Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Что растёт и кто живет в лесу. Конспект занятия «Что растет в лесу Осенний лес и зимний лес

Одуванчик лекарственный

Его начали употреблять в последние два-три десятилетия для приготовления салатов. Это растение широко распространено и общеизвестно. Его, как и крапиву, не следует собирать в "грязных" местах.
Используются преимущественно молодые листья, салат из них приготовляется так же, как и из другой зелени. Чем старше листья, тем сильнее они горчат, увеличивает горечь также сухая погода, произрастание на хорошо прогреваемых местах.
Одуванчик внесен в список салатных растений во многих странах мира. Во Франции, Германии, Англии, Голландии, Японии, Индии, США он выращивается на грядках вместе с другими овощами. И это не случайно. Все дело в том, что одуванчик содержит большое количество микроэлементов, витаминов и других полезных веществ. Если его сравнить в этом отношении с другими овощами, то он окажется более ценным.

Химический состав одуванчика весьма богат и разнообразен. Он представляет собой целую биохимическую лабораторию. В его корнях до 40% углевода инулина, до 15% белковых веществ, есть каротин, слизистые и дубильные вещества, смолы, органические кислоты, каучук, эфирное масло и до 12% клетчатки. Количество фосфора достигает 350 мг%, кальция — 1430 мг%, жира — 6% и до 10% горького вещества тараксацина. В листьях от 19 до 100 мг% витамина С и 30% витамина Р. Оба эти витамина играют весьма важную роль в обмене веществ, укрепляют сосудистую стенку, делают ее более эластичной и тем самым предупреждают в определенной степени возникновение инфарктов, варикозное расширение вен и образование тромбов. Иными словами, одуванчик задерживает процесс старения организма и приближение болезней.

Использование в питании

Ценность представляют все части одуванчика — цветочные почки, цветы, листья, прикорневые розетки и корни. Из одуванчика готовят салаты, варят супы, повидло и кофейные напитки, маринады и пюре. Жареные корни подают как самостоятельное блюдо, как приправу к мясным и овощным блюдам. Говорят, человек, хотя бы раз попробовавший хорошо приготовленное блюдо из одуванчика, будет в дальнейшем готовить его сам и введет в повседневное питание как обычное овощное кушанье, к которому давно привык.
А. В. Беляева в книге «Пряновкусовые растения» пишет, что одуванчик способен удовлетворить самые изысканные вкусы. Об этом же пишет участник экспедиций в мир растений Гиббоне. Путешествуя с товарищем по Америке, они применяли в питании много растений, но одуванчик прочно держал первенство. Его прикорневые розетки по нежности и вкусу не уступают молодым побегам спаржи. В этом легко убедиться каждому, стоит только приготовить и попробовать какое-нибудь блюдо из одуванчика.
Многих смущает горький вкус одуванчика. Но, оказывается, от млечного сока легко избавиться. В литературе описано несколько способов. Первый и наиболее часто встречающийся — вымачивание листьев в подсоленной воде в течение 20—30 мин- Второй — отваривание в кипящей воде в течение 3—5 мин. Третий способ применяется в походных условиях, когда соль приходится экономить. Листья кладут в темное место на землю, под камень или ствол дерева и отбеливают, то есть выдерживают там в течение часа. На Урале салат из одуванчиков готовят без предварительного вымачивания и отваривания. Свежие листья мелко рубят ножом, перемешивают с другими составными частями, солят, и через 15—20 мин. салат считается готовым к употреблению и не имеет горечи.
Корни одуванчика предварительной обработке в солевом растворе не подвергаются, так как они теряют горечь при варке в подсоленной воде. Если же корни отвариваются в несоленой воде, то ее рекомендуется сменить два-три раза. В книге «Практическая ботаника» Н. П. Партанского сообщается, что при приготовления салата из одуванчика для большей нежности листья отбеливают, укладывая их на доски на траву. Очень нежны листья одуванчика, выращенного в парнике, закрытом плотными циновками или соломенными матами. В этом случае листья будут бледными на вид, но сочными и негорькими.
Наша практика работы в походно-полевых условиях показала, что листья лучше вымачивать в подсоленной воде при комнатной температуре в течение 30—40 мин., корни достаточно отваривать в подсоленной воде в течение 15—20 мин. При этом надо иметь в виду, что корень хорошо впитывает соль и его можно пересолить при отваривании, поэтому соль добавляют в воду не более чем в обычный суп.

Леса на территории России бывают хвойные, широколиственные и смешанные. Они богаты многообразием прекрасной растительности. Разными породами деревьев, кустарников и трав представлены растения лесов России.

Растительность хвойных лесов

Хвойные деревья, которые называются вечнозелеными растениями, преобладают на большей территории России и всей Европы. Деревья эти называются так, потому что вместо листьев у них хвоя. Хвоя – это маленькие зеленые иголки, которые выполняют ту же функцию, что и листья, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Хвойные леса вырабатывают очень много кислорода, обеспечивая тем самым жизнь всей планеты.

Самыми распространенными хвойными деревьями являются ель, сосна, лиственница, пихта и кедр. Растут они большими массивами, в тайге и в лесах. Живут такие породы деревьев обособленно. Встречаются части леса, в которых растут исключительно ели – это ельники. Бывают сосновые боры, в них растут только сосны. Узнаем, какие растения в лесу существуют еще, помимо деревьев.

