Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

21 09 какой православный праздник. Церковный Православный праздник сентября

21/09/2017 - 00:02

Сегодня, 21 сентября 2017 года православная церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы. Это светлый и радостный праздник, который относится к числу двунадесятых непереходящих праздников. В этот день в церквах проходят праздничные богослужения, а верующие молятся Деве Марии.

Также сегодня церковь отмечает празднование Почаевской иконы Божией Матери. Праздник посвящен одной из наиболее почитаемых святынь Русской Церкви - чудотворному образу Пресвятой Богородицы. Торжество установлено в память об избавлении Успенской Почаевской Лавры от осады турков, которое произошло 20-23 июля 1675 года.

Рождество Пресвятой Богородицы отмечается церковью 21 сентября ежегодно. Впервые праздник стали праздновать в пятом веке. Согласно истории, жители Назарета Анна и Иоаким были бездетными, но мечтали о ребенке и верили, что Бог дарует им дитя. Когда они были уже в преклонном возрасте, Иоаким понес свое приношение в храм, но священник его не принял, сказав, что Анна и Иоаким наказаны Богом за грехи, так как у них нет детей. Очень опечалившись, Иоаким отправился в пустыню, где 40 дней молил Бога о чуде. Затем и Анне, и Иоакиму явился Ангел, который рассказал, что через 9 месяцев у Анны родится дочь. Девочку назвали Марией. Впоследствии именно она стала Матерью Сына Божьего.

В этот день верующие молятся Пресвятой Богородице. В церковь приходят и те женщины, которые не могут зачать ребенка. Считается, что в этот день все молитвы будут услышаны. Так как Матерь Божия покровительница семейного очага, на этот праздник обычно устраивают семейные ужины, собираясь всей семьей. В этот день также запрещено ругаться и ссориться, а помыслы должны быть чисты.

Какой церковный праздник будет 21 сентября 2019 года? В этот день, 8 сентября по старому стилю, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь, старообрядцы и некоторые другие христиане отмечают Рождество Пресвятой Богородицы.

В православии этот праздник относится к числу двунадесятых непреходящих церковных, то есть двенадцати наиболее важных после Пасхи.

Почему 21 сентября отмечается православный праздник?

Празднование имеет многовековую традицию: по официальным источникам, Рождество Пресвятой Богородицы стали отмечать еще в конце VI – начале VII столетий в Византийской империи, а затем и в Риме.

21 сентября в православный храмах проходят праздничные богослужения. В этот день мы вспоминаем о том, что Богородице отведена важная роль в божественном плане спасения человечества. Этот образ дорог каждому верующему. Божью Матерь называют Пречистой Девой, Всех Скорбящих Радостью, Заступницей, Милостивой, Благодатной…

Расскажем подробнее, как появился церковный праздник, который отмечают 21 сентября. Его предыстория такова. В апокрифическом «Протоевангелии Иакова» (II век) говорится о том, что отец Марии – Иоаким – имел царское происхождения, а мать – Анна, воспитывалась в семье священнослужителя и глубоко чтила все религиозные традиции.

Церковь называет их святыми Богоотцами, так как по плоти они являются предками Иисуса Христа.

У благочестивых супругов долгое время не было детей, что в те времена считалось грехом. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву, так как тот «не создал потомства Израилю», Иоаким, опечалившись, удалился в пустыню, чтобы помолиться о даровании ему детей.

Его молитвы были настолько чистыми и сокровенными, что были услышаны. В это время ему и его супруге, которая осталась дома, явился Ангел, возвестивший, что них появится ребенок, о котором будут говорить во всем мире.

Иоаким и Анна дали обещание выполнить волю Творца и воспитать ребенка во всей строгости религиозных обрядов. После этого они встретились у Золотых Ворот Иерусалима.

«И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме.» (Протоевангелие Иакова, 4:7-8).

Вскоре у Иоакима и Анны родилась дочь Мария, которую родители решили посвятить Богу, зная о ее миссии и предназначении на Земле – стать Матерью Спасителя человечества.

В день православного праздника, приходящегося на 21 сентября, который также называют Вторая Пречистая, верующие обращаются к Пречистой Деве, вознося молитвы перед иконой «Рождество Пресвятой Богородицы».

На ней изображены Анна, Иоаким, новорожденная Мария и другие персонажи. Христиане молят Пречистую Богородицу о спасении души, избавлении от соблазнов, исцелении от различных недугов. Икона также помогает бездетным семейным парам.

