Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Какой ветер считается сильным? Оценка погодных условий Сколько метров в секунду был ветер

Шкала Бофорта - условная шкала для визуальной оценки силы (скорости) ветра в баллах по его действию на наземные предметы или по волнению на море. Была разработана английским адмиралом Ф. Бофортом в 1806 году и сначала применялась только им самим. В 1874 году Постоянный комитет Первого метеорологического конгресса принял шкалу Бофорта для использования в международной синоптической практике. В последующие годы шкала менялась и уточнялась. Шкалой Бофорта широко пользуются в морской навигации.

Сила ветра у земной поверхности по шкале Бофорта
(на стандартной высоте 10 м над открытой ровной поверхностью)

Баллы Бофорта Словесное определение силы ветра Скорость ветра, м/сек Действие ветра
на суше на море
0 Штиль 0-0,2 Штиль. Дым поднимается вертикально Зеркально гладкое море
1 Тихий 0,3-1,5 Направление ветра заметно по относу дыма, но не по флюгеру Рябь, пены на гребнях нет
2 Лёгкий 1,6-3,3 Движение ветра ощущается лицом, шелестят листья, приводится в движение флюгер Короткие волны, гребни не опрокидываются и кажутся стекловидными
3 Слабый 3,4-5,4 Листья и тонкие ветви деревьев всё время колышутся, ветер развевает верхние флаги Короткие, хорошо выраженные волны. Гребни, опрокидываясь, образуют стекловидную пену, изредка образуются маленькие белые барашки
4 Умеренный 5,5-7,9 Ветер поднимает пыль и бумажки, приводит в движение тонкие ветви деревьев Волны удлинённые, белые барашки видны во многих местах
5 Свежий 8,0-10,7 Качаются тонкие стволы деревьев, на воде появляются волны с гребнями Хорошо развитые в длину, но не очень крупные волны, повсюду видны белые барашки (в отдельных случаях образуются брызги)
6 Сильный 10,8-13,8 Качаются толстые сучья деревьев, гудят телеграфные провода Начинают образовываться крупные волны. Белые пенистые гребни занимают значительные площади (вероятны брызги)
7 Крепкий 13,9-17,1 Качаются стволы деревьев, идти против ветра трудно Волны громоздятся, гребни срываются, пена ложится полосами по ветру
8 Очень крепкий 17,2-20,7 Ветер ломает сучья деревьев, идти против ветра очень трудно Умеренно высокие длинные волны. По краям гребней начинают взлетать брызги. Полосы пены ложатся рядами по направлению ветра
9 Шторм 20,8-24,4 Небольшие повреждения; ветер срывает дымовые колпаки и черепицу Высокие волны. Пена широкими плотными полосами ложится по ветру. Гребни волн начинают опрокидываться и рассыпаться в брызги, которые ухудшают видимость
10 Сильный шторм 24,5-28,4 Значительные разрушения строений, деревья вырываются с корнем. На суше бывает редко Очень высокие волны с длинными загибающимися вниз гребнями. Образующаяся пена выдувается ветром большими хлопьями в виде густых белых полос. Поверхность моря белая от пены. Сильный грохот волн подобен ударам. Видимость плохая
11 Жестокий шторм 28,5-32,6 Большие разрушения на значительном пространстве. На суше наблюдается очень редко Исключительно высокие волны. Суда небольшого и среднего размера временами скрываются из вида. Море всё покрыто длинными белыми хлопьями пены, располагающимися по ветру. Края волн повсюду сдуваются в пену. Видимость плохая
12 Ураган 32,7 и более Воздух наполнен пеной и брызгами. Море всё покрыто полосами пены. Очень плохая видимость

Многие задаются вопросом: при какой скорости ветра не летают самолеты? Действительно, есть определенные ограничения по скорости. По сравнению со скоростью движения воздушного судна, которая достигает 250 м/c, даже сильный ветер со скоростью 20 м/c не помешает самолету во время полета. Однако боковой ветер может помешать авиалайнеру, когда тот перемещается с меньшей скоростью, а именно в момент взлета или посадки. Поэтому при таких условиях не взлетают самолеты. Воздушные потоки влияют на скорость воздушного судна, направление движения, а также на длину пробега и разбега. В атмосфере эти потоки присутствуют на всех высотах. Такое движение воздуха по отношению к летящему авиалайнеру представляет собой переносное движение. Если дует сильный ветер, направление движения авиалайнера по отношению к земле не совпадает с продольной осью воздушного судна. Сильные воздушные потоки могут сносить самолет с курса.

