Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Государственно подобные образования как субъекты международного права. Государственно-подобные образования(вольные города) как субъекты международного права. Проблема международной правосубъектности индивида

Международные организации

Только международные межправительственные организации от­носятся к производным (вторичным) субъектам международного пра­ва. Неправительственные международные организации этим каче­ством не обладают.

В отличие от правосубъектности государств, правосубъектность международных межправительственных организаций носит функ­циональный характер, поскольку она ограничена компетенцией, а также целями и задачами, определенными учредительным доку­ментом.

Часто за международными организациями признается право на «подразумеваемые полномочия», т.е., теми, которые организация вправе осуществлять в целях реализации уставных функций, но которые не прописаны в уставе. С данной концепцией можно согласиться, если она подразумевает согласие членов организации.

Кроме межправительственных организаций, субъектами между­народного права могут быть и иные международные органы. Так, в соответствии со ст. 4 Римского Статута Международного уголовно­го суда от 17 июля 1998 г. названный суд обладает международной правосубъектностью. Естественно, что правосубъектность Междуна­родного уголовного суда является ограниченной по сравнению с та­ковой межправительственных организаций. Международный уголов­ный суд обладает такой международной правосубъектностью, которая необходима для осуществления целей и задач в рамках его ком­петенции.

Нации (народы), борющиеся за независимость

Если нация (народ) начинает борьбу за независимость и создает органы освобождения, которые эффективно осуществляют управление и контроль над значительной частью народа и территории, обеспечивают в ходе борьбы соблюдение норм МП, а также представляют народ на международной арене, то за ним может быть признана м/д правосбъектность.

Воюющая сторона - Национальный комитет «Сражающаяся Франция», позже – Французский комитет национального освобождения, Организация освобождения Палестины (ООП).

Государственно-подобные образования

К государственно-подобным образованиям относится Ватикан (Святой престол).

Государство Ватикан является особым образованием, созданным в соответствии с Латеранским договором между Италией и Святым пре­столом от 11 февраля 1929 года и наделенным некоторыми чертами государственности, что означает чисто формальное выражение самостоятельности и независимости Ватикана в мировых делах.

В настоящее время общепризнано, что Святейший престол явля­ется субъектом международного права. Такое признание со стороны международного сообщества он получил вследствие его международ­ного авторитета как независимого руководящего центра католической церкви, объединяющего всех католиков мира и активно участву­ющего в мировой политике.

Именно с Ватиканом (Святым престолом), а не с государством-городом Ватикан поддерживают дипломатические и официальные отношения 165 стран мира, включая Российскую Федерацию (с 1990 г.) и практически все страны СНГ. Ватикан участвует во многих двусто­ронних и многосторонних международных соглашениях. Имеет ста­тус официального наблюдателя в ООН, ЮНЕСКО, ФАО, является членом ОБСЕ. Ватикан заключает особые международные догово­ры - конкордаты, которые регулируют взаимоотношения католи­ческой церкви с государственными властями, имеет во многих стра­нах послов , именуемых нунциями.

В международно-правовой литературе можно встретить утверж­дение, что определенной международной правосубъектностью обла­дает Суверенный военный орден св. Иоанна Иерусалимского, Родос­ского и Мальтийского (Мальтийский орден).

После потери территориального суверенитета и государственности на острове Мальта в 1798 году Орден, реорганизовавшись при поддержке России, обосновался с 1844 года в Италии, где были подтверждены его права суверенного образования и международная правосубъектность. В настоящее время Орден поддерживает офи­циальные и дипломатические отношения с 81 государством, включая РФ, представлен наблюдателем в ООН, а также имеет своих офи­циальных представителей при ЮНЕСКО, ФАО, Международном комитете Красного Креста и в Совете Европы.

Штаб-квартира Ордена в Риме пользуется неприкосновенностью, а глава Ордена - Великий магистр обладает иммунитетами и приви­легиями, присущими главе государства.

Однако Мальтийский орден по своей сущности является между­народной неправительственной организацией, осуществляющей бла­готворительную деятельность. Сохранение в названии Ордена тер­мина «суверенный» - исторический анахронизм, поскольку свой­ством суверенности обладает лишь государство. Скорее этот термин в названии Мальтийского ордена с точки зрения современной меж­дународно-правовой науки означает «независимый», чем «суверен­ный».

