Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Природное явление когда пруды покрываются льдом. Ледостав - это полное обледенение водоемов. Зимние явления природы

Вспомним

  1. Что относится к неживой природе?
  2. По своим наблюдениям расскажите, какая погода была летом. Как она изменилась с приходом осени?

Летом земля получала много тепла. Ведь солнце высоко поднималось в небе, лучи его падали отвесно и хорошо прогревали землю. Осенью солнце поднимается в небе уже не так высоко. Его лучи падают наклонно, скользят по земле и меньше нагревают её. Поэтому холодает.

Однажды утром земля, трава, крыши домов побелели. Нет, это ещё не снег. Это иней. Значит, на улице лёгкий мороз - заморозки .

Первые заморозки обычно бывают ранней осенью, в начале сентября. А ближе к середине сентября бывает последняя гроза. Осенние дожди на летние не похожи. Они мелкие, моросящие, затяжные.

Воздух осенью насыщен влагой, которая из-за холода превращается в мельчайшие водяные капельки. Так образуются туманы. Осенью густые туманы часто стелются над рекой, озером, прудом.

Правда, с середины сентября на одну-две недели обычно устанавливается тёплая, сухая погода.

Это время в народе называют «бабье лето». Замечательная пора для прогулок, осенних работ, да и для весёлых детских игр!

Между тем дни становятся всё короче, а ночи длиннее. Наступает 23 сентября - день осеннего равноденствия , когда светлое время суток равно тёмному, день равен ночи.

Поздняя осень бывает холодной, дождливой. Иногда идёт мокрый снег. Поздней осенью во всём чувствуется приближение зимы. В самом конце осени на водоёмах происходит ледостав - реки, озёра, пруды покрываются льдом. А вскоре и вся земля оденется в белый снеговой наряд.

  • Рассмотри рисунки. На каком из них показана ранняя осень, а на каком - поздняя? Объясни, почему ты так думаешь.

Старинная детская игра

Погожей ранней осенью на свежем воздухе так весело играть! Вот русская игра «В куликй». Скатают из сухой травы небольшой мячик. Считалкой выберут водящего - птицу кулика. Он в сторонку отойдёт, а дети мяч в сухой траве спрячут. Водящий выйдет на поляну, начнёт по траве шарить - мяч искать. Если далеко от мяча отойдёт, дети кричат: «Кулик, кулик, кулик!» Если водящий близко от мяча, кричат по-другому: «Травы, травы, травы!» Играют, пока «кулик» мяч не найдёт.

Узнаем подробнее

Как замерзает река

Ледостав - одно из интереснейших явлений природы. Сначала появляются забереги - тонкий ледок вдоль берегов. Он словно держится за берега, зацепился за них.

Потом в воде можно увидеть ледяное сало. Это маленькие плоские льдинки, похожие на блёстки сала в тарелке с остывшим супом. А после снегопада в реке появляется снежура, похожая на плывущую по течению кашу из снега.

Но вот ледяное сало и снежура слиплись в большие рыхлые комья льда. Это шуга. Ледяные комья на ходу смерзаются друг с другом. Образуются большие плывущие льдины.

Но плыть им всё труднее: льдины увеличиваются, смыкаются друг с другом. И вот они соединяются с заберегами.

Движение льда на реке прекращается. Река замёрзла.

Подумаем!

  1. Почему иней при первых заморозках быстро тает?
  2. В каком осеннем месяце больше всего туманов?

Проверим себя

  1. Чем вызвано осеннее похолодание?
  2. Чем осенние дожди отличаются от летних?
  3. Почему осенью часто образуются туманы?
  4. Чем интересен день 23 сентября?
  5. Приведи примеры осенних явлений в неживой природе.

Сделаем вывод

Уменьшение продолжительности дня, похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав - это осенние явления в неживой природе. 23 сентября - день осеннего равноденствия.

Дидактический материал к урокам по окружающему миру

2 класс

Введение.

В методической разработке представлены тематические задания, составленные в чётком соответствии с содержанием учебника по окружающему миру для 2 класса. Автор А. А. Плешаков. М, Просвещение, 2011 г.

Материал разбит на темы, каждое задание имеет цель отработать определённые навыки и понятия. Используя материал этого пособия, учителя начальных классов получают возможность сразу увидеть пробелы в знаниях учащихся.

Благодаря тестам задания проверяются легко, позволяют активизировать деятельность учащихся на уроках, разнообразить процесс обучения, получать наглядную картину успеваемости, экономить время, отводимое на опрос и контроль.

Работа с тестами может проводиться почти на каждом уроке окружающего мира, так как материал тестов идёт параллельно с учебником.

