Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Немецкие репарации и советская экономика: цифры, факты, люди. До каких пор Германия будет платить возмещение ущерба и репарации Израилю со товарищи

В последнее время отношения между Грецией и Германией стали особенно напряженными. При этом неделю назад греческое правительство заявило, что оно потребует выплаты репараций от Германии за преступления, которые были совершены нацистскими войсками по время Второй мировой войны.

Премьер-министр Греции Алексис Ципрас заявил, что Германия "никогда должным образом не выплачивала репарации за нанесенный ущерб", цитирует его слова агентство Reuters.

Только на прошлой неделе правительство Великобритании заявило о том, что они завершили выплаты долгов со времен Первой мировой войны.

Так почему же страны до сих пор выплачивают долги со времен войн, которые произошли еще в прошлом веке?

Большая часть этих сумм – это предмет постоянных спекуляций. Большая часть сумм, о которых изначально шла речь, были подсчитаны в ныне устаревших валютах, поэтому они множество раз пересмотрены и пересчитаны.

Издание CNBC проанализировало, какие страны имеют долги и кому они должны.

Что такое военные репарации?

В конце войны страны должны выплатить репарации в качестве возмещения нанесенного ущерба. Именно так происходило в конце Первой и Второй мировых войн.

Эти репарации могут потребоваться по целому ряду причин: нанесение ущерба технике, принудительный труд и так далее. Как правило, компенсация выплачивается в виде денег или материальных благ.

После Второй мировой войны был подписан целый ряд соглашений, в которых оговаривались выплаты таким странам, как Греция, Израиль и в первую очередь Советский Союз, за нанесенный ущерб. Те, кто проиграл в войне, должны были выплатить странам-победителям.

Единственная страна, которая оказалась среди победителей, но была вынуждена выплатить компенсации, это США – компенсации Японии.

В 1988 г., согласно Акту о гражданских свободах, президент США Рональд Рейган извинился перед американцами японского происхождения за то, что их содержали в лагерях во время Второй мировой войны, а также объявил о том, что США выплатят $20 тыс. каждому оставшемуся в живых арестанту.

Германия

От Германии потребовали выплатить основную сумму после Второй мировой войны, однако изначальная сумма до сих пор не совсем ясна, в основном из-за того, что союзные государства требовали выплат в разных формах и на разных встречах, во время которых обсуждалось положение Европы после войны.

Считается, что изначально союзные государство предложили, чтобы Германия выплатила $320 млрд, однако вскоре они поняли, что это требование не может быть выполнено Германией в то время, особенно если учесть, что у Германии на тот момент был не выплачен еще долг за Первую мировую войну.

На конференции в Лондоне в 1952 г. часть долга была списана до 7 млрд немецкий марок (что в настоящее время составляет приблизительно $3 млрд) по сравнению с предыдущей суммой в 16,2 млрд немецких марок, в то время как довоенные долги страны были сокращены до 7,3 млрд немецких марок.

При этом предполагалось, что после выплаты репараций у Германии должно было остаться достаточно средств, чтобы народ Германии мог жить без внешней помощи.

14 января 1946 г. в Париже были установлены две формы репараций: в виде ценных бумаг и в виде "промышленного и производственного оборудования". Великобритания, США, Франция и Югославия стали основными держателями ценных бумаг.

Кроме того, Германия подписала соглашение 10 сентября 1952 г., подтверждая, что Западная Германия выплатит 3 млрд немецких марок Израилю в рассрочку и также 450 млн немецких марок Всемирному еврейскому конгрессу, который представляет интересы еврейских общин, за 12 лет.

Точно так же как и в случае с Грецией, министр финансов Израиля в 2009 г. заявил, что он требует от Германии выплаты репараций в размере от 450 млн до 1 млрд евро в качестве компенсаций евреям, которые оказались в концлагерях, несмотря на тот факт, что Германия уже выплатила установленный долг Израилю.

Тем не менее пока остается неясно, сколько Германия изначально была должна и сколько в настоящий момент ей осталось выплатить, особенно учитывая тот факт, что многие страны до сих пор заявляют, что Германия никогда должным образом не выплачивала свои репарации, а также учитывая проценты с долга.

История вопроса

Формы репараций с нацистской Германии и ее союзников в возмещение ущерба, нанесенного ими в ходе Второй мировой войны 1939-1945 гг., были определены на Ялтинской конференции 1945 г.

На Потсдамской конференции 1945 г. было достигнуто следующее соглашение: репарационные претензии СССР будут удовлетворены путем изъятия из восточной зоны Германии и за счет германских активов, находящихся в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии; репарационные претензии Польши СССР удовлетворит из своей доли; претензии США, Великобритании и других стран, имеющих право на репарации, будут удовлетворены из западных зон; некоторую долю репарационных платежей СССР дополнительно должен был получить из западных зон Германии.

Взимание репараций с ГДР было прекращено по совместному соглашению СССР и Польши с 1 января 1954 г.

