Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Что было главной идеей доктрины трумэна. Провозглашение доктрины трумэна и принятие плана маршалла

доктрина трумэна
(англ. Truman Doctrine) - внешнеполитическая программа, выдвинутая президентом США Гарри Трумэном после Второй мировой войны. Публично была озвучена 12 марта 1947 г. Основой доктрины являлась политика «сдерживания» в отношении СССР во всём мире. Она была направлена на пересмотр сформировавшейся ранее, при Рузвельте, системы международных отношений. Доктрина Трумэна явилась выражением борьбы США и их симпантов за необходимую им политико-экономическую однополярность мира. разработке доктрины участвовали Джордж Кеннан, Аллен Даллес, Лой Хендерсон, Дин Ачесон и другие.

Предусматривала выделение в 1947-1948 финансовом году 400 млн долларов для оказания помощи Греции и Турции под предлогом коммунистической угрозы со стороны СССР. Греции выделялось 300 млн дол., Турции - 100 млн дол. Соглашения с Грецией и Турцией были подписаны соответственно 20 июня и 12 июля 1947. Положила основание долговременному альянсу США c Турцией.

«Доктрина Трумэна» была направлена на ограничение усилившегося после 2-й мировой войны 1939-1945 годов роста сил социализма, оказание непрерывного давления на СССР и другие страны социалистического блока, поддержание реакционных сил и режимов. Использована для оправдания вмешательства США во внутренние дела других стран. Положила начало оказанию широкой военной помощи другим странам, сопровождавшееся созданием сети военных баз на чужих территориях и осуществлявшееся США в рамках других программ.

Бывший вице-президент США Генри Уоллес охарактеризовал доктрину как «безумный шаг к войне, вызвавший кризис в международных отношениях».

Серьёзность ситуации, сложившейся сегодня в мире, требует моего выступления перед объединенной сессией Конгресса. Внешняя политика и национальная безопасность нашей страны находятся под угрозой. Один аспект существующей ситуации, которую я представляю Вам сейчас для вашего рассмотрения и вынесения решения, касается Греции и Турции. Соединенные Штаты получили от греческого Правительства просьбу о финансовой и экономической помощи. Предварительные сообщения от американской экономической миссии в Греции и сообщения от американского посла в этой стране, подтверждают утверждение греческого Правительства, что помощь крайне необходима, чтобы Греция могла остаться свободной страной…

…Нет идеальных правительств. Одно из главных достоинств демократии, однако, состоит в том, что ее изъяны всегда находятся на виду, и при демократических процессах они могут быть исправлены. Правительство Греции не идеально. Однако оно представляет восемьдесят пять процентов членов греческого Парламента, которые были выбраны на выборах в прошлом году. Иностранные наблюдатели, включая 692 американских, сошлись во мнении, что эти выборы были справедливым выражением волеизъявления народа Греции.

Греческое Правительство работало в атмосфере хаоса и экстремизма. Оно делало ошибки. Оказание помощи этой стране не означает, что Соединенные Штаты потворствуют всему, что греческое Правительство сделало или сделает. Мы осудили в прошлом, и мы осуждаем теперь, любые экстремистские меры в отношении инакомыслящих и призываем к большей терпимости.

Сосед Греции, Турция, также заслуживает нашего внимания. Будущее Турции, как независимой и экономически значимой страны, не менее важно для демократического мира, чем будущее Греции. Ситуация, в которой Турция оказалась сегодня, значительно отличаются от ситуации в Греции. Турцию обошли стороной те бедствия, которые были в соседней стране. И в течение войны, Соединенные Штаты и Великобритания оказывали Турции материальную помощью. Однако сейчас Турция нуждается в нашей поддержке, чтобы осуществить необходимую модернизацию для сохранения ее территориальной целостности.

Британское правительство сообщило нам, что, вследствие его собственных трудностей, оно больше не может оказывать финансовую и экономическую помощь Турции. Как и в случае с Грецией, мы являемся единственной страной, способной оказать эту помощь. Одна из главных целей внешней политики Соединенных Штатов - создание необходимых условий, в которых мы и другие народы мира будем в состоянии защитить образ жизни людей, свободный от любого принуждения. Это было решающей причиной войны с Германией и Японией. Наша победа была одержана над странами, которые стремились навязать свою волю и свой образ жизни на другие нации.

Чтобы гарантировать мирное развитие народов, свободных от принуждения, Соединенные Штаты приняли участие в создании Организации Объединенных Наций. Организация Объединенных Наций была создана с целью обеспечения свободы и независимости всех ее членов. Мы должны поддерживать свободные нации, их демократические учреждения и их национальную целостность против агрессивных поползновений со стороны тоталитарных режимов, подрывающих мир во всем мире путем прямой или косвенной агрессии, и, следовательно, и безопасность Соединенных Штатов.

Народам многих стран мира недавно навязали тоталитарные режимы против их желания. Правительство Соединенных Штатов делало частые протесты против политики принуждения и запугивания, в нарушении Ялтинского соглашения, в Польше, Румынии, и Болгарии. Я должен также заявить, что во многих других странах были подобные события.

В настоящий момент почти каждая нация в мире должна выбрать между альтернативными образами жизни. Выбор слишком часто далеко не свободный. Один образ жизни основан на воле большинства и отличается свободными демократическими учреждениями, свободными выборами, гарантиями свободы личности, свободы слова и религии и свободы от политического притеснения. Второй образ жизни основан на желании меньшинства, насильственно наложенного на большинство. Он отличается террором и притеснением, управляемой прессой и подавлением личных свобод.

Я полагаю, что Соединенные Штаты должны поддерживать свободные народы, которые сопротивляются агрессии вооруженного меньшинства или внешнему давлению. Я полагаю, что мы должны помочь в освобождении народов, чтобы они сами могли решать свою собственную судьбу. Я полагаю, что наша помощь должна быть прежде всего экономической и финансовой, которая приведет к экономической стабильности и таким образом окажет свое влияние на политические процессы. Мир не стоит на месте и статус-кво не нерушим. Но мы не можем позволить изменения в равновесии сил в нарушении Устава Организации Объединенных Наций такими методами, как принуждение или агрессия.

Необходимо посмотреть на карту, чтобы понять, что выживание и целостность греческой нации имеют серьёзное значение в намного более широкой перспективе. Если бы Греция подпала под контроль вооруженного меньшинства, этот эффект мог бы распространиться на ее соседа, Турцию. Беспорядок и анархия могли бы распространиться по всему Ближнему Востоку. Кроме того, исчезновение Греции как независимого государства оказало бы большое влияние на свободные страны Европы, восстанавливающиеся после войны. Это будет подлинной трагедией, если эти страны, которые так долго боролись за свою свободу, потеряли бы ее. Крах свободных учреждений и потери независимости был бы катастрофичен не только для них, но и для всего мира. Если мы окажемся не в состоянии помочь Греции и Турции в этот роковой час, то это будет иметь далеко идущие последствия как для Запада, так же как и для Востока.

Мы должны предпринять непосредственные и решительные действия. Поэтому я прошу, чтобы Конгресс предоставил для помощи Греции и Турции 400 миллионов долларов в течение периода, заканчивающегося 30 июня 1948. дополнение к деньгам, я прошу, чтобы Конгресс разрешил отправку американского гражданского и военного персонала в Грецию и Турцию по просьбе этих стран, чтобы помочь в задачах государственной модернизации и ради наблюдения за использованием финансовой и материальной помощи.

Соединенные Штаты вложили 341 миллиард долларов в победу во Второй мировой войне. Это - инвестиции в мировую свободу и мир во всем мире. Помощь, которую я прошу для Греции и Турции, составляет немногим больше чем одну десятую часть процента этих инвестиций. Это - только здравый смысл, что мы должны сохранить свои инвестиции и удостовериться, что все это не было напрасным. Семена тоталитарных режимов распространяются и растут в злой почве бедности и борьбы. Они достигают своего полного роста, когда надежда людей на лучшую жизнь умерла.

Мы должны поддержать эту надежду.

Свободные народы мира обращаются к нам с просьбой в поддержании их свободы. Если мы колеблемся в нашем лидерстве, мы можем подвергнуть опасности мир во всем мире. И, конечно, мы подвергнем опасности благосостояние нашей нации. Большая ответственность возложена на нас последними событиями.

И я уверен, что Конгресс не откажется от этой ответственности.

  • 1 Основные события
  • 2 Исторический контекст
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Основные события

Гарри Трумэн
  • 1946 г.
    • В феврале Трумэн в послании к Конгрессу развернул обширную программу по «спасению Европы от советской экспансии».
    • 5 марта Черчилль в присутствии президента США Г. Трумэна выступил в г. Фултон (штат Миссури, США) с речью, в которой содержался призыв к созданию военно-политического союза Великобритании и США, направленного против СССР и социалистических стран.
  • 1947 г. - обострение Палестинского вопроса.
  • 1948 г. - Резолюция Ванденберга.
  • 1949 г. - выход США из послевоенной экономической рецессии, создание блока НАТО и разгар массового строительства американских авиационных баз в союзных США странах.
    • 4 апреля - подписание Североатлантического договора.
  • 1950 г. - первое увеличение военных расходов с конца Второй Мировой Войны.
    • 25 июня - начало конфликта между Северной Кореей и Южной Кореей, Корейская война 1950-1953. Использовалось внутриполитически как средство для снижения накала забастовочного движения - в США было объявлено военное положение и призван миллион резервистов.
  • 1951 г., октябрь - конгрессом США принят закон, согласно которому выделялось до 100 млн долларов на поддержку тех выходцев (перебежчиков) из коммунистических стран, которые пожелают участвовать в действиях вооруженных сил НАТО или в обеспечении безопасности США.

