Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Стихотворение С.А. Есенина «Неуютная жидкая лунность» (восприятие, истолкование, оценка). Стихотворение «Неуютная жидкая лунность

Стихотворение «Неуютная жидкая лунность» было написа­но С. А. Есениным в 1925 году. Основная тема его -тема России. Поэт пытается осмыслить прошлое и будущее страны.

Стихотворение построено по принципу антитезы. «Бедная, нищая Русь» противопоставлена у Есенина «каменной и сталь­ной» стране, новой России. И здесь уже мы не видим поэтиза­ции старины, столь характерной для многих стихотворений по­эта. Напротив, картина эта непривлекательна, далека от идеали­зации: «неуютная жидкая лунность», «чахоточный свет луны», «изсохшие вербы», «бедность полей», крестьянские «лачуги». Изменилось теперь и отношение лирического героя к старой Руси:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам, и тополям.

Однако сами интонации его временами становятся неуверен­ными, что подчеркнуто в тексте многоточиями: «Мне теперь по душе иное…», «Я не знаю, что будет со мною…». Настораживают читателя и лексические повторы, в которых герой отказывается от своих прежних привязанностей:

По дорогам усохшие вербы

И тележная песня колес…

Ни за что не хотел я теперь бы,

Чтоб мне слушать ее привелось.

Тот же самый мотив звучит в финале:

И, внимая моторному лаю

В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,

Ни за что я теперь не желаю

Слушать песню тележных колес.

Здесь создается такое впечатление, что герой пытается убе­дить в сказанном не только читателя, но и самого себя. И эта противоречивость его образа подчеркнута ритмикой стихотво­рения. Первая, вторая и шестая строфы написаны трехстопным амфибрахием, остальные-дольником. Все это придает стихот­ворению особую мелодичность, напевность. Как отмечает Т.П. Буслакова, «песенная стихия стихотворения не согласуется с его содержательной стороной, что выявляет противоречивость переживаний лирического героя, оказавшегося на переломе эпох. В своей душе он пытается соединить любовь и ненависть…, про­шлое и будущее, сомнение и веру, преданность вечным ценно­стям и стремление к обновлению. Его выбор, провозглашен­ный и обоснованный в стихотворении как естественный исход истории России, сопряжен с непосильным духовным напряже­нием».

В стихотворении использованы различные средства художе­ственной выразительности: эпитет («неуютная жидкая лунность», «в резвую юность», «в чахоточном свете луны»), инверсию и ме­тафору («Вижу мощь я родной стороны»), олицетворение («Ни­щету твою видеть больно И березам, и тополям»). На фонети­ческом уровне находим ассонанс («Волочиться сохой по полям») и аллитерацию («Слушать песню тележных колес»).

  • Дайте родину мою».
  • Вижу мощь я родной стороны
  • Мне теперь по душе иное…
  • Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, «неисчерпаемую печаль» которых умел он так эмоционально передать. Главная особенность Есенинского творчества – искренность. Поэт изливает в стихах свои самые сокровенные чувства. Каждое стихотворение – частица самого поэта.

    Поездка за границу становится переломом в жизни и творчестве поэта. Вернувшись, он переосмысливает свое отношение к жизни в целом. У него появляется целый ряд стихотворений, в которых он прославляет Россию советскую. Под влиянием этих настроений и создается «Неуютная жидкая лунность…». С самой первой строки поэт отгораживается от мира прошлого, который для него неразрывно связан с природой, которую он воспевал в течение многих лет. «Лунность» – неологизм, часто используемый Есениным для выделения особых, сверхъестественных красок ночи, – вместе с такими определениями, как «неуютная», «жидкая», создают совершенно иной образ. Новая «лунность» превращается во что-то близкое, осязаемое и отнюдь не привлекательное. То же самое происходит со многими «классическими» образами Есенина. Например, «усохшие вербы», «чахоточный свет луны». В первой половине стихотворения создается настроение некоторого отчуждения, которое передается и читателю. Но ровно посередине идет четверостишье:

  • Через каменное и стальное
  • Есенин искренне переживал за судьбу России, и это стало отличительной чертой всех произведений поэта. Его стихи стали одной из самых ярких страниц истории русской литературы начала XX века. Отошла в прошлое эпоха Есенина но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родному краю, к своему отечеству:

  • «Кинь ты Русь, живи в раю!»
  • Ранние стихи Есенина изобилуют прекрасными картинами русской природы. В них показана неподдельная радость юноши, открывающего новый, удивительный мир. В стихотворении «Неуютная жидкая лунность…», написанном в двадцать пятом году, поэт лишает природу всякого очарования. В ней появляется что-то застывшее, однообразное. Неужели лирический герой здесь – антипод автора? Нет, скорее всего, взгляды Есенина сильно изменились за такой долгий срок. Ведь нельзя забывать о событии, которое изменило жизнь всего народа, о революции. Есенин поддерживал революцию семнадцатого года, но «воспринимал ее по- своему, с крестьянским уклоном», «больше стихийно, чем сознательно». Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь. Семнадцатый год не принес даже намека на «крестьянский рай» – «Инонию», который поэт воспел в своих стихах. Есенин начинает проклинать «железного гостя» несущего гибель патриархальному, деревенскому укладу, и оплакивать старую, уходящую, «деревянную Русь». Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего путь от певца патриархальной, обездоленной России до певца России народной.

  • Я скажу: Не надо рая,
  • Волочиться сохой по полям!»
  • Если крикнет рать святая:
  • С этих строк начинается гимн прогрессу – «новой жизни». Поэт больше не жалеет об уходящей «деревенской Руси», ведь теперь он «хочет стальною видеть бедную, нищую Русь». Мелодика стиха изменяется. В ней появляется чеканный ритм, выделенный местами аллитерацией:

  • «Полевая Россия! Довольно
  • И в чахоточном свете луны
  • «Неуютная жидкая лунность…» Сергей Есенин

    поэзии Неуютная жидкая лунность
    И тоска бесконечных равнин,-
    Вот что видел я в резвую юность,
    Что, любя, проклинал не один.

    По дорогам усохшие вербы
    И тележная песня колес…
    Ни за что не хотел я теперь бы,
    Чтоб мне слушать ее привелось.

    Равнодушен я стал к лачугам,
    И очажный огонь мне не мил,
    Даже яблонь весеннюю вьюгу
    Я за бедность полей разлюбил.

    Мне теперь по душе иное.
    И в чахоточном свете луны
    Через каменное и стальное
    Вижу мощь я родной стороны.

    Полевая Россия! Довольно
    Волочиться сохой по полям!
    Нищету твою видеть больно
    И березам и тополям.

    Я не знаю, что будет со мною…
    Может, в новую жизнь не гожусь,
    Но и все же хочу я стальною
    Видеть бедную, нищую Русь.

    И, внимая моторному лаю
    В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
    Ни за что я теперь не желаю
    Слушать песню тележных колес.

    Анализ стихотворения Есенина «Неуютная жидкая лунность…»

    Сергей Есенин по праву считается поэтом русского села, так как именно его он воспевает во многих своих произведениях. Однако в последние годы жизни его творчество кардинально изменилось, и связано это было с тем, что Есенин не видел для себя места в новом мире, который казался ему чужим и неприветливым.

    Поэт очень рано покинул свою малую родину, село Константиново, в котором прошло его детство. Позже, уже став достаточно знаменитым, он несколько раз возвращался домой, и все время ловил себя на мысли, что спокойная и размеренная сельская жизнь осталась в далеком прошлом. И это неудивительно, так как после революции повсеместно стали создаваться колхозы, на полях появилась первая техника, а сами крестьяне по вечерам вместо народных русских песен разучивали марши на стихи новоявленных поэтов, проповедующих социалистические идеи.

    Однако программа развития села, принятая партией, оказалась утопической. Крепкие крестьянские хозяйства раскулачивались и приходили в упадок, а колхозы не в состоянии были обеспечить страну продовольствием в требуемом количестве. Более того, многие поля попросту не возделывались, и это настолько угнетало Есенина, что у него уже не было никакого желания воспевать красоты родного края. В 1925 году он написал стихотворение «Неуютная жидкая лунность…», в котором высказал все, что наболело. Однако поэт понимал, что «тележная песня колес», к которой он привык с самого детства, теперь уже является пережитком прошлого . Будучи патриотом своей родины, поэт хотел, чтобы Россия стала по-настоящему сильной и свободной державой. Есенин отмечает, что «равнодушен я стал к лачугам, и очажный огонь мне мал», подчеркивая тем самым, что цивилизация должна придти не только в города, но и в села, где крестьяне все еще убирают урожай при помощи серпа.

