Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Что такое шипящие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные. Какой звук стоит после согласного

Шипящие согласные звуки получили такое интересное название неслучайно – они действительно как будто шипят, поскольку произносят их особенным образом. Подробно о них рассказывает наша статья для учащихся 2 класса: на какие группы делятся такие звуки, какие имеют особенности и фонетические характеристики.

Что это за звуки и как их произносить

Шипящие звуки выделяются среди остальных тем акустическим шумом, которые производят, то есть шипением. Произнести их правильно можно только с разомкнутыми и немного вытянутыми вперед губами, а зубы при этом почти сомкнуты. Таким образом получается щель, проходя через которую, воздух шипит. Так, ярким примером шипящего согласного звука является звук [щ], который четко произносится именно таким образом, без добавления голоса. Все четыре таких звука всегда произносятся на выдохе. При этом с боков звук не проходит: его блокирует язык, прижавшийся к коренным зубам и твердому небу. То есть, для того, чтобы произнести шипящий звук правильно, нужно из языка “сделать” ковшичек .

Можно сказать, что они имеют непростой характер – произносить их сложно не только детям, но и многим взрослым. Чтобы научиться правильно это делать, нужно следить не только за постановкой языка и губ, но и за выдыхаемым воздухом: его струя проходит примерно посередине и должна быть достаточно широкой. Проверить это можно, поднеся ко рту руку.

Если последить за своей артикуляцией, то можно заметить, что все шипящие звуки имеют в своей основе один – [ш]. Так, [ж] появляется, если добавить к нему голос, то есть дрожание голосовых связок. При [щ] поднимается средняя часть языка, а при [ч] к такому поднятию добавляется еще и смычка перед губно-зубной щелью.

Непарные или парные?

Наука о русском языке считает непарными звуки [ч] и [щ], а [ж] и [ш] – парными только по одному признаку. И действительно, так как другие звуки, у которых пара есть, полностью их объединить нельзя. Однако есть два признака, по которому они могут быть объединены в группы – это звонкость/глухота и твердость/мягкость. Так, [ж] и [ш] – звуки только твердые, а [ч] и [щ] – мягкие. При этом неважно, какие гласные стоят после них. Даже если на письме после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, звук будет произноситься твердо.

Что касается разделения на глухие и звонкие, то в первой категории относятся [ш], [ч] и [щ], а ко второй – только [ж], так как при его произнесении добавляется голос. Таким образом, [ж] и [ш] получаются парными по признаку глухота/звонкость.

Когда-то было по-другому – [ж] и [ш] были мягкими, но уже с 14 века они начали становиться такими же, как и сегодня, то есть твердыми.

Фонетические характеристики шипящих звуков

Итак, каждый звук имеет свою характеристику. Чтобы закрепить информацию, нужно разобрать все четыре по отдельности, не упоминая в классификации то, что они являются шипящими:

  • [ж] – твердый, звонкий, парный.
  • [ш] – твердый, глухой, парный.
  • [ч] – мягкий, глухой, непарный.
  • [щ] – мягкий, глухой, непарный.

Что мы узнали?

Шипящих звуков в русском языке всего четыре – это [ш], [ж], [ч] и [щ]. Их так назвали из-за особенной манеры произношения. Их фонетические характеристики, то, как они выговариваются, делают эти звуки особенными и сложными.

В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б - [б], в - [в], г - [г], д - [д], ж - [ж], й - [й], з - [з], к - [к], л - [л], м - [м], н - [н], п - [п], р - [р], с - [с], т - [т], ф - [ф], х - [х], ц - [ц], ч - [ч], ш - [ш], щ - [щ].

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] - кон [кон], лук [лук] - люк [л’ук].

Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.

Звонкие и глухие согласные звуки

Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар - жар, кол - гол, дом - том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью - глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные - это пара из глухой и звонкой согласной.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Сонорные, шумные и шипящие согласные

Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:

  1. Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
  2. Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

Парные и непарные согласные звуки

Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:


Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.

Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать

Шипящие звуки

Шипящие звуки ШИПЕ́ТЬ, -плю́, -пи́шь; несов.

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Смотреть что такое "Шипящие звуки" в других словарях:

    - (грамм.) в школьной грамматической терминологии так называются переднеязычные альвеолярные спиранты корональной артикуляции глухой ш и звонкий ж, а также сложный согласный глухой ч, состоящий из палатального (мягкого) альвеолярного смычного т и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Нёбные (нёбно зубные) щелевые (ж) и (ш) и аффриката (ч), называемые так по производимому ими акустическому впечатлению … Словарь лингвистических терминов

    Самоназвание: slüvensťĕ, vensťĕ Страны: Германия … Википедия

    ШИПЕТЬ, плю, пишь; несовер. 1. Издавать глухие звуки, напоминающие протяжное произношение звука «ш». Змея шипит. 2. перен. Говорить сдавленным от злости голосом (разг.). 3. перен. Ворчать, браниться, выражая своё недовольство, злобу (разг.). Ш.… … Толковый словарь Ожегова

    Гриф индейка … Википедия

    Вертишейка … Википедия

    Гриф индейка Гриф индейка Научная классификация Царство: Животные Тип … Википедия

    Самым характерным признаком птиц из семейства утиных можно считать их клюв, служащий ситом и позволяющий особым образом промышлять себе пищу. Этот клюв редко бывает длиннее головы, обыкновенно прямой, широкий, на верхней части плоско… … Жизнь животных

    Запрос «Голубь» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сизый голубь … Википедия

    Сизый голубь Научная классификация Царство: Животные Тип: Хордовые … Википедия

Книги

  • Шипящие звуки , Новоторцева Н.. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отражает необходимость коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Материал тетради позволяет…
  • Шипящие звуки , Н. В. Новоторцева. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отражает необходимость коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Материал тетради позволяет…

В этой статье поговорим про согласные звуки, их количестве, видах (мягкие, твердые, глухие и звонкие) и других особенностях и интересных фактах.