Исторический контекст

Широко известно высказывание Гарри Трумэна: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше, хотя мне не хочется ни при каких обстоятельствах видеть Гитлера в победителях» («New York Times», 24.06.1941). Америка не опасалась военной угрозы со стороны СССР. Угрозой была потеря потенциальных рынков для нагнавшей темпы за войну американской промышленности: прежде всего - рынка европейского, а за ним - и рынков в периферийных странах, освобождающихся от колониальной зависимости.

Примечания

  1. «Стратегия Америки к этому моменту исходила из необходимости усиливать экономическое и военное давление на коммунистические страны. Трумэн не видел смысла во встрече со Сталиным, так как тот ставил задачей добиться признания сложившихся сфер влияния - как в Восточной Европе, так и в других частях света. Это противоречило интересам США», - указывает д-р ист. наук Борис Клейн.
  2. «В 1950-х годах госсекретарь США Джон Фостер Даллес объявил, что нейтралитет безнравственен и непозволителен. Правительствам предстояло выбрать: либо встать на сторону свободного мира (конечно же, под руководством Соединенных Штатов), либо присоединиться к коммунистам» (профессор Бостонского университета Эндрю Басевич (Andrew Bacevich)) .
  3. «Когда же „холодная война“ разгорелась всерьез, госсекретарь США Джон Фостер Даллес начал предъявлять руководству молодых государств, освободившихся от колониального ига, ультиматумы по принципу „кто не с нами, тот против нас“. Томас Манн тогда записал в своем дневнике: „Даллес колесит по свету, вербуя сторонников в поддержку безответственной американской политики“. Однако, отказавшись пожать руку Чжоу Эньлаю и назвав „аморальной“ политику неприсоединения, за которую выступал Джавахарлал Неру, Даллес лишь настраивал против США лидеров стран Азии и Африки» (Панкадж Мишра (Pankaj Mishra), «The Guardian», 04.03.2010) .
  4. назад оглавление &nb …
  5. Речь Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1947 г. - «Доктрина Трумэна»
  6. апреле 1950 г. Трумэн объявил Джонсону, что «с экономией в оборонной политике покончено». Тогда же был принят закон о восстановлении военной промышленности, а федеральные военные расходы подскочили с 80 млрд долларов в 1950 г. до 241 млрд долларов в 1952 г. (в постоянных долларах 1992 г.). Впоследствии они уже не опускались ниже 190-200 млрд долларов в год. См. Kaplan F. The Wizards of Armageddon. Stanford: Stanford University Press, 1991, 438 pp. Также.
  7. конце 1940-х - 1950-х гг. в США ежегодно проходило от 3 до 5 тыс. забастовок с участием от 1,4 до 3,5 млн чел. См. Всемирная история. Даты и события. Москва: Изд. «Международные отношения», 1968, 319 с.
  8. «ДЕЛО ВРАЧЕЙ»: ВЗГЛЯД С ЗАПАДА
  9. См. статью «Создание советской атомной бомбы».

Ссылки

  • Речь Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1947 г., PRESIDENT HARRY S. TRUMAN’S ADDRESS BEFORE A JOINT SESSION OF CONGRESS, MARCH 12, 1947. (англ.)

доктрина трумэна

Доктрина Трумэна Информацию О


Министерство Образования и Науки Республики Казахстан
Казахско – Американский Университет

СРС на тему: «Доктрина Трумэна»

Выполнила:
Мариненко Е.
ФОГН-МО(09)-IIC*
Проверила:
Тайчикова К.Т.

Алматы 2011
План:
Введение

    Предыстория вопроса
    Становление доктрины Трумэна
    Причины и цели
    Этапы становления доктрины
    Основные положения доктрины Трумэна
Заключение

Введение
Доктрина Трумэна - это внешнеполитическая программа, выдвинутая президентом США Гарри Трумэном после Второй мировой войны. Публично была озвучена 12 марта 1947 г. Основой доктрины являлась политика «сдерживания» в отношении СССР во всём мире. Доктрина Трумэна явилась выражением борьбы США и их симпантов за необходимую им политико-экономическую однородность мира.
В разработке доктрины участвовали Джордж Кеннан, Аллен Даллес, Лой Хендерсон, Дин Ачесон и другие.
Предусматривала выделение в 1947-1948 финансовом году 400 млн. долларов для оказания помощи Греции и Турции под предлогом коммунистической угрозы со стороны СССР. Греции выделялось 300 млн. дол., Турции - 100 млн. дол. Соглашения с Грецией и Турцией были подписаны соответственно 20 июня и 12 июля 1947. "Доктрина Трумэна" была направлена на ограничение усилившегося после 2-й мировой войны 1939-1945 роста сил социализма, оказание непрерывного давления на СССР и другие страны социалистического блока, поддержание реакционных сил и режимов. Использована для оправдания вмешательства США во внутренние дела других стран, для развязывания «холодной войны» и нагнетания международной напряжённости. Положила начало оказанию широкой военной помощи другим странам, сопровождавшееся созданием сети военных баз на чужих территориях и осуществлявшееся США в рамках других программ.

Предыстория вопроса
В среду 12 марта 1947 года в Конгрессе Соединенных Штатов выступил президент Гарри Трумэн. Медленно зачитанная им по блокноту 18-минутная речь была выслушана конгрессменами с напряженным вниманием и почти не прерывалась аплодисментами. По мнению одного из трумэновских биографов, она «стала, вероятно, самым знаменитым и самым противоречивым президентским выступлением в американской истории ХХ века».
Серьезность ситуации, сложившейся сегодня в мире, требует моего выступления перед объединенной сессией Конгресса. Внешняя политика и национальная безопасность нашей страны находятся под угрозой. Один аспект существующей ситуации, которую я представляю Вам сейчас для вашего рассмотрения и вынесения решения, касается Греции и Турции. Соединенные Штаты получили от греческого Правительства просьбу о финансовой и экономической помощи. Предварительные сообщения от американской экономической миссии в Греции и сообщения от американского посла в этой стране, подтверждают утверждение греческого Правительства, что помощь крайне необходима, чтобы Греция могла остаться свободной страной.
Трумэн просил у Конгресса 400 миллионов долларов экономической и военной помощи. Но речь шла не об учреждении еще одной традиционной программы зарубежной помощи. Президент просил средства на создание совершенно новой внешней политики, предполагающей изменение лица мира.
Семена тоталитарных режимов распространяются и растут в злой почве бедности и борьбы. Они достигают своего полного роста, когда надежда людей на лучшую жизнь умерла.
Мы должны поддержать эту надежду.
Свободные народы мира обращаются к нам с просьбой в поддержании их свободы. Если мы колеблемся в нашем лидерстве, мы можем подвергнуть опасности мир во всем мире. И, конечно, мы подвергнем опасности благосостояние нашей нации.
И я уверен, что Конгресс не откажется от этой ответственности.
Возложение на США этой ответственности было делом вынужденным. И не только факторами политическими. В конце 46 - начале 47 года разрушенная послевоенная Европа переживала не только жесточайший экономический кризис, но и необычно суровую и холодную зиму. Эти обстоятельства вынудили британское правительство в феврале уведомить своих американских союзников, что Англия прекращает свою помощь Греции и Турции (попросту и на себя-то не хватает средств!). Для раздираемой политическими противоречиями и бешеной инфляцией Греции британское решение означало в близкой перспективе установление там коммунистического правления. В Греции шла гражданская война и оказывалась, со стороны, прежде всего, Югославии, активная помощь левым прокоммунистическим силам. Роль Советского Союза в Греции была минимальной. Сталин считал ее британской зоной влияния, исходил из того, что Запад не отдаст Грецию. Еще сложнее обстояло дело в Турции. Уже летом 1945 г. Молотов, по инструкции Сталина, предъявил Турции ультимативное требование создать «совместные» советско-турецкие базы для защиты Босфора и Дарданелл. Главной целью советской политики было изменение режима проливов, получение в лучшем случае контроля над проливами – старая мечта российских царей, а потом коммунистов. Своего апогея эта война нервов достигла летом 46-го года. Сталин рассчитывал на то, что турки дрогнут, а Запад за них не заступится. Он ошибся и в том, и в другом. Так к началу 47-го в Южной Европе назрел военно-политический кризис, который госсекретарь США Джордж Маршалл истолковал, как « имеющий прямое и непосредственное отношение к Соединенным Штатам». 27 февраля обращаясь к лидерам Конгресса США, он сказал: «Советское доминирование может расшириться на весь Ближний Восток до границ Индии. (…) мы стоим перед первым кризисом из серии, которая может привести к советскому доминированию в Европе, на Ближнем Востоке и в Азии».
Таким образом, даже поверхностный взгляд на события весны 1947 г. позволяет предположить, что доктрина Трумэна, означающая поворот во внешней политике США на десятилетия вперед, вызван отнюдь не реальной «советской опасностью». Однако доктрина была принята, резкое изменение в отношениях со вчерашними союзниками произошло, и мир оказался надолго расколот «железным занавесом». Период, длящийся почти всю вторую половину ХХ века и закончившийся, по сути, только с исчезновением одной из сторон, принято называть «холодной войной», сквозь призму которой мы вынуждены рассматривать все события недавней мировой истории. Тем любопытнее обратиться к ее истокам.

