Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Порядок совершения заупокойной молитвы джаназа-намаз. Погребальная молитва

Выполнение погребальной молитвы (намаз-джаназа) за упокой умершего мусульманина является коллективной обязанностью, то есть хотя бы один человек в данном населенном пункте обязательно должен выполнить ее. И в таком случае все остальные освобождаются от этой обязанности и никто не впадает в грех. Если никто из джамаата не совершил его, то весь джамаат этого населенного пункта впадает в грех. Чем больше людей будет участвовать в заупокойном намазе, тем лучше для умершего. Заупокойный намаз – это самое лучшее из того, что мы можем сделать для усопшего. Поэтому надо постараться созвать на него как можно больше людей.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если за упокой умершего помолятся коллективно сто человек и попросят заступничества для него, то их молитва не останется не принятой» . Он также говорил, что «…заступничество будет принято, если примут участие в заупокойном намазе сорок человек». «Если за упокой умершего помолятся три ряда мусульман, то ему уготован Рай» .

Отсюда следует, что погребальный намаз является очень важным и безгранично полезным деянием. Некоторые люди обычно считают обязательным для себя пойти на соболезнование, посетить могилу и т.п., но не придают особого значения намазу за упокой умершего. Однако человек, который искренне скорбит и жалеет умершего, прежде всего должен участвовать в погребальном намазе.

Поскольку погребальный намаз так высоко ценится Всевышним Аллахом, каждому человеку необходимо изучить правила его совершения.

Прежде чем совершить погребальный намаз за умершего, он предварительно должен быть омыт и желательно, чтобы был завернут в саван. Так же как и при обязательных намазах, молящиеся должны быть в состоянии омовения. Погребальный намаз можно совершить и в одиночку, и вместе с коллективом, но лучше совершить коллективно, ибо это является Сунной Пророка (мир ему и благословение).

Если умерший еще не погребен, то заупокойный намаз за него можно совершить только около его тела. Если до вашего прибытия умерший уже погребен, то за упокой можно молиться и стоя у могилы так, чтобы могила находилась перед молящимся, то есть в стороне Киблы. Однако во время намаза по умершему, не делается ни поясной поклон, ни земной поклон, его совершают стоя за телом умершего. Рекомендуется, чтобы умерший лежал перед имамом. Для совершения погребального намаза тело мужчины укладывается головой к востоку, а тело женщины – головой к западу. При совершении намаза по умершему мужчине имам становится у головы умершего, при намазе за упокой женщины – около ее бедра. Желательно, чтобы количество молящихся было не менее сорока человек, и им по возможности желательно стать в три ряда за имамом.

Порядок выполнения погребального намаза

1. Встаньте лицом к Каабе ;

2. Во время произнесения вступительного «Аллаhу акбар» сделайте намерение : «Я намереваюсь совершить обязательный намаз-джаназа (погребальный намаз) за этого умершего мусульманина ради Аллаhа» . Если знаете имя усопшего, то лучше в намерении отметить его имя и имя его отца. Совершая погребальный намаз за имамом можно сделать намерение и так: «…за того (за тех), за кого сделал намерение имам».

3. Опустив руки и сложив их на нижней части груди как в обычном намазе, прочтите суру «Аль-Фатиха» . Затем произнесите «Аллаhу акбар» , подняв руки до уровня ушей так же, как в обычном намазе.

4. Опустив руки и сложив их на нижней части груди, как и ранее, прочтите «Салават» : «Аллаhумма салли ‘аля саййидина Мухаммад, ва ‘аля али саййидина Мухаммад» .

Однако лучше, если вы прочитаете полностью «Ас-Салят аль-Ибраhимийя».

А затем скажите «Аллаhу акбар» , как и ранее подняв руки.

5. Опустив и сложив руки, как и в предыдущий раз, прочтите дуа умершему мусульманину:

اَللّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ

«Аллаhумма-гфир ляhу вархамhу».

Если умершей была женщина:

«Аллаhумма-гфир ляhа вархамhа» .

А если намаз совершают за многих умерших, то говорите:

«Аллаhумма-гфир ляhум вархамhум» .

То есть в зависимости от рода и числа меняется только окончание. Смысл этой молитвы следующий: «О Аллах! Прости его (ее, их) и смилуйся над ним (ней, ними)» .

Однако вместо вышеприведенного дуа можно прочитать и эту более длинную молитву, ибо желательно упомянуть в своей молитве и других мусульман:

اَللّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنا وَمَيِّتِنا وَشاهِدِنا وَغائِبِنا وَصَغيرِنا وَ كَبيرِنا وَذَكَرِنا وَأُنْثانا. اَللّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْتَه مِنّا فَأَحْيِه عَلَى الْإِسْلامِ، وَمَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنّا فَتَوَفَّهُ عَلَى الْإيمانِ

«Аллаhумма-гфир лихаййина, ва маййитина, ва шаhидина, ва гаибина, ва сагирина ва кабирина, ва з акарина ва унс ана. Аллаhумма ман ахяйтаhу минна фаахйиhи ‘аляль-ислям, ва ман таваффайтаhу минна фа-таваффаhу ‘аляль-иман» .

(О Аллах! Прости наших живых и мертвых, тех, которые присутствуют и отсутствуют, наших молодых и старых, наших мужчин и женщин. О Аллах! Даруй тому, кто остался в живых, исповедовать Ислам, а умирающему даруй умереть с верой) .

Затем в четвертый раз скажите: «Аллаhу акбар».

اَللّهُمَّ لا تَحْرِمْنا أَجْرَهُ وَلا تَفْتِنّا بَعْدَهُ وَاغْفِرْ لَنا وَلَهُ

«Аллаhумма ля тахримна аджраhу (hа, hум – соответственно) ва ля тафтинна ба‘даhу (hа, hум) вагфир ляна ва ляhу (hа, hум)».

