Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Что означает понятие «гражданское общество»? Гражданское общество: примеры стран. Примеры становления, проявления гражданского общества в России Критерием характеризующим современное гражданское общество является

Гражданское общество, понятие, признаки, структура которого будут подробно описаны в статье, считается основной опорой любой настоящей демократии. Оно выступает залогом ее укрепления и сохранения, способствуя ее формированию. Главным противником развития в государстве тоталитаризма является именно гражданское этой формации? Как проявляется ее деятельность? Об этом далее.

Общие сведения

Гражданское общество призвано обеспечивать защиту социума от разнообразных злоупотреблений власти. Оно способствует ограничению коррупции, препятствует В России структура и функции гражданского общества сегодня только начинают формироваться. Это проявляется в первую очередь провозглашением свобод и прав личности как высшей ценности социума, которая определяет содержание и смысл деятельности органов власти. Среди предпосылок, вследствие которых стала формироваться структура гражданского общества, кратко можно назвать следующие:

  • Появление многопартийности.
  • Развитие рыночных отношений.
  • Реализация принципа разделения власти.

Более обширному влиянию гражданского общества на деятельность государства препятствует бюрократическая система.

Образование

Гражданское общество - понятие, признаки, структура этой формы организации людей - проходило достаточно продолжительный период становления в ходе исторического развития. В результате, оно стало мощнейшим социальным образованием. Гражданское общество начало функционировать не только в качестве исключительно государственной, но и социальной структуры. При переходе к рыночным отношениям происходит существенное имущественное расслоение образования. Для этого периода характерно увеличение социальных, межнациональных в том числе, конфликтов. Все эти факторы негативным образом сказываются на процессе формирования и становления гражданского общества. Сегодня на первый план выходят вопросы обеспечения социальной защищенности людей, реализации принципов справедливости в государственном управлении.

Понятие и сущность гражданского общества

Сегодня определение существенно обогатилось содержательно и считается весьма многозначным. В общем смысле оно предусматривает наивысшую В структуру гражданского общества входят частные лица, институты и группы. Все они не имеют прямой зависимости от политического государства. Также структура гражданского общества кратко может быть рассмотрена в качестве объединения, в котором имеют место развитые культурные, правовые, политические, экономические взаимоотношения между образующими его индивидами. Данные связи при этом не опосредованы государством.

Характеристика

Понятие и сущность гражданского общества можно рассмотреть с двух точек зрения. В соответствии с первой, данная форма организации представляет собой комплекс межличностных отношений, а также В данном случае в структуру гражданского общества входят экономика, культура, образование, семья, религия и прочее. В развитии этих взаимоотношений участие государства не предусмотрено. За счет этого комплекса взаимодействий обеспечивается удовлетворение социальными группами и индивидами собственных интересов и потребностей. Понятие гражданского общества в философии предполагает идеальную модель становления формирования. В соответствии с этой точкой зрения, социальное образование состоит из суверенных свободных личностей. При этом они должны иметь самые широкие социально-экономические, политические, культурные и прочие права, активно участвовать в государственном управлении и беспрепятственно удовлетворять самые разнообразные индивидуальные потребности.

Принципы

Они обеспечивают жизнедеятельность гражданского общества. К основным принципам относят:

  • Равенство свобод и прав всех людей.
  • Экономическую независимость индивидов.
  • Гарантированную юридическую защиту свобод и прав человека.
  • Свободу населения при формировании движений и партий.
  • Законодательно гарантированную возможность людей образовывать независимые объединения по профессиональным признакам и интересам.
  • Обеспечение необходимых условий, материальных в том числе, для развития культуры, воспитания населения, науки, образования и прочего.
  • Существование стабилизирующего механизма, обеспечивающего сохранность отношений между обществом и государством, а также безопасность первого.
  • Свободу образования и деятельности СМИ.