Становление доктрины Трумэна (причины, цели, основные этапы)
Оказавшись перед лицом быстро развивающегося процесса революционных перемен в мире, лидеры США избрали стратегическую внешнеполитическую линию, направленную на слом сложившегося в результате войны соотношения сил, на «оттеснение» Советского Союза с занимаемых им позиций и установление мировой гегемонии США. Эта линия получила название политики «сдерживания коммунизма» и стала официальным внешнеполитическим курсом трумэновской администрации, найдя свое наиболее известное выражение в «доктрине Трумэна» и «плане Маршалла». В теоретическом плане стратегия «сдерживания» строилась на геополитических тезисах, постулирующих «традиционную борьбу» континентальных и морских держав. В идеологическом отношении «сдерживание» опиралось на антикоммунизм и антисоветизм. Выдвижение концепции «сдерживания» определялось стремлением Вашингтона применить комплексный метод давления на СССР - военного, экономического и идеологического.
Перед Потсдамом, во время и после Потсдама советская сторона делала все от нее зависящее, чтобы предпосылки для прорыва в справедливый и безопасный мир воплотились в конструктивных и праведных делах. Американская разведка докладывала своему президенту, что в ближайшие 10 - 12 лет СССР не будет представлять опасности ни для кого. Но с получением ядерного оружия идея мирового господства становилась осью американского политического и военного коловращения. Идеологически-пропагандистский смысл концепции «сдерживания» заключался в том, чтобы запугать население США «коммунистической угрозой» и тем предотвратить критику глобально-гегемонистского курса администрации. Как подчеркивал американский политолог
Дж. Суомли, «холодная война и мнимая угроза советского контроля над миром создавали политическую и „моральную» возможность для Соединенных Штатов направлять свою мощь в различные части планеты под предлогом „опережения» коммунистической мощи». С помощью мифа о «советской угрозе» американскому народу навязали «воинскую повинность в мирное время, НАТО и другие военные союзы, военно-промышленный комплекс и огромные налоги для удовлетворения его требований». 19 июля 1945 г. Соединенные Штаты ревизовали свою военно-политическую доктрину. Если прежде за исходное бралось «отражение нападения», то новая доктрина основывалась на нанесении «превентивных ударов» по противнику. Особо выделялся элемент внезапности при сокрушении любого «источника угрозы». Причем определение характера и степени этой угрозы, как и момент ее элиминирования, оставлялись целиком за Вашингтоном.
В феврале 46-го в Вашингтоне была получена из Москвы знаменитая «длинная телеграмма» посла Джорджа Кеннана в 8 тыс.слов, в которой тот проанализировал советскую политику и намерения лидеров СССР. Кеннан утверждал, что сталинский режим «фанатически убежден» в невозможности «мирного сосуществования» с миром капитализма, в первую очередь США, что правители СССР, как это всегда было в истории России, делают ставку на военную агрессию с целью «обеспечения внутренней безопасности своего слабого режима». Но они, как писал Кеннан, очень чувствительны к «логике силы» и всегда отступают перед ней. Дж. Кеннан рекомендовал «сдерживать советское давление» применением «контрсилы» в различных «постоянно перемещающихся географических и политических точках». Так родилась «стратегия сдерживания». Идея «сдерживания» не мыслилась Кеннаном в категориях пассивной политики «удерживания рубежей». «Соединенные Штаты, - утверждал Кеннан, - вполне способны своими действиями повлиять на внутреннее развитие как России, так и всего международного коммунистического движения». Конечно, было бы преувеличением считать, развивал он свою мысль, что американская политика единолично может «решать вопрос о жизни и смерти коммунистического движения и привести к быстрому падению Советской власти в России». Но Соединенные Штаты, по его мнению, могут усиливать давление на внутренние процессы в СССР и таким путем «содействовать тенденциям, которые, в конечном счете, приведут либо к распаду, либо к постепенному размягчению советской мощи». Внешнеполитический диагноз и рецепты Кеннана имели головокружительный успех в Вашингтоне, поскольку совпали с преобладавшим политическим настроением в столице. После этого президент Трумэн поручил двум своим помощникам Кларку Клиффорду и Джорджу Элси подготовить отчет по вопросам американо-советских отношений. В этом секретном документе, созданном к осени 46-го, говорилось, что генералиссимус Сталин и его окружение предпочитают мощные вооруженные силы любым возможным союзам с заграницей. СССР имеет любые возможности увеличить - прямо или косвенно - область своего контроля для обеспечения дополнительной безопасности в жизненно важных для него районах. В докладе подчеркивалась «необходимость» указать Советскому правительству, что Соединенные Штаты располагают достаточной мощью «для быстрого сокрушения СССР в войне». Война против СССР, разъяснялось в документе, будет «тотальной» в куда более страшном смысле, чем любая прежняя война, и поэтому должна вестись постоянная разработка как наступательных, так и оборонительных видов вооружений. В докладе предлагалось, чтобы любые переговоры с СССР о разоружении велись медленно и осторожно, постоянно имея в виду, что предложения о запрещении применения атомного оружия и наступательных видов вооружения дальнего действия значительно ограничат мощь Соединенных Штатов». Основные выводы отчета Клиффорда и Элси: «язык военной силы» является единственным средством разговора с Кремлем. Кроме того, США «должны поддерживать и помогать всем демократическим странам, которым угрожает СССР». Эти мысли и легли в фундамент новой политической доктрины, официально провозглашенной в марте 1947 г., которая, по словам тогдашнего заместителя госсекретаря США Дина Ачесона, вовсе не являлась доктриной, охватывающей весь мир. Однако факты говорят об ином. На финальной стадии войны у Москвы были несколько иные заботы. Надлежало поднимать из руин страну, а не мечтать о квазикоммунистической экспансии. До осени 1947 – весны 1948 годов в Чехословакии, Венгрии, Румынии у власти находились правительства, возглавлявшиеся представителями буржуазных партий. В Польше из-за обструкции англичан, коим очень не терпелось внедрить в высший эшелон агента «Интеллидженс сервис», процесс формирования правительства национального единства осложнялся. Тито не спрашивал Сталина, как управлять Югославией. Болгария пошла за Димитровым тоже без наших подсказок. По логике вещей особняком, вроде бы, должен был стать вопрос о Германии. Что предлагал Советский Союз? Сохранение единства, проведение общегерманских свободных выборов, формирование по их результатам национального правительства, скорое заключение с немцами мирного договора и вывод с территории Германии всех иностранных войск. Немцам дозволялось самим определять строй, при котором они хотели бы жить. А как реагировали на советские предложения США? Госсекретарь США застолбил: «У нас нет оснований доверять демократической воле немецкого народа».
Следующим за «доктриной Трумэна» наиболее серьезным шагом в практическом осуществлении стратегии «сдерживания» был «план Маршалла» для Европы. Политический и военный контроль над Западной Европой открывал двери для американской экономической экспансии в данном регионе. Эта часть континента представлялась также важным плацдармом в военно-экономическом противоборств. 5 июня 1947 г. Маршалл предложил оказать европейским странам помощь «с целью восстановить экономику во всем мире так, чтобы возникли политические и социальные условия», при которых могут существовать «свободные нации». Государственный секретарь особо подчеркнул, что политика США не направлена против какой-либо страны или доктрины. Это заявление было тактическим маневром, предпринятым после критики общественным мнением многих стран откровенно антикоммунистического характера «доктрины Трумэна». Главный вопрос, который дебатировался в Вашингтоне, заключался в том, как, исключив СССР, втянуть в «план Маршалла» страны Восточной Европы. Американская программа охватила 16 западноевропейских государств, представлявших лишь половину населения Европы. При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было. Подписав «закон о помощи иностранным государствам», Трумэн назначил администратором по его осуществлению крупного промышленника П. Гоффмана. Американский администратор получил полномочия прекратить «помощь», если государство-получатель будет вести торговлю с СССР и с государствами народной демократии сырьем и товарами, признанными в США «стратегическими». «Маршаллизованные» страны включались в замкнутую экономическую сферу, где преобладание США было неоспоримым.
Блокада Берлина повлекла за собой новые изменения на политической арене. На фоне блокады Трумэну удалось одержать победу на президентских выборах в ноябре 1948 года. Одновременно демократы вернули контроль над обеими палатами конгресса. Выборы свидетельствовали о произошедшем переломе в настроениях американцев: они утвердились в представлении о том, что линия обороны Америки находится в Европе и Азии, и отдали предпочтение линии на силовое противоборство с СССР, начатое Трумэном.
Холодная война запускалась США с позиции безнаказанной мощи с ультиматумом в адрес СССР либо подчиниться американскому диктату, либо быть уничтоженным ядерной атакой. Холодная война планировалась Америкой как прелюдия к войне «горячей». Чудом мир избежал этого развития событий. США в тот период легко относились к возможности применения ядерного оружия. Следующие за Г.Трумэном президенты США продолжали вести политику в русле его доктрины.

