Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Компетенции и профессиональная компетентность. Профессиональные компетенции

Очень часто в обычной жизни встречается множество слов, значения которых, казалось бы, понятны всем. Однако это не всегда так. Порой человек не может дать определение даже самому обычному понятию. Компетентность - это довольно простое слово, но многие ли смогут дать ему верное определение? Что в него входит и о чём вообще говорит наличие или отсутствие компетентности? Данная статья ответит на эти вопросы.

Понятие компетентности

На самом деле ответы на данные вопросы очень просты. Они не содержат каких-либо специфических объяснений. Компетентность - это знания, умения, навыки, которыми обладает человек в какой-либо конкретной сфере. Все эти знания нужны человеку, чтобы добиться успешных результатов в своей работе. Стоит понимать, что само наличие компетентности — это лишь одна из составляющих на пути к благополучной работе. Все эти знания и навыки необходимо не только иметь, но и поддерживать их на должном уровне или обновлять, совершенствовать.

Безусловно, если человек некомпетентен в своей деятельности, то достичь высоких целей невозможно. Недостаток знаний скажется на всём процессе работы и, как следствие, на итоговом результате. Профессиональная компетентность достигается путём личностного изучения, познания и развития человека. И без собственного желания человек никогда не станет профессионалом в своём деле.

Передача опыта

Каким же образом можно судить о компетентности человека? Как понять, что он вообще компетентен в определённой сфере деятельности? Это довольно просто. Компетентность - определение, которое доказывается с помощью результатов, достигающихся человеком. К его мнению прислушиваются при решении важных вопросов, с ним советуются, у него учатся. Но достигались эти результаты не быстро, много времени уходит на данный процесс. И, как правило, любой человек сначала не силён в знаниях той или иной деятельности, но он приложил массу усилий, времени и сил для достижения своих целей.

Не стоит пренебрегать рекомендациями такой личности, зачастую подобный способ помогает узнать и понять очень многое в работе. Это своеобразный процесс передачи опыта от одного лица к другому. Опять же, необходимо не только воспринимать чужие знания, но и самостоятельно изучать специфические особенности деятельности, в которой хочется добиться профессионализма.

Конкуренция на рынке труда

Профессиональная компетентность выражается в количестве всех тех теоретических и практических знаний, умений и опыта, которые нужны для успешного осуществления профессиональной деятельности. Любая фирма, компания или работодатель предъявляют ряд требований к потенциальному работнику, и наличие базового уровня компетентности играет огромную роль.

Одно дело, когда на работу устраивается специалист, получивший специальное образование, но не имеющий опыта, и совсем другое - когда человек имеет огромный опыт в данной сфере. Да, наличие образования играет не последнюю роль в трудоустройстве, а где-то и вовсе невозможно трудоустройство без его наличия, но масса работодателей готовы пойти навстречу работнику, имеющему реальный опыт. И, конечно же, конкуренцию составит тот работник, у которого имеется и специальное образование, и практический опыт в нужной отрасли.

Различия понятий

Профессионализм и компетентность часто замещают друг друга, используются как синонимы. Но действительно ли верно такое замещение? Стоит понимать, что это немного разные по своему значению понятия. Под профессионализмом понимается не только наличие определённых знаний, но и само отношение к деятельности, специфике работы.

Профессионал всячески развивает свои умения, способствует достижению определённых результатов и целей, дорожит своим делом и местом в нём. Такие люди, как правило, отдают долгие годы своей жизни одному делу. Компетентность - это наличие определённых знаний и способность применить их таким образом, чтобы добиться нужного решения поставленных задач. В реальной жизни профессионала видно сразу, а вот компетентность нужно будет ещё подтвердить. Хоть и кажется, что данные понятия взаимозаменяемы, это совсем не так.

Поддержка уровня компетентности

Каким же образом развивать компетентность? Как применять свои знания с учётом постоянных изменений в трудовой деятельности? Уровень компетентности поддерживается не только исходя из личностных качеств и стремлений работника, но и с помощью службы персонала. В нынешнее время всё больше фирм и компаний создают дополнительные службы для решения многих важных задач.

Служба персонала, в свою очередь, не только раскрывает широкий спектр мотиваций, но и проводит различные бизнес-тренинги, информирует о нововведениях или изменениях в конкретной сфере деятельности. Естественно, что для каждого работника той или иной должности нужны индивидуальные подходы. Информация предоставляется и обсуждается отдельными блоками для определённой группы работников. Простой пример: бухгалтеру не станут рассказывать о том, как правильно отмыть территорию офиса, а уборщице не станут сообщать о том, как пользоваться программой 1С.

