Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Флотский сленг и другие малопонятные слова. Разведывательно-диверсионная группа. «Тюлень» Номера боевых частей на военном корабле

В целях лучшего использования оружия и технических средств, а также удобства плавания на корабле создаются боевые части и службы, во главе которых стоят их командиры и начальники.

Боевая часть (служба) – это организационное подразделение корабля, объединяющее одинаковые по назначению и специализации виды оружия или технические средства и обслуживающий их личный состав.

К боевым частям относятся:

БЧ-1 – штурманская боевая часть;

БЧ-2 – ракетная (ракетно-артиллерийская, артиллерийская) боевая часть;

БЧ-3 – минно-торпедная боевая часть;

БЧ-4 – боевая часть связи;

БЧ-5 – электромеханическая боевая часть;

БЧ-6 – авиационная боевая часть;

БЧ-7 – радиотехническая боевая часть.

К службам относятся:

Сл. Х – служба радиационной, химической и биологической защиты;

Сл. М – медицинская служба;

Сл. С – служба снабжения.

Боевая часть-1 : обеспечивает навигационную безопасность плавания и ведет расчеты

по боевому маневрированию корабля для боевого использования оружия.

В БЧ-1 объединяются: рулевые, штурманские электрики, штурманские радиометристы-наблюдатели.

Боевая часть-2: предназначена для нанесения ракетных (артиллерийских) ударов по кораблю и береговым объектам противника, а также для отражения его ударов с моря, берега и воздуха.

В БЧ-2 объединяются: ракетчики, комендоры, артиллерийские электрики.

Боевая часть-3: обеспечивает применение минного, торпедного, трального оружия и производство работ с ним.

В БЧ-3 объединяются: торпедисты, минеры, торпедные электрики.

Боевая часть-4: обеспечивает внешнюю и внутреннюю связь корабля (визуально и по радио) с командованием и взаимодействующими кораблями и внутреннюю связь с командными пунктами и боевыми постами корабля.

В БЧ-4 объединяются: радисты, телефонисты, сигнальщики.

Боевая часть-5: обеспечивает кораблю заданный ход, живучесть корабля, оружия и технических средств, снабжает всех потребителей электроэнергией.

В БЧ-5 объединяются: машинисты, трюмные, турбинисты, электрики сильного и слабого тока и другие специалисты.

Боевая часть-6: обеспечивает наблюдение, поиск и уничтожение подводных лодок противника, а также ведение разведки и прикрытие кораблей с воздуха. Личный состав БЧ-6 обслуживает летательные аппараты корабля (вертолеты, самоле-ты), обеспечивает их полеты и управление ими.

Боевая часть-7: предназначена для наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой. Производит сбор, обработку и анализ результатов всех видов наблюдения, выдает данные о противнике, необходимые для применения оружия.



В БЧ-7 (рис. 1.3.1) объединяются: гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных средств и др.

Радиотехническая служба – предназначена для наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой. Производит сбор, обработку и анализ результатов всех видов наблюдения, выдает данные о противнике, необходимые для применения оружия, данные о навигационной обстановке.

В СЛ-Р материальную часть обслуживают: гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных средств и др.

Химическая служба – предназначена для защиты личного состава от радиоактивных и отравляющих веществ. Технические средства СЛ-Х (приборы радиационной разведки, приборы дозиметрического контроля и др.) обслуживаются специалистами-химиками.

Медицинская служба – предназначена для сохранения здоровья личного состава, своевременного оказания медицинской помощи раненым, пораженным и больным. В СЛ-М объединяются: врачи, фельдшеры, санитары.

Служба снабжения – предназначена для обеспечения личного состава продуктами питания и снабжения подразделений корабля имуществом и материалами по установленным нормам. В СЛ-С объединяются: баталеры, коки, писари и др.

Порядок ввода боевой организации на корабле. Схемы боевой организации корабля, какая информация размещается на данных схемах? Какая информация излагается в боевых инструкциях? В какой документ сводятся боевые инструкции?

Боевая организация на корабле вводится при объявлении боевой (учебной) тревоги (см. Прил. 2 КУ ВМФ к ст. 34).

На боевом корабле всех рангов существует:

– схема боевой организации корабля;

– корабельная боевая схема.

На схеме боевой организации корабля показываются командные пункты и боевые посты с указанием их подчиненности по боевой тревоге .

На корабельной боевой схеме на продольном разрезе корабля показывается расположение всех командных пунктов, боевых постов, отсеков и других помещений корабля.



В боевых инструкциях подробно излагаются обязанности старшин контрактной службы, старшин и матросов срочной службы по боевой тревоге, по применению оружия и использованию технических средств в бою и при борьбе за их живучесть, по срочному погружению, а также дополнительные обязанности по герметизации корпуса корабля, приведению в действие систем работы дизеля и пополнению воздуха под водой, по постановке на стабилизатор глубины, по сигналам «Химическая тревога» и «Радиационная опасность», по

специальной обработке корабля и санитарной обработке личного состава, по оказанию медицинской помощи раненым и пораженным, по плаванию в сложных условиях .

Боевые инструкции сводятся в Сборник боевых инструкций личного состава корабля, который является приложением к Книге корабельных расписаний.

Основным боевым назначением корабля является поражение боевым воздействием сил и средств противника.

Организация корабля строится в соответствии с его боевым предназначением на основе задач, решаемых данным классом (подклассом) кораблей. Организационно-штатная структура корабля устанавливается его штатом.

Повседневная организация

Назначением повседневной организации корабля является обеспечение готовности корабля к ведению боевых действий, проведение боевой подготовки и создание условий для нормальной жизнедеятельности экипажа корабля.

Во главе корабля стоит командир корабля. В помощь командиру корабля назначаются:

Старший помощник (помощник), являющийся первым заместителем командира корабля,

Заместители и помощники, определяемые штатом корабля.

Весь личный состав корабля составляет его экипаж.

В целях лучшего применения оружия и использования технических средств в бою на кораблях создаются боевые части и службы.

К боевым частям относятся:

    штурманская - БЧ-1;

    ракетная (ракетно-артиллерийская, артиллерийская) - БЧ-2;

    минно-торпедная - БЧ-3;

    связи - БЧ-4;

    электромеханическая - БЧ-5;

    авиационная - БЧ-6;

    радиотехническая - БЧ-7.

К службам относятся:

    радиационной, химической и биологической защиты - Сл-Х;

    медицинская - Сл-М;

    снабжения - Сл-С.

