Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Современное международное право понятие предмет функции. Понятие, особенности, функции международного права. Международное право: понятие и предмет регулирования

Сегодня понятие международного права, предмет международного права и другие аспекты этого явления подробно изучаются юристами всего мира. Данная юридическая совокупность норм и регуляторов оказывает большое влияние на жизнь и взаимоотношения всех современных стран.

Основы международного права

Главным объектом международного права являются те отношения мирового сообщества которые не могут регулироваться Почему оно появилось? Потому что некоторые объекты законодательства просто неподвластны властям одной страны. Именно поэтому понятие международного права, предмет международного права и другие его особенности в первую очередь затрагивают международные отношения.

Другим его объектом являются организации, органы и институты, объединяющие разные государства. Общее международное право необходимо им, так как нет власти, которая бы руководила их деятельностью. При этом сами государства продолжают быть независимыми друг от друга. Понятие международного права, предмет международного права не затрагивают их внутреннего законодательства.

Международное частное право

В чем заключаются понятие и предмет международного частного права? Впервые термин появился в XIX веке. Это совокупность норм, необходимых для регламентации частно-правовых отношений в том случае, если они возникают в международном пространстве. Сокращенно это явление называют МЧП.

Принцип невмешательства

В Уставе ООН закреплена норма, согласно которой государства не должны вмешиваться во внутренние дела другого государства. Ни одна власть не имеет права применять или поощрять использование политических и экономических мер, направленных на подчинение другой страны или получение любых преимуществ над объектом такой политики.

Принцип невмешательства прямо вытекает из принципа суверенитета и неприменения силы. Понятие, предмет и функции международного права формулировались много лет, и только в 1970 году все вышеперечисленные нормы были зафиксированы в Уставе ООН как обязательные для всех членов мирового сообщества.

Самоопределение народов

Для дипломатии и политической карты мира весомым является принцип самоопределения народов. ООН признает каждую нацию в качестве коллективного лица, имеющего право самому определять свое будущее. В связи с этим международное сообщество относится к иностранному игу, интервенции и ущемлению прав этнических меньшинств как к преступлению против человечества.

Присоединение к государству новых территорий, разделение страны, передача территории от одного государства другому - все это может происходить только в соответствии со свободно выраженной волей населения данных регионов. Для этого есть специальные политические инструменты - выборы и референдумы.

Сотрудничество государств

ООН и вся мировая правовая система были созданы для того, чтобы власти всех стран могли найти общий язык. Об этом гласит принцип государственного сотрудничества, который заключается в том, что любые государства, вне зависимости от их политических, экономических и социальных отличий, должны сотрудничать друг с другом для поддержания безопасности во всем мире.

Есть и другие «узлы», в которых необходима международная солидарность. Все государства должны сотрудничать, чтобы установить всеобщее уважение к правам и основным свободам человека. С этими понятиями связана проблема построения гражданского общества во многих странах мира, обладающих несовершенной политической системой, авторитарными режимами и т. д.

Сегодня сотрудничество государств также необходимо в области культуры, науки и искусства. Укрепление взаимосвязей ведет к всеобщему прогрессу и процветанию. Часто для такого сотрудничества используют площадку ООН. Например, в Организации Объединенных Наций создано Международное агентство по атомной энергетике.

Как особая система права МП отличается собственным предметом регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правовой регламентации, но субъектному составу можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные.

К международным межгосударственным относятся отношения:

  • 1) между государствами (например, отношения по сокращению вооруженных сил);
  • 2) между государствами и нациями, борющимися за независимость (к примеру, оказание помощи государствами народу по обретению независимости).

Нормы МП направлены, прежде всего, на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений - государствами. Собственно говоря, МП складывалось и развивалось (до самого недавнего времени) исключительно как межгосударственное.

Что касается отношений между государствами и нациями, борющимися за независимость, заметим, что борющиеся нации представляют собой как бы "предгосударства", и отношения с ними, по своей сути, - это отношения с государствами, находящимися в процессе становления.