    Вместе с тем, поэт понимает, что это именно бедность крестьян является одним из сдерживающих факторов развития не только сельского хозяйства, но и всей страны. К этому моменту Россия все еще остается аграрной державой со слабо развитым промышленным производством. Но в погоне за достижениями в промышленной сфере уже никто не обращает внимания на то, что именно село в первую очередь нуждается в модернизации. «Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям!», — призывает поэт, считая, что только за счет хороших урожаев страна может избавиться от голода и нищеты.

    Сам Есенин убежден, что его роль в становлении нового общества незначительна, так как даже очень яркий литературный талант при отсутствии желания петь дифирамбы новой власти никогда не будет востребован . Более того, поэт считает, что именно творчество превратило его в изгоя, на родине отныне вынужден чувствовать себя, как в гостях. Но при всем этом Есенин остается истинным патриотом, для которого процветание России является самой большой отрадой. Поэт отмечает, что хочет «стальною видеть бедную, нищую Русь», надеясь на то, что революция, как бы лично он к ней ни относился, все же позволит крестьянам стать полноправными и рачительными хозяевами земли. Но тот факт, что села по-прежнему приходят в упадок, и потомственные пахари уезжают в город в поисках лучшей доли, не прибавляет Есенину радости. Впрочем, он никого не винит, так как в свое время сам продела путь из Константиново в Москву только ради того, чтобы достичь в жизни чего-то большего. Однако, по мнению поэта, облегчение крестьянского труда при помощи современной техники могло бы кардинально изменить положение дел. Будущее – за умными машинами, которые Есенин в огромном количестве видел за границей, тайно завидуя французским и американским фермерам, которые не изнуряют себя тяжелым физическим трудом. Поэтому свое стихотворение поэт заканчивает строчкой: «Ни за что я теперь не желаю слушать песню тележных колес».