Тематические задания могут быть использованы для организации индивидуальной и коллективной работы на уроке. При фронтальной работе с текстами учитель сам может читать задания, а дети отмечают правильный ответ. Отводить на тестирование больше 20 минут не рекомендуется. Материал сборника поможет оказать методическую помощь учителю в подборе упражнений для закрепления знаний, умений, навыков учащихся.

ВАРИАНТ 1

1. Запиши по порядку осенние месяцы:

Осень- _________ , _________ , __________.

2.Меняется ли температура воздуха с приходом осени?

а) Нет.

б) Да, она становится ниже.

в) Да, она становится выше.

3. Обведи кружком букву правильного ответа. Осенью:

а) день становится короче;

б) солнце встает раньше;

в) ночь становится короче.

4. Какое основное осеннее изменение происходит в неживой природе?

а) потепление;

б) грозы;

в) похолодание;

г) начало учебного года;

5. Закончи предложения об изменениях в неживой природе осенью.

Небо затянуто _____________, кажется низким, дожди____________

Температура

Воздуха__________________________, ясных дней ______________,

Постоянно______________________ или _______________________.

(Слова: облаками, понизилась, затяжные, холодные, пасмурно, ясно,

облачно)

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

Октябрь

Сентябрь

Ноябрь

2. Как осенью солнце поднимается над горизонтом по сравнению с летом?

а) выше, чем летом;

б) так же, как летом;

в) ниже, чем летом.

3.Какие изменения происходят в неживой природе.

А) заморозки;

Б) цветение растений;

В) похолодание;

Г) листопад;

4.Напиши несколько осенних явлений в неживой природе?

________________________________________________________________

5.Закончи предложения об изменениях в неживой природе осенью.

Самое заметное изменение в неживой природе это____________________.

Небо часто закрыто _______________ . Идет __________________________

Вода в реках, прудах, озерах становится ______________________________.

Почва стала ____________________________.

(Слова: промерзать, похолодание, мелкий, моросящий, тучами, дождь,

холоднее.)

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Кто и что готовит на зиму? Соедини стрелками.

бобры зерно

медведь мёд

хомяки ветки деревьев

пчёлы жир

Чертами.

Первыми на юг улетают:

А) водоплавающие; б) насекомоядные.

4. Травянистые растения осенью:

а) умирают

б) остаются зелеными под снегом

в) отмирает наземная часть, корни зимуют в земле

Изменениях в живой природе.

Улетели в теплые края _____________, ____________________, _________,

Только _________________,

Боятся наступающей зимы.

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Запиши цифрами порядок осенних месяцев:

барсук зерно

мыши мёд

белки жир

пчёлы грибы, орехи

2.Подчеркни перелетных птиц одной чертой, а зимующих птиц – двумя

Чертами.

Скворец, журавль, синица, соловей, воробей, кукушка, ворона, ласточка.

3.Обведи кружком букву правильного ответа.

На юге перелётные птицы:

А) вьют гнёзда; б) не вьют гнёзда.

4.Явление листопада чаще всего бывает:

а) ноябре

б) сентябре

в) октябре

5.Допиши недостающие слова, чтобы получился рассказ об осенних

Изменениях в живой природе.

Осенью листья на деревьях и кустарниках ___________________________.

Не изменяют окраску листьев ______________________________________.

Они по-прежнему стоят _________________________________________ _.

Улетели в теплые края _____________, ____________________, ________,

Только ________________________________,

Не

Боятся наступающей зимы.

(Слова: хвойные деревья, вороны, соловьи, скворцы, зеленые, ласточки,

воробьи, дятлы, журавли, пожелтели, синицы.)

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

  1. Какой месяц в старину называли – крутень, межень, кривые дороги,

Снегосей?

а) январь, б) февраль, в) декабрь, г) март.

2.О каком зимнем явлении идёт речь?

Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают.

А) Гололедица;

Б) Снегопад;

В) Оттепель.

3. Какие зимние явления происходят в неживой природе? Подчеркни

4.Как называется явление природы, при котором реки, озёра, пруды

Покрываются льдом?

а) ледоход

б) ледостав

в) заморозки

5.Звезда, еж, пластинка, игла, крупа, столбик – это…….

а) иней, б) снежинки, в) хлопья.

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Какой месяц не является зимним?

а) январь, б) март, в) февраль, г) декабрь.

2. Какие зимние явления происходят в неживой природе?Подчеркни

Метель, снегопад, мороз, листопад.

3.Как называется явление природы, при котором реки, озёра, пруды

Покрываются льдом?

а) заморозки

б) ледоход

в) ледостав

4.Какое явление природы бывает только зимой?

а) Дождь;

б) Туман;

в) Снегопад;

а) самый длинный день в году,

б) самый короткий день в году,

в) день зимнего солнцеворота,

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Как называется дерево, которое на зиму сбрасывает хвоинки?

