Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Немка одержимая бесами анна михель. Самый известный случай одержимости. Документальные фото. Фильмы про Аннелизу Михель

История погибшей в результате экзорцизма Аннелизы Михель - одна из самых известных и загадочных среди случаев так называемой «одержимости дьяволом». После выхода картины «Шесть демонов Эмили Роуз», снятой на основе реальных событий, интерес к этому мистическому сюжету 40-летней давности вновь возрос.

Несмотря на то, что скептики не верят в подобную чепуху (мол, этот ваш экзорцизм можно объяснить научно), все еще остается масса людей, которым случившееся не дает покоя. Уж слишком много необъяснимых нестыковок. Так кто же такая эта Аннелиза Михель? Почему многие до сих пор обсуждают произошедшее с ней, а некоторые и вовсе считают святой?

Аннелиза Михель родилась в Германии 21 сентября 1952 года в ортодоксальной католической семье. Не пропуская ни одного религиозного праздника, по нескольку раз в неделю посещая мессы и почти ежечасно читая молитвы, семейство Михель прослыло в округе чуть ли не фанатиками. Их это, однако, ничуть не смущало.

Аннелиза, как нетрудно догадаться, росла истовой католичкой. Девочка добровольно спала на холодном полу зимой - для того, чтобы искупить грехи матери. Дело в том, что за 4 года до ее рождения Анна, еще не будучи в браке, родила дочь, что для семьи стало сущим позором.

Через 8 лет малышка умерла, и для ее сестры это стало таким шоком, что она решила во что бы то ни стало вымолить прощение у Бога. Для этого, как она полагала, необходимо было систематически себя наказывать: каясь за грехи своей родительницы, девочка, стоя на коленях, читала розарии (молитвы по четкам), а затем засыпала прямо на полу.

Аннелиза Михель в возрасте 16 лет

Разумеется, подобных случаев мир знает немало, но кому охота разбираться в «религиозных странностях» обычной семьи, если остальным они не мешают? Так было и с семьей Михелей. До 1968 года, когда 16-летняя Аннелиза, простудившись после сна на холодном полу, попала в санаторий для больных туберкулезом, где все и началось.

Там девочка стала молиться еще яростнее и делилась с другими пациентами своими планами на будущее: она хотела стать миссионером и учить детей малоразвитых стран закону Божьему.

А затем случилось то, что и стало отправной точкой всей мистической истории: у Аннелизы произошел припадок, во время которого она прикусила язык. К слову, от туберкулеза девочку вылечили, на приступ махнули рукой и отпустили домой.

С тех пор все пошло наперекосяк, и здоровье Аннелизы резко ухудшилось. Из-за этого она с трудом окончила школу, но все же поступила в университет, чтобы выучиться на преподавателя: уж очень сильным было желание учить детей основам христианской религии. При этом с каждым месяцем Михель становилось все хуже: сперва возникли проблемы с речью, а затем девушке стало трудно ходить. Причины этого никому не были понятны.

В 1969 году произошел второй приступ: однажды ночью тело Аннелизы внезапно стало жестким, ее разбил паралич, и она не могла сказать ни слова. Семейный врач только развел руками и посоветовал обратиться к психиатру, но электроэнцефалограмма не выявила никаких изменений в мозге. По сути, это значило, что девочка здорова: никаких медицинских показаний к лечению не было.

Аннелиза (слева) с родителями и сестрами

Тем не менее родители (и это был, пожалуй, единственный раз, когда они во всей этой истории поступили разумно) решили оставить ее в психиатрической клинике, где она провела около года: они не понимали, что с ней происходит.

В 1970 году произошел третий приступ, после чего Аннелизе диагностировали эпилепсию и назначили сильные препараты, которые тем не менее не помогли. Все это было сделано в обход закона, ведь повторные ЭЭГ вновь не выявили ничего подозрительного, а значит, Михель фактически была здорова.

Спустя некоторое время, проведенное в больнице, Аннелизе, на первый взгляд, стало легче: медики посчитали, что приступы больше не повторятся, и отпустили ее домой, строго-настрого приказав не бросать прием лекарств. Девушка пыталась вести жизнь «как все»: прилежно училась в университете, посещала церковь и молилась, молилась, молилась…

Вскоре у нее начались галлюцинации, и она стала слышать голоса, которые утверждали, что она проклята и будет гореть в Аду. По словам девушки, она видела лицо дьявола на стенах, полу и потолке, а иногда и на месте материнского лица.

Родители все это время лишь разводили руками: ну что можно сделать, раз таблетки не помогают? Только надеяться на чудо. Это длилось около трех лет, в результате чего в 1973 году Михель вновь попала в психиатрическую клинику (по настоянию врачей), где у нее выявили тяжелую депрессию.

Аннелиза в свою очередь все больше разочаровывалась в медицине, поскольку улучшения от приема лекарств не было. Врачи же постепенно усиливали дозировку препаратов, не понимая, что происходит с их пациенткой. А вот сама девушка, похоже, все прекрасно осознавала: свое состояние она объясняла тем, что, скорее всего, одержима дьяволом. Иначе как трактовать то, что с каждым днем ей становилось все хуже, несмотря на сильные антидепрессанты, а загадочные видения появлялись все чаще?

Дальше - больше: ортодоксальная католичка, она стала всячески избегать распятий. Диагноз (если, конечно, так можно выразиться) «одержимая дьяволом» впервые Аннелизе поставила подруга семьи Теа Хайн, которая сопровождала ее в паломничество.

Женщина заметила, что девушка не могла заставить себя прикоснуться к кресту, боялась смотреть на иконы, отказалась пить из священного источника, а еще от нее дурно пахло. Хайн посоветовала друзьям вместе с дочерью посетить священника, чтобы он изгнал демона, который, по ее мнению, точно «сидел» в девочке.

Кадр из фильма «Шесть демонов Эмили Роуз»

Однако ни один из служителей церкви не согласился провести такой обряд: все они порекомендовали продолжить лечение, потому как не совсем были уверены в одержимости Аннелизы. К тому же для экзорцизма было необходимо получить разрешение епископа, а беспокоить Его Святейшество по такому «пустяку» им не хотелось.

Тем временем поведение Михель во время приступов (а они случались все чаще) становилось все более странным. Если раньше она слышала лишь голоса и видела изображения дьявола, то теперь срывала с себя одежду, ела уголь, пауков, мух, пила собственную мочу.

Остановить ее было невозможно: в такие моменты в нее будто вселялась какая-то мощная сила, неподвластная контролю извне. При этом если не брать приступы в расчет, Аннелиза ничем не отличалась от остальных: в 1973 году она успешно окончила университет, а сокурсники позже описывали ее как «обычную, но крайне набожную».

Следующим этапом болезни стали припадки, во время которых Михель начала разговаривать на разных языках и даже разными голосами, а также называть себя Адольфом Гитлером, Каином, Иудой и Люцифером. Она кричала, оскорбляла членов семьи, нападала на них.

Однажды она убила птицу, откусив ей голову, а в другой раз на протяжении двух дней сидела под столом и лаяла, подражая собаке.

Невозможно при всем при этом не задаться массой вопросов. Где все это время были родители Аннелизы? Куда они смотрели? Почему все это время девушка находилась дома, а не в психиатрической клинике? Ведь она могла причинить вред не только родным, но и, в первую очередь, себе.

Складывается впечатление, что истовые католики ждали какого-то чуда. За ним семья вновь обратилась к священникам. Правда, после двух лет просьб дочери, в 1975 году. На тот момент девушка была больна уже около 6 лет и давно умоляла старших снова просить церковь провести обряд экзорцизма, но те почему-то медлили.

В итоге девочка сама написала письмо священнику по имени Эрнст Альт. Он-то и стал первым, кто согласился рассмотреть случай Аннелизы. По его словам, она совсем не была похожа на больную эпилепсией, а действительно была одержима. В сентябре 1975 года епископ Йозеф Штангль дал разрешение Альту и еще одному священнику Арнольду Ренцу на обряд экзорцизма. Правда, велел держать все в тайне. Но тайное, как мы знаем, всегда становится явным…

Михель во время изгнания дьявола

С сентября 1975 по июль 1976 год 1-2 раза в неделю из Аннелизы пытались изгнать дьявола. При этом приступы были настолько сильными, что девушку приходилось держать троим мужчинам, а иногда даже приковывать ее цепью.

В самом начале «терапии» она решила отказаться от приема лекарств, при этом родители всячески поддержали решение дочери, ведь выходило так, что таблетки не помогали, так зачем их пить? Михель стало немного лучше, и она даже смогла успешно сдать экзамен для того, чтобы ей разрешили учить детей закону Божьему.

Аннелиза во время обряда экзорцизма

Родители чуть ли не хлопали в ладоши: еще бы, то, во что они так верили, подействовало!

Однако в мае 1976 года Аннелизе внезапно стало хуже: она практически все время находилась в бреду из-за усталости в результате постоянных обрядов: к тому моменту их было проведено более 60, при этом каждый длился около 4 часов. Все это время она должна была преклонять колени, чтобы вымолить спасение у Бога. 42 обряда были записаны на камеру.

За несколько недель до смерти девушка отказалась от пищи и воды: так она якобы искупала грехи других людей. Последний обряд экзорцизма был проведен 30 июня. Из-за истощения Аннелиза заболела пневмонией.

Обессиленная, с высокой температурой, она была не в состоянии выполнять действия, которые требовали от ее священники: в ролике, который позже транслировался в суде, видно, что преклонять колени дочери помогают родители, держа ее под руки. На следующий день, 1 июля 1976 года, Аннелиза Михель скончалась во сне.

