Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Биография. Биография Флоровский статьи

Георгий Васильевич Флоровский (28 августа (9 сентября) 1893 Елисаветград, Российская Империя - 11 августа 1979 Принстон, США) - православный священник русского происхождения, протоиерей; религиозный мыслитель, богослов, философ и историк; деятель экуменического движения и один из основателей Всемирного совета церквей.

Рождение, ранние годы, юность

Родился 28 августа (9 сентября) 1893 года в Елисаветграде, в семье православного священника.
В 1894 году семья переехала в Одессу, где родитель получил место настоятеля кафедрального собора и ректора Одесской семинарии.
Ещё будучи школьником, он изучает английский, немецкий, французский, латынь, греческий и иврит.
В 1916 году окончил историко-филологический факультет Императорского Новороссийского университета, где изучал также историю философии и естествознание. Будучи студентом, он, как многие его современники, в годы войны и революции искал осмысления реальности на путях философии. «Прошлая судьба русского богословия была для меня всегда историей творимой современности, в которой нужно было найти самого себя» - напишет он уже много позже в предисловии к своим «Путям русского богословия».

Эмиграция, годы в Праге

В 1920 году Флоровский был утверждён в звании приват-доцента, но тогда же эмигрировал, вначале в Болгарию, а затем - в Прагу, где в те годы нашли приют многие представители русской интеллигенции. В 1922 году, всё ещё находясь в Праге, он женится на Ксении Ивановне Симоновой. С того же года преподавал на Русском юридическом факультете Карлова университета и в Высшем коммерческом институте, где читал курс истории русской литературы. В 1923 году Георгий Васильевич защищает магистерскую диссертацию по теме «Историческая философия Герцена». Любопытно, что в Праге Флоровский состоял в «Братстве святой Софии», основанном прот. Сергием Булгаковым, с которым он впоследствии радикально разойдётся во взглядах. Там же он, наряду с Н. С. Трубецким, П. Н. Савицким, П. П. Сувчинским и др., становится одним из основателей евразийского движения и участвует в сборнике-манифесте «Исход к Востоку» (1921). Впрочем, его связь с этим учением продлится недолго: он примет участие ещё в двух евразийских сборниках («На путях», Берлин, 1922; «Россия и латинство», Берлин, 1923), после чего, войдя в идейный конфликт с лидерами движения, окончательно порвёт с ним после публикации в 1928 году его статьи «Евразийский соблазн». В 1923 году принимает участие в работе первого организационного съезда Русского студенческого христианского движения (РСХД) в мест. Пшеров (Чехословакия).
В 1920-е годы устанавливается также дружба Флоровского с Н. А. Бердяевым, которая, однако, впоследствии несколько охладится в связи с неприятием Флоровским философии Бердяева и её решительного осуждения им в «Путях».