а) Сосна, б) пихта, в) ель, г) лиственница.

2.Кто не впадает в зимнюю спячку?

а) Медведь;

б) Ёжик;

в) Заяц.

3.Какие животные меняют окраску к зиме?

а) Медведь;

б) Заяц;

в) Лось;

г) Белка.

4.Какие птицы зимующие?

а) чайка, синица, грач;

б) поползень, сорока, тетерев;

в) чиж, скворец, кукушка.

5. Как люди должны помогать птицам выжить зимой?

а) строить для них гнёзда;

б) помещать их в специальные жилища;

в) подкармливать их.

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Какое хвойное растение зимует без листьев – хвоинок? Подчеркни.

Сосна, лиственница, ель, можжевельник.

2. Кто впадает в зимнюю спячку?

а) волк;
б) кабан;
в) ёж.

3.Какие животные меняют окраску к зиме? Подчеркни.

Белка, медведь, лиса, заяц, лось.


4.Какие птицы зимующие?

а) грач, сойка, соловей;
б) клёст, воробей, голубь;
в) скворец, ворона, ласточка.

5.Почему многие птицы зимой держатся ближе к жилью человека?

А) здесь можно погреться;
б) здесь проще отыскать корм;
в) здесь можно пообщаться с людьми.
Тест по теме «В гости к весне»

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Какие весенние явления происходят в неживой природе?

Вычеркни лишнее слово

Ледоход, таяние снега, половодье, метель.

2.О каком весеннем явлении идёт речь? Допиши предложение.

От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из

берегов – это __________.

3.На какое число приходится день весеннего равноденствия?

4.Как изменилась температура воздуха с пр и ходом весны?

а) стала выше

б) стала ниже

в) не изменилась

а) дни становятся длиннее;

б) появляются насекомые;

в) улетают в теплые края перелетные птицы;

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Какие весенние явления происходят в неживой природе? Подчеркни

Метель, снегопад, гололедица, листопад.

2.. О каком весеннем явлении идёт речь? Допиши предложение.

Большие и маленькие льдины быстро плывут по течению, сталкиваются и

разбиваются – это __________.

3.Какие весенние явления происходят в неживой природе?

а) ледоход;

б) вьюга;

в) половодье;

г) гололёд.

4. Как изменилась температура воздуха с пр и ходом весны?

а) стала выше

б) стала ниже

в) не изменилась

5.Выбери примету, не относящуюся к весне.

а) воздух становится день ото дня всё теплее;

б) появляются первоцветы;

в) животные ложатся в спячку;

Тест по теме «Живая природа весной»

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

а) Пробивается травка;

б) Листопад;

в) Возвращение перелётных птиц.

а) одуванчик.
б) медуница;
в) тополь;

3.Какие изменения весной происходят в жизни птиц?

а) прилетают из жарких стран;
б) вьют гнёзда;
в) отдыхают;


4.Какие птицы прилетают к нам весной?

а) Воробей, ворона, галка.

б) Грач, скворец, ласточка.

в) Снегирь, синица, дятел.

а) У зайца;

б) У белки;

в) У кошки;

г)У ёжика.

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Какие весенние явления происходят в живой природе?

а) Набухание почек;

б) Листопад;

в) Появление насекомых;

2.Какие растения раннецветущие?

а) мать-и-мачеха;
б) рябина;
в) ольха;

3. Какие изменения весной происходят в жизни зверей?

А) рождают детёнышей;
б) начинают петь;
в) продолжают спать.

4.Выбери неверное утверждение:

а) Весной появляются первоцветы.

б) Весной улетают в тёплые края перелётные птицы.

в) Весной появляются насекомые.

5. У каких животных весной изменяется окраска?

а) У зайца;

б) У белки;

в) У кошки;

г) У ёжика.

Тест по теме «Впереди лето»

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Запиши цифрами порядок летних месяцев:

Июль

Август

Июнь

2. Как летом солнце поднимается над горизонтом по сравнению с весной?

а) ниже, чем весной;

б) так же, как весной;

в) выше, чем весной.

правильных ответов.

а) осадки в виде дождя;

б) оттепель;

в) солнце жарко светит.

Самое заметное изменение в неживой природе летом –__________________

___________________________________.

Небо редко закрыто___________________.

Дожди бывают_____________________________________.

Вода в водоёмах ___________________________________.

По утрам на траве выпадает__________________________.

облаками)

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Запиши по порядку летние месяцы

Лето-____________,____________,___________.

2. Обведи кружком букву правильного ответа.

Летом:

а) день становится длиннее;

б) солнце встает позже;

в) ночь становится длиннее.

3. Какие основные летние изменения происходят в неживой природе?