(О Аллах! Даруй нам вознаграждение за молитву, совершенную за него (нее, них), и огради нас от заблуждений после него (нее, них), и прости нам и ему (ей, им) грехи) .

7. Скажите: «Ас-Саляму ‘аляйкум ва рахматуллаhи ва баракатуh» , повернув голову направо, а затем и налево.

По завершении намаза еще раз читают дуа за умершего.

Соболезнование

Принося соболезнование мусульманину, у которого умер друг или родственник мусульманин, советуют делать дуа умершему и говорить слова утешения, например: «Пусть Аллах вознаградит тебя, даст тебе хорошего терпения и простит твоего близкого».

Однако, утешая мусульманина, у которого умер родственник немусульманин, говорите подобные слова: «Да вознаградит тебя Аллах и даст тебе терпение».

Совершать намаз по усопшему, как мы упомянули выше, является фарзом аль-кифаят и включает арканы, условия и желательные действия.

Арканов за упокойной молитвы семь:

1. Намерение, как и в других намазах.

Время вступления в джаназа-намаз, как и в других намазах – это время вступительного такбира. В намерении достаточно упомянуть только фарз и необязательно указать фарзуль-кифая (коллективная обязанность). Также необязательно определять усопшего как Зайда илиАмра, женщину или мужчину, то есть достаточно намерения совершить намаз по этому усопшему. Если кто-то следует за имамом, ему достаточно намерения на совершение намаза за тем, за кого сделал намерение имам. Если совершающий джаназа-намаз определил и ошибся в том, по ком совершают намаз, например, сделал намерение за Амра, а оно казался Зайдом, или же сделал намерение делать намаз по мужчине, а оказалось, что это была женщина, то такой намаз не засчитывается. А если он при этом указывал на него, например, сделал намерение совершать намаз за этим Амром, в таком случае засчитывается. Если присутствуют несколько покойников, следует намеревается делать джаназа-намаз по ним всем. А тот, кто следует за имамом, должен вознамериться, как и в остальных коллективных намазах, следовать за ним.

2. Произношение четырех такбиров.

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передается, что «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершил джаназы-намаз возле могилы после похорон и прочитал четыре такбира». Даже если преднамеренно добавить пятый такбир, намаз не нарушается. В хадисе, переданном от Ибн Аркама (да будет доволен им Аллах), говорится, что «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) произносил такбир пять раз». А если произнести пятый такбир по забывчивости, намаз однозначно не нарушается, и в любом случае сужду-сахви не совершается. Если имам прочитает пятый такбир, учитывая, что намаз этим не нарушается, маъмуму нежелательно следовать за ним. Он даст салам или же ожидает имама, чтобы вместе с ним завершить намаз, последнее и является для него лучшим вариантом в таком случае.

3. Салам, то есть выход из намаза . Этот салам подобен саламу других намазов по форме и по количеству.

4. Чтение суры аль-Фатиха . Как и в других намазах, после первого такбира читается сура аль-фатиха. Также разрешается читать аль-Фатихуи после остальных такбиров, если не был прочитан после первого. И если он читает аль-Фатиха после второго такбира, то желательно в нем соблюдать порядок, то есть сначала прочитать аль-Фатиха и только потом салават (благословление на Пророкамир ему и благословение).

5. Чтение салаватаза Пророка (мир ему и благословение) только после второго такбира . В хадисе, переданном от Айши (да будет доволен ею Аллах), приводится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний не принимает намаз без ритуального очищения и благословления на меня ». Читать салаватза семейство Пророка (мир ему и благословение) необязательно, но желательно.

6. Дуа после третьего такбира, в котором читающий конкретизирует умершего, и недостаточно делать это дуа после другого такбира . И если умерший один, то недостаточно делать дуа во множественном числе. Минимальное из дуа –

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَ ارْحَمْهُ

«Аллахуммаг`фирлахувархамху»

Перевод: «О, Аллах прости его и смилуйся над ним».

7. Совершение намаза стоя . Это условие обязательно относительно того, кто в состоянии стоять, как и в других намазах (обязательных).

Желательные действия в джаназа-намазе.

1. Поднятие рук при чтении такбиров на уровень плеч.

2. Чтение суры аль-Фатиха про себя .

3. Чтение тааввуза, но нежелательно чтение дуа аль-ифтитах (молитвы начинания) и суры .

4. Произнесение Амин после суры аль-Фатиха .

5. Чтение следующей дуа после третьего такбира :

اللَّهُمَّ هَذَا عَبْدُك وَابْنُ عَبْدَيْك خَرَجَ مِنْ رَوْحِ الدُّنْيَا وَسَعَتِهَا إلَى ظُلْمَةِ الْقَبْرِ وَمَا هُوَ لَاقِيهِ كَانَ يَشْهَدُ أَنْ لَا إلَهَ إلَّا أَنْتَ وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُك وَرَسُولُك ، وَأَنْتَ أَعْلَمُ بِهِ ، اللَّهُمَّ إنَّهُ نَزَلَ بِك وَأَنْتَ خَيْرُ مَنْزُولٍ بِهِ ، وَأَصْبَحَ فَقِيرًا إلَى رَحْمَتِك وَأَنْتَ غَنِيٌّ عَنْ عَذَابِهِ ، وَقَدْ جِئْنَاك رَاغِبِينَ إلَيْك شُفَعَاءَ لَهُ ، اللَّهُمَّ إنْ كَانَ مُحْسِنًا فَزِدْ فِي إحْسَانِهِ ، وَإِنْ كَانَ مُسِيئًا فَاغْفِرْ لَهُ وَتَجَاوَزْ عَنْهُ ، وَلَقِّهِ بِرَحْمَتِك رِضَاك ، وَقِه فِتْنَةَ الْقَبْرِ وَعَذَابَهُ ، وَأَفْسِحْ لَهُ فِي قَبْرِهِ ، وَجَافِ الْأَرْضَ عَنْ جَنْبَيْهِ ، وَلَقِّهِ بِرَحْمَتِك الْأَمْنَ مِنْ عَذَابِك حَتَّى تَبْعَثَهُ آمِنًا إلَى جَنَّتِك يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ

«Аллахумма хаза ‘абдукаваибну ‘абдайка, хаража мин равхиддуняваса‘атиха или зульматиль-кабривамахувалакихи, канаяшхаду ан ла илахаилла Анта ва анна Мухаммадан ‘абдукаварасулука, ва Анта а‘ламубихи, аллахуммаиннахуанзалабикава Анта хайруманзулинбихи, ваасбахафакиран ила рахматикава Анта ганиййун ‘ан ‘азабихи, ва кад жиънака рагибина илайка шуфа‘аалаху. Аллахумма ин канамухсинанфазид фи ихсанихи, ва ин канна мусиан фагфирлаху ватажаваз ‘анху валаккихи бирахматика ризака вакихи фитнаталь-кабри ва ‘азабихи ва афсихлаху фи кабрихиважафиль-арза ‘ан жанбайхи ва лаккихи бирахматика ль-амна мин ‘азабика хата таб‘асаху аминан ила жаннатика я Архама ррахимин»

Перевод: «О, Аллах, это Твой раб, сын двух Твоих рабов, покинул своих любимых и просторы этого мира, а также близких людей в нем и перешел в темноту могилы и к тому, что его ждет в могиле, он свидетельствовал, что нет божества кроме Тебя и что Мухаммад (мир ему и благословение) Твой раб и посланник, и ты более сведущ об этом.

О, Аллах, он остановился у Тебя, Ты самый лучший, у кого останавливаются, и он стал нуждающимся в Твоей милости, а Ты не нуждаешься в подвергании его наказаниям. Мы обращаемся к Тебе, уповая на Тебя ходатаями ему. О, Аллах, если он был добродетелен, увеличь его благие деяния, а если он был плохим человеком, прости его, надели Твоей милостью и довольством и защити его от могильных мук и ужасов, расширь его могилу, надели его по Твоей милости безопасностью от своего наказания, пока ты не введешь его безопасно в Рай. О, Милостивый из милосердных».

Для женщин молитва читается в женском роде: все местоимения и глаголы в мужском роде заменяются на женский род.

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنَا وَمَيِّتِنَا وَشَاهِدِنَا وَغَائِبِنَا وَصَغِيرِنَا وَكَبِيرِنَا وَذَكَرِنَا وَأُنْثَانَا ، اللَّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْته مِنَّا فَأَحْيِهِ عَلَى الْإِسْلَامِ وَمَنْ تَوَفَّيْته مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى الْإِيمَانِ

«Аллахумма гфир лихаййина ва маййитина ва шагьидина ва гаибина ва сагирина ва кабирина ва закарина ва унсана. Аллахумма ман ахйайтаху минна фаахйихи ‘алал ислами ва ман таваффайтаху минна фатаваффаху ‘алал имани ».

Перевод: «О, мой Аллах, Ты прости грехи нашим умершим и живым, присутствующим и отсутствующим, маленьким и взрослым, мужчинам и женщинам. О мой Аллах, кого Ты оживишь из нас, оживи их в Исламе (с верой), и кого умерщвляешь, сделай так, чтобы они умерли в имане».

Если усопший является ребенком, то после этой молитвы читают:

اللَّهُمَّ اجْعَلْهُ فَرَطًا لِأَبَوَيْهِ وَسَلَفًا وَذُخْرًا وَعِظَةً وَاعْتِبَارًا وَشَفِيعًا وَثَقِّلْ بِهِ مَوَازِينَهُمَا وَأَفْرِغْ الصَّبْرَ عَلَى قُلُوبِهِمَا وَلَا تَفْتِنْهُمَا بَعْدَهُ وَلَا تَحْرِمْهُمَا أَجْرَهُ

«Аллахуммадж‘алху фаратан лиабавайхи (хa), ва салафан, ва зухран, ва ‘иззатан ва‘ибаратан ва шафи‘ан ва саккил бихи мавазинахума вафриги ссабра ‘ала кулубихима ва ла тафтинхума ба‘даху ва ла тахримхума аджраху ».

Перевод : «О, мой Аллах, сделай этого ребенка ушедшим для подготовки места в Раю для родителей, драгоценным кладом и лучшей проповедью, поводом для прозрения и заступником, сделай правую чашу весов их тяжелее, излей терпение в их сердца, не вводи их в смуту после него и не лишай их вознаграждения за этот намаз».

Если маъмум отстанет на один такбир от имама без причины (то есть не успеет прочитать такбир, пока имам не произнес следующий такбир), то в этом случае его намаз нарушается, так как отставание на один такбир здесь считается чрезмерным отставанием, аналогичным отставанию на один ракаат в других намазах.

Масбук (опоздавший) читает аль-Фатиха сразу же после вступительного такбира, соблюдая порядок своего намаза и не обращая внимания на то, что читает имам.

Если имам произнесет следующий такбир сразу после такбира масбука до того, как масбук вступит в чтение аль-Фатихи то он (масбук) вслед за имамом прочитает такбир и от него отпадает чтение аль-Фатихи. Этот случай подобен тому, когда имам в других намазах идет на поясной поклон сразу после вступления масбука в намаз.

Если имам прочитает следующий такбир, а маъмум читает суру аль-Фатиха, то последний оставляет чтение аль-Фатихи и следует за имамом.