Жизнь и деятельность в Париже

В 1926 году Флоровский переезжает в Париж, приняв приглашение на кафедру патрологии в только что открывшемся там Богословском институте. Таким образом, в то время Георгий Васильевич уже приобрел широкую известность как патролог, не имея при этом специального богословского образования, - он был в этой области блестящим самоучкой. В преподавательский состав Института вошли как профессора дореволюционной духовной школы (А. В. Карташев, еп. Вениамин (Федченков)), так и видные представители «вернувшейся в Церковь» интеллигенции (о. С. Булгаков, В. В. Зеньковский и др.). Среди них Флоровский занял особое место: он был солидарен с коллегами в стремлении к оживлению православного богословия и к участию в экуменических встречах с инославными, но всегда находился в оппозиции к доминировавшему тогда религиозно-философскому движению, связанному с «софиологией» Владимира Соловьёва. В Париже состоял в обществе «Икона».
В 1932 (или 1931) Флоровский был рукоположен во священника митрополитом Евлогием (Георгиевским), Патриаршим Экзархом Западной Европы (Вселенский Патриархат).
Годы преподавания в Париже оказались самыми плодотворными в жизни о. Георгия: именно тогда он опубликовал две книги об отцах («Восточные отцы IV века» и «Византийские отцы V-VIII вв.») и «Пути русского богословия». Для того, чтобы всецело понять смысл его литературного творчества в эти годы, можно вспомнить одно из наиболее частых замечаний о. Георгия на его лекциях по патрологии: «Отцы Церкви, - говорил он, - чаще всего богословствовали для опровержения еретиков. Отправляясь от „неверного“ выражения христианского благовестия, они находили „верные“ слова, при этом не „создавая“ Истину, - которая и является Истиной только в силу своей божественности, - а выражая и объясняя её». В таком подходе состоит основной психологический метод Флоровского в его критике русской культуры. Консервативный подход к богословию у о. Георгия был, однако, совершенно чужд всякого мракобесия. Будучи историком, он всегда отвергал тупое поклонение прошлому как таковому. Его основной заботой было не идолопоклонство прошлого, а проблемы настоящего. Психологическим импульсом, вдохновлявшим Флоровского при написании его книг, было отвержение так называемой «софиологии» во всех её видах, особенно в трудах её главных представителей, В. С. Соловьёва, С. Н. Булгакова и о. Павла Флоренского. Русская софиология представлялась ему разновидностью немецкого идеализма, своеобразным гностицизмом и вообще незаконным использованием философии для выражения христианских догматов. По-видимому, Флоровский и начал заниматься св. отцами именно потому, что «софиологи» пытались представить свою мысль традиционной, а своё пользование философией - освящённым примером отцов. Для Флоровского же основной смысл занятий патристикой заключался в том, чтобы найти верный ключ к соотношению между светской философией и богословием. Этот ключ, с его точки зрения, был неверно определён софиологами, но может быть найден в примере греческих отцов, то есть в христианском эллинизме, отказавшемся от чуждых христианству начал, осудившем своего же родоначальника Оригена и сумевшем преобразиться изнутри, стать воистину христианским. «Отеческая письменность, - писал о. Георгий, - есть не только неприкосновенная сокровищница предания… Отеческие творения являются для нас источником творческого вдохновения, примером христианского мужества и мудрости… (путём) к новому христианскому синтезу, о котором томится и взыскует современная эпоха. Настал срок воцерковить свой разум и воскресить для себя священные и благодатные основы церковной мысли».

Жизнь и деятельность в США

Летом 1939 года, вскоре после окончания работы над «Путями», о. Георгий Флоровский был в Белграде, где его застало начало войны. Склад издательства был сожжён немецкими бомбами, и книга стала библиографической редкостью. Проведя в Югославии годы войны, о. Георгий позднее (в 1944 году) оказался в Праге у брата, но в конце концов ему удалось вернуться в Париж (1945). Поскольку кафедра патрологии была занята (архимандритом Киприаном (Керном)), он преподавал нравственное богословие, а в 1948 году, по приглашению митрополита Американского Феофила, переехал в Нью-Йорк, где стал профессором, а затем и деканом Свято-Владимирской Духовной семинарии. В своём предисловии к третьему изданию «Путей русского богословия» выдающийся церковный деятель русского зарубежья прот. Иоанн Мейендорф пишет об этом периоде его жизни следующее: «Сразу убедившись в том, что Православие в Америке уже давно стало „американским“, то есть соответствующим американским академическим нормам и требующим системы духовного образования на английском языке, о. Георгий - несмотря на всю свою „русскость“ и укоренённость в русской среде - ревностно и успешно принялся за преобразование школы, которое и было в значительной мере достигнуто в течение его пребывания её главой (1948-1955)». Вместе с тем Флоровский, как признанный и авторитетный православный богослов, принял активное участие в университетской жизни Америки читая лекция и печатая статьи. Однако крупных исследований он больше не писал. В экуменическом движении его признавали почти единоличным и самодостаточным голосом Православия. В этом качестве он, будучи членом исполнительного комитета вновь организованного Всемирного совета церквей, стал одним из основных его создателей.
Признанным авторитетом о. Георгий стал не только в церковных и экуменических кругах. Слависты и историки России, знакомые с «Путями», признали его исторические заслуги и исключительную эрудицию. C 1956 по 1964 год Флоровский - профессор церковной истории в Гарвардском университете. В 1954 году избран президентом Национального совета церквей в США. В 1964 году вышел на пенсию и переехал в Принстон, где работал приглашенным профессором на кафедре славистики и богословия.