а) прогрелась земля и вода;

б) ледоход;

в) похолодание;

4.Закончи предложение о летних изменениях в неживой природе

Самое заметное изменение в неживой природе летом -

это__________________________________________________________.

Небо редко закрыто___________________. Дожди бывают_______________.

Вода в водоёмах ______________________________________________.

По утрам на траве выпадает____________________.

(постоянно тёплая температура, редкими и тёплыми, прогрелась, роса,

облаками)

Тест по теме «Живая природа летом»

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Какие основные летние изменения происходят в живой природе

а) появление насекомых;

б) подрастание птенцов;

в) цветение трав;

3. Закончи предложение

Лето-время лесных _________________________. Вылетают из гнёзд

У__________________ подрастает смена. Старше всех

лесных малышей __________________.У норы играют_________________.

Совершает свой первый полёт _________________.В сумерках выходят на

охоту_______________.

(малышей, медвежата, птицы, зверей, лисята, бельчонок, ежата)

_________________________________________________________________

а) находится в тени

б) ходить в головном уборе

в) больше пить

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Какие основные летние изменения происходят в живой природе.

а) цветение трав;

б) набухание почек;

в) созревание плодов;

2. Каких насекомых можно встретить летом. Напиши.

_____________, _____________, _____________,

_____________, _____________, _____________.

3. Закончи предложение

Зацвели ______________.На лесной опушке распустился алый_________.

На лугу заголубели__________________________.Белые________________

Протянут свои лепестки к солнцу. Даже_______________

тоже в бусинках.

(травы, подорожник, шиповник, колокольчики,ромашки)

4.Напиши ягоды, которые спеют летом.

_____________________________________________________________

5.Как можно защитить себя от солнечного удара

а) находится в тени

б) больше пить

в) больше пить ходить в головном уборе

Итоговый тест по теме «Времена года»

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ _____________________________

1.Определи время года .

набухают почки, зацветают первоцветы.
_______

ярким краскам.
Ответ:__________________________________

Это унылая_____________________ .

2.Впиши недостающий месяц:

  1. октябрь – ноябрь
  2. _______ - январь
  1. февраль -______
  2. апрель - май
  1. Апрель -______
  2. Июнь - июль
  1. Май – июнь
  2. ____ - август

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Определи время года
Погода стоит жаркая. Солнце поднялось высоко-высоко. Вся земля покрыта

Зелёным ковром. Весело щебечут птицы, заботясь о своём потомстве. Все

Луга, степи покрыты цветущим ковром. Над цветами порхают бабочки,

Летают стрекозы, жужжат пчёлы. Всё вокруг радуется тёплому солнышку,

Ярким краскам.
Ответ:__________________________________

Дни становятся короче. Солнце светит реже. Деревья роняют в лужи свои

яркие наряды. Чаще дуют холодные ветры. Моросящий дождик заставляет

детей сидеть дома. Иногда дождь переходит в мокрый снег.

Это унылая _________________________ .

По высокому голубому небу медленно и плавно плывут белоснежные

лёгкие облака. С каждым днём становится теплее и теплее. Тает снег,

журчат по дорогам ручьи, появляются первые проталинки, на реках

начинается ледоход. А осадки теперь выпадают в виде дождя. На деревьях

набухают почки, зацветают первоцветы.

Солнце уже высоко не поднимается, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Вот уже и реки, озёра, пруды сковал лёд, замёрзла почва. Вся земля покрыта

Мягким, воздушным, снежным одеялом. Почти каждый день дуют холодные

Ветры. Часто можно наблюдать снегопады и метели. Погода стоит морозная.
Ответ:______________________

5.Впиши недостающий месяц:

2)_____ - август

2)_______ - январь

Заключение

Тестовые задания могут быть использованы учителями начальной школы, а также и родителями для занятий с детьми дома.

При всех положительных качествах метода тестирования он не может быть единственным способом проверки качества знаний и умений учащихся и должен использоваться вместе с традиционными формами проверки результатов обучения.

Каждое верно выполненное задание оценивается в один балл.

80 – 100% от максимального количества баллов – оценка «5».

60 – 80% - оценка «4».

40 – 60 % - оценка «3».

0 - 40% - оценка «2».