Авиалайнеры всегда совершают посадку и взлет против направления ветра. В случае взлета или посадки при попутном ветре длина разбега и пробега значительно увеличивается. При взлете или посадке авиалайнер проникает в нижний слой атмосферы так быстро, что летчик не успевает отреагировать на изменение ветра. Если он не будет знать о резком усилении или, наоборот, ослаблении воздушных потоков в нижних слоях атмосферы, это чревато авиакатастрофой.

Во время взлета, когда авиалайнер набирает высоту, он попадает в зону сильного встречного ветра. С набором высоты увеличивается подъемная сила воздушного судна. Причем увеличение происходит быстрее, чем это может проконтролировать летчик. Траектория полета при этом может оказаться выше расчетной. Если наблюдается резкое усиление ветра, это может стать причиной того, что авиалайнер попадет на закритический угол атаки. Это может привести к срыву воздушного потока и столкновению с поверхностью земли.

Как правило, допустимая максимальная сила ветра определяется для каждого самолета индивидуально в зависимости от специфики его конкретных характеристик и технических возможностей. Устанавливает максимальную скорость ветра, при которой можно осуществлять взлет или посадку, производитель авиалайнера. Точнее, производитель устанавливает две максимальные скорости: попутную и боковую. Попутная скорость для большинства современных авиалайнеров одинакова. При взлете и посадке попутная скорость не должна превышать 5 м/с. Что касается боковой скорости, то для каждого авиалайнера она различна:

  • для самолетов ТУ-154 – 17 м/с;
  • для АН-24 – 12 м/с;
  • для ТУ-134 – 20 м/с.

В среднем для авиалайнеров устанавливается максимальная боковая скорость 17 м/с . При большей скорости подавляющее большинство самолетов не взлетают. Если в зоне прилета наблюдается резкое усиление ветра, скорость которого превышает допустимые показатели, самолеты не садятся в этом аэропорту, а совершают аварийную посадку на другой ВПП, где условия позволяют авиалайнеру безопасно приземлиться.

Отвечая на вопрос, при каком ветре не летают самолеты, можно с уверенностью сказать, что при скорости более 20 м/c, если ветер дует перпендикулярно ВПП, взлет не может быть осуществлен. Такой сильный ветер связан с прохождением мощных циклонов. Ниже вы можете посмотреть видео посадки самолета при сильном боковом ветре, чтобы увидеть, насколько это сложно сделать даже профессиональному опытному летчику с большим стажем. Особую опасность в данном случае представляет порывистый ветер в нижних слоях атмосферы. Он может начать дуть в самый неподходящий момент, образовав большой крен, который представляет огромную опасность для самолета.

Боковой ветер опасен тем, что требует от летчика определенных действий, которые совершить очень сложно. В авиации есть такое понятие, как «угол сноса». Этот термин означает величину угла, на который авиалайнер отклоняется от заданного направления из-за ветра. Чем сильнее ветер, тем больше этот угол. Соответственно, тем больше усилий требуется приложить пилоту, чтобы развернуть авиалайнер на этот угол в обратную сторону. Пока воздушное судно находится в полете, даже такой сильный ветер не вызывает никаких проблем. Но как только самолет соприкасается с поверхностью взлетно-посадочной полосы, авиалайнер обретает сцепление и начинает двигаться в направлении, параллельном своей оси. В этот момент летчик должен резко изменить направление движения авиалайнера, что очень непросто.

Что касается проблемы сильного попутного ветра, она легко решается сменой рабочего порога взлетно-посадочной полосы. Однако такая возможность есть не у каждого аэровокзала. Например, Сочи и Геленджик лишены такой возможности. Если сильный ветер дует в сторону моря, посадка может быть осуществлена, а вот взлет при таких условиях небезопасный. То есть посадка самолета при сильном ветре возможна, но далеко не во всех случаях.