Поэтому Мальтийский орден не считается субъектом международ­ного права, несмотря на такие атрибуты государственности, как под­держание дипломатических отношений и обладание иммунитетами и привилегиями.

История международных отношений знает и другие государствен­но-подобные образования, которые обладали внутренним самоуп­равлением и некоторыми правами в области международных отно­шений. Чаще всего такие образования носят временный характер и воз­никают как следствие неурегулированности территориальных пре­тензий различных стран друг к другу. Именно к этой категории исторически относились Вольный го­род Краков (1815-1846 гг.), Свободное государство Данциг (ныне Гданьск) (1920-1939 гг.), а в послевоенный период Свободная терри­тория Триест (1947-1954 гг.) и, в определенной степени, Западный Берлин, который пользовался особым статусом, установленным в 1971 году четырехсторонним соглашением СССР, США, Великобри­тании и Франции.

Субъекты федеративных государств

Компоненты международно-правового статуса республик, областей, краев и других субъектов РФ воплощены в Федеральном законе от 4 января 1999 г. «О координации между­народных внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Прежде всего, подтверждено и конкретизировано конституционное право субъектов РФ в пределах предоставлен­ных им полномочий осуществлять международные и внешнеэкономические связи, т. е. право на отношения, выходящие за внутригосударственные рамки. Субъекты вправе поддерживать связи с субъектами иностранных федеративных госу­дарств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а с согласия Правительства РФ - и с органами государственной власти иностранных государств. Пре­дусмотрено также право на участие в деятельности международ­ных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Связи субъектов с иностранными партнерами , согласно Закону, могут осуществляться в торгово-экономической, научно-технической, экономической, гуманитарной, культур­ной и иных областях . В процессе этой деятельности субъекты РФ имеют право на ведение переговоров с указанными ино­странными партнерами и на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Такие согла­шения заключаются прежде всего с равноуровневыми контр­агентами - с членами (субъектами) зарубежных федеративных государств и с административно-территориальными единицами унитарных стран. Вместе с тем сохраняется практика взаимосвязей с центральными органами иностранных государств.

В то же время Конституционный Суд РФ в определении от 27 июня 2000 г. подтвердил свою правовую позицию относительно того, что «республика не может быть субъектом международного права в качестве суверенного госу­дарства и участником соответствующих межгосударственных отношений...». При толковании этого положения допустим ак­цент именно на отрицании суверенного статуса республики, что означает признание и осуществление не основанных на су­веренитете международных и внешнеэкономических отноше­ний (связей) с определенными контрагентами, указанными в Федеральном законе от 4 января 1999 г.

Физические лица

В некоторых учебниках за рубежом и в России утверждается, что субъектами МП являются физические лица. Обычно в качестве аргумента приводится ситуация с правами челове­ка. Императивные нормы МП закрепили все основные права человека. Учреждены международные суды по правам человека. Каждый человек связи с нарушением его прав может теперь подать в международный суд жалобу на собственное государство.

На самом деле все международно-правовые акты по вопросам прав человека регулируют данную проблематику не напрямую, а через межгосударственное сотрудничество. Международные акты закрепляют права и обязанности государств как субъектов МП, а уже затем государства обепочивают или обязаны обеспечить соответствующие права в своем внуреннем праве.

Права человека - это один из примеров того, как современное международное право концентрируется на регулировании не собственно поведения субъектов МП, а на внутренних правовых режимах. В данном случае.- на внутреннем правовом режиме, касающемся прав человека. Нормы МП все чаще и больше воздействуют на внутренние правовые режимы государств, будь то в сфере экономической, финансовой или конституционной, административной, уголовной.

Именно поэтому можно утверждать, что предметом регулирования посредством МП являются две большие группы межгосударственных отноше­ний: а) отношения между субъектами МП по поводу их поведения в междуна­родной системе; б) отношения между субъектами МП по поводу их внутрен­них правовых режимов. И акцент в международно-правовом регулировании постепенно смещается на вторую группу межгосударственных отношений.

Поэтому можно говорить об усилении взаимного переплетения МП и внутреннего права при примате МП. Единство внутреннего права и МП называют Глобальным правом.

Только если смотреть на любую правовую проблему в свете Глобального права (т. е. комплекса из внутреннего и международного права), мож­но допустить, что субъектами Глобального права являются как публичные лица, так и частные лица.

