Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Строчная буква ж. « Написание строчной буквы «ж

Технологическая карта урока по русскому языку

Дата: 30.11.16

Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33»

Класс: 1 «А»

Практикант: Позднякова Виктория

Тип урока: Изучение нового материала

Образовательные : 1) Научить правильному начертанию буквы «б» и способам ее соединений, отработать безотрывность, плавность письма буквы и соединений букв; 2) Совершенствовать фонетические умения: характеризовать звуки, соотносить звук и букву; 3) Формировать у учащихся привычку правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями.

Развивающие : 1) Развивать мелкие мышцы руки; 2) Развивать психические процессы, как произвольное внимание, двигательная память, логическое и образное мышление, связную речь.

Воспитательные: 1) Воспитывать интерес к процессу познания; 2) Содействовать воспитанию таких черт характера, как усидчивость, аккуратность, самостоятельность.

Планируемые результаты

Предметные:

Формируемые УУД

- Личностные

- Регулятивные

- Коммуникативные

- Познавательные

Основные понятия

Оборудование

презентация, интерактивная доска

Этап.

Задачи

Деятельность учителя

(Содержание)

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организационный этап

Задачи:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Доброе утро, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и тихонечко садитесь! Проверьте, все ли готовы к уроку. На парте у вас должны лежать прописи и ручка.

Девизом нашего урока будет следующая фраза: «Чтобы грамотными стать, нужно нам все буквы знать». Поднимите руку, кто хочет стать грамотным и знать все буквы. Молодцы, ребята.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Проверяют готовность к уроку.

Узнают девиз урока.

Личностные:

·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

Регулятивные:

II . Актуализация знаний

Задачи:

Выявить уровень усвоения ранее изученного материала.

Сегодня к нам в гости пришла наша хорошая знакомая, узнайте её:

Жу-жу, жу-жу,

Я на ветке сижу,

Букву Ж всегда твержу.

Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

(Жук).

На урок письма жук Жужелица принесла нам новую букву. Как вы думаете, какая это буква? (ж )

Давайте вспомним характеристику звука [ж]. (согласный, звонкий, твердый).

Поднимайте руку каждый раз, когда услышите звук [ж]. Будьте внимательны!

Слова: кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щетка, замок, вешалка, ежик, лиса, жук, волк, карандаш, крыша, ужи, щит.

Назовите животных, в названиях которых есть звук [ж]: (ежик, жираф, ужи, стрижи).

Назовите слова с сочетанием ЖИ. (ножи, лыжи, пружина, снежинка и т.д.)

Отгадывают загадку.

Называют букву.

Характеризуют звук [ ж ]

Приводят пример слов.

Регулятивные:

·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Познавательные:

·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные:

III . Сообщение темы и постановка задач урока.

Задачи:

Организовать формулирование темы и задач урока.

На что похожа буква «ж»?

Сегодня на уроке мы будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «ж», которая обозначает твердый звук [ж].

Определяют тему урока и задачи.

Личностные:

·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Регулятивные:

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

VI . Изучение нового материала.

Задачи:

Познакомить учащихся

Сравните малую печатную и строчную письменную буквы «ж»

Чем они похожи? Чем отличаются?

1.Подготовительная работа к письму новой буквы

А) Анализ буквы

Конструирование строчной буквы «ж»

- Назовите элементы, из которых состоит строчная буква «ж». (Две полоски в форме полуовала; полоска в форме прямой линии).

Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква «ж».

Б) Показ и объяснение написания буквы

Сейчас, я буду показывать, как правильно писать букву «ж», будьте очень внимательны. Начинаю ниже верхней линейки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись верхней линейки. Опускаю ее в низ, закругляю влево, коснувшись нижней линейки. Делаю повтор по закруглению вправо, линию повтора продолжаю до верхней линейки, отклоняясь вправо. До нижней линейки пишу прямую. Делаю повтор по прямой вверх до ее середины, продолжаю плавную линию вверх, отклоняюсь вправо, закругляю вправо, коснувшись верхней линейки. Делаю повтор по закруглению влево, полуовальную линию опускаю вниз, закругляю вправо, коснувшись нижней линейки.

В) Письмо в воздухе

Прежде чем начать работу в прописях, потренируемся в воздухе. Поставим руку на локоток, все вместе начинаем писать букву «ж» в воздухе под счет: и – раз – и – и – два – и – и – три – и

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пят

Вышли пальцы погулять. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Этот пальчик самый толстый, (Сжимают и разжимают каждый пальчик на обеих руках.)

Самый сильный и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

Это пальчик безымянный,

Он избалованный самый.

А мизинец хоть и мал,

Очень ловок, да удал.

2. Упражнение в самостоятельном письме буквы.

Поднимите руку, кто хочет написать красиво эту букву. Люди часто допускают ошибки, посмотрите, мы так делать не будем, убираем эту букву.

Чтобы написать букву красиво, нужно соблюдать правила, кто подскажет их? (сесть ровно, спинка прямая, прописи лежат с наклоном, ручку держим правильно).

Положите ручку на средний палец, проверьте, свободно ли двигается указательный палец. Поставьте ручку в начальную точку, обведите элементы на строчке и обведите букву по контуру самостоятельно до половины строки. Сравните букву с образцом, подчеркните самую красивую букву.

Следующее задание более сложное, мы не только будем обводить букву, но и научимся писать самостоятельно букву. Обведите буквы и продолжите самостоятельно. Сравните букву с образцом, подчеркните самую красивую букву.

Молодцы, с работой мы справились.

3. Анализ соединения букв, письмо соединений.

Прочитайте слоги, которые написаны на строчке. В каких слогах буква Ж обозначает твердый звук?

(аж, уж, ож). Почему вы решили так? (потому что буква «о», «а» и «и» указывает на твердый согласный звук).

