас органов.

Г. Фаллопий – анатом, хирург, акушер (описал маточные трубы, развитие зародыша). Его ученики: Аранций, Ботало (описал проток, соединяющий в период внутриутробного развития легочную артерию и дугу аорты).

III этап научный. XVIII век. С развитием хирургии совершенствовалось и акушерство. Эпоха повивальных бабок сменилась дипломированными врачами акушерами – мужчинами. Девентер (Нидерланды) описал узкие тазы. Морисо (Франция) создал пособие о болезнях беременных и рожениц.

XVIII-XIX вв. Жан Луи Боделок создал учение о костном тазе, описал методику пельвиометрии.

XIX в. Чемберлен применил акушерские щипцы. В Англии (1852 г) организовано первое научное акушерско-гинекологическое общество. Это время ассимиляции клинической медицины, выдающихся достижений естественных наук, физиологии, патологической анатомии и других наук.

На развитие акушерства оказали влияние два научно-практических открытия: методы и средства обезболивания (наркоз) и методы асептики и антисептики (Дж. Листер, Игнац Земмельвейс-раствор хлорной извести для обработки рук, Пирогов Н.И.). В 40-е годы XIX века в Вене от родильной горячки умирала каждая третья женщина, применив вышеописанный метод обработки рук и Земмельвейс снизил летальность до 0,8%. На его памятнике в центре Будапешта написано: «Спасителю матерей».

В конце XIX века Пинар детализировал приёмы наружного акушерского исследования.

XX век- современный этап. Этот этап ознаменован внедрением в практику методов асептики и антисептики, обезболивания, гемотрансфузии, применением антибиотиков, операциями кесарева сечения, методов Цовьянова.

Акушерство в России развивалось в русле общемирового, однако имело свои особенности. Медицина Руси базировалась на концепциях Галена, Гиппократа и других учёных древности. В конце XVI века русское правительство обязало врачей – иностранцев обучать русских медицине. Аптекарский приказ, созданный Иваном IV-Министерство Здравоохранения (конец XVI века). Реформы Петра I: в 1724 году в Петербурге учреждена Академия Наук, а в 1755 г. образован Университет в Москве.

Первый реформатор медицинского образования- П.З.Кондоиди. По его инициативе была начата систематическая подготовка акушерок. Он добился направления десяти лучших учиться в Европе. Они стали замечательными учителями новых поколений отечественных врачей. В 1764 году в Московском Университете начал читать лекции по бабичьему делу Эразмус.

Нестер Максимович Максимович-Амбодик (1744-1812) – основоположник отечественного акушерства и педиатрии, первый профессор акушерства, в 1782 г создал труд «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» и ввёл преподавание на русском языке.

В конце XVIII в. были созданы военно-медицинские учебные заведения и первая кафедра акушерства в 1832 году на базе Петербургской медико-хирургической академии (возглавил С. Хотовицкий - акушер и педиатр).

Несмотря на запреты, некоторые русские женщины получили высшее врачебное образование.

Варвара Александровна Кашеварова-Руднева (1842-1899) – первая женщина – врач, окончившая Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге и защитившая диссертацию на степень доктора наук медицины на тему «Материалы для патологической анатомии маточного влагалища». Наряду с лечебной работой она большое внимание уделяла популяризации знаний среди населения по гигиене женщины. В своей книге «Гигиена женского организма во всех стадиях жизни» отметила, что как первая женщина, получившая полное медицинское образование в России наравне с мужчинами, считает своей священной обязанностью принести свой посильный труд на пользу русским женщинам. В 1872 г. В.А. Кашеварова-Руднева на свои средства открыла частный родильный дом.

Л.Я. Крассовский поднял технику оперативного акушерского мастерства (удаление матки), создал «Курс практического акушерства», описал аномалии таза, разработал учение о механизме родов.

В.Ф. Снегирёв написал труд «Маточные кровотечения».

Н.И.Побединский – великий хирург, уделял много внимания амбулаторному наблюдению беременных, что привело к появлению женских консультаций.

В 1797 году, в Петербурге открылся Повивальный институт с родильным отделением (ныне НИИ акушерства и гинекологии имени Отта - РАМН).

Д.О. Отт возглавил женский медицинский институт. Он создал образцовую подготовку акушерок.

В.В. Строганов вскрыл проблемы разрыва матки, разработал принципы терапии эклампсии.

М.С. Малиновский написал руководство по оперативному акушерству; Л.С. Персианинов в своих трудах уделял много внимания методам коррекции аномалий сократительной деятельности матки и внутриутробному состоянию плода.

В наши дни традиции Московской школы акушерства и гинекологии достойно продолжают крупные российские учёные: Т.М. Савельева, Т.А. Старостина, Е.М. Вихляева, В.И. Кулаков, В.М. Серов, Н.М. Победин и др.

И.И.Яковлев изучал физиологию и патологию беременности, предложил физиологические методы обезболивания при родовой деятельности, описал биомеханизм родов, ввёл классификацию аномалий родовой деятельности.

ХХ век: развитие анестезиологии, фармакологии и оперативной техники позволили перенести акцент акушерской науки с беременной на плод, что привело к рождению науки ХХ века - перинатологии. В перинатологии в 60-е годы было создано учение о критических периодах внутриутробного развития человека (П.Г. Светлов, В.И. Бодяжина и др.).

Внедрены аппаратные методы исследования внутриутробного состояния плода.

XX век – метод ЭКО.

В 2000г. в Москве состоялся Первый съезд акушерок России. Организована Ассоциация акушерок России.