Физические лица могут быть признаны в качестве субъекта МП, если только сами государства признают их таковыми. Однако нет каких-либо международных актов, на основании которых можно было бы сделать вывод о международной правосубъектности индивидов. Признание индивида субъектом МП означало бы, что мы имеем дело уже с каким-то другим (не международным) правом. Такое «другое право» - это Глобальное право.

Проявлением Глобального права можно считать, например, наличие в МП уголовной ответственности индивида за преступления против мира и безопасности человечества, практику Европейского суда по правам чело­века и др. В этих случаях признается, что международно-правовые нормы могут порождать права и обязанности для физических лиц непосредственно напрямую, а не через посредство государств.

Помощь в учёбе. Работы на заказ

Курсовая

Государственно-подобное образование - довольно сложное и исключительное явление международно-правового характера еще слабо изученное отечественной наукой международного права. Учебная литература содержит крайне мало сведений об этом уникальном явлении, а специальная литература лишь затрагивает определенные моменты отдельных государственно-подобных образований. Отдельных же монографических или...

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ПОНЯТИЕ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОДОБНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
  • 2. ВОЛЬНЫЕ ГОРОДА
  • 3. ВАТИКАН
  • 4. ИНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОДОБНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Стоимость уникальной работы

Государственно-подобные образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственно-подобное образование — довольно сложное и исключительное явление международно-правового характера еще слабо изученное отечественной наукой международного права. Учебная литература содержит крайне мало сведений об этом уникальном явлении, а специальная литература лишь затрагивает определенные моменты отдельных государственно-подобных образований.

Отдельных же монографических или диссертационных работ, посвященных понятию, международной правосубъектности и иным вопросам статуса государственно-подобных образований в России нет. Этот фактор является дополнительным стимулом для более детального изучения данного вопроса, актуализирует работу, придает ей новаторский характер.

Понимая всю сложность написания данной курсовой работы в практически полном отсутствии специальной литературы, тем не менее мы ставим ее целью определение международно-правового статуса и выявление сущностных характеристик государственно-подобных образований.

В связи с этим в качестве задач выдвигаются вопросы, во-первых, анализа существующих научных и иных источников с целью определения признаков и дачи дефиниции государственно-подобного образования, во-вторых, выявления отдельных аспектов их международной правосубъектности, в-третьих, определения различных сторон их международно-правовой деятельности и, в-четвертых, изучения отдельных государственно-подобных образований, как существовавших в прошлом, так и существующих по сей день.

Структурно работа разделена на параграфы в соответствии с логической последовательностью изложения материала, которая позволит в полной мере решить поставленные задачи и, в конечном счете, достичь цели данной работы ("https://сайт", 18).

В первом параграфе будут освещены общие вопросы, касающиеся всех государственно-подобных образований: понятия, выявления признаков, определения сущностных характеристик, анализа подходов в понимании, выявления отличий от других субъектов международного права. Последующие параграфы будут освещать данные вопросы применительно к отдельным государственно-подобным образованиям, детализируя их и выявляя особенности конкретных государственно-подобных образований.

Источники, используемые в данной работе, весьма разнообразны. Помимо традиционных — учебной и специальной литературы — мы использовали акты международно-правового характера, в том числе международные договоры, которые определяют статус того или иного государственно-подобного образования, основные законы этих образований, а также официальные источники из серверов государственно-подобных образований, размещенные в сети «Интернет».

Все это направлено на одно — достижение цели курсовой работы, обозначенной выше.