    Для всего творчества С. Есенина характерно обостренное чувство единения со своей страной, с ее историей, с теми истоками, из которых черпает вдохновение любой настоящий поэт.
    Со временем, на протяжении творческого пути, восприятие Есениным своей страны менялось. Это не удивительно - неузнаваемо изменялась сама страна. Сразу вслед за революцией начался стремительный рост промышленности, рост городов. Патриархальная, древняя Русь начала уходить в прошлое, на смену ей шла совершенно иная страна. Именно этим изменениям, двойственному отношению лирического героя к происходящему и посвящено стихотворение «Неуютная жидкая лунность».
    Неуютная жидкая лунность
    И тоска бесконечных равнин, -
    Вот что видел я в резвую юность,
    Что, любя, проклинал не один.
    «Тоска бесконечных равнин» - постоянный мотив стихотворения. Природа России - символ неустроенности судьбы поэта. Уже в первой строфе заявляется двойственное отношение лирического героя к рисуемым им пейзажам. С одной стороны - это безграничная любовь, а с другой - проклятия по поводу вечной неустроенности, отсталости, отсутствия определенности.
    В стихотворении явно ощущается перекличка с «Родиной» М. Ю. Лермонтова («Но я люблю, за что - не знаю сам»). Свою собственную «странную любовь» к отчизне Есенин, правда, интерпретирует несколько по-иному.
    Поэт разлюбил пейзажи, которые раньше вызывали у него восхищение - «по дорогам усохшие вербы и тележная песня колес», «очажный огонь», «лачуги», «яблонь весенняя вьюга», «бедность полей», «чахоточный свет луны». Есенин пишет о своем новом настроении: «Мне теперь по душе иное». Окружающие пейзажи его не вдохновляют, он восхищен новой, каменной, стальной, мощной страной.
    Полевая Россия! Довольно
    Волочиться сохой по полям!
    Нищету твою видеть больно
    И березам и тополям.
    В стихотворении возникает образ бедной, нищей Руси, на которую поэту невыносимо смотреть, когда рядом существует альтернатива - «стальная» Русь, «моторный лай», «бури и грозы».
    Поэт всей душой стремится принять новую действительность, понимая, что будущее именно за ней. Его привлекает та дерзость, та свобода, с которыми страна рванулась ввысь. Однако свою собственную судьбу он воспринимает трагически.
    Я не знаю, что будет со мною...
    Может, в новую жизнь не гожусь,
    Но и все же хочу я стальною
    Видеть бедную, нищую Русь.
    Где-то глубоко внутри поэт чувствует, что ему слишком дорога, слишком близка та, уходящая Русь, мир «бревенчатой избы», страна «березового ситца».
    Вся композиция стихотворения основана на противопоставлениях, антитезах. Следует, однако, отметить, что сам художественный строй произведения опровергает его «идейное содержание». С образом «нищей» Руси связаны яркие метафорические образы - «тележная песня колес», «яблонь весенняя вьюга», в то время как новая Россия несет с собой лишь «моторный лай». Поэт исподволь, внутренне, сопротивляется бездушной мощи новой страны. Таким образом, Есенин, вопреки своим утверждениям, не разлюбил ту Россию, которую воспевал в юности. Его стремление состоит лишь в том, чтобы жить единой жизнью с народом, со своей страной. И если та полюбила «моторный лай», то поэт пытается тоже его полюбить. Именно в этом состоит трагизм мироощущения лирического героя, именно это является основой психологизма произведения. В этом смысле Есенин довольно тесно смыкается с Блоком, который также, благословляя революцию, сожалел о сожженной в Шахматове библиотеке.
    Итак, в стихотворении «Неуютная жидкая лунность» отразилось двойственное восприятие поэтом происходящих в стране изменений. С одной стороны - оптимистический взгляд в будущее, вера в обновление страны, с другой - полный сожаления и искренней сердечной привязанности взгляд, устремленный в прошлое. Подобная двойственность придает стихотворению психологизм и трагичность - качества, во многом свойственные и другим произведениям Есенина.
    Творчество Есенина оказало колоссальное влияние на русскую поэзию, его глубокий психологизм и необычайное мастерство в использовании изобразительных средств явились тем источником, из которого черпало вдохновение не одно поколение русских поэтов.

    Стихотворение «Неуютная жидкая лунность…». Восприятие, толкование, оценка

    Стихотворение «Неуютная жидкая лунность» было написа­но С.А. Есениным в 1925 году. Основная тема его - тема России. Поэт пытается осмыслить прошлое и будущее страны.

    Стихотворение построено по принципу антитезы. «Бедная, нищая Русь» противопоставлена у Есенина «каменной и сталь­ной» стране, новой России. И здесь уже мы не видим поэтиза­ции старины, столь характерной для многих стихотворений по­эта. Напротив, картина эта непривлекательна, далека от идеали­зации: «неуютная жидкая лунность», «чахоточный свет луны», «изсохшие вербы», «бедность полей», крестьянские «лачуги». Изменилось теперь и отношение лирического героя к старой Руси:

    Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям!

    Нищету твою видеть больно И березам, и тополям.

    Однако сами интонации его временами становятся неуверен­ными, что подчеркнуто в тексте многоточиями: «Мне теперь по душе иное…», «Я не знаю, что будет со мною…». Настораживают читателя и лексические повторы, в которых герой отказывается от своих прежних привязанностей:

    По дорогам усохшие вербы И тележная песня колес…

    Тот же самый мотив звучит в финале:

    И, внимая моторному лаю В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,

    Ни за что я теперь не желаю Слушать песню тележных колес.

    Здесь создается такое впечатление, что герой пытается убе­дить в сказанном не только читателя, но и самого себя. И эта противоречивость его образа подчеркнута ритмикой стихотво­рения. Первая, вторая и шестая строфы написаны трехстопным амфибрахием, остальные - дольником. Все это придает стихот­ворению особую мелодичность, напевность. Как отмечает Т.П. Буслакова, «песенная стихия стихотворения не согласуется с его содержательной стороной, что выявляет противоречивость переживаний лирического героя, оказавшегося на переломе эпох. В своей душе он пытается соединить любовь и ненависть…, про­шлое и будущее, сомнение и веру, преданность вечным ценно­стям и стремление к обновлению. Его выбор, провозглашен­ный и обоснованный в стихотворении как естественный исход истории России, сопряжен с непосильным духовным напряже­нием».

