Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Скорость булавы. Ракетный комплекс "Булава" официально принят на вооружение. Полное погружение: история подводного флота РФ

На вооружение ВМФ России принят ракетный комплекс Д-30 с межконтинентальной баллистической ракетой Р-30 «Булава», разработка которого началась еще в 1990-х годах, передает .

Во второй половине 90-х было принято решение придать Московскому институту теплотехники функции статус ведущей организации при создании перспективных средств ядерного сдерживания, в том числе баллистических ракет морского базирования. Генеральному конструктору и генеральному директору предложили создать универсальную баллистическую ракету для ВМФ и .

Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году после трех неудачных испытаний законченного более чем на 70% комплекса баллистической ракеты для подводных лодок (БРПЛ) «Барк» конструкции Миасского КБ — разработчика всех советских БРПЛ. Немаловажную роль в этом сыграла безвременная кончина создателя отечественной научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения генерального конструктора Виктора Макеева.

Никакого опыта создания баллистических ракет морского базирования у МИТ на тот период времени не было. Головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 первоначально создавался именно под «Барк», и после принятия решения в пользу «Булавы» субмарина нуждалась в существенной переделке.

Испытания «Булавы» шли непросто. Первый успешный бросковый пуск весогабаритного макета был произведен 23 сентября 2004 года с модернизированного тяжелого подводного крейсера стратегического назначения ТК-208 « » проекта 941УМ «Акула». Второй и третий пуски были также удачны.

Однако потом пошла полоса неудач. Неуспешными по разным причинам оказались четвертый, пятый и шестой пуски. Три последующих запуска оказались удачными. Но десятый, одиннадцатый и двенадцатый пуски вновь оказались неудачными.

Таким образом, промахов стало уже семь, учитывая, что два пуска из успешных официально считались «частично успешными».

После этого начали раздаваться мнения, что ракета Р-30 «Булава» — самая дорогостоящая авантюра в современной истории Вооруженных сил, и от этого изделия, пока не поздно, надо отказаться.

По этому поводу «Газета.Ru» ранее приводила : «Тем не менее, эту ракету довели до ума. На тот период времени просто не было возможности делать что-либо другое — вот и все. Твердотопливная ракета все-таки гораздо лучше в эксплуатации на подводных лодках, чем изделия с жидкими и очень агрессивными компонентами ракетного топлива».

По словам эксперта, некоторым наблюдателям временной отрезок от начала испытаний до принятия ракеты Р-30 на вооружение (почти 14 лет) представляется очень большим. Однако в истории отечественного вооружения и военной техники есть и куда более впечатляющие примеры.

В частности, истребитель МиГ-19 совершил первый полет 5 января 1954 года. Эта боевая машина эксплуатировалась до середины 1970-х годов и была выпущена в количестве 6,5 тыс. единиц. Однако официально на вооружение истребительной авиации ПВО и ВВС истребитель принят так и не был.

Аналогичная судьба постигла первый советский сверхзвуковой истребитель-перехватчик, бомбардировщик, разведчик, учебно-тренировочный самолет и самолет РЭБ Як-28. Размноженный в количестве более 1100 единиц, самолет так и не был принят на вооружение, хотя эксплуатировался в СССР более двух десятков лет.

По мнению Макиенко, по сравнению с МиГ-19 и Як-28 больше повезло сверхзвуковому стратегическому бомбардировщику Ту-160. Впервые эта машина была поднята в воздух 18 декабря 1981 года. К 1991 году на аэродром «Прилуки» (Украина) поступили 19 самолетов, из которых были сформированы две эскадрильи.

В январе 1992 года российский президент принял решение о возможной приостановке продолжавшегося серийного выпуска Ту-160 в том случае, если США прекратят серийное производство самолета B-2. К этому времени было выпущено 35 машин. Но официально на вооружение бомбардировщик к тому времени принят так и не был. Это произошло только в 2005 году.

Считается, что во многом на принятие на вооружение комплекса Ту-160 повлиял полет президента Российской Федерации на самолете этого типа.

В 2005 году на борту стратегического бомбардировщика Ту-160 «Павел Таран» вылетел в район учений Дальней авиации и Северного флота. Вскоре после этого машина была принята на вооружение.

Таким образом, от первого полета стратегического бомбардировщика Ту-160 в 1981 году до его принятия на вооружение в 2005 году прошло почти 24 года. Вполне возможно, что это своеобразный рекорд.

В некоторых источниках приводится версия, что ракета «Булава» была принята на вооружение Военно-морского флота России еще в 2011 году, а пуски, которые проводились с тех пор, были и испытательными, и проверочными, необходимыми для поддержания ракет в боеготовом состоянии. Надо заметить, что подобное мнение не основывается на какой-либо серьезной доказательной базе.

Российская твердотопливная баллистическая ракета Р-30 «Булава» комплекса Д-30 комплектуется термоядерной боевой частью, которая представляет собой десять боевых блоков индивидуального наведения, каждый мощностью по 150 килотонн. Стартовая масса ракеты достигает 38,6 тонны. Максимальная дальность стрельбы — 8000-9300 км.

Штатными носителями Р-30 являются ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 955 «Борей». На каждом из них по 16 пусковых установок комплекса Д-30. Сегодня в строю подводных сил ВМФ три РПК СН проекта 955 — К-535 « » на Северном флоте, К-550 « » и К-551 «Владимир Мономах» — на Тихоокеанском флоте. Завершает испытания РПК СН «Князь Владимир». В состав Северного флота лодка войдет в 2019 году.

На разных степенях постройки находятся субмарины проекта 955 « », «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Предполагается сооружение еще шести лодок этого типа.

МОСКВА, 29 июня. /ТАСС/. Ракетный комплекс Д-30 с межконтинентальной баллистической ракетой Р-30 "Булава" по результатам успешных испытаний в 2018 году принят на вооружение ВМФ России. Об этом ТАСС сообщил источник в российском оборонно-промышленном комплексе.

"Программа контрольных стрельб, заданная военным ведомством, полностью и успешно выполнена, надежность "Булавы" подтверждена, что сняло все препятствия для принятия ракеты на вооружение. Соответствующее решение принято, необходимые документы подписаны", - сообщил собеседник агентства.

ТАСС не располагает официальным подтверждением этой информации.