- «аж» каким соединением соединяются буквы? (средним). Почему? (буква «а» пишется снизу). Значит нам нужно вести от буквы «а» линию до середины рабочей строки, пишу букву «ж». Напишите букву «а» и обведите букву «ж».

Каким соединением соединяются следующие слоги? (средним).

А теперь посмотрите на слог «жи». Каким соединением он соединяется? (верхним). Почему? (буква «и» пишется сверху). Значит нам нужно соединить линию до верхней линии рабочей строки, пишу букву «и».

Положите ручки. Мы молодцы, кто не испытывал сложности? Мы научились писать букву, слоги.

Прочитайте пары слов: Ужи – уж; Ёжик - ежи.

Какое правило нужно вспомнить при письме этих слов? (жи – ши – пиши с буквой «И»)

Подчеркните сочетания жи – ши.

- Проанализируйте пары слов по плану:

1. сколько букв в слове?

2. сколько звуков?

3. сколько слогов?

4. какой слог ударный?

5. виды соединений букв.

Анализируют, из каких элементов состоит буква ж

Наблюдают за правильным написанием буквы «ж»

Пишут букву «ж» под счет в воздухе.

Выполняют физминутку

Выполняют правила для красивого письма буквы.

Обводят букву в прописях. Сравнивают с образцом, подчеркивают самую красивую букву.

Обводят и пишут самостоятельно букву «ж».

Сравнивают с образцом, подчеркивают самую красивую букву.

Читают слоги. Отвечаю на вопросы учителя.

Определяют каким соединением соединяются буквы с буквой Ж.

Пишут букву и обводят Ж.

Закрепляют материал.

Читают слова. Работают с ними.

Записывают эти слова в тетради. Вспоминают правило.

Личностные:

- способность к самооценке

Регулятивные:

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

·принимать и сохранять учебную задачу;

·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Познавательные:

Осуществлять анализ

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

VII . Закрепление изученного материала.

Задачи: закрепить

А для закрепления, я вам предлагаю прописать предложение с нашей изученной буквой. (У Тамары лыжи)

Ребята, как вы понимаете, что такое предложение? (предложение начинается с заглавной буквы, и в конце стоит точка).

Чтобы приступить нам к работе, нужно прочитать предложение.

Какое слово помощник используется в этом предложении?

С какой буквы нужно писать слово «Тамара»?

Какое правило нужно вспомнить при письме слова лыжи?

Проанализируйте каждое слово данного предложения и выполните письмо по образцу.

Как пишутся эти слова? (раздельно)

Приступаем к работе.

4. Выполнение логического задания с буквами

Сравните буквы ж –с. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах есть одинаковый по форме и по размеру элемент – полоска в форме полуовала).

Сравните буквы ж – х. чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах два одинаковых по размеру и форме полуовала).

Сравните буквы ж – Э. чем они похожи? Чем отличаются? (В данных буквах одинаковый по форме (но различные по размеру) элемент полуовал).

Сравните буквы ж – С. чем они похожи? Чем отличаются? (В данных буквах одинаковый по форме (но различные по размеру) элемент полуовал).

Отвечают на вопрос, думают, анализируют, размышляют.

Записывают предложение

Выполняют логическое задание с буквами.

Регулятивные:

·принимать и сохранять учебную задачу;

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Коммуникативные:

·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные:

·строить сообщения в устной форме -осуществлять анализ

VIII . Подведение итогов урока.

Задачи:

Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения.

Наш урок подошел к концу.

Ребята, чему мы с вами научились?

Что нового вы узнали? С какими буквами познакомились?

Спасибо за работу. До свидания.

Познавательные:

·строить сообщения в устной форме

Учитель: Методист: Башкина Елена Юрьевна

Конспект урока

Урок письма.

Учитель: Беднева Ксения Владимировна

Тема: Письмо заглавной буквы Ж.

Тип урока: Открытие новых знаний

Класс: 1 «Б»

УМК: «Перспектива»

Задачи урока:

    Предметные - формировать знания учащихся о твёрдом звуке [ ж ] и обозначении его буквой «ж», правильно располагать буквы и слова в строке, анализировать образец буквы, списывать без ошибок печатный шрифт;

    Метапредметные - развивать у учащихся речь, воображение, мышление, мелкую моторику рук, вырабатывать написание буквы Ж, элементов этой буквы;

    Личностные - воспитывать у учащихся интерес к письму и чтению, аккуратность, усердие, уважение к родному языку;

Оборудование:

Для учителя: «Пропись» Климанова Л.Ф., Абрамов А.В., стр. 16, мультипликационная презентация

Для учащихся: «Пропись» Климанова Л.Ф., Абрамов А.В., стр. 16

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Прозвенел весёлый звонок.

Он позвал детей на урок.

Слушаем внимательно,

Пишем все старательно.

Здравствуйте ребята. Сегодня урок письма проведу у вас я, меня зовут Ксения Владимировна. Проверьте всё ли у вас готово к уроку? Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место.

Учащиеся готовятся к уроку и проверяют подготовку товарища. Садятся за парты.

Регулятивные УУД

(организовать свое рабочее место под руководством учителя)

Личностные УУД

2. Актуализация знаний

Ребята, а попробуйте сейчас отгадать загадку.

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын - …. (жираф)

Какой звук вы слышите в слове «жираф»?

Какой он?

Молодцы, ребята!

Ребята, вы догадались, какая будет сегодня тема нашего урока письма? Какую букву мы сегодня будем с вами писать?

Сегодня на уроке мы научимся писать заглавную букву "Ж", научимся соединять ее с другими буквами.

Ж (согл.,зв,тв.,

Познавательные УУД

(формировать умение различать звуки и буквы, развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление)

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли)

3. Повторение правил посадки.

Ребята, давайте вспомним, какие правила мы должны соблюдать при письме.

