с.387 Расцвет деятельности Цицерона совпадает с последним периодом гражданских войн в Риме. Республика умирала в страшных конвульсиях. Было подавлено последнее грозное восстание рабов, руководимое Спартаком. Римская демократия, обескровленная и в значительной части деклассированная, уже не была способна к крупным выступлениям. На политической арене в сущности осталась только одна реальная сила: профессиональная военщина, которой руководили беспринципные политиканы, стремившиеся к личной власти и обогащению. Помпей, Цезарь, Антоний, Октавиан - за ними почти не было сколько-нибудь определенных социально-классовых группировок. Зато за ними стояла армия, и они были сильны той страстной жаждой « порядка» , которая с каждым годом все сильнее охватывала римское общество.
Положение более принципиальных политиков - Цицерона, Брута, Катона - в эту эпоху было невероятно тяжелым. Те из них, что были прямолинейны и непримиримы, - гибли, хотя и со славой, однако ничего не добившись своей гибелью. Те, что были гибки и склонны к компромиссу, - метались из стороны в сторону и тоже гибли, только бесславно… Конечно, политическая и личная неустойчивость Цицерона, иногда граничившая с легкомыслием, до известной степени была результатом его характера. Но в еще большей степени она была следствием классовой принадлежности Цицерона и общей с.388 политической обстановки. В этом отношении он был типичен для своего времени.
Марк Туллий Цицерон родился 3 января 106 г. до н. э. в усадьбе своего отца, близ маленького захолустного городка Арпина в южном Лации. Его отец принадлежал к сословию всадников. Он был, по-видимому, довольно состоятельным человеком и не без связей, если смог дать своим сыновьям - старшему, Марку, и младшему, Квинту, - прекрасное образование в Риме. После окончания начальной школы Марк слушал известных греческих риторов и философов и проходил судебную практику под руководством знаменитых римских юристов того времени.
Первые выступления Цицерона в качестве адвоката падают на самый конец 80-х гг. Это была эпоха кровавой диктатуры Суллы, - первого, кто начал закладывать основы римской империи. Социальной опорой этой диктатуры, не считая войска, был нобилитет. Молодой Цицерон, и своим происхождением и своими связями крепко спаянный со всадничеством, оказался в оппозиции аристократическому режиму. Выражением этой оппозиции была его речь в защиту Секста Росция (80 г.).
Это вопиющее дело представляется очень типичным для эпохи. В конце 81 г. в Риме был найден убитым богатый землевладелец из г. Америи в Умбрии, Секст Росций отец. Два родственника убитого, Т. Росций Капитон и Т. Росций Магн, с которыми он был в ссоре, вошли в сделку с любимцем Суллы, вольноотпущенником Хрисогоном, для того чтобы наследство убитого досталось не его сыну Сексту Росцию, а им. С этой целью имя покойного было внесено задним числом в проскрипционные списки (проскрипции прекратились 1 июня 81 г.), хотя он сам являлся сторонником Суллы. После этого имущество Секста Росция было куплено за бесценок с аукциона Хрисогоном. Часть купленных имений Хрисогон предоставил Капитону, а другие отдал Магну. Чтобы отделаться от Секста Росция сына, негодяи обвинили его в отцеубийстве.
Цицерон рискнул взять на себя защиту обвиняемого. Дело с.389 было очень опасным, принимая во внимание близость Хрисогона к всемогущему диктатору. Цицерон произнес блестящую речь, где без труда распутал преступные махинации, приведшие Росция на скамью подсудимых. Попутно он дал критику сулланского режима, - конечно, не затрагивая самого Суллу. Обвиняемый был оправдан.
Смелое выступление Цицерона, громко прозвучавшее среди всеобщего безмолвия, доставило ему широкую популярность в демократических кругах, особенно среди всадничества. Это было началом не только его адвокатской, но и политической карьеры.
Вопреки ожиданиям, речь Цицерона сошла ему благополучно. Острота сулланской диктатуры стала ослабевать, Сулла, по-видимому, уже начал подумывать об отказе от власти и махнул рукой на смелого адвоката. А может быть, Сулла пощадил Цицерона благодаря такому же капризу, какому два года назад был обязан жизнью Цезарь…
Однако сам Цицерон и его друзья находили, что ему все-таки безопаснее будет уехать из Рима подальше. Поэтому в следующем году он вместе с братом Квинтом отправляется в Грецию и М. Азию. Длительное пребывание там имело огромное значение для Цицерона. Непосредственное соприкосновение с великой греческой культурой, с ее бессмертными памятниками, лекции знаменитых философов и учителей красноречия - Антиоха Аскалонского, Молона Родосского и др. - оказали сильнейшее влияние на Цицерона. То философское и риторическое образование, которое он получил в молодости в Риме, теперь было расширено и углублено. На Родосе он имел возможность познакомиться с еще сохранившимся там политическим красноречием. Родосская риторическая школа культивировала более простой стиль, чем тот, на котором Цицерон воспитывался в молодости. Впоследствии он сам признавался, что пребывание в Греции и на Родосе заставило его сильно измениться.
После возвращения с Востока Цицерон с успехом продолжал свою адвокатскую деятельность и вместе с тем проходил с.390 служебный стаж. Известность, приобретенная им в связи с делом Секста Росция, и симпатия, которой он пользовался в демократических кругах, облегчили ему, человеку « новому» для высшего римского общества, быстрое продвижение по служебной лестнице. В 75 г. мы видим его квестором в Сицилии, в 69 г. - курульным эдилом, в 66 г. - городским претором.
В бытность Цицерона в Сицилии он заслужил уважение провинциалов своей честностью и бескорыстием, - качества, редкие у провинциальных магистратов. Поэтому, когда в конце 71 г. сицилийцы решили привлечь к суду по обвинению в вымогательствах своего наместника Гая Верреса, они обратились для ведения дела именно к Цицерону.
Веррес за время своего пропреторства в Сицилии (73- 71 гг.) награбил 40 миллионов сестерций (около 4 миллионов золотых рублей). Так как он принадлежал к нобилитету, то для Цицерона снова представился случай выступить против коррумпированной римской аристократии. Он повел дело с величайшей энергией. Собранный им обвинительный материал был так велик, что Веррес предпочел не дожидаться конца своего дела: он воспользовался правом римского гражданина уйти в добровольное изгнание до окончания процесса и покинул Рим после 1-й сессии (предварительная стадия процесса), на которой Цицерон произнес две речи. Впоследствии он издал их вместе с пятью другими, подготовленными для произнесения на несостоявшейся 2-й сессии.
Громкое дело Верреса имело большое политическое значение, вскрыв на ярком примере методы управления, применявшиеся нобилитетом в провинциях, и обнаружив всю глубину разложения правящей верхушки. Цицерон же значительно приумножил свой политический капитал в качестве передового борца против аристократии.
В 66 г. Цицерон был претором и произнес свою первую чисто политическую речь за Манилиев закон о назначении Гн. Помпея полководцем. Народный трибун Гай Манилий в начале 66 г. внес законопроект о передаче Помпею с.391 командования в войне против понтийского царя Митридата. Законопроект предусматривал вручение Помпею высшей власти (imperium maius) по отношению к другим полководцам с правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир. Это были чрезвычайные полномочия, которыми собирались наделить Помпея представители денежно-торгового капитала (всадники): завоевание Востока открывало им широкое поле действия. Но именно потому, что законопроект был в интересах всадничества, против него выступил сенат. К тому же Помпей в это время делал ставку на демократию, и аристократы опасались его чрезвычайных полномочий.