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-30 "Булава" с середины 1990-х годов разрабатывалась Московским институтом теплотехники. Главные конструкторы - Юрий Соломонов и Александр Суходольский. По данным СМИ, эта трехступенчатая твердотопливная ракета может нести до шести боевых блоков индивидуального наведения. Предназначена для вооружения атомных подводных лодок проекта 955 "Борей", каждая субмарина имеет 16 пусковых установок.

Всего с 2005 года было проведено около 30 испытательных пусков ракеты Р-30, примерно треть из них сопровождали различные технические проблемы. Последнее испытание состоялось 22 мая 2018 года - подводная лодка К-535 "Юрий Долгорукий" выпустила залпом сразу четыре "Булавы". Опытная эксплуатация ракеты началась в 2013 году, когда в состав ВМФ России был принят головной ракетоносец проекта 955.

Три мифа о "Булаве"

Пиарщикам регресса в российском ракетостроении следует поставить научно обоснованный заслон

Американские ракеты без российских жидкостных двигателей РД-180 летать не могут.Фото с сайта www.nasa.gov

Реклама, как известно, двигатель прогресса. Так всегда было во всем мире. Кроме России. Здесь в морском ракетостроении усиленно рекламируется… регресс. Или, если называть вещи своими словами, пропаганда подменила собой рекламу. Причем пропаганда несуществующих сверхдостоинств новой межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» явно зашкаливает – то ли из-за некомпетентности самих пропагандистов, то ли из-за недооценки компетентности тех, в чей адрес она направлена. В ближайшее время в СМИ должен появиться массовый вброс об очередной победе «Булавы» – ожидается «залповая стрельба с глубины 50 м на ходу при волнении моря 6–7 баллов».

Первый и единственный залп полным боекомплектом – 16 жидкотопливными ракетами РСМ-54 – выполнил 15 лет назад ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Новомосковск». Испытания проводились с целью проверки «поведения» крейсера после того, как он в течение 90 секунд освободится почти от 645 тонн «реактивного» груза, замещенного забортной водой. И крейсер повел себя на пять с плюсом, и все массо-габаритные муляжи боевых блоков успешно «поразили» условные цели. Эта стрельба стала мировым военно-техническим рекордом советских подводников. Американские подводники с борта лодки «Огайо» осмелились выпустить только четыре ракеты «Трайдент-2» общим весом чуть больше 236 тонн. До начала августовских событий в Москве и последовавшего после них развала СССР оставалось 12 дней. Сегодня в Военно-морском флоте России старт двух ракет уже считается «залпом».

Однако вернемся к «Булаве». Кто еще не верит в ее победу – шаг из читательского строя! Эти заметки не для вас.

МИФ ПЕРВЫЙ: «БУЛАВА» ЗАМЕНИТ «СИНЕВУ» И «ЛАЙНЕР»

Начнем с информации о неудачных пусках двух ракет «Булава» в конце 2015 года с подводной лодки «Владимир Мономах». Это означает, что установленное министром обороны России (в 2013 году) условие о проведении пяти успешных пусков ракеты «Булава», которые должны предшествовать принятию их на вооружение, не выполнено. Этот факт делает преждевременным обсуждение вопроса о полномасштабной залповой стрельбе. И вообще обсуждение о боевых достоинствах «Булавы». Чтобы сгладить негативное впечатление о ее неудачных испытаниях, бывшие генералы, ставшие маститыми военными экспертами, как бы показывают всем дулю: накось, выкуси, у РСМ-54 было еще больше неудачных испытательных пусков, чем у «Булавы», и для убедительности приводят фантастические цифры.

Действительность же такова.

РСМ-54: количество испытательных пусков с наземного стенда и подводной лодки – 58, в том числе 17 неуспешных (29,3%).

РСМ-54 («Синева» и «Лайнер»): пять испытательных пусков, которые проводились после возобновления серийного производства ракет РСМ-54 в российских условиях, все пуски успешные.

«Булава»: 25 пусков, в том числе 11 неуспешных (44%).

Здесь уместно отметить, что если бы возобновление производства ракет РСМ-54 не реализовалось, а создание ракеты «Булава» соответствовало сегодняшней действительности, то в течение нескольких лет в России вовсе отсутствовали бы морские стратегические ядерные силы.

11 лет назад автор этих строк в своей статье под заголовком «Проект 2020: страна без ракет?» предрекал «Булаве» долгий и тяжкий путь создания. Увы, самые мрачные прогнозы оправдались. Сегодня известно, что подводные лодки проекта 667БДРМ, вооруженные ракетами РСМ-54, могут нести боевое дежурство до 2025–2030 годов в составе Северо-западной группировки морских стратегических сил. А существование Северо-восточной группировки начиная с 2016 года будет зависеть от фактического завершения разработки ракет «Булава».

Далее следует остановиться на утверждении (прогнозе) «отцов» «Булавы» о том, что жидкостные МБР не могут конкурировать с твердотопливными «ни по продолжительности активного участка, ни по живучести комплекса в ответном ударе, ни по стойкости на активном участке к воздействию поражающих факторов противоракетной обороны». Это, мягко говоря, большое заблуждение.

В договорном процессе об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений в качестве главных контролируемых параметров ракет были приняты: количество развернутых ракет, количество боезарядов на ракете и забрасываемый вес, доставляемый ракетой на оговоренные дальности стрельбы или продемонстрированный в реальном пуске. При этом забрасываемый вес современных ракет с разделяющейся головной частью определен как вес последней ступени ракеты, которая доставляет боевые блоки (боеголовки, боезаряды) к различным точкам прицеливания. В забрасываемый вес входят: боеголовки, средства противодействия (преодоления) противоракетной обороны, двигательная установка, аппаратура системы управления и конструктивные элементы, которые не отделяются от последней (часто называемой – боевой) ступени ракеты.

«Новомосковск» до сих пор остается мировым рекордсменом по залповой стрельбе баллистическими ракетами.

Забрасываемый вес является важнейшим параметром, характеризующим боевую эффективность ракеты, а также ее энергетические возможности. Отношение забрасываемого веса ракеты, доставляемого на дальность стрельбы 10 тыс. км, к стартовому весу ракеты межотраслевыми документами (в СССР и в России) названо техническим уровнем ракеты.

Для ракет с «автобусной схемой» последовательного разведения боеголовок по точкам прицеливания вес (масса) системы разведения, бортовой системы управления определяется при проектировании и для конкретной ракеты может быть принят постоянным. В этой связи задача сводится к определению рационального веса (мощности) боеголовки и рационального веса средств противодействия для прорыва противоракетной обороны. При этом ясно, что для ракет с ограниченным забрасываемым весом придется найти рациональное сочетание мощности боеголовки и веса средств противодействия. А реализация усиленного противодействия на таких ракетах ведет либо к сокращению количества боеголовок, либо к снижению их мощности и веса.