    В стихотворении использованы различные средства художе­ственной выразительности: эпитет («неуютная жидкая лунность», «в резвую юность», «в чахоточном свете луны»), инверсию и ме­тафору («Вижу мощь я родной стороны»), олицетворение («Ни­щету твою видеть больно И березам, и тополям»). На фонети­ческом уровне находим ассонанс («Волочиться сохой по полям») и аллитерацию («Слушать песню тележных колес»).

    Здесь искали:
    • неуютная жидкая лунность анализ
    • неуютная жидкая лунность
    • неуютная жидкая лунность анализ стихотворения

    Сергей Есенин по праву считается поэтом русского села, так как именно его он воспевает во многих своих произведениях. Однако в последние годы жизни его творчество кардинально изменилось, и связано это было с тем, что Есенин не видел для себя места в новом мире, который казался ему чужим и неприветливым.

    Однако программа развития села, принятая партией, оказалась утопической. Крепкие крестьянские хозяйства раскулачивались и приходили в упадок, а колхозы не в состоянии были обеспечить страну продовольствием в требуемом количестве. Более того, многие поля попросту не возделывались, и это настолько угнетало Есенина, что у него уже не было никакого желания воспевать красоты родного края. В 1925 году он написал стихотворение «Неуютная жидкая лунность…». в котором высказал все, что наболело. Однако поэт понимал, что «тележная песня колес», к которой он привык с самого детства, теперь уже является пережитком прошлого. Будучи патриотом своей родины, поэт хотел, чтобы Россия стала по-настоящему сильной и свободной державой. Есенин отмечает, что «равнодушен я стал к лачугам, и очажный огонь мне мил», подчеркивая тем самым, что цивилизация должна придти не только в города, но и в села, где крестьяне все еще убирают урожай при помощи серпа.

    Вместе с тем, поэт понимает, что это именно бедность крестьян является одним из сдерживающих факторов развития не только сельского хозяйства, но и всей страны. К этому моменту Россия все еще остается аграрной державой со слабо развитым промышленным производством. Но в погоне за достижениями в промышленной сфере уже никто не обращает внимания на то, что именно село в первую очередь нуждается в модернизации. «Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям!», - призывает поэт, считая, что только за счет хороших урожаев страна может избавиться от голода и нищеты.

    Сам Есенин убежден, что его роль в становлении нового общества незначительна, так как даже очень яркий литературный талант при отсутствии желания петь дифирамбы новой власти никогда не будет востребован. Более того, поэт считает, что именно творчество превратило его в изгоя, на родине отныне вынужден чувствовать себя, как в гостях. Но при всем этом Есенин остается истинным патриотом, для которого процветание России является самой большой отрадой. Поэт отмечает, что хочет «стальною видеть бедную, нищую Русь», надеясь на то, что революция, как бы лично он к ней ни относился, все же позволит крестьянам стать полноправными и рачительными хозяевами земли. Но тот факт, что села по-прежнему приходят в упадок, и потомственные пахари уезжают в город в поисках лучшей доли, не прибавляет Есенину радости. Впрочем, он никого не винит, так как в свое время сам продел путь из Константиново в Москву только ради того, чтобы достичь в жизни чего-то большего. Однако, по мнению поэта, облегчение крестьянского труда при помощи современной техники могло бы кардинально изменить положение дел. Будущее – за умными машинами, которые Есенин в огромном количестве видел за границей, тайно завидуя французским и американским фермерам, которые не изнуряют себя тяжелым физическим трудом. Поэтому свое стихотворение поэт заканчивает строчкой: «Ни за что я теперь не желаю слушать песню тележных колес».