Однако МП регулирует и отношения немежгосударственного характера - т.е. отношения, в которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует. В настоящее время круг участников международного общения чрезвычайно расширился и многие отношения (например, борьба с преступностью) перешли из категории "дел, входящих во внутреннюю компетенцию государства" в сферу "общих интересов государств".

Международными немежгосударственными являются отношения:

  • 1) между государствами и международными организациями, а также государство-подобными образованиями (например, отношения Интерпола с государствами-участниками);
  • 2) между международными организациями (например, отношения ВТО и ЕС);
  • 3) между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой (служба в учреждениях ООН, представительство предпринимателей в органах МОТ и др.);
  • 4) между физическими и юридическими лицами (международная купля-продажа товаров, трудовые отношения с мигрантами, брачно-семейные отношения с иностранными гражданами и др.).

Иногда предмет регулирования международно-правовых и внутригосударственных норм совпадает. К примеру, вопросы обеспечения и защиты прав человека подпадают под действие и международно-правовых, и внутригосударственных норм. В этом случае речь можно вести о комплексном (чаще всего совместном) регулировании определенных правоотношений нормами обеих систем права. Совокупность норм МП и национального права, регламентирующих конкретные отношения, получила название правоприменительного комплекса.

Учитывая вышеизложенное, международное право можно определить как особую систему права - совокупность международно-правовых норм, создаваемых субъектами МП и регулирующих отношения между государствами, нациями, борющимися за свою независимость, международными организациями, государство-подобными образованиями, отношения с участием физических и юридических лиц, иных образований.

Функции международного права

Под функциями МП следует понимать основные направления воздействия МП на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования.

Нужно сказать, что функции МП многообразны и зависят не только от объекта международно-правового воздействия, но и от достигнутого уровня международно-правового регулирования тех или иных сфер отношений.

Основное социальное назначение МП заключается в организации международных отношений, отвечающей современному уровню человеческой цивилизации. Результатом действия МП является возникновение, упорядочивание, прекращение или сокращение определенных отношений.

Собственно юридическими функциями МП можно считать стабилизирующую, регулятивную и охранительную функции.

Стабилизирующая функция МП заключается в том, что МП призвано организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться упрочить его, сделать более стабильным. В последнее время эта функция приобретает все более важное значение в связи с изменением соотношения сил на международной арене и попыткой США "переделать мир по себя".

Второй функцией МП является регулятивная функция. Устанавливая международный правопорядок и регулируя общественные отношения, нормы МП наделяют участников международных отношений определенными правами и обязанностями.

Охранительная функция заключается в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые МП.

Понятие предмета международного права

Определение 1

Предмет международного права представляет самбой совокупность норм международно-правового характера, которые самостоятельно регулируют различные отрасли права, в том числе в сфере международных отношений и внутригосударственных отношений.

Говоря о роли международного права в современном мире, нельзя не отметить, что она постоянно растет. Это происходит в связи с тем, что ряд проблем и процессов постоянно повторяется, а государство не в силах разрешить, урегулировать их с помощью внутригосударственного права на территории одного государства.

Замечание 1

При этом область международного права выступает в качестве одной из наиболее сложных отраслей права, далеко не всегда освещенных в юридической теории. В данной сфере имеется множество проблем и противоречий, а также пробелов, которые требуют регулирования либо путем принятия новых нормативных актов, либо путем проработки международно-правовых принципов. Некоторые проблемы в данной сфере получают весьма неоднозначную трактовку, что связано, прежде всего, с тем фактором, что международное право имеет тесную связь с международной политикой. Такая позиция только осложняет ситуацию в данной сфере.

Отдельные особенности данной отрасли права проявляются в сфере действия международных норм права, которая регулирует широкий круг правоотношений, в том числе и между государствами, выступающими в качестве субъектов международного права. Определенные особенности имеют обычаи международного права, особенности отношений субъектов, источники, а также специфика правового регулирования общественных отношений в данной сфере.

Международное право очень сильно отличается от внутригосударственного права, что, прежде всего, обусловлено спецификой предмета международного права. Оно направлено на урегулирование отношений между несколькими суверенными государствами, то есть между двумя и более государствами.