МИФ ВТОРОЙ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛЮБОЙ ПРО

Рассмотрим, как решена или решается задача оснащения современных стратегических ракет России средствами противодействия противоракетной обороне.

Для морских жидкостных ракет «Синева» и «Лайнер» с прогнозируемым сроком службы до 2030 года обеспечена возможность переоснащения по количеству боевых блоков: от четырех среднего класса мощности со средствами противодействия противоракетной обороне до 8–10 малого класса мощности с различными наборами средств противодействия (ложных целей). Забрасываемый вес (масса) этих ракет около 2 тыс. кг.

Для современных твердотопливных морских ракет «Булава», начало боевого дежурства которых должно было состояться в 2014–2015 годах (фактически в 2016–2017 годах), прогнозируемый срок службы – до 2050–2060 годов. Следует ожидать проведения модернизационных работ, в том числе и по средствам противодействия. При этом возможности модернизации будут ограничены величиной забрасываемого веса (массы) – 1150 кг и возможностью его увеличения. Наиболее вероятно это означает, что повышение прорывных качеств будет возможно только за счет уменьшения количества боеголовок, поскольку уже применены боеголовки малого класса мощности.

Для современных сухопутных жидкостных ракет – «Воевода» с забрасываемым весом 8800 кг и «Стилет» с забрасываемым весом 4350 кг – прогнозируемый срок службы 2020–2022 годы. В этой связи не следует проводить какие-либо работы по модернизации боевого оснащения этих ракет.

Для сухопутных твердотопливных ракет с моноблочной головной частью «Тополь М», а также «Ярс» с разделяющейся головной частью предусмотрены современные средства противодействия. Однако реализация более эффективного противодействия противоракетной обороне при последующих модернизациях будет ограничиваться небольшим забрасываемым весом (массой) – около 1200–1300 кг и приведет либо к сокращению количества боеголовок малого класса мощности, либо к применению (в моноблочном варианте) блока среднего класса мощности.

Тяжелые ракеты шахтного базирования «Сармат» (типа «Воевода») с 8-тонным, например, забрасываемым весом могут обеспечить эффективную защиту от противоракетной обороны при условии, если от 2 до 4 тонн забрасываемого веса будут выделены для средств защиты 10 боеголовок повышенного или среднего классов мощности.

Основные итоги этих рассуждений сведены в таблице «Сведения о стратегических ядерных силах сдерживания».

Изложенные обстоятельства приводят к выводу, что в перспективе гарантированное стратегическое сдерживание может быть обеспечено при наличии в составе стратегических ядерных сил ракет с увеличенным забрасываемым весом. Такие ракеты способны адекватно противодействовать прогнозируемым вариантам противоракетной обороны. Живучесть таких ракет в варианте стационарного базирования до старта может быть обеспечена двукратным повышением фортификационной стойкости при модернизации существующих стационарных шахт, а также противоракетной обороной стартовых позиций и позиционных районов существующими или известными средствами.

Что касается подвижного базирования сухопутных стратегических средств сдерживания, то возможности их противодействия противоракетной обороне меньше вследствие малого забрасываемого веса твердотопливных ракет (менее 1,5 тонны). Это может потребовать затрат на дополнительное развертывание ракет и выхода из процесса договорных ограничений стратегических наступательных вооружений.

В этой связи реализуемый переход на твердотопливные морские ракеты имеет недостаток, связанный с уменьшением забрасываемого веса, что иллюстрируется приведенной таблицей характеристик российских и американских морских ракет.

Главным и весьма печальным выводом из этой таблицы является факт отставания российского твердотопливного морского ракетостроения от американского почти на 40 лет, что следует из сравнения ракет «Трайдент-1» и «Булава», которые имеют сопоставимые тактико-технические характеристики и почти одинаковый условный технический уровень, уступающий современному американскому техническому уровню («Трайдент-2») примерно на 20%, а отечественной жидкостной морской ракете РСМ-54 (в том числе в вариантах «Синева» и «Лайнер») – в полтора раза.

МИФ ТРЕТИЙ: ПРЕИМУЩЕСТВА ТВЕРДОТОПЛИВНЫХ РАКЕТ

Далее остановимся на утверждении о преимуществе твердотопливных ракет в продолжительности активного участка, живучести в ответном ударе, стойкости на активном участке. Скорее всего такое утверждение рассчитано на специалистов, не связанных с ракетостроением. Нет сомнений, что длительность активного участка у твердотопливных ракет традиционно меньше, чем у жидкостных. Но когда этот фактор может стать определяющим? Например, после появления космических эшелонов ПРО («Звездные войны»). Однако и в этом случае жидкостные ракеты могут парировать «космические» перехваты, например, за счет пунктирных траекторий (выключил – включил маршевый двигатель), за счет маневрирующих в произвольном направлении траекторий, а также сокращением времени активного участка при новом проектировании.

Что касается стойкости на активном участке к поражающим факторам, то сегодня все требования заказчика принимаются и выполняются разработчиками. Если эти требования будут доказательно увеличиваться, то повышенная энергетика жидкостных ракет поможет их реализации.

МНЕНИЕ МАРШАЛА

Возобновление серийного выпуска модернизированных ракет РСМ-54 позволило сохранить боевой потенциал российских МСЯС. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

В заключение своих заметок обращусь за поддержкой к непререкаемому авторитету единственного среди министров обороны «маршала от промышленности» Дмитрию Устинову. В 2013 году издательский дом «Столичная энциклопедия» выпустил в свет книгу «Рассказы о русских ракетах». В 2005 году помощник министра обороны Дмитрия Устинова Игорь Вячеславович Илларионов рассказал автору этой книги следующую историю. «Незадолго до смерти Устинова Илларионов посетил его в больнице. Поговорили о текущих делах. Неожиданно министр произнес:

– Ты знаешь, а ведь Витя был прав.

– Вы о чем, Дмитрий Федорович? – удивленно спросил Илларионов.

– Я говорю, прав был Витя Макеев, когда упирался изо всех сил и не хотел твердотопливную машину строить. Я здесь в палате о многом передумал. Мы тогда его здорово гнули. А зря…

Устинов задумался. Илларионов прервал молчание.

– Но почему, Дмитрий Федорович? Вы же всегда так верили в твердотопливную технику!