В русском языке 33 буквы из которых 21 согласная:

б - [б], в - [в], г - [г], д - [д], ж - [ж], й - [й], з - [з],
к - [к], л - [л], м - [м], н - [н], п - [п], р - [р], с - [с],
т - [т], ф - [ф], х - [х], ц - [ц], ч - [ч], ш - [ш], щ - [щ].

Все названные согласные буквы обозначают 36 согласных звука.

В русском языке имеются также 10 гласных букв и лишь 6 гласных звука.

Итого 33 буквы (10 гласных + 21 согласных + «ь» и «ъ»), обозначающие 42 звука (6 гласных и 36 согласных) далеко не все звуки речи, а только основные.

Разница между количеством букв и звуков обусловлена особенностями русского письма, ведь, к примеру, твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной буквой.

Согласные звуки делятся на:

  • звонкие и глухие,
  • твёрдые и мягкие,
  • парные и непарные.

Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Твердые и мягкие согласные звуки

Согласные делятся на твердые и мягкие , такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.

Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки. Получаем, что звуки [к] и [к’] образуют пару по твёрдости-мягкости . Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:

  • согласные звук является твердым, если после него стоят согласные: а, о, у, ы, э;
  • и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.

В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым ([ш], [ж], [ц]), либо только мягким ([й ], [ч`], [щ`]). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.


Глухие и звонкие согласные звуки

Согласные делятся на звонкие и глухие звуки . При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.

Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников

Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов.

Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные

В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.

Сонорные согласные

Сонорные согласные звуки - это звонкие непарные согласные.

Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

Шумные согласные звуки

Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки

Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.


Свистящие согласные звуки


Свистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.

При артикуляции мягких звуков [с’ ] и [з `] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.

При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.

Цель:

Обобщить знания детей о шипящих согласных звуках .

Воспитывать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового.

УУД: Находить в тексте слова с шипящими ж, ш, ч, щ (по конкретному заданию). Заучивать наизусть стихотворение и выразительно его читать. Сравнивать слова в столбиках и находить «лишнее».

Зрительный ряд: Лента букв, мультимедиа, демонстрационный материал

План урока.

1.Организационный момент.

2.Речевая разминка.

3.Постановка учебной задачи.

5.Физминутка.

6.Работа с учебником.

7.Работа в тетрадях.

8.Заключительная часть.

9.Уборка рабочих мест.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

И книжки, и тетрадки,

И мысли – все в порядке.

2.Речевая разминка.

Щука щуку ощущает, ощутив щекой прощает.

3.Постановка учебной задачи.

Определите этот звук на мягкость и твёрдость. Для сравнения произнесём слова: щука, роща, лещ, щит. (Звук [щ‘] во всех словах произносится мягко, независимо от того, какой звук следует за ним.)

Произнести этот звук твёрдо не получается. Значит, звук [щ‘] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука.

4.Усвоение новых знаний и способов действий. 1.Попторение слов с буквой Щ .

Какие буквы в своём названии имеют звук [а]? (Буквы «ка», «ха», «ша», «ща»).

Звуки [щ‘] и [ч‘] очень близки по звучанию, и нередко их путают в словах. Потренируемся их произносить в скороговорке:

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

2. Чтение слов в столбиках.

3. Произношение слов, начинающихся с буквосочетания сч. Первым звуком в таких словах будет звук [щ‘].

Например: счётчик, счастье, счёт, считалочка.

Сравните слова: читать и считать.

4.Выведение правила правописания сочетаний: ча-ща, чу-щу из записанных слов. (Ча-ща пишутся с буквой а, чу-щу пишутся с буквой у.

Чтение правила.

5.Работа в паре

Чтение стихотворения Пивоварова «Ручеёк»

6.Работа со стихотворением.

5.Физминутка.

Дети встают паровозиком, двигаются по классу и поют:

Вот поезд наш едет,

Колёса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу-чу-чу-

Бежит паровоз,

Далеко, далеко

Ребят он повёз.

6.Работа с учебником.

Учитель читает Поташникова «Сосульки»:

Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)

Беседа по тексту.

7.Работа в тетрадях.

1.В предложении «спряталось» слово щенок (ще-но-к).

2. Решение ребусов. (Щуки, ящик, щека).

3. Решение кроссворда.(1.Роща. 2.Плащ. 3. Щука.)

8.Заключительная часть.

С какой буквой вы сегодня познакомились?

Какой звук она обозначает?

Охарактеризуйте этот звук. (Звук [щ‘]-согласный, глухой, парного звонкого согласного у него нет, всегда мягкий).

С каким правилом познакомились? (Ча-ща пишутся с буквой а, чу-щу пишутся с буквой у).

Рефлексия.

Теперь наш урок подходит к концу.

На доске три утверждения: «Хочу знать больше». «Хорошо, но могу лучше». «Пока испытываю трудности».

Учитель зачитывает и учащиеся поднимают руки, если согласны с одним из них.

9.Уборка рабочих мест.

Загрузка...