Изъятие промышленного оборудования, прочего оборудования и торговых судов по Парижскому соглашению от 14 января 1946 г. из западной зоны Германии в пользу США, Великобритании и других государств оценивается в общей сложности в $4,782 млрд (по курсу 1938 г.), что эквивалентно 4249,5 тонны золота.

Япония

Для Японии выплата репараций после Второй мировой войны оказалась делом более сложным. После Второй мировой войны было подсчитано, что Япония потеряла 42% национального богатства. Поэтому в 1951 г. Япония подписала "Соглашение о мире с Японией" в Сан-Франциско.

Договор официально завершил Вторую мировую войну, закрепил порядок выплаты репараций союзникам и компенсаций пострадавшим от японской агрессии странам.

Предусматривалась выплата репараций Японией жертвам ее агрессии, но без указания размера репараций и порядка их выплаты (предлагалось решать этот вопрос на основе двусторонней договоренности).

В целом Япония должна была выплатить $6,7 млн Международному Красному Кресту в качестве компенсации бывшим военнопленным.

При этом, как отмечают историк Кристофер Гертис, те сумма, которые Япония выплатила в качестве репараций в 1950-е гг., хоть и являются незначительными, однако переговоры о размере репараций были завершены и достигнуто соглашение по этому вопросу, и сейчас страны Восточной и Юго-Восточной Азии считают вопрос репараций закрытым.

Кто еще?

Есть и другие страны, которые должны выплатить репарации в рамках Парижского мирного договора от 1947 г.

Италия ($360 млн)

Италия, как и Япония, была одним из самых важных союзников Германии. Согласно мирному договору страна должна была выплатить $125 млн Югославии, $105 млн Греции, $100 млн Советскому Союзу, $25 млн Эфиопии и $5 млн Албании.

Финляндия ($300 млн)

Из всех стран, которые должны выплачивать репарации после Второй мировой войны, Финляндия – это единственная страна, которая полностью выплатила свои долги. Последний перевод она сделала в 1952 г. - $300 млн Советскому Союзу.

Венгрия ($300 млн)

Согласно мирному договору Венгрия должна была выплатить $200 млн Советскому Союзу и $100 млн Чехословакии и Югославии.

Румыния ($300 млн)

Что касается Румынии, то она должна была выплатить $300 млн Советскому Союзу за ущерб, который она нанесла во время военных операций на его территории. Согласно мирному договору долг необходимо было выплатить в течение 8 лет с 12 сентября 1944 г. в виде сырьевых товаров.

Болгария ($70 млн)

От Болгарии потребовали выплаты $45 млн Греции, $25 млн - Югославии. Все $70 млн, как значилось в мирном договоре, страна должна была выплатить в течение 8 лет в виде промышленных продуктов и продуктов добывающих отраслей.

Германия ведь всё ещё платит "возмещение ущерба" Израилю и "репарации" США, но как долго они будут выплачиваться? И в каком размере?

Немногие знают, что Германия ещё до 2020 года будет платить репарации за Первую (!) мировую войну. Хотя вопрос вины Германии за разжигание войны до сих пор остаётся спорным, Германия как сторона проигравшая (не начавшая!) войну, обязана платить до 2020 года. Вначале насильственный Версальский мир не определил точных требований репарации. Они были установлены лишь позднее некоей комиссией в размере тысячи млрд. марок.

До 1924 года последовали ещё 25 конференций по вопросам репараций. Наконец, план Дауэса определил сумму в 132 млрд. марок, а в 1929 году договор Янга понизил сумму до 37 млрд. марок, которые следовало выплатить до 1988 года. Однако выплаты закончились Мировым экономическим кризисом, а позднее национал-социализмом, который без Версаля вряд ли стал бы тем, чем он стал. Но не повторяется ли история?
Страны-победители во Второй мировой аннулировали договор Янга и установили репарационные обязательства общей суммой в 50 млрд. долларов (на 1949 год), которые западным и восточным немцам следовало выплачивать поровну, что для Восточной Германии стало гораздо более тяжёлым бременем, чем для Западной. Однако в то время как в советской оккупационной зоне, а позднее в ГДР, Советский Союз демонтировал всё, что не было закреплено намертво, западногерманские военные долги оплачивались взятыми в долг деньгами, т.е. превращались в ценные бумаги.

В 1953 году тогдашнее западногерманское правительство заключило со странами-победителями договор, по которому годовые с репарационных требований должны выплачиваться только объединённой Германией, что составило так называемую Теневую квоту, так как она находилась в тени тогдашнего разделения Германии. Однако в 1990 году Теневая квота внезапно вышла из тени в качестве внезапно подлежащих оплате ценных бумаг. Действительные и ликвидируемые до 2020 года репарации длиной в век, как гласит плакат Герберта Ротгенгеля: "До третьего колена должны вы батрачить" (Знаменитый плакат 1929 года, посмотреть можно здесь: http://www.dhm.de/lemo/objekte/pict/p74-3797/index.html - прим. перев.) .