Для христиан этот день обладает особой духовной силой. Для наших предков с Рождества Пресвятой Богородицы начиналась новая жизнь; старую свечу в доме было принято гасить, а новую зажигать.

Женщины ставили Богородице в храмах свечки, которые обматывали листочками, написав на них свои просьбы. Полагали, что какие послания сгорят, те и будут исполнены.

В день православного праздника 21 сентября соблюдали и другие традиции. Женщины старались умыться до рассвета, чтобы сохранить красоту до старости. А если девушка умывалась до восхода солнца – быть ей в этом году просватанной.

Незамужние девушки читали молитвы о будущей счастливой семейной жизни, о рождении здоровых первенцев и прославляли Пресвятую Богородицу, которая покровительствует семьям и особенно матерям.

Как отмечали этот церковный праздник? В старину его отмечали на протяжении недели. Работы на земле были закончены, поэтому можно было позволить себе хорошо отдохнуть.

В день праздника верующие не соблюдают пост, так как им разрешается употреблять любую пищу. На это время приходится осенний мясоед – период между постами Успенским и Рождественским, когда разрешается есть мясо.

В старину, на 21 сентября, к этому православному празднику хозяйки готовили разнообразные кушанья. К столу подавали хлебцы, на которых выдавливали буквы «Р» и «Б», что означало «Рождество Богородицы».

Эти изделия также хранили за иконами. Если кто-то из домочадцев заболевал, кусочек такого хлебца толкли и добавляли в воду, которую давали больному. Или предлагали ему съесть хлебец, а затем выпить святой воды.

Церковные традиции тесно переплелись с народными, и за праздничным столом Богородицу благодарили за плоды этого года и просили хорошего урожая в будущем. Сам этот день связывали с приходом осени и праздником урожая.

С этого времени у крестьян начиналась луковая неделя – хозяйки убирали с грядок лук. А пасечники начинали готовить пчел к зимовке – убирать ульи.

Молодожены приглашали в гости своих родителей, которые давали им советы по ведению хозяйства. Молодая жена угощала гостей праздничным пирогом. Если он выходил удачно, то ей дарили красивый платок. А если подгорал, то ее мужу вручали кнут, чтобы он наказал жену за испорченное блюдо.

В свою очередь, молодой супруг демонстрировал гостям хозяйственные постройки во дворе, за которые он отвечал. В завершение праздника родственники вручали подарки молодым и благодарили за гостеприимство.

В этот день с детей снимали старую рваную одежду и обувь и сжигали. Считалось, что все невзгоды и неудачи должны были уйти вместе с огнем. Затем, когда дети переступали порог, их обливали водой с ног до головы.

Приметы и поверья, связанные с праздником 21 сентября

Согласно сложившейся традиции, 21 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы также нельзя заниматься работой по дому – уборкой и стиркой; шить, вязать, вышивать, трудиться в саду и огороде. Рекомендуется отказаться от просмотра развлекательных телепередач, посещения театров и кино.

Наш рассказ об этом церковном празднике, будет неполным, если не вспомнить о связанных с ним погодных приметах. По погоде на 21 сентября в этот православный праздник судили о том, какой будет осень и зима.

Крупные и яркие звезды предвещают холодные утренники, а тусклые – что тепло продержится еще долго. Утренний туман сулит дождливую погоду осенью. Если утром пошел дождь, то будет лить он еще 40 дней, а зима окажется студеной.

Если яркое солнце утром быстро сушит росу на траве, то не стоит ждать большого количества снега зимой. Если день выдался ясным, то такая погода сохранится до конца октября. Если в этот день птицы жмутся к земле, то зима будет холодной.

Cегодня 21 сентября (8 сентября по старому стилю),
православная церковь празднует:

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
Преподобных Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.). Иконы Софии Премудрости Божией (Киевской). Икон Рождества Пресвятой Богородицы: Изяславской; Сямской (1524); Глинской (XVI); Лукиановской (XVI); Исааковской (1659). Икон Божий Матери: Холмской, Курской-Коренной "Знамение" (1295); Почаевской (1559); Леснинской; Домницкой (1696).

