Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Еда по иудейским заповедям называется. Кошерная еда: особенности и польза. Другие кошерные продукты

Что такое кашрут
Слово кашер (כשר) означает в переводе с иврита на русский язык – "пригодный" для чего-либо. Сегодня это слово чаще всего употребляется в сочетании кашерная еда – так называют еду, приготовленную в соответствии с законами еврейской традиции. Совокупность этих законов называется наиврите – кашрут (כשרות).

Кашрут – довольно объемная система законов. Но в ее основе лежат всего несколько заповедей, известных из Торы, и некоторые дополнительные правила, установленные еврейскими мудрецами в более позднее время.
Еще раз отметим, что полная система правил кашрута довольно сложна. Поэтому мы даже не пытаемся дать "руководство" по кашруту, но только постараемся выяснить, что же имеет в виду традиция, говоря о кашерной пище.

Вопросы для повторения

Что означает слово "кашер"?
Что такое "кашрут"?
Что лежит в его основе?

Основные принципы

Можно коротко перечислить основные принципы кашрута:
- разрешается есть мясо только определенных (кашерных) видов наземных животных, птиц и рыб;
- животное, чье мясо используется в пищу, должно быть убито, приготовлено и разделано специальным образом;
- нельзя смешивать мясную и молочную пищу;
- есть определенные требования на употребление в пищу плодов, выращенных евреями в Эрец-Исраэль,
- существуют дополнительные ограничения на некоторые другие продукты.

Разберем эти принципы подробнее.

Вопросы для повторения

Каковы основные принципы кашрута?

Запрещенная едаПрежде всего, мясо каких животных, птиц и рыб в принципе можно использовать для приготовления кашерной еды?
Точные указания по этому поводу содержатся в Торе, в 11-й главе книги "Ваикра". И сформулированы они в виде запретов и разрешений, так что деление животных на разрешенных и запрещенных – это заповедь.
В соответствии с указаниями, разрешенные, кашерные, наземные животные (а также птицы и рыбы) называются в традиции чистыми, а неразрешенные – нечистыми.
Наверное, самое известное из нечистых (запрещенных в еду) животных – это свинья: почти все слышали, что евреи не едят свинину. Однако далеко не все знают, что точно так же еврейская традиция запрещает есть, например, кролика или крабов.
Далее, к нечистым относятся все насекомые, земноводные и пресмыкающиеся. И если в России такая еда практически не принята, то в некоторых других странах она весьма популярна (например, лягушки во Франции).
Следует еще иметь в виду следующий принцип: продукт нечистого животного также является нечистым. Что такое "продукт животного"? Это, например, молоко. Поэтому традиция запрещает использовать, скажем, верблюжье молоко (которое пьют в некоторых странах Средней Азии), так как верблюд – некашерное животное (см. дальше). По той же причине запрещены черепашьи яйца: ведь черепаха – пресмыкающееся, а значит, некашерна.
Есть только одно исключение из этого правила – мед. Он кашерен, хотя и является продуктом жизнедеятельности насекомых – пчел.
Нет такого понятия – "нечистые растения". Все виды фруктов, овощей, грибов, ягод – кашерны. Есть, однако, некоторые тонкости, связанные с плодами Эрец-Исраэль. О них мы еще будем говорить.
Рассмотрим теперь подробнее деление на чистых и нечистых среди животных, птиц и рыб.

Вопросы для повторения

Что такое "чистые" и нечистые" животные?
Где в традиции есть источник такого деления?
К каким типам живых существ относится это деление? Какие типы живых существ безусловно некашерны и какие – кашерны?

Мясо животных

Для животных критерий сформулирован в книге "Ваикра": "Животное можно есть, если оно – жвачное и парнокопытное".
Таким образом, "чистые" животные – это, например, корова, овца, коза, олень. Их мясо кашерно, если будет приготовлено соответствующим образом (см. дальше).
Нечистые же животные – это, например, как уже говорилось выше, свинья (не жвачное), кролик и верблюд (нет раздвоенных копыт). Другие примеры – лошадь, тюлень, все хищные животные. Мясо таких животных запрещено в пищу и не может стать кашерным ни при какой обработке.

Вопросы для повторения

Как и где сформулировано правило, разделяющее животных на чистых и нечистых?
Приведите примеры чистых животных.

Приведите примеры нечистых животных, объясните, почему они некашерны.