Но даже за Вторую мировую Германия, видимо, пока заплатила недостаточно. Хотя в мае 2001 года бундестаг постановил обеспечение правовых гарантий и разблокировал выплату возмещения ущерба подневольным работникам, Стюарт Эйзенстат, американский представитель на переговорах по возмещению ущерба подневольным работникам Третьего рейха, внезапно поднял тему репарационных выплат. Только принудительный труд, медицинские эксперименты и "аризация" имущества (конфискация имущества "расово неполноценных" граждан Третьего Рейха в пользу "арийцев" - прим. перев.) могут в дальнейшем считаться закрытыми.

"Тема репараций", как было сказано, договором не затрагивается. Да, это - бизнес на Холокосте. Это не удивляет, ведь Германия до нынешнего дня, спустя почти человеческий век со Второй мировой, не имеет мирного договора, а репарации по международному праву устанавливаются только по заключении мира. Таким образом, выплаты, которыми Германия фактически была обложена уже по Потсдамскому соглашению от февраля 1945 года, составившие до 1954 г. ни много ни мало 57 млрд. марок, из них 40% - Израилю, совершены в нарушение международного права, а стоимость демонтированных объектов и потерянных восточных провинций никогда не оценивалась точно, если это вообще возможно сделать.

Можно ли вообще прийти к "справедливому" решению, я не знаю. И, собственно, я не хочу этого знать, ибо я не хочу взвешивать Освенцим против Силезии или ГДР против ФРГ. Нет, скандальным является то, что более поздние поколения, которые невиновны уже по причине более позднего появления на свет, принуждены к выплатам, носящим характер наказания. Это нарушение принципа правового государства! К этому я могу добавить, что мои предки жили в Хорватии, и мне следовало бы подучить генеалогию.

В результате может оказаться, что кто-нибудь из них был депортирован, убит или как-либо покалечен римским императором Диоклетианом (245-313 гг., правил с 284 по 305 гг.), так как в старости его трон стоял в Салоне, ныне Сплите, на побережье Далматии. И если я найду что-либо подобное, я потребую возмещения ущерба со стороны итальянского государства как государства-наследника Древнего Рима. Посмотрим, сколько годовых набежало за 1700 лет.
http://perevodika.ru/articles/8836.html

27 января 2010 года (12 швата 5770 года) президент Израиля, Шимон Перес произнес речь на иврите перед членами германского парламента и правительства, по поводу Международного дня памяти Холокоста.


Среди обладателей статуса жертв холокоста в наиболее привилегированном положении находятся выходцы из Германии и Австрии, которые получают пособия от германского правительства в зависимости от материального положения своей семьи до начала войны.

Тем, кто оставался на этой территории до конца 1946 г., деньги платит Германия, уехавшим после 1 января 1947 г. - Израиль. (из http://mnenia.zahav.ru/ArticlePage.aspx?articleID=3998). Пособие для выходцев из других стран, репатриировавшихся до 1953 г. существенно меньше, а для тех, кто приехал после 1953 г., - еще меньше. Эти категории могут претендовать на надбавки по состоянию здоровья, однако им приходится доказывать, что те или иные болезни стали следствием пережитого Холокоста.
Проблема в том, что число получателей пособия увеличилось почти вдвое из-за расширения понятия "переживший Холокост". В него теперь включены люди, находившиеся на оккупированных фашистами территориях либо бежавшие от оккупации. Таким образом, в список "беженцев" (новая категория закона) попали выходцы из стран Северной Африки и бывшего СССР.
На повышение пособий правительство выделило в 2008 году 130 миллионов шекелей, которые должны вырасти до 300 миллионов к 2011 году. В масштабах государства эта сумма значительна, при пересчете на всех нуждающихся - смехотворна. Ответом на эту инициативу властей стал "Марш живых", организованный "ницулей Шоа", очередной общественный скандал и буря поднятых вокруг него политических спекуляций.


Израиль получил с ФРГ «за Холокост» 90 миллиардов марок или примерно 60 миллиардов долларов. Кроме того, лобби Израиля, оккупировав США, снимает с них по репарациям по 600 долларов на каждую израильскую душу и не в 10 лет, а каждый год.

Суммируя все данные репараций по Второй Мировой вонй, не сложно подсчитать, что речь идёт о сумме, превышающей 1,2 трлн. (1 200 000 000 000) долларов , из которых большая часть ушла «гражданам, имеющим право на израильское гражданство » или «самому Израилю».

Так же интересно сопоставить цифры и сравнить компенсации, выплаченные СССР и Израилю (добавив выплаты «перемещенным лицам»)… Холокост действительно стал

РЕПАРАЦИИ

Возмещение побеждённым государством, по вине которого возникла война, убытков, понесённых государством-победителем. Р. впервые были нормированы в Версальском мирном договоре 1919 (см.).

Во время второй мировой войны в 1945 на Крымской конференции (см.) было признано справедливым обязать Германию возместить путём натуральных поставок в максимально возможной мере ущерб, причинённый ею союзным странам. Тогда же были установлены и формы Р. с Германии.