Основные положения доктрины Трумэна
- «сдерживание СССР», в т.ч. военное
Сразу после отъезда из Германии президент США дал поручение Эйзенхауэру разработать план «Тотэлити» - концепцию военного противоборства с Советским Союзом. В августе 1945 года при участии командования ВВС США была подготовлена «Стратегическая карта некоторых промышленных районов России и Маньчжурии». Документ содержал перечень 15 крупнейших советских городов с обозначением в них первоочередных целей и с прикидками - с учетом опыта Хиросимы и Нагасаки - количества потребных для их уничтожения атомных бомб.
Тогда же комитет начальников штабов США занялся исследованием уязвимости Советского Союза в случае использования американцами ядерного оружия. Продуктом сего труда стал документ № 329/1, предусматривавший нанесение ядерных ударов по 20 советским городам. Полгода спустя возник план «Пинсер» (в переводе «Клещи»). По нему американские демократы примерялись опустошить Россию уже 50-ю ядерными зарядами. 1 января 1957 года должна была начаться самая страшная операция в истории человечества: "Дропшот".
Предполагалось, что совместно с США выступят все страны НАТО. «Общая стратегическая концепция» плана выглядела следующим образом: «Во взаимодействии с нашими союзниками навязать военные цели Советскому Союзу, уничтожив советскую волю и способность к сопротивлению путем стратегического наступления в Западной Евразии и стратегической обороны на Дальнем Востоке». В первый период войны планировалось сбросить на Советский Союз свыше 300 атомных и 250 тысяч тонн обычных бомб, уничтожив до 85 процентов советской промышленности. Во втором периоде продолжается наступление с воздуха и изготавливаются к действию наземные силы НАТО. На третьем этапе переходят в наступление силы НАТО, которые уничтожают Советские Вооруженные Силы в Центральной Европе. В последний, четвертый период,- «дабы обеспечить выполнение наших национальных целей, союзники должны оккупировать» Советский Союз и другие социалистические страны Европы».
- достижение технического и технологического превосходства, наращивание вооружения, в т.ч. ракетно-ядерного
Соперничество СССР и США неизбежно вело к наращиванию вооружений обоими блоками. Противники стремились достичь превосходства именно в области ядерного оружия и в средствах его доставки. Вскоре таким средствами, помимо бомбардировщиков, стали ракеты. Началась гонка ракетно-ядерных вооружений, которая привела к крайнему напряжению экономики обоих блоков. Для обеспечения нужд обороны создавались мощные объединения государственных, промышленных и военных структур – военно-промышленные комплексы (ВПК). На их нужды уходили гигантские материальные средства, лучшие научные силы. СССР прикладывал все усилия, чтобы создать собственную атомную бомбу, над этой задачей работали советские ученые и разведчики. Некоторые инженерные решения удалось получить по каналам разведки из секретных американских учреждений, но эти данные нельзя было бы использовать, если бы советские ученые к тому времени не подошли вплотную к созданию атомного оружия самостоятельно. Создание атомного оружия в СССР было вопросом времени, но этого времени не было, поэтому данные разведки имели большое значение. Наиболее важным, может быть, для разведчиков было то, что их агенты были весьма компетентны и добросовестны. Вот, например, оценка их работы академиком А. Ф. Иоффе: «…Получаемая нами информация всегда оказывалась точной и, по большей части, всегда полной… наличие такого совершенного источника информации на много месяцев сокращает объем наших работ и облегчает выбор направлений, освобождает от длительных поисков. Я не встречал ни одного ложного указания».
В 1949 СССР испытал собственную атомную бомбу. В 1952 США испытали термоядерное устройство, в котором атомная бомба играла роль запала, а мощность взрыва многократно превосходила атомный. В 1953 СССР испытал термоядерную бомбу. С этого времени США до 60-х обгоняли СССР лишь в числе бомб и бомбардировщиков, то есть количественно, но не качественно – у СССР было любое оружие, которым располагали США.
В 1956 ситуация в мире снова ухудшилась в связи с волнениями в социалистических странах и попытками Великобритании, Франции и Израиля захватить Суэцкий канал в Египте. Но на этот раз обе «сверхдержавы» – СССР и США – приложили усилия к тому, чтобы конфликты не разрастались. Президент Эйзенхауэр имел в руках оружие, отличное от того, на которое мог рассчитывать президент Трумэн. Ядерный арсенал США за несколько лет был увеличен многократно, ядерное оружие 50-х годов было в тысячи раз мощнее атомных бомб второй половины 40-х годов. В это время администрацией Эйзенхауэра на полном серьезе обсуждаются планы превентивного ядерного удара по Советскому Союзу и его союзникам. Одновременно со строительством стратегических вооружений в это время разворачивается интенсивное строительство американских военных баз во всех уголках Земного шара.
В Советском Союзе убежденность в решимости США начать ядерную войну и устроить в СССР гигантскую Хиросиму была такова, что армия, с целью обретения опыта ведения боевых действий в условиях ядерной бомбардировки, под руководством маршала Г.К. Жукова провела под Семипалатинском учения с применением атомного оружия. В ходе учений многие тысячи военнослужащих получили огромную дозу радиации.
Огромные средства выделялись ученым, которые под руководством академиков Курчатова и Королева создавали оружие ракетно-ядерного типа. В ноябре 1957г. межконтинентальная баллистическая ракета советского производства вывела на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли. Теперь уязвимой для ядерного удара стала любая точка планеты, в т.ч. и вся территория США. СССР вышел на рубеж стратегического паритета. Система государственного социализма позволяла концентрировать большие ресурсы на решении одной задачи за счет других. В 1958 американцы запустили свой спутник и начали массовое производство ракет. СССР продолжал лидировать, хотя достижения и сохранение ракетно-ядерного паритета в 60-е требовало напряжения всех сил страны.
Успехи в освоении космоса имели и огромное агитационное значение – они показывали, какой общественный строй способен добиться больших научно-технических успехов. 12 апреля 1961 СССР запустил в космос корабль с человеком на борту. Первым космонавтом стал Юрий Гагарин. Американцы шли по пятам – ракета с их первым астронавтом Аланом Шепардом стартовала уже 5 мая 1961, но в космос аппарат не вышел, совершив лишь суборбитальный полет.
В 1960 отношения между СССР и США снова ухудшились. 1 мая, незадолго до советско-американской встречи в верхах, США отправили в полет над территорией СССР разведывательный самолет У-2. Он летел на высотах, недоступных для советских истребителей, но был сбит ракетой прямо во время первомайской демонстрации в Москве. Разразился скандал. На встрече в верхах Хрущев ждал извинений от Эйзенхауэра. Не получив их, он прервал встречу с президентом.
Джон Кеннеди, сменивший Эйзенхауэра на посту президента США в 1961г., начал с инициативы активизации внутренних и внешних сил для обеспечения решительного лидерства США в Холодной войне. Кредо своей администрации он выразил в своей инаугурационной речи: «Пусть каждая нация вне зависимости от того, желает она нам добра или зла, знает, что мы заплатим любую цену, вынесем любой бремя, перенесем любые трудности, поддержим любого друга, выступим против любого врага ради обеспечения торжества свободы». Главными элементами ведения Холодной войны при президенте Кеннеди стало ускоренное военное строительство, консолидация союзников, стремление расширить влияние и закрепиться в развивающихся странах, освобождающихся или освободившихся от колониализма, ведение дипломатии, предполагавшей диалог с любым потенциальным противником.
Концепция Кеннеди предусматривала ускоренное наращивание ракетно-ядерных вооружений, с тем, чтобы оставить далеко позади СССР. Помимо стратегических сил, на 300 тысяч человек были увеличены обычные вооруженные силы США. Разрабатывалась стратегия «двух с половиной войн» - когда США могли бы вести две полномасштабные войны в Европе и Азии против СССР и Китая и одну «половинную» - в любом другом месте. Для решения последней задачи создавались также части спецназначения («Зеленые береты»), способные вести боевые действия скрытно и в самых необычных условиях на самых отдаленных рубежах Холодной войны.
- «помощь демократическим странам»
18 июня 1948 г. США, Англия и Франция объявили о проведении в западных зонах Германии сепаратной денежной реформы.
Через пять дней, 23 июня, самовольно, без санкций советских властей, они распространили эту реформу на Западный Берлин, находившейся в советской зоне и имевшей свободное общение с Восточным Берлином и всей Восточной Германией, что спровоцировало первый Берлинский кризис. Раскол Европы, вызванный разногласиями противоборствующих капиталистических и социалистических сил, тут же сказался на судьбе Германии. Для западных стран, её зоны оккупации стали передовой линией политики "сдерживания". Стало очевидно, что успех этой политики во многом зависит от немцев. США поэтому настояли на включении Западной Германии в сферу действия плана Маршалла.
Были прекращены взимания репараций и отгрузка оборудования в счёт этих платежей в СССР. Западные страны стали добиваться экономической стабилизации Германии и создания сильного государства на основе трёх западных зон оккупации. 20 июня 1948 года там была проведена денежная реформа. Замена обесцененной рейхсмарки новой немецкой маркой дала толчок началу нового экономического восстановления. Но она была явным нарушением договорённостей о совместном решении германских проблем. Пользуясь тем, что в соглашении о статусе Берлина не были предусмотрены конкретные обязательства СССР по обеспечению транспортных связей западных секторов Берлина с Западными зонами оккупации, СССР в ответ перекрыл дороги, ведущие из Берлина на запад.
Началась блокада Берлина - первая открытая конфронтация СССР со своими бывшими союзниками. Начавшись 24 июня, она продолжалась 324 дня. За это время снабжение войск союзников в Берлине и двухмиллионного населения Западного Берлина взяла на себя авиация союзников, организовавшая воздушный мост. Советские войска не препятствовали полётам самолётов над территорией Восточной Германии.
1949 год стал годом раскола Германии. Вскоре после денежной реформы в западной зонах была начата работа над конституцией государства, которое должно было быть создано на основании этих трёх зон. В мае 1949 года образовалась Федеративная Республика Германии (ФРГ). В октябре в восточной зоне оккупации была создана Германская Демократическая Республика (ГДР).
- «железный занавес», поляризация мира
«Желе?зный за?навес» - политическое клише, обозначающее информационный, политический и пограничный барьер, возведённый в 1919-1920 годах и на протяжении нескольких десятилетий отделявший Союз и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада. За все годы Советской власти менялась только степень его непроницаемости. Холодная война» привела к тому, что в обоих «лагерях» развернулись репрессии против инакомыслящих и людей, выступавших за сотрудничество и сближение двух систем. В СССР и странах Восточной Европы арестовывали людей по обвинению в «космополитизме» (отсутствии патриотизма, сотрудничестве с Западом), «низкопоклонничестве перед Западом» и «титоизме» (связях с Тито). В США началась «охота на ведьм», в ходе которой «разоблачались» тайные коммунисты и «агенты» СССР. Американская «охота на ведьм», в отличие от сталинских репрессий, не привела к массовым репрессиям, но и в ней были свои жертвы, вызванные шпиономанией. Советская разведка активно работала в США, как и американская в СССР, но американские спецслужбы решили публично показать, что они в состоянии разоблачать советских шпионов. На роль «главного шпиона» был выбран госслужащий Юлиус Розенберг. Он действительно оказывал советской разведке незначительные услуги. Было объявлено, что Розенберг и его жена Этель «украли атомные секреты Америки». Впоследствии выяснилось, что Этель даже не знала о сотрудничестве мужа с советской разведкой, но, несмотря на это, оба супруга были приговорены к смерти и казнены в июне 1953.Казнь Розенбергов стала последним серьезным актом первого этапа «холодной войны». В марте 1953 умер Сталин, и новое советское руководство во главе с Никитой Хрущевым стало искать пути нормализации отношений с Западом. Окончательно железный занавес пал в конце 1980-х годов вследствие политики гласности и открытости, проводившейся в СССР и восточноевропейских странах. Символом окончательного падения железного занавеса стало разрушение Берлинской стены.
Мир разделился на два лагеря. Лидером одного из них стал СССР, а второго – США. Следующим шагом стало создание международных организаций, так называемых систем коллективной безопасности. В апреле 1949 года появилась Организация североатлантического договора – НАТО, в которую входили США, Канада и страны Западной Европы. А в мае 1955 года был подписан Варшавский Договор. На момент подписания в него входили Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, ЧССР. Поляризация мира завершилась, и созданные коалиции, во главе со своими лидерами, принялись бороться за влияние в странах третьего мира.
- борьба за влияние на страны «третьего мира»
Опасность войны между СССР и США заставляла их действовать «в обход», сражаясь за ресурсы мира вдали от Европы. Сразу же после начала «холодной войны» страны Дальнего Востока превратились в арену ожесточенной борьбы между сторонниками коммунистич
и т.д.................