Птицы

Список птиц, чье мясо запрещено в еду, приведен в Торе в книге"Ваикра" (11:13-19). Это – все хищные птицы (орел, коршун, сова и т.п.), а также аист, ворона, чайка, пеликан, удод и некоторые другие. Запрещено, соответственно, есть и яйца этих птиц.
Возникает вопрос: почему только для птиц дан список "нечистых", но не установлены точные критерии, как для животных (о чем мы только что говорили) или для рыб (см. дальше), что считать чистым, а что – нечистым?
Ответ, видимо, такой: хотя этот список и длинный, но чистых птиц, видимо, было больше, чем нечистых.
К сожалению, за время, прошедшее с момента дарования Торы, евреи расселились по всему свету. Со временем стало иногда трудно определить точно, к какому виду птиц относится то или иное название, упоминаемое в ТаНаХе – какой птице оно соответствует? Поэтому еврейские общины выбирали в еду только те виды птиц, в определении вида которых были уверены.
Сегодня евреи считают чистыми всех домашних птиц: курица, гусь, индейка, утка.
Для того, чтобы стать кашерным, мясо птиц также должно быть подвергнуто специальной обработке.

Вопросы для повторения

Как и где сформулировано, какие птицы являются нечистыми?
В чем особенность этой формулировки? Как это можно объяснить?
Приведите примеры кашерных и некашерных птиц.
Почему сегодня так мало видов птиц употребляется евреями в пищу?
Является ли их мясо автоматически кашерным?

Кашерное мясо

Из того, что корова – кашерное животное, еще не следует, что любой кусок говядины в магазине кашерен. Тора запрещает также есть:
- мясо животного, умершего естественной смертью; такое мясо называется невела (נבלה – "падаль"); в это понятие включается также мясо животного, болевшего перед убоем;
- мясо животного, раненого или убитого другим зверем или на охоте; такое мясо называется тареф (טרף – "растерзанный"), и отсюда происходит часто употребляемое общее название для некашерной еды – трефная;
- мясо животного, в котором еще есть кровь;
- некоторые части туши (сальный жир и седалищный нерв).

К каким выводам приводят эти запреты?
Во-первых: животное (разумеется, разрешенное) должно быть убито лишь специальным образом, называемым шхита (שחיטה). Суть шхиты в том, что животное убивают одним ударом ножа, перерезающим сонную артерию. Так гарантируется, что животное умирает без мучений. Человек, умеющий производить шхиту, называется шохет (שוחט – "резник").
Если животное убито любым другим способом – его мясо евреям запрещено есть.
Во-вторых: после шхиты должна быть сделана проверка туши. Если выясняется, что в теле животного были серьезные повреждения – его мясо некашерно. Проверяющий тушу называется на иврите бодек (בודק).
В-третьих: из туши должны быть удалены сальный жир и седалищный нерв. Выполняющий эту работу называется менакер (מנקר).
Шохет, бодек и менакер – профессии, требующие специального обучения.

Вопросы для повторения

В каком случае мясо чистого животного является некашерным?
Что такое "невела" и "трефа"?
Как называется разрешенный кашрутом убой скота и в чем его суть?
Какие профессии связаны с ним?

Обработка мяса

И, наконец, в-четвертых: из мяса должна быть удалена кровь. Интересно узнать, в чем заключаются причины этого требования.
Тора категорически запрещает всем (не только евреям) есть часть тела еще живого существа: это – одна из семи заповедей сыновей Ноаха, то есть заповедей для всего человечества. Для евреев же это требование уточняется: так как кровь – признак жизни животных, Тора (Дварим, 12:23) запрещает евреям употреблять в пищу кровь, а, следовательно, нельзя есть и мясо, в котором осталась кровь.
Как же удалить кровь из разделанного мяса? Традиция разрешает два способа:
1) "просолка": свежее мясо промывают в воде, затем засыпают крупной солью на час; за этой время соль впитывает кровь, после чего мясо вновь промывают;
2) прожаривание мяса на открытом огне.
Напомним, что все эти требования относятся только к мясу животных и птиц. Но – не к рыбам.

Вопросы для повторения

Почему из мяса должна быть удалена кровь?
Какими способами можно удалить кровь?

Мясное и молочное

Существует запрет, который (уникальный случай!) упоминается в Торе трижды. Вот этот запрет: "Не вари козленка в молоке его матери" ("Шмот", 23:19, "Шмот", 34:26, "Дварим", 14:21). Повелительная форма фразы говорит о том, что это – заповедь. Традиция уточняет, что троекратное повторение фразы подразумевает три запрета:
- нельзя готовить вместе мясо и молоко;
- нельзя есть вместе мясо и молоко;
- нельзя никаким образом использовать мясо-молочную смесь.