После окончания войны положения о Р. были зафиксированы в ряде международно-правовых документов, касающихся Германии и её бывших союзников. Во всех этих документах установлены два основных принципа:

1. Принцип возмещения бывшими неприятельскими государствами ущерба не в полном объёме, а лишь частично. Советский Союз, исходя из стремления к установлению демократического мира, ограничился требованием возмещения лишь части понесённого им ущерба. Так, мирный договор с Италией возлагает на последнюю обязанность выплатить Советскому Союзу Р. на сумму 100 млн. долл., что составляет не больше чем 1 / 20 или 1 / 25 часть прямого ущерба, причинённого Советскому Союзу фашистскими войсками Италии. Тот же принцип провозглашён Советским Союзом в отношении Р. с Германии. Общая сумма одних только прямых потерь Советского Союза на оккупированной немцами территории составляет 128 млрд. долл., но СССР предъявил требование об уплате Германией Р. в размере только 10 млрд. долл.

Соглашаясь лишь на частичное покрытие понесённых им убытков, Советский Союз определяет Р. в размере, посильном для побеждённых стран, и стремится обеспечить возможность свободного демократического развития этих стран и их экономической самостоятельности.

2. Принцип уплаты репараций натурой, а не деньгами. Побеждённые страны уплачивают Р. наличным имуществом (оборудованием, предназначенным для производства военных материалов и техники, заграничными активами) и продукцией своей промышленности. Уплата Р. из текущей продукции даёт побеждённым странам возможность выполнить свои репарационные обязательства путём самостоятельного развития своей промышленности, не прибегая к кабальным займам и к сбыту своей продукции за границу по низким ценам для получения долларов. Выступая на Парижской мирной конференции по поводу мирного договора с Венгрией, А. Я. Вышинский указывал: "Советское правительство последовательно проводит такую линию репарационной политики, которая заключается в том, чтобы исходить из реальных планов, чтобы не удушить Венгрию, чтобы не подрубить корни её экономического восстановления, а, наоборот, облегчить ей возможность её экономического возрождения, облегчить ей возможность стать на ноги, облегчить ей возможность войти в общую семью Объединённых наций и участвовать в деле экономического возрождения Европы".

Советская делегация добилась включения в мирные договоры 1947 правил об уплате Р. натурой.

Правильность и справедливость указанных принципов, обеспечивающих жизнеспособность побеждённых стран, подтверждена на практике. Румыния, Венгрия, Финляндия выполняют свои репарационные обязательства в пользу Советского Союза, но это отнюдь не приводит к умалению их суверенитета. Что касается репараций из текущей продукции германской промышленности, то В. М. Молотов на заседании Совета министров иностранных дел 12. XII 1947 указал: "Из западных зон не производится никаких текущих репарационных поставок, но промышленность в англо-американской объединённой зоне достигает всего 35 процентов от уровня 1938 г. Из советской зоны в Германии производятся текущие репарационные поставки, и промышленность здесь уже достигла 52 процентов от уровня 1938 г. Таким образом, промышленный индекс советской зоны, - хотя здесь более сложные условия для восстановления промышленности, - в полтора раза выше, чем промышленный индекс англо-американской зоны. Из этого видно, что репарационные поставки не только не мешают восстановлению промышленности, но, наоборот, содействуют этому восстановлению".

Что касается Р. с Германии, то их формы были установлены ещё на Крымской конференции: а) единовременные изъятия из национального богатства Германии, находящегося как на территории самой Германии, так и вне её, б) ежегодные товарные поставки из текущей продукции, в) использование германского труда. На Потсдамской конференции (см.) в соответствии с решением Крымской конференции об ответственности Германии были указаны следующие источники покрытия репарационных претензий СССР: 1) изъятия из советской зоны Германии, 2) некоторое количество оборудования, которое не является необходимым для германской мирной экономики и должно быть изъято из западных зон оккупации Германии, 3) германские активы в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии. Постановления Потсдамской конференции не отменили и не могли отменить установленные на крымской конференции Р. из текущей продукции Германии. Между тем после окончания войны США, Англия и Франция в прямое нарушение крымских решений стали возражать против получения Советским Союзом Р. из текущей продукции Германии.

США и Англия извлекли из Германии огромные ценности в виде патентов, золота и т. п., стоимость которых достигает не менее 10 млрд. долл. Вся промышленность Рура фактически поставлена под контроль американских монополий. В то же время в силу проводимой США и Англией (в явном противоречии с потсдамскими решениями) политики раскола Германии и сохранения германского военного потенциала указанные державы сорвали репарационные изъятия в пользу Советского Союза и других государств из западных зон Германии.

Другим примером политики США, Англии и Франции, направленной против законных интересов СССР, являются препятствия, чинившиеся ими разрешению вопроса о германских активах в Австрии (см. Совет министров иностранных дел).