– Я и сейчас верю. Только до американцев нам не дорасти. И нечего было тужиться. Наш удел – жидкое топливо. При наших возможностях ничего лучше не сделаешь.

Устинов вновь задумался.

– И твердотопливников мы с тобой, Игорь, зря гоняли. Они чуть не надорвались. Витя и Миша Янгель отличные машины делали. И для промышленности, и для армии, и для флота…»

ПРОГНОЗ И РЕАЛЬНОСТЬ

Создание ракеты РТ-2 (по договору СНВ – РС-12, по классификации НАТО – SS-13 mod. 1 Savage), состоявшей на вооружении РВСН с 1969 по 1994 год, привело к увеличению транспортируемых весов. Жидкостные ракеты того времени транспортировались на стартовую позицию без топлива и заправлялись после погрузки в шахту. Ракета РТ-2 (РТ-2П) на боевую стартовую позицию доставлялась раздельно: в одном контейнере первая ступень (вес около 35 тонн), а в другом – состыкованная вторая и третья ступени. Технические решения вопроса были найдены, но для доставки на стартовую позицию требовались улучшенные дороги и соответствующие транспортные агрегаты.

Создание морской твердотопливной ракеты Р-39 (по договору СНВ – РСМ-52, по классификации НАТО – SS-N-20 Sturgeon) со стартовой массой 90 т потребовало строительства новой системы базирования, перехода с «колесной» на «железнодорожную» транспортировку ракет, нового кранового оборудования для погрузки тяжелых ракет и многого другого. Работы затягивались и не были завершены в советское время. В российский период эксплуатацию ракет Р-39 досрочно прекратили, а ее носители – пять тяжелых подводных крейсеров проекта 941 системы «Тайфун» – утилизировали или готовят к утилизации, еще один, «Дмитрий Донской», переоборудован под испытательную платформу для «Булавы».

Конечно, все проблемы эксплуатации и морских, и сухопутных, стационарных и подвижных твердотопливных ракет решались отечественными разработчиками, но требовали и увеличенных затрат, и увеличенных сроков создания. Один из выводов разработчиков первых отечественных межконтинентальных баллистических ракет сводится к тому, что твердотопливный ракетный двигатель – это роскошь, доступная только богатым странам, имеющим высокоразвитую науку и экономику. Но вот в чем фишка, даже такая богатая страна, как США, покупает у России ее жидкостные ракетные двигатели и устанавливает их на свои ракеты.

Недавно на слушаниях в конгрессе заместитель министра обороны США по закупкам и технологиям Фрэнк Кендалл предупредил, что преждевременный отказ США от использования российского ракетного двигателя РД-180 обойдется Пентагону более чем в 1 млрд долл., а собственный двигатель американские компании смогут создать не ранее 2021 года. Так надо ли нам гнаться за американской модой на твердотопливные ракеты, если наши жидкостные ничуть не хуже, а в некоторых случаях даже лучше? Вопрос, конечно, риторический еще и потому, что правительство вложило миллиарды рублей в разработку «Булавы» и создание для нее носителя – стратегических подводных лодок проекта 955 «Борей».

Можно констатировать, что сегодня в России есть разные мнения, разные подходы, разные возможности, но, к сожалению, нет грамотного, справедливого и неангажированного арбитра по вопросам стратегического ракетостроения.

Владимир Александрович Гундаров – капитан 1 ранга запаса.

28 ноября в акватории Баренцева моря стратегическая атомная подводная лодка «Александр Невский» произвела из подводного положения по полигону Кура на Камчатке.

Что представляет собой ракета?

«Булава» (SS NX 30 — по классификации НАТО) — российская трёхступенчатая твердотопливная ракета морского базирования, разработанная Московским институтом теплотехники. Устанавливается на лодки проекта 955 «Борей»

Особенностью ракеты является то, что она оснащена гиперзвуковыми боеголовками, позволяющими осуществлять маневр по высоте и курсу. Ракета на активном участке может уходить от противоракеты.

Изготовитель — Воткинский завод.

Количество боевых блоков — от 6 до 10 общей массой 1,15 т.

Радиус действия — 8 тыс. км.

Стартовая масса — около 36,8 т.

Забрасываемый вес — 1150 кг.

Длина — 12,1 м.

Максимальный диаметр — 2 м.

Максимальная дальность полёта — от 8 до 9 тыс. км.

Двигатели первой и второй ступени — твердотопливные. Третья ступень оснащена жидкостным двигателем.

Все компоненты «Булавы» производятся в России, что гарантирует независимость от мировой политической конъюнктуры.

«Булава» должна составить основу перспективной группировки морских стратегических ядерных сил России до 2040-2045 годов.

Испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Фото: РИА Новости

История запусков

Испытания ракеты начались в 2004 году. Всего было произведен 22 испытательных запуска «Булавы», 13 из них признаны успешными.

24 мая 2004 года — при испытании твердотопливного двигателя ракеты «Булава» на Воткинском машиностроительном заводе произошёл взрыв. На испытательном стенде взорвался двигатель ракеты.

23 сентября 2004 года с борта тяжелого атомного подводного крейсера стратегического назначения Северного флота ВМФ ВС РФ «Дмитрий Донской» был успешно произведён учебный запуск макета межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Испытание проводилось для проверки возможности использования МБР с подводных лодок.

27 сентября 2005 года был осуществлён успешный испытательный пуск из акватории Белого моря из надводного положения по полигону Кура (Камчасткая область). Примерно за 14 минут ракета преодолела более 5,5 тысяч километров, ракета поразила все предназначенные цели на полигоне.

7 сентября 2006 года с борта крейсера «Дмитрий Донской» был произведён запуск «Булавы» с подводного положения в направлении Камчатки. Запуск был неудачным. Из-за сбоя в программе на втором этапе испытаний ракета отклонилась от заданного курса и упала в море, не достигнув цели.

25 октября 2006 года был произведён неудачный пуск ракеты, которая после нескольких минут полёта отклонилась от курса, самоликвидировалась и упала в Белое море.

24 декабря 2006 года был произведён неудачный испытательный пуск ракеты из надводного положения. Через несколько минут полёта из-за отказа двигателя третьей ступени ракета самоликвидировалась.

28 июня 2007 года в Белом море был произведён частично удачный пуск, третья боеголовка не достигла цели.

28 ноября 2008 года подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» Северного флота из акватории Белого моря произвёл успешный пуск ракеты по полигону Кура на Камчатке.