Приложение

Ответы к тестовым заданиям

Тест по теме «В гости к осени»

ВАРИАНТ 1

вопросы

ответы

сентябрь, октябрь ноябрь

ВАРИАНТ 2

вопросы

ответы

Сентябрь,октябрь ноябрь

Тест по теме «Живая природа осенью»

ВАРИАНТ 1

вопросы

ответы

бобры - ветки.и.т.д

ВАРИАНТ 2

вопросы

ответы

барсук-жир..и.т.д

Тест по теме «В гости к зиме»

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2

Тест по теме «Живая природа зимой»

ВАРИАНТ 1

В природе и погоде постоянно происходят изменения, то идет снег, то дождь, то печет солнце, то находят тучи. Все это называется природные явления или явления природы. Явления природы - это изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Для каждого сезона, а их у нас 4 - это весна, лето, осень, зима, характерны свои природные и погодные явления. Природу принято делить на живую (это животные и растения) и неживую. Поэтому и явления тоже делят на явления живой природы и явления неживой природы. Конечно же, эти явления пересекаются, но некоторые из них особо характерны для того или иного сезона.

Весной после долгой зимы солнышко пригревает все сильнее, на реке начинается ледоход, на земле появляются проталины, набухают почки, вырастает первая зеленая травка. День становится длиннее, а ночь короче. Становится теплее. Перелетные птицы начинают свое путешествие в те края, где они будут выращивать своих птенцов.

Какие явления природы бывают весной?

Снеготаяние. Поскольку от Солнца приходит больше тепла, снег начинает таять. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья – явного весеннего признака.

Проталины. Они появляются везде, где снежный покров был более тонким и где попадало на него больше солнышка. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началась весна. Сквозь проталины быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности и на полях он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.

Иней. Было тепло и вдруг подморозило - на ветках и проводах появляется иней. Это застывшие кристаллики влаги.

Ледоход. Весной становится теплее, ледяная корка на реках и озерах начинает трескаться, постепенно лед тает. Да еще и воды в водоемах становится больше, она уносит льдины по течению - это ледоход.

Половодье. Отовсюду к рекам стекаются ручьи растаявшего снега, они наполняют водоемы, вода выходит из берегов.

Термальные ветры. Солнце постепенно прогревает землю, а ночью она начинает отдавать это тепло, образуются ветра. Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для весеннего времени года.

Дождь. Первый весенний дождь холодный, но уже не такой холодный как снег:)

Гроза. В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но яркая. Гроза - это разряды электричества в атмосфере. Гроза часто возникает при вытеснении и поднятии теплого воздуха холодными фронтами.

Град. Это выпадение из тучи шариков льда. Град может быть размером от малюсенькой горошины до куриного яйца, тогда он может даже пробить насквозь стекло автомобиля!

Это все примеры явлений неживой природы.

Цветение - весеннее явление живой природы. Первые почки на деревьях появляются в конце апреля - в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся одеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно и вот-вот зацветут первые цветочки, подставляя свои серединки проснувшимся насекомым. Скоро наступит лето.

Летом трава зеленеет, цветы расцветают, на деревьях зеленеют листья, можно купаться в реке. Солнце хорошо пригревает, бывает очень жарко. Летом самый длинный день и самая короткая ночь в году. Зреют ягоды и плоды, поспевает урожай.

Летом бывают природные явления, такие как:

Дождь. Находясь в воздухе водяной пар переохлаждается, образуя облака, состоящие из миллионов небольших кристалликов льда. Низкая температура в воздухе, ниже нуля градусов, приводит к росту кристалликов и к утяжелению замерзших капель, которые таят в нижней части облака и выпадают в виде капель дождя на поверхность земли. Летом дождь обычно теплый, он помогает напоить леса и поля. Часто летний дождь сопровождает гроза. Если одновременно идет дождь и светит солнце, говорят, что это "Грибной дождь". Такой дождь бывает, когда тучка маленькая и не закрывает солнце.

Жара. Летом лучи Солнца падают на Землю более отвесно и интенсивнее нагревают ее поверхность. А ночью поверхность земли отдает тепло в атмосферу. Поэтому летом бывает жарко и днем, и даже иногда ночью.

Радуга. Возникает в атмосфере с повышенной влажностью, часто после дождя или ливня с грозой. Радуга - оптическое явление природы, для наблюдателя проявляется в виде разноцветной дуги. При преломлении солнечных лучей в капельках воды возникает оптическое искажение, заключающееся в отклонении разных цветов, белый цвет разбивается на спектр цветов в виде разноцветной радуги.

Цветение начинается весной и продолжается все лето.

Осенью уже не побегаешь на улице в майке и шортах. Становится холоднее, листва желтеет, опадает, улетают перелетные птицы, ­исчезают из виду насекомые.

Для осени характерны такие явления природы:

Листопад. Проходя свой круглогодичный цикл растения и деревья по осени сбрасывают листья, обнажая кору и ветви, готовясь к зимней спячке. Зачем дерево избавляется от листьев? Чтобы выпавший снег не сломал ветви. Еще до листопада листья деревьев сохнут, желтеют или краснеют и, постепенно, ветер сбрасывает листья на землю, образуя листопад. Это осеннее явление живой природы.