На сессии Совета министров иностранных дел 12. XII 1947 В. М. Молотов, говоря о Р. с Германии, заявил, что "Советский Союз не просит, а требует, чтобы вопрос о репарациях был, наконец, решён". Этот вопрос имеет тем большее значение, что, как указал В. М. Молотов на Совете министров иностранных дел 31. III 1947, "для Советского Союза не может быть решения германской проблемы без решения вопроса о репарациях". Также и в заявлении от 24. VI 1948 министров иностранных дел СССР, Албании, Болгарии, Чехословакии, Югославии, Польши, Румынии и Венгрии по поводу решений Лондонского совещания 1948 (см.) о Германии было указано, что в числе требующих неотложного разрешения вопросов находится и вопрос о мероприятиях по выполнению Германией её репарационных обязательств по отношению к государствам, пострадавшим от германской агрессии. В вопросе о Р., как и в других важнейших вопросах послевоенных международных отношений, с полной силой сказывается борьба двух линий внешней политики - справедливой политики Советского Союза и экспансионистской политики стран империалистического лагеря во главе с США.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "РЕПАРАЦИИ" в других словарях:

    Репарации - – возмещение субъектом международного права причиненного вреда другому субъекту международного права в виде товаров, денег, работ или услуг. Частный случай репараций – возмещение ущерба, нанесенного государством агрессором государствам,… … Банковская энциклопедия

    - (от латинского reparatio восстановление), в международном праве форма материально правовой ответственности государства за международное правонарушение. Заключаются в возмещении государством ущерба, причиненного им другому государству, в денежной… … Современная энциклопедия

    - (от лат. reparatio восстановление) одна из форм материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный другому субъекту в результате международного правонарушения. Р. может выплачиваться в натуре, в виде денежной или… … Юридический словарь

    - (от лат. reparatio восстановление) в международном праве вид материальной международно правовой ответственности; состоит в возмещении государством причиненного им ущерба в денежной или иной форме. Выплата репараций обычно предусматривается в… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. reparatio восстановление) полное или частичное материальное или денежное возмещение ущерба, причиненного войной, выплачиваемое побежденной страной государству победителю. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный… … Экономический словарь

    Форма материально правовой ответственности государства, развязавшего агрессивную войну. Заключаются в возмещении государством ущерба, причинённого им другому государству, в денежной или иной материальной форме. Выплата репараций обычно… … Исторический словарь

    - (от лат. reparatio восстановление) вид материальной международно правовой ответственности; состоит в возмещении государством причиненного им ущерба в денежной или иной форме. Выплата репараций обычно предусматривается в мирном договоре. См. также … Политология. Словарь.

    Репарации - (reparations), компенсационные выплаты потерпевшей поражение стороной за нанесенный ей во время войны ущерб. Р. были условием прекращения воен. действий во время 1 й мировой войны и частью Версальского мирного договора 1919г. Франция,… … Всемирная история

    РЕПАРАЦИИ - (лат. reparatio восстановление) материальное или денежное возмещение ущерба, причиненного войной, выплачиваемое побежденной страной государствупобедителю; одна из форм материальной ответственности субъекта международного права за ущерб,… … Юридическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Репарация. Репарации (от лат. reparatio восстановление) форма материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им… … Википедия

    - (от лат. reparatio восстановление), в международном праве вид материальной международно правовой ответственности; состоит в возмещении государством причинённого им ущерба в денежной или иной форме. Выплата репараций обычно предусматривается в… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Геномная нестабильность и нарушение репарации ДНК как факторы наследственной и соматической патологии человека , Наталья Савина. Книга посвящена исследованию целостности генома и функциональных изменений процесса репарации ДНК в лимфоцитах периферической крови человека в связи с наследственной и соматической…

Ущерб от войны, развязанной нацистской Германией, оценивался в сотни миллиардов долларов. Как ни старалась Германия добросовестно выплачивать компенсации, удовлетворить все финансовые претензии ей не удалось.

Сложности подсчета

В 2000 году Министерство финансов Германии опубликовало заявление, касающееся репарационных положений по итогам Второй мировой войны. В частности, там говорилось, что в отсутствие документированных долгосрочных выплат страны-победители в одностороннем порядке потребовали для себя компенсации за ущерб, нанесенный нацистским режимом.

Согласно документам Потсдамской конференции, состоявшейся в июле-августе 1945 года, репарации, в первую очередь, должны были выражаться в имущественной форме (заводы, техника, оборудование и прочие товары).

Однако «общая стоимость имущества, взятого странами-победителями, а также прочих германских выплат не может быть определена до настоящего времени и, по состоянию вещей, вероятно, никогда не сможет быть зарегистрирована достаточно точно», сообщалось в заявлении Министерства финансов Германии.

Щадящий режим

В 1945 году на Ялтинской конференции Сталин озвучил сумму репарационных выплат Германии – 20 млрд. долларов - которая должна быть разделена поровну между СССР и союзниками (50% процентов – Советскому Союзу, остальные 50% – Франции, США и Великобритании).

Почему Сталин поделил репарации таким образом? По расчетам французского экономиста А. Клода, общая стоимость ущерба, нанесенного нацистским режимом, составила 260 млрд. долларов (в ценах 1938 года). В частности, из этой суммы на саму Германию приходится $48 млрд., на Польшу - $20 млрд., Англию - $6,8 млрд., Францию - $1,5 млрд. Ущерб СССР составил $128 млрд., а это и есть примерно 50%.