Акушерство ХХI века – это синтез последних достижений сопряжённых с ним наук (биохимия, иммунология, фармакология, генетика), позволяющих решать насущные проблемы репродуктологии на клеточном и субклеточном уровне, и современных перинатальных технологий, являющихся результатом научного, осмысленного и критического пересмотра широко используемых в настоящее время представлений, методов и тактик ведения.

История становления и развития подготовки акушерских кадров в Старом Осколе началась в 1937 году, когда впервые в фельдшерско-акушерской школе осуществлен прием акушерок. Первый выпуск акушерок в 1939 г. составил 65 человек.

С 1937 г. по 1954 г. получили специальное образование 479 акушерок.

В 1954 г фельдшерско-акушерская школа переименована в Старооскольское медицинское училище, а в 1996 г наше учебное заведение получило статус медицинского колледжа. За период 1954 г по 1996 г подготовлено 1726 выпускников акушерского отделения.

Акушерская помощь женщинам Старого Оскола с 1953 г. по 1978 г. оказывалась в родильном отделении ЦРБ, с 1978 г. в родильном отделении Городской больницы №1. В 1990 году начал функционировать Городской родильный дом, который в 2001 году реорганизован в Перинатальный центр и присоединён к МУЗ Городская больница № 1.

3. Основными задачами акушерства на современном этапе являются:

Оказание высококвалифицированной и специализированной помощи женщинам во время беременности, родов и послеродового периода

Наблюдение и уход за здоровыми и оказание квалифицированной медицинской помощи больным и недоношенным детям.

Акушерскую помощь оказывают амбулаторно-поликлинические и стационарные лечебно-профилактические учреждения.

Учреждения здравоохранения, оказывающие акушерско – гинекологическую помощь:

1.Амбулаторные:

Фельдшерско-акушерские пункты (ФАП)

Женские консультации.

ФАП: в сельской местности амбулаторную акушерско-гинекологическую помощь женщинам оказывает акушерка ФАП и участковых больниц, в которых нет акушера-гинеколога. Амбулаторная работа акушерки в основном профилактическая, т.е. направлена на предупреждение осложнений беременности, в послеродовом периоде и гинекологических заболеваний.

Женские консультации работают по участковому принципу (5000 женщин, из них 3000- детородного возраста). Структура женской консультации – рассмотрена в лекции № 7.

ЗАДАЧИ ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ :

1. Диспансеризация беременных женщин и родильниц.

2. Профилактика материнской и перинатальной смертности.

3. Оказание помощи гинекологическим больным.

4. Планирование семьи.

5. Санитарно-просветительная работа.

6. Организация и проведение профилактических осмотров женского населения с целью раннего выявления гинекологических и онкологических заболеваний

7. Оказание женщинам социально-правовой помощи.

Показатели работы женской консультации: материнская и перинатальная смертность, процент невынашивания, наличие гестозов тяжёлой степени, соотношение беременностей, закончившихся искусственным абортом и родами, раннего (до 12 недель) взятия на учёт беременных (для повышения эффективности обследования с целью устранения или снижения риска для здоровья будущей матери и развивающегося плода).

2.Стационарные:

Родильные отделения в составе многопрофильных больниц всех уровней: ЦРБ, городские, областные, краевые, республиканские.

Родильные дома (акушерские стационары)

Перинатальные центры.

Перинатальный центр представляется наиболее прогрессивной и перспективной организационной формой оказания медицинской помощи новорожденным. Суть его состоит в оказании всех видов акушерской и неонатальной помощи в одном учреждении (амбулаторная и стационарная помощь женщинам, стационарная помощь новорожденным, в том числе реанимационная, интенсивная (I этап) и выхаживание больных и/или недоношенных детей (II этап).

Акушерские стационары бывают общего и специализированного типа (по невынашиванию, ????); самостоятельные и в составе ГБ, ЦРБ, Областной больницы.

Особенности работы акушерских стационаров в настоящее время на основе внедрения новых технологий в родовспоможение: индивидуальные родильные залы, совместное пребывание матери и ребёнка, ранняя выписка домой.

Показатели работы акушерского стационара: материнская заболеваемость и смертность, перинатальная смертность, заболеваемость новорожденных, родовой травматизм матерей и новорожденных.

4 .Материнская смертность – это смертность женщин, связанная с выполнением ими генеративной функции. Это все случаи смерти женщин во время беременности, родов и после них в течение 42 дней, за исключением смерти, связанной с травматизмом, пожарами.

Число женщин, умерших во время беременности, родов и после родов до 42д.x100.000

Число родов живыми новорожденными

Материнская смертность (МС) - один из основных показателей репродуктивного здоровья женщин, интегральный показатель взаимо­действия экономических, экологических, культурных, медико-органи­зационных факторов, доступности и качества медицинской помощи.

Перечисленные выше факторы определяют региональные различия уровня показателя МС (рассчитывается на 100 000 родившихся живыми) в странах мира, в т, ч. в странах Европы (табл. 1).

БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

В Англии в 18в.было сделано наиважнейшее заключение о том, что “плод в матке живет не душой матери, а своей собственной жизнью”.

В средние века к беременной женщине не проявляли большого интереса. К ней не было проявлено какой-то специальной заботы и это никак не зависело от того к какому сословному классу принадлежала женщина. Отношение было едино.

Этот факт подтверждает то, что во время крестового похода, Людовик Святой взял с собой жену, которая только забеременела. А когда его жена была на девятом месяце беременности, Людовик попал в плен к египтянам, а она собирала выкуп, чтобы вызволить мужа своего. Ее положение никого не интересовало и не волновало.