Если масбук, занявшись чтением аузу или вступительной молитвы, отстанет от имама, то он читает из аль-Фатихи соразмерное количество текста с тем, что он уже прочитал из желательного, если жене прочитает аузу или вступительную мольбу, то он сразу идет за имамом. А когда имам даст салам, он восполнит остальные такбиры вместе с их молитвами.

Желательно не поднимать усопшего с места совершения намаза до тех пор, пока опоздавший не завершит свой намаз.

Условия джаназа-намаза (заупокойной молитвы)

В джаназа-намазе обязательно соблюдение тех же условий, что и в других обязательных намазах. Также важным условием является обмывание усопшего до джаназа-намаза. Совершение джаназа-намаза коллективно не является обязательным условием (джамаатом), но это настоятельная сунна. Обязанность совершения джаназа-намаза от всего джамаата того или иного населенного пункта снимается, если джаназа-намаз был совершен, хотя бы одним человеком. Эта обязанность снимается даже если джаназа-намаз совершается несовершеннолетним. Однако обязанность не снимается из-за совершения джаназа-намаза женщинами, если там присутствуют мужчины. А если мужчин вообще не будет, намаз ввиду необходимости совершают женщины, но не коллективно; и этим обязанность снимается.

Жители того или иного населенного пункта совершают джаназа-намаз (на расстоянии) за усопшего, находящегося за пределами населенного пункта независимо от того, находится он в стороне Киблы или нет, на расстоянии сокращения намазов или нет. Что касается того, кто умер в этом населенном пункте, то те, кто находятся в нем, не имеют права совершать джаназа-намаз по нему на расстоянии. Если джаназа-намаз совершается на расстоянии, то совершающие должны быть из числа тех, кто был обязан совершить его в момент смерти покойного.

Джаназа-намаз не совершают на могиле пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и на могилах других пророков, так как мы не были при их смерти людьми, на которых было возложено обязанность совершения джаназа-намаза за них.

Хадис Пророка (мир ему и благословение) гласит:

«Всевышний проклял иудеев и христиан, которые взяли могилы своих пророков местом поклонения ».

Когда джаназа-намаз совершают те, кто присутствуют на месте, расстояние между усопшим и совершающим по нему намаз не должно превышать около 144 метров. Обязательно совершить намаз по нему до того, как его захоронят, но если все-таки похоронили без совершения намаза, то те, кто это сделал, впадают в грех, и джаназа-намаз, в таком случае надо совершить по могиле, необязательно выкапывать покойника из могилы.

Также условием джаназа-намаза является, чтобы человек, совершающий этот намаз, не стоял впереди тела усопшего в сторону киблы.

Кому предпочтительнее быть имамом в джаназа-намазе

Родственнику умершего предпочтительнее быть руководителем намаза, чем правителю, потому что его молитва ближе к принятию.

К родственникам, которым предпочтительнее быть руководителем намаза, относится отец, затем дедушка, прадедушка, затем сын, внук, правнук, затем брат и т.д. Такой порядок соблюдается из-за того, что родители имеют больше сострадания, чем дети, а дети – больше, чем братья, а молитва более сострадательного наиболее вероятна к принятию.

Родной брат предпочтительнее, чем сводный со стороны отца из-за того, что первый сострадательнее, потому что он ближе. Затем, если у усопшего нет вышеперечисленных родственников, то джаназа-намазом руководит родной племянник, затем сын сводного брата, затем остальные родственники со стороны отца по порядку наследования. А из них первым идет родной дядя, затем сводный дядя, затем двоюродный брат.

Если умерший был невольником, после родственников отца идет его бывший хозяин, а после него его родственники. Затем идут родственники по материнской линии, из них первым идет отец матери, затем брат со стороны матери, затем брат матери, затем брат отца матери.

Если присутствуют двое из родственников, равных по степени, то из них предпочтение отдается тому, кто более добросовестен. Тот, кто находится в Исламе дольше, предпочтительнее того, кто более осведомлен в вопросах джаназа-намаза, в то время как когда в других намазах предпочтение дается более знающему в вопросах намаза.

Одной из главных целей джаназа-намаза является молитва за усопшего, а тот, кто пробыл в исламе дольше, более сострадателен к усопшему, и его мольба ближе к принятию. Если же он нечестивец, то ему однозначно не отдается предпочтение.

Если собравшиеся равны по степени родства, и они согласились выдвинуть на руководство намазом одного из них, то этот выбранный и станет имамом. А если не согласились, тогда бросают жребий, чтобы прекратить спор.

Для совершения джаназа-намаза усопшего укладывают в зависимости от его пола. Если это был мужчина, то его укладывают на левый бок, а если женщина на правый. А укладывание умершего не зависимо от его пола на затылок, таким образом, что его голова будет к западу, а ноги к востоку, то такое укладывание не было передано в сунне. Но, однако, когда нет возможности осуществить вышеупомянутое укладывание, то нет проблем и в таком методе, и в любом случае намаз засчитывается.

Совершающий джаназа-намаз, будь он имамом или индивидуально совершающим(не джамаатом), встаёт у изголовья покойника или у пояса, если покойная – женщина.

Разрешается совершать джаназа-намаз по нескольким усопшими. Но предпочтительно прочитать по каждому отдельный намаз, если это возможно.

Если совершают джаназа-намаз по нескольким людям, которых принесли одновременно, то ближе всех к имаму укладывают мужчину, затем мальчика, затем хунса, затем женщину. Если все они мужчины или женщины, то приближают из них более богобоязненного. А если их принесут друг за другом, то перед имамом укладывают того, кого принесли первым из мужчин или женщин, даже если последующий окажется предпочтительнее. Однако если первой принесли женщину, а затем мужчину или же несовершеннолетнего мальчика, то её укладывают после них. Если принесли несовершеннолетнего перед мужчиной, то мужчину не укладывают первым.