Рождество Пресвятой Богородицы и Девы Марии

Великий, двунадесятый, вселенский, сообразно важности события. Празднуя Рождество Богородицы, церковь и святые отцы прославляют высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством.
Рождество Пресвятой Девы Марии празднуется Святой Православной Церковью как один из великих праздников 8 сентября (21 сентября по новому стилю).
В настоящее время Рождество Пресвятой Богородицы, которое до сих пор отмечается Церковью 8 сентября, имеет один день предпразнства (7 сентября) и четыре дня попразднства, а также отдание (12 сентября).
Праздник 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы - начало всех христианских праздников. И не только потому, что это первый двунадесятый праздник нового церковного года (1/14 сентября церковное новолетие), но и начало исполнения обещанного Богом спасения рода человеческого от тяготевшего над ним проклятия. Это праздник всемирной радости: родилась Та, Которая чудесным образом подарила миру Спасителя.

Празднование Рождества Пресвятой Богородицы. Родителями Пресвятой Богородицы были святые Иоаким и Анна, из еврейского народа, люди благочестивые. Жили они в маленьком городе Назарете. Иоаким происходил из царского Давидова рода, а Анна - из священнического Ааронова. Они дожили до старости, не имея детей. Не иметь детей считалось тогда у евреев немилостью Божией, и поэтому Иоаким и Анна тяжко скорбели, но не отчаивались и молились, чтобы Господь даровал им детей, как Аврааму и Сарре. Они обещали, что если Бог даст им дитя, то посвятят его Богу, то есть, как было тогда в обычае, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. Наконец Господь услышал молитву праведных Иоакима и Анны и даровал им дочь, однако сначала еще раз испытал их терпение. Однажды Иоаким пришел в храм и принес дар. Священник не принял от него дара и сказал, что он недостоин принести дар, потому что бездетен; а бездетством наверняка наказан за какие-нибудь грехи. «Не пойду домой, - сказал Иоаким, - а пойду в пустыню и буду там молиться и поститься, пока Бог не обещает мне детей». Так же была огорчена и Анна. Служанка упрекнула ее такими словами: «Тебя Бог не любит и не дает тебе детей». В скорби вышла Анна в сад и села под деревом. На дереве она увидела птичье гнездо с детенышами. Это еще больше огорчило Анну. «Вот у птиц есть дети, а у меня их нет», - сказала она и заплакала. Тут ангел явился ей и сказал: «Не плачь, Бог даст вам дочь. Ступай и встречай мужа». В то же время явился ангел Иоакиму и сказал: «Бог услышал вашу молитву. Он даст вам Дочь, о Которой возрадуются все люди. Ступай домой». Анна пошла и встретила мужа, и они пересказали друг другу, что Бог через ангела обещал им дочь, и возблагодарили Бога. И действительно, через год, 8 сентября родилась у них дочь. Они назвали ее Марией.

Иконы Пресвятой Богородицы

Почаевская икона Пресвятой Богородицы находится в Почаевской лавре в волынской епархии на Почаевской горе. Сама гора получила свое название от села Почаева. В XIV в. в пещере Почаевской горы спасались два инока. В 1340 г. они однажды увидели Пресвятую Богородицу, стоявшую на камне на вершине горы в огненном столбе. Взойдя на гору, иноки увидели, что на камне, где стояла Пресвятая Богородица, остался вдавленный оттиск Ее правой стопы, наполненный прозрачной водой как будто камень растаял под стопой Богородицы и начал источать воду. Этот след сохраняется доселе, по-прежнему наполненный водой, которая никогда не убавляется и не переливается. У этого источника стали совершаться чудеса. В 1537 г. Константинопольский митрополит Неофит посетил дом некой панны Гойской и благословил ее иконой Богоматери. Скоро начали происходить чудеса от этой иконы. Тогда в 1597 г. Гойская отнесла икону на Почаевскую гору и отдала инокам, обитавшим там в пещере. На горе была выстроена церковь, число иноков стало увеличиваться, и таким образом была основана Почаевская лавра. В 1675 г. по молитве иноков перед иконой обитель была спасена от нападения турок. Почаевскую икону почитают не только православные, но и католики; на поклонение к ней приходят из отдаленных концов России. Икона богато украшена. Богородица и Богомладенец на ней в коронах, окруженные святыми, среди которых пророк Илия, первомученик Стефан, преподобная Параскева и др.

Холмская икона Богоматери находится в городе Холме, в соборе. Полагают, что она написана евангелистом Лукой и привезена из Константинополя святым князем Владимиром. Икона была и в руках татар, которые нанесли ей две видные доселе раны, и поляков. Икона сия, подобно Киево-Печерской, помещается над царскими вратами и опускается на шнурах. Она привлекает к себе бесчисленное множество богомольцев.