Таким образом, в 66 г. Цицерон еще продолжает выступать против нобилитета, поддерживая демократический фронт, - в частности, его правое крыло, всадничество. Однако менее чем через три года его политические позиции начинают меняться.
Выборы консулов на 63 г. протекали в обстановке напряженной политической борьбы. Одним из соискателей был Л. Сергий Катилина, человек с далеко не безупречным прошлым, бывший сулланец, но в данное время выступавший с программой социальных мероприятий, среди которых основным была кассация долгов. Поэтому Катилину поддерживал очень пестрый блок социальных прослоек Италии, начиная от разоряющегося крестьянства и деклассированной городской черни и кончая промотавшимися нобилями. Деньги на предвыборную кампанию дали Красс и Цезарь, преследовавшие во всем этом свои личные цели: захват власти и обогащение. Вторым кандидатом демократическая партия выставила некоего Гая Антония, бывшего сулланца, человека совершенно ничтожного.
Однако нобилитет и всадничество единым фронтом выступили против « разрушительных» планов Катилины. Наиболее подходящим кандидатом для того, чтобы возглавить этот блок, являлся Цицерон. К 63 г. он сам, под влиянием полевения народной массы, значительно эволюционировал вправо, выступив с лозунгом « согласия сословий» . Таким образом для сената одиозность фигуры Цицерона в значительной степени была с.392 ослаблена. Его известность в качестве адвоката гарантировала ему поддержку широких кругов избирателей. Вот почему против Катилины и Антония всадники в блоке с сенаторской партией выставили Цицерона. На выборах Катилина провалился, и консулами на 63 г. были избраны Цицерон и Антоний. Этот последний, подкупленный своим коллегой, устранился от активной деятельности; хозяином положения стал Цицерон.
Наступил знаменитый « год консульства» . Цицерон, далеко не обладавший излишней скромностью, впоследствии без всякой меры преувеличил свою личную роль в событиях 63 г. Он даже сочинил две бездарных поэмы: « О своем консульстве» и « О своем времени» . В них он с необычайной хвастливостью расписывал свои подвиги…
Время, действительно, было трудное для правящей верхушки римского общества. В самом начале 63 г. правительство вынуждено было заняться проектом большого и сложного аграрного закона. Он был внесен народным трибуном 63 г. П. Сервилием Руллом и инспирирован вождями демократического движения. Законопроект предусматривал широкую раздачу земли беднейшим гражданам без права отчуждения. Для проведения этой меры предполагалось создание на 5 лет комиссии децемвиров, облеченной огромными правами, в которую, в случае принятия законопроекта, конечно, вошли бы вожди демократии.
Цицерон произнес против законопроекта Рулла три речи, в которых ловко использовал настроения нобилитета и всадничества, направленные как против раздачи земли, так и против возможности появления демократической диктатуры в лице аграрных децемвиров. Дальнейшая судьба законопроекта нам не известна. Возможно, что автор, не надеясь его провести, взял его обратно.
Летом 63 г. Катилина снова выставил свою кандидатуру в консулы на 62 г. Одновременно с этим, учитывая возможность нового провала, он тайно начал подготовлять восстание. Агенты Катилины вербовали сторонников и заготовляли оружие. Одним из важнейших центров движения была северная с.393 Этрурия, где сторонник Катилины, бывший сулланский офицер Гай Манлий, набирал отряд из разорившихся сулланских колонистов. На юге Италии к движению привлекали рабов.
Чтобы не допустить избрания Катилины, нужно было всячески преувеличить опасность движения для имущих классов. Консульские выборы, состоявшиеся, вероятно, поздним летом или ранней осенью 63 г., проходили в военной обстановке. Цицерон, раздувавший опасность, которой он лично подвергался, руководил выборами в панцире, надетом под тогу, и окруженный охраной. Это был беспрецедентный случай в римской истории. Принятые меры дали свои результаты: рядовой избиратель, запуганный всевозможными слухами, не голосовал за Катилину. Избранными оказались Лициний Мурена и Юний Силан.
Только тогда Катилина решил прибегнуть к восстанию. Факты, связанные с раскрытием заговора и его подавлением, общеизвестны, и мы не будем на них останавливаться. Нужно только подчеркнуть, что и здесь роль Цицерона в значительной степени раздута, - в первую голову им самим. Не нужно было особой проницательности и ловкости, чтобы раскрыть заговор, участники которого подготовляли его почти открыто. Не нужно было особой храбрости, чтобы бросить обвинение Катилине в сенате, окруженном надежной стражей, когда Цицерон прекрасно знал, что Катилина еще до его речи решил покинуть Рим. Что же касается « согласия сословий» , которое Цицерон считал своей главной заслугой, то здесь « страх сделал больше, чем могли бы сделать самые прекрасные речи, и в этом смысле можно сказать, что этим соглашением, на которое Цицерон смотрел как на результат своей политики, он скорее обязан Катилине, чем самому себе» (Буассье).
Цицерон служил тем знаменем, вокруг которого собрались все собственнические элементы Италии. Однако нельзя отрицать, что в 63 г. он вел себя нерешительно, трусливо и что он наделал массу ошибок, за которые ему скоро пришлось жестоко поплатиться. Движение Катилины погибло не благодаря с.394 Цицерону, а потому, что римско-италийская демократия уже не была способна к революционным действиям…
Незаконная казнь пяти заговорщиков - Лентула, Цетега, Статилия, Габиния и Цепария - подорвала политические позиции Цицерона. Этой казни, вызванной трусостью, демократия не забыла Цицерону. Первое время после гибели Катилины Цицерон играл первую роль в Риме, но скоро положение резко изменилось. В 60 г. между Цезарем, Помпеем и Крассом был заключен союз, известный под названием « I триумвирата» . В их лице к власти пришла группировка, враждебная сенату, а следовательно и Цицерону, который с 63 г. тесно связал себя с оптиматами.
Весной 58 г. народный трибун Публий Клодий, агент Цезаря, предложил закон, обрекавший на изгнание должностное лицо, казнившее римского гражданина без суда. Закон был явно направлен против Цицерона.
Поддержать « отца отечества» было некому. Пресловутое единение сословий распалось, как только исчез страх перед Катилиной. Всадничество и нобилитет порознь не были достаточно сильны, чтобы в данный момент играть сколько-нибудь крупную роль. К тому же сенат не мог простить Цицерону, что он, человек незнатный, пробрался в ряды нобилитета. Цицерон, после тщетных попыток избежать ожидавшей его участи, уехал на Балканский полуостров еще до того, как прошел направленный против него закон. Имущество его было конфисковано.
Письма Цицерона из изгнания (58- 57 гг.) свидетельствуют о его полной растерянности и упадке духа. С обычной для него экспрессивностью он горько жалуется на свои бедствия и на злобу своих врагов. Он видит все в черном свете, все кажется ему потерянным, он думает о самоубийстве. Такое состояние крайней депрессии было характерно для Цицерона, который очень легко возбуждался, но так же легко впадал в мрачное отчаяние.