23 декабря 2008 года испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава» с атомного подводного крейсера «Дмитрий Донской» закончился неудачно. Ракета самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе.

9 декабря 2009 года пуск закончился неудачей, при работе третьей ступени произошёл технический сбой.

7 октября 2010 года пуск прошёл в штатном режиме. Ракета поразила все заданные цели на полигоне Кура.

29 октября 2010 года пуск из акватории Белого моря по полигону Кура прошёл в штатном режиме. Боевые блоки «Булавы» поразили цель в установленный срок.

28 июня 2011 года был впервые произведён успешный пуск со штатного носителя АПЛ «Юрий Долгорукий». Боевые блоки ракеты доставлены в заданный район на Камчатке.

27 августа 2011 года в рамках испытаний на максимальную дальность полёта ракеты был успешно произведён пуск с борта АПЛ «Юрий Долгорукий».

28 октября 2011 года был успешно произведён пуск с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» из акватории Белого моря по полигону Кура.

23 декабря 2011 года пуск ракеты завершился успешно с борта АПЛ «Юрий Долгорукий». Запуск был залповым, двумя ракетами, боевые блоки достигли полигона Кура.

6 сентября 2013 года пуск с борта АПЛ «Александр Невский» в акватории Белого моря завершился неудачно. Ракета вышла из пускового контейнера, однако на второй минуте полёта произошёл сбой в системе управления второй ступени, двигатели выключились, и ракета упала в Северный Ледовитый океан.

10 сентября 2014 года был успешно произведён с борта АПЛ «Владимир Мономах» в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке.

29 октября 2014 года был произведён успешный запуск ракеты по полигону Кура на Камчатке с атомной подлодки «Юрий Долгорукий».

28 ноября в акватории Баренцева моря стратегическая атомная подводная лодка «Александр Невский» произвела из подводного положения успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» по полигону Кура на Камчатке.

Проект 955 «Борей» (по кодификации НАТО SSBN «Borei» или «Dolgorukiy» после спуска на воду головного корабля) — серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» четвёртого поколения. Головной корабль — «Юрий Долгорукий» находится в составе Северного флота, второй — «Александр Невский» — в составе Тихоокеанского флота, третий — «Владимир Мономах» — прошёл государственные испытания, готовится к передаче флоту. Четвёртый — «Князь Владимир» — и пятый — «Князь Олег» — находятся в стадии постройки. На лодках класса «Борей» размещены 16 баллистических ракет подводного старта «Булава», каждая из которых оснащена 6-10 боеголовками, то есть в общей сложности получается от 96 до 160 боеголовок.

Борей — в греческой мифологии бог бурного северного ветра, сын Астрея (звёздного неба) и Эос (утренней зари).

Активный участок полёта — участок полёта летательного аппарата, на котором работает маршевый двигатель, как правило — ракетный. Скорость, угол наклона к горизонту и высота полёта ракеты в конце активного участка определяют дальность её полёта.

Накал идущих в политических кругах, прессе и сети дебатов о судьбах российских межконтинентальных баллистических ракет невероятно высок. С железобетонными аргументами и сознанием собственной правоты стороны отстаивают кто« Булаву», кто« Синеву», кто жидкостные ракеты, кто твердотопливные. В этой статье мы, не углубляясь в прения сторон, попробуем разложить весь узел проблем на более-менее понятные составные части.

«Сатана»

Олег Макаров

Спор, конечно же, идет о будущем стратегических ядерных сил России, в которых многие не без основания склонны видеть главную гарантию государственного суверенитета нашей страны. Главная из существующих на сегодня проблем — постепенное выбывание из строя старых советских МБР, которые могли нести сразу несколько БЧ. Это касается ракет Р-20 (десять боезарядов) и УР-100H (шесть боезарядов). Им на смену приходят твердотопливные «Тополь-М» шахтного и мобильного базирования (один боезаряд на ракету) и РС-24 «Ярс» (три боезаряда). Если же учесть, что новые ракеты поступают на вооружение довольно медленно («Ярсов» принято на вооружение всего шесть), будущее рисуется не очень радужным: в РВСН в развернутом виде будет все меньше и меньше носителей и особенно боезарядов. Ныне действующий договор СНВ-3 дает России право иметь до 700 развернутых и 100 неразвернутых носителей и до 1550 развернутых боезарядов, но при нынешнем состоянии дел есть большие сомнения, что после списания всей старой ракетной техники такие показатели для нашей страны будут достижимы даже с учетом морской и авиационной составляющих ядерной триады. Где взять столько новых ракет?


Ракета РС-20, известная так же, как Р-36М и «Сатана», стала апофеозом советской школы разработки тяжелых МБР. Ракета создавалась в днепропетровском КБ «Южное», где и по сей день осталась вся имеющая отношение к ракете инженерная документация и производственная база. Показатель забрасываемой массы для этой двухступенчатой ракеты шахтного базирования равняется 7300 кг. Минометный старт из пускового контейнера.

Актуальность выбора

Тема сравнительных достоинств и недостатков жидкостного и твердотопливного ракетных двигателей также весьма обсуждаема, и причины тому две. Первая — это будущее российских БРПЛ и вообще морской составляющей ядерной триады. Все стоящие ныне на вооружении БРПЛ разработаны в ГРЦ Макеева (г. Миасс), и все они построены по жидкостной схеме. В 1986 году макеевцы начали работу над твердотопливной БРПЛ «Барк» для ПЛАРБ 955-го проекта «Борей». Однако в 1998 году после неудачного пуска проект был закрыт, и тему твердотопливной морской ракеты передали Московскому институту теплотехники, как было сказано, для унификации изделия с «Тополем-М». «Тополь-М» — детище МИТ, и опыт создания твердотопливных ракет в этой фирме был. Но вот чего в МИТ не было, так это опыта конструирования БРПЛ. Решение передать морскую тему сухопутному КБ до сих пор вызывает недоумение и споры в среде ВПК, и, разумеется, все, что происходит вокруг «Булавы», не оставляет равнодушными представителей ГРЦ Макеева. Макеевцы продолжали удачные пуски своей «Синевы» (Р-29РМУ2), построенной, разумеется, на ЖРД, а твердотопливная «Булава» лишь этим летом провела первый и удачный пуск с борта штатной ПЛАРБ 955-го проекта. В итоге ситуация выглядит примерно следующим образом: у России есть надежная жидкостная БРПЛ «Синева», но строить под нее подводные лодки проекта 667БДРМ больше никто не собирается. Напротив, для более легкой «Булавы», которая лишь едва-едва показала признаки стабильной работы, уже построен один РПК СН «Борей» («Юрий Долгорукий»), и в ближайшие шесть лет появятся еще семь подводных крейсеров этого класса. Интриги добавил майский пуск новой макеевской разработки — БРПЛ «Лайнер», которая, по неофициальным сведениям, является модификацией «Синевы» с доработанной головной частью и теперь способна вмещать около десяти боезарядов малой мощности. «Лайнер» стартовал с борта ПЛАРБ К-84 «Екатеринбург» — и это лодка того же самого проекта 667БДРМ, на котором базируется «Синева».


Жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) — весьма сложная машина. Наличие в ней системы подачи топлива (включающей движущие элементы), с одной стороны, облегчает управление ракетой, а с другой — предъявляет высокие требования к надежности.

Ностальгия по «Сатане»

Есть еще одна причина, по которой тема «ЖРД против РДТТ» оказалась в центре внимания. В этом году со стороны Генштаба и ряда представителей ВПК прозвучали полуофициальные заявления о намерении к 2018 году создать новую тяжелую ракету наземного базирования на ЖРД — очевидно, на базе разработок ГРЦ Макеева. Новый носитель станет одноклассником постепенно уходящего в историю комплекса РС-20, прозванного на Западе «Сатаной». Тяжелая ракета с разделяющейся головной частью сможет принять значительное количество боезарядов, что помогло бы справиться с вероятным в будущем дефицитом ракет-носителей для ЯО. В унисон Генштабу на страницах прессы выступил почетный генеральный кон­струк­тор «НПО машиностроения» Герберт Ефремов. Он предложил ни много ни мало восстановить кооперацию с днепропетровским КБ «Южное» (Украина) и на их производственных мощностях «повторить» обе ступени Р-20 (Р-362M). На эту проверенную временем тяжелую основу российские конструкторы смогли бы поставить новые блоки разведения боевых зарядов и новую систему управления. Таким образом, и у сухопутных, и у морских российских баллистических ракет на РДТТ появилась перспективная жидкотопливная альтернатива, пусть в одном случае она реальная, а в другом — весьма гипотетическая.


РДТТ: линия защиты

Относительные преимущества и недостатки ЖРД и РДТТ хорошо известны. Жидкостный двигатель более сложен в изготовлении, он включает в себя движущиеся части (насосы, турбины), зато в нем легко управлять подачей топлива, облегчаются задачи управления и маневрирования. Твердотопливная ракета конструктивно намного проще (фактически в ней горит топливная шашка), но и управлять этим горением намного труднее. Нужные параметры тяги достигаются варьированием химического состава топлива и геометрии камеры сгорания. Кроме того, изготовление топливного заряда требует особого контроля: внутрь заряда не должны проникнуть пузырьки воздуха и чужеродные вкрапления, иначе горение станет неравномерным, что скажется на тяге. Впрочем, для обеих схем нет ничего невозможного, и никакие недостатки РДТТ не помешали американцам делать все свои стратегические ракеты по твердотопливной схеме. В нашей стране во­прос ставится несколько иначе: достаточно ли продвинуты наши технологии создания твердотопливных ракет, чтобы решать стоящие перед страной военно-политические задачи, или лучше с этой целью обратиться к старым проверенным жидкотопливным схемам, за которыми у нас стоит традиция длиной в десятилетия?


Современное твердое ракетное топливо состоит обычно из алюминиевого или магниевого порошка (он выполняет роль горючего), перхлората аммония в качестве окислителя и связующего (наподобие синтетического каучука). Связующее также выступает в роли горючего, а заодно и источника газов, которые выполняют роль рабочего тела. Смесь заливается в форму, вставляется в двигатель и полимеризуется. Затем форма удаляется.

Сторонники более тяжелых жидкостных ракет считают главным недостатком отечественных твердотопливных проектов малую забрасываемую массу. «Булаве» также предъявляется претензия по дальности, параметры которой находятся примерно на уровне Trident I, то есть американской БРПЛ предыдущего поколения. На это руководство МИТ отвечает, что легкость и компактность «Булавы» имеют свои преимущества. В частности, ракета более устойчива к поражающим факторам ядерного взрыва и к воздей­ствию лазерного оружия, имеет преимуще­ство перед тяжелой ракетой при прорыве ПРО вероятного противника. Уменьшение же забрасываемой массы можно компенсировать более точным наведением на цель. Что касается дальности, то для достижения основных центров любых вероятных противников ее достаточно, даже если стрелять от пирса. Разумеется, если какая-то цель слишком далеко, ПЛАРБ может к ней приблизиться. Особый упор защитники твердотопливных ракет делают на более низкую траекторию их полета и на лучшую динамику, позволяющую сократить активный участок траектории в несколько раз по сравнению с ракетами на ЖРД. Уменьшение активного участка, то есть той части траектории, по которой баллистическая ракета летит с включенными маршевыми двигателями, считается важным с точки зрения достижения большей незаметности для средств ПРО. Если же допустить появление ударных средств ПРО космического базирования, что пока запрещено международными договорами, но однажды может стать реальностью, то, конечно, чем выше баллистическая ракета поднимется ввысь с полыхающим факелом, тем уязвимей она окажется. Еще одним аргументом сторонников ракет с РДТТ является, конечно же, использование «сладкой парочки» — несимметричного диметилгидразина в качестве топлива и тетраоксида диазота в качестве окислителя (гептил-амил). И хотя инциденты с твердым топливом тоже случаются: например, на Воткинском заводе, где делают российские ракеты на РДТТ, в 2004 году взорвался двигатель, — последствия разлива высокотоксичного гептила, скажем, на подводной лодке могут быть губительными для всего экипажа.


Маневренность и неуязвимость

Что говорят в ответ на это приверженцы жидкотопливных традиций? Наиболее характерное возражение принадлежит Герберту Ефремову в его заочной полемике с руководством МИТ. С его точки зрения, разница в активном участке между ракетами с ЖРД и РДТТ не так уж велика и не столь важна при прохождении ПРО по сравнению с гораздо более высокой маневренностью. При развитой системе ПРО придется значительно ускорить распределение боеголовок по целям с помощью так называемого автобуса — специальной ступени разведения, которая, каждый раз меняя направление, задает направление очередному боезаряду. Оппоненты из МИТ склоняются к отказу от «автобуса», считая, что головки должны иметь возможность маневрировать и наводиться на цель самостоятельно.