Какие особенности имеет гражданское общество? Каковы основные признаки этой формы организации

Существенной особенностью данного комплекса считается способность контролировать и противостоять государству. В истории имеет место множество периодов, в которых над властью побеждало гражданское общество. Сущность и структура формирования может пребывать в разном состоянии. К примеру, на Востоке этот комплекс в целом считается "аморфным", а вот государство имеет неограниченные возможности и власть, проникая во все сферы жизни. Что касается России, то здесь государство, как правило, побеждало и подчиняло гражданское общество. Сущность и структура комплекса постоянно испытывают давление со стороны власти. Ярким примером может служить 70-летний период тоталитаризма в стране. В результате него историческое развитие практически зашло в тупик. В современной России гражданское общество стало рассматриваться под другим углом. К нему появился интерес как к политическому идеалу. Признаком гражданского общества выступает и стремление обеспечить свободу и права личности, противостоять авторитарным проявлениям власти. Эта форма организации, кроме прочего, может взять на себя часть государственных задач, которые последнему выполнить не под силу. Тем не менее, существует определенная зависимость гражданского общества от власти. Ее степень зависит от способности объединяющихся людей удовлетворять свои потребности самостоятельно, не обращаясь за помощью к государству.

Прочие черты

Среди других признаков гражданского общества следует отметить:

  • Развитые правовые, культурные, политические, экономические взаимоотношения между индивидами.
  • Способность контролировать государство.
  • Наличие механизмов саморегулирования и самоконтроля.
  • Плюралистический характер. Он проявляется во множестве партий, форм собственности и прочем.
  • Отсутствие человеческого закрепощения. В обществе взаимодействующие люди считаются его основой.
  • Развитость и многообразность структуры, которая отражает различные интересы слоев и групп, разветвленность демократии.
  • Высокая степень психологического, интеллектуального развития людей, способность к самостоятельной деятельности при привлечении к тому или иному институту комплекса.
  • Законообеспеченность.

В рамках гражданского общества наиболее полно обеспечиваются свободы и права его членов. В комплексе также имеет место конкуренция между группами. В здоровом обществе у его членов свободно формируется собственное мнение, развита информированность, реально реализуется право на информацию. Жизненная деятельность комплекса базируется на координационном принципе. Этим общество отличается от госаппарата. В нем взаимодействия происходят по принципу субординации, строгого подчинения.

Составные элементы комплекса

Гражданскому обществу присуща особая структура. Ее компоненты - институты и формирования - обеспечивают условия для удовлетворения потребностей и реализации интересов коллективов, индивидов. Они способны оказывать необходимое давление на власть, заставляя ее служить на благо населения. Структура - внутреннее обустройство - отражает взаимодействие и многообразие компонентов. Она обеспечивает динамизм и целостность развития. В качестве системообразующего начала, генерирующего волевую и интеллектуальную энергию в комплексе, выступает, собственно, человек, с характерными естественными интересами и потребностями. Их внешнее выражение содержится в обязанностях и правах, закрепленных законодательно. Элементами структуры считаются разнообразные объединения и общности людей, а также устойчивые отношения между ними. В комплексе имеют место вертикальные и Фундаментом последних выступают разные взаимодействия, появляющиеся в процессе обеспечения общественной жизнедеятельности. К ним в первую очередь следует отнести экономические отношения. Они базируются на гарантированности и многообразии форм собственности. Это считается основополагающим условием личностной свободы и в гражданском, и в прочем обществе. Также внутри системы развиты и социокультурные отношения. К ним относят этнические, семейно-родственные, религиозные и прочие устойчивые связи.

Социальные контуры

Фундаментом гражданского общества может выступать только многообразная, разветвленная социальная структура. Она отражает все разнообразие и богатство интересов членов групп и представителей слоев. Значительная роль в процессе формирования социальных контуров принадлежит культурному плюрализму. Он включает в себя все компоненты духовной жизни, обеспечивает равноправие при участии всех индивидов в творческой деятельности. В верхнем слое общества присутствуют отношения, которые связаны с личным выбором, политическими и культурными отличиями групп по интересам.

Термин "гражданское общество" прочно входит в категориальный аппарат правоведов, историков, философов, социологов, политологов и т.д. При этом очевиден большой разброс как в конкретном определении различными авторами самого понятия "гражданское общество", так и в подходах к его анализу. Можно вынести несколько определений этого термина, но основная идея, конечно же, у них одна.

Гражданское общество - это 1) наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);

наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;

высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества;

законообеспеченность населения, то есть функционирование правового государства.

Гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед. "Гражданское общество - это такое общество, в котором различные по своей природе объединения граждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность".

То есть при наличии гражданского общества, правительства - это лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями, ассоциациями и пр.

Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие организации и институты демократического общества не зависят от правительства для своего существования, законности и авторитета. При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

Понятие и структура гражданского общества

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.