Состояние ВПП

Даже если скорость ветра позволяет совершать взлет или посадку, учитывается еще целый ряд факторов, которые могут повлиять на окончательное решение. В частности, помимо погодных условий, видимости, учитывается состояние взлетно-посадочной полосы. Если она покрылась льдом, посадка или взлет не могут быть осуществлены. В авиации есть такой термин, как «коэффициент сцепления». Если этот показатель ниже 0.3, данная взлетно-посадочная полоса не годится для осуществления посадки или взлета и нуждается в очистке. Если снижение коэффициента сцепления произошло из-за сильного снегопада, при котором очистка невозможна, закрывают весь аэропорт, пока погода не наладится. Такой перерыв в работе может длиться несколько часов.

Как принимают решение на взлет?

Такое решение должен принимать командир авиалайнера. Для этого прежде всего он должен ознакомиться с метеорологическими данными по аэроузлам вылета, посадки и запасным аэропортам. Для этого используются прогнозы METAR и TAF. Первый прогноз выпускается для всех аэропортов каждые полчаса. Второй предоставляется каждые 3-6 часов. В таких прогнозах отражается вся значимая информация, которая может оказать влияние на решение о взлете или отмене рейса. В частности, в таких прогнозах есть данные о скорости ветра и ее изменениях.

Для принятия решения все рейсы условно делятся на 2-часовые и более продолжительные. Если перелет длится менее двух часов, для взлета достаточно, чтобы фактическая погода была приемлемой (выше установленного минимума). Если полет более продолжительный, обязательно дополнительно учитывается прогноз TAF. Если в пункте назначения погодные условия не позволяют осуществить посадку, в некоторых случаях, решение о взлете может быть положительным. Например, если погодные условия в пункте назначения ниже минимума, однако, в непосредственной близости имеются два аэродрома с оптимальными погодными условиями. Но положительное решение и в этих случаях практически никогда не принимают, учитывая опасность такого полета.

Вконтакте

Шкала Бофорта - условная шкала, позволяющая визуально оценить приблизительную силу ветра по его действию на наземные предметы или по волнению на море. Разработана английским адмиралом и гидрографом Фрэнсисом Бофортом (англ. Francis Beaufort ) в 1806 году.

С 1874 года официально принята для использования в международной синоптической практике. С 1926 года к шкале Бофорта дополнительно указывается сила ветра в метрах в секунду на высоте 10 метров от поверхности. В США помимо международной 12-бальной шкалы с 1955 года используется расширенная до 17 баллов шкала, используемая для более точной градации ураганных ветров.

Сила и средняя скорость ветра Словесное определение Проявление на суше Проявление на море Примерная высота волн, м Визуальное проявление
Баллы Бофорта метры в секунду километры в час узлы
0 0-0,2 0,0-0,7 0-1 Штиль Дым поднимается вертикально или почти вертикально, листья деревьев неподвижны. Зеркально гладкая поверхность воды. 0
1 0,3-1,5 1,1-5,4 1-3 Тихий ветер Дым отклоняется от вертикального направления, флюгер не вращается и не поворачивается Лёгкая рябь на море, пены на гребнях волн нет. 0,1

2 1,6-3,3 5,8-11,9 4-6 Легкий ветер Движение ветра ощущается лицом, шелестят листья, наблюдается движение флюгера Короткие волны со стекловидным гребнем, при движении не опрокидываются. 0,3

3 3,4-5,4 12,2-19,4 7-10 Слабый ветер Флаги и листья колышутся. Короткие волны с явно выраженными границами, гребни волн при опрокидывании образуют пену, на отдельных волнах появляются барашки. 0,6

4 5,5-7,9 19,8-28,4 11-16 Умеренный ветер Ветер поднимает пыль, легкий мусор. Листья и тонкие ветви постоянно в движении. Волны удлиненной формы, повсюду появляются легкие барашки 1,5

5 8,0-10,7 28,8-38,5 17-21 Свежий ветер Качаются ветки и тонкие стволы деревьев, колышутся кустарники. Ветер ощущается рукой. Не очень крупные волны, повсюду видны барашки. 2,0