Изгнание Цицерона длилось около 1½ года. За это время в Риме произошла некоторая перегруппировка общественных с.395 сил. Стало намечаться сближение между Помпеем и сенатом, происходившее на почве их общего страха перед Цезарем, который чрезвычайно успешно воевал в Галлии. Это сближение было ускорено безудержной демагогической политикой Клодия. Чтобы парализовать его влияние, Помпей сблизился с народным трибуном 57 г. Аннием Милоном, в демагогии не уступавшим Клодию. Охлаждением между Помпеем и Клодием воспользовались сторонники Цицерона. С помощью Милона и Помпея изгнанник был амнистирован и в сентябре 57 г. вернулся в Рим, торжественно встреченный населением. « Казалось, - говорил он впоследствии в речи против Писона, - что весь город сорвался с своих основ, чтобы приветствовать своего освободителя» . Конфискованное имущество было ему возвращено.
Первое время Цицерон наслаждался своим триумфом: « Мне представляется, - говорил он, - что я не только возвращаюсь из ссылки; мне кажется, что я восхожу на небо» . Однако опьянение скоро прошло. В Риме царила полная анархия. Наемные банды Клодия и Милона, состоявшие из подонков общества, устраивали друг с другом настоящие сражения. Жизни Цицерона не раз грозила опасность. Эта анархия искусственно поддерживалась триумвирами через их агентов, так как она требовала установления диктатуры, к которой стремились и Цезарь и Помпей. Нормальная политическая жизнь в Риме стала невозможной, и Цицерон скоро увидел, что он, в сущности, является только орудием в руках триумвиров.
Цицерон отходит от политики и предается адвокатской деятельности. Вместе с тем он усиленно занимается литературой, которая давала больше возможностей для свободного выражения своих взглядов. В 55 г. он пишет диалог « Об ораторе» , в 54 г. - начинает работать над своим знаменитым сочинением « О государстве» . И в том и в другом произведении выступает политическая платформа Цицерона данного периода. Он - сторонник с.396 умеренной аристократической республики в духе традиционной римской конституции.
В 51 г. Цицерон получил назначение проконсулом в провинцию Киликию, где он, благодаря своему личному бескорыстию, как раньше в Сицилии, приобрел уважение местного населения и популярность в войске.
В конце 50 г. Цицерон вернулся в Рим, где было чрезвычайно напряженное положение. Республика была накануне гражданской войны между Цезарем и Помпеем. Цицерон должен был решить, чью сторону он примет. Выбор был не легок, так как лично он не любил Помпея и не верил в успех его дела. Однако Помпея считали защитником республики, и все друзья Цицерона стояли на его стороне. Это заставило Цицерона после долгих колебаний сделать выбор и отправиться в лагерь Помпея. « Подобно быку, следующему за стадом, - писал он Аттику, - я отправляюсь вслед за честными людьми» .
9 августа 48 г. Помпей был разбит при Фарсале. Это заставило Цицерона отказаться от дальнейшей борьбы. Он приехал в Италию и вынужден был 11 месяцев просидеть в Брундисии, прежде чем получил от Цезаря разрешение вернуться в свои поместья.
В период диктатуры Цицерон, конечно, снова отошел от политической деятельности, хотя и выступал иногда перед Цезарем с речами в защиту бывших помпеянцев. Его личные отношения с диктатором были довольно хорошими. Снова, как и в 50-х годах, Цицерон с жаром занимается литературой. Он пишет реторические трактаты « Брут» и « Оратор» и ряд философских произведений: « О пределах добра и зла» , « Тускуланские беседы» , « О природе богов» и др. Эти последние сыграли огромную роль для ознакомления римской интеллигенции с греческой философией.
15 марта 44 г. Цезарь пал под кинжалами заговорщиков. Для Цицерона наступил новый (на этот раз уже последний) период политической активности. Само собой разумеется, что в борьбе между цезарианцами и республиканской партией он с.397 встал на сторону этой последней. В первое время после убийства Цезаря Цицерон мог тешить себя иллюзией, что он, как в 63 г., является вождем сената… Главным врагом республики и продолжателем политической линии Цезаря он считал Антония. Однако уже в конце апреля в Риме появился молодой Октавиан, внучатный племянник Цезаря, усыновленный им, наследник большей части его состояния. Хитрый юноша обманул старого и опытного политика: Цицерон объявил Октавиана « защитником республики» и принял его под свое покровительство. В начале сентября он выступил с первой речью против Антония, требуя объявления его вне закона. Это была первая « Филиппика» Цицерона, за которой последовали 13 других .
Но Цицерон, как это часто с ним бывало, и на этот раз оказался недальновидным. Не он управлял событиями, а они им. Цезарианцам необходимо было на некоторое время объединить свои силы. В ноябре 43 г. был заключен так называемый « II триумвират» , официальный союз Октавиана, Антония и Лепида, которым на 5 лет вручались неограниченные полномочия « для устройства государства» .
Первым же результатом заключения союза явились политические убийства, проскрипции, по своей обдуманности и жестокости далеко превзошедшие проскрипции Суллы. Заранее был составлен список жертв, куда вошли политические и личные враги триумвиров и много просто богатых людей. Антоний настоял на включении в список Цицерона и всех его родственников. Когда начались убийства, Цицерон решил бежать к Бруту, по слухам находившемуся в это время с большими силами в Македонии. Он даже сел на судно и доехал до мыса Цирцей. « Кормчие, - говорит Плутарх, - хотели немедля отплыть оттуда, но Цицерон, потому ли, что боялся моря, или не совсем еще потерял веру в Цезаря , сошел с судна и прошел пешком 100 стадий , как бы направляясь в Рим, а затем, в с.398 смятении, снова изменил намерение и спустился к морю в Астуру . Здесь провел он ночь в ужасных мыслях о безвыходном своем положении, так что ему приходило даже в голову тайно пробраться к Цезарю в дом и, покончив с собою у его очага, навлечь на него духа мести; и от этого шага отвлек его страх мучений. И опять, хватаясь за другие придумываемые им беспорядочные планы, он предоставил своим рабам везти его морем в Кайету, где у него было имение… Цицерон сошел на берег и, войдя в свою виллу, прилег отдохнуть… Рабы с укором спрашивали себя, неужели будут они ждать, пока не станут свидетелями убийства их господина, и не защитят его… Действуя то просьбами, то понуждением, они понесли его в носилках к морю. В это же время явились убийцы, центурион Геренний и военный трибун Попиллий, которого Цицерон некогда защищал в процессе по обвинению его в отцеубийстве; были при них и слуги. Найдя двери запертыми, они взломали их. Цицерона на месте не оказалось… Трибун, взяв с собою несколько человек, побежал вокруг сада к выходу; Цицерон же, увидев бегущего по дорожкам Геренния, приказал рабам поставить носилки тут же, а сам, взявшись по своей привычке левой рукой за подбородок, упорно смотрел на убийцу. Его запущенный вид, отросшие волосы и изможденное от забот лицо внушали сожаление, так что почти все присутствовавшие закрыли свои лица в то время, как его убивал Геренний. Он выставил шею из носилок и был зарезан. Умер он на шестьдесят четвертом году от рождения . Затем Геренний, следуя приказу Антония, отрубил Цицерону голову и руки, которыми он написал “Филиппики”» .
Отрубленные части тела Цицерона были привезены в Рим и по приказанию Антония выставлены на форуме, - на трибуне, с которой Цицерон прежде обычно обращался к народу с.399 с речами. « И посмотреть на это, - замечает Аппиан, - стекалось больше народу, чем прежде послушать его» .