Скончался о. Георгий в Принстоне 11 августа 1979 года. Его отпевание было совершено в церкви св. князя Владимира в Трентоне, где он часто служил, при участии многочисленных коллег и учеников.

Титулы и звания

Профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (1926-1939, 1947-1948), доктор богословия «гонорис кауза» Университета св. Андрея в Эдинбурге (1937), профессор догматического богословия, патрологии и пастырского богословия и декан Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (1948-1955), профессор Гарвардского и Принстонского университетов.

(информация взята с wikipedia.org)

(28.08.1893–11.08.1979)

Флоровский Георгий Васильевич, протоиерей, религиозный мыслитель, богослов и историк. Автор многочисленных трудов по византийскому богословию IV—VIII вв., по истории русского религиозного сознания. Профессор Гарвардского и Принстонского университетов.

Родился 28 августа 1893 в г. Елизаветград в семье протоиерея Василия Флоровского. В 1916 окончил историко-филологическое отделение Новороссийского университета (в Одессе). Занимался также историей философии и естественными науками (его экспериментальная работа по физиологии слюноотделения была одобрена И.П.Павловым и была опубликована в Записках Академии наук за 1917). В 1919 - приват-доцент кафедры философии и психологи.

В январе 1920 эмигрировал вместе с родителями в Болгарию, где участвовал в создании Русского религиозно-философского общества, жил сначала в Софии, а затем в Праге.

В эти годы Флоровский стал одним из основателей евразийского движения (вместе с Н.С.Трубецким, П.Н.Савицким, П.П.Сувчинским и др.), участвовал в евразийском сборнике-манифесте Исход к Востоку (1921). Принимал участие еще в двух евразийских сборниках - "На путях" (Берлин, 1922) и "Россия и латинство" (Берлин, 1923).

По-видимому, его объединяло с евразийством утверждение своеобразия российского пути развития, в корне отличающегося от западного, сугубо критическое отношение к западному типу рациональности, вообще к западной культуре, а также призыв базироваться на истинно православной вере и традициях. Но вместе с тем он не принимал некоторых специфически евразийских идей, например, о духовной близости русской и тюрко-степной культур, о превращении евразийства в стройную систему официальной российской идеологии, способной конкурировать с марксизмом и заменить его. Напечатав еще несколько статей в евразийских изданиях, Флоровский отходит от движения. Окончательная идеологизация, политизация и, как казалось, многим, пробольшевизм евразийства конца 20-годов сделали Флоровского одним из основательных критиков этого течения. Статья «Евразийский соблазн» (1928) считается одним из самых серьезных и тщательных критических анализов евразийской идеологии.

В 1922 году женился в Праге на К. И. Симоновой.

В 1923 защитил в Праге магистерскую диссертацию "Историческая философия Герцена". Преподавал в Высшем Коммерческом институте и на Русском юридическом факультете Карлова университета в Праге (1923-1926). Магистр Русской академической группы в Праге (1924). Член "Братства святой Софии", основанного в Праге прот. Сергием Булгаковым.

В 1923 году принимал участие в работе первого организационного съезда Русского студенческого христианского движения (РСХД) в мест. Пшеров (Чехословакия).

Около 1926 году переехал во Францию. Профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (1926-1939, 1947-1948), преподавал патрологию, догматическое и нравственное богословие. Лекционные курсы по истории патристики стали основой двухтомного исследования: "Восточные отцы IV в." (Париж, 1931) и "Византийские отцы V-VIII вв." (Париж, 1933).

В 1932 году принимает сан священника.

Член общества “Икона” в Париже. Доктор богословия "гонорис кауза" Университета св. Андрея в Эдинбурге (1937).

В годы Второй мировой войны Флоровский жил в Югославии. Только в 1946 г. он смог возвратиться в Париж.