«Знамение» Курская «Коренная» икона Богородицы находится в Курске, в монастыре. В 1295 г. она была найдена при корне одного дерева, обращенная лицевой стороной к земле, отчего и получила название Коренной. Когда подняли икону, то на месте, где она лежала, образовался источник воды. Князь Рыльский-Шемяка соорудил в городе храм Рождества Богородицы и поставил икону. Но икона неоднократно возвращалась на место своего явления, и тогда там соорудили часовню. В 1383 г. татары хотели было сжечь часовню, но не смогли; икону же раскололи и забросили. Впоследствии икона была найдена и склеена. В 1612 г., когда поляки осаждали Курск, жители города видели особенную помощь Богородицы и дали обещание устроить среди города монастырь во имя чудотворной иконы Знамения. Монастырь был устроен, и в 1618 г. икону перенесли в него. С того времени ежегодно, в пятницу 9-й недели после Пасхи, чудотворная икона с крестным ходом переносится из Курска на место ее явления и остается там до 13 сентября. Почтить ее приходят многие паломники. Курские жители, по молитвам перед иконой, видели спасение и от голода еще при Годунове, и от французов в 1812 г.

Исааковская икона Пресвятой Богородицы находится в Исааковской обители в Ярославской епархии. Икона явилась в селе Исаакове в 1659 г. Обитель устроена в 1662 г. На этой иконе стоят рядом иеромонах, архиерей, священник и диакон; священник держит в руках икону Богородицы - без Богомладенца.

Сямская икона Богородицы прославилась в XVI в. В 1524 г. Пресвятая Богородица явилась во сне вологодскому крестьянину Родионову, лежавшему два года в расслаблении, и повелела отправиться в Сямскую волость Вологодской епархии и сказать, чтобы там построили обитель во имя Ее Рождества. За исполнение повеления ему было обещано исцеление от болезни. Родионов исполнил повеление и выздоровел. Поселяне, увидев чудо исцеления, основали обитель, где храмовая икона сделалась чудотворной и стала известна под именем Сямской.

Икона Софии - Премудрости Божией существует в нескольких вариантах.
Иконы в Софийских храмах в Константинополе (который был построен императором Юстинианом и, по взятии Константинополя турками, обращен в мечеть) и в Киеве (который построен Ярославом) написаны так: представлен дом или храм, в котором под сенью, поддерживаемой двумя столпами, стоит Богоматерь в хитоне с покрывалом на голове. Руки и длани Пресвятой Богородицы распростерты, стопы утверждены на серповидной луне. При персях Ее на десной руке - Младенец, благословляющий правой рукой и держащий скипетр в левой. Над сенью написаны слова: Премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмъ. Над домом вверху в сиянии лучей - Бог Отец и Дух Святой, а подле Них - Церковь Небесная, и в облаках предстоят семь архангелов. На ступенях дома, подле Богоматери, представлена Церковь Божия земная: изображены ветхозаветные праотцы и пророки.
Икона Софии - Премудрости Божией в Софийском Ногородском храме написана так: Господь Вседержитель в далматике (царской одежде), с огненными крылами, яко Велика Совета Ангел (Ис. 9:6), на огненном престоле о семи столбах. Вокруг Него голубое небо со звездами, по сторонам Богоматерь с иконой Иисуса Христа и св. Иоанн Креститель - ближайшие свидетели воплощения Сына Божия. В вышине - Спаситель в огненном круге и надпись: Премудрость Божия; еще выше опять голубое небо, и на золотом престоле Евангелие, перед которым стоят три коленопреклоненные ангела. Иконы Софии являют Матерь Божию, послужившую воплощением Премудрости, то есть Сына Божия, или самую воплотившуюся Премудрость. Посему празднование этой иконе совершается в Богородичные дни: в Киеве - в день Рождества Богородицы, в Новгороде, Москве и других местах - в день Успения.

Домницкая икона Пресвятой Богородицы явилась на берегу реки Домницы Черниговского уезда, в 12 верстах от города Березны, в 1696 г. Гетман Мазепа устроил тут монастырь.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
23.02.2019 -
24.02.2019 -
25.02.2019 -

Праздник Рождества Богородицы открывает новый церковный год (индикт), который начинается 14 сентября . С рождением Марии, которую назовут Престолом Бога, Дверью, через которую в мир явится Спаситель, начинается и история Нового Завета.