    Анализ стихотворения Есенина «Неуютная жидкая лунность…» - лучшее сочинение

    Стихотворение «Неуютная жидкая лунность…-» написано в двадцать пятом году и в нём на этот раз поэт лишает природу её очарования и не уделяет должного внимания её красоте. Здесь она предстаёт зыбкой, вязкой, однообразной и будто застывшей во времени. Быть может лирический герой данной работы является антиподом автора? Может и так, а может взгляды Есенина к тому времени сильно переменились, ведь много воды утекло с тех пор, как он только взялся за перо. Да и к слову стоит отметить тот факт, что влияние на творчество автора могло оказать явление, затронувшее всех и каждого в то время – революция.

    • Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери»

    Творчество Сергея Есенина занимает особое место в русской литературе.

  • Помогите написать сочинение по творчеству есенина. пожалуйста.

    Сочинение: Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенин Бурной.

  • Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая»

    Стихотворение «Отговорила роща золотая» по праву считается одним.

  • Анализ стихотворения Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями»

    Великий талант Есенина, на мой взгляд, более всего проявился в той.

  • Анализ стихотворения Есенина «Не криви улыбку, руки теребя…»

    Короткое стихотворение Есенина "Не криви улыбку, руки теребя…-" имеет.

  • Анализ стихотворения Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

    Стихотворение Сергея Есенина под названием "Шаганэ ты моя, Шаганэ!".

  • Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»

    Сергей Есенин - это удивительный, поистине народный поэт. С детства.

    Анализ стихотворения Есенина «Неуютная жидкая лунность…»

    Стихотворения Сергея Александровича Есенина уже давно прочно обосновались в русской поэзии и являют собой поистине глубокое, яркое и неповторимое явление. Творчество поэта преисполнено глубокой искренностью и сердечной теплотой, страстью и любовью к беспредельным просторам родной земли, «неисчерпаемую печаль» коей он с такой лёгкостью сумел передать.

    Несомненно главной и основополагающей чертой в творчестве Есенина является искренность. Самые важные и сокровенные чувства поэта предстают перед нами без всяких масок и личин. Каждое стихотворение, каждая строчка и слово – всё это частицы самого поэта, его душа.

    Стихотворение «Неуютная жидкая лунность…» написано в двадцать пятом году и в нём на этот раз поэт лишает природу её очарования и не уделяет должного внимания её красоте. Здесь она предстаёт зыбкой, вязкой, однообразной и будто застывшей во времени. Быть может лирический герой данной работы является антиподом автора? Может и так, а может взгляды Есенина к тому времени сильно переменились, ведь много воды утекло с тех пор, как он только взялся за перо. Да и к слову стоит отметить тот факт, что влияние на творчество автора могло оказать явление, затронувшее всех и каждого в то время – революция.

    С первых строк поэт абстрагируется от окружающего его мира и прошлого, ведь всё это как раз и шло рука об руку с картинами природы, которую прежде он не раз воспевал. Неологизм «лунность» часто использовался Есениным, с целью отметить особые, сверхъестественные и мало кем замеченные краски ночи, а такие определения как «жидкая» и «неуютная» ночь, рождают абсолютно иной образ.

    Эта новая «лунность» теперь теряет всю свою глубину, она становится поверхностной и больше не является недосягаемой, отчего и теряет свою ценность. Создаётся настроение глубокого отчуждения и изолированности, которые передаются и читателю.

    Это не свойственное самому Есенину стихотворение является свидетельством того, как сильно переживал поэт за судьбу Родины, которую он так любил, но которая его так подвела. Творчество Есенина навсегда будет являть собой одну из самых ярких страниц истории русской поэзии. И хотя эпоха автора уже давно отошла в прошлое, поэзия того времени будет жить.

    «Неуютная жидкая лунность…» С.Есенин

    «Неуютная жидкая лунность…» Сергей Есенин

    поэзии Неуютная жидкая лунность
    И тоска бесконечных равнин,-
    Вот что видел я в резвую юность,
    Что, любя, проклинал не один.

    По дорогам усохшие вербы
    И тележная песня колес…
    Ни за что не хотел я теперь бы,
    Чтоб мне слушать ее привелось.

    Равнодушен я стал к лачугам,
    И очажный огонь мне не мил,
    Даже яблонь весеннюю вьюгу
    Я за бедность полей разлюбил.

    Мне теперь по душе иное.
    И в чахоточном свете луны
    Через каменное и стальное
    Вижу мощь я родной стороны.