В 1948-1955 - профессор (с 1951 - декан) Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке.

В 1954 г. избран президентом Национального совета церквей в США.

В 1956-1964 - возглавил кафедру истории Восточной церкви в Гарвардском университете.

В последние годы жизни преподавал в Принстонском университете на отделении богословия и славяноведения.

Член Содружества святого мученика Албания и преподобного Сергия. Видный участник экуменического движения, избирался в исполнительный комитет Всемирного совета церквей (1948).

Скончался 11 августа 1979 в Принстоне (США). Похоронен на кладбище церкви святого Владимира около г. Трентон (США).

Оценка деятельности

В основе богословской и философской позиции прот. Георгия Флоровского лежит идея «неопатристического синтеза», возвращения к учению Отцов Церкви. Такой путь, по его убеждению, предполагает восприятие и «синтез» метафизического содержания патристики с учетом современного философского опыта ("Вперед - к Отцам").

По словам Н. О. Лосского, «самый православный из современных русских философов», Флоровский внёс серьезный вклад в такие различные области, как литература, история философии, богословие, история русской религиозной мысли.

Известный деятель Православной Церкви в Америке протопресвитер Иоанн в предисловии к фундаментальному труду Флоровского "Пути русского богословия" отмечает, что хотя в области богословия Флоровский был блестящим самоучкой, не обладая формально богословской подготовкой, он не только погрузился в изучение отцов церкви, но и приобрёл известность как патролог. Его труд "Пути русского богословия" признавался многими как основной библиографический справочник по истории духовной культуры России. Эта книга выдержала многочисленные издания (экземпляры первого издания стали библиографической редкостью, так как тираж почти полностью погиб во время бомбардировки Белграда).

Мировоззрение Флоровского на протяжении всей его жизни эволюционировало в сторону все большей ортодоксальности традиционного православного богословия. Он активно полемизировал с "софиологической" трактовкой православия Владимира Соловьёва, священников Павла Флоренского и Сергия Булгакова.

Труды

  • Достоевский и Европа. - София, 1922. 40 с.
  • На путях: Утверждение eвразийцев: Кн. 2. - М., Берлин: Геликон, 1922. 352 с. (Один из авторов сборника).
  • Россия и латинство. - Берлин, 1923. 218 с. (Один из авторов сборника).
  • Жил ли Христос? Исторические свидетельства о Христе. - Paris: УМСА-Press; , 1929. 48 с.
  • Восточные Отцы IV века. - Париж, 1931. 240 с. (2-е издание (репринт) - Париж: УМСА-Press, 1990; 3-е издание (репринт) - М.: Паломник, 1992); 4-е изание - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. 260 с.)
  • Византийские Отцы V-VIII вв.: Из чтений в Православном богословском институте в Париже. - Париж, 1933. 260 с. (2-е издание (репринт) - Париж: УМСА-Press, 1990; 3-е издание (репринт) - М.: Паломник, 1992).
  • Переселение душ: Проблема бессмертия в оккультизме и христианстве: Сборник статей. - Paris: YMCA-Press, 1935. 166 с. (Один из авторов сборника).
  • Пути русского богословия. - Париж, 1937. стр. 574. (2-е издание (репринт) - Париж: YMCA-Press, 1983; 3-е издание (репринт) - Вильнюс, 1991; 4-е издание (репринт) - Киев: Путь к истине, 1991) (Английский, французский (Les voies de la theologie russe. - Paris: Desclee de Brouwer, 1991. 314 p.) переводы).
  • Bible, Church, Tradition. - Belmont, 1972. 127 p.
  • Отцы первых веков. - Кировоград, 1993. 45 с.
  • Из прошлого русской мысли: Сборник статей. - М.: Аграф, 1998. 431 с.
  • Избранные богословские работы. - М.: Пробел, 2000. 318 с.

Георгий Васильевич Флоровский (28 августа (9 сентября) 1893, Елисаветград, Российская империя — 11 августа 1979, Принстон, США) — православный священник русского происхождения, протоиерей; религиозный мыслитель, богослов, философ и историк; деятель экуменического движения и один из основателей Всемирного совета церквей.

Профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (1926-1939,1947-1948), доктор богословия «honoris causa» Университета св. Андрея в Эдинбурге (1937), профессор догматического богословия, патрологии и пастырского богословия и декан Свято-Владимирской православной духовной семинарии в Нью-Йорке (1948-1955), профессор Гарвардского и Принстонского университетов.

Окончил Новороссийский университет (1916). В 1922 женился в Праге на К.И. Симоновой. Преподавал в Высшем Коммерческом институте и на Русском юридическом факультете Карлова университета в Праге (1922-1926). Магистр Русской академической группы в Праге (1924). Член «Братства святой Софии», основанного в Праге протоиереем Сергием Булгаковым. В 1923 принимал участие в работе первого организационного съезда Русского студенческого христианского движения (РСХД) в месте Пшеров (Чехословакия).

Около 1926 переехал во Францию. Профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (1926-1939,1947-1948), преподавал патрологию, догматическое и нравственное богословие. Священник (1931). Член Содружества святого Албания и преподобного Сергия. Член общества «Икона» в Париже. Доктор богословия «гонорис кауза» Университета св. Андрея в Эдинбурге (1937).

В 1948 переехал в США. Профессор догматического богословия, патрологии и пастырского богословия Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США). В 1950-1955 гг. декан Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США). В 1957 упомянут как профессор Гарвардской школы богословия (Harvard Divinity School) при Гарвардском университете и профессор греческой духовной семинарии в г. Бостон (США). В это время служил в различных церквях Константинопольского Патриархата в США. Затем профессор Принстонского университета. Видный участник экуменического движения.

Книги (4)

Византийские отцы V-VIII вв.

Протоиерей Георгий Флоровский — русский православный богослов, философ и историк, автор трудов по патристике, богословию, истории русского религиозного сознания.

Его книги «Восточные отцы IV века», «Византийские отцы V-VIII веков» и «Пути русского богословия» — итог многолетней работы над полной историей православного Предания, начиная с раннего христианства и заканчивая нашей эпохой. В книге «Византийские отцы V-VIII веков» автор с исчерпывающей глубиной исследует нравственные начала веры, ярко выраженные в судьбах великих учителей и отцов церкви V-VIII веков.

Восточные Отцы IV века

Протоиерей Георгий Флоровский (1893-1979) — русский православный богослов, философ и историк, автор трудов по патристике, богословию, истории русского религиозного сознания. Его книги — итог многолетней работы над полной историей православного Предания, начиная с раннего христианства и заканчивая нашей эпохой.

В книге «Восточные отцы IV века» автор с исчерпывающей глубиной исследует нравственные начала веры, ярко выраженные в судьбах великих учителей и отцов Церкви IV века — свтт. Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста и др.

Избранные богословские статьи

Собрание статей одного из самых выдающихся православных мыслителей XX века. Статьи самого разного характера: экуменизм и евразийство, Достоевский и славянофилы, Пятый Эфесский собор и старец Силуан, социальная проблематика, цивилизация и христианство, Евхаристия и София, Премудрость Божия.

Пути русского богословия

Книга «Пути русского богословия» великого русского мыслителя Георгия Васильевича Флоровского — одно из главных произведений русской философии, наиболее верно отражающее основные этапы развития русской мысли, которая, по своей сути, есть мысль религиозная.

Флоровский исследует религиозную жизнь русского народа на протяжении всей его истории, показывает ее как ожесточенную борьбу с внешними и внутренними врагами и препятствиями. Противостояние внешним влияниям, столкновения с Западом и реформы Петра, разрушительная работа маccонов и нигилистов — всем явлениям дается глубокая оценка с православных позиций.

Флоровский учил, что началась новая эра в истории христианства, которая характеризуется огромным распространением борьбы против Бога и безбожным бунтом. Один из путей к победе над ним состоит в том, чтобы излечить умы людей от одержимости силами зла при помощи развития целостной системы христианской мысли. «Пути русского богословия» стали признанным справочником по истории русской духовности.