Необходимо согласие родственников для совершения одного намаза за всех, а если все согласны, то родственник усопшего, которого принесли на место намаза первым, считается наиболее достойным руководить этим намазом вне зависимости от того, кем будет покойник, мужчиной или женщиной. А если всех умерших принесли одновременно, то бросают жребий среди родственников, и так определяют руководителя намаза, а если они не согласятся, выдвинуть одного из них.

Запрещается совершать джаназа-намаз по неверному вне зависимости от того, является он враждующим (харбий) или неверным, находящимся под покровительством мусульман (зимий). Необязательно омывать покойного неверного, но это разрешается, ибо сподвижник Али (да будет доволен им Аллах) обмыл своего отца. В дозволенности обмыть неверного его родственник и чужой человек равны между собой, однако неверный родственник более подходит для этого и выполнения других необходимых при этом действий.

Обязательно закутывать в саван неверного, находящегося под покровительством мусульман (зимий). Но необязательно заворачивать в саван неверного, а также хоронить, если он враждующий (харбий).

Если нашли орган мусульманина, смерть которого достоверна, над ним совершают джаназа-намаз после того, как его омыли и покрыли куском материи с намерением совершить намаз за целого человека.

Если смерть того, кому принадлежит этот орган, недостоверна, то намаз не совершают, но хоронят.

Если выкидыш подаст какой-то звук, крик или заплачет, а затем умрёт, то решение по отношению к нему таково же, как обычного покойного. То есть по выкидышам совершают намаз после подтверждения присутствия жизни и последующей смерти; выкидыш следует обмыть и завернуть в саван.

Если же выкидыш не подаст звук и не заплачет, но при этом проявил признаки жизни (дрожание или шевеление), то по нему также совершают джаназа-намаз и обмывают. А если признаки жизни не проявились, то по нему не совершают джаназа-намаз и не обмывают, ибо наличие у него жизни не подтвердилось.

Решение же относительно закутывания выкидыша в саван подобно решению о купании. Если выкидыш случился после четырех месяцев и выше, то его омывают и закутывают в саван, в противном случае – нет.

По материалам книг: Канзуррагибин и Мугни аль-мухтадж

Подготовил: Ахмад Магомедов

По многочисленным просьбам одного человека выкладываю... Как совершать пятничный намаз?

Пятничный намаз - это двухракаатный кол-лективный намаз, совершаемый в пятницу во время обеденного намаза всей мусульманской общиной. Пятничный намаз обязателен (фарз) для всех мусульман мужского пола, достигшим совершеннолетия (т.е. половой зрелости, пример-но 14,5 лет) и проживающих в данном населен-ном пункте.Чтобы пятничный намаз считался действи-тельным, в нем должно участвовать не менее сорока человек, владеющих махраджем (т.е. правильным произношением звуков и правильным чтением молитв). В каждом населенном пункте пятничный на-маз совершают всей общиной в одном месте -в джума-мечети. Только в том случае, если джума-мечеть переполняется и не вмещает всех, допуска-ется совершение пятничного намаза в другой мече-ти.

При условии что вы пришли в пятничный день во время в мечеть то вы совершаете двухракатный суннат - тасбих намаза (за мечеть), слышите слова призыва на молитву (Ас-соля....)! а затем начинается проповедь имама (на русском языке)... она длиться минут 40 следом дается АЗАН! после него имам делает короткие объявления и мы слышим иКАМАТ после него совершается 4х ракатный ДЖАНАЗА намаз (без поклонов) где каждый ракат начинается с Такбира (прославление Творца словами "АЛЛАХу Акбар!")...

ДЖАНАЗА-НАМАЗ

(Заупокойная молитва)

Одной из обязанностей мусульман по отно-шению к умершему мусульманину является со-вершение над усопшим джаназа-намаза, пред-варительно омыв его и завернув в саван.

В джаназа-намазе поклоны не совершают, молятся стоя. Джаназа-намаз можно совершать в одиночку и с джамаатом.

Порядок совершения джаназа-намаза

  1. Необходимо иметь мысленное намерение, желательно также произносить его: "Я намерева-юсь совершить срарз-джаназа-намаз за душу (тако-го-то - имя усопшего) сына (дочери такого-то - имя отца усопшего), во имя Аллаха". Если же не знаешь имя усопшего, можно сказать "...за душу этого усоп-шего". Совершая джаназа-намаз за имамом можно сказать "...за того (затех), за кого сделал нийят (со-вершает намаз) имам".
  2. С поднятием рук, как и в обычном намазе, произносят и Аллаху акбар" для вступления в на-маз.
  3. Опустив руки и положив их на живот, чи-тают суру "Фатиха".
  4. После чтения суры "Фатиха" опять подни-мают руки, как и в начале, и произносят "Аллагьу ан бар ".

5. Опустив руки и положив их на живот, как и
при чтении суры "Фатиха", читают салават: "Ал-лахгьумма са.ии г/ала Мух1аммад". (Можно чи-тать и более длинные варианты салавата, лучше всего "кама салайта").

  1. Опять поднимают руки и произносят "Ал-лаху акбар ".
  2. Опустив и положив руки на живот, читают дуа за усопшего:

"Аллагьумма гъфир лагьу ва рх1амгьу" (если усопшая женщина - "Аллахгьумма гъфир лагьа ва рх1амгьа ", если намаз совершают за многих - "Ал-лахгьумма гъфир лагьум ва рх1ам гьум то есть в зависимости от рода и числа меняется только окон-чание). Есть и другая, более длинная молитва (дуа), читаемая при этом 22 . Но для начала достаточно и приведенной молитвы.