В первую очередь, это посадка. Кто мне может сказать, как нужно сидеть? Где должны стоять ноги? Как должен стоять стул? Где у нас лежат локти?

Как лежит тетрадь на парте?

Как нужно правильно держать ручку? Покажите мне.

Правила мы вспомнили, теперь можем приступать к работе.

При письме мы сидим прямо, ноги ровно стоят на полу, стул пододвигаем ближе к парте, чтобы не сутулиться во время работы, локти лежат на парте.

Тетрадь у нас лежит под наклоном, уголок направлен на себя.

Ручку держим средним и большим пальцами, указательным придерживаем сверху. Показ детьми.

Регулятивные УУД

(организовать свое рабочее место)

Личностные УУД

(правильная посадка за партой)

4.Работа в прописях

Выполнение элементов буквы

Откройте прописи на странице 16.

Посмотрите на рисунок.

Кто на нем изображен?

Что вы о нем знаете?

Где он живет?

Чем он питается?

А почему у жирафа такая длинная шея?

Давайте его разукрасим. Для этого вам понадобится 4 цветных карандаша: желтый, коричневый, зеленый и синий.

Пока что вы будите разукрашивать картинку я расскажу вам интересные факты о жирафе. Например, вы знали, что у жирафа самый длинный язык из всех млекопитающих, его длина 50 см и он черного цвета. Жираф может чистить уши своим языком.

Окрас у каждого жирафа уникален, это значит, что невозможно найти два одинаковых жирафа. Окрас помогает жирафу замаскироваться. А зачем жирафу нужна маскировка?

Возраст жирафа можно определить по цвету пятен на шкуре - чем они темнее, тем он старше.

Также жирафы - это единственные животные которые не умеют зевать.

Ребята заканчиваем работу с цветом.

Давайте повторим с вами слово «жираф»

Поставьте ударение

Сколько в этом слове слогов? Давайте посчитаем

В каком слоге слышится звук «ж»?

Какой это звук?

Ребята, звук [ж] всегда твердый, это нужно запомнить.

(предполагаемые ответы)

Листьями

Он благодаря ей достает листья с макушек деревьев

Дети работают цветом и слушают учителя

Жираф (все вместе)

Проговаривают и ставят ударение

В слове жираф 2 слога. Считаем все вместе

В первом слоге

Согласный твердый

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

(умение ориентироваться в тетради, анализ объектов с целью выделения признаков)

5. Анализ звуковой структуры слова.

Теперь давайте составим с вами звуковую схему слова «жираф» и поставим ударение.

На какой слог падает ударение?

Закрасьте звуковые схемы в ваших прописях.

Давайте проверим.

Каким цветом должен быть закрашен первый квадратик? Второй? Третий? Четвертый? Пятый?

Ударение падает на второй слог.

Синим. Красным. Синим. Красным. Синим

Познавательные:

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

6. Рассмотрение буквы, вычленение знакомых элементов

Ребята, посмотрите в свои прописи на стр. 16, в правый верхний угол. Там изображены печатная и письменная буква Ж.

Кто скажет, чем они отличаются?

Молодцы, а какие слова пишутся с заглавной буквы?

Ребята, а какие слова на букву «ж» вы знаете?

На что похожа буква «Ж»?

Молодцы.

Из скольких элементов состоит буква «Ж»? Назовите их.

А в каких буквах встречаются эти элементы?

Посмотрите на доску, сейчас я покажу вам как пишутся данные элементы.

Теперь возьмите ручки и давайте попробуем написать элементы в воздухе.

Молодцы

В ваших тетрадях на первой строчке даны элементы данной буквы. Обведите их по вспомогательным линиям.

Молодцы. А сейчас у нас физминутка. Все встаем из-за парт

Письменная буква пишется под наклоном.

Имена, название рек, городов.

(предполагаемые ответы)

(предполагаемые ответы)

Из 3. Это два полуовала, и наклонные прямые по середине.

Познавательные:

1.Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

2.Формируем умение на основе анализа делать выводы.

Коммуникативные:

1.Формир умение слушать и понимать других

2.Формир. умение работать в паре

7. Физкультминутка

Вот помощники мои (Руки вперед).

Их как хочешь поверни.

Покрутили, повертели

И работать захотели.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы писать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

На носочках выше, выше,

И спокойнее подышим.

Садитесь

Выполнение учащимися физкультминутки

8. Предварительный показ учителем

Написания буквы на доске.

Посмотрите на слайд, сейчас вы увидите как писать заглавную букву «Ж».

А теперь посмотрите на доску, я буду показывать, как правильно писать заглавную букву «Ж»

Начинаем писать заглавную букву «Ж» чуть ниже верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, прописываем полуовал до чуть выше нижней линии рабочей строки. Не отрывая руки, возвращаемся по написанному до чуть ниже середины рабочей строки, ведем наклонную прямую вправо до верхней линии рабочей строки. Затем прописываем удлиненную черту вниз до нижней линии рабочей строки. Затем не отрывая руки, возвращаемся по написанному до чуть ниже середины рабочей строки, ведем вправо наклонную прямую до верхней линии рабочей строки. Закругляем вправо, не отрывая руки возвращаемся по написанному, прописываем полуовал.

Учащиеся внимательно смотрят и слушают учителя.

Коммуникативные УУД

(навыки сотрудничества учителя с учениками)

9. Письмо учащимися буквы по образцу.

Теперь возьмите ручки и давайте попробуем написать заглавную букву «Ж» в воздухе.

Обязательно поставьте руку на локоток, что бы рука могла, на что-то упираться.

А теперь давайте попробуем написать вторую строчку в ваших прописях до конца.

Учащиеся пишут в воздухе

Коммуникативные УУД

(умение слушать, говорить)

10. Слого-звуковой анализ слогов

Работа со слогами. Письмо слогов.

Ребята, найдите в прописи на стр.16 слоги. Давайте их прочитаем.