История человеческого искупления от власти греха и смерти началась не с момента Рождества Господа Иисуса Христа, а гораздо раньше. Эта история началась еще в саду Эдема, продолжилась в ветхозаветный период и окончательно осуществилась уже в Новом Завете. Одним из таких важных моментов в истории человеческого спасения стало, в частности, рождение Матери Господа Иисуса Христа - Пресвятой Богородицы.

Земная жизнь Пресвятой Богородицы

Земная жизнь Матери Божией, казалось бы, хорошо известна каждому верующему. Однако даже здесь, если посмотреть внимательнее, можно выделить несколько интересных моментов. Дело в том, что мы не имеем единого и полного древнего повествования о жизни Пречистой Богородицы. Евангельские сюжеты, в которых упоминается Матерь Божия, разбросаны по всему Новому Завету, а многое и вовсе сохранилось лишь в Предании Церкви. Что же мы можем узнать о земной жизни Богородицы, если соединим вместе Священное Писание и Предание Церкви?

Собственно с Предания Церкви и начинается рассказ о жизни Матери Божией. В Евангелиях мы не находим сведений о Рождестве Пресвятой Богородицы, однако предание нам сообщает следующую историю. На стыке двух эпох - Ветхого и Нового Заветов - в городе Назарете жила одна благочестивая, праведная, но, к сожалению, бездетная семья - Иоаким и Анна. К сожалению, потому что в древнем Израиле семья, которая не имела детей, считалась проклятой, наказанной Богом за тяжкие грехи. В такой ситуации бездетная семья вообще оказывалась в положении изоляции от остального общества. Достаточно сказать, что из-за отсутствия детей Иоаким даже не мог приносить жертвы в храме. Все это показывает нам, какую веру было необходимо иметь людям, чтобы продолжать верить в Бога и молить Его о милости. Именно это и делали родители Пресвятой Богородицы. И наконец праведные Иоаким и Анна дали обет, что если у них родится ребенок, они посвятят его Богу. И вот, когда супруги прожили вместе уже около пятидесяти лет, Господь даровал им ребенка - у них родилась дочь, которую они назвали Марией (в переводе с еврейского - «госпожа», «надежда»). Впоследствии Марии предстояло стать Госпожой и Надеждой всех веривших в Мессию.

Важно сказать и о родословной Марии - по отцу Она происходила из колена Иудина, из рода царя Давида, а по матери - из рода первосвященника Аарона. Таким образом, сбылись ветхозаветные пророчества, касающихся будущего рождения Мессии, - ведь Он должен был произойти из царского и священнического родов одновременно. После рождения дочери праведные Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы и дали обет, что дочь не будет ходить по земле, пока они не введут Ее в храм Божий.

Здесь мы встречаемся с еще одним моментом из Предания Церкви - рассказом о введении во храм Пресвятой Богородицы. Это произошло, когда Марии исполнилось 3 года. Родители привели дочь к храму, где Ее торжественно встречали непорочные девы с зажженными светильниками. Лестница, ведущая в храм, состояла из пятнадцати ступеней. Как сообщает нам Предание Церкви, Мария без посторонней помощи поднялась по всем ступеням, а навстречу Ей вышел первосвященник. Мария была введена в Святая Святых - это было сделано по особому Божиему повелению, так как по закону туда мог заходить только один первосвященник, да и то один раз в год. После этого события Мария остается жить и служить в храме - здесь Она училась с другими девами, пряла и шила священнические облачения. По преданию, Мария прожила в храме до 12 лет. Спустя некоторое время после окончания воспитания в храме Марии необходимо было вступать в брак. Однако Она сказала священникам, что будет хранить девство перед Богом. Именно в этот момент и было принято решение о том, чтобы у Марии был покровитель, так как родители Ее к тому времени уже скончались.

В итоге (в результате особого жребия) Марию обручили с престарелым плотником Иосифом, который также происходил из рода царя Давида. Дева Мария поселилась в доме Иосифа в Назарете. В своей обычной жизни Она вела хозяйство, пряла, шила, а также постоянно молилась. Здесь важно отметить, что Дева Мария не была женой Иосифа, как это иногда некоторые себе представляют. Форма обручения мужчине ради сохранения обета девства - это совершено иная форма совместной жизни, нежели брак. Такая форма иногда и применялась в древнем Израиле.