В феврале 1947 г. посольство Великобритании в Вашингтоне информировало Государственный департамент США, что Лондон, испытывавший серьезные финансово-экономические затруднения, впредь не сможет выполнять взятые им на себя после окончания Второй мировой войны (1939-1945) обязательства по оказанию финансовой помощи правительствам Греции и Турции.

В условиях уже начавшейся «холодной войны» политическое руководство Соединенных Штатов Америки сочло необходимым сдерживать «распространение коммунизма» на стратегически важные для них регионы Южной Европы. Опасность такого распространения была усмотрена в активизации деятельности прокоммунистического Фронта национального освобождения Греции и в настойчивых требованиях Правительства СССР установить международный контроль над Дарданеллами. В ходе встречи членов Конгресса США с заместителем государственного секретаря США Д. Ачесоном последний подчеркнул, что в случае «потери» Греции и Турции коммунизм широко распространится по всему азиатскому региону, включая Иран и Индию. (Внешнеполитическая концепция Ачесона получила впоследствии название «теория домино».) Убежденные изложенными доводами, конгрессмены согласились поддержать предложение Государственного департамента о выделении федеральных ассигнований на оказание военной и экономической помощи правительствам Греции и Турции.

12 марта 1947 г. в своем обращении к совместной сессии обеих палат конгресса Президент США Гарри Трумэн (1884-1972) запросил на реализацию этих целей 400 миллионов долларов (к 1950 г. эта сумма составила уже около 650 миллионов долларов). Обоснование президентом необходимости активного американского вмешательства в европейские дела, вошедшее в историю под названием «доктрина Трумэна», было расценено в СССР как свидетельство окончательного отказа США от политики изоляционизма и их намерения взять на себя функции мирового лидера.

Господин президент 54 , господин спикер, члены Конгресса Соединенных Штатов!

Мое появление перед объединенной сессией конгресса вызвано сложившейся сегодня в мире тревожной ситуацией. Речь идет о внешней политике и национальной безопасности нашей страны.

Один из аспектов нынешней ситуации, который я намерен представить сегодня на ваше рассмотрение и решение, касается Греции и Турции.

Соединенные Штаты получили от греческого правительства срочный запрос об оказании ему финансовой и экономической помощи. Предварительные доклады находящейся сейчас в Греции Американской экономической миссии и американского посла в Греции подтверждают утверждение правительства Греции о настоятельной необходимости помощи для обеспечения выживания Греции как свободного государства.

Я не думаю, что американский народ и конгресс пожелают не услышать просьбы греческого правительства.

Греция – небогатая страна. Отсутствие достаточных природных ресурсов всегда вынуждало греческий народ тяжело трудиться, чтобы выжить, С 1940 г. эта трудолюбивая и миролюбивая страна пережила интервенцию, четырехлетнюю вражескую оккупацию и острую внутреннюю борьбу.

Когда освободительные силы вошли в Грецию, они обнаружили, что отступающие немцы разрушили практически все железные и автомобильные дороги, портовые сооружения, средства связи и торговый флот. Было сожжено свыше тысячи деревень. 85 процентов детей оказались больны туберкулезом. Домашний скот, птица и водная живность почти полностью исчезли. Инфляция ликвидировала практически все сбережения.

В результате таких трагических обстоятельств воинствующему меньшинству, воспользовавшемуся человеческими невзгодами и нищетой, удалось создать в стране политический хаос, который на сегодняшний день сделал экономическое возрождение невозможным.

Сегодня Греция не располагает средствами для финансирования импорта тех товаров, которые необходимы для простого выживания. В этих обстоятельствах народ Греции не может добиться успеха в решении своих проблем реконструкции хозяйства. Греция отчаянно нуждается в финансовой и экономической помощи, которая позволила бы ей возобновить закупки продовольствия, одежды, топлива и посевного материала. Все это крайне необходимо для выживания ее народа и может быть приобретено лишь за рубежом. Греция должна получить помощь для импорта товаров, необходимых для восстановления внутреннего порядка и безопасности, столь желанных для ее политического и экономического возрождения.

Греческое правительство также попросило помощи в виде опытных американских администраторов, экономистов и инженеров для обеспечения эффективного использования предоставляемой ей финансовой и иной помощи в целях создания стабильной самодостаточной экономики и совершенствования государственного механизма.

Сегодня самому существованию греческого государства угрожает террористическая деятельность нескольких тысяч вооруженных лиц, руководимых коммунистами, которые бросают вызов власти правительства в ряде местностей, особенно в тех, которые находятся у северных границ страны. Комиссия, назначенная Советом Безопасности Организации Объединенных Наций, занимается в настоящее время расследованием тревожной ситуации в Северной Греции и якобы совершаемых нарушений границ, проходящих между Грецией и Албанией, Болгарией и Югославией.

Тем временем греческое правительство не в состоянии справиться с ситуацией. Греческая армия слаба и плохо оснащена. Если ей предстоит восстановить власть правительства на всей греческой территории, она нуждается в снаряжении и вооружении. Греции нужна помощь, чтобы стать самодостаточной и уважающей себя демократической страной.

Эту помощь ей должны оказать Соединенные Штаты. Мы уже предоставили Греции определенную экономическую и иную помощь, но ее недостаточно.

В мире не существует другой страны, к которой может обратиться демократическая Греция. Ни одна другая страна не готова и не способна оказать необходимую поддержку демократическому греческому правительству.

Английское правительство, которое ранее помогало Греции, не сможет с 31 марта продолжать оказывать финансовую или экономическую помощь. Великобритания вынуждена сократить или прекратить выполнение своих обязательств в ряде стран мира, включая Грецию.

Мы рассмотрели вопрос о том, каким образом сможет помочь в этом кризисе Организация Объединенных Наций. Но сложилась тяжелая ситуация, требующая немедленных действий, а ООН и связанные с ней организации не в состоянии предоставить помощь требуемого характера. <...>

Греческое правительство функционирует в атмосфере хаоса и экстремизма. Оно совершило много ошибок. Оказание помощи этой стране не означает, что Соединенные Штаты оправдывают все, что греческое правительство сделало или сделает. Мы осуждали в прошлом и осуждаем теперь экстремистские меры, предпринятые как правыми, так и левыми. Мы рекомендовали в прошлом проявлять терпимость, рекомендуем проявлять ее и сейчас.