Туманы. Земля и вода еще нагревается днем, но вечером уже холодает, появляется туман. При высокой влажности воздуха, например, после дождя или в сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды, парящие над землей - это и есть туман.

Роса. Это капельки воды из воздуха, выпавшие утром на траве и листьях. За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листьями деревьев и оседает в виде капелек воды. Холодными ночами капли росы замерзают, отчего она превращается в иней .

Ливень. Это сильный, "проливной" дождь.

Ветер. Это движение потоков воздуха. Осенью и зимой ветер особенно холодный.

Как и весной, осенью бывает иней . Это значит, на улице легкий мороз - заморозки .

Туман, роса, ливень, ветер, иней, заморозки - осенние явления неживой природы.

Зимой выпадает снег, становится холодно. Реки и озера сковываются льдом. Зимой самые длинные ночи и самые короткие дни, рано темнеет. Солнце почти не греет.

Таким образом, характерные для зимы явления неживой природы:

Снегопад - это выпадение снега.

Метель. Это снегопад с ветром. Находиться в метель на улице опасно, это повышает риск переохлаждения. Сильная метель может даже сбить с ног.

Ледостав - это установление на поверхности воды корки из льда. Лед продержится всю зиму до весны, до таяния снегов и весеннего ледохода.

Еще одно природное явление - облака - бывает в любое время года. Облака - это капельки воды, собравшиеся в атмосфере. Вода, испаряясь на земле, превращается в пар, затем, вместе с теплыми потоками воздуха поднимается вверх над землей. Так вода переносится на дальние расстояния, обеспечивается круговорот воды в природе .

Необычные явления природы

Существуют и очень редкие, необычные явления природы, такие как северное сияние, шаровая молния, смерчи и даже рыбный дождь. Так или иначе, такие примеры проявления неодушевленных природных сил вызывают и удивление, и, порой, тревогу, ведь многие из них могут нанести вред человеку.

Вот теперь вы знаете многое о явлениях природы и сможете точно найти характерные для определенного сезона:)

Материалы подготовлены для урока по предмету Окружающий мир во 2 классе, программы Перспектива и Школа России (Плешаков), но будут полезны и любому учителю начальных классов, и родителям дошколят и младших школьников в домашнем обучении.

Ледовый режим водоемов является предметом изучения многих ученых. Сведения о замерзании рек и прочих водных ресурсов на территории России и соседних стран накапливаются в течение многих лет. Некоторые факты свидетельствуют о том, что сроки возникновения и вскрытия ледового покрова колеблются. Как называется это природное явление и какова его продолжительность, попробуем разобраться.

Терминология

Ледостав - это процесс возникновения на поверхности водоема или водотока сплошного ледяного покрытия. Продолжительность явления и толщина ледяного слоя зависят от многочисленных факторов:

  • температурных показателей в зимний период;
  • режима ветров;
  • характеристик водоема;
  • толщины снежного покрытия.

На горных реках никогда не образовывается сплошной ледостав. Это связано с быстротой течения, препятствующей замерзанию воды. Образование льда на крупных водных артериях занимает больше времени, чем на маленьких реках и непроточных водоемах, к которым относятся озера и пруды.

На территории западной части России формирование ледостава начинается в конце осени. Полное сковывание большей части водоемов завершается уже в середине первого зимнего месяца. Свободными ото льда в этот период могут быть лишь те участки воды, где наблюдается быстрое или теплое течение.

Замерзание рек

У рек, расположенных в умеренном климатическом поясе и субтропиках, довольно сложный термический режим. Именно к таким видам относятся водные артерии России и Канады. В жаркий период перемешивание вод приводит к тому, что их температура по вертикали мало разнится. Температурные изменения по всей продолжительности реки зависят от того, в какую сторону направлено течение. Меньше всего колебаний у тех водоемов, русло которых имеет широтное простирание.

Такие реки, как Дон, Волга и Днепр текут с севера по направлению к югу. Начиная от истока, температура воды постепенно повышается и достигает максимальной точки в устье водной артерии. А вот у рек Лены, Енисея и Оби направление течения от юга к северу. Соответственно, температурный показатель у истока будет значительно выше, чем в районе устья реки.

Существует три фазы замерзания водоема:

  • образование льда;
  • полное сковывание водной поверхности льдом (ледостав);
  • вскрытие (освобождение ото льда).

Продолжительность ледостава

Сколько будет длиться такое явление, во многом зависит от географического положения водоема и сложившихся климатических условий в зимний период. Реки, расположенные в западном регионе России (к примеру, Волга), скованы льдами на протяжении 4-5 месяцев, тогда как сибирская река Лена может находиться под толщей льда более полугода.