Первым евангельским событием, связанным с Матерью Божией, является Благовещение о рождении Спасителя. Посланный Богом архангел Гавриил известил Марию о том, что Она станет Матерью ожидаемого Израилем Спасителя, Мессии. Конечно, Мария удивилась этому известию, так как дала обет хранить девство. Однако архангел Гавриил дал ей ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

Дальнейшие убеждения уже были не нужны. Будучи полностью покорной Богу, Мария отвечала лишь одно: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Следующий момент, описываемый в Евангелии, - это встреча Богородицы со своей родственницей, праведной Елисаветой, будущей матерью пророка Иоанна Предтечи. Божия Матерь приходит в левитский (то есть особо выделенный для поселения священнослужителей) город Иута, где жили праведные Захария и Елисавета. Здесь Она встречается с Елисаветой, у которой в момент встречи во чреве взыграл младенец (будущий Иоанн Предтеча), а сама она произнесла пророчество о Матери Божией. В ответ Богородица произнесла известный теперь гимн «Величит душа Моя Господа». Спустя три месяца Пресвятая Богородица возвратилась в Назарет.

Евангелие от Матфея рассказывает нам, что когда Мария зачала, Иосиф пришел в сильное смущение. Чтобы не навести гнев людей на Марию - ведь ей грозило бы побиение камнями, - Иосиф решает отпустить Ее. Однако ему является ангел Божий, который запрещает отпускать Марию и свидетельствует о рождении у Нее ожидаемого Мессии. Иосиф слушается воли Божией и оставляет Марию у себя.

Далее Пресвятую Богородицу на страницах Евангелия мы встречаем в рассказе о рождестве Господа Иисуса Христа. Рождение Богомладенца совпало со временем общей переписи, которая была устроена в Иудее по решению императора Августа. Всем евреям было необходимо записаться именно в том городе, из которого происходил их род. Именно поэтому Иосиф и Мария отправились из Назарета в Вифлеем - в свой родной город. Прибыв в город, они, как известно, не нашли свободного дома и поэтому заночевали в одном из вертепов (так называли загон для скота, который представляла собой пещеру). Здесь и произошло чудо - рождение Богомладенца Иисуса Христа.

На 40-й день после рождения Младенца Христа приносят в Иерусалимский храм для посвящения Богу. Это событие вошло в историю Церкви как праздник Сретения Господня . Богородица приносит за первенца в жертву Богу двух горлиц и двух голубей. Принимавший Младенца Христа старец Симеон сказал пророчество и о Божией Матери, Которой он предвозвестил будущие материнские страдания за Сына. Однако вскоре святому семейству приходиться бежать из Иудеи, так как Богомладенца хотел убить царь Ирод. Правитель Иудеи, неправильно поняв смысл пророчеств, боялся, что родившийся Мессия будет претендовать на царский трон, чего Ирод, конечно же, не желал. Скрываясь от гнева царя Ирода, Иосиф, Пресвятая Богородица и Богомладенец Христос бегут в Египет, где и пребывают до смерти иудейского царя. Узнав о том, что опасность миновала (об этом Иосифу во сне сообщил ангел Божий), семья снова возвращается в Иудею.

По возвращении в Назарет Матерь Божия занималась воспитанием Младенца Христа, а также продолжала рукодельничать. Однажды, когда семья посетила Иерусалим (а это происходило каждый год на Пасху), отрок Иисус (ему было уже 12 лет) потерялся. Вернувшись в город, Богородица и Иосиф долго не могли найти Его, а когда нашли, то изумились. 12-летний мальчик, находясь в храме Иерусалима, беседовал с иудейскими учителями, открывая им тайны Своей мудрости. Пресвятая Богородица, как и любая мать, высказала Свою скорбь о потере Сына, на что Иисус ответил Ей: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?». В тот момент Матерь Божия не до конца поняла смысл этих слов, однако позднее Она стала свидетельницей их исполнения. Как свидетельствует Евангелие, Матерь Божия «сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем».

Одним из первых евангельских свидетельств, в которых Матерь Божия выступает заступницей и просительницей за людей пред Своим Сыном, является рассказ о браке в Кане Галилейской. В этом сюжете Богородица просит Господа претворить воду в вино, так как у пирующих на свадьбе оно закончилось. Хотя время Господа еще не настало - Он еще не явил Себя людям как Мессию, - тем не менее Своей Матери Он не отказывает и совершает чудо претворения воды в вино.