Таким образом, под предметом международного права понимается специфика правового регулирования отрасли, то есть совокупность международных отношений, которые складываются между различными субъектами международного права, например, государствами, организациями, народами и так далее.

Предмет международного права является очень широким понятием, так как сфера международно-правовых отношений очень широко охватывает различные сферы, например, следующие:

  • политическая;
  • экономическая;
  • правовая;
  • культурная и т.д.

Из этого мы можем сделать вывод, что взаимодействие между государствами осуществляется в самых различных сферах, и не только касающихся экономического и политического развития государств, но и культурного, экологического, а также иных сфер.

Метод международного права

Под методом международного права понимают особый способ воздействия данной отрасли права на предмет их регулирования. Так же, как и в других отраслях права, здесь применяются два основных метода регулирования:

  • диспозитивный;
  • императивный.

Первый метод означает на специфику такого правового регулирования, при котором любые требования носят рекомендательный характер, то есть правовое регулирование основывается на правосознание субъектов права. При императивном методе применяются властные полномочия субъектов права, например, международных организаций, при котором субъекты права обязаны исполнять все требования, которые выдвигаются в отношениях них. Соответственно, у любых субъектов права имеются права и обязанности, то есть они обладают правоспособностью, дееспособностью, также имеется деликтоспособность, то есть способность отвечать за совершенные правонарушения.

Специфика методов международного права

Несмотря на наличие различных методик правового регулирования международное право выступает в качестве самостоятельной и цельной правовой системы. В то же время, основываясь на нормах Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры выступают лишь в качестве составной части правовой системы России, при этом, обладая приоритетом по отношению к национальному законодательству, международные нормы не обладает приоритетом по отношению к нормам Конституции. Однако даже такое положение порождает значительные дискуссии в сфере международного права.

Освоение методов международного права позволяет выполнить различные задачи, стоящие на сегодняшний день перед мировым сообществом. А именно:

  • обеспечить равенство всех субъектов международного права, в особенности государств;
  • урегулирование конфликтов любым мирными способами, с целью недопущения создания военной ситуации;
  • разрешение глобальных проблем, которые стоят сегодня перед человечеством, в том числе в экологической сфере, в политической сфере, в экономической сфере и так далее.

Замечание 2

Также необходимо учитывать необходимость защиты прав и свобод человека и гражданина на территории всех государств. Если выявляется нарушение государством прав и свобод человека и гражданина, несмотря на то, что нарушение происходит внутри государства, оно должно нести ответственность за содеянное, а нарушенные права и свободы должны быть в обязательном порядке восстановлены.

Использование императивного и диспозитивного методов позволяет также сформировать нормативно-правовые документы в данной сфере, которые носили бы как обязательный, так и рекомендательный характер. Говоря о сфере международного права, необходимо отметить, что основные документы здесь носят рекомендательный характер. Международные документы приобретают обязательный характер, если они подписаны государствами, а также ратифицированы в установленной форме. Тогда за их нарушение следуют санкции.

Реализация санкций производится соответствующими уполномоченными органами, которые должны обеспечивать исполняемость международных документов и нередко закрепляются в них самих. Основная методика разрешения всех конфликтов – это мирное их разрешение. Однако в случае массового нарушения прав и свобод человека и гражданина, геноцида, угроза применения оружия массового поражения могут быть применены военные силы.

Международное право

Международное право одна из

Источники международного права

Источниками международного публичного права называются те внешние формы, в которых выражается это право.

Основные (первичные):

· международный договор

· международно-правовой обычай (см. статью обычное международное право)

· Акты международных организаций (пример: резолюция ООН)

· общие принципы права

Вспомогательные (вторичные):

· судебные решения

· правовая доктрина

Международный договор

Международный договор - это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права.

Для квалификации соглашения в качестве международного договора не имеет значения, заключено ли оно в устной или письменной форме, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких документах. Статус международного договора не зависит от его конкретного наименования: соглашение, конвенция, устав международной организации, протокол. Для определения того, является ли документ договором, необходимо проанализировать его содержание, то есть выяснить, имели ли стороны намерение взять на себя международно-правовые обязательства. Бывают случаи, когда договоры именуются даже декларациями или меморандумами, хотя традиционно документы с такими названиями договорами не являются.