Отметим, что в основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и принципов, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

легитимность и демократический характер власти;

безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и гражданина;

классовый мир, партнёрство и национальное согласие;

правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности;

политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; гражданский общество власть государство

свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;

невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Таким образом, гражданское общество определяется как целостная общественная система, характеризующаяся развитостью рыночных отношений, наличием социальных классов и слоев, имеющих собственные, независимые от государства источники существования; экономической свободой производителей, наличием политических, социальных и личных свобод граждан, демократизмом политической власти, верховенством права во всех областях общественной деятельности, включая государственную.

Структура гражданского общества -- это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.

Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

В социальной сфере институтами гражданского общество являются семья и различные коллективы людей: трудовые, служебные, коллективы, основанные на взаимной дружбе, коллективы по интересам (клубы, охотничьи, рыбаловецкие коллективы, садоводческие товарищества и т.д.), детские, молодежные организации, не носящие политического характера (например, организации бойскаутов). Следует отметить, в данном случае имеется в виду социальная сфера - это сфера всей общественной жизни, включая экономическую, политическую, духовно-культурную, информационную сферы.

В экономической сфере институтами гражданского общества являются организации, предприятия, учреждения, занимающиеся производством материальных благ, оказанием различного рода услуг, как материального, так и нематериального характера (банковско-кредитные учреждения, туристические фирмы, организации по возмездному оказанию юридических услуг).

В политической сфере институтами гражданского общества являются политические партии, организации, движения различной политической ориентации (правые, левые, центристские, религиозные), преследующие политические цели, участвующие в борьбе за государственную или муниципальную (публичную власть). Сюда же входят молодежные политические организации (например, коммунистические союзы молодежи).

Важнейшим институтом гражданского общества в политической сфере является местное самоуправление, органы которого совместно с органами государства представляют систему публичной власти и являются связующим звеном между гражданским обществом и государством. Все вышеуказанные институты совместно с государством составляют политическую систему общества. Своеобразием отличается такой институт гражданского общества, как профессиональные союзы (профсоюзы). Они действуют как в политической, так и в экономической сфере.

В духовно-культурной сфере институтами гражданского общества являются учреждения культуры, творческие организации и союзы, образовательные учреждения, физкультурные и спортивные клубы, союзы (федерации), церковь и религиозные (конфессиональные) организации, не носящие политического характера.

В информационной сфере институтами гражданского общества являются средства массовой информации (газеты и журналы, радио и телевидение, информационные страницы Интернета). В тоталитарном государстве все вышеуказанные сферы общественной жизни оказываются либо полностью огосударствленными, либо находятся под жестким, всеобъемлющим контролем органов государства, а в идеологизированном государстве, каковым был бывший СССР, и под контролем организаций правящей партии (в СССР - Коммунистической партии Советского Союза - КПСС).

Наиболее огосударствленными в бывшем СССР оказались экономическая и политическая сферы. В экономической сфере признавалась только социалистическая (государственная и колхозно-кооперативная) форма собственности на средства производства. Частная собственность была запрещена, была предусмотрена уголовная ответственность за частнопредпринимательсткую деятельность и коммерческое посредничество (ст.153 УК РСФСР 1960 г.).11 Вследствие этого организации, предприятия, учреждения, занимающиеся производством материальных благ, оказанием различного рода услуг как материального, так и нематериального характера, были в основном государственными. Колхозной формой собственности являлись коллективные хозяйства (колхозы), занятые преимущественно в сфере сельского хозяйства. Фактически колхозы пользовались никакой самостоятельностью, их деятельность полностью контролировалась государственными органами и КПСС. Производственные кооперативы представляли ничтожно малый процент в экономической системе советского общества.

Политическая сфера советского общества характеризовалась жесткой однопартийностью. Никакие иные политические партии, кроме КПСС, не действовали. Единственной молодежной политической организацией являлся Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ) - комсомол. Политический характер носила даже детская организация - Всесоюзная пионерская организация - Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина.

Местное самоуправление в бывшем СССР отсутствовало - местные Советы входили в систему органов государственной власти и полностью подчинялись вышестоящим государственным органам.