Есть в Евангелиях еще один эпизод с упоминанием Матери Божией. Пришедшие к дому, где проповедовал Господь, и пожелавшие Его увидеть Богородица и Его братья (сводные - дети Иосифа от первого брака) просят Его выйти к ним. Христос же отвечает, что для Него матерью, братом и сестрой являются те, кто исполняет волю и заповеди Божии. Этими словами Господь вовсе не отрекается от Своей семьи, как может показаться на первый взгляд, а наоборот, показывает каждому человеку, что он также может стать частью семьи Божией.

В целом, стоит отметить, что рассказов о Матери Божией в Евангелиях не так много, ведь главная задача всех четырех Евангелий - рассказать о Спасителе, Его проповеди и о том, что в первую очередь важно для нашего спасения. Именно поэтому, все остальное упоминается только в связи со служением Господа Иисуса Христа.

Одно из последних упоминаний о Пресвятой Богородице в Евангелиях - это рассказ о крестных страданиях Господа. Как мы узнаем из Евангелия от Иоанна, когда Господь Иисус Христос претерпевал крестные муки, Матерь Божия вместе с апостолом Иоанном Богословом и другими женщинами пребывала рядом с крестом. Господь, не желая оставлять Свою Матерь одинокой, указывая на апостола Иоанна, произнес: «Жено! се, сын Твой», - а затем сказал апостолу: «Се, Матерь твоя». С этого дня апостол Иоанн стал заботиться о Пресвятой Богородице.

Православная Церковь верит, что по Своем Воскресении Господь сразу явился именно Матери Божией, что именно Она была среди жен-мироносиц («другая Мария»), которые встретили ангела, возвестившего о воскресении Господа. Также, по Преданию Церкви, Пресвятая Богородица присутствовала и при вознесении Господа на горе Елеон. Изображение Богородицы всегда присутствует на иконах этого праздника. Одно из последних свидетельств Нового Завета о Пресвятой Богородице - это рассказ о сошествии на Нее и апостолов Святого Духа, которое произошло по обещанию Самого Христа. Дух Святой сошел на них в виде огненных языков - таким образом произошло чудо Пятидесятницы. Именно после этого события у апостолов появились сила исцелять больных, изгонять бесов, говорить на разных языках и т. д.

В дальнейшем о жизни Пресвятой Богородицы Церковь знает только из своего предания, так как Новый Завет больше об этом ничего не говорит. Предание же гласит, что весть о Своей скорой кончине Матерь Божия услышала от архангела Гавриила. В момент кончины Божией Матери рядом с Ней присутствовали все апостолы, кроме Фомы. Опять же, по Преданию Церкви, Господь лично принял душу Пресвятой Богородицы в момент Ее успения. Тело Ее апостолы положили в гробнице-пещере, а вход завалили камнем. Когда на третий день пришедший апостол Фома, попросил открыть гробницу, чтобы проститься с Богородицей, случилось чудо. В открытой гробнице тела Богородицы уже не было: здесь остались только Ее одеяния, от которых исходило благоухание. Православная Церковь исповедует, что Матерь Божия была воскрешена силой Господа на третий день после Своего Успения и взошла на Небо. Так завершился земной путь Пресвятой Богородице, которая ныне пребывает со Своим Сыном и молится за нас перед Ним.

Икона Рождество Пресвятой Богородицы

Характерной чертой написания образа Пречистой Богородицы является изображение Ее с нимбом (хотя на иконе Она еще младенец). Здесь нимб символизирует ту степень святости и богоугодной жизни, которую Матерь Божия сохранила от Своего Рождества и до Успения.

Иконография праздника Рождества Пресвятой Богородицы относится к многосюжетному типу - это значит, что на иконе изображено сразу несколько сюжетов, посвященных одному событию.

Примерно с XIV века на иконах Рождества Пресвятой Богородицы появляется еще один сюжет: это изображение отца Марии - праведного Иоакима. Он изображается либо один, либо (что гораздо чаще) со всей своей семьей - праведной Анной и младенцем Марией.

По иконописной традиции вокруг праведной Анны изображают от двух до шести женщин - это служанки, помогавшие при родах и в первое время после рождения ребенка.

Центральным на иконах, посвященных Рождеству Пресвятой Богородицы, является изображение полулежащей на ложе праведной Анны - матери Пречистой Богородицы. Здесь красный цвет - символ праздника, каковым впоследствии для христиан и стало это знаменательное событие.

В нижней части иконы, как правило, изображается сцена купания младенца Марии. В этой сцене Марию купает либо одна Ее мать - праведная Анна, либо ей в этом помогает одна из служанок.