Соседка Греции, Турция, также заслуживает нашего внимания. Вполне очевидно, что для свободолюбивых народов мира будущее Турции как независимого и экономически здорового государства не менее важно, чем будущее Греции. Обстоятельства, в которых оказалась сегодня Турция, существенно отличаются от греческой ситуации. Турция избежала тех бедствий, которые обрушились на Грецию. И в годы войны Соединенные Штаты и Великобритания оказывали Турции материальную помощь.

И тем не менее Турция нуждается сейчас в нашей помощи.

После окончания войны Турция запросила финансовую помощь у Великобритании и Соединенных Штатов с целью проведения модернизации страны, необходимой для сохранения национальной территориальной целостности. Эта территориальная целостность жизненно важна для сохранения порядка на Среднем Востоке.

Английское правительство сообщило нам, что в связи с их собственными затруднениями оно не сможет далее оказывать финансовую или экономическую помощь Турции.

Как и в случае с Грецией, если Турции предстоит получать помощь, её должны предоставить Соединенные Штаты. Мы являемся единственной страной, способной оказать такую помощь.

Я осознаю в полной мере широкий круг последствий возможного решения об оказании Соединенными Штатами помощи Греции и Турции, и я сейчас обсужу эти последствия вместе с вами.

Одной из главных целей внешней политики Соединенных Штатов является создание условий, при которых мы и другие государства мира сможем выработать образ жизни, свободный от принуждения. В ходе войны с Германией и Японией этот вопрос был основополагающим. Мы одержали победу над странами, которые хотели навязать другим народам свою волю и свой образ жизни.

Для того чтобы гарантировать мирное, свободное от принуждения развитие государств, Соединенные Штаты взяли на себя руководящую роль в создании Объединенных Наций. Эта организация образована с целью обеспечения всем своим членам свободы и независимости на долгие времена. Однако мы не добьемся нашей цели, если не изъявим готовности помочь свободолюбивым народам обезопасить свои свободные институты и свою территориальную целостность от агрессоров, стремящихся навязать им свои тоталитарные режимы. Это является не чем иным, как откровенным признанием, что тоталитарные режимы, навязанные народам в результате прямой или косвенной агрессии, подрывают основы международного мира и, следовательно, безопасности Соединенных Штатов.

Народам ряда стран мира в недавнем прошлом были навязаны тоталитарные режимы. Правительство Соединенных Штатов часто выражало протесты против принуждения и запугивания, в нарушение Ялтинского соглашения, имевших место в Польше, Румынии и Болгарии. Я должен также сказать, что аналогичные события развивались и в ряде других стран.

На этом этапе мировой истории почти все страны должны сами выбрать для себя образ жизни. Но слишком уж часто этот выбор оказывается несвободным.

Один образ жизни основан на воле большинства и отличается свободными институтами, представительным правительством, свободными выборами, гарантиями личной свободы, свободой слова и религии и свободой от политического гнета.

Второй образ жизни основывается на воле меньшинства, силой навязанной большинству. Он опирается на террор и угнетение, контролируемую прессу и радио, подтасованные выборы и подавление личных свобод.

Я убежден, что политикой Соединенных Штатов должна быть поддержка свободных народов, оказывающих сопротивление внешнему давлению или попыткам вооруженного меньшинства подчинить их себе.

Я убежден, что мы должны помочь свободным народам самим определить свое будущее.

Я убежден, что наша помощь должна оказываться в первую очередь экономическими и финансовыми средствами, которые существенно важны для экономической стабильности и для обеспечения нормального хода политических процессов.

Мир не статичен и статус-кво не священен. Но мы не должны позволить изменения статус-кво в нарушение Устава Организации Объединенных Наций с помощью таких методов, как принуждение, или таких уловок, как политическая инфильтрация. Оказывая помощь свободным и независимым государствам в сохранении их свободы, Соединенные Штаты утвердят принципы Устава Организации Объединенных Наций.

Достаточно взглянуть на карту, чтобы осознать, что выживание и целостность греческого государства имеют огромную важность в мировом масштабе. Если Греция подпадет под контроль вооруженного меньшинства, результаты этого для Турции, ее соседки, проявятся немедленно и окажутся весьма серьезными. Смятение и беспорядок могут распространиться по всему Среднему Востоку.

Более того, исчезновение Греции как свободного государства окажет глубокое влияние на те страны Европы, народы которых преодолевают огромные сложности, чтобы защитить свою свободу и независимость, пытаясь одновременно восстановить ущерб, нанесенный войной.

Будет неизмеримой трагедией, если эти страны, ведущие с незначительными шансами на успех столь долгую борьбу, упустят победу, ради достижения которой они понесли такие большие жертвы. Крушение свободных институтов и утрата независимости оказались бы гибельными не только для них, но и для всего мира. Разочарование и, возможно, полная катастрофа быстро бы стали уделом соседних народов, стремящихся сохранить свою свободу и независимость.

Если нам не удастся помочь Греции и Турции в этот судьбоносный час, последствия этого окажутся весьма тяжелыми не только для Запада, но и для Востока.

Мы должны предпринять немедленные и решительные действия. Поэтому я прошу конгресс утвердить ассигнования на помощь Греции и Турции в размере 400 миллионов долларов на период, заканчивающийся 3 июня 1948 года. Запрашивая эти средства, я учел максимальный размер помощи, который будет предоставлен Греции из тех 350 миллионов долларов, которые в ответ на мой запрос по недавнему решению конгресса выделены для предотвращения голода и страданий в странах, разоренных войной.

В дополнение к средствам я прошу конгресс санкционировать направление гражданского и военного персонала в Грецию и Турцию по просьбе этих стран. Это необходимо для оказания помощи в решении задач реконструкции и с целью контроля за использованием той финансовой и материальной помощи, которая может быть предоставлена. Я рекомендую, чтобы были выделены средства, необходимые для организации инструктажа и обучения специально отобранного греческого и турецкого персонала.

И наконец, я прошу, чтобы конгресс утвердил законы, которые позволят безотлагательно и наиболее эффективно использовать выделяемые средства для приобретения необходимых товаров, продовольствия и оборудования.

В случае возникновения необходимости в дополнительных средствах или дополнительных полномочиях для реализации намеченного в этом послании я не премину уведомить об этом конгресс. В этом вопросе исполнительная и законодательная ветви правительства должны работать совместно.

Мы выбираем очень ответственное решение в определении пути. Я не рекомендовал бы этот путь, если бы альтернатива не носила бы еще более серьезный характер. Соединенные Штаты вложили 341 миллиард долларов в победу во Второй мировой войне. Этот вклад является и нашим вкладом в свободу и мир во всем мире.

Рекомендуемая мной помощь Греции и Турции составляет немногим более одной десятой одного процента этого вклада. Здравый смысл подсказывает, что нам следует оберегать этот вклад и следить за тем, чтобы он не оказался бесполезным.

Тоталитарные режимы подпитываются нищетой и лишениями. Их семена произрастают и распространяются на бесплодной почве бедности и беспорядков. Они достигают полной зрелости, когда надежда людей на лучшую жизнь умирает. Мы должны сохранить эту надежду живой.

Свободные люди мира надеются на нашу поддержку в сохранении их свобод.

Если мы потерпим неудачу в осуществлении нашего руководства, мы поставим под угрозу мир во всем мире. Вместе с тем мы поставим под угрозу благополучие нашего собственного государства.

Быстрое развитие событий наложило на нас огромную ответственность.

Я убежден, что конгресс правильно оценит эту ответственность.

Brockway Т . P. Basic Documents in United States Foreign Policy. N.Y., 1957.

На объединенном заседании Палаты представителей и Сената Конгресса США 12 марта 1947 года президент Гарри Трумэн выступил с речью, которая вошла в историю как "Доктрина Трумэна". Заявление, с которым глава американского государства предстал перед Сенатом, прозвучало через год после знаменитой "Фултонской речи" бывшего премьера Великобритании Уинстона Черчилля и определило подход Вашингтона к странам Европы и их взаимодействию с СССР. ТАСС рассказывает об основных посылах речи Трумэна и о том, какие позиции доктрины остаются актуальными в настоящее время.

От Фултона до Вашингтона

Если Холодная война в 1947 году и не была в своем разгаре, то продолжалась она уже, по крайней мере, два года. Историки по-разному подходят к определению даты начала этого противостояния: кто-то полагает, что февральская конференция в Ялте 1945 года определила мировой порядок после Второй мировой войны, тем самым создав условные рамки сфер влияния советского государства и стран Запада, а кто-то считает отправной точкой конфликта "Фултонскую речь" Черчилля.

5 марта 1946 года Черчилль, в присутствии американского президента, заявил в Вестминстерском колледже города Фултон, штат Миссури, что Запад более не может "закрывать глаза на то, что свободы, которые имеют граждане в США, в Британской империи, не существуют в значительном числе стран, некоторые из которых очень сильны". Под этими странами экс-премьер в первую очередь имел в виду СССР.