Что означает слово "мясо" в этих запретах?
Это – любое мясо животных и птиц (но не рыб!), а также все, имеющее отношение к этому мясу – например, жир (говяжий, куриный и т. д.).
"Молоко" – это не только собственно молоко, но еще и любые молочные продукты: сыр, творог, сливочное масло, кефир, сметана, молочный маргарин и т. д.
Таким образом, согласно еврейской традиции, недопустимы не только варка мяса в молоке, но и вообще смешение мясных и молочных частей в любой еде.
Каждая составная часть пищевого продукта может быть или мясной, или молочной, или нейтральной (например, рыба, фрукты, овощи, грибы, яйца, мед, сахар, соль, мука, растительное масло и др.). Поэтому каждый кашерный продукт может принадлежать к одному из трех видов:
- "мясной" (бсари – בשרי): если в нем есть хоть какие-то мясные компоненты;
- "молочный" (халави – חלבי): если в нем есть хоть какие-то молочные компоненты;
- "нейтральный" (парве – פרווה): если в нем нет ни мясных, ни молочных компонентов, а только – "нейтральные".
Наример: бутерброд с колбасой – это мясная еда (мука+мясо), бутерброд с маслом – молочная (мука+масло), а бутерброд с медом – паревная.
Поскольку переваривание еды занимает какое-то время, традиция запрещает есть молочные продукты сразу после мяса – необходимо сделать определенный перерыв. Продолжительность этого перерыва (между мясной и молочной едой) в разных общинах установлена по-разному: от трех до шести часов.
А вот после молока ждать так долго не нужно: достаточно, например, прополоскать рот и можно есть мясо.

Вопросы для повторения

Сколько раз в Торе дается запрет на смешение мяса и молока?
Какие выводы делает из этого традиция?
На какие три вида делится вся кашерная еда?
Что такое "парве"?

Рыбы

Там же, в книге "Ваикра", сказано: "…из всех, обитающих в воде, можете есть тех, у кого имеются чешуя и плавники…" (11:9-12).
Таким образом, нечистыми являются все обитающие в воде "не рыбы": мидии, устрицы, кальмары, крабы, раки, креветки и т. д., а также некоторые рыбы (без чешуи): сом, осетр, акула, угорь и др. Соответственно осетровая (черная) икра – некашерна.
Подавляющее большинство рыб (кроме хищных) – чистые. В отличие от мяса животных и птиц, чистая рыба автоматически является кашерной: ее не надо подвергать никакой специальной обработке. Икра этих рыб – кашерна.
Еще раз напомним, что рыба – паревная еда; нет никакого запрета на рыбно-молочные блюда (например, в восточно-европейских общинах была весьма популярна щука в сметане). В то же время традиция не рекомендует есть рыбу одновременно с мясом – из медицинских соображений.

Вопросы для повторения

Где и как сформулировано в Торе определение кашерности для обитающих в воде существ?
Приведите примеры некашерных.
Требуется ли для рыбы, как для мяса животных и птиц, дополнительная обработка?
Запрещено ли смешивать рыбную и молочную еду?

Фрукты и овощи в Эрец-Исраэль

Фрукты и овощи, выращенные евреями в Эрец Исраэль, заслужили нескольких отдельных заповедей в Торе. Суть этих заповедей сводилась к:
- обязанности отделять часть урожая в пользу бедных;
- обязанности отделять часть урожая для Храма;
- запрету использовать плоды первых трех лет урожая деревьев;
- отдыху земли в каждый седьмой год.

Часть из этих требований можно перенести на сегодняшний день без изменений (например, запрет на использование плодов первых трех лет), часть теперь невозможно выполнить буквально (например, отделять часть урожая для Храма, так как Храма сегодня нет), и поэтому они выполняются только символически. Полная система законов, связанных с выполнением этих заповедей в наши дни, совсем не проста, и рядовому человеку трудно в ней разобраться. Поэтому в Государстве Израиль сегодня этими вопросами занимается Раввинат. Каждый, кто хочет соблюдать эти заповеди, полагается на инспекцию какого-либо раввината и покупает фрукты, проверенные данной инспекцией.
Еще раз напомним: речь идет только о плодах, выращенных евреями в Эрец-Исраэль! К подмосковным яблокам, например, эти заповеди не имеют никакого отношения.

Вопросы для повторения

Какие заповеди ведут к ограничениям кашрута на растительную пищу?
Все ли они буквально выполнимы сегодня?
К каким плодам они относятся?

Особые продукты

Кроме вышесказанного, существуют особые требования кашрута по отношению к некоторым особым продуктам. Эти требования не являются заповедями, но – ограничениями, в разное время установленными еврейской традицией. Такие ограничения называются на иврите гзерот (גזירות).
Наиболее существенные из гзерот установлены на:
- нееврейское виноградное вино или любой другой виноградный напиток (на напитки не из винограда этот запрет не распространяется);
- сыр, изготовляемый обычным способом (при этом используются специальные ферменты, способствующие створаживанию молочной массы, и эти ферменты могут оказаться некашерными).

Вопросы для повторения

Что такое "гзерот"?
Являются ли они заповедями?
Привести виды гзерот для кашрута.