Более чем скромную сумму репарационных выплат, названную советским лидером, историки объясняют так: «Сталин помнил, что неподъемные контрибуции, навязанные Германии после Первой мировой войны, истощили немецкую экономику, вызвав тем самым в стране реваншистские настроения и рост национал-социализма».

Порядок выплат, установленный на Потсдамской конференции, был следующий: претензии США, Великобритании и других стран удовлетворялись за счет западных зон оккупации, СССР - за счет восточной зоны. Флот Германии при этом был разделен между Великобританией, СССР и США.

Союзники

По советским данным, США, Великобритания и Франция из своих зон оккупации вывезли оборудования на сумму около 1,2 млрд. долларов, 277 тонн золота (почти на 300 млн. долларов), морских и речных судов на 200 млн. долларов. Под контроль союзников перешли зарубежные активы Германии на сумму порядка 4 млрд. долларов. Изъятые США и Великобританией германские патенты и техническая документация оцениваются примерно в 5 млрд. долларов.

Польша

Предполагалось, что репарационные претензии Польши должен был удовлетворить Советский Союз из своей доли (15%). Но в 1953 году Польша под давлением СССР отказалась от части репараций в обмен на сдвиг своей границы на запад. Хотя в 1975 году Варшава все же получила 1,3 млрд. марок компенсации за преступления нацистов.

В 2004 году польский Сейм заявил, что Польша до сих пор не получила достаточного возмещения за тот ущерб, который был вызван гитлеровской агрессией. Впрочем, у немцев к полякам тоже есть претензии. В 1945 году миллионы немецких граждан были выселены с территорий, которые отошли Польше. Перемещенные лица и их потомки стали подавать в суды с требованием вернуть им собственность, и решения выносились в пользу истцов.

СССР

Американское «Бюро стратегических служб» еще в 1944 году произвело расчеты по возможным германским репарациям в пользу СССР. Сумма, названная американцами, составила 105,2 миллиарда долларов (в пересчете на нынешний курс - больше 2 триллионов). Это немного меньше 128 млрд. долларов – цифры, о которой в итоге договорились советская и немецкая стороны.

Отечественные экономисты заявляют, что поставки Советскому Союзу в рамках репараций составили не более 4% от всего ущерба, нанесенного Германией в ходе войны. По оценке немецких экспертов, итоговая стоимость вывезенного из восточной зоны оккупации имущества составила около 66 млрд. марок (15 млрд. долларов). Что же это было за имущество?

Российские исследователи Михаил Семиряга и Борис Кнышевский, ссылаясь на данные Главного трофейного управления, пишут, что из Германии в СССР было вывезено около 400 тыс. железнодорожных вагонов (в том числе 72 тыс. вагонов строительных материалов), 2885 заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов. Репарационные поставки также включали в себя 1 млн. 335 тыс. голов скота, 2,3 млн. тонн зерна, 1 млн. тонн картофеля и овощей, полмиллиона тонн жиров и столько же сахара, 20 млн. литров спирта, 16 тонн табака.

Кроме этого у жителей советской зоны оккупации официально конфисковали 60 тыс. роялей, 460 тыс. радиоприемников, 190 тыс. ковров, 940 тыс. предметов мебели, 265 тыс. настенных и настольных часов, которые в основном были распределены за небольшую плату между советскими партийными работниками и старшими офицерами.

В 1955 году президиум Верховного совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией». К тому времени уже был заключен мирный договор с ГДР, в котором Москва официально отказывалась от всех материальных претензий к республике по итогам Второй мировой войны. На этом тема репараций для СССР была официально закрыта.

Единственной страной из гитлеровской коалиции, полностью выплатившей репарации СССР в сумме 226,5 млн. долларов, оказалась Финляндия.

Нидерланды

Осенью 1945 года Голландия потребовала 25 млрд. гульденов в качестве возмещения ущерба, нанесенного ей Германией в период оккупации. Однако в 1949 году голландская сторона отказалась от своих требований взамен на 69 кв. км территории. В 1963 году ФРГ выкупила эти земли, заплатив Нидерландам 280 млн. марок.

Израиль

По Люксембургским соглашениям (1952 год) ФРГ перевела Израилю 3 млрд. марок. Позднее еще 500 млн. марок ушли на счета Конференции по материальным претензиям евреев к Германии – именно эта организация впоследствии стала главным лоббистом интересов еврейского народа в вопросах германских компенсаций. Это уникальный случай в истории, когда репарации получала страна, которая не только не участвовала в войне, но и на период конфликта отсутствовала на карте мира.

В период с 1953-го по 1965 годы поставки в счет немецких репараций составляли от 12 до 20% ежегодного импорта в Израиль. Экономисты уверены, что именно эти выплаты, а не помощь США в большей степени способствовали экономическому росту еврейского государства. К 2008 году Германия выплатила Израилю репарации более чем на 60 млрд. евро.

Греция

В 1960 году Греция и ФРГ подписали договор, согласно которому балканская страна в качестве компенсации получала 115 млн. марок. Однако греки посчитали эту сумму недостаточной и до сих пор продолжают шантажировать немецкое правительство.