  1. Еще раз поднимают руки и произносят "Аиаху акбар".
  2. Опустив и положив на живот руки, читают следующую молитву (дуа):

"Аллагьумма ла тах1римна ажрагьу, ва ла ш афиши пи баг/дагьу, ва гъфир лана ва лагьу". До заучивания данной молитвы можно читать ту же мо-литву, что и в предыдущий раз (смотрите пункт 7).
10. Дважды произносят "Салам", сначала по-ворачивая голову вправо, затем - влево.
По завершении намаза, вытянув руки вперед, еще раз читают дуа (молитву-мольбу) за усопшего.


после данного намаза совершаются два 2х ракатных суннат-ратиба намаза (делаются они отдельно от джамаата тоесть каждый делает сам по отдельности...)

после чего мы слышим еще один АЗАН за которым следует обязательная проповедь-ХУТБА состоящая из двух частей (хут1ба-специальная пятничная проповедь на арабском языке)... во время которой запрещается разговаривать между собой и с самим собой вслух:)!!! После окончания первой части хутбы имам садится, и в это время читают дуа (молитву-мольбу). Затем имам встает и читает вторую часть хутбы, после чего сразу читают "камат" (къамат) и приступают непосредственно к пятничному намазу...если вы пропустили хутбу тоесть не успели услышать хотябы ее конец то ваша пятничная молитва не считается. Поокончании ХУТБЫ звучит иКАМАТ (второй призыв на молитву похожий на азан но короче) имам спускается с МИНБАРА (очень высоко находящаяся кафедра) и становится перед джамаатом и вот теперь начинается обязательный пятничный - ДЖУМА намаз (РУЗМАН)!

ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ

(Салатуль-жумг1а)

Порядок совершения такой же как у любого двухракатного намаза совершаемого джамаатом т.е. пока имам читает Фатиху все молчат и слушают... после того как он дочитывает ее каждый отдельно читает Фатиху... а имам начинает читать любую Суру из Корана... Во втором ракате после поясного поклона - рукъу иногда читается дуа Къунут (МАГЬДИНА).


В некоторых случаях (например, если пятничный намаз совершают и в другой мечети данного насе-ленного пункта или не набирается сорок человек, владеющих махраджем, или когда в этом сомнева-ются) после пятничного намаза совершают и обыч-ный 4-ракаатный обеденный намаз. После него чи-тают азкары (молитвы), читаемые после намаза, и со-вершают ратибаты (суннат-намазы).
Все! это не сложно...

После смерти мусульманина относительно него должно быть совершено четыре обязательных действия, которые относятся к фард аль-кифая (коллективная обязанность):

— ритуальное омовение тела;

— покрытие тела покойного саваном;

— совершение заупокойной молитвы;

— погребение.

В этом небольшом материале будет коротко сказано о порядке совершения третьей обязанности в отношении покойного мусульманина – заупокойной молитве.

Время и место совершения

Нет проблем в совершении джаназа-намаза в нежелательные для совершения намазов времена. Однако выделять именно эти времена для намаза нельзя. Условием является, чтобы заупокойная молитвы была совершена после обязательного ритуального омовения покойного.

Заупокойную молитву можно совершить как в доме усопшего, так и в молельной комнате или мечети. Совершение в мечети будет более желательным из-за присутствия большого количества людей, которые могут совершить молитву за покойного. От Аишы , да будет доволен ею Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил заупокойную молитву за Сухейля ибн Байда’ в мечети. Хадис передали Муслим и Ат-Тирмизи .

Если мусульманин был погребен без совершения за него джаназа-намаза, то ее совершают у его могилы.

Условия совершения заупокойной молитвы

Джаназа-намаз имеет такие же условия, как и другие молитвы. Это прикрытие срамных мест (аурат), направление в сторону киблы, чистота одежды, тела и места совершения молитвы от нечистот (наджаса).

Обязательные действия джаназа-намаза

У заупокойной молитвы, также как и у обычных молитв есть свои обязательные действия (арканы), без которых молитва не будет действительной. Ученые говорят, что таких обязательных действий в джаназа-намазе семь:

1. Намерение.
2. Стояние.
3. Четыре такбира.
4. Чтение суры «аль-Фатиха».
5. Благословение Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
6. Мольба за покойного.
7. Таслим.

Порядок совершения

Желательно совершить заупокойную молитву коллективно в три ряда и больше. Если не удалось совершить намаз коллективно, то дозволено совершить молитву за покойного группами или поодиночке.

Порядок совершения заупокойной молитвы таков. Вначале совершается вступительный такбир (такбирату-ль ихрам), затем читается сура «аль-Фатиха».

После этого совершается второй такбир, после которого читается благословение Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также как в обычном намазе.

اللهم اغفر له، وارحمه، وعافه، واعف عنه، واكرم نزله، ووسع مدخله، واغسله بالماء والثلج والبرد، ونقه من الذنوب والخطايا كما ينقى الثوب الأبيض من الدنس، وابدله دارًا خيرًا من داره، وزوجًا خيرًا من زوجه، وأدخله الجنة، وأعذه من عذاب القبر ومن عذاب النار، وافسح له في قبره، ونور له فيه

Аллахумма-гфир ляху, вархам-ху, ва-‘афихи, ва-‘фу ‘ан-ху, ва акрим нузуля-ху, ва васси’ мудхъаля-ху вагсил-ху би-ль маи, ва с-сальджи ва-ль баради, ва нак-ки-хи мин-аль-хатайа ка-ма наккайта-с-сауба-ль-абйада мина д-данаси, ва аб-диль-ху даран хайран мин дари-хи, ва ахлян хайран мин ахлихи, ва зауджан хайран мин зауджихи, ва адхыль-ху-ль-джанната ва а’ыз-ху мин ‘азаби-ль-кабри ва ‘азабин-нар.

Если заупокойная молитва совершается за женщину, то арабские местоимения мужского рода (ху) следует заменить на местоимения женского рода (ха).