6 10,8-13,8 38,9-49,7 22-27 Сильный ветер Тонкие ветви гнутся, раскачиваются толстые сучья деревьев, ветер гудит в проводах. По всей поверхности видны волны, с пенистых гребней которых срываются брызги. Плавание на легких лодках небезопасно. 3,0

7 13,9-17,1 50,1-61,6 28-33 Крепкий ветер Качаются стволы и толстые ветви деревьев. Идти против ветра затруднительно. Волны громоздятся, гребни срываются, покрыты пеной. Плавание на легких моторных катерах невозможно. 4,5

8 17,2-20,7 61,9-74,5 34-40 Очень крепкий ветер Ветер ломает сухие ветви деревьев, идти против ветра очень трудно, разговаривать без крика невозможно. Высокие длинные волны с брызгами. По направлению ветра ложатся ряды пены. 5,5

9 20,8-24,4 74,9-87,8 41-47 Шторм Гнутся и ломаются большие деревья, с крыш срывает легкую кровлю. Высокие волны с рядами пены. Брызги затрудняют видимость. 7,0

10 24,5-28,4 88,2-102,2 48-55 Сильный шторм Деревья вырываются с корнем, разрушаются отдельные здания. Идти невозможно. Очень высокие волны с загнутыми вниз гребнями. Поверхность воды покрыта пеной, мелкие суда пропадают из вида за волнами. 9,0

11 28,5-32,6 102,6-117,4 56-63 Жестокий шторм Катастрофические разрушения легких строений, выкорчевывание деревьев. Высокие волны, покрытые хлопьями белой пены. Средние суда скрываются из вида. 11,5

12 >32,6 >117,4 >63 Ураган Разрушение каменных строений, полное уничтожение растительности. Потеря видимости из за брызг, поверхность воды покрыта пеной. Уничтожение легких судов. 12,0

Ветер — горизонтальное перемещение воздуха относительно земной поверхности. Это происходит из-за неравномерного распределения тепла и атмосферного давления. Поток воздуха перемещается из зоны высокого давления в зону низкого. Основными характеристиками ветра являются скорость (сила) и направление ветра. Единицами измерения скорости ветра являются метры в секунду (м/с), километрах в час (км/ч), существует морская мера скорости — узел. 1 узел примерно равен 0.5 м/с. Направление ветра определяется сторонами горизонта, указывается в градусах либо в румбах по 16-румбовой шкале. Сила ветра — в баллах. Средняя скорость ветра определена на 10-метровой высоте над ровной открытой поверхностью.

Шкала Бофорта является условной шкалой, позволяющая визуально оценить силу (скорость) ветра в баллах по волнению на море или его взаимодействию с различными предметами на земле. Шкалу изобрел в 1806 г. адмирал Ф. Бофорт, которой использовал ее для определения силы ветра на море. Позже, в 1874 г. шкалу Бофорта было решено применять в международной синоптической практике на суше и на море. Измененной и уточненной шкалой пользуются в морской навигации. Вначале шкала была тринадцатибальная, начиная с нуля баллов, когда безветренно, на море полный штиль. Последний, 12-й ряд определяет силу и скорость ветра во время урагана. С годами шкала менялась и уточнялась, в 1955 г. Бюро погоды США увеличило ее до 17 баллов, чтобы различать ураганы разной силы.

Для быстрого и правильного определения силы, средней скорости ветра по шкале Бофорта воспользуйтесь таблицой.