В отчете о вскрытии говорилось, что девушка погибла в результате истощения (на момент смерти она весила всего 30 кг) и обезвоживания. К слову, коленные связки Аннелизы были порваны в результате примерно 600 коленопреклонений…

Гибель Аннелизы вызвала широкий резонанс в Германии: людям было непонятно, как в современном мире могут происходить подобные вещи. После расследования генеральный прокурор заявил, что смерть девушки можно было бы предотвратить даже за 10 дней до трагедии, если бы родители заставили ее вновь принимать лекарства.

Обвинение было выдвинуто Эрнсту Альту, Арнольду Ренцу, а также обоим родителям по статье «непредумышленное убийство», ведь на протяжении последних 10 месяцев жизни девочки за ней не наблюдал ни один врач. Защита транслировала записи обрядов, чтобы доказать, что Аннелиза действительно была одержима, а также напирала на то, что Конституция Германии гарантирует свободу вероисповедания, а значит, экзорцизм никто не запрещал.

Могила Аннелизы Михель расположена рядом с могилой ее умершей маленькой сестры

Козырями же обвинения были показания врачей, которые ранее лечили девочку, говорившие о том, что она не была одержима, а страдала психиатрическими проблемами, усугубленными эпилепсией и религиозной истерией. В конечном итоге обвиняемые были признаны виновными в непредумышленном убийстве в результате халатности и были приговорены к 6 месяцам тюремного заключения условно с испытательным сроком в 3 года.

С тех пор прошло больше сорока лет, но история Аннелизы Михель до сих пор не дает покоя любителям мистики. Голливуд, конечно, не остался в стороне: в 2005 году по мотивам истории был снят фильм ужасов «Шесть демонов Эмили Роуз».

Кадр из фильма «Шесть демонов Эмили Роуз»

А через год в немецкий прокат вышла картина «Реквием», в основе которой также лежит история изгнания демонов из Аннелизы Михель. Мать девушки была против создания фильмов, а в одном интервью и вовсе заявила, что не жалеет о том, что произошло.

Анна Михель искренне считала, что многочисленные обряды экзорцизма были необходимы, а Аннелиза умерла, искупая чужие грехи. К слову, даже у небольшой группы католиков девушка почитается как неофициальная святая, а ее могила является местом паломничества.

Множество вопросов, которые порождает эта загадочная история, не дают возможности однозначно ответить, что же в действительности стало причиной смерти Михель. Так что на чью сторону встать: врачей, священников или любителей паранормальных явлений - личный выбор каждого.

АННЕЛИЗА МИХЕЛЬ. ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА

История этой девушки, ставшая основой двух художественных фильмов, произошла сорок лет назад, но не перестаёт вызывать интерес и сегодня. Главный вопрос, которым задаётся каждый, кто знаком с этой драмой: что же на самом деле произошло с Аннелизе Михель – действительно ли она была одержима или же её смерть стала результатом тяжёлой болезни. За девять месяцев Аннелиза прошла через 67 ритуалов по изгнанию. Когда это не помогло, девушка предпочла уморить себя голодом. В 1976 году она заставляла себя отказаться от пищи, думая, что голод поможет ей избавиться от дьявола. Когда она умерла, её вес составлял всего 31 килограмм. «Мама, – сказала она перед самым концом, – я боюсь». Вряд ли мы сейчас ответим на вопрос, действительно ли она была одержима, или же это был всего лишь плод её воображения? Но это не мешает нам услышать правдивую историю короткой жизни Аннелизы Михель из Германии.

События, о которых пойдёт речь, стали предметом внимания в 1976 году. Общественность пристально следила за беспрецедентным судебным процессом над двумя католическими священниками, которые обвинялись в смерти молодой девушки Аннелизы Михель.

Анна-Элизабет Михель родилась в 1952 году в небольшой баварской деревушке Лайбльфинг в Баварии - Германия, в католической семье. Её имя – сочетание двух имён, Анны и Элизабет. Родители Аннелизе, Анна Фюрг и Йозеф Михель, были верующими католиками, весьма консервативным и, если не сказать ортодоксальными. Мать Аннелизы Анна закончила женскую гимназию и школу торговли. Работала в офисе своего отца, где и встретила Йозефа. Они поженились в 1950 году. К этому времени у Анны уже была дочь Марта 1948 года рождения. Она умерла в 1956 году от рака почки и была похоронена вне семейного склепа. Впоследствии Аннелиза считала появление незаконнорождённого ребёнка грехом своей матери и постоянно совершала покаяния за неё. Они отвергали реформы Второго Ватиканского Собора, 13-го числа каждого месяца устраивали праздник Девы Марии Фатимской, а соседка Барбара Вейганд, шедшая пять часов пешком в капуцинскую церковь для получения облатки, в семье Михель слыла образцом.

Аннелиза несколько раз в неделю посещала мессы, произносила розарии и даже старалась делать больше, чем предписывалось, например, пытаясь искупить грехи наркоманов и сбившихся с пути истинных священников спала на голом полу в середине зимы. Детство Аннелизы было счастливым, хотя она и росла слабым и болезненным ребёнком. Аннелиза любила играть на лесопилке отца, брала уроки игры на фортепиано и аккордеоне, хорошо училась и мечтала стать учительницей начальной школы. Помимо Марты, у неё были ещё три сестры: Гертруд (род.1954), Барбара (род.1956), и Росвита (род.1957). В 1959 году Аннелиза поступила в начальную школу в Клингенберге, затем в шестом классе перешла в гимназию имени Карла Теодора Дальберга в Ашаффенбурге. В 1968 году произошёл в общем-то безобидный инцидент: Аннелиза из-за спазма прикусила себе язык. Через год начались ночные припадки, во время которых тело девушки теряло гибкость, появлялось ощущение тяжести на груди, а из-за дизартрии – утраты способности говорить, не удавалось позвать ни родителей, ни одну из трёх своих сестёр. После первого же приступа Аннелиза почувствовала себя такой измотанной и опустошённой, что не нашла в себе сил пойти в школу. Однако подобное какое-то время не повторялось и Аннелиза даже иногда играла в теннис.

В 1969 году девушка проснулась ночью из-за затруднений с дыханием и паралича рук и всего тела. Семейный врач Герхард Фогт посоветовал обратиться к психиатру. 27 августа 1969 года электроэнцефалограмма (ЭЭГ) Аннелизы не выявила никаких изменений в мозге. Правда, позже девушку сразили плеврит и туберкулёз и в начале февраля 1970 года она была помещена в госпиталь в Ашаффенбурге. 28 августа Аннелизу перевели в Миттельберг. В ночь на 3 июня того же года начался очередной приступ. Новая ЭЭГ опять не выявила ничего подозрительного, однако, доктор Вольфганг фон Галлер порекомендовал медикаментозное лечение. В июне 1970 года Михель пережила третий припадок в больнице, где она на тот момент находилась. Ей были назначены противосудорожные препараты, в том числе фенитоин, которые не принесли должного результата. (Фенитоин - противоэпилептическое лекарственное средство из группы производных гидантоина, оказывает противосудорожное действие без выраженного снотворного эффекта, также используется как антиаритмическое средство и мышечный релаксант). Тогда же она начала утверждать, что порой перед ней предстаёт «лицо Дьявола». В том же месяце ей был назначен аолепт, схожий по составу с аминазином и использующийся в лечении шизофрении и других психических расстройств. Несмотря на это, она продолжала пребывать в депрессивном состоянии. Решение не было отменено даже когда тот же результат показали третья и четвёртая ЭЭГ, снятые 11 августа 1970 года и 4 июня 1973 года. Весной Аннелиза стала слышать некий стук. Фогт, осмотрев девушку и ничего не найдя направил девушку к отологу, но тот ничего не выявил, а стук, который раздавался над или под свидетелем, стали слышать и сёстры девушки. В 1973 году она начала галлюцинировать во время молитвы, ей слышались голоса, говорившие ей, что она проклята и будет «гнить в аду».

По словам самой Аннелизы, ей стало казаться, что она одержима с 13 лет. Лечение Аннелизы Михель в психиатрической больнице не помогало, и она всё больше сомневалась в эффективности медицины. Будучи ревностной католичкой, она предположила, что стала

жертвой одержимости.Первой, или, по крайней мере, одной из первых, кто понял, что с Аннелизой что-то не так была Теа Хайн, друг семьи, сопровождавшая девушку во время паломничества в итальянский Сан Джорджио-Пьячентино. Там Хайн пришла к выводу, что Аннелиза одержима, потому как она не могла прикоснуться к распятию и отказывалась пить воду из святого лурдского источника. Четыре года лечения, куда входило принятие антиконвульсантов типа центропила и тегретала, ничего не дали. К слову, 15 ноября 1972 года на генеральной аудиенции, посвящённой духовной борьбе Церкви с дьяволом, Папа Павел VI заметил: «…присутствие Лукавого иногда бывает весьма очевидным. Мы можем предположить, что его злодеяние ­­– там, где…ложь становится сильной и лицемерной в обличии очевидной правды (…) Легко задаться… вопросом “какое средство, какую меру мы должны использовать против действий дьявола?”, однако на практике всё сложнее». Летом 1973 года родители Аннелизы обратились к нескольким священникам, но им объяснили, что до тех пор, пока не доказаны все признаки одержимости (лат. infestatio ), экзорцизм не может быть проведён.


В период между приступами Аннелиза Михель не подавала признаков психического расстройства и вела обычную жизнь. В 1973 году она окончила Вюрцбургский университет. Позднее однокурсники описали её как: «замкнутую и крайне религиозную». В ноябре 1975 года она успешно прошла экзамены для получения Missio canonica – специального разрешения на выполнение образовательных функций от имени церкви. Первым священником откликнувшемся на просьбы Аннелизы, был Эрнст Альт. В 1974 году пастор Эрнст Альт, понаблюдав за Аннелизой некоторое время, запросил разрешение у епископа Вюрцбурга Йозефа Штангля провести обряд экзорцизма, на что получил отказ. Он сказал, что девушка не похожа на страдающую эпилепсией и посчитал, что она в действительности одержима.