Посуда

Еврейская традиция требует, чтобы посуда, в которой готовится еда, также была кашерной. Что это значит? Как посуда вообще может стать некашерной?
Во-первых, это может случиться, если в посуде находилась горячая некашерная еда. Понятно, что в доме, где соблюдается правила кашрута, скорее всего, такой еды и не окажется. Однако в случае, если приходится есть в гостях, в ресторане и т. д. – это становится серьезным требованием.
Во-вторых, так как традиция запрещает любое смешение мясного и молочного, в еврейских домах существует разные комплекты посуды – для мясной и молочной, а иногда и для паревной еды. Мясная и молочная еда не только не готовится вместе – нельзя даже подавать ее одновременно на один стол.
Эти требования кашерности относятся ко всем видам посуды: кастрюли, тарелки, чашки, ложки, ножи, сковородки, противни для печей, мясорубки и т. д.

Вопросы для повторения

Что такое "кашерная посуда"?
В каком случае посуда становится некашерной?
Как решают эту проблему в еврейских домах?

Кашерная еда

Подведем итоги тому, что мы уже знаем о правилах кашрута: еда является кашерной, если она:
- приготовлена из разрешенных правилами кашрута продуктов и в кашерной посуде;
- ее мясные компоненты (части) прошли специальную обработку;
- при ее приготовлении не смешивалась молочная и мясная пища.

Вопросы для повторения

Что такое "кашерная еда"?

Кашрут сегодня

Сложно или легко стало выполнять правила кашрута сегодня? Ответ на этот вопрос неоднозначен.
С одной стороны, в Израиле и в других странах Запада со значительными еврейскими общинами существует современная пищевая промышленность, которая в состоянии производить любые количества любых кашерных продуктов. В Израиле, например, подавляющее большинство предприятий пищевой промышленности выпускают только кашерную еду, есть много кашерных ресторанов, кафе и т. д. Большое количество кухонных приспособлений упростили процесс приготовления пищи и в домашних условиях.
С другой стороны, ритм жизни заметно вырос по сравнению с тем, каким он был еще сто-двести лет назад. Если раньше, например, покупая мясо в лавке, еврей лично знал шохета и мог положиться на его шхиту, – сегодня тонны такого мяса ежедневно отправляются в каждый израильский супермаркет. Трудно представить себе, что произойдет, если каждый покупающий это мясо в супермаркете захочет лично познакомиться с шохетами данной фирмы! А как быть тому человеку, кто живет в общине, где нет своего шохета?
Кроме того, при использовании разных продуктов приходится следить: нет ли в яйцах крови, а в фруктах – червей (и то, и другое автоматически делает продукты некашерными). Сегодня каждая домохозяйка использует у себя на кухне массу полуфабрикатов: консервы, майонез, мороженное тесто и т. д. Как узнать, были ли все эти полуфабрикаты изготовлены с учетом требований кашрута?

Для этого в еврейском мире существуют сегодня специальные организации, занимающиеся вопросами кашрута. Если какая-либо фирма хочет, чтобы соблюдающие кашрут евреи ели ее продукцию – она заключает договор с одной из таких организаций. Согласно этому договору организация осуществляет инспекцию (на иврите hашгаха – השגחה) соблюдения требований кашрута в течение всего производственного процесса. И если все требования фирмой выполнены, организация ставит свою печать на ее продукции – hэхшер (הכשר – "удостоверение кашерности). А так как руководят такими организациями обычно известные и уважаемые люди, то полагающиеся на их мнение евреи знают: этот продукт кашерен.
А как же быть в ресторане, где еду изготовляют не автоматическим потоком, а по мере поступления заказов посетителей? Для этого нужно постоянно следить за выполнением требований кашрута, так что только hэхшера недостаточно. и ресторан нанимает разбирающегося в кашруте инспектора (машгиах – משגיח), который контролирует всю работу.
В Государстве Израиль вопросами кашрута занимается в основном Главный Раввинат и некоторые другие организации. Во всех государственных учреждениях (в том числе, и в армии) соблюдение кашрута обязательно, что оговорено израильскими законами.

Вопросы для повторения

Почему можно сказать, что сегодня легче выполнять требования кашрута, чем раньше?
Какие новые проблемы возникли в наши дни?
Как они решаются в еврейских общинах?
Что такое "hашгаха" и "машгиах"?
Что такое "hэхшер"?