Со смертью Цицерона сошла со сцены крупная фигура. Однако значение его лежит не в сфере политической. Уже само общественное положение Цицерона обрекало его на постоянные колебания и компромиссы. Всадник по происхождению и адвокат по профессии, он занимал вместе со своим сословием промежуточную позицию между нобилитетом и демократией, а деятельность адвоката выработала в нем дар приспособляться ко всяким обстоятельствам. Движение Катилины сблизило его с сенаторской партией. Однако он никогда не мог стать « своим» для римского нобилитета. Аристократы всегда смотрели на него как на выскочку.
К этому присоединялась личная непригодность Цицерона к политической деятельности. У него отсутствовало как раз то, что необходимо для крупного общественного деятеля: проницательность, умение быстро ориентироваться в обстановке, разбираться в людях, решительность и хладнокровие. Цицерон был нерешителен, недальновиден, бесконечно тщеславен, суетлив, легко поддавался минутным настроениям и совершенно не умел разбираться в людях. После заговора Катилины он, действительно, вообразил себя спасителем отечества, и это окончательно вскружило ему голову. Изгнание, в сущности, не отрезвило его. Он продолжал делать одну политическую ошибку за другой, пока не совершил последней, стоившей ему жизни…
Историческое значение Цицерона заключается в его литературной деятельности: в его речах, философских произведениях и в письмах.
В лице Цицерона римское красноречие достигло высшей точки своего развития, хотя и потеряло свою былую непосредственность, которую мы встречаем, например, у Гракхов. Цицерон прошел прекрасную школу реторики сначала в Риме, а затем на Востоке. И тут и там он мог пользоваться советами лучших с.400 учителей красноречия и слушать самых блестящих ораторов. Бурные времена, в которые жил Цицерон, открывали широкие возможности для практического применения его теоретических знаний и способностей. Кроме огромного количества судебных и политических речей, произнесенных или написанных Цицероном , он оставил несколько сочинений по теории ораторского искусства: « Об ораторе» , « Брут» , « Оратор» .
Ораторскую манеру Цицерона можно назвать « умеренным азианизмом» . Он тщательно отделывал свои речи, построенные по определенным правилам. Как оратор Цицерон необычайно гибок, находчив и разносторонен. Он с одинаковой легкостью прибегает к пафосу, тонкой иронии или к грубой инвективе. В его распоряжении всегда находится огромный словарный запас. Он широко использует синонимы, метафоры и т. п. Азианская школа любила прибегать к ритмической речи. Цицерон также широко использовал этот прием, который для нашего слуха слишком искусствен, но который высоко ценился его современниками.
Речи Цицерона, равно как и другие его литературные произведения, оказали большое влияние на развитие латинской прозы. Но его ценили не только современники и ближайшие античные потомки. Влияние Цицерона простиралось гораздо дальше. В эпоху Возрождения на стиле Цицерона воспитывались создатели литературных языков новой Европы. Деятели буржуазной французской революции XVIII в. тщательно изучали его речи и старались подражать им.
Речи Цицерона, как политические, так и судебные, дают огромный исторический материал, но крайне субъективно освещенный. Самый характер римского красноречия этой эпохи с.401 (особенно судебного) допускал не только произвольное освещение фактов, но и прямое их искажение путем одностороннего подбора, умолчания и даже фальсификации. Цицерон, как мы видели, был человеком политически неустойчивым и увлекающимся. В пылу борьбы он смешивал с грязью своих противников, не останавливаясь ни перед чем. Будучи прежде всего оратором, Цицерон часто давал красивой фразе увлечь себя так далеко, как сам не хотел, в чем он впоследствии горько раскаивался.
Философский дух был чужд римлянам: для этого они были слишком практичны. Поэтому в философии сильнее всего выступает их зависимость от греков. Во II- I вв. в Греции наиболее популярными были две философские школы: умеренный академический скептицизм и стоицизм. Цицерон, являвшийся чистейшим эклектиком и поставивший перед собой задачу познакомить римское общество с последним словом греческой философии, соединил в своих взглядах наиболее ходячие представления обеих систем: учение о вероятности как критерии истинности (поздняя Академия) и, в духе стоицизма, допущение некоторых общих понятий, свойственных всем людям: существование бога, бессмертие души и т. п.
Цицерон ставил перед собой не столько научные, сколько просветительные цели. К тому же он не был философом-специалистом. Отсюда вытекают как достоинства, так и недостатки его философских произведений. Они доступны каждому образованному человеку, написаны изящным и простым языком. Цицерон прекрасно справился с трудной задачей перевести на латинский язык греческую философскую терминологию. С другой стороны, Цицерон, не обладая специальными знаниями, часто допускал ошибки в изложении философских систем. Многое у него написано на скорую руку, часто отсутствует критическое отношение к излагаемым взглядам.
Тем не менее Цицерону принадлежит огромная заслуга перед историей культуры, так как именно он впервые в широком масштабе познакомил римское образованное общество с греческой философией. И прежде чем люди новой Европы смогли с.402 непосредственно использовать сокровища этой философии, они знакомились с ней, главным образом, через Цицерона.
Большую историческую ценность представляет переписка Цицерона, Сохранилось четыре сборника его переписки: 1) письма к различным адресатам (обычно называются « Письма к близким» ), 2) письма к брату Квинту, 3) письма к близкому другу Цицерона, Титу Помпонию Аттику, и 4) переписка с М. Брутом.
Цицерон был большим мастером эпистолярного стиля. Он умел и любил писать. Слог его легок и разнообразится в зависимости от личности адресата. Часть писем несомненно предназначалась для публикации, следовательно была литературно обработана и не имеет поэтому характера непосредственности. Но многие письма не предназначались для опубликования. Поэтому они имеют интимный характер, полны непринужденности и естественности. Это повышает их историческое значение. В переписке Цицерона содержится огромный материал для истории гражданских войн, для характеристики как самого Цицерона, так и его современников. В ней дана яркая картина политической и социальной жизни, картина быта и нравов Рима середины I в. до н. э.
С . Ковалев
Величайший римский политик и писатель, повлиявший на ораторское искусство – Марк Туллий Цицерон стал основоположником образцовой латинской прозы. Часть трактатов, работ и других сочинений сохранились до наших дней, по ним мы отследим развитие философии, литературы и истории того времени.
Ораторы и политики, в разные исторические эпохи, изучали его стилистику и использовали мудрость для создания собственных речей. Прошли тысячелетия, а учения Цицерона не утратили своей актуальности. Сегодня мы используем наследие Цицерона для совершенствования собственной речи.
Марк Тулий родился в 106г. до н. э. в Арпине. В юности он с братом переехал в Рим, где учился у философов, последователей идей Эпикура, и правоведов. В 76 он был избран квестором, так началась его юридическая и политическая карьера. Обширные знания в праве, философии и политике; дальновидность и красноречие обеспечили успех. Самые известные из речей оратора:
- против Верреса;
- против Катилины;
- в защиту Росция из Америи;
- в защиту Архии;
- в защиту Сестия;
- о консульских провинциях;
- против Марка Антония.
Постепенно Цицерон стал уделять внимание праву и теории государства, вопросам этики и морали. Это отражено в трех работах «О государстве», «О законах» и «Об ораторе». Марк Тулий отличался преданностью и бескорыстным служением на благо римского государства. К тому же он так владел мастерством красноречия, что привлекал любого слушателя на свою сторону. Риторика – так называлось это искусство в Риме.
Он был идеалистом во всем. Стремился применить свое учение не только в политике или праве, но и в обучении. Серьезное отношение к духовной и практической составляющим поставило великого оратора на первое место в педагогике. Его борьба за правое дело сослужила ему плохую службу. В 43г. до н. э. Цицерона убили на почве политических интриг.