Аннелиза Михель надеялась на его помощь. В письме ему от 1975 года она писала: “Я никто, всё тщетно, что мне делать, я должна поправиться, молитесь за меня ”. Состояние Аннелизы ухудшалось всё сильнее: она отказалась есть, начала ломать в доме распятие и изображения Христа, срывать с себя одежду, часами кричать, кусать членов семьи, слизывать собственную мочу с пола, наносить себе увечья, есть пауков, мух и уголь, ежедневно до 400 раз в час преклоняла колени, отчего они у неё посинели. Однажды Аннелиза забралась в кухне под стол и два дня лаяла как собака. Приехавшая Теа трижды во имя Троицы призвала демонов покинуть девушку и только тогда Аннелиза вышла из-под стола как ни в чём не бывало. Однако это оказалось временным и позже Аннелизу нашли над Майном, готовую броситься в воду из-за неоднократных призывов демонов к самоубийству.


16 сентября 1975 года епископ Йозеф Штангль проконсультировавшись с иезуитом Адольфом Родевиком, на основании 1-го параграфа 1151-й главы Кодекса канонического права, назначил Альта и сальваторианина Арнольда Ренца для проведения обряда экзорцизма, но велел держать обряды в тайне. Его основой тогда был так называемый Римский ритуал (« Rituale Romanum »), разработанный ещё в 1614 году и расширенный в 1954 году.

Первый обряд был проведён 24 сентября 1975 года в 16:00 и продлился 5 часов. Когда священники касались Аннелизы, она кричала: “Убери свою лапу, она жжёт как огонь ”. После этого Аннелиза прекратила приём медицинских средств и полностью доверилась экзорцизму. Приступы были такими сильными, что Аннелизу или держали три человека или связывали цепью, она говорила разными языками. Аннелиза указала, что ею командуют шесть демонов, которые называли себя Люцифер, Каин, Иуда Искариот, Нерон, Флейшман и Гитлер. Валентин Флейшман был франксонским священником в 1552-1575 годах, позже его разжаловали, обвинив в сожительстве с женщиной и пристрастии к вину. Флейшман к тому совершил убийство в своём приходском доме. По сообщениям окружения Аннелизы Михель, иногда демоны даже вступали в пререкания друг с другом, и казалось, что она говорит двумя разными голосами. В ноябре 1973 года ей был назначен карбамазепин.

30 мая 1976 года побывав на одном из ритуалов, доктор Ричард Рот якобы парировал отцу Альту в ответ на просьбу о помощи: “Против дьявола нет инъекции ”. 30 июня того же года лихорадившая от пневмонии Аннелиза, ложась спать, сказала: “ Mutter bleib da, ich habe Angst ” (“Мама, останься, я боюсь ”). Это были её последние слова. 1 июля 1976 года, в возрасте 23 лет, около 8 часов утра была констатирована смерть Анны. Вскрытие показало, что причиной смерти послужили обезвоживание и недоедание, от которых девушка страдала в течение многомесячных циклов изгнания бесов. Предлагалась ещё одна гипотеза, согласно которой смерть была вызвана побочным действием препарата карбамазепина, который она предпринимала в течение нескольких лет. Точный диагноз Аннелизы так и не был установлен. Хотя психиатрия того времени была не в состоянии излечить девушку, но в какой-то степени контролировала заболевание. Аннелиза умерла после того как отказалась от лечения. Католический священник и исследователь паранормальных явлений Джон Даффи опубликовал в 2011 году книгу о Аннелизе. Он написал, что на основе имеющихся данных можно с уверенностью сказать, что Аннелиза не была одержима. Священник-иезуит и врач-психиатр Ульрих Ниман сказал по поводу инцидента следующее: «Как врач я говорю, что не существует такого явления, как “одержимость”. На мой взгляд, эти пациенты душевнобольны. Я молюсь за них, но само по себе это не поможет. Вы должны работать с ними как психиатр. Но в то же время, когда пациент поступает из Восточной Европы и считает, что он одержим дьяволом, было бы ошибкой игнорировать его систему взглядов».

Тем не менее, некоторые исследователи придерживались мнения, что Аннелиза в действительности была одержима. Эту точку зрения отстаивала антрополог и протестантка по вероисповеданию Ф. Гудман, опубликовавшая об Аннелизе Михель книгу «Аннелиза Михель и её демоны». Там же она подвергла критике судебный процесс.

Когда Альту сообщили о смерти Аннелизы, он сказал её родителям: “Очистившаяся от сатанинской силы душа Аннелизы понеслась к престолу Всевышнего ”. Как показало вскрытие, гибель Аннелизы не была напрямую вызвана экзорцизмом. В какой-то момент она решила, что её смерть неизбежна, и добровольно отказывалась от еды и питья. На момент смерти Аннелиза весила всего 31 килограмм.

21 апреля 1978 года окружной суд Ашаффенбурга, где училась в гимназиуме Аннелиза, посадил на скамью подсудимых родителей девушки и двух священников проводивших обряд экзорцизма – отца Эрнста Альта и священника Арнольда Ренца. Позже родителей не допустили к эксгумации, а Ренц потом говорил, что его даже не пустили в морг. Глава немецкой епископальной конференции, заявившей, что Аннелиза не была одержима, кардинал Йозеф Хёффнер 28 апреля 1978 года признал, что верит в существование демонов. Впрочем, в 1974 году исследование фрайбургского Института маргинальной психологии показало, что только 66 процентов католических теологов в Германии верило в существование дьявола.

По словам судьи Эймара Болендера, который вёл дело Аннелизы, её смерть можно было предотвратить лечением даже за 10 дней до случившегося.

В 1976 году немецкое пресс-агентство показало, что из 22 немецких католических диоцезов только 3 практиковали обряд экзорцизма, причём все находились в Баварии – в Вюрцбурге, Аугсбурге и Пассау.

Могилу Аннелизы в Клингенберге посещают группы католиков. Некоторые из них верят, что после многолетней борьбы душа Аннелизы победила демонов. В 1999 году кардинал Медина Эстевез впервые за 385 лет представил журналистам в Ватикане новую версию Римского ритуала, работа над которым шла более 10 лет.

История Аннелизы Михель легла в основу многих произведений искусства, в том числе знаменитого фильма ужасов «Шесть демонов Эмили Роуз» .

Габриэль Аморт – традиционалист, говорит в противовес модернизаторской ветви церкви: «Иисус хотел, чтобы мы практиковали экзорцизм, он даже призывал нас к этому. Святое Благовествование от Марка, глава 16, стих 17: “Уверовавшие именем Моим будут изгонять бесов”. Человеку достаточно иметь веру во Христа, чтобы иметь силу изгонять демонов во имя Его».

Петер Хайн «Всё длилось часа полтора. Помню, когда мы закончили отец Арнольд сказал: “ Хватит. А теперь давайте сделаем перерыв, чтобы Аннелиза могла немного отдохнуть”, и в этот самый момент она вдруг закричала: “Отдохнуть?! Нет мне покоя! Это никогда не кончится!” . Меня пробрал такой холод, что аж мурашки пошли по всему телу» .

Через два года после смерти девушки немецкая монахиня заявила что видела удивительный сон, она сказала, что труп Аннелизы Михель до сих пор находится в идеальном состоянии, а значит она правда умерла за грехи мира. Родители пожелавшие убедиться что их дочь умерла не напрасно, попросили провести эксгумацию. Это жуткое событие вызвало огромный интерес как среди верующих так и среди скептиков. Толпа жаждала чуда. Но внимания официальных кругов случай не привлёк.

Теа Хайн говорит: «Собралось много людей – мужчины, женщины. Все они жаждали увидеть труп, но всем им запретили подходить туда. Затем огласили приказ запрещающий подходить к телу. Мы поговорили и решили что, наверное, пустят священника, но ему почему-то тоже запретили входить. Никого не пускали, даже нашему священнику отказали» .

Родители так и не увидели тело дочери. Полиция заявила, что труп разложился и его лучше никому не видеть.

Позже Йозеф Михель – отец Аннелизы показал адвокату Карлу Штенгеру фотографию, на которой можно усмотреть руку дьявола, что, по его мнению, свидетельствует о роли участия дьявола в деле Аннелизы.

Священник Габриэль Аморт говорит: «Даже в те дни экзорцизма в Германии не хватало, и ответственны за это епископы и священники, ведь они ни во что подобное никогда не верили. А ведь тот, кто не верит в дьявола и одержимость, не верит в Слово Божие» .

Тридцать лет назад Анна так вспоминала о дочери: «Наша дочь даже в детстве… она была очень набожной, мы так её воспитали, из-за болезни она была очень близка к Богу и часто говорила: “Господь в моей жизни всегда будет на первом месте” . Да, всегда» .

Победа Архангела Михаила над дьяволом подтверждала, что девушка оказалась в западне длительной битвы Добра и Зла. Однажды ей явилась Дева Мария и объяснила, что её болезнь пришла от Бога с высшей целью – искупить грехи всех пропащих душ на Земле. Поверив в эти Божественные наставления Аннелиза бросила принимать лекарства и позволила болезни развиваться.

Священники решили, что это редкий случай одержимости во искупление. Аннелиза говорила голосами дьяволов, но дьяволов посланных Богом, который таким образом проявлял свой гнев в отношении Ватиканского Собора и неугодной либерализации церкви. Если бы они смогли это доказать, это стало бы триумфом для них и серьёзным препятствием для римских модернизаторов.

Из звуковой записи обряда экзорцизма: говорит Аннелиза – “Эта дыра там внизу настоящая!”