Объект и цель международного договора

Объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий. Любой объект международного права может быть объектом международного договора. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора.

Под целью международного договора понимается то, что стремятся осуществить или достигнуть субъекты международного права, заключая договор. Цель обычно определяется в преамбуле либо в первых статьях договора.

Классификация международных договоров

· двусторонние (то есть договоры, в которых участвуют два государства, либо договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой - несколько);

· многосторонние

o с неограниченным числом участников (универсальные, общие).

o с ограниченным числом участников (региональные, партикулярные).

· закрытые (то есть договоры, участие в которых зависит от согласия их участников);

· открытые (то есть договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств).

· договоры по политическим вопросам

· договоры по правовым вопросам

· договоры по экономическим вопросам

· договоры по гуманитарным вопросам

· договоры в области безопасности и т. д.

· письменные

· бессрочные

· срочные

· краткосрочные

· региональные

· универсальные

Субьекты международного права

Субъекты международного права - участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

Субъектами международного права принято считать:

· основные субъекты:

· государства - основные субъекты

· Субьекты, являющиеся таковыми в силу своего происхождения:

· Святой Престол

· Мальтийский орден

· Международный комитет Красного Креста

· Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца

· международные межправительственные организации, например ООН

· также в качестве субъектов при определенных условиях могут признаваться:

· государствоподобные образования

· народы борющиеся за независимость

· национально-освободительные движения

· правительства в изгнании

· организации, признанные как законные представители какого-либо народа

Формы и структуры международного договора

Форма и структура международных договоров

Договор может заключаться в письменной или устной форме. Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространённой формой является письменная.

К структуре договора относятся его составные части, такие как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.

Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора. Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования. В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст договора, и т. д. Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т. д.

Заключение международных договоров Стадии заключения международных договоров

· выдвижение договорной инициативы,

· подготовка текста договора,

· принятие текста договора,

· установление аутентичности текстов договора на разных языках,

· подписание договора

· выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора.

Способы выражения согласия

· подписание

· обмен документами (нотами либо письмами)

· ратификация

· утверждение

· принятие

· одобрение

· присоединение

Органы внешних сношений

Дипломатическая деятельность государств реализуется через сис­тему органов внешних сношений. Различают внутригосударственные и зарубежные органы внешних сношений.

К внутригосударственным органам внешних сношений относятся глава государства, парламент, правительство, министерство ино­странных дел, другие ведомства и службы, в функции которых входит осуществление внешних сношений по отдельным вопросам.

Президент РФ в соответствии с Конституцией России и федераль­ным законодательством определяет основные направления внутрен­ней и внешней политики РФ, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отноше­ниях. Президент РФ, в частности˸ осуществляет руководство внеш­ней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем диплома­тических представителœей; назначает и отзывает дипломатических представителœей в другие государства и международные организации; присваивает высшие дипломатические ранги.

Государственная Дума принимает законы, в т.ч. о ратифи­кации и денонсации международных договоров РФ, о вступлении РФ в межгосударственные союзы и организации и др.
Размещено на реф.рф
Совет Федерации решает вопросы об использовании Вооруженных Сил РФ за предела­ми ее территории, рассматривает законы о ратификации и денонса­ции международных договоров РФ.

Правительство РФ осуществляет меры по реализации внешней политики нашего государства, принимает решения о проведении переговоров и заключении межправительственных и межведомствен­ных договоров.

Министерство иностранных дел РФ в соответствии с Положением о МИД РФ 1995 ᴦ.˸ разрабатывает общую стратегию внешней поли­тики РФ и представляет предложения Президенту РФ; обеспечивает дипломатические и консульские сношения РФ с иностранными госу­дарствами, международными организациями, представительство и защиту за рубежом интересов РФ, прав и интересов российских фи­зических и юридических лиц, ведение переговоров от имени РФ, разработку проектов международных договоров РФ, наблюдение за выполнением договоров РФ и др.

Помимо вышеназванных, к органам внешних сношений РФ отно­сятся˸ Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная по­граничная служба и др.