Стоимость уникальной работы

Список литературы

  1. Мирный договор между союзными и объединившимися державами и Германией (Версальский договор) [электронный ресурс]: от 28.06.1919 года. - Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».
  2. Договор между Святым престолом и Королевством Италия [электронный ресурс]: от 11 февраля 1929 года. // Официальный проект компании «Гарант»: «Конституция Российской Федерации и зарубежные конституции». - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/DOC_3 864 879.htm - свободный.
  3. Мирный договор с Италией от 10.02.1947. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XIII. - 1956. - С. 88−203.
  4. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.1961. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XXIII. - 1970. - С. 136−148.
  5. Договор о нераспространении ядерного оружия от 01.07.1968 года. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XXVI. - 1973. - С. 45−49.
  6. Четырехстороннее соглашение от 03.09.1971. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XXVIII. - 1974. - С. 46−55.
  7. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12.09.1990. // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. - Вып. XLVII. - 1994. - С. 34−37.
  8. Основной закон Государства-Города Ватикан [электронный ресурс]: от 7 июня 1929 года (утратил силу) // Официальный проект компании «Гарант»: «Конституция Российской Федерации и зарубежные конституции». - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/ DOC_3 864 879.htm - свободный.
  9. Основной закон Государства-Города Ватикан от 26 ноября 2000 года (на немецком языке) // Официальный сайт Святого престола. - Режим доступа: http://www.vatican.va/vatican_city_state/legislation/documents/ scv_doc_20 001 126_legge-fondamentale-scv_ge.html - свободный.
  10. О назначении Садчикова Н. И. представителем Российской Федерации при Ватикане и при Суверенном Мальтийском Ордене по совместительству: Указ Президента Российской Федерации от 26.08.2005 № 989. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 35. - Ст. 3602.
  11. История отечественного государства и права. Часть 1. / Под ред. Чистякова О. И. - М., Юристъ, 2007. - 477 с.
  12. Каламкарян Р. А. Международное право : учебник. / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев - М.: Эксмо, 2004. - 688 с.
  13. Конституции буржуазных стран. Т.II. - М.-Л.: Соцэкгиз, 1936. - 419 с.
  14. Конституции государств Европы. / Под ред. Окунькова Л. А. - М.: Норма, 2001. - 816 с.
  15. Курдюков Г. И. Государства в системе международно-правового регулирования . / Г. И. Курдюков - Казань: Издательство Казанского университета, 1979. - 174 с.
  16. Лукашук И. И. Международное право . Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. / И. И. Лукашук - М.: Издательство БЕК, 2001. - 419 c.
  17. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права : учебник. / М. Н. Марченко - М.: Проспект, 2001. - 755 с.
  18. Матузов Н. И. Теория государства и права : учебник. / Н. И. Матузов, А. В. Малько - М.: Юристъ, 2005. - 540 с.
  19. Международное право: учебник для вузов. / Под ред. Игнатенко Г. В., Тиунова О. И. - М., Норма, 2001. - 705 с.
  20. Международное право: учебник. / Под ред. Колосова Ю. М., Кривчиковой Э. С. - М.: Международные отношения, 2000. - 713 с.
  21. Международное публичное право: учебник. / Под ред. Бекяшева К. А. - М.: Проспект, 2007. - 784 с.
  22. Моджорян Л. А. Статус вольного города . / Л. А. Моджорян // Советское государство и право. - 1962. - № 3. - С. 66−76;
  23. Ушаков Н. А. Международное право : учебник. / Н. А. Ушаков - М.: Юристъ, 2003. - 304 с.
  24. Фельдман Д. И., Курдюков Г. И. Основные тенденции развития международной правосубъектности . / Д. И. Фельдман, Г. И. Курдюков - Казань, Издательство Казанского университета, 1974. - 124 с.
  25. Черненко С. В. Рецензия на работу Фельдмана Д . И., Курдюкова Г. И. Основные тенденции развития международной правосубъектности. / С. В. Черненко // Правоведение. - 1975. - № 5. - С. 143−145.
  26. Шибаева Е. А. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций . / Е. А. Шибаева, М. Поточный - М.: Издательство МГУ, 1988. - 188 с.
  27. Силкин Б. И. Ганза : древний «общий рынок» Европы. / Б. И. Силкин // Знание - сила. - № 1. - 1998. // Режим доступа: http://skola.ogreland.lv/istorija/ slovo/G/g7.htm - свободный.
  28. Официальный сайт католической церкви (на английском языке). - Режим доступа: http://www.catholic-hierarchy.org/ - свободный.
  29. Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ - свободный.
  30. Официальный сайт Святого престола (на английском языке). - Режим доступа: http://www.vatican.va/phome_en.htm - свободный.
  31. Официальный сайт Суверенного Мальтийского Ордена (на английском языке). - Режим доступа: http://www.orderofmalta.org/site/index.asp ?idlingua=5 - свободный.
  32. Официальный сайт Центрального разведывательного управления Соединенных Штатов Америки (на английском языке). - Режим доступа: https://www.cia.gov/ - свободный.

Стоимость уникальной работы

Стоимость уникальной работы

Заполнить форму текущей работой
Другие работы

Значение непосредственной демократии трудно переоценить, так, например, В. И. Ефимов справедливо отмечает: «Через народ определяются суть, цель и основания демократической власти, и при этом предполагается единство всех этих определений. Утрата одного из них ведет к абсолютному снижению качества власти, ее перерождению в квазидемократические формы, прикрывающие автократическое или олигархическое...