Аннелиза: “Не скажу!”

В периодах между обрядами она говорила нормально. Записи разошлись по всему миру. Страдания Аннелизы стали веским доказательством ущерба наносимыми Ватиканскими Реформами Германии и Церкви. Отец Ренц пропагандировал эту идею.

Говорит священник Арнольд Ренц при демонстрации звуковой записи: «Появляются Люцифер, Иуда, изредка Нерон, несколько раз появлялся даже Гитлер» .

Вопрос из-за кадра: «Гитлер принадлежит демонам? Это демон во плоти?»

Арнольд Ренц: «Да. Гитлер сказал, что представлял как кричит “Спасение, спасение, спасение”. Больше он ничего не говорил. Другие демоны сказали о нём, что он делает много шума, но не может рассказать ничего интересного».

Арнольд Ренц: «Это случилось 31 октября 1975 года. Шесть демонов давших себе имена вышли, весь этот процесс занял у шести демонов около сорока минут. Они защищались и начали заикаться, особенно когда говорили “Радуйся Мария, благодати полная”. У них получалось: “Р…ра…радуйся Мария…”, им с большим трудом давались эти слова. Но затем шесть демонов вышли из неё, и на короткое время она освободилась».

Петер Хайн , свидетель обряда экзорцизма: «Мы все были так счастливы, что начали, что начали петь хвалу Господу, но на последнем четверостишии это началось (рычит), Аннелиза снова начала кричать» .

Теа Хайн: «Дьявол очень сильно её избивал. У Аннелизы были замечательные зубы, но он выбил их все до единого. Дьявол брал её за голову и стучал ею о стену пока её лицо не опухало» .

Потом дьявол запретил ей пить и есть.

Теа Хайн: «Аннелизе уже не разрешалось есть то, что она хочет, потому что, когда она была голодна, ей запрещалось есть. Так ей сказал дьявол “не ешь, голодай!”. И она не ела и теряла сознание от голода» .

1 июля Аннелиза Михель умерла. Измождение и недоедание сыграли свою роль. Ей было всего 23 года. Экзорцисты восприняли это как святую смерть, искупление за ошибки современной церкви. Душа девушки была спасена.

Март 1978 года. Родители Аннелизы, а также отца Ренца и отца Альта обвинили в пренебрежении и содействии суициду. Почему они отказались пустить врачей к умиравшей девушке?

Анетта Орлова, психолог (мужчина): «Родители открыто заявили – привлечение врачей, в особенности психиатра, привело бы к тому, что Аннелизу определили бы в психиатрическую лечебницу, и тогда она наверняка лишилась бы возможности стать учителем. Это и была одна из причин их запрета на медицинское вмешательство» .

Судьба Аннелизы шокировала весь мир и церковь. Через два года после её смерти немецкие епископы учредили комиссию по вопросу экзорцизма. Они послали в Ватикан срочный запрос об изменении обряда. Епископы не ожидали, что он будет отменён вообще, но понимали, подобные случаи вредят современной церкви. В 1999 году, почти через 400 лет после создания был издан новый римский ритуал: одержимость бесами рекомендовалось лечить современным путём – церкви предписывалось обращаться за помощью к психиатрам. Но консерваторы не сдавались. Дон Габриэль Аморт - ветеран многих ватиканских сражений, никогда не менял своего мнения об экзорцизме. Он считает, что сейчас церковь снова с ним.

Габриэль Аморт, священник: «Папа провёл два обряда экзорцизма, о которых впоследствии стало широко известно в общественных кругах. Я думаю, он хотел назначить новых экзорцистов и призвал священников встать на этот путь» .

Папа Иоанн Павел II придерживался традиционных воззрений католических догматов и жизни. Когда он был приходским священником в Польше, он провёл два обряда изгнания бесов. Такие люди как Дон Аморт считают, что он понимает реальность зла и опасность игнорирования его проявлений.

Габриэль Аморт: «Это не моё высказывание, а папы Иоанна Павла II . Когда я сообщил ему, что буду встречаться с епископами, которые не верят в дьявола, он резко ответил : “Тот, кто не верит в дьявола, не верит в Слово Божие” ».

Родители построили усыпальницу для своей дочери в Клингенберге, городе, где она провела свою короткую жизнь. Возможно её смерть действительно стала жертвой во благо других. После её смерти ни один католик в Германии не подвергался ужасам, которые испытала она. Никто больше не умер в таких мучениях.


Вчера посчастливилось увидеть фильм "Изгнание дьявола из Эмили Роуз", любители жанра оценят, да и не только..Врядли он может кому то не понравиться, так что рекомендую посмотреть - один из немногих американских фильмов с акцентом не на материальные ценности и прагматизм, а на духовное имущество человека. Конечно, самое интересное в нём - это реальность событий, на которых он основан. История несчастной девушки Аннелиз Мишель, в которую вселились ужасные тёмные силы, изгнание которых привело к её смерти.

«Господь велел нам изгнать демонов из моей дочери. Я не жалею о ее смерти»

Самая обычная дорога, ведущая в небольшой городок в Баварии, приводит к необычному дому, стены которого были когда-то белыми, а потрескавшиеся оконные рамы - зелеными. Запертая дверь и плотно задернутые шторы скрывают от мира ужасную тайну. Двадцать девять лет назад этот дом был наполнен страхом. Ночную тишину взрывали крики и стоны, а по утрам здесь раздавались нечеловеческие голоса. Тогда соседи ничего не знали о том, что здесь происходит, и не догадывались, что идет процесс изгнания дьявола из молодой женщины, которой скоро предстояло умереть.

Рассказывают, что в 23-летнюю студентку из Клингенберга Аннелизу Мишель вселились шесть демонов, которые не хотели ее отпускать. За девять месяцев Аннелиза прошла через 67 ритуалов по изгнанию. Когда это не помогло, девушка предпочла уморить себя голодом.

В 1976 году она заставляла себя отказаться от пищи, думая, что голод поможет ей избавиться от дьявола. Когда она умерла, ее вес составлял всего 31 килограмм. «Мама, - сказала она перед самым концом, - я боюсь».

Недавно в прокат вышел фильм, основанный на событиях из жизни Аннелизы Мишель. По голливудской традиции действие фильма «Изгнание дьявола из Эмили Роуз» происходит в современной Америке. Однако сама процедура изгнания в фильме не показана, а все строится вокруг судебного преследования, которому подвергаются участники обряда после смерти героини. Том Уилкинсон играет роль отца Мура - сельского священника, который полагает, что выступил на стороне ангелов. А роль противостоящего ему жесткого, но не слишком заинтересованного в установлении истины адвоката сыграла Лаура Линни.

Родители Аннелизы Анна и Джозеф Мишель также предстали перед судом по обвинению в убийстве дочери, а вместе с ними и два священника, которые выполняли обряд изгнания. Родителей признали виновными в непредумышленном убийстве, потому что они позволили дочери умереть от голода, и приговорили к шести месяцам тюремного заключения условно, установив трехлетний испытательный срок.

Мать Аннелизы все еще живет в том самом доме. Она так до конца и не пришла в себя после тех ужасных событий. Ее муж умер шесть лет назад, а три другие дочери уехали. Анна Мишель, которой теперь больше 80 лет, одна несет бремя воспоминаний. Из окна ее спальни видно кладбище, где похоронена Аннелиза. На могиле стоит деревянный крест с именем умершей и надписью «Упокоилась с Господом».

В доме теперь тихо. «Я не хочу смотреть этот фильм и ничего о нем не знаю», - говорит госпожа Мишель. У нее развилась катаракта, отчего кажется, что глаза застыли под пленкой. «Конечно, я скучаю по Аннелизе. Она была моей дочерью. Я вижу ее могилу и часто навещаю, чтобы положить цветы», - говорит Анна Мишель.

В какой-то момент вы готовы забыть о бурно развивавшихся в прошлом событиях. Она похожа на добрую старую тетю, по лицу которой бегут морщины, а ломкие седые волосы запрятаны под старомодную черную шляпку. Ей неприятно говорить о смерти Аннелизы, и до недавнего момента она старалась сохранить происшедшее в тайне.

Однако госпожа Мишель не жалеет о том, что сделала. Глубоко религиозная женщина, она настаивает, что изгнание дьявола было оправданно.

«Я знаю, что мы поступили правильно, потому что я видела на ее руках знак Христа, - говорит она неожиданно сильным голосом. - У нее были стигматы. Был сигнал от Господа, что мы должны пойти на изгнание дьявола. Она умерла во спасение наших пропавших душ, чтобы очистить их от греха».

«Аннелиза была доброй, любящей и послушной девочкой. Но когда в нее вселялся дьявол, это было что-то сверхъестественное, не поддающееся объяснению», - говорит она и на минуту умолкает.

С момента рождения в жизни Аннелизы всегда присутствовал страх. Ее семья была глубоко религиозной: отец в свое время хотел стать священником, а три тетки были монахинями. Но в семье Мишель была своя тайна.

В 1948 году мать Аннелизы родила внебрачную дочь Марту. Это так опозорило ее семью, что даже в день свадьбы невеста не сняла с лица черную вуаль.

В 1952 году родилась Аннелиза. Мать поощряла в девочках страстное служение Богу, которым пыталась компенсировать грех их рождения. Марта, когда ей исполнилось восемь лет, умерла от осложнения, возникшего после операции по удалению опухоли почки. Добрая и впечатлительная Аннелиза должна была еще острее почувствовать необходимость искупления грехов.

Она все чаще видела вокруг себя следы греха и постоянно старалась избавиться от него. Когда другие дети 60-х пытались нащупать границы своей свободы, Аннелиза спала на каменном полу, чтобы искупить грехи наркоманов, которые, как она видела, спали на полу в здании железнодорожного вокзала.