Роль риторики в истории
Нам сложно осознать значение устной речи в культуре античности. Тогда она пользовалась почтением всех слоев общества. Во времена Рима книги писались вручную. Их было крайне мало. Люди учили любимые произведения наизусть. Работы писателей, поэтов и ораторов записывались за тем, чтобы читать произведения вслух для больших аудиторий, и так передавать мудрость и знания.
В те времена авторы не придумывали книги с интересным сюжетом. Они красиво излагали исторические, географические и естественно-научные знания. Выступления ораторов имели не только практическую, но и художественную ценность. Это было настоящее искусство. Не зря Цицерон говорил о том, что мастера слова должны доставлять удовольствие своими выступлениями.
Еще важнее тот факт, что именно риторика играла главную роль в государственных и правовых делах. Яркие речи, которые трогали души слушателей, влияли на решения и исход голосований. Сегодня политика утратила это мастерство. Агитирующие тексты мы читаем в новостных статьях, а политики читают выступления с листа или экрана. Очень мало тех, кто излагает свои мысли без подсказок, понятно и красиво.
Три главных трактата Цицерона
Цицерон написал три трактата важных для искусства риторики. В них автор раскрыл проблемы и дал подробные теоретические и практические рекомендации ораторам и философам.
- Об ораторе
- Оратор
На написание работ Марка Туллия сподвигло недовольство риторическим образованием. Он писал об идеале, образце, к которому обязан стремиться каждый, кто решил овладеть ораторским искусством. Для него важным вопросом было разностороннее развитие, знание основ истории, права, философии. Бессмысленные речи он считал главным показателем низкой квалификации. Ко всем публичным выступлениям он предъявлял следующие требования.
- Стиль речи должен соответствовать теме. Нельзя «говоря о водостоках» употреблять пышные слова, о величии римского народа рассуждать низко и просто».
- Речи нужна смысловая нагрузка. Она должна быть понятна слушателям.
- Метафоры и сравнения помогают аудитории понять обсуждаемый вопрос.
- Дикция, речевой ритм, чистый выговор – основа, без которой невозможно стать оратором.
Три работы подробно описывают структуры разных типов речей и законы их построения. Говорят об эмоциональной и смысловой нагрузке на разные части текста. Писатель считал, что одних природных талантов мало, для того чтобы овладеть искусством слова и стать хорошим писателем, оратором или поэтом. Обучение и оттачивание мастерства имели большее значение.
Краткое содержание трактатов Цицерона
Три трактата собрали весь ораторский опыт Марка Туллия на форуме, в политике и суде. Это не практический учебник, а художественное произведение, анализ исторических событий, личностей и мнение о них.
В трактатах «Об ораторе», «Брут» и «Оратор» он рассуждает о причинах, которые повлияли на то, что хороших мастеров слова были единицы. По его мнению, красноречие – слишком сложная наука, требующая профессионального мастерства и знаний. Тексты без научной подоплеки и глубокого смысла не имеют ценности.
Первое произведение написано как диалог, между Марком Антонием и Крассом. Итогом дискуссии становится понимание того, что искусство риторики, требует обучения у лучших ученых в разных областях знаний. При этом нельзя забывать, что говорить для собрания людей – это не то же самое, что говорить в среде образованных людей. Требуется работа над стилем и качеством речей.
Второе произведение подробно описывает историю развития философии и ораторства. Когда автор написал произведение «Брут», он отослал его Марку Юнию Бруту, стороннику аттицизма, который критиковался Цицероном за отсутствие фигур речи и простоту. Брут попросил разъяснить ему некоторые части текста, которые считал сомнительными.
Так, появился третий трактат «Оратор», который, по сути, был длинным письмом с разъяснениями. Именно там описан идеальный оратор, который умеет доказывать свои мысли, доставляет удовольствие подготовленными речами и умеет вдохновлять сердца.
Классификация выступлений
Цицерон разделял ораторов на три типа. Каждый из них он подробно описал в своем труде «Об ораторе».
- Первые были резкими, суровыми и решительными. Они задевали сердца слушателей разнообразными, категоричными и торжественными речами. В них не было стеснения. Это были мощные и напористые личности.
- Вторые являлись противоположностью первым. Их речи осторожны и предусмотрительны. Они разъясняли публике суть, поучая слушателей. Объясняли вопрос со всех сторон. Их выступления были прозрачными и сжатыми. Без лишнего пафоса. Как наставления учителей ученикам.
- Последние были чем-то средним. Они не относились ни к первым, ни ко вторым.
Классификация сделана по авторам, а не по стилям речи, что нам кажется привычнее. Великий оратор считал, что стиль исходит не из темы, а из подачи текста автором. Хороший мастер слова доставлял удовольствие слушателям в своей характерной, манере. Он не умалял значение темы, выбор речевого колорита для конкретной аудитории и обстоятельств. Но подчеркивал, что разносторонне подкованный человек представит себя лучше, чем дилетант. Одно и то же можно сказать пламенно и ярко или вкрадчиво и спокойно. Это зависит от того, кто выступает.
Как писать речь
Практический подход мастеров слова актуален до сих пор. Как в любом искусстве, в нем есть свои законы. Методы написания текстов, для выступлений, придуманные тысячелетия назад, используют сегодня, без изменений. Марк Тулий Цицерон, как оратор, настоятельно рекомендовал использовать следующий план.
- Продумать суть выступления.
- Изучить предмет.
- Написать тезисы в логическом порядке. Это будет план текста.
- Продумать доводы по каждому спорному пункту.
- Создать понятные метафоры.
- Написать текст.
- Запомнить речь.
- Выступить перед слушателями.
При этом необходимо выполнить несколько задач.
- Заслужить доверие слушателей.
- Четко и понятно рассказать суть, изъясняясь чисто, в стилистике соответствующей теме.
- Обозначить спорный вопрос и ответить на него.
- Укрепить свое положение в глазах аудитории.
- Опровергнуть точку зрения противника.
- В заключение речи, нужно придать себе значимость и понизить положения соперников.
Выступление можно разделить на три части: написание, запоминание, представление. Если речь читается с листа, она вызывает меньше доверия. Автор должен знать, о чем говорит.
Как Цицерон запоминал свои речи
Речи, которые произносились на форуме, были длинными. Бумаги тогда еще не было, нельзя было написать себе подсказки. Для запоминания большого количества информации Марк Туллий использовал пространственное воображение. Он разработал простой и удобный метод.
- Для того чтобы запомнить речь, следовало продумать символичные образы, которые ассоциируются с ключевыми словами, фактами, датами и цифрами. Этот метод называется мнемотехникой. Опорными точками для своих образов ораторы использовали колонны форума. Каждая, из которых, символизировала тему монолога. По ходу речи оратор переходил от одной колонны к другой, вспоминая план речи.
- Запомнить большое количество образов и связать их между собой сложно. Проще создать матрицу образов. Это основа метода. Для этого тему разбивают на смысловые блоки и придумывают по 7–10 образов для каждого из них. Потом проверяют, насколько хорошо в памяти запечатлен каждый блок. После этого связывают блоки между собой в смысловую матрицу. А потом привязывают эти образы к пространству, которое будет подсказывать следующие тезисы.