Несмотря на такие переживания и явно «небеременную обстановку», у Людовика и его верной супруги родился сын – Филипп Храбрый. Когда сын вырос и женился, в отношении к беременным женщинам так ничего и не поменялось. И с женой Филиппа произошел несчастный случай. Она, будучи беременной, и как преданная жена, так же, как и мать Филиппа, последовала за своим мужем в крестовый поход в Северную Африку. После плавания из Туниса на Сицилию путешествие продолжалось уже сухопутным путем. Во время переправы в Калабрии, королева упала и погибла вместе с ребенком. Т.е. даже к беременной женщине, занимавшей высокий ранг не было никакого особо внимательного отношения.

Медицина была под влиянием религии и акушерство и гинекология в это время развивалась очень медленно и плохо. Именно в это время стали практиковаться аборты, которые очень часто не были обоснованы. Плодоразрушающие операции практиковались с целью спасения жизни матери, но подобные операции очень часто приводили к смерти и матери, и ребенка.

Акушерство было на очень низкой ступени развития, т.к. считалось низким и неприличным для врачей-мужчин. Помочь в родоразрешении приходили женщины-повитухи. Если же возникали сложные роды, то врач призывался на помощь, но он, как правило, проводил плодоразрушающую операцию и приглашался к исключительно богатому сословию рожениц.

Смертность в родах была очень высокой. Достижение древности по перевороту ребенка в правильное положение было забыто и не использовалось врачами. К сожалению, церковь очень тормозило развитие акушерства, от этого и была высокая смертность. Основная причина смертности были – узкий таз роженицы, кровоизлияния, родовая горячка. Риск для здоровья увеличивался с каждой последующей беременностью.

Для облегчения родов использовали травяные сборы. Бока роженицы натирали розовым маслом, пить давали уксус с сахаром, делали массаж живота и прикладывали травяные компрессы из плюща или птичьего помета.

Считалось, что в норме ребенок должен появиться после 20 потуг. Когда ребенок рождался, повитуха перерезала пуповину на расстоянии четырех пальцев. Малыша после рождения купали в воде, а в богатых домах в вине или молоке. После купания, малыша туго пеленали и клали в колыбель, которая всегда находилась в темном углу. После родов женщина не выходила из своей комнаты около месяца, а к ней допускались только повитуха, подруги и родственники.

В средневековье детей пеленали, причем очень туго пеленали. Пеленали круговым методом, либо крест-накрест.

Только когда ребенок начинал сидеть самостоятельно, пеленание прекращалось.

В богатых семьях были кормилицы, которые впоследствии становились нянями. В бедных семьях, женщины кормили сами. Как правило, период кормления заканчивался 3 годами. Если же кормление грудным молоком было невозможно по какой-либо причине, например, смерть матери и безденежье, т.е. кормилицу не на что было содержать, то тогда прибегали к искусственному вскармливанию – размачивали хлеб в козьем или коровьем молоке, либо смачивали тряпку в молоке и давали это сосать ребенку.

Ближе к 15в. акушерство становилось профессией. Северная Европа была первой, кто ввел лицензии для повитух. К началу 15в. правило иметь лицензию стало обязательным для всех повитух.

ПЕРИОД ВОЗРОЖДЕНИЯ

В период Возрождения в 16в. Появилось первое руководство по акушерству, которое было с рисунками – Евхария Ресслина «Цветник беременных женщин и акушерок». Большой вклад в развитие акушерства послужила деятельность Амбруаза Паре, Фаллопия и Везалия. Паре вернул забытый поворот ребенка в правильное положение, стал использовать зеркала для осмотра и был организатором первого родильного отделения при парижском госпитале и первую в Европе акушерскую помощь. Везалий первым описал строение матки женщины. А Фаллопий первым описал строение маточных труб (от его имени они как раз и получили свое название – фаллопиевы трубы).

В этот период медицина активно развивалась, новые научные исследования позволили проводить более сложные операции и в области гинекологии. Изучали и разрабатывали новые методы для определения беременности и срока беременности и родов, состояния плода. Ученик Везалия, Аранций описал связь между матерью и плодом. Кровоснабжение плода описал Боталло. Амбруаз Паре первым изобрел молокоотсос. Он же предложил как можно быстрее освобождать матку от содержимого, чтобы остановить кровотечение. Известный хирург Траутман в 1610г одним из первых провел операцию кесарево сечения на живой женщине.

16век- роды на подушках.

Продолжение темы читайте тут:

Современная поза для родов (в положении лежа) впервые была использована во Франции в XVII веке. Считается, что все началось с Луи XIV, который хотел, спрятавшись за занавеской, увидеть рождение ребенка у одной из любовниц, для чего женщину во время родов положили на спину. Сейчас уже во многих европейских странах обратили внимание на то, что роды проходят легче и менее травматично, когда женщина сидит на корточках или стоит на четвереньках.

А если вспомнить всю историю человечества, то до XIX века женщины в Голландии, например, рожали на специальных акушерских стульях. Их прототипом было родоразрешение на коленях, что в XVI-XVII веках часто практиковалось в Европе. В Голландии женщин, на коленях у которых разрешалась роженица, называли «живыми акушерскими стульями». В Америке практиковалось положение роженицы на боку во втором периоде родов. Во многих странах (например, в Средней Азии) живы предания о родоразрешении женщин на корточках. А у ацтеков богиня деторождения изображена в виде женщины, сидящей на корточках, с родившейся и находящейся между ногами головкой младенца.