В 1968 году у нее начались судороги и припадки, и ей был поставлен диагноз запущенной эпилепсии. Она жаловалась, что во время молитв испытывала дьявольские галлюцинации. В 1973 году у Аннелизы началась сильная депрессия, и она всерьез думала о самоубийстве. Голоса, которые слышала девушка, сказали, что она обречена. Тогда Аннелиза стала просить местного священника избавить ее от вселившегося дьявола, но он дважды отказал.

Постепенно состояние Аннелизы ухудшалось. Каждый день она совершала 600 поклонов, стоя на коленях, что в конце концов привело к травмированию связок коленных суставов. Потом начались странности. Она залезала под стол и два дня лаяла оттуда как собака, ела пауков, куски угля, откусила голову у мертвой птицы, слизывала собственную мочу с пола, и сквозь стены соседи слышали ее вой.

В 1975 году епископ Вюрцбурга согласился на третью просьбу девушки выполнить ритуал изгнания бесов. «Я не жалею об этом, - твердо заявляет Анна Мишель. – Другого выхода не было».

Так это или нет, мы уже никогда не узнаем. Аннелиза отказалась от помощи врачей из вюрцбургской психиатрической клиники. Позднее по всем симптомам врачи признали у нее шизофрению, которая поддается лечению.

По слухам на Аннелизу мог подействовать вышедший в 1973 году на экраны фильм американского режиссера Вильяма Фрадкина «Изгоняющий дьявола». Но что бы ни было причиной ее болезни, обряд изгнания, скорее всего, лишь заставил Аннелизу до конца поверить в собственные галлюцинации.

Обряд был совершен отцом Арнольдом Рензом и пастором Эрнстом Альтом по римскому требнику Rituale Romanum 1614 года. В течение девяти месяцев они проводили по одной или двум четырехчасовым сессиям в неделю. Священники идентифицировали несколько демонов, включая Люцифера, Иуду Искариота, Каина и Адольфа Гитлера, причем все они говорили по-немецки с австрийской интонацией.

Сорок два часа этих сессий были записаны на пленку, и, по утверждению экспертов, ее очень тяжело слушать. Нечеловеческое рычание чередуется с горловым бульканьем, нецензурными ругательствами и диалогами самих демонов об ужасах ада. Аннелиза так металась во время этих сеансов, что ее привязывали и даже приковывали к стулу цепями.

Весной 1976 года у Аннелизы началась пневмония на фоне крайнего истощения организма. 1 июля, находясь в горячечном бреду, она угасла. Родители похоронили ее рядом с Мартой за кладбищем – обычно там хоронили незаконнорожденных и самоубийц. Даже после смерти Аннелиза не была полностью свободна от греховности, с которой так упорно боролась при жизни.

Жители Клингенберга не хотят говорить об Аннелизе Мишель. Даже простой вопрос прохожему наталкивается на недружелюбный взгляд и отрицательное покачивание головой. Кристина Мезлер, работающая в офисе туристической фирмы, признается: «Город просто стыдится этой истории. Когда это случилось, я была еще школьницей, и многие вещи с тех пор умышленно замалчиваются. Люди не хотят об этом говорить. Существует мнение, что во всем виноваты родители. Они были настолько религиозны, что просто не видели, что происходит на самом деле. Иногда на могилу Аннелизы приходят странствующие католики. Они думают, что она может спасти потерянные души. Но их не так много. А сейчас вышел фильм, и мы боимся, что он вновь заставит всех вспомнить те события».

Церковь тоже стыдится этой истории. В 1984 году из-за случая с семьей Мишель немецкие священники обратились в Рим с просьбой пересмотреть обряд изгнания дьявола. Хотя их рекомендации были отвергнуты, в 1999 году Ватикан опубликовал пересмотренную – впервые с XVII века - версию ритуала, для совершения которого Ватикан теперь требует от священников наличия медицинского образования.

«Я бы ни за что не стал выполнять этот обряд, - признается отец Дитер Фейнейс, священник церкви Святого Панкратия в Клингенберге. – Но и Анна Мишель, и ее муж были абсолютно уверены, что поступают правильно. Церковь на этот счет говорит, что есть случаи, когда дьявол вселяется в человека, но в Германии никто больше не совершает изгнание».

В Италии все обстоит по-другому. Согласно данным Итальянской ассоциации психиатров и психологов полмиллиона итальянцев ежегодно просят совершить изгнание дьявола. Всего в мире около 350 священников, которые регулярно совершают этот обряд. Так, в начале 2005 года священник и несколько монахинь в ортодоксальном монастыре в румынской деревне Таначу решили, что в 23-летнюю послушницу Марицу Ирину Корничи вселился дьявол. Они выполнили ритуал изгнания, привязав девушку к кресту и всунув в рот полотенце. Ей не давали ни еды, ни питья. Через три дня послушница умерла.

Была ли эта смерть, как и смерть Аннелизы, происком дьявола или ответственность лежит на ритуале изгнания? Вопрос упирается в неизведанные границы науки и веры. Для матери Аннелизы, которая сидит в спальне и смотрит на заметенное снегом кладбище, никакой неопределенности нет. «Я молюсь за тех странников, что навещают ее могилу, - говорит Анна. – Они благодарят Господа за то, что моя дочь отдала свою жизнь за грехи других людей, чтобы мы видели, как надо отдавать себя воле нашего Небесного Отца».

Она медленно бредет к могилам своих умерших дочерей, чтобы положить туда цветы, – одинокая фигура среди огромных серых плит. Вера – это единственное, что осталось у Анны Мишель.

По материалам The Sunday Telegraph

«Я знаю, что мы поступили правильно, потому что это был знак Христа. Ее страдания были знаком Бога, указывающим, что мы должны изгнать демонов. Она умерла, чтобы спасти другие потерянные души и искупить их грехи»
Анна Михель - мать Аннелизе, 2005 г.

Сегодня мы покинем наш бар и отправимся в путешествие на родину шабаша ведьм, духов и демонов - в Германию.

История этой девушки, ставшая основой двух художественных фильмов, произошла более тридцати лет назад, но не перестает вызывать интерес и сегодня. Главный вопрос, которым задается каждый, кто знаком с этой драмой: что же на самом деле произошло с Аннелизе - действительно ли она была одержима или же ее смерть стала результатом тяжелой болезни. Вряд ли мы сейчас ответим на этот вопрос, но это не мешает нам услышать правдивую историю короткой жизни Аннелизе Михель из Германии.

События, о которых пойдет речь, стали предметом внимания в 1976 году. Общественность пристально следила за беспрецедентным судебным процессом над двумя католическими священниками, которые обвинялись в смерти молодой женщины Аннелизе Михель.

Она родилась в 1952 году в небольшой баварской деревушке в католической семье. Ее имя - сочетание двух имен, Анны и Элизабет. Родители Аннелизе, Анна Фюрг и Йозеф Михель, были верующими католиками, весьма консервативными, если не сказать, ортодоксальными. Они отвергали реформы Второго Ватиканского Собора, 13-го числа каждого месяца устраивали праздник Девы Марии Фатимской, а соседка Барбара Вейганд, шедшая пять часов пешком в капуцинскую церковь для получения облатки, в семье Михель слыла образцом.

Аннелизе исправно по несколько раз в неделю посещала мессы, произносила розарии и даже старалась делать больше, чем предписывалось, например спала на полу в середине зимы. В 1968 г. произошел первый приступ: Аннелизе из-за спазма прикусила себе язык. Через год начались ночные припадки, во время которых тело девушки теряло гибкость, появлялось ощущение тяжести в груди, утрата способности говорить - девушка не могла позвать ни родителей, ни одну из трех своих сестер. После первого же приступа Аннелизе почувствовала себя такой измотанной и опустошенной, что не нашла в себе сил пойти в школу. Приступы сменялись периодами затишья и Аннелизе даже иногда даже удавалось поиграть в теннис.

В 1969-ом девушка проснулась ночью из-за затруднений с дыханием и онемения тела. Семейный врач Герхард Фогт посоветовал обратиться к психиатру. 27 августа 1969 г. электроэнцефалограмма Аннелизе не выявила никаких изменений в мозге. Правда позже девушку сразили плеврит и туберкулез. В начале февраля 1970 г. она была помещена в госпиталь в Ашаффенбурге. 28-го числа Аннелизе перевели в Миттельберг. В ночь на 3 июня того же года начался очередной приступ. Новая ЭЭГ опять не выявила ничего подозрительного, однако доктор Вольфганг фон Галлер порекомендовал медикаментозное лечение. Решение не было отменено даже когда тот же результат показали третья и четвертая ЭЭГ, снятые 11 августа 1970 г. и 4 июня 1973 г. В Миттельберге Аннелизе во время розария начала видеть демонические лица. Весной Аннелизе стала слышать некий стук. Фогт, осмотрев девушку и ничего не обнаружив, направил девушку к отологу, но тот тоже ничего не выявил, а стук стали слышать и сестры девушки.

По словам самой Аннелизе, ей стало казаться, что она одержима с 13 лет. Первой, кто поняла, что с Аннелизе что-то не так, была Теа Хайн, сопроваждавшая ее во время паломничества в итальянский Сан-Дамиано. Она заметила, что Аннелизе обошла стороной изображение Христа и отказалась пить воду из священного лурдского источника.