Прочитайте мне первый слог.

Какой звук обозначает буква «ж» в данном слоге? Какой это звук?

Назовите слова, которые начинаются на слог «жа».

Прочитайте второй слог.

Какой звук обозначает буква «ж»? Какой это звук?

А какой звук обозначает вторая буква в этом слове? Ребята, это нужно запомнить, в слоге «жи» слышим [ы], а пишем «и».

Назовите слова, которые начинаются на слог «жи»

Ребята, какой вывод вы можете сделать?

Теперь давайте попробуем написать эти слоги. Но сначала выясним, какие здесь есть соединения. (показ на доске)

жа- нижнее соединение, жи-верхнее.

(предполагаемые ответы)

Звук [ж], согласный твердый.

Звук [ы], гласный.

(предполагаемые ответы)

Звук «Ж», всегда твердый.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

(умение слушать, говорить)

Регулятивные УУД

11. Работа со словами

Звуко-слоговой анализ слов.

Строчкой ниже написано слово. Какое это слово?

А что обозначает это слово?

А как пишутся имена?

Правильно. Сколько слогов в слове «Жора»?

Поставьте ударение.

Молодцы.

А какие соединения в слове

Теперь возьмите ручки и запишите слово по образцу. (показ на доске)

Имя мальчика

С большой буквы.

В слове «Жора» два слога.

- «Жо» - нижнее, «ор» - верхнее, «ра» - нижнее.

Познавательные УУД

(умение строить речевые высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков)

Коммуникативные УУД

(умение слушать, говорить)

Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку)

12. Физминутка

Для глаз. Видео ряд.

Выполнение упражнения

13. Работа с предложениями.

На нижней строчке у нас написано предложение.

Давайте его прочтем.

(выбор ученика для чтения предложения)

Из скольких слов состоит предложение?

С какой буквы нужно записывать предложение?

Что вы видите в конце предложения?

Правильно, это значит, что вы должны закончить предложение одним словом, в котором будет присутствовать буква «ж». Например, ежи. Тогда сколько слов будет в предложении?

А что поставим в конце предложения?

А какие еще знаки препинания вы знаете?

Давайте обведем предложение по вспомогательным линиям.

Теперь давайте попробуем написать это предложение в прописи. Не забудьте, начинаем с большой буквы. И каждое слово должно быть раздельно. А еще не забудьте закончить предложение.

Кто прочтет мне свое предложение?

Молодцы.

В ваших прописях есть задание. Нужно соединить слоги так, чтобы получились слова. После того как вы соедините их вы должны записать полученные слова в своих прописях прописными буквами. Какое получится первое слово? Второе? Третье? Четвертое? Пятое?

Ниже у вас записано предложение. Кто хочет прочесть его?

Вы должны записать это предложение внизу прописными буквами.

Чтение по выбору.

У Жени жили…

Из трех слов

Предложение всегда начинается с большой буквы

Многоточия.

Предложение будет из 4 слов.

В конце предложения ставится точка.

Вопросительный знак, восклицательный знак.

Жили, лыжи, жилы, ножи, живот

Коммуникативные УУД

(умение говорить, слушать)

Познавательные УУД

(умение ориентироваться в прописи, извлечение нужной информации)

Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу)

14. Итог урока и рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. Какому звуку, и какой букве был посвящен наш урок?

Что мы научились делать на этом уроке?

С какой буквой познакомились?

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД

(Выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения)

Строчная рукописная буква ж.

Слайд 1

Куда мы с вами попали?(лес)

Кого мы можем встретить в лесу?(ответы детей)

Слайд 2

Прочитайте слова, записанные на слайде. Что их объединяет?(в словах есть буква ж)

Слайд 3

Определите тему урока. Чему мы будем сегодня учиться? (тема урока: « Строчная рукописная буква ж» Цель урока: научиться писать букву ж в слогах, словах, предложениях.)

Подготовим руки к письму.

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Слайд 4

Вспомним правила посадки при письме.

Карточка (на доске)

Сравните печатный и рукописный варианты написания. Что значит сравнить?

Слайд 5

Проанализируйте образец, из скольки элементов состоит буква ж? (из 3)

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж!

Откройте пропись №4 стр.6

Обведите элементы вверху страницы, следуя направлению стрелок.

Звук грома

Слышите? Что это?

В лесу начался дождь и сверкнула молния.

Посмотрите, есть ли в нашей прописи элементы похожие на молнию?(есть)

Где он находится? (ниже элементов буквы ж)

Я предлагаю вам поработать над безотрывностью письма. Обведите по контуру линиями узор и допишите его до конца строки.

Слайд 6

Ой, кто прячется от дождя и залетел к нам в гости? (жук)

Какая первая буква в слове? (ж)

Слайд 7

Назовите место написания строчной буквы ж. (в рабочей строке)

Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, закругляем вверх вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, делаем полукруг, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево. Второй элемент- молния. Начинаем писать с середины полукруга, ведем наклонную линию вверх вправо, до верхней линии рабочей строки, не отрывая руки, ведем линию вниз, до нижней линии рабочей строки, не отрывая руки ведем наклонную линию вверх вправо, до верхней линии рабочей строки. Третий элемент – делаем закругление вправо вниз, возвращаемся по написанному, делаем полукруг, ведем до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх вправо.

Напишите букву ж в воздухе, пальчиком на парте.

Заглянем в наши прописи, обведите букву ж по контурным линиям, а затем напишите 4 своих буквы ж, каждый раз сравнивая свое написание с образцом.

Обведите карандашом самую правильную букву ж.

Слайд 8 (физминутка для глаз+ задание)

Что необычного вы заметили? (появились слоги)

Прочитайте их. Над чем мы будем работать? (будем правильно записывать соединение букв)

Рассмотрим слоги слияния и назовем соединения. Запишите слияния по 1 разу, правильно соединяя буквы.