Растительный мир хвойного леса представлен большим многообразием растений. Кроме самих хвойных деревьев, в нем растут кустарники, травы, мхи и лишайники. Травянистые растения хвойного леса это: акация желтая, бузина красная, крапива, земляника, чистотел и папоротник орляк. Из цветов здесь встречаются подснежники пастушья сумка и другие. Травы хвойного леса должны уметь приспосабливаться к холодным зимам и не очень солнечному лету.

На самом деле, в хвойном лесу не так уж много травянистых растений. Это происходит из-за того, что в таком лесу мало солнечного света, он поглощается высокой кроной деревьев. Поэтому выживают здесь самые стойкие. Особенно хорошо себя здесь чувствуют мхи и лишайники. Преобладает среди них олений мох. Он внешне похож на небольшие деревца. Лишайники – это пища для оленей и других животных, поэтому они входят в единую экосистему хвойного леса.

Растительность смешанных и широколиственных лесов

Ближе к югу от тайги начинаются смешанные и широколиственные леса. Они состоят из разных деревьев. Здесь растут березы, осины, липы. Климат в этой части России мягче, чем на севере, поэтому лиственные деревья развиваются в полную силу, они перемешиваются и образуют смешанные леса. На самом юге в лесной зоне, кроме сосен, хвойных деревьев нет вообще. Их место занимают широколиственные породы.

Деревья в широколиственном лесу имеют разную высоту и растут ярусами. Самый высокий – это дубы и ясени, пониже – липы, вязы, клены, и еще ниже – клен полевой, дикие яблони и груши. Под деревьями произрастают кустарники: бересклет, лещина, бузина, крушина, малина, калина. Развит здесь очень хорошо и травяной покров. Растет большое количество лекарственных трав, встречаются растения, занесенные в Красную Книгу.

Мох в смешанных лесах встречается только в темных и сырых местах. А плодородие этих лесов проявляется в большом разнообразии грибов и ягод. Здесь много светолюбивых ягодных растений: малины, земляники, черники, костяники. Теперь вы знаете, какие растения растут в лесу хвойном и смешанном.

Знаем ли мы, что в лесу растет?Казалось бы, очень простой вопрос, но многие совершенно теряются, услышав его. А если усложнить? Например, спросить, какой бывает лес, и какие животные и птицы обитают в каждом из его типов?

После прочтения статьи вы будете знать ответы на многие вопросы о видах леса и его обитателях, а также о растениях и деревьях. А в последнем разделе мы поговорим об опасных обитателях леса.

Что такое лес?

Прежде чем узнать, что в лесу растет, не помешает определить, что же такое лес вообще.

Как только ни именуют лес различные научные источники. И экосистемой, и "местом, и сложным сочетанием различных растений, и "легкими планеты". Какое же название наиболее точное? Все варианты в совокупности дадут наиболее правильный ответ. Попробуем сформулировать определение - это место, в котором растут деревья и травы, живут птицы и животные, насекомые и микроорганизмы. Все они в совокупности составляют сложную экологическую систему, с цепочками питания и совместного обитания на одной территории. Ну а вся эта экосистема в совокупности со множеством таких же действительно является легкими нашей планеты. А какая функция легких? Ответ простой - дышать, обогащать кислородом организм человека или животного. Этим занимаются леса, они очищают загрязненный воздух, высвобождают кислород, что очень ценно и полезно для нас с вами. Замечали ли вы, какой чистый и свежий воздух в лесу? Как приятно и легко там дышать? Поэтому прогулки в лесу так полезны в наше время развития промышленности и химических отраслей.

Какие бывают леса?

Что в лесу растет, зависит еще и от вида леса. Выбрать какой-то один признак для классификации непросто, так как природа любит разнообразие. Можно разделить леса по месту их "обитания" на восточные, южные или экваториальные, а можно по их сезонному "поведению", например:

  • Вечнозеленые (леса, деревья в которых меняют свои листья подобно человеческому волосу - слабые опадают, а на их месте вырастают новые).
  • Листопадные (те, листья которых опадают на зиму, а весной вырастают новые).
  • Хвойные (те, в которых растут хвойные деревья - ели и кедры, сосны и кипарисы).
  • Смешанные, или полулистопадные.

Мы с вами будем говорить о лиственных и хвойных лесах, а также расскажем про сосновый бор и его обитателей. В каждом лесу свои растения и, соответственно, жители. Флора (то есть растительный мир) тоже уникальна для каждого вида.

Обитатели и растения хвойного леса

Часто называют тайгой. Это суровые вечнозеленые таежные дома для множества животных. Обитают тут животные с роскошным мехом. Иначе они бы просто замерзли, так как зима в тайге очень долгая, снежная и суровая, а лето хоть и теплое, но достаточно короткое.

Здесь, на заснеженных ветках елей и кедров можно увидеть шишкаря (что получил свое название потому, что питается шишками, раскалывая их своим необычным клювом наперекрест) и больших глухарей с огромными перьями. Из небольших зверушек здесь живут пушистые бурундуки и горностаи, безумно красивые соболя, чей мех всегда очень высоко ценился. Обитает в таежных лесах красавица-рысь, громадный бурый медведь и большие лоси, а также довольно редкая росомаха.