Риторика Цицерона сыграла важную роль в становлении многих авторов. Вся античная эпоха была временем устной речи. С появлением пергамента и бумаги это искусство пошло на спад. Но писать европейцы учились по работам этого мастера слова. Соблюдая принципы, которые сохранились в его произведениях. Его талант очаровывал многих писателей всех последующих эпох. Они изучали тексты для того, чтобы использовать его приемы убеждения. Он до сих пор является триумфатором, чье наследие подает пример авторам.
Биография Цицерона
Марк Туллий Цицерон (рожд. 3 января 106 год до н. э. - смерть 7 декабря 43 год до н. э.) - древнеримский политический деятель, оратор, философ, консул.
Детство и юность
Марк Туллий Цицерон родился 3 января в поместье поблизости Арпина. Род его принадлежал к сословию всадников. Цицерон получил хорошее воспитание под руководством своих родителей. Потом отец привез его и младшего брата Квинта в Рим, где имел собственный дом, и отправил учиться в общественную школу к самым лучшим греческим учителям. В те времена в Риме жил греческий поэт Архий, занимавшийся объяснением богатым римлянам произведений греческой поэзии.
Отец Цицерона не побоялся издержек, чтобы доверить своего много обещавшего сына этому наставнику, и 15-ти летний мальчик до такой степени сильно пристрастился к поэзии, что не без успеха пробовал в ней свои силы. Его юношеские стихотворения являлись опытами, которые вели Цицерона к настоящему его призванию - красноречию, в котором он впоследствии отличался таким необыкновенным искусством.
В 16-ти летнем возрасте с Цицерона, по римскому обычаю, было публично снято детское платье, и он был облачен в мужскую тогу. Во время этого торжества его сопровождали все друзья и клиенты семьи на форум, а оттуда в Капитолий, где им было получено торжественное посвящение. С этого времени Цицерон начал заботиться о том, чтобы приобрести те познания, которые необходимы для занятия государственных должностей.
Обучение
К таким наукам относилось красноречие и всестороннее знание государственного устройства и римского права. Римское право Цицерон изучал под руководством замечательных знатоков, обоих Сцевол, авгура и жреца, слушая их беседы с огромным вниманием. Вместе с тем он с большим рвением занимался риторическими упражнениями. Каждый день Цицерон читал, писал или переводил что-то и, если знакомился с каким-либо замечательным произведением, то всякий раз повторял вслух все содержание и порядок развития основной мысли книги или перед самим собой, а еще чаще перед собранием своих друзей; это он делал до самого преклонного возраста.
Такого рода усиленные занятия прерывались только на самое короткое время, когда Цицерон в 89 году участвовал в походе во время союзнической войны. По окончании похода Цицерон тотчас же вновь принялся за свои ученые занятия и обратил особое внимание на философию. Философию вначале преподавал Цицерону эпикуреец Федр, потом академик Филон, а под конец стоик Диодот. Цицерон изучал произведения великих греческих философов и старался усвоить себе их взгляды на богов и мир, на назначение человека, на сущность души, на правду и справедливость, на добродетели и пороки, на законы, нравы и обычаи, на государственные учреждения и воспитание.
Он занимался сравнением их учений между собой, вступал в беседы об изучаемых предметах с опытными людьми и выслушивал их разъяснения многих трудных мест в творениях других писателей. Благодаря такому способу, Цицерон в скором времени приобрел искусство говорить целыми часами изящно и связно, не подготавливая заранее своих речей. Он не прерывал и письменных занятий и таким образом одновременно смог достичь замечательного искусства как в письменном, так и в устном изложении своих мыслей.
Для того, чтобы практически подготовиться к занятиям красноречием, Цицерон каждый день приходил на судебные заседания, где мог слушать обвинительные и защитительные речи. Образцом в судебном красноречии он избрал знаменитого адвоката Гортензия. После такой подготовки Марк Туллий Цицерон решился в конце концов сам выступить публично в качестве защитника.
Он выступил адвокатом некоего Росция из Америя. Он был обвинен в отцеубийстве, и всем было известно, что за обвинителями скрывается любимец Суллы Хрисогон, который за бесценок купил имущество убитого. Цицерон в своей речи не побоялся заклеймить всесильного Хрисогона, и юношу оправдали. Остерегаясь преследования со стороны Суллы, молодой оратор вместе с братом уехал в Грецию и Малую Азию. Здесь он осмотрел достопримечательности знаменитых городов, посетил известнейших, ораторов и философов, провел шесть месяцев в Афинах и ежедневно упражнялся с самыми искусными и опытными греческими учителями в философских беседах и обыкновенных разговорах; при этом он так хорошо научился говорить по-гречески, что в нем почти не замечали чужеземца.
Там же Цицерон свел дружбу на всю жизнь с римским всадником Титом Помпонием, который в течении многих лет занимался науками в Афинах и имел прозвище Аттика. На обратном пути Цицерон посетил остров Родос. Там он был удостоен величайшей похвалы своему искусству. В те времена на Родосе жил один из известных учителей красноречия, Молон.
Цицерон начал посещать его школу. Когда он явился, учитель задал ему тему для речи без предварительной подготовки. Цицерон тотчас стал говорить и в изложении и развитии темы высказал такое изобилие мыслей, такое редкое изящество выражения и такую благородную плавность и благозвучность речи, что, когда он закончил, зала огласилась громкими рукоплесканиями. Лишь один Молон оставался сидеть безмолвно на своем кресле, и это беспокоило молодого оратора. Но когда один из учеников спросил Молона о причине его молчания, тот ответил: «Ты меня сильно огорчил, Цицерон; твои предки отняли у нас свободу, достояние и власть, но оставили нам славу искусства и ума. Ты же уносишь с собою за море и эту славу».
Начало политической карьеры
Тем временем умер Сулла. Цицерон вернулся в Рим и начал заниматься адвокатской деятельностью, пока не достиг столь желанного 31 года, возраста, когда он, по римским законам, получил право добиваться звания квестора, самой низшей государственной должности. Для того, чтобы народ мог ознакомиться с кандидатами, эти кандидаты на протяжении какого-то времени расхаживали среди народа, приветствовали каждого гражданина его именем (при этом пользовались услугами рабов, которые знали в лицо всех граждан) и дружеским пожатием руки просили подать за них голос в день выборов. Они ходили в белой тоге, которая называлась «тога кандида», отсюда и название «кандидат», дожившее доныне.
Цицерона, которого уже давно полюбили за его речи, был выбран огромным большинством голосов на одну из 20-ти квесторских должностей, которые раздавались каждый год. Каждый проконсул и каждый претор получали к себе в провинцию такого квестора, и Цицерону по жребию выпала Сицилия (в 76 г. до Р. X.). Своим бескорыстием, справедливостью и обходительным обращением Цицерон заслужил там такое всеобщее расположение, что при отъезде города Сицилии избрали его своим патроном (покровителем) в Риме.
Только по достижении 36-ти летнего возраста возможно было получить следующую государственную должность - звание эдила. До этого времени Цицерон занимался ведением судебных дел. Из них самым знаменитым было дело против Верреса. Этот Веррес в качестве претора на протяжении 3-х лет по-разбойничьи грабил Сицилию: вывозил статуи из храмов, дорогие картины и ковры из домов частных лиц, брал взятки при всяком удобном случае. Жители Сицилии обратились к Цицерону, как к своему патрону, с жалобой на Верреса. Цицерон произнес в суде пламенную и убедительную речь, и Веррес, несмотря на то, что его адвокатом был сам Гортензий, вынужден был удалиться в изгнание.