От толщины и прочности ледяного покрытия зависит и время продолжительности ледостава. Слой льда на крупных сибирских реках в среднем может достигать 1,5-2,0 метров, а вот водоемы европейской части России промерзают не глубже 1 м.

Что такое полынья?

Часто через водотоки проходят переправы и дороги-зимники. Такое передвижение возможно, когда на реках образовывается ледостав. Это довольно опасно, так как прочность и толщина льда на одних и тех же участках водоема может быть разной. Нередко на реках можно наблюдать явление, которое известно как полынья. Что подразумевается под этим понятием?

Полынья - это незамерзающий или уже подтаявший участок водной поверхности, которая со всех сторон окружена неподвижными льдами. Как правило, такое явление возникает в местах, где имеются пороги или же наблюдаются термические изменения, которые могут быть вызваны сбросом технических жидкостей или выходом подземных вод.

Ледостав - это природное явление, при котором озера, реки и ручьи полностью покрываются льдом. Замерзшие водоемы привлекают к себе внимание любителей зимней рыбалки и развлечений. Важно помнить, что лед - это небезопасное место, поэтому не стоит испытывать судьбу. Если нет уверенности, что толщина замерзшего слоя сможет выдержать ваш вес, ни в коем случае не становитесь на него.

Наиболее опасными гидрологическими явлениями на реках считаются:

  • ранний ледостав (явление имеющее сходство с ледяным затором);
  • стремительное движение льда;
  • отрыв прибрежных льдин.

Из-за тающего снега и ледяного покрытия водоемов увеличивается риск возникновения половодья и повышения уровня грунтовых вод, что может привести к наводнению.


Для кого-то зима с её морозами и ветрами – настоящее наказание, а кто-то ждёт это время года с нетерпением. К этому времени года можно относиться по-разному, но сложно не согласиться с тем, что снежная зима – зрелище сказочно красивое. А ещё именно зимой происходят удивительные явления, о которых пойдёт речь в этом обзоре.

1. Световые столбы


Окрашенные в пастельные тона и плавающие над землей, эти столбы света часто ошибочно принимали за НЛО. Те, кто видит их в морозную зимнюю ночь, часто восхищаются их красотой, которая кажется творением рук инопланетян или какой-то потусторонней силы. Тем не менее, происхождение световых столбов относительно обыденное.

Как и все гало, они представляют собой сугубо отражение световых лучей от миллионов кристаллов льда. Во время очень холодных, безветренных ночей плоские кристаллы льда, которые обычно образуются в верхних слоях атмосферы, могут сближаться с землей и отражать свет уличных фонарей и фар автомобилей в городах, в результате чего появляется причудливые столбы света.

Они часто приобретают тот же цвет, что и огни, которые они отражают, что объясняет их разноцветные оттенки. Интересно, что подобные явления могут возникать, когда солнечный свет или лунный свет отражаются от кристаллов льда, что приводит к образованию солнечных и лунных столбов.

2. Кальгаспоры


Эти странные образования снега напоминают огромные снежные шипы. Фактически, некоторые из них могут достигать высоты 6 метров. Учитывая, что вокруг них обычно нет никакого снега, то эти «когтистые лезвия» смотрятся просто поразительно. Кальгаспоры образуются из уплотненного снега или льда на высоте более 4000 метров.

Их можно найти в мелководных долинах, где обычно самый глубокий снег, и куда попадает меньше лучей Солнца. Из-за процесса сублимации (когда снег непосредственно испаряется, не переходя в жидкую форму, т. е. не тает), образуются подобные странные фигуры, поскольку некоторые участки сублимируются быстрее других, оставляя все более глубокие «вымоины». Со временем формируются целые поля высоких шипов.

3. Ледяные шары


В отдаленной деревне в Сибири в 2016 году жители увидели странные предметы, которые, казалось, были вымыты на берег из моря. Берег Обской губы на протяжении 18 километров покрывали гигантские шары льда, размером от одного метра до теннисного мяча.

Казалось, что природа готовилась поиграть в снежки. Никто не знал, что это такое. Ученые считают, что шары образовались из ледяной шуги (смесь кристаллов льда и воды) под воздействием течения и сильного ветра.

4. Ледяные вулканы


Все знают, что такое вулканы. Эти удивительные проявления могущества природы извергают расплавленную лаву и смертельные газы. Тем не менее, существует также разновидность вулкана, извергающего расплавленный лед. Механизм работы криовулканов подобен обычным вулканам: под поверхностью земли образуется давление, которое приводит к извержению.

Однако, вместо извержения огненной породы, криовулканы выбрасывают наружу замороженные воду, аммиак или метан. В 2016 году ученый мир всколыхнуло открытие этих вулканов на Плутоне, хотя ранее они были обнаружены в 1989 году на Тритоне, самом большом спутнике Нептуна. Криовулканы могут достигать чудовищных размеров. Один из них, Райт-Монс на Плутоне, достигает ошеломляющей высоты в 4 километра и длины в 145 километров.