Шкала силы ветра (шкала Бофорта)

Баллы Бофорта Скорость ветра, м/с Словесная характерис­тика ветра Видимое действие ветра
0 0,0-0,2 Штиль Дым поднимается вертикально, листья на деревьях неподвижны
1 0,3-1,5 Тихий Лёгкое движение воздуха, дым слегка отклоняется
2 1,6-3,3 Лёгкий Движение воздуха ощущается лицом, листья шелестят
3 3,4-5,4 Слабый Колышутся листья и тонкие ветки на деревьях
4 5,5-7,9 Умеренный Вершины деревьев гнутся, шевелятся небольшие ветки, поднимается пыль
5 8,0-10,7 Свежий Колеблются ветки и тонкие стволы деревьев
6 10,8-13,8 Сильный Качаются толстые ветки, гудят телефонные провода
7 13,9-17,1 Крепкий Раскачиваются стволы деревьев, гнутся большие ветки, идти против ветра тяжело
8 17,2-20,7 Очень крепкий Раскачиваются большие деревья, ломаются небольшие ветви, очень тяжело ходить
9 20,8-24,4 Шторм Небольшие повреждения зданий, ломаются толстые ветки деревьев
10 24,5-28,4 Сильный шторм Деревья ломаются или вырываются с корнем, большие повреждения зданий
11 28,5-32,6 Жестокий шторм Большие разрушения
12 32,7 и более Ураган Опустошительные разрушения

Принята для использования в международной синоптической практике. Первоначально в ней не указывалась скорость ветра (добавлена в 1926 году). В 1955 году , чтобы различать ураганные ветра разной силы, Бюро погоды США расширило шкалу до 17 баллов.

Стоит отметить что высота волн в шкале приведена для открытого океана, а не прибрежной зоны.

Баллы Бофорта Словесное определение силы ветра Средняя скорость ветра, м/с Средняя скорость ветра, км/ч Средняя скорость ветра, узлов Действие ветра
на суше на море
0 Штиль 0-0,2 < 1 0-1 Безветрие. Дым поднимается вертикально, листья деревьев неподвижны Зеркально гладкое море
1 Тихий 0,3-1,5 1-5 1-3 Направление ветра заметно по относу дыма, но не по флюгеру Рябь , пены на гребнях волн нет. Высота волн до 0,1 м
2 Легкий 1,6-3,3 6-11 3,5-6,4 Движение ветра ощущается лицом, шелестят листья, приводится в движение флюгер Короткие волны максимальной высотой до 0,3 м, гребни не опрокидываются и кажутся стекловидными
3 Слабый 3,4-5,4 12-19 6,6-10,1 Листья и тонкие ветви деревьев всё время колышутся, ветер развевает лёгкие флаги Короткие, хорошо выраженные волны. Гребни, опрокидываясь, образуют стекловидную пену. Изредка образуются маленькие барашки. Средняя высота волн 0,6 м
4 Умеренный 5,5-7,9 20-28 10,3-14,4 Ветер поднимает пыль и мусор, приводит в движение тонкие ветви деревьев Волны удлинённые, барашки видны во многих местах. Максимальная высота волн до 1,5 м
5 Свежий 8,0-10,7 29-38 14,6-19,0 Качаются тонкие стволы деревьев, движение ветра ощущается рукой Хорошо развитые в длину, но не крупные волны, максимальная высота волн 2,5 м, средняя - 2 м. Повсюду видны белые барашки (в отдельных случаях образуются брызги)
6 Сильный 10,8-13,8 39-49 19,2-24,1 Качаются толстые сучья деревьев, гудят телеграфные провода Начинают образовываться крупные волны. Белые пенистые гребни занимают значительные площади, вероятны брызги. Максимальная высота волн - до 4 м, средняя - 3 м
7 Крепкий 13,9-17,1 50-61 24,3-29,5 Качаются стволы деревьев Волны громоздятся, гребни волн срываются, пена ложится полосами по ветру. Максимальная высота волн до 5,5 м
8 Очень крепкий 17,2-20,7 62-74 29,7-35,4 Ветер ломает сучья деревьев, идти против ветра очень трудно Умеренно высокие длинные волны. По краям гребней начинают взлетать брызги. Полосы пены ложатся рядами по направлению ветра. Максимальная высота волн до 7,5 м, средняя - 5,5 м
9 Шторм 20,8-24,4 75-88 35,6-41,8 Небольшие повреждения, ветер начинает разрушать крыши зданий Высокие волны (максимальная высота - 10 м, средняя - 7 м). Пена широкими плотными полосами ложится по ветру. Гребни волн начинают опрокидываться и рассыпаться в брызги, которые ухудшают видимость
10 Сильный шторм 24,5-28,4 89-102 42,0-48,8 Значительные разрушения строений, ветер вырывает деревья с корнем Очень высокие волны (максимальная высота - 12,5 м, средняя - 9 м) с длинными загибающимися вниз гребнями. Образующаяся пена выдувается ветром большими хлопьями в виде густых белых полос. Поверхность моря белая от пены. Сильный грохот волн подобен ударам
11 Жестокий шторм 28,5-32,6 103-117 49,0-56,3 Большие разрушения на значительном пространстве. Наблюдается очень редко. Видимость плохая. Исключительно высокие волны (максимальная высота - до 16 м, средняя - 11,5 м). Суда небольшого и среднего размера временами скрываются из вида. Море всё покрыто длинными белыми хлопьями пены, располагающимися по ветру. Края волн повсюду сдуваются в пену
12 Ураган > 32,6 > 117 > 56 Огромные разрушения, серьезно повреждены здании, строении и дома, деревья вырваны с корнями, растительность уничтожена. Случай очень редкий. Исключительно плохая видимость. Воздух наполнен пеной и брызгами. Море всё покрыто полосами пены
13
14
15
16
17