Четыре года лечения ничего не дали и летом 1973 г. родители Аннелизы обратились к нескольким священникам, но им объяснили, что до тех пор, пока не доказаны все признаки одержимости, экзорцизм не может быть проведен. В следующем году пастор Эрнст Альт, понаблюдав за Аннелизой некоторое время, запросил разрешение у епископа Вюрцбурга Йозефа Штангля провести обряд экзорцизма, но получил отказ. В это время поведение Аннелизе изменилось: она отказалась есть, начала ломать в доме распятия и изображения Христа, срывать с себя одежду, часами кричать, кусать членов семьи, наносить себе увечья, есть пауков, мух и уголь. Однажды Аннелизе забралась в кухне под стол и два дня лаяла как собака. Приехавшая Теа трижды во имя Троицы призвала демонов покинуть девушку и только тогда Аннелизе вышла из-под стола как ни в чем ни бывало.

16 сентября 1975 г. Штангль, проконсультировавшись с иезуитом Адольфом Родевиком, назначил Альта и сальваторианина Арнольда Ренца для проведения обряда экзорцизма. Его основой тогда был, так называемый Римский Ритуал («Rituale Romanum»), разработанный еще в 1614 г. и расширенный в 1954 г.

Аннелизе указала, что ею командуют шесть демонов, которые называли себя Люцифер, Каин, Иуда Искариот, Нерон, Флейшман и Гитлер. Валентин Флейшман был франконским священником в 1552-1575 г., позже его разжаловали, обвинив в сожительстве с женщиной и пристрастии к вину. Флейшман к тому совершил убийство в своем приходском доме.

С 24 сентября 1975 по 30 июня 1976 над Аннелизе было отправлено около 70 обрядов, по одному или два еженедельно, 42 были записаны на магнитофонную ленту и прослушаны позднее в суде. Первый обряд продлился 5 часов. Когда священники касались Аннелизе, она кричала: «Убери свою лапу, она жжет как огонь!» Приступы были такими сильными, что девушку держали три человека или связывали цепью. Однако между приступами она чувствовала себя нормально, ходила в школу и церковь и сдала экзамены в педагогическую академию Вюрцбурга.

30 мая 1976 г., побывав на одном из ритуалов, доктор Ричард Рот якобы парировал отцу Альту в ответ на просьбу о помощи: «Против дьявола нет инъекции». 30 июня того же года лихорадившая от пневмонии Аннелиза, ложась спать, сказала: «Мама, останься, я боюсь». Это были ее последние слова. На следующий день, около 8 утра, Анна констатировала смерть дочери. Выяснилось, что во время смерти Аннелизе весила лишь 31 кг.

21 апреля 1978 г. окружной суд Ашаффенбурга, где училась в Аннелизе, отправил на скамью подсудимых родителей девушки и обоих священников. Непонятно, почему родителей не допустили к эксгумации, а Ренц потом говорил, что его даже не пустили в морг. Интересно к тому же, что глава немецкой епископальной конференции, заявившей, что Аннелиза не была одержима, кардинал Йозеф Хеффнер 28 апреля 1978 г. признал, что верит в существование демонов. Впрочем в 1974 г. исследование фрайбургского Института маргинальной психологии показало, что только 66% католических теологов в Германии верило в существование дьявола.

Ряд экспертов в своих отдельных книгах, среди которых выделяется отстаивавшая одержимость Аннелизе протестантка Ф. Гудман («Аннелиза Михель и ее демоны»), раскритиковали судебный процесс. В 1976 г. немецкое пресс-агентство показало, что из 22 немецких католических диоцезов только 3 практиковали обряд экзорцизма, причем все находились в Баварии - в Вюрцбурге, Аугсбурге и Пассау.

После расследования, государственный обвинитель заявил, что смерть Аннелизе наступила преждевременно и девушка могла прожить, как минимум, еще неделю. На скамью подсудимых отправились четверо обвиняемых: родители Аннелизе, пастор Эрнст Альт и отец Арнольд Ренц.

Процесс начался 30 марта 1978 года и вызвал большой интерес. Священников защищала команда адвокатов, оплаченных церковью. Сторона защиты настаивала на том, что экзорцизм является неотъемлемым правом граждан, охраняемым конституцией, как и право на религиозные убеждения.

В конечном итоге подсудимым был вынесен обвинительный вердикт, и они были приговорены к 6 месяцам заключения условно.

Могилу Аннелизы в Клингенберге посещают группы католиков. Некоторые из них верят, что после многолетней борьбы душа Аннелизы победила демонов. В 1999 г. кардинал Медина Эстевез впервые за 385 лет представил журналистам в Ватикане новую версию Римского Ритуала, работа над которым шла более 10 лет.

В 2005 году вышел фильм режиссера Скотта Дерриксона, в основу сюжета которого была положена история Аннелизе Михель, «Шесть демонов Эмили Роуз» (The Exorcism of Emily Rose),

2006 - фильм немецкого режиссера Ханса-Кристиана Шмида «Реквием», также посвященный Аннелизе

... И пришел на смену Солнцу Туман. И как ночь сменяет день , так и он занял отведенное ему место .
И привел он демонов, что стали вторым проклятием рода человеческого. И воцарилась Тишина .

Редгрейн Лебовски

Где пролегает грань между безумием и одержимостью? Начнём сразу же со сложных вопрос. И с толкования деталей. Потому что не разобравшись в леталях, специфике и особенностях мы просто не сможем работать и воспринимать всё то, что будет твориться сегодня в "Лабиринтах" далее по тексту. Ведь для кого-то из вас одержимость, я уверен, связана с какими-то странными религиозными играми и понятиями и абсолютно не жизнеспособна как определение. Мы привыкли, что одержимость - один из вкусных и интересных элементов неких фильмов ужасов, не имеющих ничего общего с жизнью обыденной. И люди, которые привыкли оперировать понятиями "шизофрения" и "сумасшествие" кидают в одну корзину всё, что выходит за рамки их понимания о нормальности. До сих пор не существует какого-то общепринятого и красиво уложившегося определения одержимости в современном мире, потому многие считают это явление очередным проявлением избитого до потери последней капли крови понятия шизофрении. Но где пролегает эта скользкая грань, эта черта? Если разобраться более чётко и заняться даже не столько буквоедством, сколько разбором смыслов, то мы придём к тому факту, что безумие - это некий неконтролируемый даже самим человеком процесс, не имеющий логики. И что безумие для одного, то является нормой жизни для другого. Аскетизм - безумие для преуспевающего бизнесмена. Одиночество - безумие для зацикленной на быте и работе домохозяйки-наседки, занятой кормлением трёх детей и мужа, в коих она видит смысл жизни. Но заметьте, как замечательно эти понятия меняют свою форму, цвет и оттенок, если встать на противоположную сторону вопроса. Для монаха-отшельника безумие в преумножении зацепок в этом мире, накоплении ради накопления. Для одиночки, который не хочет быть зависимым от кого-либо или чего-либо, безумием может являтся выкармливание своей второй половины и организация его/её действий по собственным представлениям, образу и подобию некого "идеального супруга". Когда речь заходит о шизофрении, многие высоколобые психологи объяснят вам, что некая логика у шизофреника всё-таки присутствует, что в своих неподдающихся пониманию действиях он всё же склонен руководствоваться определёнными обстоятельствами, которые связаны с определёнными "помешательствами". Шизофрения, как правило, характеризуется уверенностью в собственной правоте и отсутствием критического взгляда на собственные поступки. Истинный шизофреник никогда не скажет вам, что он не прав в собственных действиях. Он в них глубоко убеждён и зачастую становится комнатным мессией, экстрасенсом или магом, который настолько хитро одурачил себя, что может утащить в бездну собственной неадекватности и нас с вами, потому что уверенность в собственном ритуальном поведении настолько сильна, что начинает распространяться на окружающих. И любой слишком уверенный в своей линии поведения человек имеет шанс свалиться в бездну подобных мрачных состояний, доказывая с пеной у рта, что его эксперименты с магическими ритуалами, или неконтролируемое мочеиспускание в собственные штаны - знак божий. И что эта система идеальна, что лишь она, с поправками на любой известный ему социальный процесс верна и везде работает правильно. Но то, что мы называем одержимостью демонами - свойство совсем другого рода. И если шизофреник сам топит себя в собственных заблуждениях, то одержимость - процесс, который контролируется извне. И настолько ясно и отчётливо, что лежащий в кровати с виду спокойный человек, связанный по рукам и ногам, либо просто спокойно сидящий на кухне и попивающий чаёк семьянин просто не должен ничего доказывать - его поведение, которое диктуется извне и подчинено не его личной логике, а определённым наущениям от некого спонсора становится очевидным. Шизофреник обманулся настолько, что верит в собственный самообман. Он непогрешим. Одержимый зачастую хочет избавиться от своих уверенностей, надиктованных ему существами, в реальность которых он верит. Так где же эта тонкая грань? Будем разбираться. Аннелиза Михель в "Лабиринтах".



/>
И сегодня с самого начала перед нами уже стоят полочки с этими препаратами: противоэпилептический фенитоин, нейролептик аолепт, в России чаще заменяемый перециозином или неулептилом, а также карбамазепин, естественно. И не то, чтобы это был необходимый набор для уэикэнда. Просто когда начинаешь лечить пациента ситуационно, становится уже трудно остановиться. Но зачастую, как вы понимаете, медики вынуждены делать именно так. Потому что не Боги горшки обжигают. И если перелом кости, например, очевиден, то перелом сознания - более тонкая вещь. И забираться в чужую голову, чтобы ковыряться в ней - достаточно рисковый номер. Прежде чем мы отправимся в нашу сегодняшнюю историю, хочется также уяснить для всех, что называть кого-то безумцем, сумасшедшим или, исходя из личных всегда необъективных взглядов, обвинять в том, что у человека "поехала крыша", никто никого не в праве. Потому что если вы не можете принять для себя логику чужой мотивации, то проблемы с крышей скорее всего у вас. Потому что не бывает таких мнений или состояний, которые невозможно понять. Бывают свойственные любому полу "женские истерики", которые связаны с тем, что Джокер в очередной раз растянулся перед вами в улыбке. И задал кому-то абсолютно другие ориентиры, эффектно разбив прямо перед вашим носом хрустальный шар желаний и надежд. И если в подобную ситуацию попадёт мудрый человек, то он испробует все возможности диалога, не прибегая к психологическому насилию или прочему неконструктивному регрессу. Потому что зрелость человека в первую очередь проявляется через его возможность принимать факты, а не совершать пирровы победы. Но мы немного отвлеклись от темы. И переключились на объективно больных...