Растительный мир таежных лесов небогат. Верхний ярус составляют хвойные деревья - величественные кедры и кипарисы, можжевельники, лиственницы и сосны. И, конечно же, ели. Елочка в лесу, из известной песенки, скорее всего, родилась именно в такой вот тайге.

Из трав здесь растет не много видов, и их, чаще всего, в других лесах не найти. Все потому, что верхний ярус леса очень высок и пропускает мало солнечного света, поэтому выживает в этих условиях разве что неприхотливый мох да лишайник разных видов. Отдельное внимание стоит уделить мхам, здесь их много, они роскошны и разнообразны и кормят своими сочными стеблями многих животных даже зимой, прекрасно чувствуя себя даже под заледенелым снегом.

Кто живет в сосновом бору?

Сосновый бор - лес? Да, это лес, в котором преобладают сосны. По своему наполнению эти леса похожи на таежные. Кроме сосны здесь растут черемша и черемуха, осина и голубика, которую еще называют черной малиной. Хвойно-лиственный лес - второе название смешанного соснового бора.

Сосны в таких лесах растут очень высокими и стройными. Обусловлено это тем, что они, как и любое дерево, стремятся к солнечному свету, и вытягиваются вверх, чтобы пробиться к теплым лучам мимо крон своих собратьев.

Сосновый бор богат грибами, которые прекрасно себя чувствуют на почве, щедро сдобренной опавшей хвоей. Под высокими деревьями в нежной травушке прячутся грузди и опята, маслята и подберезовики.

К сожалению, чистые не слишком богаты обитателями, потому что для них здесь мало кормов. А вот в живет множество зайцев, кабанов и лисиц. Косули и лоси тоже находят здесь себе неплохой дом. Кроме того, мы можем увидеть между соснами серьезных ежей и быстрых как молнии куниц.

Кого можно увидеть в лиственном лесу?

Лиственный лес - это тот, в котором преобладают деревья и кустарники лиственных пород. Также такой лес можно назвать листопадным, потому что к зиме листья его опадают, а весной вырастают новые.

Растения, растущие в лесу (травы, цветы, ягоды), составляют его нижний ярус. Средний ярус - это кусты, а высокий - деревья. В основном это ясени и вязы, дубы и липы, березы и ольха.

В траве (нижнем ярусе) и почве обитает множество мелких насекомых и их личинок, а также вездесущие мыши.

Животный мир лиственных лесов не очень разнообразен, но интересен. Составляют его колючие ежики, быстрые белки, лисы и волки, дикие кабаны и лоси, лесные куницы и бурундуки, барсуки и хорьки. В высоких кронах деревьев вьют свои гнезда дятлы и щеглы, соловьи и чижики.

Растут здесь названия и описание которых стоит знать, чтобы случайно не сорвать несъедобную ягодку и не отравиться. Съедобные здесь брусника и земляника, также можно найти чернику и уже не в траве, а на низкорослых кустах ежевику и рябину.

Составляют лиственные леса около 25 % всех лесов Европы, что совсем не мало.

Осенний лес и зимний лес

Осень и зима - немного грустное время для леса и его обитателей. Осенью запасливые зверьки собирают запасы, которые помогут им выжить зимой. Например, белочки запасают орехи, мыши сносят в норы зерна, животные, которые будут впадать в спячку, нагуливают жир, то есть усиленно питаются - с запасом. Это поможет не отощать им долгие три месяца, пока они будут спать в своих "домах".

Осень - пора сбора урожая. Грибы и корешки, растения для гербариев и полезные, лечебные травы и листья, орехи, желуди и шишки - все это "богатство" дозревает осенью.

Лес зимой суров и молчалив. Не слышно певчих птиц, они улетели на юг и вернутся только весной. Не шумит листва, разве что под ногами шелестят опавшие листья. Пения птиц не слышно, большинство из них до наступления холодов улетели в теплые края.

Грибы, ягоды и прочее лесное добро зимой, конечно, не найти, но подышать морозным воздухом, насладиться зимней прогулкой, полюбоваться деревьями в серебряном инее очень приятно, да и полезно.

Весна и лето в лесу

Весна и лето - лучшее время для леса.

Весна в лесу - это период пробуждения от зимнего сна и восстановления природы. К тому же именно весной, когда еще не распустились полностью листья, можно хорошо рассмотреть особенности растений и кустов. Внимание тех, кому интересна природа, могут привлечь почки. На разных деревьях они могут быть разной степени зрелости. То есть на более ранних деревьях мы можем увидеть нежные листики в зародыше, а на еще "спящих" - тугие темные почки. К тому же когда ветки совсем голые, больше шансов увидеть интересных, но очень осторожных лесных обитателей.

Собирать в весеннем лесу еще, конечно, нечего. Но это касается ягод, грибов. А вот полезные коренья и растения для пересадки выкапывать вполне можно.

Животные весной тоже начинают новый цикл жизни. Некоторые выходят из зимней спячки (медведи, ежи), другие ищут себе пару для продолжения рода. Возвращаются из теплых стран перелетные птицы, и весенний молодой лес медленно наполняется птичьими трелями.

Летний лес предстает перед нами во всей своей красе и богатстве убранства. Шуршат в траве мышки-полевки, по стебелькам ползают трудолюбивые муравьи, а над головой пролетают сердитые и занятые своими делами жучки и шмели. Уже дозревают в траве, краснея, будто драгоценный рубин, ягодки земляники. Летний лес прекрасен.