В 69 году Цицерона избрали эдилом. Те кто состоял в этой должности обязаны были наблюдать за зданиями, улицами, рынками, общественными играми. Надзор за играми составлял довольно дорогостоящую обязанность. Кроме государственных затрат на представления, эдилы должны были расходовать и свои средства. Этим обстоятельством эдилы пользовались для приобретения себе популярности. Народ принимал это в соображение, и впоследствии эдилы вознаграждались или назначением на высшие должности, или предоставлением в управление богатых наместничеств. При этих расходах Цицерон придерживался середины между расточительностью и скупостью и на протяжении годичного исправления эдильской должности смог заслужить любовь и уважение сограждан.
Марк Туллий Цицерон произносит речь в сенате
Потом Цицерону довелось вновь выжидать еще 2 года, прежде чем получить право добиваться следующей должности - претора. В то время было 8 преторов, они были председателями судов и по своему сану занимали первое место после консулов. В этой судебной должности Цицерон имел возможность показать в лучшем свете как свою справедливость, так и свое знание законов. Всеобщее одобрение, заслуженное им в этой должности, увеличило его славу и облегчило его путь к консульству. Все свои свободные часы он посвящал защите своих друзей, когда их обвиняли в судах других преторов, каждодневными упражнениям в красноречии, ведению обширной переписки и слушанию знаменитых греческих ораторов, которые периодически посещали Рим и читали здесь свои лекции.
Наконец Марк Туллий Цицерон достиг 43-х летнего возраста, раньше которого никто не мог быть консулом. Уже за год до этого Цицерон в белой тоге начал неутомимо вращаться среди граждан, постарался снискать расположение наиболее влиятельных из них, а главным образом смог привлечь на свою сторону Красса, Помпея и Цезаря, этих трех могущественных лиц той эпохи.
В день выборов счастье благоприятствовало Цицерону, и он был выбран при первом же голосовании это был 63 год до н.э.
— В то же время, он раскрыл заговор, нацеленный на убийство его самого, а также на свержение Республики при помощи иностранного войска под руководством Луция Сергея Катилины. Цицерон добивается — объявления о введении военного положения, и выгнал Катилину из города четырьмя страстными речами, которые и сейчас являются лучшими образцами его риторического стиля.
Катилина сбежал и стал призывы к государственному перевороту, но Цицерон смог заставить его и его сторонников к публичному признанию своей вины перед Сенатом. Заговорщики были казнены без всякого суда, и это на протяжении долгих лет будет терзать Цицерона.
Конец политической карьеры Цицерона
60 год до н.э. — Цицерон отверг предложение войти в состав Первого триумвирата, в котором в то время находились Юлий Цезарь, Помпей и Марк Лициний Красс, потому как оратор был уверен, что Триумвират подорвет устои Республики.
58 год до н.э. — Публий Клодий Пульхр, народный трибун, издал закон, который грозил изгнанием любому кто бы убил римского жителя без суда. Потому Цицерона ссылают в греческую Трессалонику. Благодаря вмешательству новоизбранного трибуна Тита Анния Милона, Цицерона возвращают из ссылки.
57 год до н.э. — оратор вернулся в Италию. Заниматься политической деятельностью Цицерону более не разрешается, потому он принялся за философию.
Между 55 и 51 гг. до н.э. он написал трактаты «О ораторское искусство», «О государстве» и «О законах».
После смерти Красса Триумвират распался, и в 49 году до н.э. Цезарь со своим войском перешел реку Рубикон, вторгся в Италию. Здесь начинается гражданская война между Цезарем и Помпеем. Цицерон, хотя и неохотно, поддержал . Как на беду, в 48 году до н.э. войска Цезаря одержали победу, и тот стал первым римским императором. Цицерону он даровал помилование, но к политической жизни не допускал и близко.
Смерть Цицерона
44 год до н.э. — в мартовские иды, в результате заговора группы сенаторов, . И вновь началась борьба за власть, ключевыми фигурами в которой стали Марк Антоний, Марк Лепид и Октавиан.
Цицерон произносит речи, «филиппики», получившие свое название от имени греческого оратора Демосфена, которые призывали жителей Афин к восстанию против Филиппа Македонского и побуждали Сенат к поддержке Октавиана в его борьбе простив Марка Антония. Но Марк Антоний, Лепид и Октавиан пришли к соглашению разделить власть между собой, из чего следует, что каждый из них выдаст имена своих вероятных противников.
Цицерон попытался бежать в Италию — но, к сожалению, слишком поздно.
Марк Туллий Цицерон был убит 7 декабря 43 года до н. э. по приказу Марка Антония, при попытке побега в Италию.
Политический деятель, философ и оратор Марк Туллий Цицерон жил в Древнем Риме. Римлянин не происходил из знатного рода, но ораторским талантом сумел достичь небывалых высот в политической карьере. Марк Туллий до последнего оставался сторонником республиканского строя, за что поплатился жизнью. До нашего времени дошли некоторые литературные, философские и ораторские труды деятеля. Современники Цицерона считали, что у философа эталонный стиль повествования.
Творчество Марка Туллия оказало влияние на формирование древнеримской культуры. Трактаты, речи Цицерона восхищали историков разных времен. Исследователи делают важные выводы, основываясь на произведениях философа.
Детство и юность
Рождение Марка Туллия Цицерона пришлось на 3 января 106 года до н.э. Будущий философ редко вспоминал день рождения, так как считал неправильным праздником. По мнению , роды прошли легко, после чего мальчика передали кормилице, которой привиделось, что Цицерон станет «благом для римлян».
Марк Туллий родился в усадьбе деда, расположенной рядом с рекой Фибрен, в непосредственной близости от Арпина. Позже молодой человек переехал в город, где получил начальное образование. Критики того времени считали Цицерона недостойным и постоянно упоминали о «деревенском рождении».
Родственники Марка Туллия входили в круг уважаемых людей. К примеру, муж тети Гай Акулеон тесно общался с оратором Луцием Лицинием Крассом. Цицерон вдохновлялся дядей, считая деятеля человеком тонкого ума. Акулеон разбирался в гражданском праве.
В детском возрасте Цицерон вместе с двоюродным братом приезжал в Рим для общения с Крассом. Резиденция отца Марка Туллия была в городе. Дом располагался в квартале Карины. Современники философа утверждали, что Цицерон обучался легко и ненасытно. Подростком выучил греческий язык, постигал науки у учителей из Греции.
Литература и философия
Ораторское искусство - отдушина для Цицерона, поэтому неудивительно, что оратор регулярно писал сочинения на связанные темы. Философ повествовал о теоретических и практических вопросах выступления на публике. Известны истории трактаты Цицерона по теме «Об ораторе», «Оратор», «О построении речи», «Бруте», «О нахождении материала».
Риторическое образование в те годы не устраивало Марка Туллия, поэтому оратор пытался достучаться до молодых умов творчеством. Цицерон установил высокую планку, которую невозможно было достичь, но благодаря этому начинающие ораторы приближались к этим представлениям.
Цицерон считал, что оратору необходим широкий кругозор: необходимо ориентироваться в риторике, философии, истории и гражданском праве. Для оратора важно быть образованным и искренним, обладать чувством такта. Молодым людям философ дал немало советов. К примеру, в речи использование риторических фигур допустимо, но перегружать ими высказывания не следует. Последовательность – одна из основ ораторского искусства.