Кто еще обитает в лесу? Прочтите слова, записанные на следующей строке вашей прописи. Запишите слова у себя в прописи. (2 человека к доске)

Выполните звуко-буквенный разбор слова у себя в прописи, а ребята у доски. (цв. карандаши)

Слайд 9 Физминутка

Кто к нам прибежал в гости? (ежик)

Где живут ежи? (в лесу)

Запишите предложение про ежей. С какой буквы начинается предложение? (с большой, с заглавной)

Что это происходит?

Птицы летели низко, а стали лететь ниже, а тропинка была узкой, и чем дальше мы заходим в лес, становится какой?…. (уже)

Запишите это слово у себя в прописи. Соблюдая правильное написание букв и их соединений.

Слайд 10

Мы с вами зашли в самую чащу леса, но кто это к нам ползёт? (змея, уж)

Уж – неядовитая змея. А кто рядом ползет с ужом? (ужата)

Обратите внимание у вас в прописи записано предложение. Какими буквами оно записано?

Как вы думаете, что нужно сделать с этим предложением? (записать прописными буквами)

С какой буквы мы начинаем писать предложение? (с большой)

Поменяйтесь прописями с «соседом по парте» и проверьте, правильность написания предложения.

Итог

Над какой буквой работали сегодня? (строчная буква ж)

Из скольки элементов она состоит? (3)

Мы с вами побывали в лесу и повстречали жука, еже, ужа. Если у вас на уроке все получилось, и вы справились с работой, то раскрасьте жука, если остались трудности и нужно еще поработать в написании строчной буквы ж, то раскрасьте ежа, а если у вас не получилось ничего за время урока, раскрасьте ужа.

Строчная буква Ж

Обучение грамоте. 1 класс

Тема. «Письмо строчной буквы ж».

Цели . Формировать графические навыки письма, отрабатывать каллиграфию; создать с детьми алгоритм написания буквы ж , учить умению точно воспроизводить образец, научить проговаривать написание буквы; формировать навыки безошибочного написания сочетания жи в словах.

Учебные материалы. «Чудо-пропись» (под ред. В.А. Илюхиной); карточки со словами: прямая наклонная линия , качалочка , крючковая линия , секретик ; изображение жука; игрушка – жук; рисунки с изображениями животных; таблица слогов; материал для рефлексии урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель читает отрывок из сказки:

Учитель. А листок все плыл да плыл по прямой наклонной линии , и вот Дюймовочка попала за границу. Мимо качалочкой летел майский жук, увидал девочку, обхватил ее за талию и унес на дерево. Он уселся с крошкой на самый большой зеленый лист, похожий на крючковую линию , покормил ее сладким цветочным соком с секретиком и сказал: «Здесь я жжж иву, это мое жжж илище. Будьте моей жжж еной, это мое жжж елание!»

Потом к ним пришли другие жуки, которые жили на том же дереве. Они оглядывали девочку с головы до ног и говорили: «У нее только две но жжж ки! Жжж алко смотреть! Как у жжж асно!»

Дюймовочка не понравилась жукам, хотя была премиленькая. И майский жук сказал: «Увы, нам ну жжж но расстаться, очень жжж аль, жжж елаю удачи!»

Отрывок из какой сказки я прочитала?

Дети. Дюймовочка.

Д. Ханс Кристиан Андерсен.

У. Какие элементы письма вы услышали в отрывке?

Учитель вывешивает понятия на доску. Несколько учеников по одному выходят к доске, проговаривают и записывают данные элементы письма. Остальные работают в тетради на местах.

1. Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки и опускаемся по наклонной линии вниз до нижней линеечки рабочей строки.

2. Пишем прямую наклонную линию, чуть-чуть (на 1/10 от высоты строки) не дописываем до нижней линеечки рабочей строки и начинаем плавно разворачивать ручку на строке, не заостряя и не протягивая по строке.

3. Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся вниз по наклонной, выполняем «качалочку», не отрывая ручки, и поднимаемся по крючковой линии до середины рабочей строки.

4. Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся вниз по наклонной, выполняем «качалочку», поднимаемся по крючковой линии до середины строки, не отрывая руки, и по направлению к верхней линеечке рабочей строки строго параллельно уже написанной прямой наклонной линии (или первой, левой, наклонной линии) пишем «секретик».

Дети прописывают эти элементы до конца строчки.

III. Сообщение темы урока

У. Вернемся к отрывку. Кого встретила Дюймовочка?

Д. Жука.

У. К нам в гости тоже пришел жук и принес свою фотографию.

Учитель достает игрушку и открывает изображение этого жука.

– Вспомните, какой звук любил произносить жук?

Д. Звук [ж].

У. Какие слова с этим звуком вы запомнили из рассказа?

Д. Жилище, жена, желание, ножки, жалко, ужасно, жаль, желаю (удачи ), нужно.

У. Догадались, какую букву мы будем сегодня учиться писать?

Д. Букву ж .

У. Обоснуйте свой ответ.

Д. В каждом слове встречается звук [ж], на уроке обучения грамоте мы познакомились со звуком [ж].

У. Сформулируйте тему урока.

Д. Письмо строчной буквы ж .

Учитель открывает тему урока.

Письмо cтрочной буквы Ж

– Для чего нам нужно уметь писать букву ж ?

Д. Чем больше букв мы научимся писать, тем больше слов сможем написать.

– Для развития письменной речи.

– Чтобы быть грамотными.

– Буква ж – одна из букв алфавита.

Важно, чтобы дети приняли эту цель как свою.

IV. Работа по развитию артикуляционного аппарата

Перед детьми – звукоподражательные глаголы.

У. Прочитайте слова, стараясь передать голосом реальные звуки живой природы.

На доске:

мяукает
каркает

квакает
жужжит

кукует
крякает

– Выберите: что делает жук?