Что дает нам лес?

То, что в лесу растет, может быть весьма полезным и вкусным.

Расскажем о полезных дарах каждого из рассмотренных нами видов леса.

Лиственный лес дает много видов съедобных грибов. Есть в нем и несъедобные, поэтому нужно быть осторожным, и не собирать грибы, если плохо знаете их.

Ягоды в лиственном лесу тоже есть. Весной и летом это земляника, осенний лес угощает спелой ежевикой и очень полезным шиповником. К осени спеют также лесные орехи - вкусное и, к сожалению, уже довольно редкое лакомство.

Ну и, конечно, лекарственные растения, например, тысячелистник, пустырник.

Таежный лес (или хвойный) богат кедровыми орешками. Они очень вкусные, легко усваиваются и богаты питательными веществами.

Сосновый бор дает нам такие ценные и полезные растения, как тимьян (именно из него делают вкусную и эффективную микстуру от кашля) и кладония, которую называют еще оленьим лишайником.

Опасные жители леса

Несмотря на красоту леса, не стоит забывать, что здесь может быть и опасно. Прежде чем отправится в лес, стоит узнать о возможных опасностях.

  • Змеи. Эти опасные пресмыкающиеся таят в себе серьезную угрозу здоровью нерадивых гостей. Есть они почти в каждом из видов леса. Поэтому, если вы собрались в лес, обязательно позаботьтесь о закрытой обуви из плотных материалов. Она убережет ваши ноги не только от возможного укуса змеи, но и от проколов и царапин острыми веточками.
  • Пауки. Они, как и змеи, тоже обитают практически везде. Лучшая защита от них - ваша осторожность. Обходите стороной большие кружева из паутины.
  • Клещи. Они могут быть очень опасными и не только доставить неприятные ощущения, но и нанести серьезный вред вашему здоровью. Все потому, что некоторые из них могут быть переносчиками страшного заболевания - энцефалита. Поэтому лучше, собираясь на лесную прогулку, надеть закрытую натуральную одежду, а дома внимательно осмотреть себя и своих близких на наличие клещей. Если это вредное насекомое обнаружено, необходимо обратиться к доктору. Он удалит клеща, а его тельце отправит на экспертизу, чтобы убедиться, не является ли он энцефалитным.
  • Комары. Оказывается, комары тоже могут наносить вред здоровью. Даже если у вас нет аллергии на их укусы, лучше обработать открытые участки тела (лицо, кисти рук) специальными спреями или кремами.
  • Дикие пчелы и осы представляют опасность в период образования роев или при случайном или умышленном разрушении их гнезд. В целях безопасности также лучше пользоваться перед походом в лес специальными средствами.
  • Несъедобные грибы погубили много жизней неосторожных грибников. А те, которые выжили после случайного употребления их в пищу, вряд ли могут похвастаться хорошим здоровьем. Не собирайте грибы, если плохо разбираетесь в их видах, и помните, что даже съедобные виды могут быть ядовитыми, если вы сорвете их в загрязненных отходами местах или вблизи оживленных дорог.
  • Ядовитые растения. Кроме грибов, в лесу вы можете встретиться с Например, растут у нас красивые и аппетитные на вид «волчьи ягоды». Есть их, несмотря на внешнюю привлекательность нельзя, так как это чревато серьезным отравлением и интоксикацией организма.
  • Кабаны. Дикие кабаны - очень опасные животные. Особенно агрессивными могут быть самки, которые защищают своих поросят. Если увидели кабаний выводок в лесу, оптимальный вариант или бегство, или высокое дерево, что послужит защитой от разъяренной мамочки.
  • Хищники. Хищные животные обитают не во всех лесах. Поэтому особо останавливаться на них не будем. Скажем лишь, что в лес, где обитают хищники лучше не ходить ночью, потому что именно в это время суток они предпочитают охотиться.

В заключение

Лес - это богатство земли, которое трудно переоценить. Он дает нам много полезных растений, ягод и грибов. Также это дом многих обитателей: животных и птиц, насекомых и микроорганизмов.

Существует несколько видов леса: наиболее популярные в наших широтах лиственные, хвойные (которые часто называют тундрой) и смешанные. В каждом из них обитают свои жители, которым комфортно именно в данных условиях.

Лес в разные времена года меняет свой образ жизни. Так, лес зимой прекрасен и наполнен сказочным очарованием, а летом - пением птиц и вкусными ягодами.

Несмотря на очарование леса, поджидать неосторожных путешественников в нем могут и опасности. Это как ядовитые растения, так и змеи или насекомые. Собираясь на прогулку, стоит внимательно отнестись к своей одежде и обуви, при необходимости пользуйтесь репеллентами. Это поможет сохранить здоровье и убережет от многих неприятнотей.

Лес - это легкие земли, он очищает воздух, что очень полезно. Проводите больше времени в лесу, на пикниках или прогулках - и это положительно отразится не только на вашем здоровье, но и на настроении. Но не забывайте и о правилах поведения. Не ломайте молодые деревья, не разрушайте муравейники и птичьи гнезда и, что очень важно, не оставляйте после своей прогулки горы мусора. Это не только некрасиво, но и опасно для многих обитателей леса, что могут пораниться о банки и бутылки или съесть целлофановые обертки и погибнуть. Уважайте и любите природу, если хотите, чтобы ваша жизнь была здоровой.