Курсовая

Если вопросы, относящиеся к предмету регулирования, прямо в Конвенции не решены, то они подлежат разрешению в соответствии с общими принципами Конвенции; в случае отсутствия необходимого принципа - в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права. Некоторые виды продаж под действие Венской Конвенции 1980 г. не подпадают. Например, продажа с аукциона, продажа ценных...

На современном этапе исторического развития человеческой цивилизации национальная экономика каждого государства неизбежно. Интегрируется в международную систему мирохозяйственных связей, т. е. выходит за национальные рамки и поэтому неизбежно испытывает влияние международного фактора. Интернационализация экономических связей объективно обусловливает зарождение, формирование и развитие...

Курсовая

В Европе и Америке парламент приобрел современный облик в результате буржуазных революций. После Второй мировой войны классическая либеральная концепция парламентаризма стала доминирующей. Предполагалось, что именно она позволяет выражать интересы не одного или немногих, а большинства народа. После революционных бурь парламентский способ регулирования конфликта социальных интересов, который смог...

Курсовая

Экономический оборот современного общества невозможно представить без объектов интеллектуальной собственности. Сегодня сфера их распространения не только и не столько личное потребление, но, прежде всего, общественное производство. Любое предприятие как имущественный комплекс включает две группы элементов: материальные и нематериальные. По некоторым данным доля нематериальных активов (таково...

Курсовая

В настоящее время общепризнано, что право ЕС может напрямую порождать у частных лиц права и наделять их обязанностями. Но на заре создания ЕС вопрос о том, могут ли учредительные договоры о создании ЕС («первичное право») и акты институтов ЕС («вторичное право») непосредственно наделять субъективными правами частных лиц, вызывал споры. Высказывалось, в частности, мнение о том, что частные лица...

В науке международного частного права взаимность понимается как один из фундаментальных принципов международного сотрудничества, позволяющий обусловить дружественное отношение одного государства к другому адекватным ответным отношением. Хотя проблематика международного частного права начинает занимать достойное место в трудах отечественных правоведов, на сегодняшний день вопросы взаимности...

Государственно-подобные образования - особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус.

К ним в первую очередь относят так называемые «вольные города» и свободные территории.

В принципе вольные города создавались как один из способов замораживания территориальных притязаний, смягчения в межгосударственных отношениях напряженности, возникающей по поводу принадлежности какой-либо территории. Вольный город создается на основе международного договора или решения международной организации и представляет собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Он имеет свою конституцию или акт аналогичного характера, высшие государственные органы, гражданство. Его вооруженные силы носят чисто оборонительный характер либо являются скорее силами по охране границ и поддержанию правопорядка. Создатели вольного города обычно предусматривают способы контроля за соблюдением его статуса, например назначают с этой целью своих представителей или представителя. На международной арене вольные города представляют либо заинтересованные государства, либо международная организация.

Статус Вольного города Данцига, существовавшего в период между двумя мировыми войнами, был гарантирован Лигой Наций, а во внешних сношениях интересы города представляла Польша. Свободная территория Триест, созданная на основе мирного договора с Италией 1947 года и разделенная между Италией и Югославией соглашением 1954 года, находилась под защитой Совета Безопасности ООН.

Единственный в своем роде международно-правовой статус имел Западный Берлин в соответствии с Четырехсторонним соглашением СССР, Великобритании, США и Франции от 3 сентября 1971 г. Эти государства сохраняли принятые ими на себя после капитуляции фашистской Германии особые права и ответственность в отношении Западного Берлина, который поддерживал официальные связи с ГДР и ФРГ. Правительство ФРГ представляло интересы Западного Берлина в международных организациях и на конференциях, осуществляло консульское обслуживание его постоянных жителей. СССР учредил в Западном Берлине генеральное консульство. В связи с объединением Германии в 1990 г. действие прав и ответственности четырех держав в отношении Западного Берлина было прекращено, поскольку он стал частью объединенной Федеративной Республики Германии.

В настоящее время государствоподобными образованиями со специальным международно-правовым статусом являются Ватикан (Святейший престол) как официальный центр Римско-католической церкви и Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с международно признанными благотворительными функциями. Их административные резиденции находятся в Риме.