БЧ-1 предназначена для обеспечения навигационной безопасности кораблевождения и боевого маневрирования корабля. Офицеры БЧ-1 ведут прокладку пути корабля, а личный состав (рулевые, штурманские электрики) обслуживают рулевые устройства, навигационные комплексы и др.

БЧ-2 предназначена для применения ракетного и артиллерийского оружия по морским, воздушным и береговым целям противника. Личный состав БЧ-2 (операторы, комендоры, артиллерийские электрики и др.) обслуживает ракетные и артиллерийские установки, приборы управления стрельбой и др.

БЧ-З предназначена для применения торпедного, противолодочного, минного, противоминного и противоподводно-диверсионного оружия, средств защиты и акустического подавления, производства подрывных работ. Личный состав БЧ-З (торпедисты, торпедные электрики, минеры и др.) обслуживает комплексы указанных видов оружия и др.

БЧ-4 предназначена для обеспечения корабля бесперебойной внешней связью с командованием, взаимодействующими кораблями и частями, для приема оповещения и передачи донесений. На БЧ-4 возлагается также организация помех работе средств связи противника. Личный состав БЧ-4 (радиотелеграфисты, сигнальщики, радиомастера и др.) обслуживает средства радио- и радиорелейной связи, проводной и зрительной связи и др.

БЧ-5 предназначена для обеспечения кораблю заданной скорости хода и маневрирования, производства и распределения всех видов энергии, для обеспечения непотопляемости, взрыво- и пожаробезопасности корабля, живучести технических средств Личный состав БЧ-5 (электрики, мотористы, машинисты, турбинисты и др.) обслуживает корабельную энергетическую установку, средства борьбы за живучесть корабля, корабельные системы и устройства и др.

БЧ-6 предназначена для обеспечения и обслуживания корабельных летательных аппаратов. Она организуется на противолодочных и авианесущих крейсерах и некоторых других кораблях, где могут базироваться летательные аппараты. Личный состав БЧ-6 обслуживает вертолеты (самолеты) и их системы.

БЧ-7 предназначена для зрительного и технического наблюдения и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки, обеспечения целеуказания системам управления оружием и средствами радиоэлектронной борьбы, обеспечения ГКП и БЧ-1 данными для выполнения маневров, поиска и разведки, проведения мероприятий по радиоэлектронной борьбе, снижения радиолокационной заметности, применения корабельной авиации. Личный состав БЧ-7 – офицеры управления и специалисты по вычислительной технике, гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных систем. БЧ-7 создается на кораблях 1 ранга и на некоторых проектах кораблей 2 ранга.

Сл-Х предназначена для обеспечения защиты личного состава от радиоактивных и отравляющих веществ. В этих целях она осуществляет радиационную и химическую разведку, дозиметрический контроль, дезактивацию и дегазацию корабля, аэрозольную (дымовую) маскировку. Технические средства Сл-Х (приборы радиационной разведки, приборы дозиметрического контроля и др.) обслуживаются специалистами – химиками флота.

Сл-М предназначена для контроля за состоянием здоровья личного состава, своевременного оказания медицинской помощи раненым, пораженным и больным, лечения и подготовки их к госпитализации, обеспечения санитарно-эпидемического благополучия на корабле. Личный состав Сл-М: врачи, фельдшеры, санитары.

Сл-С предназначена для обеспечения личного состава продуктами питания и снабжения корабля имуществом и материалами по установленным нормам. Личный состав Сл-С: баталеры, коки.

На отдельных кораблях, в зависимости от их специализации и особенностей конструкции, могут создаваться и другие службы.

Боевые части и службы в зависимости от ранга корабля подразделяются на дивизионы, группы, батареи и команды (отделения) в соответствии со штатом корабля. Во главе боевых частей, дивизионов (групп, батарей) стоят их командиры, а во главе служб - начальники.

На кораблях 2, 3 и 4 ранга на одного офицера может быть возложено командование двумя и более боевыми частями или службами.

Первичными штатными структурными подразделениями личного состава корабля являются отделения . Их возглавляют командиры отделений. Отделения могут сводиться в команды, возглавляемые старшинами команд.

Для обеспечения повседневной деятельности надводных кораблей 1, 2 и 3 ранга создаются подразделения, не входящие в состав боевых частей (служб). Данные подразделения находятся в непосредственном подчинении:

    старшего помощника командира корабля (секретная часть и оркестр);

    заместителя командира корабля по воспитательной работе (клуб и типография);

    помощника командира корабля (боцманская команда и команда обслуживания авиационного оборудования).

Функции боцманской команды на подводных лодках выполняет команда рулевых-сигнальщиков.

Отрезок моей жизни, связанный с командованием боевой частью связи КРУ «Жданов», корабля с уникальными средствами управления и связи, я отношу к самым интересным годам службы. И дело не только в уникальности техники, а и в том, что на этот период в боевой части связи служили замечательные люди: офицеры, мичманы, старшины и матросы.

Должен сказать, что на протяжении всей службы на крейсере я часто слышал споры, скорее риторические, что же важнее кораблю: артиллерийская боевая часть с ее главным калибром 152 мм, или боевая часть связи, представляющая собой средних размеров узел связи. Не склонен преуменьшать роль артиллерии, она нужна любому кораблю. В то же время из-за нее качество связи реально страдало, и страдали связисты, борющиеся за это качество. А причина крылась только в одном: разнообразных калибров стволы, артиллерийские установки, мощные вибрации при их вращении и залпах, работа артиллерийских РЛС – всё это приводило к сильным искрениям и помехам. Поэтому я сторонник чистой верхней палубы для кораблей управления. Прекрасно знаю, что такие же проблемы возникают на любом корабле, имеющем более трех радиопередатчиков. Ну, а что же говорить о крейсере управления с его 17-ю радиопередатчиками, из которых один – пятикиловаттный.

О главном калибре БЧ-2 и БЧ-4

Страшная сила – главный калибр крейсера. Для того чтобы это понять, надо просто взглянуть на неподъемный тяжеленный снаряд, на заряд (эдакий непочатый мешок пороха), послушать уникальный грохот, издаваемый стрельбой из орудий. Любая стрельба главным калибром требовала основательной подготовки всего корабля от носа до кормы. Начиналось с того, что вахтенный офицер давал команду по всем линиям корабельной трансляции: «Корабль к стрельбам главного калибра приготовить». По этой команде заведующие помещениями снимали со светильников все плафоны, выкручивали электрические лампочки, оставляя только дежурное освещение. Колоссальные вибрации, возникающие при залпе, всегда приводили к разного рода проблемам. Это выходы из строя материальной части, сбои в работе электроники, связи, даже возгорания из-за замыкания в электрических кабелях. Аварийным партиям работы хватало.