В 2000 году Верховный суд Греции вынес постановление, согласно которому Германия должна выплатить 28 млн. евро родственникам 218 жителей деревни Дистомо, расстрелянным фашистами 10 июня 1944 года. Кроме этого, по мнению греческой стороны, Германия должна компенсировать вынужденный оккупационный заем, выданный Грецией в 1938 году в размере 3,5 млрд. долларов (по текущему курсу - около 54 млрд. евро).

В ответ на эти претензии немецкий канцлер Ангела Меркель заявила: «Немецкое правительство считает вопрос о компенсациях политически и юридически решенным. В то же время мы осознаем жестокость и произвол, которые происходили в Греции во времена нацизма».

Италия

В 1961 году между ФРГ и Италией было заключено соглашение о компенсациях итальянским жертвам нацизма, по которому правительство Италии получило 40 млн. марок (примерно 20 млн. евро). В 2008 году Кассационный суд Италии постановил, что жертвы нацистских преступлений могут подавать иски против Германии в итальянские суды.

Германское правительство в ответ обратилось в Международный суд ООН, обвинив судебные власти Италии в том, что они «игнорируют юрисдикционный иммунитет Германии как суверенного государства». В феврале 2012 года суд постановил, что Германия обладает юридической неприкосновенностью от преследований в национальных судах за нацистские злодеяния. Вердикт является окончательным и обжалованию не полежит.

Жертвы нацизма

Помимо репараций государствам Германия выплачивала компенсации и отельным лицам, вошедшим в категорию «жертвы нацизма». Так, В 1950-1960 годы ФРГ выплатила жертвам нацистов во Франции - $100 млн., в Бельгии - $20 млн., в Норвегии - $15 млн., в Люксембурге - $4,5 млн., в Дании - $4 млн., в Великобритании - $2,8 млн.

В конце 90-х после ряда частных исков в американские суды Берлин был вынужден создать фонд «Память, ответственность и будущее» (действовал в 2000-2007 годах). Через этот фонд предоставлялись компенсации бывшим подневольным рабочим, угнанным в Германию в ходе Второй мировой войны. В общей сложности на счета фонда правительство ФРГ и германские предприятия перечислили 5,2 млрд. евро.

Всего фондом «Память, ответственность и будущее» были выплачены компенсации на сумму 4,4 млрд. евро 1,66 млн. человек, в том числе 427 млн. евро - жертвам, проживающим в России. Однако самым крупным получателем стала Конференция по еврейским материальным претензиям к Германии, которой фонд перевел 1,149 млрд. евро.

Также нужно отметить, что в 2008 году правительство Германии согласилось выплатить единовременные компенсации в размере 2556 евро примерно шести тысячам проживающим в западных странах евреям, пережившим блокаду Ленинграда.

По подсчетам специалистов, в общей сложности Германия выплатила частные компенсации примерно 8 млн. человек, 6 млн. из которых - евреи.

В тему германских репараций были вовлечены и швейцарские банки. Финансовые организации Швейцарии обвинялись в том, что они скрывали активы жертв холокоста и отмывали полученные незаконным путем средства нацистов. В 1998 году было заключено соглашение, по которому швейцарские банки выплачивали примерно 24 тысячам потерпевших или их наследникам 1,25 млрд. долларов.

В финансовом мире изредка случаются эдакие всплытия лох-несских чудовищ, о которых все забыли десятки лет назад. К примеру, в это воскресенье объединенная Германия завершила выплату репараций (точнее долгов по обслуживанию репараций) по итогам Первой мировой войны. Со времени начала войны прошло 96 лет, со времени подписания Версальского мира - 91 год.

Вопрос этот будоражил умы сотен политиков и миллионов избирателей Европы и Северной Америки практически весь межвоенный период. Идеологами репараций (и лозунга «Немцы заплатят за все») были титаны послевоенной политики Клемансо и Ллойд-Джордж. Из-за несогласия с непомерными репарациями, наложенными на Германию, подал в отставку из британского Минфина Джон Мейнард Кейнс . Написанная им блистательная брошюра о финансовой катастрофе, ожидающей побежденных, и убытках от неизбежного дефолта, ожидающих победителей, стала бестселлером и сделала его известным и авторитетным за пределами академических кругов задолго до публикации его «Общей теории занятости процента и денег». Гитлер и нацистская партия прошли в рейхстаг на волне протеста против невыносимого долгового бремени, наложенного на страну. Американский банкир Дауэс, в 1923-1924 году разруливавший вопрос репараций, стал вице-президентом США. Строго говоря, сами версальские репарации были глобальным финансовым экспериментом, затянувшимся на девять десятков лет.

Репара́ции в 1919 году были финансовой инновацией - введенной в международное право материальной компенсации государства за ущерб от развязанной им агрессивной войны. Концепция репараций была побочным продуктом заявленных еще в 1916 году американскими посредниками условий будущего мира «без аннексий (передачи территорий победителям) и контрибуций (штрафов, налагавшихся на побежденных независимо от того, по чьей инициативе началась война)». Так как договор диктовали победители, а побежденные были полностью деморализованы, то на Германию были наложены репарации в размере 269 млрд золотых марок - эквивалент примерно 100 000 т золота (по нынешней цене - около $4 трлн, или примерно треть госдолга значительно больших по всем параметрам современных США). Сумма долга вдвое превышала ВВП Германии, а ежегодные выплаты превышали профицит ее торгового баланса. Германия предлагала выплату 50 млрд марок золотом и товарами - в основном за счет передачи германских активов странам-победителям и постепенных выплат за 15 лет. По мнению Кейнса (подтвержденному последующими событиями), требования к Германии превышали ее возможности по выплатам примерно в 4 раза.