Первобытно-общинный строй

Можно предполагать, что в период матриархата посильная помощь роженице оказывалась женщиной, старшей в семье. Не исключено, что в то далекое время женщина рожала и без всякой помощи, сама перекусывала пуповину, как это делают животные. Подтверждением могут служить быт и нравы некоторых туземных племен Бразилии, где до сегодняшнего дня женщины рожают именно так. Приручение диких животных и переход к пастушеству привели к доминирующему положению в семье мужчины - матриархат сменился патриархатом. При постоянном общении с животными пастуху приходилось оказывать помощь животным в случае тяжелых родов. Опыт лечения животных со временем был перенесен и на людей.

Есть мнение, что первобытные врачеватели умели даже проводить операции. Вот как описывает один из путешественников кесарево сечение, которое он наблюдал в семье аборигенов Центральной Африки (некоторые тамошние племена до сих пор живут по законам первобытнообщинного строя): «20-летняя женщина, первороженица, совершенно нагая, лежала на несколько наклоненной доске, изголовье которой упиралось в стену хижины. Под влиянием бананового вина она находилась в полусонном состоянии. К своему ложу она была привязана тремя повязками. Оператор с ножом в руках стоял с левой стороны, один из его помощников держал ноги в коленях, другой фиксировал нижнюю часть живота. Вымыв свои руки и нижнюю часть живота оперируемой сначала банановым вином, а затем водою, оператор, издав громкий крик, который подхватила собравшаяся вокруг хижины толпа, провел по средней линии живота разрез от лобкового сочленения почти до самого пупка. Этим разрезом он рассек как брюшную стенку, так и самую матку; один ассистент с большим искусством прижег раскаленным железом кровоточащие места, другой раздвинул края раны, чтобы дать хирургу возможность извлечь из полости матки ребенка. Удалив через разрез отделившуюся тем временем плаценту и образовавшиеся свертки крови, оператор при содействии своих помощников подвинул больную к краю операционного стола и повернул ее на бок таким образом, чтобы из брюшной полости могла вытечь вся жидкость. Только после всего этого были соединены края раны при помощи семи тонких хорошо отполированных гвоздиков. Последние были обмотаны крепкими нитями. На рану была наложена паста, которая была приготовлена тщательным разжевыванием двух каких-то корешков и выплевываний получившейся пульпы в горшок; поверх пасты был наложен нагретый банановый лист и все это укреплено при помощи своего рода бандажа».

Рабовладельческий строй

Известными в настоящее время памятниками медицинской литературы той эпохи являются различные египетские папирусы, в том числе «гинекологический папирус» из Кахуна (XXX векдо н. э.), китайские иероглифические рукописи (XXVII век до н. э.), вавилонские клинописные записи (XXII век до н. э.), индийская книга «Аюр-веда» («Знание жизни») в нескольких редакциях (IX-III века до н. э.).

На фоне общего развития человеческого общества, в связи с развитием наук и общей медицины, получает дальнейшее развитие и акушерство. Впервые возникают вопросы о причине трудных родов, появляются рациональные приемы родоразрешения.

У разных народов древнего мира познания в акушерстве были различными. Так, у египтян, евреев и китайцев акушерская помощь находилась всецело в руках женщин (повитух). С древних времен у китайцев сохранялась традиция проводить роды в сидячем положении. У древних египтян существовало особое сословие женщин, помогавших роженицам. Чтобы узнать, беременна ли женщина, ей давали напиток, приготовленный из особой травы (бу-ду-ду-ка) и молока женщины, родившей мальчика. Если напиток вызывал рвоту, предполагалась беременность, в противном случае беременность отсутствовала. Своеобразным методом определялся и пол будущего ребенка. Для этого брали зерна ячменя и пшеницы, смачивали их мочой беременной женщины и следили за прорастанием. Если первой прорастала пшеница, то предсказывали, что будет девочка, если ячмень - мальчик. Египетским врачам были известны некоторые женские болезни: неправильные менструации, опущение стенок влагалища, выпадение матки.

В Китае при оказании помощи роженице повитухи часто пользовались амулетами и особыми манипуляциями, но некоторые применяли и акушерские инструменты, точные сведения о которых до нас не дошли.

Акушерские познания древних евреев мало чем отличались от познаний египтян и китайцев. Известно, что для определения беременности они заставляли женщину ходить по мягкой почве: если оставался глубокий след, значит, беременность существовала.

В Древней Индии особого сословия повитух не было - помощь роженице могла оказать любая опытная в этом деле женщина; в случаях тяжелых родов акушерка обращалась за помощью к врачу-мужчине. В силу ли этого, либо по каким-то другим причинам акушерские познания у врачей Индии были большими, чем у египтян, китайцев и евреев. Судя по дошедшим до нас литературным источникам, врачи Индии положили начало изучению акушерства и первыми предложили рациональные приемы помощи при родах. Так, Сушрута впервые упоминает о неправильных положениях плода, при которых он рекомендует производить поворот на ножку и на головку.

Древняя Греция

Греческие врачи практиковали по всем специальностям, акушерская помощь ими оказывалась только в случаях тяжелых родов. Им были известны некоторые хирургические методы родоразрешения, они знали о кесаревом сечении, которое на живых в то время не производилось. Об этой операции на мертвой женщине с целью извлечения живого ребенка повествует и древнегреческий миф о рождении самого бога медицины Асклепия, который был извлечен из трупа матери своим отцом Аполлоном.

Оказанием помощи в родах в Древней Греции занимались исключительно женщины, которых греки называли «перерезывателями пуповины» («omphalotomoi»). Если роды бывали трудные и акушерка (повитуха) видела, что самостоятельно помощь оказать не может, она обращалась, как это было и в Индии, к врачу-мужчине.