В командном посту связи, находящемся рядом с первой башней главного калибра самым неприятным был удар по пяткам при залпе. Поэтому весь личный состав носовых постов связи сидел, поджав ноги. Если в посту было что-то спрятано на подволоке, то это обязательно падало кому-то на голову, будь то окурок, или пепельница из консервной банки. Были случаи, когда из переборок вылетали болты, заклёпки, проносившиеся со свистом мимо нежных затылков.

Интересно, что сами артиллеристы башен главного калибра при стрельбах находились в толще брони и не испытывали никаких ощущений. Больше всех страдал вахтенный офицер ходовой вахты. При приготовлении к стрельбе все плексигласовые ограждения демонтировались. То есть, вахтенный офицер оставался на мостике без остекления. До среза орудий второй башни главного калибра было около десяти метров свободного пространства. Могу описать свои ощущения. За несколько минут до начала стрельбы командир и старпом уходили в боевую рубку, не забывая проинструктировать вахтенного офицера о безопасности плавания. На мостике кроме вахты оставались радист, радиометрист и рассыльный. Первый залп обоих башен всеми стволами (сжигание смазки) потрясал больше всего. Напоминало это что-то похожее на нокаутирующий удар очень мягкой перчаткой. Больше всего страдали глаза, так как требовалось некоторое время на то, чтобы хрусталик принял первоначальную форму и зрение восстановилось. Несмотря на некоторые неприятные ощущения, мы с радистом не могли остановить хохот, видя, как при каждом залпе откуда-то сверху сыпался не только мусор, но и падали крысы. Кувыркаясь, они летели прямо за борт с крыльев мостика. После сжигания смазки, начинались залпы практическими снарядами, шла пристрелка репера. Шума становилось еще больше. Когда стрельба была окончена, командир бодро появлялся из боевой рубки.

Я тогда еще не знал о трагической судьбе крейсера «Сенявин» Тихоокеанского флота. Он был близнецом нашего крейсера. Выполняя стрельбы, при киносъемках вследствие нарушения мер безопасности, на нем возгорелся и детонировал боезапас одной из носовых башен главного калибра, погибло множество людей, весь расчет башни. (Естественно, все это было абсолютным секретом и предавалось моряками из уст в уста). Конечно, такую мощную технику обслуживали весьма колоритные люди. Особо вспоминается, командир первой башни главного калибра Станислав Эдуардович Змачинский. Обладая огромным, под два метра, ростом, весом более 120 килограммов, великолепным басом, он, буквально, приводил матросов в трепет. В 1973 году, на осеннем сборпоходе кораблей ЧФ произошел такой эпизод. Корабль стоял на якоре, на рейде Бельбек. Было послеобеденное время и матросы (человек 200) курили на баке. Командующий флотом вице-адмирал Сысоев вместе с командиром корабля капитаном 1 ранга Проскуряковым находились на ходовом мостике и о чем-то беседовали. Вдруг Сысоев заметил, что на баке что-то происходит. Личный состав очень энергично, почти бегом перемещался с бака на левый шкафут. За несколько мгновений бак опустел. Сысоев спросил у командира корабля: «Командир, что случилось на баке?». Роберт Проскуряков поскреб по привычке губы и ответил: «Товарищ командующий, это на бак выходит командир первой башни главного калибра старший лейтенант Змачинский…» Позже Стас рассказывал офицерам, что Сысоев вызвал его к себе, расспросил о жизни и поблагодарил за службу. Командующий так и не понял, почему командир башни вызывал у матросов такой страх. В БЧ-2 КРУ «Жданов» служило немало уникальных офицеров – артиллеристов, высоких профессионалов и отличных моряков. Это, прежде всего, командиры БЧ-2 В.Чегринец, Ю.Силуанов. Командиры дивизионов и групп: И.Гелумбовский, Е.Глущенко, В.Кутьин, В.Изотов, В.Бортник, В.Слободяник, Н.Воеводкин и многие другие.

Всё же самым настоящим главным калибром крейсера стал комплекс космической связи Кристалл-К (после модернизации в заводе Орджоникидзе в 1980 г.). Почему главным? Да потому, что после модернизации большинство задач, поставленных крейсеру, стали касаться исключительно выполнению связных функций, что и понятно, ведь Кристалл обеспечивал высококачественную связь одновременно по двум каналам телефонной правительственной связи, двум каналам буквопечатающей телеграфной связи, и одному фототелеграфному каналу. Космическая связь не зависела от состояния ионосферы, прохождения волн, солнечной активности и других факторов. То есть, была абсолютно надежной. Так было задумано. Однако в процессе эксплуатации оказалось, что в конструкции комплекса имелись значительные недоработки. Самая главная недоработка заключалась в том, что за основу в системе наведения антенн по вертикали и горизонтали был выбран армейский комплекс ПВО «Шилка». Камнем преткновения стала магнитно-порошковая муфта комплекса, рассчитанная на работу в полевых условиях, да к тому же в кратковременном режиме. Конструкторы забыли, что на море всегда есть волнение, и муфта должна постоянно работать 24 часа в сутки. На боевой службе муфты выходили из строя ежемесячно. Снабженцы отдела связи ЧФ ящиками присылали новые муфты, опустошая склады Министерства Обороны. Но муфт все равно не хватало. Наконец настал момент, когда муфты стали поступать очень редко. Видимо, склады опустели. А тут подоспел срок официального визита в порт Пирей. Перед визитом через Министерство Иностранных Дел был получен список из 10 рабочих частот, на которых разрешалось работать в греческом порту. Как бы тут помог Кристалл! Но он был неисправен. Между тем, ежесуточно необходимо было передавать отчет о ходе визита.

Буквально, на второй день визита, ночью корабль остался без связи – все рабочие частоты были забиты помехой, и, похоже, прицельной. Об этом доложили старшему связисту на корабле заместителю начальника связи ЧФ кап. 1 ранга О. Свиридову. Не доверяя никому, Свиридов лично изучил обстановку в посту ионосферно-волновой службы и принял решение работать на всех частотах без ограничений. Через 20 минут связь была установлена и телеграммы переданы. На утреннем докладе офицеры были озабочены проблемами бесперебойной связи. Неожиданно инициативу проявили сами механики космической связи. Они предложили использовать комплекс Кристалл в режиме «без муфты». Действительно, корабль был надежно отшвартован бортом, стоял в закрытой бухте, и волнения на борту совершенно не чувствовалось. На всякий случай механики соорудили некий веревочный блок для небольших поворотов антенны, в случае, если корабль раскачается, ведь находиться в антенном посту было смертельно опасно из-за влияния СВЧ. Сначала поймали спутник на приём, наведя антенну по максимальному сигналу, а это было не просто, ведь ширина диаграммы направленности антенны составляла 1 градус. Затем личный состав спустился вниз, покинув антенный пост. После этого включили радиопередатчик. Через некоторое время узел связи ответил. Дальнейшее управление антенной осуществлялось через систему веревочных блоков. До конца визита корабль имел высококачественную связь по всем каналам. Командование было вполне удовлетворено. Впрочем, когда связь есть, ее никто не замечает – это старая аксиома. И еще один вывод. Никогда не надо выбрасывать старую веревочку, авось пригодится в трудную минуту.