Затем совершается четвертый такбир, после которого немного простояв дается таслим. Также до таслима просить прощения за покойного и обращаться к Аллаху с мольбами за него.

[Нормы совершения заупокойной молитвы, описанные в данном материале соответствуют нормам шафиитского мазхаба]

Джаназа

завернутый саваном труп, который еще не похоронен. После смерти мусульманина, его нужно вымыть, завернуть в саван, прочитать над ним намаз-джаназа и похоронить. Все это является религиозной обязанностью (фард) для близких умершего. Если же таковых нет, то за исполнение всех этих дел ответственность несут все мусульмане, которым стало известно о смерти данного человека. Все проблемы и дела, связанные с джаназой, описаны в Сунне пророка Мухаммада. Их соблюдение является обязанностью для всех мусульман. Если какой-то мусульманин прощается с жизнью и находится на смертном одре, другим мусульманам желательно быть рядом с ним и помогать членам его семьи. Это богоугодное деяние. У больного нужно читать шахаду (См. Шахада), для того, чтобы он вспоминал об этом и также произносил эти слова. После смерти человека ему необходимо закрыть рот и глаза, руки положить по швам. Затем умершего необходимо покрыть куском материи. Все долги покойного должны быть выплачены из его имущества и состояния. Если у покойного не было средств, то желательно, чтобы более состоятельные люди взяли на себя выплату его долгов, либо это должны сделать государственные органы. Также необходимо известить людей о его смерти.
Мытье покойного
Следующим действием по отношению к умершему является его мытье, причем медлить с этим делом нельзя. После мытья труп заворачивают по специальным правилам в саван, совершают над ним намаз-джаназа и хоронят. Мытье умершего является обязательным действием (фард аль-кифая). Как минимум необходимо (фард) обмыть все тело один раз. При мытье тела желательно пользоваться мылом и другими чистящими средствами. Повторное двукратное мытье является сунной, а у маликитов мандубом. При последнем обмывании желательно (мандуб) добавить в воду благовония (например, камфару). При обмывании трупа необходимо покрыть срамные части его тела и не смотреть на них. Мойщик должен одеть на руки покрытие из бязи для обмывания этих мест. Умершего мужчину должен мыть только мужчина, а женщину - женщина. Исключение может быть только для мужа и жены. Порядок мытья в различных мазхабах приблизительно одинаков, хотя имеются некоторые незначительные различия. В ханафитском мазхабе мытье осуществляется следующим образом:
Тело кладется на специальное возвышение, которое называется танашир. Вначале моются половые органы. Затем совершают малое омовение (См. Вуду) покойника. После этого моются голова, лицо, руки, ноги. После этого вначале моют голову, затем тело поворачивают вначале на левый бок и льют воду на правую часть тела, потом - на правый бок, и льют воду на левую часть тела. На каждую сторону воду льют по три раза. Весь этот процесс повторяется трижды. Первые два раза тело моется при помощи мыла или других моющих средств, а в третий раз в воду добавляют камфару.
Если мусульманин пал смертью мученика за веру (шахида) в бою, то его труп не нужно мыть, а его следует похоронить в той одежде, в которой он принял мученическую смерть. Трупы немусульман не обмываются.
Облачение в саван
После мытья, тело обтирают и высушивают, а затем его облачают в саван (кафан). Облачение покойного в саван также является обязательным (фард) действием. Порядок и условия облачения в саван во всех мазхабах приблизительно одинаковы, хотя имеются и некоторые незначительные отличия.
В ханафитском мазхабе кафан (саван) состоит из нескольких частей:
1. Изар. Это кусок бязи, который покрывает тело покойного с головы до пят. Его ширина обычно бывает более одного метра.
2. Камис. Это целый кусок бязи, который должен покрывать тело покойного от головы до пят, наподобие халата. В нем прорезается отверстие, чтобы продеть голову.
3. Лифафа. Это самый длинный и широкий кусок бязи им полностью заворачивают покойника. У головы и ног концы материи крепко завязываются.
Для умерших женщин к этим кускам материи прибавляются еще две:
- Химар. Это платок, которым покрывается голова:
- Хирка. Это покрывало для груди.
Если бязи нет, то позволительно использовать любую другую материю. Желательно, чтобы она была белой.
Лифафу расстилают в табуте. Табут представляет собой гроб без верхней крышки. В нем стелют изар. Покойника-мужчину одевают в камис и кладут его в табут. Там на него накрывают вначале левую, а затем правую части изара, а затем лифафы.
Покойную женщину также облачают в камис. Ее волосы разделяют на две части и кладут на грудь, поверх камиса. Затем, волосы на голове закрывают химаром, а концами химара закрывают волосы, уложенные с двух сторон на грудь и заворачивают в изар. До или после изара на грудь заворачивают специальное покрывало - хирку. После всего этого ее заворачивают в лифафу. Затем оба конца лифафы и ее середину (в районе живота) связывают куском бязи.
Намаз-джаназа
Завершив процедуру облачения в кафан (саван) покойного, над ним совершают намаз-джаназа. Намаз-джаназа - это молитва, которая совершается над умершим мусульманином после обмывания его трупа. Этот намаз совершается стоя. Поясных (руку) и земных (саджда) поклонов в нем нет. Имам (ведущий) молитвы становится возле могилы, а за ним выстраиваются остальные мусульмане. Совершение этого намаза является религиозной обязанностью (фард аль-кифая) и за его исполнение несут ответственность все мусульмане. Над трупами немусульман и лицемеров (мунафикун) намаз-джаназа не совершается. Об этом говорится в кораническом аяте: «И никогда не молись ни об одном из них, кто умер, и не стой над его могилой. Ведь они не веровали в Аллаха и Его посланника и умерли, будучи распутными!» (9: 84).
Главными составными частями (рукнами) этого намаза являются:
- Такбиры (произнесение слов «Аллаху акбар»). У мусульман-суннитов, вместе с вступительным такбиром, их четыре. У шиитов-джафаритов такбиров пять;