Д. Жужжит.

У. Покажите, как жужжит жук? Почему это происходит?

Д. Некоторые насекомые при полете очень часто машут крыльями, рассекая воздух. Так получается жужжание.

V. Работа над развитием техники чтения. Нахождение изучаемой буквы в словах

У. Жук принес вам в подарок свою любимую букву. Эта буква напечатана у вас в тетради. Назовите ее.

Д. Печатная буква ж .

У. Выполните штриховку буквы: мальчики – вертикальную, девочки – горизонтальную.

Во время работы учитель следит за правильностью выполнения работы, дает советы, хвалит.

– У каждого на столе лежит любимое стихотворение жука. Прочитайте его, найдите и обведите простым карандашом все буквы ж .

Дети читают по строчке и называют количество букв ж , встретившихся в словах:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
На лужайке я жужжу,
Безобидно я жужжу,
Над ромашками кружу!

– Повтор какого звука использует поэт, чтобы мы услышали жужжание жука?

Д. Жужжание создается повтором звука [ж].

У. В каком слове звук [ж] слышится несколько раз?

Д. В слове жужжу.

VI. Физкультминутка

У. Встаньте. Я показываю рисунки животных, а вы определяете наличие и место звука [ж] в названиях этих животных. Если звук [ж] в начале слова – вы поднимаете руки вверх, если в середине слова – ставите руки на пояс, если в конце слова, то опускаете руки вниз. Если в слове данного звука нет, то вы садитесь на корточки.

Учитель показывает рисунки: уж, жираф, собака, жаба, слон, ежик, морж, лиса.

VII. Работа в прописи (№ 3, с. 24–25)

У. Рассмотрите поэтапное написание строчной буквы ж .

– Из каких элементов она состоит?

Дети перечисляют элементы.

  1. Поэлементная запись буквы ж ведется учителем на доске, а дети эту работу выполняют на учительской строке в прописи на с. 24:

1. Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, «бугорком» уходим вправо, разворачиваем ручку, опускаемся вниз по наклонной линии.
2. К вышесказанному этапу 1 добавляем элемент под названием «клюшка». Выписываем «клюшку».
3. По «клюшке» уходим вправо вверх и, не доходя 1/3, выписываем «секрет».
4. По «секрету» – наклонная линия вниз.
5. Поднимаемся по наклонной на 1/3 снизу, вновь уходим по крючковой вправо вверх.
6. С 1/3 «ломаем секрет».
7. По «секрету» – наклонная вниз, «качалочка», крючок до середины.
8. Повторный показ учителем безотрывной записи всей буквы ж по сокращенному алгоритму с комментированием: «бугорок», наклонная вниз, «клюшка», крючковая до 1/3, «секрет», по «секрету» – наклонная, «качалочка», крючок до середины.

  1. Письмо детьми буквы ж «в воздухе» с проговариванием алгоритма по силуэту жука.

У. Проведите по силуэту жука ручкой линии так, чтобы получилась строчная буква ж .

  1. Письмо буквы по точкам, а затем самостоятельное написание буквы до конца строчки.

VIII. Самоанализ написанного

У. Найдите самую красивую букву, написанную вами, и обведите ее зеленой ручкой. Какая буква вам не очень понравилась и почему?

Жук тоже трудился вместе с вами. Давайте посмотрим, что у него получилось.

В таблице учащиеся разбирают графические ошибки в написании буквы ж , выбирают правильно написанную букву, подбадривают старания жука.

IХ. Письмо слогов-слияний с буквой ж : жа, жу, жи

Работа в прописи. Письмо слогов с проговариванием. Учитель акцентирует внимание на особенности написания и произношения слога жи.

Х. Письмо слов с буквой ж

Дети читают слова. После прочтения и орфографического разбора слова прописывают рядом с образцом.

В слове журавли ученики отмечают все части букв и их соединений. Соединения в середине отмечают черточкой, а соединения на 1/3 – крестиком. Один ученик отмечает серединки, другой – третьи части на доске, а остальные работают в прописи.

В слове жаворонок дети обозначают все «гнездышки» и «шалашики». Один ученик отмечает «гнездышки», другой – «шалашики», а остальные работают в прописи на местах.

У. Поиграем в игру «Кто больше?». Придумайте слова, в которых звук [ж] был бы в начале слова.

Д. Журнал, жизнь, жасмин, желудь, жилет.

У. В середине слова?

Д. Крыжовник, баклажан, лыжник, этажерка.

У. В конце слова?

Д. Багаж, чиж, нож, персонаж.

Чтение учениками группы слов, близких по смыслу: дружба – дружили – друг.

У. Чем похожи эти слова? Как мы называем такие слова?

Д. Родственные.

У. Запишите слова, выделите в них общую часть.

ХI. Физкультминутка

ХII. Работа с предложениями

У. Что вы видите на доске?

На доске:

| _______ ________ _______ ________ ?

Д. Схему вопросительного предложения.

У. Сколько в нем слов? Какие правила написания предложения вы знаете? Что мы называем предложением?

Ответы детей.

– Прочитайте в прописях вопросительное предложение.

Д. Кому стало жалко жука?

У. Вспомните текст букваря и ответьте на вопрос: кому стало жалко жука?

Д. Жанне стало жалко жука.

У. Запишите вопросительное предложение.

Восстановите деформированное предложение и запишите на свободной линеечке.

Д. Женю укусил в руку жук .

ХIII. Закрепление пройденного материала

Ученики соединяют стрелочкой по порядку все элементы, чтобы получилась буква ж.

Дети собирают из рассыпанных букв слово. (Получаются слова: жало, жара, жаба, лужа .) Слова записывают с комментированием.

ХIV. Дополнительный материал

На доске:

У. Назовите слово с изученной сегодня на уроке буквой.

Д. Желание.

У. Как вы понимаете смысл этого слова?