Обязанность платить репарации возлагалась на новое германское правительство, которое делало это без энтузиазма, отлынивая любыми способами. Экономический кризис дал для этого достаточные основания. Германия оказалась неспособна обслуживать свой долг, в основном переданный в форме государственных облигаций нового правительства страны, уже к 1922 году. Внутренний долг был обесценен гиперинфляцией («Черный обелиск » Ремарка - замечательное описание ситуации изнутри, репортажи Хемингуэя - как она виделась извне), а проблемы внешнего долга страны, т. е. репараций, стали международными.

Уже в ноябре Международная комиссия по репарациям приняла решение о создании международного комитета экспертов под председательством американского магната Чарльза Дауэса. Планом Дауэса устанавливалось, что в 1924 году Германия выплачивает репарации на сумму 1 млрд новых «золотых марок». Важной составляющей «плана Дауэса» был начальный заём в размере 800 млн золотых марок. До 1929 года преимущественно из США в Германию поступило частных и суверенных кредитов на сумму 21 млрд марок. По факту за первый год реализации «плана Дауэса» Германии пришлось самостоятельно выплатить лишь 200 млн золотых марок. Репарации выплачивались из непосредственно перечисляемых таможенных и налоговых поступлений, а также за счёт процентов по госкредитам для немецких компаний. Для обеспечения выплат Рейхсбанк и Имперские железные дороги были поставлены под международный контроль. По факту международный контроль был номинальным, а вот стабилизационные кредиты - вполне реальными.

Финансовый кризис 1929-1930 годов привел Германию к 40%-ной безработице, полноценному банковскому кризису и очередному дефолту по репарационным платежам. И у американских банкиров оказался новый план - план Юнга. Он предусматривал некоторое снижение размера годовых платежей (в среднем до 2 млрд марок), растягивание их до 1989 года, превращение двух третей ежегодных выплат в условные и отлагаемые обязательства, отмену репарационного налога на промышленность и сокращение обложения транспорта, а также ликвидацию иностранных контрольных органов. Но для немецких националистов, в том числе маргинального Адольфа Гитлера, это было все равно слишком много. Националисты добились проведения референдума для проведения Закона Свободы, запрещающего немецким официальным лицам платить по долгам. Референдум провалился, но Гитлер стал знаменит и на ближайших выборах был избран в рейхстаг. Став канцлером в 1932 году, он отказался от выплат репараций и сопряженных с ними долгов в одностороннем порядке. Кстати, суммарный объем выплат к этому времени составил около 51 млрд марок, то есть выплаченная сумма примерно равнялась германскому предложению по выплатам 1918 года.

Победители после Второй мировой войны были значительно умнее, да и оккупация Германии была полной. Все возмещения брались по возможности натурой - промышленным оборудованием, промтоварами, вагонами, произведениями искусства. Было очевидно, что растянутые на десятилетия долги никогда не будут выплачены. Но остались просроченные выплаты по обязательствам 1919 года. Они были возобновлены по Лондонскому договору 1953 года. При этом часть суммы была отложена до крайне маловероятного тогда события: выплаты должны были возобновиться, только когда - и если - Германия будет объединена. В 1990 году эта часть обязательств и стала подлежать выплате в двадцатилетний срок, закончившийся в минувшее воскресенье. Кстати, по Версальскому договору в числе получателей репараций была и Россия, однако в 1922 году Советская Россия отказалась от них в обмен на признание правомерности национализации немецкой собственности в 1914 году царским правительством и более поздних конфискаций уже при советской власти.

Печальная финансовая история, начавшаяся выстрелами в Сараево в июне 1914 года и закончившаяся на прошлой неделе, приводит к нескольким выводам. Во-первых , справедливость в межгосударственных расчетах - вещь весьма условная и сильно зависящая от текущей политики. Во-вторых , жадность и желание разорить побежденного только теснее связывает его судьбу с победителями, и в итоге платят именно они. В-третьих , политикам стоит слушать своих экспертов - хотя и не каждый из них Кейнс; способность страны оплачивать долг должна быть значимее желания накручивать нули на мифических будущих поступлениях от выплат. В-четвертых , как говорил киношный папаша Мюллер, «Верить нельзя никому» - расплата по золотым облигациям 1924 года произошла через 86 лет и электронными евро. Долгосрочные обязательства - штука крайне ненадежная: мудрый Бисмарк, назначивший в 1871 году побежденной Франции контрибуцию примерно в 13% ВВП, подлежащую уплате за три года, хорошо понимал, что скорость выплат значительно важнее суммы.

Загрузка...