Наша сегодняшняя история - история скромной католической семьи, которая изначально проживала в баварской деревушке Лайбльфинг. Родители Анны-Элизабет будут очень набожными людьми с простыми приземлёнными человеческими профессиями. Несмотря на определённый уровень религиозности, первый ребёнок у них родится за два года до заключения официального брака. Марта будет на четыре года старше Аннелизы и сам факт такого достаточно неусмотрительного процесса, как внебрачное зачатие, будет несколько смущать Аннелизу по достижении определённого возраста. Она часто будет молиться за своих родителей и старшую сестру даже после того, как Марту в возрасте восьми лет сожрёт рак почки. Так Марта Михель навсегда останется молодой, а Аннелиза обретёт статус старшей дочери Анны Фюрг и Йозефа Михель. Ещё до поступления Аннелизы в школу в семье Михель успеют появиться на свет ещё три девочки: Гертруд, Барбара и Росвита. На протяжении всего детства наша сегодняшняя героиня была достаточно прилежной девочкой и более чем прилежной прихожанкой, что потом отзовётся в множестве критических заключений относительно её диагноза. Аннелиза посещает мессы, читает молитвы при помощи розария. Зачастую её мир оформляется красивыми, но достаточно странными жестами доброй воли. Например для того, чтобы отмолить грехи заблудших католических душ наркоманов и бывших священников, свернувших на скользкую дорожку, несколько раз она осознанно засыпает прямо на полу. И многие могут сказать, что сумасшествие уже проявляется в этом. Ведь можно ли кого-то поймать, если врываешься на заседание МАССОЛИТа со свечкой в руках и в одном исподнем ? И можно действительно согласиться, что канва поведения несколько схожа. Но кто из детей не придумывал для себя миры, в которых своими поступками он мог что-то изменить? И Аннелизе, ещё относительно маленькой девочке, к тому же достаточно религиозной, несомненно хочется помочь кому-то. Она верит. И вера эта поддерживает её. Однако с 13-ти лет её всё чаще начинают мучать какие-то странные подозрения и опасения. И причин для них нет никаких, всё идёт как идёт, нет никаких домашних скандалов, всё гармонично. В тихой семье Михель просто не о чем волноваться, как кажется. Но то ли голоса, то ли некие смутные предчувствия не дают покоя...

В апреле 1949-го года экзорцизму подвергся молодой человек из штата Вашингтон, проживавший недалеко от Сиэттла. История эта по сей момент достаточно расплывчата и во всемирную сеть просочилось лишь несколько фактов, непосредственно изложенных одним из иезуитов, непосредственно проводивших сеанс экзорцизма при помощи "Римского Ритуала". Несмотря на множественные необъективные и откровенно странные заявления церкви, эта книга, написанная в 1614-ом году, с хирургической точностью и максимальными предосторожностями касается вопросов изгнания демонов и определяет три непосредственные "причины подозревать одержимость": сверхъестественные явления, связанные с предположительно одержимым, появление у него феноменальной силы, свободное общение на ранее неизвестных языках. Эти три пункта и являются отличительными чертами одержимости от той же шизофрении, например. И они конечно же не могут быть объяснены психиатрией как относящиеся к помутнению рассудка. Другой вопрос касается того, что фактически ни один из них до сих пор не был официально признан как судами и профессионалами, так и церковью. Ведь благославляя на обряд экзорцизма своих лучших священников церковь фактически передаёт их в руки "Римского ритуала", который хоть и является чётким сводом законов, но и предупреждает от беспричинного проведения обряда, а также настоятельно рекомендует провести тщательную дифференциацию между помешательством и одержимостью. К тому же "Ритуал" не даёт даже определённой структуры изгнания беса или демона. Он представляет собой лишь "костяк" обряда, большинство литаний которого можно заменить на любимые и самые действенные по мнению экзорциста отрывки "Библии". В неоспоримые элементы обряда входит лишь вручение одержимому креста, манипуляции с распятием и святой водой, а также финальный вопрос к демону о природе его сущности и тех вратах, которыми он проник в свою жертву.

Сеанс экзорцизма 49-го года закончился уверенной победой священника. Демон был изгнан, а молодой человек, чья история легла в основу фильма "Изгоняющий Дьявола", сейчас находится под программой защиты свидетелей католической церкви. Нашей сегодняшней героине повезло в разы меньше.

Скептики привыкли ассоциировать происходившие с Аннелизой события с её достаточно религиозной семьёй и шизофренией с примесью эпилепсии, которые на фоне бурного религиозного воображения вылились в события, которые мы с вами увидим ниже. К тому же многие утверждали, что первые признаки заболевания девочки совпали с выходом на экраны фильма "Изгоняющий Дьявола", историю коего мы только что услышали. И мы сейчас не будем рассуждать о том могла ли девочка видеть этот фильм, либо случайность, как всегда, оказалась не случайной. Но факт остаётся фактом и вот вполне послушная и покладистая Аннелиза, которая занималась музыкой и мечтала стать школьным учителем, на скорости несущегося паровоза вдруг сталкивается с чем-то абсолютно необъяснимым, что уже навсегда перечеркнёт и изуродует её жизнь и её мечты. И если быть честным и объективным, связывать первый приступ Аннелизы с "впечатлением от выхода фильма", который она возможно даже и не смотрела по определённым религиозным причинам, было бы неверно, потому что ещё за пять лет до выхода на экраны вышеобозначенной картины девочка переживает достаточно пугающую историю со спазмом языковой мышцы, в следствии которой впервые потеряет над собой контроль и по чистой случайности прикусит язык. Через год девушка испытала первый ночной приступ тяжкого удушья, во время которого все её мышцы были напряжены настолько, что невозможно было не только пошевелиться, но и позвать кого-то на помощь. Раньше, когда в народе ещё ходила вера в нечистую силу, обитающую непосредственно в человеческих жилищах, функция удавления человека во сне приписывалась различным мифологическим существам. На Востоке это были джины, в славянской мифологии целый ряд низших домашних духов, в числе которых был домовой, Кикимора, а также специализирующийся на подобных проказах тяжёлый и неповоротливый демон Шерстнатый. Эмоциональное напряжение было настолько сильным, что семнадцатилетняя девушка, за которой раньше не наблюдалось отлынивания от уроков, на следующее утро не смогла пойти в школу, однако восстановилась и, через определённое время придя в себя, снова смогла вернуться к активному образу жизни и некоторое время даже активно участвовала в игре в теннис.

Впрочем просветление наступает ненадолго. Паралич и затруднение дыхания ночью продолжают пугать Аннелизу и семья Михель обращается к своему лечащему врачу, который, не обнаружив никаких серьёзных отклонений в самочувствии пациентки только разводит руками и предлагает девочке обратиться к психиатру. Психиатр также не заметит никаких патологий и аномалий, перепроверив свои догадки при помощи ЭЭГ, не выявившей никаких измений в мозге. Однако, как вы понимаете, патология выскакивает не сразу. Процесс качественного изменения требует времени. А также требует определённую причину, которая и начнёт раскручивать колесо подобных изменений. И зачастую официальная современная медицина (особенно в контексте психиатрии) всё же делает упор на попытки симптоматического лечения, лишь связывая ниточками симптоматику с возможными причинами возникновения определённых состояний. И не стоит забывать о том, что огромное значение, конечно же, имеет определение причин заболевания. Зачастую настолько огромное, что при детальном препарировании подобных причин лечение может свестись к блокировке нескольких ненужных воспоминаний или "болевых точек" в прошлом. Только идиоты могут говорить о том, что человеку плохо, потому что он слабый, сам не справляется. Когда ты уличаешь человека в слабости и даёшь ему верёвку, чтобы он сам выбрался из ущелья, он, непонятый и уставший от собственных призраков, скорее затянет эту верёвку на своей шее. Только ненормальный дилетант будет без должной подготовки давить на пациента, преследуя идею шокового перелома, который всё исправит. И не забывай, что если ты врач - ты должен лечить. И если ты кого-то "лечишь", ты автоматически должен принять на себя бремя врача. И при грамотной систематизации, а также наличии некой "карты причин определённых состояний", психиатрия могла бы превратиться всего лишь в процесс нажатия определённых кнопок и отнюдь не на приборах относящихся к электросудорожной терапии. Но то ли уровень психиатрии не тот, то ли мы просто не нуждаемся в подобных подходах.