Значение кашрута

Получив основные сведения о кашруте, полезно остановиться и спросить: в чем смысл всех этих правил?
На этот вопрос можно дать разные ответы.
Прежде всего, прав тот, кто скажет: заповеди, лежащие в основе кашрута, – это хуким. Напомним (см. раздел 2), что найти логическое обоснование хуким невозможно; традиция передает еврейскому народу эти законы. Еврей, для которого "Тора – путь жизни", соблюдает кашрут по той же причине, по которой он соблюдает Шаббат: потому что это – заповеди. И другого объяснения законам кашрута нет.
Впрочем, многие склонны искать законам кашрута объяснения в медицине, диетологии и биологии. Возможную связь между этими науками и требованиями кашрута подчеркивал еще РаМБаМ. Сегодня же появились многочисленные новые теории, согласно которым смешение мяса и молока, употребление в пищу остатков крови, мясо хищных животных, птиц и рыб, – вредны для здоровья. Возможно, эти теории верны – ведь само многотысячелетнее существование еврейского народа показывает, что Тора, во всяком случае, не требовала ничего, что могло бы повредить здоровью человека. Однако уже РаМБаН (крупнейший еврейский мыслитель 13-го века; жил в северной Испании и был, в частности, знаменитым врачом) полемизировал с этой точкой зрения, указывая, что в таком случае эти заповеди должны быть адресованы всему человечеству, а не только евреям. Так что вряд ли эти теории объясняют подлинный, внутренний смысл заповедей кашрута.
Намек на иррациональный (то есть недоступный человеческому разуму) смысл связанных с кашрутом заповедей еврейские мудрецы находили в Торе. Там же, в книге "Ваикра", после перечисления заповедей, называющих "нечистых" животных, Тора добавляет: "Не оскверняйте душ ваших… и не станете нечистыми, как нечисты они [запрещенные животные]" (Ваикра, 11:43). Отсюда мудрецы делали вывод, что понятие "нечистого" животного имеет глубокий внутренний смысл: такое животное несет в себе нечто, способное повредить не телу, а душе человека. Так, например, РаМБаН считает, что запрет на мясо хищников связан именно с тем, что они – хищники, и поэтому их мясо может передать человеку такие качества, как жестокость.
То же относится и к другим требованиям кашрута: даже те, кто далеки от традиции, согласятся, что на еврейскую психологию повлияли как запрет на добытое на охоте мясо, так и то, что на протяжении сотен поколений ни один еврейский ребенок не видел, чтобы его мать убивала курицу.
В более широком смысле можно сказать так: человек – несомненно, существо биологическое. Для того, чтобы жить, он должен выполнять множество функций, свойственных и остальным биологическим существам (то есть животным) – в частности, есть. Но если человек хочет подняться над уровнем животного, он должен внести нравственные соображения даже в такое "животное" действие, как еда: чтобы быть чистым морально, ему надо быть чистым и физически. В разных нравственных системах это пытаются делать по-разному: скажем, во всей западной (и не только западной) цивилизации запрещен каннибализм (поедание человеческого мяса); в России вряд ли кто-нибудь станет есть змей – и не по соображениям диеты, а потому что это – змеи; наконец, существуют вегетарианцы и т. д. Источником же еврейской (в том числе и нравственной) традиции является Тора. Поэтому кашрут – еврейская система ограничений на еду – построена на заповедях Торы.
И еще одно соображение: нет сомнения в том, что кашрут действительно помогает единству еврейского народа. Что делает соблюдающий традицию еврей, когда он приезжает в новое место? Чтобы найти кашерную еду, он должен прежде всего найти местных евреев. Если он остановился в гостинице, то скорее всего предпочтет такое место, поблизости от которого есть еврейский ресторан; сможет пообедать только в доме придерживающихся традиции евреев и т. д. В результате кашрут автоматически приводит к тому, что еврей в каждом месте укрепляет связи с другими евреями.

Материалы к видеурокам по кашруту. Постановления мудрецов

2. Постановления мудрецов и обычаи по разделению мясного и молочного.

Мясное и молочное, которые были смешаны в холодном виде.

Поскольку кошерные мясо и молоко являются по отдельности продуктами разрешёнными и, составляя важную часть рациона, находятся в любом доме, на всякой кухне, мудрецы опасались, что, если не принять дополнительных мер по разделению молочного и мясного, их могут съесть в таком виде, в котором их смесь запрещена Торой. Поэтому для того, чтобы оградить человека от случайного нарушения законов Торы, мудрецами был принят ряд постановлений, обязующих отделять мясное от молочного. Одно из таких постановлений — запрещение в пищу смеси молочного с мясным и в том случае, если они были перемешаны, будучи холодными. Мясное и молочное, которые были смешаны в холодном виде, запрещено только есть, а использовать для других целей не возбраняется — разрешено такую смесь продать, накормить ею животных и т.п.

Мясо птицы и диких животных.

Мудрецы приравняли мясо птицы и диких животных кошерных видов к мясу домашнего скота и запретили их смесь с молоком и молочными продуктами даже в случае, когда они были перемешаны в остывшем состоянии. Постановление относительно мяса птицы и диких животных распространяется лишь на приём их в пищу. Варка их в молоке, а затем использование такой смеси в любых целях, кроме еды, не включено в запрет. Однако для того, чтобы можно было сварить такое мясо с молоком, необходимо, чтобы всем было ясно, что варят именно мясо птицы или дикого животного, а не говядину или баранину, а также должно быть понятно, что варка совершается не для еды, а для других целей.

Принятие в пищу мясного или молочного, когда на том же столе находится «противоположный» продукт.