Приём дел

Дела и обязанности командира БЧ-4 КРУ «Жданов» я принял в 1982 г. у капитана 2 ранга Аржанникова Е.Б. Никаких сложностей в приёме дел я не испытывал, так как с февраля 1981 г. я уже служил старшим инженером БЧ-4 на этом корабле. В бытность мою старшим инженером, на меня была возложена обязанность за прием в эксплуатацию средств связи при выходе корабля из капитального ремонта. За время совместной работы с сотрудниками предприятия «Эра» у меня установились добрые отношения со всеми специалистами этой организации. С особой теплотой вспоминаю Воскресенского В., Клименко В., общение с которыми сыграло большую роль в становлении меня, как специалиста.

После капитального ремонта КРУ «Жданов» часть аппаратуры была заменена на более совершенные образцы. Частично обновилась телефонная и радиотелефонная спецаппаратура, аппаратура телеграфной буквопечатающей и сверхбыстродействующей связи. Был обновлен парк радиопередатчиков: Р-641, Р-642 убрали и заменили на Р-654. На вооружении появились новые станции радиорелейной и проводной связи. Установлена усовершенствованная станция космической связи А-60 («Кристалл-К»). На флагманском командном пункте установили аппаратуру МВУ-300, на сигнальном мостике станции «Кит». В посту ионосферно-волновой службы – аппаратуру наклонного зондирования ионосферы П-494. К сожалению, не была усовершенствована система коммутации радиопередающих устройств, коммутация по-прежнему осуществлялась ручным способом через систему КПВ, в которую были заведены три радиопередающих центра (полный анахронизм). Были и другие мелкие замечания, например, в телеграфном зале были оставлены аппараты СТА-35, которые я эксплуатировал здесь еще, будучи командиром группы БЧ-4 в 1971-1976 годах, хотя служба связи ВМФ повсеместно переходила на рулонные печатающие устройства.

Служба

Получилось так, что к моменту выхода корабля из капитального ремонта в 1981 г., я был назначен старшим инженером, прослужив перед этим на БПК «Красный Кавказ» в течение 5 лет. Поэтому кроме своих прямых обязанностей, мне пришлось взвалить на себя еще и подготовку дежурных по связи, т.к. находясь столько лет в заводе, личный состав полностью утратил профессиональные навыки. В короткое время были подготовлены три способных офицера. Особо хотелось бы выделить наиболее грамотных дежурных по связи: командира группы радиорелейной и проводной связи лейтенанта Талипова Н.Г., командира радиосвязи лейтенанта Мороза И. Для подготовки специалистов связи практиковалась отправка личного состава на стажировку на узел связи ЧФ. Это было требованием начальника связи ЧФ капитана 1 ранга В.Аверина. В дальнейшем я старался использовать любой перерыв в плавании корабля более месяца для организации стажировки на Узле связи ЧФ. Надо сказать, что начальник связи ЧФ капитан 1 ранга Аверин В. (а позже - адмирал) очень внимательно относился к состоянию дел в БЧ-4 КРУ «Жданов». Он регулярно посещал корабль, обходил посты связи, беседовал с личным составом, рассказывал офицерам о перспективах развития системы связи флота. Поскольку на КРУ «Жданов» неслись радиовахты КПУ флота (готовность к размещению на борту оперативного и штаба ЧФ) я всегда располагал самой исчерпывающей обстановкой по связи флота и ВМФ. На отработках и учениях по связи боевой части никогда не делались скидки на то, что работа велась с корабля. Мы работали на равных с узлами связи.

Маяк

Однажды, буквально за день до выхода на боевую службу в 1984 году начальник связи ЧФ отдал приказание получить и установить на корабле устройство МПЗМ-300. Когда на другой день на палубу краном была выгружена груда железа, я был немало удивлен. Из документации я понял, что аппаратура представляет собой подводный звуковой маяк, предназначенный для передачи информации на подводные лодки в слуховом режиме. Для установки поста радиста и агрегатной командир корабля выделил вентиляционную выгородку в кормовой надстройке. Работы по ремонту МПЗМ и его монтажу начались в тот же день и велись круглосуточно. Руководство и монтаж осуществляли: старший инженер БЧ-4 капитан 3 ранга Ханов Роберт Николаевич и старший техник БЧ-4 старший мичман Коваленко Ярослав Григорьевич. Начальник связи ЧФ придавал огромное значение испытаниям МПЗМ-300. Ежедневно я докладывал ему о ходе работ по установке маяка. Через трое суток, уже в Средиземном море, работы были закончены. По сути, был создан новый боевой пост, в котором размещались агрегатная, усилитель, ДКМ-60. Для спуска маяка использовались ручная лебедка и грузовая балка зенитно-ракетного комплекса «Оса». Поскольку погружаемый излучатель маяка весил более ста килограмм, грузовая балка работала с опасной перегрузкой, и я ожидал, что она вот-вот сломается. А это грозило большими неприятностями, так как был бы выведен из строя ЗРК «Оса».
Однако за две боевые службы было произведено более 900 спусков маяка, и балка выдержала. Особенностью МПЗМ-300 было то, что его диаграмма направленности была не круговой, а имела вид восьмерки. В то же время, излучатель при погружении мог свободно вращаться течением, что вносило случайный характер в результаты приема.За две боевые службы МПЗМ-300 многократно использовался на различных специальных и боевых учениях. При этом были достигнуты внушительные результаты. Так, например, с 24 февраля по 20 марта 1984 г. проводилось специальное учение по отработке выдачи целеуказания по ОБК противника в интересах атаки подводной лодки с использованием МПЗМ-300. КРУ «Жданов» находился в южной части Средиземного моря, а информацию принимала ПЛ «Б-515», которая двигалась с северо-запада. При этом была достигнута дальность уверенного приема - 420 км и максимальная дальность приема – 500км.