Классическая мудрость в греческом её понимании заключается не в том, чтобы давать ответы, но в том, чтобы задавать вопросы. И многие из нас об этом забывают. Но сегодня мы с вами должны задавать вопросы, это как никогда нужно, чтобы понять, что же действительно случилось с нашей героиней. И от правильного заданного, а также сформулированного вопроса зависит не только ответ. От него зависит намного больше... И вот, например, странный, но либо недоозвученный, либо действительно необъяснимый факт - до 73-го года, до самого момента обострения состояния, Аннелизе регулярно делали ЭЭГ. Почему же их перестали делать после 73-го года? И даже если принять во внимание тот факт, что священники действительно не рекомендовали принимать девушке определённые лекарства, то почему было забыто ЭЭГ? Забыто ли сознательно врачами, чтобы вдруг не обнаружилось, что мозг в порядке? Забыто ли сознательно церковниками, чтобы не обнаружилось, что мозг не в порядке? Или халатно забыто родителями, окончательно поверившими лишь в один метод лечения? Последнее из этих ЭЭГ, кстати, будет снято в июне 73-го года, хотя уже с весны девушка начинает слышать странные стуки. Обследование у отолога не выявило никаких патологий, как и все ранее проведённые исследования. Фенитоин можно было смело выкидывать в мусорное ведро - он не принёс никаких результатов, хотя был назначен ещё в 70-ом году. Причём, опять же, назначен симптоматически. И какими бы классными методиками, каким бы обширным опытом лечения не обладала медицина, обосновывать диагноз лишь на симптоматике, без прочих "патологических" (насколько они могут быть патологическими в данном случае) изменений и утверждать лечение, основываясь лишь на статистической общей картине - достаточно рискованно. К этому моменту врачи уже не могли определить какое конкретно лекарство оказало бы на пациентку лучшее действие. Аолепт, сходный с аминозином и использующийся для лечения психических расстройств, не помогал. Аннелиза начала слышать голоса, которые пророчили ей "гнить в Аду", в испуге она всё чаще рассказывала, что время от времени видит "лицо Дьявола". И всё-таки достаточно трудно толковать подобные заявления, исходящие из уст человека религиозного. Всё непонятное и пугающее он может охарактеризовать как Дьявола. Но в промежутках между ночными ступорами, галлюцинациями и приступами она слёзно просила избавить её от этого, искала помощи, действительно хотела побороть эти странные навязчивые состояния. После очередного посещения церкви в компании с подругой Аннелиза понимает, что не может прикоснуться к кресту, что больше не может пить святую воду. Четыре года лечения в больнице не привели абсолютно ни к каким результатам. Самочувствие девушки только лишь ухудшалось. Помимо ощущений начали появляться видения, началось саморазрушение сознания и отрицание собственного жизненного уклада.

Именно в этот момент родители девочки пытаются обратиться к католическим священникам. Однако те предупреждают, что невозможно проводить экзорцизм, пока не доказан факт одержимости. А доказать подобный факт в наше прагматичное время более чем сложно... В перерывах между помешательством сознание Аннелизы не только проясняется - в 73-ем она окончит Вюрцбургский университет, в 75-ом успешносдаст экзамены на получение специального разрешения на образовательные функции от имени церкви. Фактически девушка добьётся того, чего она всегда и хотела - будет готова преподавать... Но к этому моменту за ней уже год как наблюдает священник Эрнст Альт. Он будет первым, кто действительно заподозрит у девушки одержимость, после чего напишет письмо епископу Вюрцбурга с просьбой разрешить проведение обряда. В письме будет маленькая приписка Аннелизы: "Я никто, всё тщетно, что мне делать, я должна поправиться, молитесь за меня." В проведении ритуала епископ откажет.

Церковь призывает ненавидеть не грешников, но грех. Однако в случаях определённой опасности для своей репутации пасует. Медики как правило уверяют нас в излечении широкого ряда заболеваний. Но в особо тяжких случаях ловко изворачиваются, перебрасываясь больными из отделения в отделение и в итоге находя виновных в своей несостоятельности. И самая главная трагедия заключается в том, что официальная церковь, документально запретившая контакт экзорцистов и Аннелизы боялась уронить в грязь свою репутацию, которая могла пострадать из-за самого факта проведения подобных ритуалов. И самая главная трагедия заключается в том, что даже европейские врачи не нашли сил, чтобы признать абсолютную неспособность помочь девочке и вовремя не провели ряд исследований, которые могли бы выявить патологии, если таковые были. Или, по результатам исследований, признать своё бессилие. И в центре этого страха больная и абсолютно несчастная девушка, которую вынесли за меловой круг исходя из законов социального рукобития и круговой поруки.

А самые страшные дни для семьи Михель уже наступают. Аннелиза окончательно теряет контроль над собой в моменты приступов. Она ломает кресты и распятия, срывает с себя одежду, часами кричит и воет в своей комнате без видимо на то причины. Родители и сёстры ничего не могут сделать с этим, однако они безумно боятся не только оставлять её одну, но и оставаться с ней наедине. И безумное одиночество, пребывание со своими демонами один на один очень сильно давит на психику девушки. Позже Эрнст Альт и его помощник сальваторианин Арнольд Ренц выяснят опытным путём, что в голове девочки сидит не один, а шесть демонов, в числе которых Люцифер, Иуда Искариот, Каин и три существа, которые уже овладевали умами великих этого мира, а потому назвались их именами - Нерон, Гитлер и священник-убийца Валентин Флейшман. К этому времени, увидев плачевную ситуацию происходящую с девушкой, Альт повторно консультируется с епископом Вюрцбурга Йозефом Штанглем. Тот же обращается к иезуиту Адольфу Родевику и после консультации с ним разрешает Ренцу и Альту провести обряд экзорцизма, первый сеанс которого священники запланируют на 24 сентября 1975-го. Состояние девочки уже было критическим. Самоконтроль и сознание в определённые моменты полностью покидали её. Она слизывала с пола собственную мочу, калечила себя, проявляла особый гастрономический интерес к насекомым и углю для растопки печей, пыталась покончить с собой по велению демонов. Тогда её еле успеют стащить с моста над Майном. Примечательный случай домашней отчитки священникам рассказали родственники Аннелизы: по их уверению, когда та забилась под стол и несколько дней лаяла как собака, ей помогла подруга, которая пришла к ним домой и несколько раз прочитала молитву, призывающую демонов покинуть тело девушки во имя Святой Троицы. Впрочем в подобных случаях, будь то истерия или действительная одержимость, не всегда помогают лишь священники. Требуется сила, уверенность и псалтырь под рукой. Только не нужно бояться выбитых пробок, изменений голоса измученного человека и проклятий, которые летят в твой адрес.

В последствии на сеансе экзорцизма молодую девушку не могли удержать и трое взрослых мужчин, потому её всё чаще начали связывать крепкой металлической цепью. Она проклинала всех находящихся, говорила на нескольких иностранных языках, в числе которых была латынь, вопила чужими голосами. И даже если разбираться в возможности изменения речи пусть и безнадёжно больным человеком, нужно обратить внимание на то, что для задействования второй пары голосовых связок, нужно максимально расслабить мышцы. Но посмотрите... Как может расслабиться человек, извивающийся перед священниками как уж, скованный цепями и сильный настолько, что сил на сдерживание у окружающих просто не хватает? 30 мая на обряде поприсутствовал доктор медицины Ричард Рот, который позже на просьбу отца Альта о возможной медицинской поддержки Аннелизы ответит: "Против Дьявола нет инъекций."

И сегодняшняя наша история не о том даже кто прав, а кто виноват. Это мелкие размышления. Просто если ты врач и к тебе приводят подобного больного, ты внезапно осознаёшь, что рабочий день кончается в пять часов вечера. А потом - хоть синим пламенем гори. И проще скинуть его на чужие плечи. Если ты - церковный служитель и сталкиваешься с тем, что может подорвать твою репутацию, ты просто стараешься замять это. Потому что твой день тоже регламентирован. Не регламентирован только день той девочки, которой сейчас плохо прямо здесь перед тобой. И это, видимо, только её проблема. 1 июля 1976-го года проблема разрешилась. Перед сном Аннелиза позвала к себе маму и попросила немного побыть с ней. Она сказала, что ей очень страшно и хотела, чтобы кто-нибудь составил ей компанию. В 8 часов утра девушка умерла. Долгие судебные тяжбы, доказательства и факты, вымысел, перекатываемые от медицинского к католическому лагерю и обратно бочки ещё долго гремели по всей Германии. В следствии резонанса был откорректирован "Римский Ритуал". Священники были признаны виновными в смерти девочки, хотя существовал и вариант с пагубным действием карбамазепина, который Аннелиза употребляла в течении нескольких последних лет. Причиной смерти назвали истощение. Девушка уже давно отказывалась от еды - сперва по причинам того, что якобы демоны не разрешали ей питаться нормальной человеческой пищей, а после - для соблюдения определённой чистоты во время обрядов экзорцизма. К этому мнению, по заявлению многих очевидцев, она пришла сама.

Через два года после смерти Аннелизы одной монашке приснился сон, в котором ей было сказано, что девушка победила демонов и тело её, находящееся сейчас в могиле, нетленно. В вопросе неожиданно оказались заинтересованы все - даже скептики. Родители Аннелизы дали разрешение на эксгумацию, прикрыв свою просьбу желанием перезахоронить дочь. Подруга погибшей Теа Хайн будет вспоминать этот день так: "Собралось много людей - мужчины, женщины. Все они жаждали увидеть труп, но всем им запретили подходить туда. Затем огласили приказ запрещающий подходить к телу. Мы поговорили и решили что, наверное, пустят священника, но ему почему-то тоже запретили входить. Никого не пускали, даже нашему священнику отказали." Полицейские не пустили к телу никого и сказали, что оно сгнило и смотреть там уже не на что. Впрочем, разумно ли верить видениям монашки?

Один из самых известных ныне экзорцистов Габриэль Аморт, который за свои девяносто лет провёл около десятка тысяч ритуалов экзорцизма, позже скажет относительно словившейся в Германии ситуации: "Даже в те дни экзорцизма в Германии не хватало, и ответственны за это епископы и священники, ведь они ни во что подобное никогда не верили. А ведь тот, кто не верит в дьявола и одержимость, не верит в Слово Божие." Впрочем теперь каждый из вас сам волен делать выводы во что верить, а во что не верить. Неправильно лишь то, что за верой и погоней за мистическими историями люди зачастую теряют нить человеческой жизни. Важной, бесценной человеческой жизни, окончательную ответственность за спасение которой так никто и не взял.

Загрузка...