5. Снежная гроза

Снежная гроза - это явление, которое происходит, когда во время метели случаются гром и молния. Для этого нужны особые условия. Во-первых, погода должна быть достаточно холодной, чтобы шел снег, но слой воздуха вблизи поверхности земли должен быть теплее, чем воздух над ним. Как и в случае грозы, теплый и влажный воздух поднимается вверх, создавая нестабильные воздушные потоки, которые затем конденсируются в облака.

Когда на обычных облаках во время снежной бури образуются «бугры», это означает наличие нестабильных воздушных потоков, которые приводят к осадкам, таким как град и снег. Когда эти частицы сталкиваются друг с другом, накапливаются электрические заряды, которые высвобождаются в виде молнии.

6. Ледяные блины


Иногда на воде могут образовываться странные ледяные круги с приподнятой кромкой диаметром до 3 метров. Они чем-то напоминают своеобразные фрисби или пиццу, но на самом деле состоят из льда толщиной до 10 сантиметров.

Когда слякоть и шуга накапливается на поверхности спокойной воды при температурах ниже нуля, то плиты намерзающего льда натыкаются друг на друга, при этом обкалываются их края, что и приводит к появлению кругов.

В более бурном океане плиты блинного льда надвигаются друг на друга, в конечном итоге смерзаясь в сплошной лист льда. Эти образования красивы, но выглядят жутковато. Хотя чаще всего ледяные блины встречаются в Антарктиде, они могут появляться в любом месте при должных условиях.

7. Изморозь


Иногда в морозный день можно увидеть очень красивое явление, когда кристаллы льда покрывают сплошным тонким слоем деревья, листья и кусты. Это выглядит как зимняя страна чудес. Изморозь образуется аналогично росе или инею.

Когда молекулы водяного пара контактируют с ветками при температурах ниже нуля, они конденсируются из газообразного состояния, но не в жидкое, а напрямую в твердое состояние. Чем больше влаги в воздухе, тем толще ледяная корка, а мороз образует более крупные и более сложные узоры.

8. Ледяные лягушки


По мере того, как дни становятся короче, а температура падает до уровня ниже нуля, у разных животных есть свои «приспособления», которые помогают им выживать зимой. В то время как медведи впадают в спячку, а гуси улетают на юг, у лесной лягушки намного более странный и даже в чем-то сверхъестественный механизм выживания: она просто позволяет себе замерзнуть.

В отличие от большинства лягушек, которые закапываются в ил на дне озер, лесные лягушки роют норы в земле. Подстилка из листьев обеспечивает им толику тепла, но тем не менее тела лягушек вскоре полностью покрываются льдом. Их сердце перестает биться, органы перестают функционировать, а кровь замерзает. Обычно в других организмах замораживание повреждает ткани, разрушая стенки клеток кристаллами льда.

Клетки дегидратируются и больше не могут функционировать. Лесная лягушка избегает этой участи, вырабатывая большое количество глюкозы, которая в клетках эффективно работает как антифриз. Когда приходит весна, животное оттаивает изнутри. Сердце и легкие начинают функционировать снова, и лягушка оживает, как будто ничего не произошло.

9. Дырявое облако


Когда видишь подобное, кажется, что гигантская рука потянулась вниз к земле и разорвала облака, оставив дыру посреди неба. Дырявые облака возникают только при идеальном стечении погодных условий. Капли воды в облаках должны находиться при температуре ниже нуля, но при этом температура должна быть не достаточно холодной, чтобы образовался снег.

В итоге капли не замерзают, как обычно, а остаются в переохлажденном состоянии. В конце концов, некоторые из них превращаются в лед и начинают цепную реакцию замерзания остальной части водяного пара. При этом пар, который не превращается в лед, испаряется, что приводит к появлению дыры в облаке. Исследования подтвердили, что самолеты, пролетающие сквозь облако, инициируют начало процесса замерзания.

10. Сосульки смерти

Оказывается, сосульки формируются и на дне океана и они одновременно прекрасны и смертельны. Образуется подобное явление в морозных условиях Арктики и Антарктиды. Из местных льдов в воду выделяется соль, увеличивая ее соленость, а также снижая температуру замерзания. При этом увеличивается плотность воды.

Соленый рассол не может превратиться в лед, в результате чего окружающая вода замерзает и образует сосульку. Когда гигантское синее щупальце, скручиваясь вниз, касается морского дна, на нем мгновенно «расцветает» участок льда, убивая все, чего касается.

Продолжая тему природных явлений, мы собрали .

Загрузка...