Ответы детей.

– Составьте из слогов родственные слова.

Д. Желание, желанный, желать, желательно.

У. Вставьте подходящие по смыслу слова:

И … (желанная ) страна
Вот уж издали видна.

(А.С. Пушкин )

Ответы детей.

Все учиться мы … (желаем )
И пятерки получаем.

– Как вы понимаете смысл этого предложения?

Придумайте пожелание нашему гостю.

ХV. Итог урока

У. Назовите тему урока.

Д. Письмо строчной буквы ж .

У. Какова цель урока?

Д. Научиться писать букву ж .

У. Что мы для этого сделали?

Д. Создали алгоритм написания буквы ж .

У. Мы достигли цели?

Д. Да.

У каждого на столе конверт для рефлексии. В нем лежат листики зеленого, желтого и коричневого цветов.

У. Вспомните ключевые слова урока и оцените свою работу. Если вы работали на уроке с желанием, были уверены в себе, вам было интересно и в ваших прописях чистота и порядок, то выберите листик зеленого цвета.
Если вы работали с желанием, но не очень уверенно, волновались, да и в прописи были недочеты, то выберите листик желтого цвета.
Если вы работали без желания, вам было скучно на уроке, то выберите листик коричневого цвета.

На доске – три ствола дерева. Учитель поясняет, что на первое дерево дети приклеивают листики зеленого цвета, на второе – листики желтого цвета, а на третье – листики коричневого цвета. Дети наклеивают выбранный листик. В результате получаются три дерева. Делается соответствующий вывод.

– Я рада, что вы работали сегодня с желанием, уверенно, что в ваших прописях чистота. Наш гость тоже доволен, что вы подарили ему такой замечательный дом. Спасибо за работу! Урок окончен.

Токмакова Галина Тимофеевна , учитель начальных классов, МБОУ СОШ №7, г. Сургут

Урок-участник конкурса " "

Урок русского языка, 1 класс

Цели деятельности педагога: способствовать формированию в памяти образа буквы Ж, ж, научить писать заглавную и строчную букву, соотносить печатные и письменные буквы Ж, ж; создать условия для развития речи, фонематического слуха, памяти.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают правила выполнения звукового анализа слов; умеют проводить поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Ж, ж, написание букв; различают парные и непарные согласные по звонкости – глухости, мягкости – твердости; получат возможность научиться писать заглавную и строчную букву Ж, ж.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; усвоение смыслоразличительных функций твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих; применение правила написания гласных после шипящих в буквосочетании -жи-; логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление классификации слов с изученными звуками.

Регулятивные: умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с образцом; вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные: умеют включаться в совместную работу по сопоставлению языковых объектов; владеть монологической и диалогической формой речи; излагать мысли точно, ясно и просто; соблюдать орфоэпические нормы произнесения слов.

Личностные : сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; имеют адекватную позитивную самооценку; считаются с мнением другого человека; выполняют основные правила гигиены чтения и письма.

Оборудование: интерактивная доска, алфавит, игрушка – рукавичка для кукольного театра, наборы фишек для обозначения звукового состава слова, прописи, слоговая таблица

Ход урока

Целеполагание

Учитель:

Ребята, я сегодня ни одна пришла, со мной захотел прийти зайчонок, он очень просился. Я не могла ему отказать. Его зовут Степашка. Он сейчас со мной, только очень боится и стесняется. Если вы не будете шуметь и пугать его, он появится.

(появляется зайчонок Степашка)

Степашка: - Здравствуйте, ребята! А у вас какой урок?

Дети: - Письмо.

Степашка: А что это такое, письмо? Что вы делаете на письме?

Дети: - На уроке письма учимся писать буквы, слова и предложения.

Степашка: - А можно я с вами останусь, я тоже хочу учиться писать буквы.

Дети: - Да!

Учитель: - Вот и прекрасно. Вот вам первое задание. Разбиться на группы, каждой группе будет своё задание.

Задание «Поломанные буквы»

Я когда готовилась к уроку выписала все изученные буквы. Вдруг открылось окно, налетел ветер, рассыпал буквы, и они сломались. Почините буковки. Те буквы, которые у вас получились, запишите маркером на листе с заданием и в тетради.

(Самостоятельная работа в группах 2 – 3 минуты. По одному представителю от группы выходят к доске, демонстрируют свои работы. Называют буквы.)

Учитель: - Какая возникла проблема, что было трудно?

Дети: - Остались лишние элементы. Можно составить букву Ж, но мы её ещё не учили.

Учитель: - Вы догадались, какая сегодня тема урока?

Степашка: Я! Я догадался!

Дети: - Письмо заглавной и строчной буквы ж

Учитель: - Рассмотрите задание в прописи на сегодняшний урок (с 24 – 27), чему вы хотите сегодня научиться?

Дети: – Сегодня на уроке научимся писать и соединять с другими буквами прописную и строчную букву Ж, ж, которая обозначает твердый согласный звук ж.

Степашка: - Ребята, а меня научите писать эту букву

Изучение нового материала.

1. Работа с демонстрационной таблицей

Учитель: Давайте поможем ему научиться писать букву, что для этого надо сделать?

Дети: Сначала надо сравнить письменную и печатную буквы

Учитель: - Рассмотрите таблицу и скажите Степашке: похожи ли печатная и письменная буквы Ж, ж и есть ли у них разные элементы в написании?

Работа с демонстрационной таблицей.

Дети находят сходство: - у печатных и письменных букв «ж» есть вертикальная палочка, идущая сверху вниз.

Находят различия – у заглавной и письменной буквы «Ж» справа и слева полуовал, а у печатной «Ж» этот полуовал отсутствует, вместо него справа и слева такой же элемент, как у буквы «К»

–письменную букву пишем с наклоном, а печатную без наклона

2. Работа с образцом заглавной буквы Ж.