Деятельность греческих акушерок была довольно разнообразной: они не только оказывали помощь при родах и в послеродовом периоде, но и занимались прерыванием беременности. В Древней Греции прерывание беременности на ранних сроках не преследовалось. Эту операцию до- пускал знаменитый древнегреческий философ и естествоиспытатель Аристотель, считая, что в ранний период развития беременности плод еще не имеет сознания. Какими средствами производился аборт - неизвестно.

Если по каким-то причинам роды должны были быть негласными, акушерки производили родоразрешение у себя на дому (естественно, это стоило очень дорого). В родоразрешении на дому у акушерки можно видеть прообраз родильного дома. Акушерки того времени обладали уже значительными знаниями. Так, беременность они определяли по ряду объективных признаков: отсутствие месячных, отсутствие аппетита, слюнотечение, тошнота, рвота, появление желтых пятен на лице. Но наряду с этим они прибегали и к довольно нелепым средствам: перед глазами женщины растирали красный камень, если пыль попадала в глаза, женщина считалась беременной, в противном случае беременность отрицалась. Пол плода пытались определить по наклонению сосков беременной: наклонение их вниз указывало на беременность девочкой, подъем кверху - мальчиком.

Древний Рим

У римлян существовали религиозные культы с поклонением богам, заимствованным у древних греков. Так, греческий бог-врачеватель Асклепий переносится в Рим под именем Эскулапа - бога медицины; появляется богиня лихорадки, богиня менструации Флюония, богиня матки - Утерина и богини деторождения - Диана, Ки-бела, Юнона и Мена. Больше того, специализация «божественной» акушерской помощи у римлян достигла особенного развития. Так, каждое положение плода в матке имело свою богиню: рождением плода вперед головкой ведала Проза, а родами при ножном и ягодичном предлежаниях (когда первыми рождаются ножки или ягодички), а также при поперечных положениях - Постверта. Дети, родившиеся вперед ножками, получали имя Агриппы. Во всех случаях родов акушерка должна была совершать различные приношения соответствующей богине.

Из врачей Древнего Рима в истории медицины сохранились особенно известные имена: римлянин Цельс и греки Филумен, Соран и Гален. Оказанием помощи в родах в Риме, как и в Греции, занимались преимущественно женщины-акушерки (повитухи). Врач приглашался только в случаях патологических родов, когда акушерка видела, что сама она справиться не может. Среди женщин-акушерок были и выдающиеся, оставившие в истории след своей деятельности. К таким относилась Аспазия (II век н. э.), носившая звание врача. Свои теоретические и практические познания она изложила в книге, дошедшей до нашего времени. В ней Аспазия осветила ряд вопросов, в частности о гигиене беременности, об уходе за больной при выкидыше, об исправлении смещенной матки, о расширении вен наружных половых органов, о кандиломах, грыжах. В книге изложены показания и методы обследования матки и влагалища путем пальпации и с применением влагалищного зеркала.

Средние века

Медицина в этот период была под сильным влиянием религии, поэтому развивалась довольно слабо. Церковь насаждала совершенно фантастические идеи вроде догмата «о непорочном зачатии». Всякие критические высказывания по поводу подобных взглядов со стороны ученых и врачей вызывали их преследование, изгнание из родной страны и пытки инквизиции. Вполне понятно, что подобное положение гибельно сказывалось на развитии акушерской науки. И все же медицина продолжала развиваться. Так, в Византии в IX веке впервые была основана высшая школа, в которой изучались научные дисциплины, в том числе медицина. История сохранила нам имена византийских врачей Орибазия, Павла (из Эгины) и других, которые продолжали развивать наследие своих предшественников.

Центрами высшего образования, в том числе и медицинского, были университеты, начавшие появляться с XI века. Учащихся в университетах было очень немного. Основой всех наук являлось богословие. Господствующей формой идеологии в то время была религия, пронизывавшая все преподавание, которое исходило из того положения, что все возможные знания уже преподаны в Священном Писании.

Однако, хотя в раннем и среднем периодах феодализма (с V по X век и с XI по XV век) религия и схоластика являлись тормозом в развитии науки, среди врачей находились такие, которые не только учились по книгам Гиппократа, Сорана, Цельса, Павла, но и продолжали изучение природы и ее явлений. И все же акушерство оставалось на очень низкой ступени развития. Занятие акушерством в средние века считалось низким и неприличным для врачей-мужчин. Родоразрешением по-прежнему занимались бабки повитухи. Только в самых тяжелых случаях, когда роженице и плоду угрожала смерть, повитухи призывали на помощь мужчину-хирурга, который чаще всего применял плодоразрушающую операцию. К тому же хирурга приглашали не к каждой роженице, а преимущественно к женщинам состоятельным. Остальные удовлетворялись помощью «бабки» и вместо действительной акушерской помощи получали от них наговоренную воду либо амулет. Не приходится удивляться, что при такой помощи при несоблюдении элементарных требований гигиены смертность в родах и в послеродовом периоде была очень высокой. Исправление неправильного положения плода путем поворота - это великое достижение древности - было забыто или не использовалось большинством врачей.