Зарубежными органами внешних сношений являются дипломати­ческие и консульские представительства, торговые представительст­ва, представительства государств при международных организациях, делœегации на международных совещаниях и конференциях, специ­альные миссии.

Понятие, предмет международного права.

Международное право - это совокупность международно-правовых норм, самостоятельная отрасль права, регулирующая международные отношения и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения.

Роль международного права в современном мире постоянно растет в связи с появлением ряда проблем и процессов, которые государства не в состоянии урегулировать с помощью внутригосударственного права и в рамках территории одного государства.

Международное право одна из наиболее сложных отраслей права . Ряд проблем международного права получают неоднозначную трактовку. Кроме того, международное право тесно связано с международной политикой, что существенно осложняет его применение. Особенности международного права проявляются прежде всего в сфере действия норм международного права, особенностях отношений, регулируемых международным правом, источниках международного права, специфике правового регулирования данной отрасли, особенностях системы международного права. В отличие от любой отрасли внутригосударственного международное право в первую очередь направлено на урегулирование межгосударственных отношений нескольких суверенных государств.

Как любая отрасль права, международное право имеет свой предмет и метод.

Предмет правового регулирования - это то, на что направлено правовое регулирование отрасли. Предметом международного права выступают международные отношения, складывающиеся между субъектами международного права (государствами, международными организациями, псевдо-государственными образованиями, народами). Метод правового регулирования - это способ воздействия отрасли на предмет ее регулирования. В международном праве применяются как императивные, так и диспозитивные методы. Международное право является публичной отраслью права. Понятия «международное право» и «международное публичное право» синонимичны. Международное право представляет собой самостоятельную и цельную правовую систему. В то же время согласно ст. 15 ч. 3 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ служат частью правовой системы РФ. Это положение порождает дискуссии в науке международного права.

МП возникло с появлен. гос-в. Цель: сотрудничество м/у гос-ми.

Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам. Правовая система – это совокупность всех правовых явлений существующих в опред. государствах. Элементы прав.сист. : система права; правотворчество; правоприменение; правосознание; правовая идеология, правоотношения.

Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. Включает отношения:

· между государствами – двусторонние и многосторонние отношения;

· между государствами и международными межправительственными организациями;

· между государствами и государствоподобными образованиями;

· между международными межправительственными организациями.

Особенности:

1. МП как система права – это совокупность принципов и норм, создаваемых определенными субъектами МП и регулирующих международные отношения.

1) Нормы МП создаются в основном государствами и международными организациями на основе соглашения.

2) Международные отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции государства – предмет МП.

2. Правоотношения:

Субъекты МП: гос-во; межд. межправит. организации (ООН); нации, борящиеся за независ-ть (Орг-я освобожден. Палестины); гос-ва-подобные образования (Ватикан).

Объекты международных отношений:

1) Вопросы, которые по своей сути являются международными и не могут относиться к внутренней компетенции государства: вопросы, составляющие общечеловеческие интересы и ценности (вопросы мира и безопасности; правовой режим международной территории; глобальные экологические проблемы и др.)

2) Другие вопросы, которые могут быть разрешены только совместными усилиями государств на основе учета их взаимных интересов (установление государственных границ; оказание правовой помощи по уголовным, гражданским делам)

3) Вопросы, которые входят во внутреннюю компетенцию государства, но для более эффективного их разрешения необходимо сотрудничество с другими государствами (обеспечение и защита прав человека; осуществление международной уголовной юрисдикции в отношении определенных преступных деяний).

3. Правотворчество: в МП нет спец. законодат. органов; мп создается субъектами МП, преимущ. гос-вами. Нормы созд. по средствам межд. дог., либо формирован. межд. обычаев.

4. Правоприменение: В МП нет эффективного механизма принуждения. В МП действует принцип: добросовест выполнен. своих межд. обязанностей. В МП сущ. межд. суд. учреждения, кот привлекают субъектов МП (межд. Суд ООН, Европ. Суд по правам чел.)

Реторсии – ответственные действия (меры)

Репресари – то, что вытекает из заключ. межд. дог-ра (при нарушении дог-ра) Пр. – эконом. санкции.

Загрузка...