Специальным постановлением мудрецов запрещено есть молочное и мясное за одним столом. Постановление распространяется как на ситуацию, когда человек собирается есть молочное за столом, на котором находятся мясные блюда, или когда он собирается есть мясо за столом, на котором стоят молочные яства, а также на ситуацию, когда два человека, которые знают один другого, собираются есть за одним столом — один молочное, а второй мясное. Запрет мудрецов вызван опасением, как бы человек, забывшись, не съел мясо с молоком одновременно. В случае, когда говорится о двух людях, которые не знакомы, и нет опасения, что один угостит другого, а также если даже о знакомых, но если стол большой и они сидят далеко один от другого — как минимум, на расстоянии вытянутой руки, разрешено есть одному мясное, а другому молочное. Если они сидят рядом, но позаботились о том, чтобы на столе находился некий предупреждающий символ — либо они едят на отдельных скатертях, либо поставили между собой на стол достаточно высокий предмет, который обычно на стол не ставят, или цельную буханку хлеба, от которой ни один, ни второй не отрезают, — разрешено одному есть мясо, тогда как второй ест молочный продукт. В любом случае, им запрещено пользоваться одной буханкой хлеба и солонкой. Желательно, чтобы они не наливали из одного и того же кувшина, графина или бутыли, несмотря на то, что у каждый пьёт из своего стакана.

Не во время еды не возбраняется ставить рядом молочные и мясные продукты, но так, чтобы «противоположные» продукты не прикасались один к другому.

Постановление о выпекании хлеба и другие законы, относящиеся к хлебу.

Существует особый запрет мудрецов выпекать хлеб и хлебобулочные изделия, используя в составе их компонентов мясные или молочные добавки: сливки, жир, сливочное масло и т.п. Данный запрет вызван опасением, что, т.к. обычно хлеб является продуктом парве (не молочным и не мясным), то по привычке мясной хлеб могут съесть с молочным или молочный хлеб с мясным блюдом. Однако, если изменить внешний вид хлеба или хлебобулочных изделий до того, как их выпекут, разрешено их делать мясными или молочными. После того, как хлеб выпекли, не поможет изменить его форму, и такой хлеб запрещён. В случае, когда запрет такого хлеба ведёт к большому ущербу, следует обратиться к раввину.

Из-за того, что на хлеб пролилось молоко или мясной соус, он не становится запрещённым в еду. Такой хлеб необходимо пометить и разрешено есть с продуктом того же «знака», что и у пролившейся на хлеб жидкости.

Запрет выпекать мясной или молочный хлеб не распространяется на торты, пирожные, пироги, печенье. Всё-таки желательно, чтобы выпечке, которая обычно бывает парве и её решают приготовить, используя мясо или молоко, при готовке придали особую форму: треугольник, полукруг и т.п.

Запрещено разрезать хлеб «молочным» ножом для мясной трапезы или «мясным» ножом для молочной, т.к. есть вероятность, что на ноже может быть немного мясного или молочного жира и при резке он перейдёт на хлеб. Ножом, который тщательно вымыли, пользуясь моющим средством и посудной мочалкой, разрешено разрезать хлеб для «противоположной» ножу трапезы. Распространённый обычай: иметь специальный нож-парве для резки хлеба.

Оставшийся после молочной или мясной трапезы хлеб запрещено использовать в трапезе противоположного «знака». Та часть хлеба, относительно которой существует уверенность, что она не дотрагивалась до мясного или молочного и к ней не прикасались руками, запачканными мясным или молочным продуктом, разрешено есть с любой едой.

Скатерть.

На скатерти, на которой лежали мясные продукты без упаковки или без посуды, запрещено есть молочное без того, чтобы эту скатерть постирать. Клеёнку, стол и другие гладкие поверхности необходимо тщательно протереть. Если скатерть длинная, то после того, как на одном её краю ели мясное, разрешено на другом краю есть молочное без того, чтобы её стирать. Распространённый обычай: пользоваться для молочного и мясного разными скатертями. Если вся молочная или мясная еда находилась в посуде и не дотрагивалась до скатерти, то достаточно эту скатерть вытрясти, и после этого разрешено на ней есть мясное.

Несколько предостережений для предотвращения смешивания «противоположных» продуктов.

Даже когда говорится о сухих и холодных мясе и сыре, необходимо предпринять все меры, чтобы они не соприкасались. Тем более, когда речь идёт о мягких, жидких, жирных, горячих, острых «противоположных» продуктах. При покупке и хранении следует обращать внимание на то, чтобы они находились на некотором расстоянии друг от друга.

Еду парве , которую подают в отдельной посуде и перекладывают в тарелки специально для них предназначенными приборами, несмотря на то, что она находилась на столе во время молочной трапезы, разрешено подать к мясу, или наоборот. Ясно, что если есть опасение, что эту еду брали руками (как, например, случается, когда в трапезе принимают участие маленькие дети) или столовым прибором, запачканным в мясе или молоке, её запрещено подавать в трапезе с противоположным «знаком». Хотя по букве закона такой обязанности нет, в некоторых семьях существует традиция, что любую еду, которая находилась на столе во время молочной трапезы, не подают к мясному столу, и наоборот.