Профессиональные союзы имели централизованное руководство в лице Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС). Юридически профсоюзы считались общественной организацией. Однако фактическое огосударствление профсоюзов началось еще в первые годы Советской власти. Они были объявлены "школой коммунизма" и фактически вошли в механизм советского государства, причем профсоюзы первоначально даже отводилось второе место после коммунистической партии. По поводу В.И.Ленина в работе "Детская жизнь "левизны" в коммунизме" писал: "Партия непосредственно опирается на профсоюзные органы, которые насчитывают теперь, по данным последнего (апрель 1920 г.) съезда, свыше 4 миллионов человек. Фактически все руководящие учреждения громадного большинства союзов... состоят из коммунистов и проводят все директивы партии... Затем, разумеется, вся работа партии идет через Советы, которые объединяют трудящиеся массы без различия профессий... Таков общий механизм пролетарской государственной власти, рассмотренной "сверху", с точки зрения практики осуществления диктатуры".

Духовно-культурная сфера советского общества также подвергалась сильному огосударствлению, а информационная система полностью находилась в руках государства. За пределами государства оставалась только церковь и религиозные организации, напротив, антирелигиозная, атеистическая пропаганда составляла значительную часть государственной идеологии, а сами религиозные институты и их представители периодически подвергались преследованиям, в том числе и уголовного характера.

В политической сфере реально существует многопартийность. Минимальным стало огосударствление духовно-культурной сферы. Так, например, большинство дошкольных учреждений и школ в настоящее время являются не государственными, а муниципальными; действуют многочисленные частные и иные негосударственные образовательные учреждения. В информационной сфере действуют как государственные и муниципальные, так и иные (независимые) средства массовой информации.

Можно сделать вывод, что при характеристике структуры гражданского общества следует иметь в виду три обстоятельства.

Во-первых, изложенная классификация предпринята в учебных целях и носит условный характер. В действительности названные структурные части, отражающие сферы жизнедеятельности общества, тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Объединяющим фактором, эпицентром многообразных связей между ними выступает человек (гражданин) как совокупность общественных отношений и мера всех вещей.

Во-вторых, при изучении социальной, экономической и других систем как относительно самостоятельных явлений нельзя недооценивать и другие структурные составляющие (идеи, нормы, традиции).

В-третьих, надо видеть то, что связующим, упорядочивающим фактором структуры и процесса жизнедеятельности общественного организма служит право с его естественной общегуманистической природой, подкрепленной прогрессивным, демократическим законодательством, что логика развития гражданского общества неизбежно приводит к идее правовой государственности, правового демократического общества.

тип общества, характеризующийся высокой степенью самоопределения индивидов и наличием самоуправления в форме различных организаций и ассоциаций, в силу чего права индивида в нем надежно защищены, а государство служит охраной и гарантом этих прав.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ

определенный обществ. строй, организация семьи, сословий или классов, официальным выражением к-рого является политич. строй, основанный на развитой системе гражданского права. Идея О.г. явно недостаточно проработана в современных социологич. теориях, что идет вразрез с потребностями практики, с довольно частым обращением к О.г. политич. и обществ. деятелей, всех, кто озабочен судьбой человека, улучшением условий его жизни в современном мире. До сих пор остается почти не востребованным тот теоретич. потенциал, к-рый закреплен за понятием О.г. в истории социологии и философии. Так, Аристотель обращается в своих произведениях к этому понятию и дает ему свое толкование. Серьезное значение придается О.г. в гегелевской концепции развития истории. Именно Гегель дает относительно полное объяснение необходимости вывести из-под произвольного контроля со стороны государ, структур огромнейшую область обществ. жизни - имущественных связей, отношений и процессов, чтобы обеспечить свободу и независимость человека в этой области. Иными словами, Гегель разводит понятия политич. сферы и гражданского об-ва, полагая, что последнее для человека - сфера свободной автономии, ограждающая его от посягательств официальных институциализированных органов. В этом разведении четко прослеживается антифеодальная напавленность идеи О.г., к-рая вызвана потребностью теоретическими средствами "проложить дорогу" для бурж. обществ. порядка, немыслимого без свободы человека-товаропроизводителя. Основоположники марксизма, развивая идею О.г., исходили из посылки, что "освобождение" есть историч. дело. Они рассматривали проблему О.г. с позиций материалистич. понимания истории, полагая, что путь к освобождению человека лежит через создание высокоразвитых производительных сил, преодоление его отчуждения от средств производства, превращение его во владельца этих средств, установление соц. равенства и справедливости в отношениях между людьми. Как показали события XX столетия, идея О.г. не только не устарела, но, напротив, необычайно обострилась. Появилась опасность порабощения человека, и источником этой опасности выступает непомерно разросшаяся власть политико-государственных структур, их экспансионистские притязания, распространяющиеся не только на экономич. отношения, но и на все остальные сферы деятельности человека, включая область духовной культуры. Репрессивность этих структур особенно тяжело сказывается на жизни людей в странах, где господствуют тоталитарные режимы, административно-командный порядок, где складывается авторитарный стиль отношений между носителями власти и рядовыми членами об-ва. Об актуальности идеи О.г. свидетельствуют и непрекращающиеся во всех цивилизованных странах поиски оптимального взаимодействия между государ., обществ. и собственно экономич. регуляторами поведения и деятельности людей. Социологи, равно как и представители др. обществ. наук, включаются в работу по определению стратегии, позволяющей произвести, говоря словами Маркса, "обратное поглощение государственной власти об-вом, когда на место сил, подчиняющих и порабощающих об-во, становятся его собственные живые силы" (Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 17. С. 548). Но это "обратное поглощение" - длительный процесс. Он включает в себя преобразование экономики, соц. отношений, реформы в сфере образования, воспитания и культуры; в целом предполагает вовлечение в этот процесс самого человека в качестве свободно мыслящего и свободно действующего индивида. В принципе О.г. как сфера человеческой самодеятельности должно быть свободно от произвольного вмешательства государ, органов. Лит.: Гегель Г.В.Ф. Философия права//Соч. Т. 7. М., Л., 1934; Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. Новая публикация первой главы "Немецкой идеологии". М., 1966. А.Д. Налетова.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Гражда́нское о́бщество - совокупность граждан , не приближенных к рычагам государственной власти ; совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих структур; сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, а также других внешних факторов.

Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнёром . Согласно классической схеме Дэвида Истона , гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе .

Условия существования гражданского общества

Концепция гражданского общества

В общественных науках выделяются следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность работе церкви ; как комплекс общественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации . О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

Этапы формирования гражданского общества

Условно можно выделить три этапа формирования гражданского общества:

  1. На первом этапе происходит разделение гражданской и государственной сфер общества. Начинается взаимодействие гражданского общества и аппарата государственной власти посредством современных демократических механизмов (выборы , референдумы , митинги , петиции и т. д.). Развивается преимущественно частная сфера общественной жизни, появляются различные институты, организации, обслуживающие частные интересы людей. В данный период преобладает система классического капитализма - с частной собственностью , рыночной экономикой , свободной конкуренцией . Главными классами на этом этапе являются предприниматели и рабочие . Для продолжения формирования гражданского общества необходимо правовое государство с рыночной экономической системой.
  2. Далее начинает развиваться не только частная, но и общественная сфера жизни. Гражданское общество, которое было вынуждено самостоятельно защищать экономические интересы различных социальных слоёв передаёт эти обязанности государству, которое становится благодаря этому не только правовым, но и социальным . На данном этапе сглаживается конфликт между интересами капиталистов и наёмных рабочих , общество стремится к компромиссу между интересами различных социальных групп . Основное место занимает средний класс , а также укрепляются позиции сервисного класса - это менеджеры , коммерсанты, аналитики.
  3. На финальном этапе формирования гражданского общества происходит его глобализация и плюрализация . Классовая борьба стремится к нулю, поляризация общества (вражда между его классами) практически исчезает. Различные социальные группы имеют разные интересы только в силу своих культурных особенностей, а не из-за вражды с другими группами. Разнообразные субъекты гражданского общества вырабатывают собственные стратегии и пути развития, а в самом обществе практикуется толерантность , терпимость ко всему спектру социальных групп, классов , этнических групп и т. д.

Философские постулаты

Функции гражданского общества

Структура гражданского общества

Гражданское общество представляет собой горизонтально структурированную совокупность независимых общественных организаций и ассоциаций , дистанцировавшихся от государственных и коммерческих структур и функционирующих в соответствии со своими целями и задачами ради реализации общественных интересов.

Общественные организации объединяются в соответствии со своими целями и задачами, а также в рамках реализуемых проектов. Например, по защите окружающей среды в рамках какой-либо региональной проблемы. Многие образовательные организации, например, университеты и библиотеки организованы как некоммерческие организации, что позволяет им получать гранты от различных благотворительных фондов и иметь налоговые льготы от государства.