Сослуживцы

С большим удовольствием я вспоминаю своих подчиненных и сослуживцев: командира 1-го дивизиона связи – капитана 3 ранга Романенко Николая Ивановича, командира 2-го дивизиона связи-дивизиона ЗАС капитана 3 ранга Трофимова Владимира Васильевича, командира 3-го дивизиона связи – капитана 3 ранга Билецкого Валерия Ивановича, старшего инженера БЧ-4 капитана 3 ранга Ханова Роберта Николаевича, заместителей командира БЧ-4 по политической части капитан-лейтенанта Дубовика Евгения, Дудкина Михаила. Это был сильный коллектив единомышленников, которым по плечу была любая задача. Офицеры-связисты влияли на все корабельные дела. Достаточно сказать, что и я и все командиры дивизионов были допущены вахтенными офицерами ходовой вахты. Это что-то значило, если из 12 вахтенных офицеров крейсера – 6 были связистами! Всего в БЧ-4 служили 16 офицеров, что составляло более четверти от всего офицерского состава крейсера. Это давало возможность влиять на результаты выборных мероприятий. Так, например, при выборах заведующего кают-компанией, мы с командирами дивизионов, как правило, намечали кандидатуру, обычно, из БЧ-2, а затем дружно голосовали. В БЧ-4 имелась своя первичная партийная организация, в которую входила БЧ-1 и командир корабля. Поэтому очень часто на заседаниях присутствовали проверяющие – командование флота, эскадры.

Очень благодарен судьбе за то, что она свела меня за время службы на крейсере «Жданов» в 1980-1986 годах с наряду выше перечисленными офицерами, еще командирами групп (все имена и отчества, к сожалению, уже не вспомню). Это – Байшуканов, Коваленко, Дарымов, Жездюк, Куцепалов, Мороз, Талипов, Приходько, Метун, Лисовский, Безруков, Новиков, Бережной, Кондрашов. С мичманами – Гумаров, Кулага, Коваленко Я., Коваленко Д., Кравченко, Бессараба, Болгов, Рябоконь, Илюшин, Большаков, Малофеев, Козичев, Волошин, Колесник, Чумаченко, Парамонов, Кезин, Мясников, Степанов, Эсик, Голован, Мельник и многими другими.

Проверки

Вообще-то, проверяющих и проверок на крейсере хватало. Вспоминается своеобразный рекорд. В мае 1984г. на борту корабля, находящегося на боевой службе в Средиземном море, одновременно разместились командные пункты от пяти инстанций: группа военного отдела ЦК, походный штаб ГК ВМФ, штаб среднеземноморской эскадры ВМФ, походный штаб ЧФ, походный штаб 150-й отдельной ракетной бригады ЧФ. Задача обеспечения связью была чрезвычайно сложная. Экспедиция ЗАС во главе с командиром группы старшим лейтенантом Метуном В. работала в полном составе без сна и отдыха. У каждого из пяти оперативных дежурных был установлен телефон правительственной связи, выносные посты связи, средства внутренней связи. В течение трех суток, пока шла проверка и учения, связь работала практически без перебоев, что стоило огромных усилий всего коллектива БЧ. После окончания учений БЧ-4 поблагодарил заместитель начальника связи ВМФ контр-адмирал Орлов.

Становление

Боевая часть связи КРУ «Жданов» по технической вооруженности и количеству личного состава соответствовала средних размеров узлу связи. Однако постоянно возникали проблемы обеспечения функционирования БЧ. Например, с огромным трудом решался вопрос отдыха ночной смены. Корабль – это корабль, ежедневно и каждую ночь игрались тревоги по 2-3 раза. Другая проблема – развод спецвахт, который должен проводится вахтенным офицером корабля, я же добивался разводов дежурным по связи. Все эти проблемы я решал волевым способом, то есть делал так, как считал нужным, за что получал массу нареканий и выговоров от командира и старшего помощника.

Вспоминается случай, когда на корабль прямо в Средиземное море прибыл новый командир – Алексей Алексеевич Рыженко. Руководство экипажем он сразу начал осуществлять так, как это делалось на эсминце, то есть, все построения делались на юте, а это около 600 человек. В основном говорил командир. В этих условиях, буквально в давке, невозможно было провести инструктаж, или элементарный разбор действий. Все командиры БЧ скромно молчали. Я первый не выдержал, пошел к командиру и попросил разрешения по большому сбору строиться на штатном месте – полубак левый борт. Добро было получено, и с этого момента мы строились отдельно от всего экипажа корабля.

Я понимал, что оценка боевой части будет ставиться по итоговым результатам боевой деятельности. Через некоторое время командир корабля, видя мою твердую позицию по вопросам отдыха ночной смены, несколько смягчил свои требования и стал лучше понимать нужды связистов. В итоге, не смотря ни на что, БЧ-4 по итогам боевой и политической подготовки 1983, 1984, 1985 гг. всегда была отличной, и делила первые места с БЧ-1.

Программа «Время»

Я уже упоминал об усовершенствованном комплексе космической связи «Кристалл-К», который был установлен при капитальном ремонте корабля в 1981 г. В течение первого года после начала его эксплуатации никаких проблем ремонта не возникало. Работа канала космической связи в значительной степени облегчила поддержание устойчивой буквопечатающей и радиотелефонной связи, особенно при нахождении в Средиземном море. Связистам было поручено также транслировать первый канал Центрального телевидения, при нахождении на борту штаба Среднеземноморской эскадры. Трансляция телевизионной программы «Время» должна была осуществляться ежедневно под контролем начальника политотдела эскадры контр-адмирала Акчурина. Каждый вечер за 30 минут до начала трансляции осуществлялся перевод каналов БП и ТФ связи с ККС «Кристалл-К» на декаметровые средства. Для этого боевой части объявлялась боевая тревога. Как правило, срывов связи не было. После перевода каналов, личный состав демонтировал из зеркала антенны «Кристалла» МШУ, и устанавливал усилитель для приема телевизионных программ (стойка «Москва»). Трансляция осуществлялась в кают-компании офицеров, хотя первоначально задумывалось осуществлять ее в корабельный клуб (кубрик 18), однако, при монтаже не хватило телевизионного фидера. После окончания просмотра все повторялось в обратном порядке. Меня очень беспокоило то, что требовалась ежедневная разборка и сборка устройств антенной системы, но требования о трансляции телепрограмм были неумолимы. Когда произошли несколько выходов из строя антенного устройства, трансляцию ТВ прекратили.