Внешне Ватикан (Святейший престол) обладает почти всеми атрибутами государства - небольшой территорией, органами власти и управления. О населении Ватикана, однако, можно говорить только условно: это соответствующие должностные лица, занимающиеся делами католической церкви. Вместе с тем Ватикан - не государство, скорее он может рассматриваться как административный центр католической церкви. Особенность его статуса заключается, помимо всего прочего, в том, что он имеет дипломатические отношения с рядом государств, которые официально признают его субъектом международного права.

Мальтийский орден в 1889 году был признан суверенным образованием. Местопребывание ордена - Рим. Его официальная цель - благотворительность. Он имеет дипломатические отношения со многими государствами. Ни своей территории, ни населения у ордена нет. Его суверенитет и международная правосубъектность - правовая фикция.

К категории производных субъектов международного права принято относить особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус .

Такие политико-религиозные и политико-территориальные единицы в международном праве называются государствоподобными образованиями.

Государствоподобные образования (квазигосударства) - особый вид субъектов международного права, обладающих некоторыми признаками (чертами) государств, но не являющихся таковыми в общепринятом смысле .

Они наделяются соответствующим объемом прав и обязанностей и тем самым сатновятся субъектами международного права.

К.К. Гасанов выделяет следующие признаки государствоподобных образований:

1) территория;

2) постоянное население;

3) гражданство;

4) законодательные органы;

5) правительство;

6) международные договоры .

Возникает вопрос: почему государствоподобные образования не относятся к числу первичных?

Ответ на данный вопрос дает Р.М. Валеев: государствоподобные образования не обладают таким свойством как суверенитет, поскольку, во-первых, их население - это не народ, а часть какой-либо нации или представители различных наций; во-вторых, их международная правоспособность сильно ограничена, реальной независимостью в международной сфере они не обладют. Появление таких образований основано на международных актах (договорах) .

В историческом аспекте к государствоподобным образованиям относят "вольные города", Западный Берлин, а в настоящее время наиболее яркими примерами являются Ватикан и Мальтийский орден.

Вольный город - самоуправляющееся политическое образование, которому международным договором предоставлен международно-правовой статус, позволяющий ему участвовать в основном в экономических, административных и культурных международно-правовых отношениях .

Создание вольного города, как свидетельствует исторический опыт, обычно является результатом урегулирования спорного вопроса о его принадлежности тому, или иному государству.

В 1815 г. для урегулирования противоречий между великими державами Венский трактат объявил Краков вольным городом под покровительством России, Австрии и Пруссии. В 1919 г. спор между Германией и Польшей относительно Данцига (Гданьска) попытались решить, предоставив ему статус вольного города под гарантией Лиги Наций. Внешние сношения города осуществлялись Польшей.

Для урегулирования претензий Италии и Югославии относительно Триеста был разработан Статут Свободной территории Триест. Территория должна была иметь конституцию, гражданство, народное собрание, правительство. При этом конституция и деятельность правительства должны были соответствовать Статуту, т.е. международно-правовому акту. В 1954 г. Италия и Югославия разделили между собой территорию Триеста .

государствоподобное образование международное право

Поэтому высшим юридическим актом для него, как было сказано выше, является международный договор, которым и определяется особая международная правосубъектность города.

Единственный в своем роде международно-правовой статус имел Западный Берлин в соответствии с Четырехсторонним соглашением СССР, Великобритании, США и Франции от 3 сентября 1971 г. Эти государства сохраняли принятые ими на себя после капитуляции фашистской Германии, а затем в условиях существования двух германских государств особые права и ответственность в отношении Западного Берлина, который поддерживал официальные связи с ГДР и ФРГ. Правительство ГДР заключило ряд соглашений с сенатом Западного Берлина. Правительство ФРГ представляло интересы Западного Берлина в международных организациях и на конференциях, осуществляло консульское обслуживание его постоянных жителей. СССР учредил в Западном Берлине генеральное консульство. В связи с объединением Германии, оформленным Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г., действие прав и ответственности четырех держав в отношении Западного Берлина было прекращено, поскольку он стал частью объединенной Федеративной Республики Германии .

Определенную специфику имеет вопрос о международной правосубъектности Ватикана и Мальтийского ордена. Они будут рассмотрены нами более подробно в следующих параграфах этой главы.