Финансируются данные организации в рамках заявленных проектов на конкурсной основе со стороны множества различных правительственных и неправительственных национальных и международных благотворительных фондов, также имеющих свою специализацию: защита окружающей среды, продвижение демократии в конкретной стране, защита прав человека и т. д. Например, фонд Рокфеллера поддерживает различные образовательные проекты по всему миру, проекты в сфере здравоохранения и т. д. или крупнейший в мире благотворительный фонд Билла и Мелинды Гейтс , поддерживающий проекты в области здравоохранения и борьбы с бедностью.

Благотворительные фонды посредством своей политики выделения грантов в значительной степени управляют деятельностью некоммерческих организаций, осуществляя мониторинг, курируя реализацию проектов, а также определяя гуманитарные технологии, применяемые в проектах.

Историческая роль

Позитивная оценка

  • Гражданское общество является важнейшим элементом в системе сдержек и противовесов современного общества, позволяющим контролировать и ограничивать деятельность институтов государственной власти и бизнеса, предотвращая нарушения закона и их чрезмерное вмешательство в частную жизнь граждан.
  • Гражданское общество позволяет эффективно продвигать интересы различных социальных групп, защищать их права, в том числе посредством выдвижения законодательных инициатив.
  • Институты гражданского общества, функционирующие на основе сотрудничества и кооперации различных социальных групп, сглаживают социальные противоречия и гармонизуют общественные отношения.

Негативная оценка

Существенным недостатком в работе общественных организаций и объединений на данном этапе является то, что между гражданскими формированиями ещё не наблюдается устойчивой, системной и организованной связи, которая необходима для создания силы, способной повлиять на власть в случаях нарушений прав и свобод человека и гражданина .

Проблемы гражданского общества:

Проблема формирования гражданского общества тесно связана с проблемой взаимодействия государственной власти и гражданского общества, которая в свою очередь является ключевой в процессе государственного устройства, что и обуславливает актуальность данной проблемы. На данный момент, все ещё продолжается процесс формирования гражданского общества. В современной России процесс этот усложняется отсутствием четко слаженного выхода к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием большого слоя собственников, также низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. Да, на сегодняшний день преступность не сведена к минимальным показателям и правовая активность населения находится на низком уровне. Полагаю, что проблемы формирования гражданского общества напрямую связаны с образованием, воспитанием, как несовершеннолетних, так и всего населения нашей страны. Под формированием гражданского общества мы должны понимать, что это осознанное участие населения в делах государства, и также участие в формировании высших и местных органов власти.

Примечания

  1. Баренбойм П. Д. Правовое государство как партнер гражданского общества: к 150-летию опубликования концепции «Государство как произведение искусства», Законодательство и экономики , № 9, 2010
  2. Easton D. A. Framework for Political Analysis . London; Sydney; Toronto; New Delhi; Tokyo, 1965
  3. Кара-Мурза С. Г. «Общество граждан»
  4. Петр Баранов, Александр Воронцов, Сергей Шевченко. Обществознание. Полный справочник . - М. : АСТ: Астрель, 2015. - С. 314. - 542 с.
  5. Основные этапы и характерные черты современного гражданского общества (рус.) . Дата обращения 13 апреля 2019.
  6. Философия права в начале 21-го столетия через призму конституционализма и конституционной экономики - Издание Московско-Петербургского философского клуба, М., 2010, с. 29. ISBN 978-5-98856-119-4
  7. // Гражданское Общество В России И За Рубежом. - 2019. - Вып. 2 . - С. 31–34 . -

2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования

3. Структура гражданского общества и основные направления его активности

4. Гражданское общество и государство

Гражданское общество во многих отношениях есть самая загадочная категория политологии. Оно существует, не имея единого организационного центра. Составляющие граждан­ское общество общественные организации и объединения воз­никают спонтанно. Без какого-либо участия государства граж­данское общество превращается в мощную самоорганизующую­ся и саморегулирующуюся сферу общественной жизни. Более того, в одних странах оно есть и успешно развивается, а в дру­гих, в частности в бывшем СССР, его не было многие десяти­летия. Если такая огромная держава, как СССР, а также ряд других государств существовали без гражданского общества, может быть, в нем нет особой необходимости? Ведь есть госу­дарство, призванное управлять обществом, заботиться о его эко­номической и политической стабильности, росте благосостоя­ния народа и о многом другом.