Критики идеи возрождения тяжелых жидкотопливных ракет указывают при этом на тот факт, что вероятный преемник «Сатаны» непременно будет ракетой шахтного базирования. Координаты же шахт известны вероятному противнику, и в случае попытки нанесения им так называемого обезоруживающего удара места дислокации ракет несомненно окажутся среди приоритетных целей. Однако в шахту не так-то легко попасть, и еще труднее ее разрушить, при том что, например, мобильные комплексы «Тополь-М», тихоходные и передвигающиеся по открытой местности в строго заданном районе, уязвимы в гораздо большей степени.


Замена ракеты шахтного базирования. Техника не вечна, тем более такая, от которой зависит слишком много. Стратегические ядерные силы приходится обновлять. В наши дни в шахты вместо монстров эпохи «холодной войны», бравших по 6−10 боезарядов, устанавливают легкие моноблочные твердотопливные «Тополя-М». Одна ракета — один боезаряд. Сейчас в шахтном варианте развернуто около пяти десятков «Тополей-М». Конструктивное развитие «Тополя-М» — ракета Р-24 «Ярс», хоть и вмещавет в себя три боезаряда, существует только в мобильном варианте и в штучных количествах.

Проблема ядовитого гептила сейчас решается методом ампулизирования ракетных баков. Гептил же, при всей своей фантастической токсичности, является уникальным по энергетической плотности топливом. Кроме того, он весьма дешев, ибо получается как сопутствующий продукт в химическом производстве, что делает «жидкостный» проект более привлекательным с точки зрения экономики (как уже говорилось, твердое топливо весьма взыскательно к технологическому процессу, а потому весьма дорого). Несмотря на некоторую демонизацию НДМГ (гептила), который в общественном сознании связан исключительно с военными проектами и возможными экологическими катастрофами, это топливо используется во вполне мирных целях при запусках тяжелых ракет «Протон» и «Днепр» и с ним давно научились вполне безопасно работать, как работают со многими другими применяющимися в промышленности веществами. Лишь недавний случай с аварией над Алтаем грузового «Прогресса», везшего груз гептила и амила на МКС, вновь слегка подпортил репутацию несимметричного диметилгидразина.


С другой стороны, вряд ли в деле эксплуатации МБР цена на топливо имеет принципиальное значение, в конце концов баллистические ракеты летают крайне редко. Еще один вопрос заключается в том, во сколько обойдется возможное создание тяжелого носителя, при том что «Булава» уже поглотила многие миллиарды. Очевидно, что кооперация с Украиной — это последнее, на что пойдут наши власти и военно-промышленный комплекс, ибо бросать такое серьезное дело на произвол волатильного политического курса никто не станет.

Вопрос о будущих составляющих российских стратегических ядерных сил слишком близок к политике, чтобы оставаться чисто техническим вопросом. За сравнением концепций и схем, за полемикой во власти и в обществе, разумеется, стоит не только сопоставление рациональных соображений, но и конфликты интересов и амбиций. У всех, конечно, своя правда, но хотелось бы, чтобы в итоге возобладал общественный интерес. А уж как он будет обеспечен технически, пусть решают специалисты.

Р-30 "Булава" - твёрдотопливная межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования. Разрабатывается Московским институтом теплотехники для размещения на подводных лодках 941-го проекта "Акула" и 955-го проекта "Борей".

Р-30 «Булава» - появилась в результате стремления руководства страны сократить расходы на разработку и производство за счёт унификации с сухопутными ракетами. В частности "Булава" по многим узлам унифицирована с ракетами "Тополь-М".

К особенностям "Булавы" можно отнести значительное сокращение активного участка полёта (до 4 раз по сравнению с ракетами предыдущего поколения) и применение маневрирующих боевых блоков. По этому признаку "Булаву" можно отнести к новому классу "квазибаллистических" ракет. Особенность траектории полёта "Булавы" делает малоэффективной развёртываемую США систему противоракетной обороны, а за счёт повышения живучести и точности попадания снижает требования как к мощности зарядов, так и к их количеству, что компенсирует заметное снижение забрасываемого веса, по сравнению со стоящими на вооружении ракетами морского базирования. Вместе с тем, следует отметить, что по таким параметрам как дальность, забрасываемый вес, габариты и вес "Булава" заметно проигрывает стоящим на вооружении американским аналогам.

Характеристики МБР Р-30 "Булава"

Трёхступенчатая ракета Р-30 "Булава" имеет стартовый вес около 36,8 тонн. Маршевые двигатели первой и второй ступени - твердотопливные. Третья ступень оснащена жидкостным двигателем для обесепечения маневрирования на заключительном участке полёта.

В качестве полезной нагрузки ракета несёт шесть (возможно до 10) гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения общим весом 1,15 т мощностью по 150 кт каждая, на дальность не менее 8000 км.

Старт ракет осуществляется под наклоном, что позволяет ракетоносцу вести стрельбу «на ходу».

ТТХ МБР Р-30 "Булава-М"

Число ступеней, шт 3
Длина ракеты без головной части, м 11,5
Максимальный диаметр, м 2
Вес ракеты, т 36,8
Длина ракеты в пусковом контейнере, м 12,1
Диаметр пускового контейнера, м 2,1
Длина первой ступени, м 3,8
Масса первой ступени, т 18,6
Число боевых блоков, шт 6(10)
Мощность заряда, кт 150
Забрасываемый вес, кг 1150
Максимальная дальность, км 8000 (93001)

Разработка ракеты ведётся Московским институтом теплотехники (МИТ), в котором ранее разработали ракету наземного базирования «Тополь-М».
Эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. Передача проектирования основной БРПЛ ВМФ в МИТ инициирована письмом министров правительства России Я.Уринсона и И.Сергеева премьер-министру В.Черномырдину в ноябре 1997 г.

В 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России закрыта тема «Барк» ГРЦ им.Макеева и после проведения конкурса (участники - МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом «Булава-45» главного конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ «Булава» в МИТе.

В то же время начато перепроектирование под ракету «Булава» ПЛАРБ проекта 955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России, который ранее занимался контролем создания МБР, а «морской» 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ. По состоянию на декабрь 1998 года, вероятно, велось проектирование - в ГРЦ им.Макеева уже велись работы по проектированию систем связи и оборудования комплекса в кооперации с МИТ. Эскизный проект БРПЛ «Булава» защищен в 2000 г.