(НОД с детьми старшего дошкольного возраста по окружающему миру)

Подготовила воспитатель «Атемарского д/с №1 «Теремок» Глазкова И.В.

Цель:

Углубить и обобщить представления о лесе. В лесу растут разные растения, живут разные животные. Все нужны друг другу.

Задачи:

Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе осознания, зависимости, жизнедеятельности живых существ от условий среды и обитания.

Формировать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, уточнять и отстаивать свои мысли.

Воспитывать интерес к жизни растений, животных в лесу, понимая необходимость сохранять целостность среды для сохранения их жизни.

Материал:

изображение леса (этажи), прорези или кармашки для размещения животных, деревья для леса, кусты, травянистые растения, мох, ягодные кустарники; животные (звери, птицы, насекомые, лягушки и муравьи).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет -

В лесу подснежник расцветет. /Весна./

Воспитатель: А какое время года сейчас, месяц, который он по счету? Как называют весну? /Весна. Третий месяц. Весну называют утром года./

Воспитатель: Правильно. Весной все просыпается в природе, как после сна.

А теперь послушайте, о чем идет речь в данной загадке:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню - земляникой.

Таню - костяникой.

Машеньку - орешком.

Петю - сыроежкой.

Васю - хворостинкой. / Лес./

Появляется Незнайка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Кто к нам идет?

Незнайка, ты к нам спешишь в гости?

Незнайка: Нет, я сегодня тороплюсь в лес.

Воспитатель: Ну, и куда ты пойдешь?

Незнайка: Наверное, за зданием детского сада, там лес.

Воспитатель: Нет там леса. Ребята, вы видели за детским садом лес?

А почему это не лес? (Высказывания детей по этому вопросу).

Воспитатель: Надо рассказать Незнайке, что такое лес, иначе он не туда пойдёт.

II часть.

Воспитатель: Ребята, а какие деревья растут в лесу?

ответы детей: (Липа, береза, осина, ель, сосна, клен, орешник, дуб, вяз)

Воспитатель: А как отличить деревья друг от друга?

Дети: У липы ствол черный, у березы - белый, листочки мелкие с зубцами.

У осины ствол серо-зелёный; листочки круглые, с одной стороны светлее, с другой - тёмные

Воспитатель: А какое дерево называют сладким? (Липу).

Выберите картинки и поставьте их... Ну, что? Получился у нас лес? Почему не получился?

Дети: Надо, чтобы и кустарники росли.

Воспитатель: Почему нужны кусты? Почему они растут с деревьями в лесу? Выберите кусты и поставьте рядом с деревьями. Что еще растет в лесу?

Дети: Грибы, ягоды, цветы.

Воспитатель: Почему травы так много в лесу? Зачем мох?.. Найдите картинки и поставьте.

Незнайка: Какой красивый лес получился? Чисто, хорошо!

Воспитатель: Дети, а вы как думаете, получился лес? А почему нет?

Дети: Нужны насекомые.

Воспитатель: Выберите насекомых и поселите их. Расскажите Незнайке, где они живут и почему?

Дети находят короеда, комаров, мух, божьих коровок и др.

Незнайка: Ну, наконец-то и получился лес. Растения разные, насекомые, больше никого не надо.

Воспитатель: Ребята, а может быть и прав Незнайка? Может, никого и не надо больше в лесу? Как вы думаете, что будет с лесом, если будут жить только насекомые?

Дети: Они съедят лес.

Воспитатель: Что же делать?

Дети: Надо поскорей поселить птиц.

Воспитатель: Хорошо. Но, прежде чем расселить птиц, поиграем в "Кузнечики"

Физминутка.

Поднимайте плечики (энергичные движения плечами).

Прыгайте, кузнечики (прыжки).

Прыг-скок, прыг-скок...

Сели (приседания)

Травушку покушали,

Тишину послушали.

После игры дети расселяют птиц.

Воспитатель: А кто знает загадки о птицах?

O тветы детей.

Воспитатель: Что такое лес?

Дети обобщают.

Воспитатель: Ребята, а о ком мы с вами забыли? Кто еще живет в лесу, кроме птиц и насекомых?

Дети: Звери.

Воспитатель. А какие звери живут в лесу? (Дети перечисляют). Kmо знает о животных загадки, стихи?

Чтение стихов, отгадывание загадок.

Воспитатель: А вот вам хитрая задача.

I. У животного по 2 правые,

2 левые ноги,

2 ноги спереди, 2 - сзади.

Сколько ног у животного? / Четыре./

Какой хищник любит малину? / Медведь./

Воспитатель:

2. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу на зиму?

3. Что птицам страшнее - голод или холод? (Голод).

Каких зверей называют косой, косолапый, сохатый? (Заяц, медведь, лось)

А нужны ли нам дикие звери, есть ли от них польза или они приносят вред?

Дети: Они красивые, волк в лесу как санитар, без них было бы в лесу пусто, paзвелось бы в лесу много мышей, больных зверей и т.д.

Воспитатель: Ребята, Давай те поиграем в "Медвежат".

Медвежата в роще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так,

Головой своей крутили,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили.

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Игра: «Кто лишний?»