Вопрос о гражданском обществе не случайно рассматрива­ется после изучения темы «Политические режимы». Известно, что они делятся на две группы: демократические и недемокра­тические. В условиях недемократических режимов (например, при тоталитаризме) гражданского общества нет и быть не может. В демократических же странах выбирать, быть или не быть граж­данскому обществу, не приходится, ибо оно становится НЕОБ­ХОДИМЫМ. Гражданское общество есть важнейшая составля­ющая демократического государства. Степень развития граждан­ского общества отражает уровень развития демократии.

Если граждане бывшего СССР либо вообще ничего не знали о гражданском обществе, либо имели о нем весьма туманные представления, то в современной России это одно из наиболее часто встречающихся понятий. Его упоминают в связи с вопро­сами государственного управления, в связи с Конституцией и Гражданским кодексом, при анализе политических режимов, в связи с переходом к рыночной экономике, развитием частной собственности, а главное - в связи с образованием в стране в последние годы многочисленных, ранее неведомых организа­ций и объединений предпринимателей, банкиров, арендаторов, актеров, ветеранов войн, пенсионеров и др.

Что же такое гражданское общество и почему оно может раз­виваться наиболее полно лишь в условиях демократических по­литических режимов?

Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представ­ленная

I) сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и

2) совокупностью негосударственных отношений - экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.

Конкретизируя данное определение, отметим следующее:

Эта «сеть» может быть очень плотной, включающей в неко­торых странах сотни тысяч разного рода объединений граж­дан или предприятий (признак высокоразвитого демократи­ческого общества), и «рыхлой», насчитывающей скромное число такого рода организаций (признак государств, дела­ющих первые шаги в демократическом развитии);

Объединения, составляющие гражданское общество, отра­жают широчайшую палитру хозяйственных, правовых, куль­турных и многих других интересов граждан (предприятий) и создаются в целях удовлетворения этих интересов;

Специфика всех организаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государ­ством, а самими гражданами, предприятиями, существу­ют автономно от государства, но, разумеется, в рамках действующих законов;

Составляющие гражданское общество объединения возни­кают, как правило, спонтанно (в связи с появлением у группы граждан или предприятий конкретного интереса и потребности в его реализации). Затем какая-то часть этих объединений может прекратить свое существование. Одна­ко подавляющая их часть становится долгожителями, по­стоянно действующими, набирающими со временем силу и авторитет;

Гражданское общество в целом является выразителем обще­ственного мнения, что служит своеобразной формой прояв­ления его влияния на политическую власть. Приведем отдельные примеры возникновения организаций и объединений, составляющих гражданское общество, которые отражают мотивы их создания, формы активности и цели.

Известно, что переход России к рыночной экономике дал мощное начало процессу образования в стране коммерческих банков. До августа 1998 г их насчитывалось более 1500. Образо­вание коммерческих банков - результат частной инициативы граждан или предприятий. В рыночной среде они действуют на свой страх и риск. Законы рынка крайне жестки. Не исключены банкротства. Кроме того, есть государства, которые могут изме­нять законодательство о банках, ужесточать условия их функци­онирования.

Как показывает мировой опыт, рынок и государство могут быть как в пассиве, так и в активе бизнеса (банковского, в част­ности). Чтобы они были в активе, за это нужно бороться. Необ­ходимы групповые, ассоциированные усилия. Российские коммерческие банки существуют всего несколько лет, но уже в 1991 г они образовали Ассоциацию российских банков, объединившую московскую, санкт-петербургскую, пермскую, новороссийскую, дальневосточную и ряд других региональных организации. Ос­новные цели Ассоциации - координация действии российских банков, осуществление совместных программ, защита коммер­ческих банков. В этой связи Ассоциация разрабатывает концеп­цию развития банковского дела, рекомендации и проекты нор­мативных документов, регламентирующих работу банков и их отношения с Центральным банком. Есть основания полагать, что Ассоциация российских банков успешно отстаивает через государственные органы коллективные интересы коммерческих банков. В частности, специальным указом президента деятель­ность иностранных коммерческих банков на территории России была вплоть до 1996 г. ограничена. Тем самым был нейтрализо­ван очень сильный конкурент российских банков.