Эпоха Возрождения

В то время как католическая церковь феодального периода была величайшим тормозом на пути прогресса, буржуазия периода зарождения капитализма была особенно заинтересована в развитии наук, в частности естествознания. Новое направление в медицине появилось в трудах Парацельса, Везалия и др. Новаторы прогрессивного течения стремились развивать медицинскую науку на основе опыта и наблюдения. Так, один из крупнейших врачей-реформаторов эпохи Возрождения Парацельс (1493-1541) отверг учение древних о четырех соках человеческого тела, считая, что процессы, происходящие в организме, являются процессами химическими. Великий анатом Везалий (1514-1564) впервые правильно описал строение матки женщины. Другой знаменитый анатом итальянец Габриель Фаллопий (1532-1562) подробно описал маточные трубы, получившие его имя (фаллопиевы трубы).

В этот период стала бурно развиваться анатомия. Это привело к большому числу открытий также в области гинекологии. Следует перечислить ученых, которые внесли значительный вклад в развитие гинекологии и акушерства. Римский профессор анатомии Евстахий (1510-1574) очень точно описал строение женских половых органов, основываясь на массовом вскрытии трупов в госпиталях. Аранций (1530-1589), ученик Везалия, вскрывая трупы беременных женщин, описал развитие человеческого плода, его связь с матерью. Одну из основных причин трудных родов он видел в патологии женского таза. Боталло (1530-1600) описал кровоснабжение плода. Амбруаз Паре (1517-1590) - знаменитый французский хирург и акушер - восстановил и усовершенствовал забытый способ поворота плода на ножку, применяемый при поперечном положении плода. Он рекомендовал использовать быстрое освобождение матки от содержимого для остановки маточного кровотечения, им же впервые был изобретен молокоотсос. Немецкий хирург Траутман одним из первых успешно провел кесарево сечение на живой роженице в 1610 году.

В XVI веке появились первые атласы-пособия для акушерок. Бурно развивающиеся наука и медицина этого периода позволяли проводить достаточно сложные полостные и гинекологические операции. Были предложены оригинальные методы удаления абсцессов из полости малого таза, восстановительная операция, производимая при выпадении матки. Под это влияние попало также и акушерство. Впервые Чемберленом (Шамберленом), а позже - Гейстером было предложено использование акушерских щипцов при сложных родах. Изучались такие анатомические понятия, как размеры таза, что позволяло в последующем более или менее точно предсказать течение родов и, соответственно, быть готовым к возможным осложнениям. Изобретение Левенгуком микроскопа позволило более детально изучить микростроение женских половых органов, на основе которых стали складываться начальные представления о функции различных отделов репродуктивного тракта.

Развитие акушерства в России

Акушерство на Руси зародилось в период родового строя у древних славян, о быте которых имеются весьма скудные сведения. Если медицинскую помощь в то время оказывал знахарь, которого называли «балий» или «ведун», то в области акушерской помощи такой фигурой следует считать бабку-повитуху. Опыт повивальных бабок переходил из поколения в поколение. Акушерская техника была своя в каждой местности и даже у каждой бабки-повитухи. Кроме того, бабка-повитуха не только принимала роды, но и была необходимой помощницей в крестьянском хозяйстве, защитницей и охранительницей матери и ребенка. Жизнь матери и ребенка находились в прямой зависимости от ее таланта, интуиции и опыта. Государство не принимало никакого участия в организации акушерской помощи.

В течение сотен лет в практике русского народного акушерства накопился ряд полезных приемов и манипуляций, вошедших отчасти в научное акушерство; в то же время применялись бесполезные и нередко опасные приемы, с которыми впоследствии научное акушерство повело усиленную борьбу.

Во время родов роженицу окружали только женщины: бабка-повитуха, мать, сестра. Мужчины же никогда не вмешивались в процесс родов. Задачи повивальных бабок, помимо первого ухода за младенцем, заключались в исполнении с давних времен установленных обычаев, поверий, заговоров. Так, чтобы «развязались» роды, повитуха расплетала роженице косы, развязывала на одежде все узелки, ходила с роженицей до полного изнеможения последней, подвешивала ее за руки, встряхивала, разминала ей живот. При этом чем более бабка-повитуха знала подобных приемов, якобы ускоряющих роды, тем более опытной и знающей она считалась.

Только Петр I издал законы, касающиеся деятельности бабок-повитух, которые до этого не подвергались никакому контролю. В 1704 году был издан указ, запрещавший под страхом смертной казни убивать родившихся уродов, что практиковалось повитухами и не противоречило установившимся в народе взглядам.

Для увеличения народонаселения несколько позже Петр I организовал первые убежища для новорожденных, от которых матери по различным причинам хотели избавиться. Эти убежища явились прототипом будущих воспитательных домов.

В 1771 году при воспитательном доме в Петербурге был основан Родильный госпиталь для бедных рожениц на 20 кроватей. Деньги на постройку этого первого крупного родильного дома пожертвовал заводчик Порфирий Демидов. Родильный госпиталь и Повивальное училище были объединены в единое Родовспомогательное заведение, в котором действовали отделения для бедных рожениц, для незаконно рождающих, а также «секретное отделение» для подследственных, сифилитичек и др.

Среди русских акушеров и гинекологов. было много видных ученых, возглавляющих многочисленные научные школы, которые получили признание как у нас, так и за рубежом. Однако в России было всего 12 акушерских кафедр. Огромная территория страны, за исключением крупных городов, оставалась без квалифицированной акушерско-гинекологической помощи; подавляющее число родов происходило вне медицинских учреждений и даже вне медицинского наблюдения, и потребность в такой помощи удовлетворялась лишь в ничтожной степени.

Так, в 1903 году 98% женщин в России рожали без всякой акушерской помощи. Но даже в таких крупных городах, как Санкт-Петербург, несмотря на то что к концу XIX века в городе было уже достаточное количество родильных домов и врачей, обеспеченные женщины предпочитали рожать дома, хотя и под наблюдением акушерок. Городские и районные родильные дома были предназначены в основном для бедноты. Только после революции 1917 года родильные дома стали основным местом родов. Безусловно, то, что широкие массы получили доступ к медицинской помощи, спасло жизни многих женщин.