Британского политика беспокоил тот факт, что "столицы древних государств Центральной и Восточной Европы" оказались под фактическим контролем Москвы, которая определяла направление и развитие внутренней и внешней политики этих стран. Вдобавок к этому, в США и в Западной Европе росла обеспокоенность из-за роста популярности социалистических партий и партий с коммунистическим уклоном.

Так, в Греции, которую от стран "оси" освобождал не СССР, а Британская империя, ко власти чуть было не пришли коммунисты. С 1944 по 1949 год в стране шла война: вооруженное крыло компартии Греции (КПГ) – Демократическая армия Греции – даже занимала большую часть Афин и, заручившись поддержкой Югославии и СССР, продолжала военные действия против прозападных официальных властей. К 1947 году Великобритания полностью вывела из страны свои вооруженные силы и, по сути, перекинула проблему "на плечи" США.

Именно на этот период и пришлось эпохальное заявление Гарри Трумэна, не только подтвердившее посылы "Фултонской речи", но и представляющее из себя конкретный план действий против "красной угрозы" в центральной и восточной части старого континента.

Деньги в обмен на лояльность


Портовые рабочие наполняют мешки американским зерном в Македонском порту. Американское грузовое судно Thomas Foster (слева) выгрузило 9 тыс. тонн зерна в качестве продовольственной помощи Греции. 1947 год

Если у стран, освобожденных Советским Союзом от Гитлеровской коалиции, практически не существовало политического выбора вне социалистических и коммунистических направлений, то граничащие с ними государства такой выбор имели. Но послевоенная разруха и высокий уровень бедности, как показывает история, приводит к росту радикальных левых или правых настроений среди населения (как в случае с Германией после Первой мировой войны).

Единственным разумным решением, как представлялось в ту пору американскому, да и западному истеблишменту, было предоставление странам, склоняющимся к социализму, всесторонней помощи, от военной до финансовой. Но такая поддержка, конечно же, была далеко не безвозмездной. Цена – потеря самостоятельной внешней политики.

И 12 марта 1947 года Трумэн в своей речи предложил американским законодателям именно такой подход к проблеме. Он попросил Конгресс предоставить Греции и Турции 400 миллионов долларов до 1948 года, а также разрешить отправку в обе страны гражданских и военных лиц "в задачах государственной модернизации и ради наблюдения за использованием финансовой и материальной помощи".

В настоящий момент почти каждая нация в мире должна выбирать между альтернативными образами жизни. Выбор слишком часто далеко не свободный
Гарри Трумэн
президент США с 1945 по 1953 год

В результате предложение президента приняли, а Демократическая армия Греции была уничтожена благодаря посланным монархическому правительству $300 млн ($100 млн предоставили Турции). Оба государства через 5 лет вступили в НАТО, разместили на своей территории американские военные базы. А Турция согласилась на размещение американского ядерного на авиабазе Инджирлик.

Общественная поддержка доктрины Трумэна, равно как и ее согласие с ней сенаторов и конгрессменов, была обеспечена давлением на одно из самых первобытных человеческих чувств – страх. Замгоссекретаря США Дин Ачесон представлял коммунизм как инфекцию, способную поразить близлежащие страны, а сенатор-республиканец Артур Ванденберг, являвшийся противником изоляционизма, предложил Трумэну выступить перед Конгрессом и "запугать американский народ". Так он и поступил.

Доктрина, план, стабильность


50-й госсекретарь США Джордж Маршалл-младший

Вслед за доктриной последовал не менее известный "план Маршалла", также известный как "Программа восстановления Европы". План вступил в силу в апреле 1948 года и, согласно задумке госсекретаря Джорджа Маршалла, должен был, наряду с содействием экономическому восстановлению 17 стран Старого Света, выжать крайне-левых из политического поля послевоенного континента.

Выделенные Трумэном Греции и Турции $400 млн меркнут по сравнению с $13 млрд, выделенными с 1948 по 1951 год странам Европы по "плану Маршалла". Больше всего средств было направлено в Великобританию, Францию, Италию и ФРГ. Принимающие американскую помощь страны были обязаны вывести коммунистов из правительства.

Прямая преемственность плана "доктрине Трумэна" была обеспечена. Страны-реципиенты помощи углубляли свое взаимодействие с Вашингтоном и начали, отчасти по американской же инициативе, объединяться друг с другом, пройдя путь от Европейского объединения угля и стали до Евросоюза.

А о том, остались ли элементы доктрины в современном внешнеполитическом подходе США к европейским странам, лучше всего говорят факты: получившие в далеком 1947 году помощь Греция и Турция по-прежнему являются членами НАТО, в одной только Германии сейчас находятся около 170 американских военных объектов, а риторика американского истеблишмента в отношении России и стран Центральной и Восточной Европы почти не изменилась.

Чтобы сохранить мир, мы (США – прим. ТАСС) возглавили усилия по установлению системы глобальных альянсов и обязательств в сфере безопасности, гарантами которых выступали американская военная мощь и развёртывание наших сил на базах в Европе и Азии
Дэвид Петреус
экс-глава ЦРУ США

В феврале 1947 г. посольство Великобритании в Вашингтоне информировало Государственный департамент США, что Лондон, испытывавший серьезные финансово-экономические затруднения, впредь не сможет выполнять взятые им на себя после окончания Второй мировой войны (1939-1945) обязательства по оказанию финансовой помоши правительствам Греции и Турции.
В условиях уже начавшейся «холодной войны» политическое руководство Соединенных Штатов Америки сочло необходимым сдерживать «распространение коммунизма» на стратегически важные для них регионы Южной Европы. Опасность такого распространения была усмотрена в активизации деятельности прокоммунистического Фронта национального освобождения Греции и в настойчивых требованиях Правительства СССР установить международный контроль над Дарданеллами. В ходе встречи членов Конгресса США с заместителем государственного секретаря США Д. Ачесоном последний подчеркнул, что в случае «потери» Греции и Турции коммунизм широко распространится по всему азиатскому региону, включая Иран и Индию. (Внешнеполитическая концепция Ачесона по-лучила впоследствии название «теория домино».) Убежденные изложенными доводами, конгрессмены согласились поддержать предложение Государственного департамента о выделении федеральных ассигнований на оказание военной и экономической помоши правительствам Греции и Турции.
12 марта 1947 г. в своем обращении к совместной сессии обеих палат конгресса Президент США Гарри Трумэн (1884-1972) запросил на реализацию этих целей 400 миллионов долларов (к 1950 г. эта сумма составила уже около 650 миллионов долларов). Обоснование президентом необходимости активного американского вмешательства в европейские дела, вошедшее в историю пол названием «доктрина Трумэна», было расценено в СССР как свидетельство окончательного отказа США от политики изоляционизма и их намерения взять на себя функции мирового лидера.

Гарри С. Трумэн (1884-1972)

Господин президент, господин спикер, члены Конгресса Соединенных Штатов!