Еще пример. Многообразие форм собственности, в частности уравнение в правах со всеми другими правами частной собствен­ности, привело к образованию в стране многочисленных коопе­ративных, арендных предприятии, акционерных обществ, то­вариществ с ограниченной ответственностью и других форм предприятии. Успех их работы зависит от них самих. Сырье для производства, рабочая сила, само производство, хранение и сбыт готовой продукции - все это их собственное дело. Однако при этом ряд важных отношений с государством у данных предприя­тий остается. Это касается налогов, таможенных пошлин, государ­ственного страхования, соблюдения законодательства об охране окружающейсреды, правил хранения, перевозки продукции и многого другого

Мировой опыт показывает, что на налоговую политику госу­дарства можно влиять в сторону либерализации. Но опять же успех более реален, если переговоры с государственными струк­турами ведет объединенный представительный орган, возникший по инициативе предпринимателей, как организация граждан­ского общества. Многочисленные союзы предпринимателей су­ществуют во всех странах мира. Можно даже констатировать, что в структуре гражданского общества они занимают наиболь­ший удельный вес. Переходящая к рыночном экономике Россия не стала исключением. В течение всею нескольких лет здесь воз­никли сотни различного рода объединении, в том числе в сфере бизнеса. В их числе Российский союз промышленников и пред­принимателей, Конгресс российских деловых кругов. Союз пред­принимателей и арендаторов, Ассоциация совместных предприятий, Союз объединенных кооперативов, Ассоциация руководителей предприятий, Союз акционерных обществ, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, Союз молодых предпринимателей России, Союз малых предприятий России.

О Союзе малых предприятий России скажем несколько под­робнее. Он возник в 1990 г. Главная цель - всемерно способ­ствовать устранению монополизма в российской экономике. Дан­ной организацией разрабатываются предложения по совершен­ствованию государственного законодательства в части образования и функционирования малых предприятии. Кроме того, Союз малых предприятий России занимается развитием дело­вого сотрудничества малых предприятии. Он оказывает содей­ствие своим членам в освоении новой техники и технологии, во внедрении управленческих новшеств Союз проводит конферен­ции и деловые встречи, оказывает содействие малым предприя­тиям в строительстве производственных здании.

Приведенные примеры касаются хозяйственной сферы. Од­нако спектр общественных интересов, в связи с которыми воз­никают организации гражданского общества, далеко выходит за ее рамки Он охватывает политические, культурные, правовые, экономические, научные и многие другие интересы. Эти инте­ресы могут лежать и в иных плоскостях. Например, полагая, что государство недостаточно активно проводит политику реорганизации российской армии, устранения «дедовщины» и других порочащих честь и достоинство солдат, так называемых неустав­ных отношений, матери воинов, проходящих службу, органи­зовали Комитет солдатских матерей, который ставит конкрет­ные цели по защите прав призывников и ведет активный диалог с правительством. Имеют свои организации ветераны Великой Отечественной воины, воины-афганцы, инвалиды.

В дальнейшем, по мере рассмотрения проблем, связанных с гражданским обществом, будут приводиться и другие при­меры организации гражданского общества. Однако и из ска­занного вытекает, что гражданское общество есть та среда, в которой современный человек, законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность, приходит к сознанию ценности групповых акции и общественной солидар­ности. (Кумар К. Гражданское общество //Гражданское обще­ство М, 1994. С. 21).

В заключение данного параграфа отметим, что интерес к гражданскому обществу проявляют многие науки правоведе­ние, экономическая теория, история, философия, социоло­гия и др.

Правоведение изучает гражданское общество как субъект граж­данского права и как субъект правового регулирования.

Экономическую теорию интересуют экономические причины возникновения организации гражданского общества, роль фи­нансовой сферы в их функционировании.

История описывает конкретные национальные формы граж­данского общества, особенности участия граждан в обществен­ной жизни.

Философия и социология изучают гражданское общество как социальную систему, как форму общественной организации и общения.

Однако особо важная роль в изучении гражданского общества принадлежит политологи». Именно политология изучает харак­тер и формы взаимодействия гражданского общества с полити­ческими и общественными институтами - государством в це­лом, федеральными и местными органами власти. Опираясь на достижения других наук, политология исследует причины и ус­ловия возникновения гражданского общества, его структуру, направления эволюции Другими словами, политология воссоз­дает целостную картину гражданского общества.

Загрузка...