В вопросе организации акушерского образования в России особенно большую роль следует отвести П. 3. Кондоиди (1710-1760). Он первый организовал преподавание акушерства в России и правильно оценил всю важность организации акушерской помощи населению, дал подробную и точную инструкцию для теоретического и практического преподавания, установил точные сроки обучения и производства экзаменов. Весь курс обучения укладывался в 6 лет. По истечении первых 3 лет обучения разрешалась самостоятельная практика, но под наблюдением опытной бабки. Предполагалось, что школы обеспечат кадрами акушерок не только крупные города, но и всю страну.

Из-за недостатка ассигнований «бабичьи» школы в Петербурге и Москве были открыты только в 1757 году, когда правительство нашло возможным отпускать на «бабичье дело» по 3000 рублей ежегодно каждой из этих школ. При наборе учениц в школы встретились большие трудности. Когда на основании утвержденного Сенатом указа была произведена регистрация проживающих в Петербурге и Москве бабок, то их оказалось в Петербурге 11, а в Москве - 4. Кроме того, в Петербурге было 3 и в Москве - 1 бабка, которые могли практиковать только под надзором более опытной. Таким образом, на два крупных столичных города Российской империи оказалось всего 19 женщин, имеющих ту или иную акушерскую квалификацию. Но все же школы начали свою работу. Многие родильницы, среди которых практиковали ученицы, были так бедны, что не в состоянии были платить за самые необходимые лекарства. П.З. Кондоиди нашел разрешение и этого вопроса. По его представлению в 1759 году Сенат принял решение, чтобы по рецептам акушеров из столичных аптек отпускались бесплатно для неимущих родильниц и новорожденных младенцев необходимые лекарства и вещи за счет остаточных сумм, определенных Сенатом для «бабичьего дела».

Самым выдающимся представителем русского акушерства является Н. М. Амбодик-Максимович (1744-1812), заслуженно названный «отцом русского акушерства». Н. М. Амбодик был ученым-энциклопедистом. Ему принадлежит заслуга создания медицинской русской терминологии. Он был автором нескольких словарей (хирургического, анатомо-физиологического и ботанического). Им было написано первое оригинальное русское руководство по акушерству в б частях с превосходным атласом «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле». Это было лучшее пособие до середины XIX столетия. В нем Н. М. Амбодик подробно осветил все вопросы акушерства на современном ему уровне знаний, а также коснулся некоторых элементов гинекологии (анатомии, физиологии, патологии женского организма и гигиены женщины).

Родзал в... бане

Русская баня была неотъемлемой составной частью быта. Там часто и принимали роды. Народные врачеватели высоко ценили целебную силу бани, ее благотворное влияние на человека, связанное с обильным потоотделением, способствующим удалению через кожу различных вредных веществ. К тому же баня являлась стерильным пространством с бактериологической точки зрения. Кроме того, это было отдельное помещение, в отличие от других, переполненных, в которых жили большие семьи. Важно было и то, что в бане было достаточное количество теплой воды. Все это создавало хорошие условия не только для роженицы, но и для новорожденного.

Царственные особы нередко опробовали на себе новые методы лечения, воспринимая это как долг монархов перед державой. А королевское мужество во время операций подавало пример подданным. Рассказывает московский преподаватель, доктор искусствоведения Елена Александровна Дунаева.

Имя "короля-солнца" Людовика XIV было окружено ореолом славы. Он – любитель роскоши и великолепия, ценитель искусства и законодатель придворного этикета – правил 72 года. Этот великий король Франции – самый могущественный европейский монарх своего времени – строго соблюдал правила чести и приличия, принятые в те времена. Одно из них – отношение к здоровью, которое было единым как для царственных особ, так и для их приближенных и подданных. Эта область не была секретной. Напротив, она являлась доступной и открытой для всеобщего обсуждения.

В семнадцатом столетии не было "стеснительных" ограничений. Люди были менее лицемерны и называли болезни своими именами: рак – раком, колику – коликой, геморрой – геморроем, понос – поносом. И в отношении больных люди были менее брезгливы. Сам король, посещая лазареты, прикасался к несчастным, зараженным золотухой. Кстати, королевы всегда рожали при открытых дверях, и народ дорожил этой многовековой традицией. И только Людовик XVI во второй половине восемнадцатого века отменил это "правило открытых родов". Врачи – выпускники медицинского факультета Сорбонны – использовали три метода лечения: кровопускание, клистиры и промывания. Придворные доктора не скрывали, какие слабительные средства и какие клизмы применялись к царственному организму Людовика XIV.

Подданные знали, когда эти процедуры повторялись все чаще: сначала каждый месяц, а затем каждые три недели. Это воспринималось как нормальный "режим" лечения. В те времена здоровая работа желудка была явлением редким – люди слишком много ездили верхом и не ели достаточно овощей. Но подданные испытывали тревогу, когда Его Величество подвергалось "промыванию" в течение шести дней подряд. Тогда король обращался к народу и просил не беспокоиться "по поводу большого скопления жидкости" в его организме.