Георгий Васильевич Флоровский

Флоровский, Георгий Васильевич (1893-1979) - русский богослов, историк культуры, философ. Родился в семье ректора Одесской духовной семинарии.

Флоровский Георгий Васильевич (1893- 1979)- российский православный богослов, историк и один из основателей Всемирного совета церквей. Сочинения: «Достоевский и Европа» (София, 1922), «На путях: утверждение евразийцев. Кн. 2.» (М., 1922) - один из авторов сборника, и др. Упоминается Гумилёвым как один из видных евразийцев, создатель в 1921 году первого манифеста евразийцев «Исход к Востоку» вместе с Н. Трубецким и П. Савицким . Однако после публикации в 1928 году его статьи «Евразийский соблазн» войдет в идейный конфликт с лидерами движения.

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, - М., 2013, с. 615.

Другие биографические материалы:

Соболев А.В. Русский православный богослов (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010 ).

Кырлежев А. И. Богослов философ, историк (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014 ).

Безнюк Д.К. Историк культуры (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998 ).

Лосский Н.О . Философ, ученый и религиозный мыслитель (Большая энциклопедия русского народа ).

Ф.Р. Православный мыслитель (Энциклопедический словарь Руссокй цивилизации ).

Далее читайте:

Флоровский Г.В. Пути русского богословия (Статья А.В. Соболева о труде Г.В. Флоровского).

Флоровский Г.В. Пути русского богословия (Статья А. Т. Павлова о труде Г.В.Флоровского).

Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев (Статья А. В. Соболева о сборнике статей П. Н. Савицкого, П. П. Сувчинского, Н. С. Трубецкого и Г. В. Флоровского).

Исход к востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев (Статья З. О. Губбыевой и В. Я. Пащенко о сборнике статей Н. С. Трубецкого, Савицкого, Флоровского, Сувчинского).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Разрывы и связи // Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. София, 1921;

Хитрость разума // Там же;

О народах неисторических (страна отцов и страна детей) // Там же;

О патриотизме праведном и греховном // На путях. Утверждение евразийцев. Кн. 2. Берлин, 1922; Д

остоевский и Европа. София, 1922;

Два Завета // Россия и латинство. Берлин, 1923;

Окаменелое бесчувствие. По поводу полемики против евразийцев // Путь. Париж, 1926. № 2;

Евразийский соблазн // Современные записки. Париж, 1928. № 34;

Окаменелое бесчувствие (по поводу полемики против евразийцев) // Путь. 1929. № 2;

Томление духа // Там же. 1930. Кн. 20 (о П. Флоренском);

Восточные отцы IV в. Париж, 1931;

Пути русского богословия. Париж, 1937 Вильнюс, 1991;

Метафизические предпосылки утопизма // ВФ. 1990. № 10;

Жил ли Христос? Исторические свидетельства о Христе. М., 1991.

(1893–1979) – русский богослов модернистского направления, основатель направления “неопатристического синтеза”, видный деятель экуменического движения.

Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета. Эмигрировал в 1920 г. в Болгарию, затем в Чехословакию. В Болгарии становится участником собраний Русского религиозно-философского общества, а также группы “евразийцев”. Принимал участие в первом сборнике “евразийцев” “Исход к востоку” (1921), вскоре покинул группу. Член-основатель , покидает из-за разногласий по поводу софиологии. Участник Лиги православной культуры.

О нем

Основные труды

Пути русского богословия. Париж, 1937

Евхаристия и соборность // Путь, № 19, 1929

Источники

прот. И. Мейендорф. Предисловие // Пути русского богословия. Вильнюс, 1991

о. Андрей Елисеев. Отец Георгий Флоровский. Его жизнь и участие в движении за христианское единство // Церковь и время, 2004 г.

А.Е. Климов. Г.В. Флоровский и С.Н. Булгаков. История взаимоотношений в свете споров о софиологии// С.Н.Булгаков: Религиозно-философский путь. Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения. М.: Русский путь, 2003. С. 86-114

Загрузка...