- Кыям (стояние на ногах)
Намерение (ниййа) также считается составной частью (рукном) намаза-джаназы в маликитском и шафиитском мазхабах. А ханафиты и ханбалиты считают его необходимым условием (шартом) этого намаза.
Похороны
Хоронить умершего необходимо в дневное время на кладбище. Его туда должны отвезти только мужчины. Могила должна быть глубокой и несколько просторной. Необходимо укрепить ее внутренние стенки камнем или кирпичом. Труп желательно укладывать в ней на правый бок, а обращать его лицом к кибле является обязательным (ваджиб) во всех мазхабах, кроме маликитского, где это является желательным (мандуб). Хоронить в гробах во всех исламских мазхабах не одобряется. У ханафитов и шафиитов является нежелательным (макрух) укладывать труп в гроб или ставить под него подстилки или подушки, если для этого нет веских оснований, как например, влажность грунта или его чрезмерная мягкость. Ханбалиты и маликиты считают все это нежелательным (макрух) во всех случаях.
Предписания относительно могил
После похорон нельзя поднимать могилу на сколько-нибудь значительную высоту. Ее высота должна быть не больше, чем одна пядь. По этому поводу 3 мазхаба - ханафитский, маликитский и ханбалитский - единогласны. Шафииты же считают, что поднимать могилы над уровнем земли вообще нельзя, и они должны быть на уровне земли. Штукатурить цементом и белить могилы известкой является нежелательным (макрух). Однако, согласно ханафитам, шафиитам и ханбалитам, разрешено отштукатурить ее глиной, если это будет сделано без намерения украсить могилу. Маликиты же считают, что штукатурить могилы в любом случае является нежелательным действием (макрух). Ставить на могилу вертикальный надгробный камень, либо дерево также является нежелательным-макрухом однако, если он ставится с целью того, чтобы эта могила не затерялась, то это является допустимым, шафииты даже считают это желательным (сунной). Если же это надгробие ставится из побуждений гордыни, стремления как-то выделить могилу умершего среди остальных могил, сделать ее более привлекательной, то согласно всем мазхабам такое деяние является запретным (См. Харам).
По вопросу о надписях на могилах исламские школы придерживаются различных позиций, которые в основном сходны между собой:
- Ханафиты считают надписи на могилах весьма нежелательными, граничащими с запретом (тахриман макрух). Однако если на них имеются некоторое записи для того, чтобы они не затерялись, то это допускается.
- Маликиты считают, что если надписью на могиле являются аяты Корана, то это является запретным (харам). Однако если там написано имя умершего и даты его рождения и смерти, то это является макрухом (нежелательным действием).
- Шафииты считают, что любая надпись на могиле, в том числе аяты Корана, являются макрухом. Позволительно только писать имена ученых и праведных людей.
- ханбалиты считают, что макрухом является надпись на любой могиле, независимо от того, был ли умерший праведником или нет.
Нельзя также строить над могилами памятники, помещать портреты. Также нельзя класть в могилу какие-либо предметы или листы с кораническими аятами.
Согласно большинству фетв исламских мазхабов, сооружение над могилами построек, мечетей, мавзолеев, домов является нежелательным (макрухом). Если эти сооружения были возведены из побуждений гордыни и стремления к украшательству, то это является запретным (харам). Такие предписания действуют в отношении могил, которые не находятся на территории, являющейся сабилем или вакфом. Сабилем называется территория, которая не принадлежала ранее никому, а затем люди стали использовать ее в качестве кладбища. Вакф же это земля, переданная в пользование какому-то юридическому лицу (См. Вакф).
Если же территория кладбища является сабилем или вакфом, то, согласно мнению маликитского, шафиитского и ханбалитского мазхабов, возведение над могилами любых построек является харамом (категорически запретным). Ханафиты же считают, что и в этом случае возведение построек над могилами является макрухом, который становится еще более тяжелым по степени, если постройка была построена на сабиле.
Близким умершего разрешается оплакивать его только тихо, с соблюдением правил приличия. Нельзя кричать, рвать на себе волосы, бить себя и совершать другие экзальтированные действия. Тазия (траур) по покойному соблюдается на протяжении 3 дней, на протяжении которых родственники умершего принимают соболезнования. Если тазия продолжается больше 3 дней, то это является макрухом (нежелательным действием). Желательно начать тазию после похорон, однако если делать это по каким-то причинам не целесообразно, то отсчет 3 дней можно начать и до похорон.
Посещение могил
Если посещение могил умерших совершается с целью назидания, размышления по поводу бренного земного существования, то оно является допустимым (мандуб). Ханафиты и маликиты считают, что делать это желательно в пятницу, либо за день до и после этого дня. Согласно шафиитам, это лучше сделать после намаза-аср в четверг, и до времени этого же намаза в субботу. Ханбалиты же считают, что для посещения могил каких-то более или менее предпочтительных дней не существует. При посещении могил нельзя наступать, садиться или ложиться на них.
В ханбалитском и шафиитском мазхабах посещение могил женщинами считается нежелательным (макрух). А если есть вероятность того, что ее пришествие к могиле может привести к какому-то чрезвычайному происшествию, то ее выход из дома становится греховным (харамом). В других мазхабах есть мнение, что посещение могил, при определенных обстоятельствах, может быть допустимым для женщин преклонного возраста. Но есть и сторонники полного запрета на это посещение.
Посетивший могилу человек может прочитать над ней специальные молитвы. Относительно чтения аятов Корана на могилах имеются различные мнения. Многие считают это разрешенным, а некоторые недопустимым.

Загрузка...