Незнайка: Вы говорите, что все в лесу нужны. А я всё равно в лес не пойду, там деревьев много.

Воспитатель: Ребята, может ли быть лес без деревьев? Ответы детей

Воспитатель: Ребята, расскажите Незнайке, что такое лес? Ответы детей

Решение кроссворда "Дары леса".

Воспитатель: Незнайка, ты понял, что такое лес и что он дарит людям, животным?

Незнайка: Все понял, только в лес и всё равно не пойду. Что там хорошего?

Воспитатель: Дети, так ли это? Почему люди ходят в лес? Чем можно полюбоваться в лесу? Почему в лесу так хорошо?

Дети: В лесу дышится легко, т.к. растения выделяют кислород, поглощают углекислый газ. Поют птицы, пахнет цветами, есть ягоды, очень красиво.

Воспитатель: А какие поговорки и пословицы вы знаете о лесе?

1. Лес - богатство и краса. Береги свои леса.

2. Много леса - не губи. Мало леса - береги. Нет леса - посади.

Воспитатель: А какие правила вежливого поведения в лесу ты знаешь?

Дети: - Не калечить деревья, не ломать ветки, ни травинку, ни лист, ни цветочка зря не рвать. Стараться не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Звери всякие нужны. Каждый из них делал в природе свое полезное дело.

Если увидишь мусор, надо подобрать.

Ходить по тропинкам, чтобы не мять траву, нечаянно не наступить на жуков, муравьев.

Воспитатель: Вы рассказали, что все в природе необходимо, нельзя обижать ни больших зверей, ни маленьких муравьев. Вот давайте и послушаем песню:

"Не обижайте муравья".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТО РАСТЁТ И КТО ЖИВЕТ В ЛЕСУ.

(НОД с детьми старшего дошкольного возраста по окружающему миру)

Подготовила воспитатель «Атемарского д/с №1 «Теремок» Глазкова И.В.

Цель:

Углубить и обобщить представления о лесе. В лесу растут разные растения, живут разные животные. Все нужны друг другу.

Задачи:

Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе осознания, зависимости, жизнедеятельности живых существ от условий среды и обитания.

Формировать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, уточнять и отстаивать свои мысли.

Воспитывать интерес к жизни растений, животных в лесу, понимая необходимость сохранять целостность среды для сохранения их жизни.

Материал:

изображение леса (этажи), прорези или кармашки для размещения животных, деревья для леса, кусты, травянистые растения, мох, ягодные кустарники; животные (звери, птицы, насекомые, лягушки и муравьи).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет -

В лесу подснежник расцветет. /Весна./

Воспитатель: А какое время года сейчас, месяц, который он по счету? Как называют весну? /Весна. Третий месяц . Весну называют утром года./

Воспитатель: Правильно. Весной все просыпается в природе, как после сна.

А теперь послушайте, о чем идет речь в данной загадке:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню - земляникой.

Таню - костяникой.

Машеньку - орешком.

Петю - сыроежкой.

Васю - хворостинкой. / Лес./

Появляется Незнайка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Кто к нам идет?

Незнайка, ты к нам спешишь в гости?

Незнайка: Нет, я сегодня тороплюсь в лес.

Воспитатель: Ну, и куда ты пойдешь?

Незнайка: Наверное, за зданием детского сада, там лес.

Воспитатель: Нет там леса. Ребята, вы видели за детским садом лес?

А почему это не лес? (Высказывания детей по этому вопросу).

Воспитатель: Надо рассказать Незнайке, что такое лес, иначе он не туда пойдёт.

II часть.

Воспитатель: Ребята, а какие деревья растут в лесу?

ответы детей: (Липа, береза, осина, ель, сосна, клен, орешник, дуб, вяз)

Воспитатель: А как отличить деревья друг от друга?

Дети: У липы ствол черный, у березы - белый, листочки мелкие с зубцами.

У осины ствол серо-зелёный; листочки круглые, с одной стороны светлее, с другой - тёмные

Воспитатель: А какое дерево называют сладким? (Липу).

Выберите картинки и поставьте их... Ну, что? Получился у нас лес? Почему не получился?

Дети: Надо, чтобы и кустарники росли.

Воспитатель: Почему нужны кусты? Почему они растут с деревьями в лесу? Выберите кусты и поставьте рядом с деревьями. Что еще растет в лесу?

Дети: Грибы, ягоды, цветы.

Воспитатель: Почему травы так много в лесу? Зачем мох?.. Найдите картинки и поставьте.

Незнайка: Какой красивый лес получился? Чисто, хорошо!

Воспитатель: Дети, а вы как думаете, получился лес? А почему нет?

Дети: Нужны насекомые.

Воспитатель: Выберите насекомых и поселите их. Расскажите Незнайке, где они живут и почему?

Дети находят короеда, комаров, мух, божьих коровок и др.

Незнайка: Ну, наконец-то и получился лес. Растения разные, насекомые, больше никого не надо.

Воспитатель: Ребята, а может быть и прав Незнайка? Может, никого и не надо больше в лесу? Как вы думаете, что будет с лесом, если будут жить только насекомые?

Дети: Они съедят лес.

Воспитатель: Что же делать?

Дети: Надо поскорей поселить птиц.

Воспитатель: Хорошо. Но, прежде чем расселить птиц, поиграем в "Кузнечики"

Физминутка.