Заключение

На протяжении 5 лет, с 1981 по 1986 гг., КРУ «Жданов» участвовал во всех учениях ЧФ, как в Средиземном море, так и в Черном море. Все эти годы на корабль была возложена ответственность за готовность к приему и размещению корабельного пункта управления ЧФ. С последней в своей истории боевой службы корабль прибыл в сентябре 1985 г. (с 12 мая 1985г. по 29 сентября 1985г.) Боевая часть связи получила хорошую оценку, обеспечивая в течение данного периода связью штаб Средиземноморской эскадры. Вся материальная часть была в строю, хотя 27% ее выработали сроки капитального ремонта. Средний коэффициент исправного действия по всем радионаправлениям с учетом и канала космической связи составил 96%. За время боевой службы активно использовались новые для того времени каналы и средства связи, такие как «Чайка» (Стрекоза), МВУ-300, Р-069, МПЗМ-300, «Цунами БМ2» и другие.

Сейчас уже трудно охарактеризовать деятельность каждого члена коллектива, но приятно осознавать, что благодаря самоотверженному труду офицеров, мичманов, старшин и матросов в 80-е годы существовала сильная боевая единица, и она называлась боевая часть связи крейсера управления «Жданов».

Капитан 1 ранга Яросевич Сергей Викторович - краткая справка.

  • 1966-1971 г.г. курсант ВВМУРЭ им А.С.Попова
  • 1971-1972 г.г. командир группы ЗАС БЧ-4 КРУ «Жданов»
  • 1972-1975 г.г. командир группы БП ЗАС дивизиона ЗАС БЧ-4 КРУ «Жданов»
  • 1975-1980 г.г. командир БЧ-4 Гвардейского БПК «Красный Кавказ»
  • 1981-1982 г.г. старший инженер БЧ-4 КРУ «Жданов»
  • 1982-1886 г.г. командир БЧ-4 КРУ «Жданов»
  • 1986-1996 г.г. начальник цикла применения средств связи военно-морской кафедры СГТУ (СПИ)

В статье использованы фотографии из личных фотоальбомов автора, капитана 2 ранга Дубовика, а также Анофриева, Воробьева, Курданина, Конончука и Патосина.

Боевая часть корабля

Боевая часть корабля

основное организационное подразделение экипажа корабля, предназначенное для выполнения определенных задач. В боевую части корабля входят личный состав и закрепленные за ним вооружение и другие технические средства. На корабле в зависимости от класса может быть до 7 боевых частей (БЧ). штурманская (БЧ-1); ракетная или ракетно-артиллерийская (БЧ-2); минно-торпедная (БЧ-3); связи (БЧ-4); электромеханическая (БЧ-5); авиационная (БЧ-6); управления (БЧ-7).

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010


Смотреть что такое "Боевая часть корабля" в других словарях:

    Авиационное подразделение авианесущего корабля, предназначено для материально технического обеспечения полетов корабельных летательных аппаратов, содержания в исправном состоянии и эксплуатации авиационно технических средств корабля и… … Морской словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Боевая часть. Боевая часть наряду со службой, основное организационное подразделение экипажа кораблей советского и российского Военно Морского Флота, в ведении которого сосредоточены боевые… … Википедия

    Боевая часть (БЧ) корабля - основное организационное подразделение экипажа корабля, предназначенное для выполнения определённых задач и использования технических средств в бою и в повседневной жизни (штурманская БЧ, ракетно артиллерийская, минно торпедная, связи и т. д.).… … Словарь военных терминов

    БОЕВАЯ ЧАСТЬ - (БЧ), осн. организационное подразделение экипажа корабля, предназнач. для выполнения определ. задач и использования техн. средств в бою и в повседнев. службе. В зависимости от ранга и класса корабля м. б. БЧ: штурман. (БЧ 1), ракет. (ракетно арт … Энциклопедия РВСН

    Часть экипажа корабля, несущая вахту на командных пунктах и боевых постах. Обычно весь личный состав корабля разбит на три боевых смены EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

    Боевая тревога в военном деле сигнал (команда), по которому подразделение (часть, корабль, соединение) немедленно приводится в полную боевую готовность. Подается для немедленного вступления в бой или повышения уровня боевой готовности.… … Википедия

    Боевая смена - часть личного состава корабля (мичманы, старшины, матросы), находящаяся в соответствии с его боевой организацией на КП и боевых постах и выполняющая обязанности согласно объявленной боевой готовности в течение установленного времени. На корабле… … Словарь военных терминов

    Остойчивость корабля - ОСТОЙЧИВОСТЬ КОРАБЛЯ, способность его плавать на водѣ въ прямомъ положеніи и возвращаться въ него послѣ прекращенія дѣйствія внѣшн. причины, измѣнившей первонач. положеніе равновѣсія судна. Различаютъ поперечную О. при наклоненіяхъ вокругъ… … Военная энциклопедия

    АВ авианосец. АВ арктический воздух. кАВ континентальный арктический воздух. мАВ морской воздух. АВТР авиатранспорт. АГ агентурная разведка. АКС английская кубическая сажень. AM аэродром морской авиации. АОМ морской оперативный аэродром. АПП… … Морской словарь

    Вице адмирал Кулаков … Википедия

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8. Основным боевым назначением корабля является поражение сил и средств противника боевым воздействием.

Организация корабля строится в соответствии с его боевым предназначением на основе задач, решаемых данным классом (подклассом) кораблей. Организационно-штатная структура корабля устанавливается его штатом.

9. Во главе корабля стоит командир корабля . В помощь командиру корабля назначаются:

- старший помощник (помощник), являющийся первым заместителем командира корабля,

- заместители и помощники, определяемые штатом корабля.

Весь личный состав корабля составляет его экипаж.

10. В целях лучшего применения оружия и использования технических средств в бою на кораблях создаются боевые части и службы:

На отдельных кораблях, в зависимости от их специализации и особенностей конструкции, могут создаваться и другие службы.

11. Боевые части и службы в зависимости от ранга корабля подразделяются на дивизионы, группы, батареи и команды (отделения) в соответствии со штатом корабля.

Во главе боевых частей, дивизионов (групп, батарей) стоят их командиры, а во главе служб - начальники.

12. На кораблях 2, 3 и 4 ранга на одного офицера может быть возложено командование двумя и более боевыми частями или службами.

13. Первичными штатными структурными подразделениями личного состава корабля являются отделения. Во главе их стоят командиры отделений. Отделения могут сводиться в команды, возглавляемые старшинами команд.

14. Для обеспечения повседневной деятельности надводных кораблей 1, 2 и 3 ранга создаются подразделения, не входящие в состав боевых частей (служб).