Открытые солонки должны быть специальными для мясных трапез и специальными для молочных. Хотя солонками, которые закрываются крышкой с отверстиями по букве закона разрешено пользоваться для обеих трапез, всё же желательно их протирать между мясной и молочной трапезами или иметь отдельную для молочной и отдельную для мясной.

При одновременной готовке двух «противоположных» блюд на одной плите следует следить, чтобы кастрюли или сковородки находились на некотором расстоянии одна от другой и были закрыты крышками так, чтобы брызги из одного блюда не попали в еду с противоположным «знаком».

«Перевод» посуды из «мясной» в «молочную» или наоборот.

У ашкеназских евреев принято не «переводить» молочную посуду в разряд «мясной», и наоборот. Причина данного запрета — путаница, которая может легко возникнуть в результате таких «переходов». Однако после того, как откошеровали посуду, либо такую, которая была некошерной, либо для того, чтобы ей пользоваться на Песах, разрешено заодно перевести из разряда «молочной» в мясную, или наоборот, или определить для пользования как посуду парве . Представителям сефардской общины разрешено «перевести» «мясную» посуду в «молочную». Для этого необходимо выждать 24 часа со времени последнего пользования этой посудой, а затем откошеровать её, как положено.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Кошерная еда (продукт или пища ) – это та пища, которая соответствует древним еврейским диетическим законам – КАШРУТ. Само слово Кошерный можно трактовать как: правильный или подходящий. Соответственно еду которая отвечает всем правилам Кашрута, называют «кошерной пищей» — «здоровой пищей».

Что такое Кашрут, Кошерный и Кошерная пища – простыми словами.

Как уже стало понятно из первого абзаца, слово «кошерный» означает, что тот или иной продукт является хорошим и пригодным для употребления евреями с точки зрения их религиозного мировоззрения. Но, для того чтобы понять почему одни продукты считаются кошерными, а другие нет, нам стоит разобрать данную концепцию на простые составляющие.

Итак, мы уже знаем, что понятие «кошерный», происходит от свода правил – Кашрут. В свою очередь, Кашрут соответствует законам прописанных в Галахе. Для полноты понимания рассмотрим, что означают эти термины.

Что такое Галаха.

Галаха – это свод иудейских законов, которые регулируют абсолютно все аспекты жизни евреев вплоть до семейной жизни, религии, социального поведения и даже питания. Простыми словами, можно сказать, что это своеобразная инструкция, где написано, что и как делать чтобы прожить жизнь правильно.

Что такое Кашрут.

Кашрут – это термин (список правил ) из вышеупомянутого свода правил, который определяет пригодность или непригодность чего-либо. Данный список правил является весьма обширным и содержит в себе множество элементов из разных религиозных источников. Именно поэтому, некоторые правила являются весьма спорными. Что в свою очередь приводит к тому, что одни еврейские общины считают некоторые продукты кошерными, а другие считают их не кошерными. Тем не менее, несмотря на различия во взглядах принято придерживаться общих правил.

Кашрут – основные правила. (Законы кошерности):

  • Некоторые животные не могут быть съедены вообще. Это ограничение включает в себя плоть, органы, яйца и молоко запрещенных животных;
  • Животные, которых разрешено есть, должны быть убитыми в соответствии с еврейскими законами;
  • Вся кровь из мяса животных или птицы должна быть извлечена.
  • Не все части разрешенных животных можно употреблять в пищу;
  • Фрукты и овощи разрешены, но на всякий случай следует уточнять есть ли данный продукт в списке разрешенных;
  • Мясо нельзя есть с молочными продуктами;
  • Овощи, фрукты, зерно и яйца можно есть как с мясом, так и с молоком;
  • Рыба – продукт спорный. В зависимости от общины ее разрешено или запрещено есть с мясом или молоком;
  • Посуда, которая вступает в контакт с мясом, не может использоваться с молочными продуктами и наоборот;
  • Посуда, которая вступила в контакт с не кошерной пищей, не может использоваться с кошерной пищей. (2 последних правила применимы только к области где происходил контакт пока пища была горячей);
  • Виноградная продукция, произведенная не евреями, не может быть съедена или выпита.

Кошерные и Некошерные (запрещенные ) животные.

В отношении того, каких животных можно употреблять в пищу, а каких нельзя, существует масса правил. К примеру, самым известным из подобных законов, является запрет на употребление свинины. Свинья считается «нечистым» животным, соответственно есть все что с ней связано – нельзя. Список всех животных, разрешенных и запрещенных к употреблению конечно же большой, но мы приведем основных представителей:

Это — Кошерно:

  • Корова;
  • Олень;
  • Овца;
  • Коза;
  • Курица;
  • Утка;
  • Гуси;
  • Индейка;
  • Рыба, которая имеет чешую и плавники (тунец, карп и сельдь и тд. ).