Поднимайте плечики (энергичные движения плечами).

Прыгайте, кузнечики (прыжки).

Прыг-скок, прыг-скок...

Сели (приседания)

Травушку покушали,

Тишину послушали.

После игры дети расселяют птиц.

Воспитатель: А кто знает загадки о птицах?

Oтветы детей.

Воспитатель: Что такое лес?

Дети обобщают.

Воспитатель: Ребята, а о ком мы с вами забыли? Кто еще живет в лесу, кроме птиц и насекомых?

Дети: Звери.

Воспитатель. А какие звери живут в лесу? (Дети перечисляют). Kmо знает о животных загадки, стихи?

Чтение стихов, отгадывание загадок.

Воспитатель: А вот вам хитрая задача.

I. У животного по 2 правые,

2 левые ноги,

2 ноги спереди, 2 - сзади.

Сколько ног у животного? / Четыре./

Какой хищник любит малину? / Медведь./

Воспитатель:

2. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу на зиму?

3. Что птицам страшнее - голод или холод? (Голод).

Каких зверей называют косой, косолапый, сохатый? (Заяц, медведь, лось)

А нужны ли нам дикие звери, есть ли от них польза или они приносят вред?

Дети: Они красивые, волк в лесу как санитар, без них было бы в лесу пусто, paзвелось бы в лесу много мышей, больных зверей и т.д.

Воспитатель: Ребята, Давай те поиграем в "Медвежат".

Медвежата в роще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так,

Головой своей крутили,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили.

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Игра: «Кто лишний?»

Незнайка: Вы говорите, что все в лесу нужны. А я всё равно в лес не пойду, там деревьев много.

Воспитатель: Ребята, может ли быть лес без деревьев? Ответы детей

Воспитатель: Ребята, расскажите Незнайке, что такое лес? Ответы детей

Решение кроссворда "Дары леса".

Воспитатель: Незнайка, ты понял, что такое лес и что он дарит людям, животным?

Незнайка: Все понял, только в лес и всё равно не пойду. Что там хорошего?

Воспитатель: Дети, так ли это? П очему люди ходят в лес? Чем можно полюбоваться в лесу? Почему в лесу так хорошо?

Дети: В лесу дышится легко, т.к. растения выделяют кислород, поглощают углекислый газ. Поют птицы, пахнет цветами, есть ягоды, очень красиво.

Воспитатель: А какие поговорки и пословицы вы знаете о лесе?

1. Лес - богатство и краса. Береги свои леса.

2. Много леса - не губи. Мало леса - береги. Нет леса - посади.

Воспитатель: А какие правила вежливого поведения в лесу ты знаешь?

Дети: - Не калечить деревья, не ломать ветки, ни травинку, ни лист, ни цветочка зря не рвать. Стараться не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Звери всякие нужны. Каждый из них делал в природе свое полезное дело.

Если увидишь мусор, надо подобрать.

Ходить по тропинкам, чтобы не мять траву, нечаянно не наступить на жуков, муравьев.

Воспитатель: Вы рассказали, что все в природе необходимо, нельзя обижать ни больших зверей, ни маленьких муравьев. Вот давайте и послушаем песню:

"Не обижайте муравья".


Беседа с детьми старшего дошкольного возраста

ЧТО РАСТЁТ И КТО ЖИВЕТ В ЛЕСУ.

Программное содержание .

1. Углубить и обобщить представления о лесе. В лесу растут разные растения, живут разные животные. Все нужны друг другу.

2. Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе осознания, зависимости, жизнедеятельности живых существ от условий среды и обитания.

3. Формировать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, уточнять и отстаивать свои мысли.

4. Воспитывать интерес к жизни растений, животных в лесу, понимая необходимость сохранять целостность среды для сохранения их жизни.

Материал; изображение леса (этажи), прорези или кармашки для размещения животных, деревья для леса, кусты, травянистые растения, мох, ягодные кустарники; животные (звери, птицы, насекомые, лягушки и муравьи).

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет -

В лесу подснежник расцветет. /Весна./

Воспитатель: А какое время года сейчас, месяц, который он по счету? Как называют весну? /Весна. Третий месяц. Весну называют утром года./

Воспи т атель : Правильно. Весной все просыпается в природе, как после сна.

А теперь послушайте, о чем идет речь в данной загадке:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню - земляникой.

Таню - костяникой.

Машеньку - орешком.

Петю - сыроежкой.

Васю - хворостинкой. / Лес./

Появляется Незнайка.

Воспитатель : Ребята, посмотрите. Кто к нам идет?

Незнайка, ты к нам спешишь в гости?

Незнайка : Нет, я сегодня тороплюсь в лес.

Воспитатель : Ну, и куда ты пойдешь?

Незнайка : Наверное, за зданием детского сада, там лес.

Воспитатель : Нет там леса. Ребята, вы видели за детским садом лес?

А почему это не лес? (Высказывания детей по этому вопросу).

Воспитатель : Надо рассказать Незнайке, что такое лес, иначе он не туда пойдёт.

Воспитатель : Ребята, а какие деревья растут в лесу?

ответы детей : (Липа, береза, осина, ель, сосна, клен, орешник, дуб, вяз)

Воспитатель : А как отличить деревья друг от друга?

Дети : У липы ствол черный, у березы - белый, листочки мелкие с зубцами.