Функции боцманской команды на подводных лодках выполняет команда рулевых-сигнальщиков.

15. Для боя личный состав корабля распределяется по командным пунктам и боевым постам.

Личный состав, не расписанный по боевой тревоге на боевых постах своих боевых частей (служб), расписывается на боевые посты других боевых частей (служб). С момента объявления боевой тревоги (учебной тревоги) он поступает в подчинение начальников согласно расписанию по боевой тревоге и после ее отбоя возвращается в подчинение начальников, под руководством которых несет повседневную службу.

КОМАНДНЫЕ ПУНКТЫ И БОЕВЫЕ ПОСТЫ

16. Командным пунктом (КП) называется место, оборудованное необходимыми средствами управления, откуда командир руководит действиями личного состава подчиненных ему подразделений, применением оружия, использованием технических средств и борьбой за живучесть, а также поддерживает связь со старшим командиром и взаимодействующими подразделениями.

Командный пункт командира корабля является главным командным пунктом корабля и именуется ГКП , а на кораблях 4 ранга, где имеется только один командный пункт - КП .

На случай выхода из строя ГКП создается запасной командный пункт (ЗКП), который оборудуется дублирующими средствами управления кораблем и средствами связи. Для этих же целей в боевых частях (службах) могут оборудоваться запасные пункты (ЗП).

На определенных проектах кораблей создается центральный командный пункт (ЦКП), предназначенный для сбора, обработки и анализа данных обстановки и возглавляемый старшим помощником командира корабля.

17. Боевым постом (БП) называется место на корабле с находящимися на нем оружием или техническими средствами, имеющими определенное боевое назначение, где личный состав использует и обслуживает их.

Боевой пост возглавляет командир боевого поста .

18. Все командные пункты и боевые посты на кораблях должны иметь наименования, обозначения и порядковые номера, которые определены приложением 1 к настоящему Уставу.

На подводных лодках командные пункты нумеруются в каждой боевой части (службе) по порядку номеров с носа в корму. Номера боевых постов подводной лодки состоят из двух или трех знаков (цифр или букв). Первые цифры (одна или две) указывают номер отсека, последний знак (вторая или третья цифра или буква) - принадлежность боевого поста к боевой части (службе).

Боевым постам ракетной боевой части номера присваиваются независимо от расположения их в отсеках: 20, 30, 40 и т. д., начиная с носа подводной лодки. Номера боевых постов вспомогательных механизмов соответствуют номерам отсеков.

На надводных кораблях командные пункты и боевые посты нумеруются в каждой боевой части (службе, дивизионе) по порядку номеров с носа корабля в корму и сверху вниз по надстройкам, палубам и платформам.

На надводных кораблях 4 ранга, где штатом боевые части и службы не предусмотрены, боевые посты нумеруются в общем порядке возрастания номеров по кораблю.

БОЕВОЙ НОМЕР

19. В соответствии с боевой организацией корабля мичманам, старшинам и матросам присваиваются боевые номера, которые заносятся в табель нумерации личного состава .

Боевой номер состоит из трех частей:

Первая часть (цифра или буква) указывает, в какой боевой части (службе) находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;

Вторая часть (одна, две или три цифры) указывает номер боевого поста, где находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;

Третья часть (две цифры) определяет принадлежность мичмана, старшины или матроса к боевой смене; первая цифра обозначает номер боевой смены, вторая цифра - порядковый номер мичмана, старшины или матроса в смене.

Боевым сменам присваиваются следующие цифры:

Первой боевой смене - 1, 5, 7;

Второй боевой смене - 2, 4, 8;

Третьей боевой смене - 3, 6, 9.

20. Боевой номер для ношения на рабочей одежде старшин и матросов изготавливается из белой прочной материи и нашивается на левый наружный карман, надпись наносится черной краской.

Для старшин и матросов, не допущенных к исполнению обязанностей по занимаемой должности, а также для курсантов и стажеров, проходящих практику на корабле, перед первой цифрой (буквой), боевого номера проставляется цифра «0» (ноль).

На спецобмундировании всех офицеров и мичманов делается надпись с указанием краткого наименования должности.

Высота цифр и букв боевого номера (надписи) должна быть 30 миллиметров.

21. Мичманы, старшины и матросы получают книжку «Боевой номер», в которой указываются их место и обязанности по всем корабельным расписаниям, а также номера закрепленного за ними личного оружия, противогаза и пр.

Книжки «Боевой номер» находятся на строгом учете. При увольнении на берег книжки сдаются лицам дежурной службы и возвращаются при сдаче увольнительной записки.

КОРАБЕЛЬНЫЕ РАСПИСАНИЯ

22. Корабельные расписания составляются в целях распределения личного состава по командным пунктам и боевым постам для применения оружия и использования технических средств корабля, а также для выполнения других систематически повторяющихся корабельных мероприятий и работ.

Корабельные расписания делятся на боевые и повседневные .

23.Основным документом, определяющим организацию корабля в бою, является расписание по боевой тревоге . Это расписание является основой всех других корабельных расписаний.

24. Личный состав корабля по командным пунктам и боевым постам распределяется с учетом их специальности, уровня подготовки, физических качеств. Распределение имеет целью обеспечить наиболее эффективное применение оружия и использование технических средств корабля в бою, борьбу за живучесть корабля и взаимозаменяемость личного состава.

25. Каждый офицер корабля в бою должен иметь двух заместителей. Это положение в равной степени относится к мичманам и старшинам, выполняющим особо ответственные обязанности.

Остальные мичманы, старшины и матросы должны иметь по одному заместителю. Заместители указываются в расписании по боевой тревоге и соответственно подготавливаются.

Командира корабля в бою после старшего помощника (помощника) командира замещают офицеры корабля в порядке, определенном приказом командира корабля.

26. Проект первоначального расписания по боевой тревоге головного корабля каждой серии составляется Главным штабом Военно-Морского Флота.

Для несерийных кораблей первоначальное расписание по боевой тревоге разрабатывается офицерами корабля под руководством штаба соединения на основании табеля комплектации личным составом, входящего в техническую документацию корабля.

В период постройки (модернизации) корабля командиры боевых частей и начальники служб под руководством старшего помощника (помощника) командира корабля и при участии флагманских специалистов и заместителя командира по электромеханической части своего соединения дорабатывают расписание по боевой тревоге. При этом они учитывают происшедшие изменения в оружии, технических средствах и в их расположении на корабле.

Доработанное расписание по боевой тревоге утверждает командир соединения.