Это — некошерно:

  • Свинья;
  • Кролик;
  • Моллюски;
  • Омары;
  • Раки;
  • Креветки.

Использование термина «Кошерный» в других областях.

Термин «кошерно», довольно часто можно услышать в областях далеких от кухни, питания, да и от евреев собственно. Дело в том, что данное слово стало весьма популярным в бытовой речи и приобрело одобряющей или осуждающей оттенок того или иного предмета разговора. К примеру, если кто-то во время разговора скажет фразу типа: «Это совсем некошерно.», это будет значить, что ему не нравится обсуждаемая идея или тому подобное. По аналогии с этим, выражение: «Это кошерно!», будет означать одобрение.

Предписания для приготовления пищи, принятые в иудаизме, называются «кашрут». Пища, соответствующая этим правилам, называется кошерной.

Она является чистой, здоровой, полезной, поэтому в последнее время получает все большее распространение в развитых странах.

Правила выбора продуктов и приготовления еды описаны в главной . Согласно им, запрещено употреблять в пищу свинину, кроликов, раков и т.д. Нельзя одновременно принимать мясную и молочную пищу.

В Израиле на любом кафе, ресторане, а также на этикетах продуктов есть надпись, подтверждающая кошерность.

Мясо

При кашруте можно брать в пищу лишь тех животных, которые одновременно является жвачными, травоядными и парнокопытными (те, чьи копыта раздвоены). Это коровы, овцы, козы, лоси и т.п. Остальные некошерны, а значит, запрещены.

Из птиц разрешены только домашние: курицы, индейки, гуси, утки, а также перепела и голуби. Что касается яиц, то можно есть только яйца от кошерных птиц.

Очень важное правило: категорически запрещено использовать в пищу кровь.

Правила забоя скота

Огромное значение для кошерности имеет правильный забой скота. Основное правило таково: во время забоя животное ни в коем случае не должно испытывать страданий. Поэтому при забое, проведенном по правилам кашрута, умерщвление осуществляется мгновенно и животное погибает в доли секунды.

Забоем скота занимаются особые люди, резники, прошедшие специальное обучение и получившие диплом на право работы.

Забой должен осуществляться единым плавным движением . Задержка движения ножа или его рваное движение заставляют животное страдать, поэтому такой забой запрещен и делает мясо не пригодным для пищи.

К забою относятся очень серьезно, поэтому есть даже особые правила подготовки ножа: как его правильно затачивать, как проверять, чтобы на нем не было ни малейшей зазубринки и пр. Лезвие должно быть максимально острым и абсолютно гладким. Процесс точки ножа порой занимает несколько часов (!).

Правила кошерности запрещают употреблять кровь, поэтому мясо сначала замачивают в воде, затем вынимают и посыпают крупной солью, которая впитывает кровь. После этого его моют.

Дополнительные правила

Требования по отношению к : она должна иметь позвоночник, жабры, чешую и плавники и должна метать икру.

Не разрешается смешивать мясо и рыбу в одном блюде.

И, как уже говорилось выше, нельзя употреблять вместе мясное и молочное, между ними должно пройти несколько часов.

Овощи и фрукты разрешены, их можно есть как с мясной, так и молочной пищей.

Когда читаешь эти правила, вспоминаются рекомендации по , столь популярные сегодня.

Кашрут запрещает использовать в пищу насекомых и их личинки. Поэтому при употреблении муки и крупы надо соблюдать особую осторожность: муку надо просеивать, а крупу перебирать.

Некоторые овощи (капуста, кочанный салат, укроп и пр.) необходимо тщательно осматривать и промывать, чтобы освободить от насекомых, которые там могут быть. Также надо внимательно осматривать фрукты (персики, абрикосы, яблоки и пр.) на предмет личинок.

Особенно строго правила кашрута действуют во время празднования Пасхи (которая в иудаизме называется Песах).

В считается, что кошерная пища, кроме своей полезности для здоровья, также оказывает положительное влияние на духовный облик человека. Не случайно кашрут запрещает есть мясо хищных животных, а разрешает использовать только мясо травоядных. Считается, что, употребляя мясо хищников, человек наследует инстинкт убийцы.

Распространение кошерной еды

В настоящее время потребители проявляют все больший интерес к кошерной пище. Возможно, это происходит оттого, что люди устали от промышленных продуктов с огромным содержанием пищевых добавок и понимают их вред для здоровья.

В США рынок кошерных продуктов быстро развивается, его оборот с каждым годом растет. Причем эту пищу покупают также и люди других национальностей.

То же самое происходит в других странах, включая Россию. Например, годовой оборот прибыли от продажи кошерных продуктов у нас составляет более 5 млн. долларов.

Требования к чистоте пище, аналогичные правилам кашрута, существуют и в исламе, они называются «халяль». Главное различие состоит в том, что в

Загрузка...