См. также

Ссылки

  • Описание шкалы Бофорта с фотографиями состояния морской поверхности .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Шкала Бофорта" в других словарях:

    - (Beaufort scale) в начале XIX в. английский адмирал Бофорт предложил определять силу ветра по той парусности, которую в момент наблюдения может нести само данное судно или другие парусные суда в его видимости, и оценивать эту силу баллами шкалы,… … Морской словарь

    Условная шкала для визуальной оценки силы (скорости) ветра, основанной на его воздействии на наземные предметы или на водную поверхность. Используется преимущественно при судовых наблюдениях. Имеет 12 баллов: 0 штиль (0 0,2 м/с), 4 умеренный… … Словарь черезвычайных ситуаций

    шкала Бофорта - Шкала для определения силы ветра, основанная на визуальной оценке состояния моря, выражается в баллах от 0 до 12 … Словарь по географии

    шкала Бофорта - 3.33 шкала Бофорта: Двенадцатибалльная шкала, принятая Всемирной метеорологической организацией для приближенной оценки скорости ветра по его воздействию на наземные предметы или по волнению в открытом море. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Шкала для определения силы ветра по визуальной оценке, основанной на действии ветра на состояние моря или на наземные предметы (деревья, здания и др.). Используется преимущественно при наблюдениях с морских судов. Принята в 1963 г. Всемирной… … Географическая энциклопедия

    ШКАЛА БОФОРТА - условная шкала в баллах в виде таблицы для выражения скорости (силы) ветра по его действию на наземные предметы, по волнению на море и способности ветра приводить в движение парусные суда. Шкала предложена в 1805 1806 гг. британским адмиралом Ф.… … Словарь ветров

    ШКАЛА БОФОРТА - система оценки силы ветра. Предложена английским гидрографом Ф. Бофортом в 1806 г. Основывается на зрительном восприятии действия ветра на водную поверхность, дым, флаги, надстройки судна, на берег, сооружения. Оценка производится в баллах… … Морской энциклопедический справочник

    Шкала Бофорта - условная шкала в баллах от 0 до 12 для визуальной оценки силы (скорости) ветра в баллах по волнению на море или по действию иа наземные предметы: 0 штнль (безветрие 0 0,2 м/с); 4 умеренный ветер (5,5 7,9 м/с); 6 сильный ветер (10,8 13,8 м/с); 9… … Словарь военных терминов

    ШКАЛА БОФОРТА - В управлении ущербом: условная шкала для визуальной оценки и записи силы (скорости) ветра в баллах или волнения на море. Была разработана и предложена английским адмиралом Френсисом Бофортом в 1806 г. С 1874 г. принята для использования в… … Страхование и управление риском. Терминологический словарь

    Шкала Бофорта двенадцатибалльная шкала, принятая Всемирной метеорологической организацией для приближенной оценки скорости ветра по его воздействию на наземные предметы или по волнению в открытом море. Средняя скорость ветра указывается на… … Википедия

Загрузка...