На основании утвержденного расписания по боевой тревоге на корабле составляются все остальные корабельные расписания, предусмотренные и . настоящего устава, и боевые инструкции.

27. Коррективы в корабельные расписания и боевые инструкции вносятся по мере отработки организации кораблей и накопления опыта, а также при конструктивных и штатных изменениях в объеме, определяемом для однотипных кораблей серии командиром соединения, а для несерийных - командиром корабля.

28. К боевым расписаниям относятся:

Расписание по боевой тревоге (боевая готовность № 1 ) со схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой, с табелями командных пунктов, боевых постов и нумерации личного состава корабля;

Расписание по боевой готовности № 2 со схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой.

На подводных лодках составляются два расписания по боевой тревоге - отдельно для подводного и надводного положения и два расписания по боевой готовности № 2 - также для подводного и надводного положений (расписания для подводного положения являются основными);

Расписание по приготовлению корабля к бою и походу (для подводных лодок - к бою, походу и погружению);

Расписание по приготовлению, вводу и выводу главной энергетической установки (для кораблей с ядерными энергетическими установками);

Расписание по борьбе за живучесть корабля;

Расписание по оставлению корабля при угрозе его гибели;

Расписание по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС) по боевым готовностям № 1 и № 2 со схемой зрительного наблюдения вооруженными вахтенными по борьбе с ПДСС (и технического наблюдения на противодиверсионных ГАС - для надводных кораблей);

Расписание по приему (сдаче) оружия и боеприпасов;

Расписание корабельной подрывной команды;

Расписание по специальной обработке корабля со схемами расположения участков специальной обработки и движения личного состава, в котором определяются обязанности личного состава по дезактивации, дегазации, дезинфекции корабля, дозиметрическому и химическому контролю и санитарной обработке экипажа, а также при введении на корабле карантина (обсервации).

а) на подводных лодках :

Расписание по использованию систем работы дизеля или пополнения воздуха под водой;

Расписание вахт при пребывании дизельной подводной лодки на грунте;

б) на надводных кораблях :

Расписание по оказанию помощи кораблю или летательному аппарату, терпящему бедствие, и свозу с корабля аварийно-спасательных групп;

Расписание по приготовлению корабля к приему корабельных летательных аппаратов, обеспечению полетов и управлению ими;

Расписание по постановке и подъему забортных гидроакустических устройств;

Расписание по постановке и выборке тралов и искателей;

Расписание по приготовлению и постановке мин со схемой расстановки личного состава;

Расписание по приему и высадке десанта и свозу корабельного десантного подразделения со схемой размещения личного состава и техники десанта.

На кораблях специального назначения и судах обеспечения, в зависимости от их специализации, могут составляться и другие расписания, перечень которых определяет командир соединения.

29. К повседневным расписаниям относятся:

Расписание по заведованиям, по осмотру и проверке оружия и технических средств;

Расписание по постановке на якорь (бочку, швартовы) и съемке с якоря (бочки, швартовов);

Расписание по буксировке со схемами буксировки;

Расписание по приему и передаче твердых, жидких и взрывоопасных грузов на ходу;

Расписание по каютам и кубрикам для жилья;

Расписание по приборкам.

Кроме указанных расписаний составляются:

а) на подводных лодках :

Расписание по заряду аккумуляторных батарей;

Расписание по работе личного состава на верхней палубе (надстройке, за бортом);

б) на надводных кораблях :

Расписание по затемнению корабля;

Расписание по спуску и подъему плавсредств.

30. В расписаниях указываются место действия (командный пункт, боевой пост, отсек, помещение и т. д.), обязанности личного состава, должности офицеров, должности и боевые номера мичманов, старшин, матросов. Фамилии личного состава вписываются в табель нумерации личного состава корабля.

В расписании по боевой тревоге как дополнительные обязанности указываются действия личного состава боевых постов по герметизации корпуса корабля, по сигналам «Радиационная опасность» и «Химическая тревога» , по оказанию помощи раненым и пораженным, при плавании в сложных условиях, а также другие обязанности, которые выполняются личным составом по боевой тревоге, но отличные от основных боевых функций.

31. Все расписания вносятся в книгу корабельных расписаний .

Кроме того, в книгу должны быть внесены:

Схема боевой организации корабля;

Схема повседневной организации корабля;

Корабельная боевая схема;

Нумерация пожарных рожков, огнетушителей, клапанов системы водяной защиты;

Перечень водогазонепроницаемых дверей, люков, горловин и вентиляционных закрытий с их маркировкой.

К книге должен быть приложен Сборник боевых инструкций личного состава корабля .

32. На схеме боевой организации корабля показываются командные пункты и боевые посты с указанием их подчиненности по боевой тревоге.

На корабельной боевой схеме на продольном разрезе корабля показывается расположение всех командных пунктов, боевых постов, отсеков и других помещений корабля.

В боевых инструкциях подробно излагаются обязанности мичманов, старшин и матросов по боевой тревоге, по применению оружия и использованию технических средств в бою и при борьбе за их живучесть, по срочному погружению, а также дополнительные обязанности по герметизации корпуса корабля, приведению в действие систем работы дизеля и пополнения воздуха под водой, по постановке на стабилизатор глубины, по сигналам «Химическая тревога»

Для ведения боя;

При фактическом повышении боевой готовности;

б) «Учебная тревога» :

Для отработки действий экипажа корабля по боевой тревоге;

При проведении корабельных боевых учений с практическим применением оружия;

Для проведения корабельных боевых учений и тренировок на боевых постах, в том числе по борьбе за живучесть, с участием всего личного состава корабля;

При погрузке (выгрузке) боеприпасов;

При выходе (входе) корабля из базы (в базу), проходе узкостей, плавании в сложных условиях;

Для экстренного приготовления корабля к бою и походу.

В остальных случаях - по решению командира корабля. В военное время выход (вход) из базы (в базу), проход узкости, плавание в сложных условиях, а также экстренное приготовление корабля к бою и походу производятся по боевой тревоге.

Одновременно с объявлением боевой или учебной тревоги по корабельной трансляции объявляется ее цель;

в) «Аварийная тревога» - при поступлении воды внутрь корабля, возникновении пожара, взрывах, опасных концентрациях газов (вредных веществ) и других аварийных ситуациях вне боя;

г) «Химическая тревога» - при угрозе или обнаружении химического или бактериологического заражения;

д) «Радиационная опасность» - при непосредственной угрозе или обнаружении радиоактивного заражения.

Звуковые сигналы для объявления тревоги приведены в приложении 2 к настоящему уставу.

Загрузка...