Производство БРПЛ развёрнуто на Воткинском машиностроительном заводе, всего в кооперации производителей участвует 620 предприятий. При создании ракеты было принято решение отказаться от традиционных испытательных пусков со стендов. 24 мая 2004 года в Воткинске при огневых испытаниях одной из ступеней РДТТ произошел взрыв.
Лётные испытания ракеты начаты пуском из подводного положения массо-габаритного макета с ПЛАРБ проекта 941УМ «Дмитрий Донской» в Баренцевом море 23 сентября 2004 года. 29 июня 2007 года принято решение о начале серийного производства наиболее отработанных узлов ракеты. В СМИ заявлялось, что ракета создается на базе МБР «Тополь-М» и имеет много общего с этой ракетой.

Двигатели:
1 ступень - РДТТ, разработка и производство НПО «Искра» (г.Пермь), разработка топлива - ФГУП «Алтай» (г.Бийск). Двигатель запускается после выхода ракеты из воды или при снижении скорости вылета ракеты из ПУ до определенного минимального уровня. Ступень работает до 50-й секунды полета.
Длина – 3,8 м
Масса - 18,6 т
2 ступень - РДТТ с раздвижным соплом. Ступень работает с 50 секунды полета до 90-й секунды полета.
3 ступень - РДТТ с раздвижным соплом. Двигатель отделяется от ступени разведения после завершения работы. Ступень включается на 90-й секунде полета.
ступень разведения боевых блоков – жидкостный реактивный двигатель (ЖРД) или многокамерный РДТТ.

Длина ТПК – 12,1 м
Длина ракеты без ТПК – 11,5 м
Диаметр внутренний пускового контейнера – 2,1 м
Диаметр ракеты (1-й, 2-й и 3-й ступеней) - 2 м
Масса – 36,8 т
Масса забрасываемая - 1150 кг
Масса одного боевого блока - 95 кг
Дальность действия:
- 5500 км (в ходе испытаний, Белое море - Кура, Камчатка)
- 8000 км (по проекту, «Булава-30″)
Время полёта - 14 мин (5500 км, в ходе испытаний, Белое море - Кура, Камчатка),
КВО:
- 350 м (по западным данным)
- 250 м (по данным отечественных СМИ)
Высота апогея траектории в ходе испытаний - 1000 км
Возможности промышленности по серийному выпуску - до 25 штук в год (оценочно).

Модификации ракеты «Булава» Типы БЧ:
Ракета оснащается средствами преодоления ПРО. В ракете используются боевые блоки малой мощности разработанные ГРЦ им.Макеева. Управление маневрирующими боевыми блоками - газодинамическое. Манёвр по курсу и высоте полёта осуществляется в атмосфере. Ядерные заряды разработаны ВНИИЭФ (г.Саров) совместно с Уральским ядерным центром.
- «Булава-30» (в ходе испытаний) - 3 х РГЧ ИН;
- «Булава-30» (стандартная комплектация) - 6 х РГЧ ИН мощностью по 150 кт;
- «Булава-30» / «Булава-47» - 10 х маневрирующих РГЧ ИН. РГЧ могут совершать маневры в атмосфере по курсу и высоте;

Модификации:
- ракета «Булава-30» - базовый вариант БРПЛ разработки МИТ.
- ракета «Булава-45» / «Булава-47» - тяжелая модификация с боевыми блоками с активными РЛ ГСН. Разработка ГРЦ им.Макеева. Масса - 45 или 47 тонн.
- ракета «Булава-М» - модернизированный вариант ракеты Р-30 «Булава-30», планируется к установке на ПЛАРБ проекта 955У/955М.

Носители:
- ПЛАРБ проекта 941УМ TYPHOONE ТК-208 «Дмитрий Донской» - 1 пусковая шахта БРПЛ «Булава».
- ПЛАРБ проекта 955 «Борей» - 16 пусковых шахт БРПЛ на ПЛАРБ первой серии проекта 955А, строится серия из 8 ПЛАРБ. Начиная с третьей ПЛАРБ есть вероятность установки 20 пусковых шахт с ракетами «Булава-М».

Критика
Основную критику ракеты «Булава» вызывают скромные показатели максимальной дальности и забрасываемого веса. Если не учитывать средства противодействия со стороны разворачиваемой НПРО, а также точность попадания, то критика частично справедлива: исходя из известных ТТХ, можно предположить, что по дальности и забрасываемому весу «Булава» является аналогом ракеты «Трайдент I» 1979 года и уступает ракетам «Трайдент II», составляющим основу морского сегмента стратегических сил США.

Утверждение же, что по характеристикам дальности и забрасываемого веса «Булава» практически полностью совпадает с американской ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая, не соответствует действительности - дальность действия Poseidon-C3 с шестью РГЧ определяется как 5600 км, то есть на 40 % меньше, чем у «Булавы».

По оценкам некоторых экспертов, замена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» многократно снизит потенциал ядерного сдерживания из-за трёхкратного снижения забрасываемого веса у подлодки проекта 955 с «Булавой».
Однако, как утверждает генеральный конструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов, довольно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высокой её живучестью: стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию, низким активным участком и его малой продолжительностью. По его заявлению у «Тополь-М», и у «Булавы» активный участок по сравнению с отечественными ракетами меньше в 3-4 раза, а по сравнению с американскими, французскими и китайскими - в 1,5…2 раза.

Кроме того, «Булава» должна иметь заметно более высокую точность наведения (меньший КВО) по сравнению с ракетами предшествующего поколения, что снижает требования к мощности (и, следовательно, суммарному забрасываемому весу) боевых блоков ракеты при одновременном сохранении и выполнении требований к вероятности поражения цели.

Также необходимо отметить, что твердотопливные ракеты-носители, к которым относится «Булава», несколько уступая ракетам на жидком топливе по своим динамическим характеристикам (с чем, в частности, связано снижение забрасываемого веса), значительно превосходят их в технологичности хранения и эксплуатации. Известны случаи неоднократных аварий и катастроф на подводном флоте, вызванных именно нарушениями в технологии обращения с жидкостно-топливными ракетами.

Следует также учитывать, что в современных жидкостных ракетах в качестве окислителя используется тетраоксид азота и несимметричный диметилгидразин в качестве горючего. Разгерметизация баков ракеты является одной из самых серьёзных угроз при их эксплуатации и уже привела к гибели подводной лодки К-219.

Загрузка...