Неологизмы могут быть использованы в речи, но при этом новые слова должны быть понятны слушателям. Избегать изобразительно-выразительных средств не следует, но метафоры нужно подбирать естественные и живые. Практиковать рассуждения можно при помощи философских тем. Цицерон советовал заниматься правильностью и четкостью произношения. Речи пожилых римлянок нравились оратору.
Политические и судебные речи должны обладать определенной структурой, отличной от повседневных выступлений. Пафос и шутки не помогут в восприятии изложения мыслей, но в некоторых ситуациях сделают речь живой. Оратору необходимо тонко чувствовать эти грани. По мнению Марка Туллия, эмоции лучше оставлять на заключительную часть выступления. Так можно добиться максимального эффекта.
Во время речей Цицерон замечал пользу литературы как для писателя, так для читателей. Нередко создатели литературных произведений рассказывают обывателям в биографиях и поэмах о доблести и героизме известных правителей, великих людей. Оратор советовал всем гражданам, обладающим поэтическим или писательским даром, активно развивать талант, так как природа не способна подарить максимальный уровень владения словом.
Когда речь заходила о поэзии, Цицерон становился консерватором. Оратору нравились традиционные варианты стихосложения, а поэты-модернисты подвергались критике. Философ считал, что современная поэзия - цель, а не инструмент для прославления родины, воспитания патриотов. По душе Марку Туллию были эпическая поэзия и трагедия.
Интересно, что Цицерон считал историю не наукой, а видом ораторского искусства. Философ пытался сподвигнуть соотечественников на изложение исторических событий, произошедших недавно. По мнению Марка Туллия, анализ древних времен не нужен. Перечисление произошедших событий не интересует обывателей, так как увлекательнее читать, что подтолкнуло деятелей на совершение тех или иных действий.
Политические взгляды
Цицерон в политике предстал теоретиком и практиком. Специалисты утверждают, что Марк Туллий внес вклад в теорию государства и права. Некоторые отмечают двуличность в суждениях на бумаге и на словах у Цицерона. Несмотря на это, советский ученый С. Л. Утченко выразил иное мнение – в трактатах философ предлагает познакомиться со взглядами на политическую теорию, которые находят применение в публичной деятельности. Марк Туллий искренне считал, что государственные деятели должны в обязательном порядке изучать философию.
Публичные выступления стали привычными для Цицерона уже в 25-летнем возрасте. Первую речь оратор произнес в честь диктатора Суллы. Несмотря на всю опасность суждений, римские власти не стали подвергать гонениям Марка Туллия. Вскоре философ переезжает в Афины для изучения любимых наук. Только после смерти диктатора Цицерон вернулся на родину. Философа приглашают в качестве защитника на судебных разбирательствах.
В основе политических суждений Цицерона лежат греческие мысли. Но при этом Марку Туллию было ближе римское государство, философ старался делать акцент на устройстве и специфике. Существование Римской республики и ее отличие от греческих полисов стали главной темой исследования и рассуждений оратора. В книге «О государстве» Цицерон заявлял, что государство принадлежит народу. При этом между людьми должно быть согласие как в интересах, так и в вопросах права.
По мнению философа, Римской республике требуется лидер. На правителя будет возложена обязанность решения проблем и противоречий народа. Цицерону не нравилась система власти, внедренная Октавианом Августом. Оратор относил себя к республиканцам, взгляды которых противоречили принцепсу. Тезис о надклассовом лидере до сих пор вызывает жаркие споры в среде историков и исследователей. Доподлинно неизвестно, к какому решению по этому вопросу пришел Цицерон, так как до современности книги философа дошли фрагментарно.
Политический деятель в течение продолжительного времени искал идеальные законы, которые помогли бы сохранить государство. Цицерон считал, что страна развивается двумя путями - гибнет или процветает. Для последнего и нужна идеальная законодательная база. При этом Марк Туллий скептически относился к судьбе.
Из-под пера Цицерона выходит трактат «О законах». В издании философ полно раскрывает теорию естественного права. Закон одинаков и для людей, и для богов. Этим оратор пытался сказать, что за действия отвечает высший разум, заложенный природой, тогда как человеческие законы, создаваемые посредством общения, – это отличный от природных предмет.
Цицерон считал, что право – сложная наука, которую не смогли постичь даже судебные ораторы. Для улучшения ситуации необходимо использовать философские методы и теории в изучении и классификации принципов гражданского права. Тогда законы станут искусством.
По мнению Цицерона, в мире отсутствует справедливость. Политический деятель считал, что на смертном одре каждому воздастся за прожитое время и поступки. Марк Туллий не рекомендовал в точности следовать закону, потому что это приводит к яркой несправедливости. Это сподвигло оратора к требованию справедливого отношения с рабами, которые ничем не отличаются от наемных трудяг.
Цицерон выказывал отношение к политическому строю на словах и на деле. После смерти Марк Туллий издает диалог «О дружбе» и трактат «Об обязанностях», в которых делится мыслями и случившимся после падения республиканского строя в Риме. Эти произведения разобрали на цитаты уже после смерти Цицерона, так как в них кроется сама жизнь.
Личная жизнь
Личная жизнь Цицерона оказалась непростой. Философ женился дважды. До старости Марк Туллий прошел с первой супругой – Теренцией. Девушка происходила из уважаемого рода. Теренция родила Цицерону двух детей. Девочка Туллия умерла в юном возрасте. Позже появился сын Марк. Спустя 30 лет брак распался.
В 60-летнем возрасте Цицерон вновь женился. Супруга Публия была младше мужа, но это не помешало. Ревнивую девушку не устраивали отношения философа с дочерью, поэтому вскоре Цицерон уходит из семьи.
Ходили слухи, что сестра Клодия стремилась выйти замуж за политического деятеля. Оратор - старший ребенок в семье. Брат - Квинт.
Смерть
После смерти Цезаря за постоянные нападки на Цицерона помещают в проскрипционные списки. Таким образом, философ становится врагом государства. Имущество конфисковали. Кроме того, за убийство или выдачу правительству Цицерона объявили награду.
Оратору о случившемся удалось узнать в момент общения с Квинтом. Сначала Цицерон вместе с братом отправился в Астуру, а потом хотел остановиться в Македонии. Братья не успели запастись вещами для такого путешествия. В итоге Квинт решил задержаться и собрать чемоданы, а Цицерон должен был ехать дальше.
Догнать политического деятеля Квинт не сумел, так как был убит. Цицерон поспешил скрыться на судне. Позже Марк Туллий сошел на землю и стал метаться, ища спасения. В итоге возвращается в Формию, на личную виллу. Неожиданно в окнах появились вороны, которые стащили с лица философа плащ. Рабы попытались помочь мужчине и донесли на носилках до моря.
Подоспели убийцы – центурион Геренний и военный трибун Попиллий. Работник рассказал, куда понесли Цицерона. Увидев это, оратор приказал рабам остановиться. Марк Туллий смотрел на убийц в излюбленной позе, а потом позволил умертвить себя. Философа зарезали, отрубили голову и руки за написание речей против Антония.
Библиография
- «О нахождении»
- «Об ораторе»
- «Построение речи»
- «О наилучшем роде ораторов»
- «О государстве»
- «Брут»
- «Оратор»
- «Топика»
- «О дружбе»
- «Об обязанностях»
Цитаты
- Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.
- О времена, о нравы!
- Лицо - зеркало души.
- Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой.
- Ведь нужно не только овладеть мудростью, но и уметь пользоваться ею.