У осины ствол серо-зелёный; листочки круглые, с одной стороны светлее, с другой - тёмные

Воспитатель : А какое дерево называют сладким? (Липу).

Выберите картинки и поставьте их... Ну, что? Получился у нас лес? Почему не получился?

Дети : Надо, чтобы и кустарники росли.

Воспитатель : Почему нужны кусты? Почему они растут с деревьями в лесу? Выберите кусты и поставьте рядом с деревьями. Что еще растет в лесу?

Доги : Грибы, ягоды, цветы.

Воспитатель : Почему травы так много в лесу? Зачем мох?.. Найдите картинки и поставьте.

Незнайка : Какой красивый лес получился? Чисто, хорошо!

Воспитатель : Дети, а вы как думаете, получился лес? А почему нет?

Дети : Нужны насекомые.

Воспитатель : Выберите насекомых и поселите их. Расскажите Незнайке, где они живут и почему?

Дети находят короеда, комаров, мух, божьих коровок и др.

Незнайка : Ну, наконец-то и получился лес. Растения разные, насекомые, больше никого не надо.

Воспитатель : Ребята, а может быть и прав Незнайка? Может, никого и не надо больше в лесу? Как вы думаете, что будет с лесом, если будут жить только насекомые?

Дети : Они съедят лес.

Воспитатель : Что же делать?

Дети : Надо поскорей поселить птиц.

Воспитатель : Хорошо. Но, прежде чем расселить птиц, поиграем в "Кузнечики" Физминутка .

Поднимайте плечики (энергичные движения плечами).

Прыгайте, кузнечики (прыжки).

Прыг-скок, прыг-скок...

Сели (приседания)

Травушку покушали,

Тишину послушали.

После игры дети расселяют птиц.

Воспитатель: А кто знает загадки о птицах?

O тветы детей.

Воспитатель : Что такое лес?

Дети обобщают.

Воспитатель : Ребята, а о ком мы с вами забыли? Кто еще живет в лесу, кроме птиц и насекомых?

Дети: Звери.

Воспитатель . А какие звери живут в лесу (Дети перечисляют). Kmо знает о животных загадки, стихи?

Чтение стихов, отгадывание загадок.

Воспитатель : А вот вам хитрая задача.

I. У животного по 2 правые,

2 левые ноги,

2 ноги спереди, 2 - сзади.

Сколько ног у животного? / Четыре./

Какой хищник любит малину? / Медведь./

Воспитатель :

2. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу на зиму?

3. Что птицам страшнее - голод или холод? (Голод).

Каких зверей называют косой, косолапый, сохатый? (Заяц, медведь, лось)

А нужны ли нам дикие звери, есть ли от них польза или они приносят вред?

Дети: Они красивые, волк в лесу как санитар, без них было бы в лесу пусто, paзвелось бы в лесу много мышей, больных зверей и т. д.

Воспитатель : Ребята, Давай го поиграем в "Медвежат".

Медвежата в роще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так,

Головой своей крутили,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили.

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Игра : « Кто лишний

Незнайка : Вы говорите, что все в лесу нужны. А я всё равно в лес не пойду, там деревьев много.

Воспитатель : Ребята, может ли быть лес без деревьев? Ответы детей

Воспитатель : Ребята, расскажите Незнайке, что такое лес? Ответы детей

Решение кроссворда "Дары леса".

Воспитатель : Незнайка, ты понял, что такое лес и что он дарит людям, животным?

Незнайка : Все понял, только в лес и всё равно не пойду. Что там хорошего?

Воспитатель : Дети, так ли это? Почему люди ходят в лес? Чем можно полюбоваться в лесу? Почему в лесу так хорошо?

Дети : В лесу дышится легко, т. к. растения выделяют кислород, поглощают углекислый газ. Поют птицы, пахнет цветами, есть ягоды, очень красиво.

Воспитатель : А какие поговорки и пословицы вы знаете о лесе?

1. Лес - богатство и краса. Береги свои леса.

2. Много леса - не губи. Мало леса - береги. Нет леса - посади.

Воспи тател ь : А какие правила вежливого поведения в лесу ты знаешь?

Дети : - Не калечить деревья, не ломать ветки, ни травинку, ни лист, ни цветочка зря не рвать. Стараться не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Звери всякие нужны. Каждый из них делал в природе свое полезное дело.

Если увидишь мусор, надо подобрать.

Ходить по тропинкам, чтобы не мять траву, нечаянно не наступить на жуков, муравьев.

Воспитатель : Вы рассказали, что все в природе необходимо, нельзя обижать ни больших зверей, ни маленьких муравьев. Вот давайте и споем об этом песню

Песня "Не обижайте муравья".

Игра: « Старичок – годовичок»

Ведущая выбирает старичка – годовичка:

Начинаем мы играть.

Ты скорей выходи

И нам месяц говори:

На кого показывает, тот называет месяц, например: «Сентябрь».

Игру продолжает ребёнок:

«Я старик – годовик

По кругу иду,

Счет месяцам веду»

Старичок – годовичок начинает счёт месяцев, на кого покажет «сентябрь», тот ребёнок рассказывает о себе: «Я, сентябрь, первый осенний месяц, я смотрю, как люди собирают урожай, как птицы собираются в тёплые края…»

Игра продолжается: сентябрь выбирает старичка – годовичка…

Загрузка...