Таким образом, государствоподобные образования следует относить к категории производных субъектов международного права, так как их правосубъектность - результат намерений и деятельности первичных субъектов международного права.

Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Однако не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права (например, колониальные страны и другие геополитические единицы).

Из истории

Первая попытка кодификации международно-правовых признаков государства была дана в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государства 1933 г. Согласно ст. 1 этой Конвенции государство как лицо международного права должно обладать следующими условиями:

    постоянное население;

    определенная территория;

    правительство;

    способность вступать в отношения с другими государствами.

Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть .

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. Таким свойством обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства.

Суверенитетом обладает любое государство с момента его возникновения. Его международная правосубъектность не зависит от волеизъявления других субъектов. Она прекращается лишь с прекращением данного государства. Согласно ст. 3 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г. «политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже еще не признанное государство имеет право защищать свою целостность и свою независимость, заботиться о своей сохранности и процветании и, как следствие этого, организоваться, как ему заблагорассудится, законодательствовать относительно своих интересов, управлять своими ведомствами и определять юрисдикцию и компетенцию своих судов». В отличие от других субъектов международного права государство обладает универсальной правосубъектностью.

Согласно Уставу ООН государствам присуща не только суверенность, но и независимость . Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против политической независимости любого государства.

Территория является неотъемлемым условием существования государства. Она закрепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами международного права. Согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства обязаны уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они воздерживаются от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства.

Государства-участники Заключительного акта рассматривают как нерушимые все границы друг друга, а также границы всех государств в Европе, поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они воздерживаются также от любых или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

Население является постоянным признаком государства. Согласно Уставу ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам г. и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. народы являются субъектом права на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г. в содержание принципа равноправия и самоопределения народов входит, в частности, создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Публичная власть является одним из основных признаков государства. Оно в международном праве является носителем организованной суверенной власти. В каких бы отношениях ни выступали правительство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле понимается как единство власти и суверенитета.

Государства выступают в международных отношениях как суверенные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения. Нормы международного права, регулирующие взаимоотношения государств в сфере международного общения, создаются самими же государствами путем их соглашения (согласования воль) и направлены на строгое соблюдение государственного суверенитета в международных отношениях. Уважение суверенитета любого государства, признание суверенного равенства всех государств входят в число основополагающих принципов современного международного права. Согласно Декларации о принципах международного права г. все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

Понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

    государства юридически равны;

    каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

    каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

    территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

    каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

    каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Любое государство обязано поддерживать отношения с другими государствами в соответствии с нормами международного права и в соответствии с тем принципом, что суверенитет каждого государства подчинен (верховенству) международного права.

Особенности правосубъектности федеративных государств

Унитарное государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности ее составных частей в этом случае не возникает.

Сложными государствами являются федерации. Члены федерации (республики, области, штаты, земли и т. д.) сохраняют при этом определенную внутригосударственную самостоятельность, но, как правило, не обладают конституционным правом самостоятельного участия во внешнихсношениях, следовательно, не являются субъектами международного права. В этом случае только федерация в целом выступает на международной арене в качестве единого субъекта международного права. Как отмечается в ст. 2 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г., «федеративное государство составляет только одно лицо перед международным правом». Например, согласно ст. 10 Конституции США ни один штат не может вступать в договоры, союзы и конфедерации. Ни один штат не может без согласия Конгресса заключать соглашения или конвенции с другим штатом или с иностранной державой.

РФ является демократическим федеративным государством, которое состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Республика в составе РФ имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Согласно п. «к» ст. 71 Конституции 1993 г. в ведении РФ находятся:

    внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;

    внешнеэкономические отношения РФ;

    оборона и безопасность;

    определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

Вне пределов ведения РФ и совместных полномочий субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Согласно Федеральному закону «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ » 1998 г. субъекты РФ в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций. Субъекты РФ с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

Республики не вправе:

    вступать в отношения с иностранными государствами;

    заключать с ними межправительственные договоры;

    обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами;

    быть членами межправительственных организаций.

Республики могут заключать международные договоры по вопросам, входящим в их компетенцию. Однако в любом случае эти договоры должны носить вторичный, производный характер. Они могут содержать нормы, обеспечивающие реализацию соответствующих договоров РФ. В целях обеспечения выполнения таких договоров республики могут иметь свои представительства в иностранных государствах, которые не являются дипломатическими учреждениями.

Загрузка...