Здоровье Людовика XIV не отличалось завидной крепостью, но он удивительно стойко переносил любую боль. Королю не было еще тридцати лет, когда он тяжело повредил правую руку. А к пятидесяти годам Людовик XIV мучительно страдал самой аристократической болезнью – подагрой. Во время приступов король достаточно сильно хромал. Подагру лечили тем же промыванием желудка, которое считалось лечебным и профилактическим средством при всех болях в суставах. Король – прекрасный наездник, так любивший конные и пешие прогулки по версальским садам, во второй половине жизни должен был удовлетворяться тем, что его носили или возили. Даже на азартную псовую охоту он отправлялся в легкой коляске, а по замку Версаля вынужден был передвигаться в кресле.

Для короля-подагрика были придуманы самые разнообразные средства передвижения: "домашнее" кресло на колесиках, легкая коляска для псовой охоты на лань и оленя, коляска для оздоровительных прогулок по парку. Кресла и коляски были снабжены рулем, которым правил сам король, определяя направление движения. Людовик XIV не только не испытывал никакого стыда из-за того, что предаются гласности его недуги, но был удивительно послушным пациентом. Когда он отдавал себя в руки врачей, то полностью полагался на их опыт и знания. Он не сердился на своих эскулапов даже тогда, когда они подвергали его бессмысленным процедурам, более похожим на пытки: надеясь облегчить муки при сильном пищевом отравлении, неловко пустили ему кровь, вызвав кровотечение, или когда вырвали часть неба, по ошибке удалив здоровый зуб.

Людовик XIV был не первым и не последним из Бурбонов, кто болел "недугом французских королей". Так несколько столетий называли герпес. Сыпь, периодически появлявшуюся на разных местах "венценосных тел", начиная с Генриха Наваррского – основателя династии Бурбонов, медики связывали с простудой. Во избежание высыпаний они предписывали тепло и запрещали мочить поврежденные места. А единственным методом лечения являлись кровопускания, которые действительно на некоторое время помогали "заглушить" коварное заболевание. В течение трех лет хирурги "терзали" своего царственного пациента, борясь с гнойным свищом, вызванным геморроем.

Смирение короля в перенесении болей и принятии лекарств поразительно. В XVII веке фистулы в "неудобных местах" стали самой популярной болезнью среди высоких сословий. Причину заболевания доктора видели в том, что "герцоги, принцы и члены их семей слишком подолгу сидят на пуховиках в каретах, слишком много передвигаются в портшезах, злоупотребляют верховыми прогулками и едят слишком много жирного мяса с пряными соусами". Причины, несомненно, верны и с точки зрения современной медицины. Фистула Людовика XIV перешла в абсцесс. Первый хирург королевства неоднократно производил вскрытие опухоли с последующим введением трубки для оттока гноя. Страдая от этих болезненных ран, с одной стороны, и от подагры – с другой, Людовик в течение года был ограничен в движениях и не мог много находиться на людях.

В стране началась паника, возникли толки о скорой смерти короля. Действия этих мини-операций оказывались непродолжительными и не приносили ощутимого результата, и Людовик XIV решился на… "большую операцию" по удалению геморроя. Это был эксперимент, а король стал первым, кто "опробовал" на себе опасную операцию доктора Феликса по хирургическому удалению геморроидального свища. Измученный болью монарх понимал, что его нездоровье приносит ущерб делам страны и здравый смысл требует решиться на операцию, которая является в первую очередь государственным делом. Король владел собой безукоризненно. После консилиума и принятия решения врачи всю ночь находились в чрезвычайном волнении и были поражены, увидев короля крепко спящим – он был совершенно спокоен.

Когда его разбудили, Людовик XIV спросил, все ли готово, встал на колени и начал молиться. После молитвы он поднялся и сказал громко: "Господи, да будет воля твоя". Лег опять на свою кровать и приказал начинать операцию. Хирург удалял свищ, а министр крепко сжимал руку короля, который не кричал и только один раз, в момент нестерпимой боли, тихо произнес: "Господи!" Перед операцией Людовик попросил доктора, чтобы тот его нисколько не щадил и обращался с ним, как с обычным человеком его королевства. Когда операция была завершена, королю пустили кровь из вены, но сделали это неудачно, задев мускул руки. Людовик XIV вновь не произнес ни звука. В день сложнейшей операции официальный церемониал утреннего распорядка короля был задержан, но не отменен. Во второй половине дня король председательствовал на совете.

После операции Его Величеству было предписано ограничить употребление мяса, ввести в рацион молочные продукты и овощи, а также заменить всю выпиваемую жидкость красным вином, разбавленным водой. Через неделю вокруг раны образовались затвердения, которые "мешали полному выздоровлению". Хирурги решили удалить затвердения. После повторной операции одна из придворных дам записала: "Король страдал сегодня в течение семи часов так, как если бы его колесовали, но после операции провел все запланированные дела". "Излечение короля, последовавшее через месяц, – как вспоминали современники, – принесло всем необыкновенную радость, ибо можно сказать без всякой лести, что все, от самых важных вельмож до самого последнего человека в королевстве, были в тревоге за его жизнь, все молились за его здравие". Молебны по случаю "королевского выздоровления" служили во всех церквях Франции.

Страна сверкала салютами и фейерверками. Страдания короля положили начало новой хирургии, и 1686 год – год первой операции доктора Феликса – стал поворотным моментом в истории медицины. Отныне и врачи, и пациенты перестали бояться ножниц, ланцета и скальпеля. Этот пример сравним с уникальным случаем отечественной истории, когда Екатерина Великая собственным примером положила начало вакцинации в России.

Перед опасной операцией Людовик XIV встал на колени и начал молиться. Вытерпев муки, он не только выжил, но и вылечил свою болезнь. Так началась эра новой хирургии.

Алевтина ПУШКОВА

Загрузка...