    Полевая Россия! Довольно
    Волочиться сохой по полям!
    Нищету твою видеть больно
    И березам и тополям.

    Я не знаю, что будет со мною…
    Может, в новую жизнь не гожусь,
    Но и все же хочу я стальною
    Видеть бедную, нищую Русь.

    И, внимая моторному лаю
    В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
    Ни за что я теперь не желаю
    Слушать песню тележных колес.

    Анализ стихотворения Есенина «Неуютная жидкая лунность…»

    Сергей Есенин по праву считается поэтом русского села, так как именно его он воспевает во многих своих произведениях. Однако в последние годы жизни его творчество кардинально изменилось, и связано это было с тем, что Есенин не видел для себя места в новом мире, который казался ему чужим и неприветливым.

    Поэт очень рано покинул свою малую родину, село Константиново, в котором прошло его детство. Позже, уже став достаточно знаменитым, он несколько раз возвращался домой, и все время ловил себя на мысли, что спокойная и размеренная сельская жизнь осталась в далеком прошлом. И это неудивительно, так как после революции повсеместно стали создаваться колхозы, на полях появилась первая техника, а сами крестьяне по вечерам вместо народных русских песен разучивали марши на стихи новоявленных поэтов, проповедующих социалистические идеи.

    Однако программа развития села, принятая партией, оказалась утопической. Крепкие крестьянские хозяйства раскулачивались и приходили в упадок, а колхозы не в состоянии были обеспечить страну продовольствием в требуемом количестве. Более того, многие поля попросту не возделывались, и это настолько угнетало Есенина, что у него уже не было никакого желания воспевать красоты родного края. В 1925 году он написал стихотворение «Неуютная жидкая лунность…», в котором высказал все, что наболело. Однако поэт понимал, что «тележная песня колес», к которой он привык с самого детства, теперь уже является пережитком прошлого . Будучи патриотом своей родины, поэт хотел, чтобы Россия стала по-настоящему сильной и свободной державой. Есенин отмечает, что «равнодушен я стал к лачугам, и очажный огонь мне мал», подчеркивая тем самым, что цивилизация должна придти не только в города, но и в села, где крестьяне все еще убирают урожай при помощи серпа.

    Вместе с тем, поэт понимает, что это именно бедность крестьян является одним из сдерживающих факторов развития не только сельского хозяйства, но и всей страны. К этому моменту Россия все еще остается аграрной державой со слабо развитым промышленным производством. Но в погоне за достижениями в промышленной сфере уже никто не обращает внимания на то, что именно село в первую очередь нуждается в модернизации. «Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям!», — призывает поэт, считая, что только за счет хороших урожаев страна может избавиться от голода и нищеты.

    Сам Есенин убежден, что его роль в становлении нового общества незначительна, так как даже очень яркий литературный талант при отсутствии желания петь дифирамбы новой власти никогда не будет востребован . Более того, поэт считает, что именно творчество превратило его в изгоя, на родине отныне вынужден чувствовать себя, как в гостях. Но при всем этом Есенин остается истинным патриотом, для которого процветание России является самой большой отрадой. Поэт отмечает, что хочет «стальною видеть бедную, нищую Русь», надеясь на то, что революция, как бы лично он к ней ни относился, все же позволит крестьянам стать полноправными и рачительными хозяевами земли. Но тот факт, что села по-прежнему приходят в упадок, и потомственные пахари уезжают в город в поисках лучшей доли, не прибавляет Есенину радости. Впрочем, он никого не винит, так как в свое время сам продела путь из Константиново в Москву только ради того, чтобы достичь в жизни чего-то большего. Однако, по мнению поэта, облегчение крестьянского труда при помощи современной техники могло бы кардинально изменить положение дел. Будущее – за умными машинами, которые Есенин в огромном количестве видел за границей, тайно завидуя французским и американским фермерам, которые не изнуряют себя тяжелым физическим трудом. Поэтому свое стихотворение поэт заканчивает строчкой: «Ни за что я теперь не желаю слушать песню тележных колес».

    Послушать стихотворение Есенина Неуютная жидкая лунность

  • Загрузка...