Мое появление перед объединенной сессией конгресса вызвано сложившейся сегодня в мире тревожной ситуацией. Речь идет о внешней политике и национальной безопасности нашей страны. Один из аспектов нынешней ситуации, который я намерен представить сегодня на ваше рассмотрение и решение, касается Греции и Турции.
Соединенные Штаты получили от греческого правительства срочный запрос об оказании ему финансовой и экономической помощи. Предварительные доклады находящейся сейчас в Греции Американской экономической миссии и американского посла в Греции подтверждают утверждение правительства Греции о настоятельной необходимости помощи для обеспечения выживания Греции как свободного государства.
Я не думаю, что американский народ и конгресс пожелают не услышать просьбы греческого правительства.
Греция - небогатая страна. Отсутствие достаточных природных ресурсов всегда вынуждало греческий народ тяжело трудиться, чтобы выжить. С 1940 г. эта трудолюбивая и миролюбивая страна пережила интервенцию, четырехлетнюю вражескую оккупацию и острую внутреннюю борьбу. Когда освободительные силы вошли в Грецию, они обнаружили, что отступающие немцы разрушили практически все железные и автомобильные дороги, портовые сооружения, средства связи и торговый флот. Было сожжено свыше тысячи деревень. 85 процентов детей оказались больны туберкулезом. Домашний скот, птица и водная живность почти полностью исчехти. Инфляция ликвидировала практически все сбережения.
В результате таких трагических обстоятельств воинствующему меньшинству, воспользовавшемуся человеческими невзгодами и нищетой, удалось создать в стране политический хаос, который на сегодняшний день сделал экономическое возрождение невозможным.
Сегодня Греция не располагает средствами для финансирования импорта тех товаров, которые необходимы для простого выживания. В этих обстоятельствах народ Греции не может добиться успеха в решении своих проблем реконструкции хозяйства. Греция отчаянно нуждается в финансовой и экономической помощи, которая позволила бы ей возобновить закупки продовольствия, одежды, топлива и посевного материала. Все это крайне необходимо для выживания ее народа и может быть приобретено лишь за рубежом. Греция должна получить помощь для импорта товаров, необходимых для восстановления внутреннего порядка и безопасности, столь желанных для ее политического и экономического возрождения.
Греческое правительство также попросило помощи в виде опытных американских администраторов, экономистов и инженеров для обеспечения эффективного использования предоставляемой ей финансовой и иной помощи в целях создания стабильной самодостаточной экономики и совершенствования государственного механизма.
Сегодня самому существованию греческого государства угрожает террористическая деятельность нескольких тысяч вооруженных лиц, руководимых коммунистами, которые бросают вызов власти правительства в ряде местностей, особенно в тех, которые находятся у северных грании страны. Комиссия, назначенная Советом Безопасности Организации Объединенных Наций, занимается в настоящее время расследованием тревожной ситуации в Северной Греции и якобы совершаемых нарушений границ, проходящих между Грецией и Албанией, Болгарией и Югославией.
Тем временем греческое правительство не в состоянии справиться с ситуацией. Греческая армия слаба и плохо оснащена. Если ей предстоит восстановить власть правительства на всей греческой территории, она нуждается в снаряжении и вооружении. Греции нужна помощь, чтобы стать самодостаточной и уважающей себя демократической страной.
Эту помощь ей должны оказать Соединенные Штаты. Мы уже предоставили Греции определенную экономическую и иную помощь, но ее недостаточно.
В мире не существует другой страны, к которой может обратиться демократическая Греция. Ни одна другая страна не готова и не способна доказать необходимую поддержку демократическому греческому правительству.
Английское правительство, которое ранее помогало Греции, не сможет с 31 марта продолжать оказывать финансовую или экономическую помощь. Великобритания вынуждена сократить или прекратить выполнение своих обязательств в ряде стран мира, включая Грецию.
Мы рассмотрели вопрос о том, каким образом сможет помочь в этом кризисе Организация Объединенных Наций. Но сложилась тяжелая ситуация, требующая немедленных действий, а ООН и связанные с ней организации не в состоянии предоставить помощь требуемого характера.
Греческое правительство функционирует в атмосфере хаоса и экстремизма. Оно совершило много ошибок. Оказание помощи этой стране не означает, что Соединенные Штаты оправдывают все, что греческое правительство сделало или сделает. Мы осуждали в прошлом и осуждаем теперь экстремистские меры, предпринятые как правыми, так и левыми. Мы рекомендовали в прошлом проявлять терпимость, рекомендуем проявлять ее и сейчас.
Соседка Греции, Турция, также заслуживает нашего внимания. Вполне очевидно, что для свободолюбивых народов мира будущее Турции как независимого и экономически здорового государства не менее важно, чем будущее Греции. Обстоятельства, в которых оказалась сегодня Турция, существенно отличаются от греческой ситуации. Турция избежала тех бедствий, которые обрушились на Грецию. И в годы войны Соединенные Штаты и Великобритания оказывали Турции материальную помощь.
И тем не менее Турция нуждается сейчас в нашей помощи.
После окончания войны Турция запросила финансовую помощь у Великобритании и Соединенных Штатов с целью проведения модернизации страны, необходимой для сохранения национальной территориальной целостности. Эта территориальная целостность жизненно важна для сохранения порядка на Среднем Востоке.
Английское правительство сообщило нам, что в связи с их собственными затруднениями оно не сможет далее оказывать финансовую или экономическую помощь Турции.
Как и в случае с Грецией, если Турции предстоит получать помощь, ее должны предоставить Соединенные Штаты. Мы являемся единственной страной, способной оказать такую помощь.
Я осознаю в полной мере широкий круг последствий возможного решения об оказании Соединенными Штатами помощи Греции и Турции и я сейчас обсужу эти последствия вместе с вами.
Одной из главных целей внешней политики Соединенных Штатов является создание условий, при которых мы и другие государства мира сможем выработать образ жизни, свободный от принуждения. В ходе войны с Германией и Японией этот вопрос был основополагающим. Мы одержали победу над странами, которые хотели навязать другим народам свою волю и свой образ жизни.
Для того чтобы гарантировать мирное, свободное от принуждения развитие государств, Соединенные Штаты взяли на себя руководящую роль в создании Объединенных Наций. Эта организация образована с целью обеспечения всем своим членам свободы и независимости на долгие времена. Однако мы не добьемся нашей цели, если не изъявим готовности помочь свободолюбивым народам обезопасить свои свободные институты и свою территориальную целостность от агрессоров, стремящихся навязать им свои тоталитарные режимы. Это является ничем иным, как откровенным признанием, что тоталитарные режимы, навязанные народам в результате прямой иди косвенной агрессии, подрывают основы международного мира и, следовательно, безопасности Соединенных Штатов.
Народам ряда стран мира в недавнем прошлом были навязаны тоталитарные режимы. Правительство Соединенных Штатов часто выражало протесты против принуждения и запугивания, в нарушение Ялтинского соглашения, имевших место в Польше, Румынии и Болгарии. Я должен также сказать, что аналогичные события развивались и в ряде других стран.
На этом этапе мировой истории почти все страны должны сами выбрать для себя образ жизни. Но слишком уж часто этот выбор оказывается несвободным.
Один образ жизни основан на воле большинства и отличается свободными институтами, представительным правительством, свободными выборами, гарантиями личной свободы, свободой слова и религии и свободой от политического гнета.
Второй образ жизни основывается на воле меньшинства, силой навязанной большинству. Он опирается на террор и угнетение, контролируемую прессу и радио, подтасованные выборы и подавление личных свобод.
Я убежден, что политикой Соединенных Штатов должна быть поддержка свободных народов, оказывающих сопротивление внешнему давлению или попыткам вооруженного меньшинства подчинить их себе.
Я убежден, что мы должны помочь свободным народам самим определить свое будущее.
Я убежден, что наша помощь должна оказываться в первую очередь экономическими и финансовыми средствами, которые существенно важны для экономической стабильности и для обеспечения нормального хода политических процессов.
Мир не статичен и статус-кво не священен. Но мы не должны позволить изменения статус-кво в нарушение Устава Организации Объединенных Наций с помощью таких методов, как принуждение, или таких уловок, как политическая инфильтрация. Оказывая помощь свободным и независимым государствам в сохранении их свободы, Соединенные Штаты утвердят принципы Устава Организации Объединенных Наций.
Достаточно взглянуть на карту, чтобы осознать, что выживание и целостность греческого государства имеют огромную важность в мировом масштабе. Если Греция подпадет под контроль вооруженного меньшинства, результаты этого для Турции, ее соседки, проявятся немедленно и окажутся весьма серьезными. Смятение и беспорядок могут распространиться по всему Среднему Востоку.
Более того, исчезновение Греции как свободного государства окажет глубокое влияние на те страны Европы, народы которых преодолевают огромные сложности, чтобы защитить свою свободу и независимость, пытаясь одновременно восстановить ущерб, нанесенный войной.
Будет неизмеримой трагедией, если эти страны, ведущие с незначительными шансами на успех столь долгую борьбу, упустят победу, ради достижения которой они понесли такие большие жертвы. Крушение свободных институтов и утрата независимости оказались бы гибельными не только для них, но и для всего мира. Разочарование и, возможно, полная катастрофа быстро бы стали уделом соседних народов, стремящихся сохранить свою свободу и независимость.
Если нам не удастся помочь Греции и Турции в этот судьбоносный час, последствия этого окажутся весьма тяжелыми не только для Запада, но и для Востока.
Мы должны предпринять немедленные и решительные действия.
Поэтому я прошу конгресс утвердить ассигнования на помошь Греции и Турции в размере 400 миллионов долларов на период, заканчивающийся 3 июня 1948 года. Запрашивая эти средства, я учел максимальный размер помощи, который будет предоставлен Греции из тех 350 миллионов долларов, которые в ответ на мой запрос по недавнему решению конгресса выделены для предотвращения голода и страданий в странах, разоренных войной.
В дополнение к средствам я прошу конгресс санкционировать направление гражданского и военного персонала в Грецию и Турцию по просьбе этих стран. Это необходимо для оказания помощи в решении задач реконструкции и с целью контроля за использованием той финансовой и реальной помощи, которая может быть предоставлена. Я рекомендую, чтобы были выделены средства, необходимые для организации инструктажа и обучения специально отобранного греческого и турецкого персонала.
И наконец, я прошу, чтобы конгресс утвердил законы, которые позволят безотлагательно и наиболее эффективно использовать выделяемые средства для приобретения необходимых товаров, продовольствия и оборудования.
В случае возникновения необходимости в дополнительных средствах или дополнительных полномочиях для реализации намеченного в этом послании я не премину уведомить об этом конгресс. В этом вопросе исполнительная и законодательная ветви правительства должны работать совместно.
Мы выбираем очень ответственное решение в определении пути. Я не рекомендовал бы этот путь, если бы альтернатива не носила бы еще более серьезный характер. Соединенные Штаты вложили 341 миллиард долларов в победу во Второй мировой войне. Этот вклад является и нашим вкладом в свободу и мир во всем мире.
Рекомендуемая мной помощь Греции и Турции составляет немногим более одной десятой одного процента этого вклада. Здравый смысл подсказывает, что нам следует оберегать этот вклад и следить за тем, чтобы он не оказался бесполезным.
Тоталитарные режимы подпитываются нищетой и лишениями. Их семена произрастают и распространяются на бесплодной почве бедности и беспорядков. Они достигают полной зрелости, когда надежда людей на лучшую жизнь умирает. Мы должны сохранить эту надежду живой. Свободные люди мира надеются на нашу поддержку в сохранении их свобод.
Если мы потерпим неудачу в осуществлении нашего руководства, мы поставим под угрозу мир во всем мире. Вместе с тем мы поставим под угрозу благополучие нашего собственного государства. Быстрое развитие событий наложило на нас огромную ответственность.
Я убежден, что конгресс правильно оценит эту ответственность.

Загрузка...