Молитвы на Рождество Пресвятой Богородицы

Молитва в праздник Рождества Богородицы

Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва перед иконой Рождества Пресвятой Богородицы

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тьме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва Рождеству Богородицы

О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобившаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Ним же ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Тем же смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия восстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.

Рождество Пресвятой Богородицы - тропарь, кондак, величание

21 сентября отмечается великий двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

"Вести" разобрались в традициях этого дня, а также выяснили, что нельзя делать в этот четверг.

Рождество Пресвятой Богородицы: что нельзя делать

Рождество Пресвятой Богородицы. Икона

В этот день непременно стоит сходить в церковь и помолиться, преклоняясь пред могуществом высших сил и вознося благодарность Всевышнему за все, что есть в доме.

В храмах в этот день проводят торжественные службы. А хозяйки выпекают дома хлеб с инициалами "Р" и "Б" ("Рождество Богородицы"). Затем, по традиции, хлеб хранят под иконами. Во время горестей, падения духа или болезней от выпечки следует отломать небольшой кусочек и съесть.

По традиции в день стараются:

  • не заниматься тяжелым физическим трудом, также под запретом генеральная уборка в доме;
  • не сметать на пол крошки с праздничного стола: если оставались крошки, их давали домашним животным;
  • не есть мяса, непостной пищи и не пить алкоголя: 21 сентября церковь настоятельно рекомендует соблюдать пост. Это касается не только еды, но и поведения: не ссориться с близкими, не конфликтовать, стараться решить любые спорные моменты мирным путем и идти на компромиссы. В то же время на Рождество Пресвятой Богородицы разрешено есть рыбу. А еще гостей угощают грибной юшкой с пирогами. Выпечка предназначается не только домашним, но всем нуждающимся. Это своеобразные ритуал привлечет еще больше богатства в дом;
  • нельзя не только ссориться, но и повышать голос, нельзя желать другому человеку зла или думать о ком-то плохо. Другими словами, помыслы в этот день должны быть чисты.

На Рождество Пресвятой Богородицы принято посещать молодоженов, которые не только угощают гостей, но и смиренно выслушивают все их советы и наставления.

Молодая жена собственноручно готовила пирог, которым потчевала гостей. Если пирог был удачен, жене дарили красивый платок. Если же пирог был сырым или пригорелым, мужу вручали кнут, которым он должен был поучить свою жену, а вот пирог приходилось есть ему одному. Существовало поверье, что крошки от этого пирога нельзя выбрасывать, их нужно собрать и отнести к овину, тогда домашнее хозяйство будет и впредь крепким, а птицы не попортят урожай, звери не уничтожат скот.

Муж же должен показывать гостям хозяйство. Если хозяйство было крепким, в доме чисто, быт налажен, то молодой семье преподносили подарки.

Рождество Пресвятой Богородицы: традиции и приметы

В давние времена женщины рано утром старались пойти на речку и встретить этот день у воды. Считалось, что если женщина умоется в этот день водой до восхода солнца, то она будет красива до самой старости. А если девушка умывалась до восхода солнца — быть ей в этом году просватанной.

А чтобы в доме все было благополучно, женщины шли утром в церковь и ставили Пресвятой Богородице свечки, которые были обмотаны бумажными цветами. На низ свечечки надевалась бумажечка, на которой были написаны просьбы Пречистой Деве. Смотрели, с какой стороны обгорит бумажечка, ведь именно эта просьба и будет исполнена. Если же бумажка сгорала полностью, значит, все просьбы были услышаны.

С Рождеством Пресвятой Богородицы также связано много народных примет .

В этот день принято наблюдать за птицами: если те жмутся к земле, зима ожидалась суровой. Птицы, кружащиеся в небе и не спускающиеся на землю, сулят теплую и затяжную осень.

Утро Рождества Приснодевы, начавшееся туманом, - к дождям. Ясное и звездное небо перед рассветом 21 сентября предрекает сухую и очень холодную погоду. Теплый солнечный день обещает и октябрь без непогоды.

Выпавшая роса служит верным признаком того, что через месяц на траву ляжет иней. По тому, как быстро роса высыхают, судят о количестве снега зимой. Если роса высыхает быстро, ожидается малоснежная зима. Если же листы и трава остаются влажными долго, то и снега навалит много.

Ветреное Рождество Пресвятой Богородицы обещает суровую зиму с сильнейшими морозами. Особенно примета верна, если в этот день после обеда вдруг резко холодает.

Загрузка...