Дети: - Рассмотрим образец в прописи. У нас есть помощники: точка и стрелочка. Они нам показывают направление движения руки при написании буквы Ж.

Учитель : Молодцы! А может быть, кто-нибудь попробует рассказать Степашке, как написать букву Ж? Кто подскажет?

По желанию кто-нибудь из учеников проговаривает написание заглавной буквы Ж

(Буква Ж состоит из трех элементов: двух полуовалов и наклонной палочки. Заглавную букву Ж начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем вверх вправо, доводим до середины вспомогательной строки, закругляем вниз влево, пишем полуовал. Затем пишем присоединительный элемент от середины полуовала вправо вверх до середины вспомогательной строки, затем пишем длинную наклонную палочку и начинаем писать второй присоединительный элемент от нижней точки наклонной линии вверх вправо до верхней линии рабочей строки. Третий элемент – правый полуовал – начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки, ведем руку вверх влево, доходим до нижней линии рабочей строки, ведем вниз, закругляем вправо, пишем полуовал.)

Учитель пишет букву на доске рукой, на которую надета кукла.

Учитель: - А что ещё надо сделать прежде, чем начнём писать?

Дети: - Правильно сесть за партой. Положить тетрадь с правильным наклоном. Правильно взять ручку.

Степашка: - Я понял! Давайте теперь вместе писать!

(Письмо буквы в воздухе; затем в прописи)

Учитель проходит по рядам, подмечает типичные ошибки. Выписывает на доску.

Учитель: - Посмотрите, что сделал Степашка, всё ли он правильно написал?

(разбор, исправление ошибок)

Учитель отмечает детей, которые лучше справились с работой.

Учитель: - Давайте подскажем Степашке, что надо делать, чтобы писать правильно, поделитесь своим секретом.

Дети: - Надо написать одну букву, если получилось хорошо - писать дальше. А если что–то не получилось, сравнить с образцом: чем отличается и дальше постараться написать правильно

Физминутка

3. Работа с образцом строчной буквы ж.

Учитель: – Рассмотрите образец строчной буквы ж. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся?

Учитель: - Строчная буква ж отличается от заглавной буквы Ж только размером.

Учитель: - Опишите направление движения руки при написании буквы ж.

(Строчную букву ж начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх вправо, доводим до верхней линии, закругляем вниз влево, пишем полуовал. Затем пишем присоединительный элемент от середины полуовала вправо вверх до верхней линии рабочей строки. Затем пишем наклонную палочку и начинаем писать второй присоединительный элемент от нижней точки наклонной линии вверх вправо до верхней линии рабочей строки. Третий элемент – правый полуовал – начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведем руку вверх влево, доходим до верхней линии, ведем вниз, закругляем вправо, пишем полуовал.)

– Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1–3-й строчках.

(Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

4. Упражнение в письме соединений.

Учитель: - В стране Жужжандия жил – был звук ж. Жужжал, жужжал звук ж, скучно ему стало. С кем бы подружиться?

– Прочитайте слоги в слоговой таблице. С какими гласными буква ж дружит? Самостоятельно напишите слоги и слова.

Что вы заметили, с какими буквами буква ж не дружит?

Дети: - С буквами ы, е нет слогов.

Учитель: - Вы уже знаете, что звук ж всегда твёрдый, но по правилам русского языка после буквы ж не пишутся буквы ы и э

5. Отработка написания буквосочетания жи.

Учитель: - В чём особенность написания слога жи?

Прописывание слога несколько раз.

Слова в тетради читают дети с плохо сформировавшимся навыком чтения

Учитель: Сравните, чем отличаются слова: лужа – лужи

Запишите второе слово в каждой паре с опорой на образец. Подчеркните сочетания жи.

– Какое правило надо вспомнить при письме этих слов?

Работа в паре. Взаимопроверка.

Для хорошо подготовленных детей дополнительное задание работа на резервной странице прописи.

1. Соберите слово и запишите его.

2. Запишите слова письменными буквами.

Учитель : - Выложите на столе модели звукового состава слов жираф, стрижи, Женя. Выберите себе слово для разбора сами.

После проверки ещё раз повторяется, что звук ж – твёрдый, звонкий, согласный, не имеет мягкой пары, но после буквы ж никогда не пишутся буквы ы, э, а пишутся буквы и, е

6. Работа с предложением. Выставляются картинки: ежевика, утюжок, ножницы.

Учитель: - О чём можно сказать: Я режу. Я вижу. Я глажу.

Придумайте предложение со звуком ж о себе. Задайте себе вопрос: «Что я делаю?» - и ответьте на него.

Степашка: Я придумал предложение. Я от вас сейчас убежу.

Учитель: Правильно он сказал?

Дети отвечают.

Запишите в тетрадь своё предложение.

Проверка. Чтение предложений.

III. Подведение итогов.

Учитель: Степашке очень понравилось, как вы работали. Он приобрёл сегодня много друзей. Но прежде чем вы расстанетесь, вспомните, что сегодня мы делали на уроке и закончите за мной высказывание:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Учащиеся отвечают.

Литература

  1. Безруких, М. М. Прописи № 1, 2, 3 к учебнику «Букварь»: для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / М. М. Безруких, М. И. Кузнецова.– М. : Вентана-Граф, 2012.
  2. Журова, Л. Е. Русский язык. Обучение грамоте: 1 класс: Методические комментарии к урокам: / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. –М. : Вентана-Граф, 2012.
  3. Николаева С. В. / Смирнова И. Г. Русский язык. 1 класс: система уроков по УМК "Начальная школа XXI века". Компакт-диск для компьютера

Для учащихся:

  1. Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Обучение грамоте. 1 класс». – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  2. С-160. Русский язык. 1–4 классы [Электронный ресурс] / Л. В. Зубарева, Е. П. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Загрузка...