Руководящий пост

Необходимо понимать, что критерии компетентности разнятся для работников различных областей, но не столько в определениях, сколько в индивидуальной специфике профессии. Работник должен иметь знания техник и принципов, специфических стандартов, целей и задач, а также обладать знаниями по использованию конкретных методов воздействия на трудовой процесс. Если человек занимает руководящий пост, то его набор знаний и навыков должен быть намного обширнее, чем у его подчинённых.

Если простой работник должен понимать свои обязанности и находить пути для их выполнения, то руководитель - выполнять обширный список задач. В его компетенции находится и подборка персонала, и умение поддерживать дисциплину в коллективе, и координацию рабочего процесса, отстаивать интересы компании и дела. На руководящих должностях уровень ответственности намного выше, поэтому огромную роль играют личностные качества человека, его уровень стрессоустойчивости и взаимодействие с другими людьми.

Плюсы компетентности

Компетентность работника играет огромную роль во многих смыслах. Конечно, компетентный сотрудник всегда ценится выше тех, кто не обладает такими навыками. Однако возможно получить не только признание и уважение к своей личности, но и финансовое вознаграждение, которое подчас становится прекрасным способом мотивации. В современном обществе трудно жить, имея небольшой доход, трудно позволить себе какие-то дорогие вещи или услуги. И наверняка никто не захочет отказываться от хорошей жизни, поэтому люди сознательно и добровольно стараются повышать уровень своих знаний и навыков.

Оценка компетентности работника определяется с помощью разнообразных методов и осуществляется либо HR-специалистом, либо руководителем определённого подразделения. Компетентность работника зачастую заметна даже без специального тестирования или мониторинга. Опытный представитель службы подбора кадров способен довольно легко определить необходимые задатки человека ещё на первичных этапах устройства работника.

Знание дела

Существует немало видов деятельности, в которых некомпетентный сотрудник может избежать ответственности или не нанести особого вреда компании. Но некоторые сферы деятельности требуют абсолютного знания дела и его специфики. Компетентность специалистов в таких учреждениях, фирмах, предприятиях играет огромную роль как для самого предприятия, так и для людей, пользующихся его услугами.

Примечательно то, что специалист не должен полагаться только на наличие профессиональных знаний, навыков и опытов, он должен также уметь самостоятельно анализировать свою деятельность и видеть её итоги. Личностные и профессиональные качества должны сочетаться в общую структуру, которая приведёт к положительным результатам, а не навредит. Умение правильно спрогнозировать итоги, разработать конкретный план по их достижению - главнейшая задача в любой деятельности.

Отсутствие компетентности

Компетентность - это важнейшее требование к деятельности педагогов. Данная профессия не допускает отсутствия этого компонента, оно невозможно. К работникам сферы образования выдвигаются конкретные и важные требования, в силу того, что они не только контролируют процесс получения новых знаний учениками, но и являются примером поведения и взаимодействия.

Некомпетентный педагог может обеспечить школьнику очень серьёзные проблемы: уничтожить тягу к знаниям и образованию, навредить качеству получения этих знаний, расстроить психическое здоровье ученика. На самом деле негативных последствий, которые могут образоваться из-за отсутствия компетентности педагога, гораздо больше. Для системы образования подобные итоги абсолютно недопустимы. Поэтому компетентность педагога в данной деятельности играет огромную роль.

Компетентность в образовании

Как и любая другая сфера деятельности, образование претерпевает постоянные изменения. Это связывается с тем, что ежегодно общество требует новых специалистов, расширяет возможности. Государство контролирует процесс обучения и тоже влияет на его структуру. В связи с этим педагоги должны подстраиваться под нововведения или коррекции в образовании.

Компетентность педагога в такой ситуации принесёт успех. Умение подстраиваться под изменения, разрабатывать план обучения и достигать с его помощью нужных результатов - бесспорный признак компетентности. Конечно, существует и ряд мероприятий, направленных на повышение компетентности педагогов: курсы повышения квалификации, аттестации, педсоветы, семинары, конференции, а также личное саморазвитие. Благодаря всем этим составляющим ученики могут рассчитывать на получение качественного образования и успешное становление личности.

Профессионал своего дела

Всякий ученик может назвать педагога, который запомнился ему. Кого-то он опишет как профессионала своего дела, кем-то будет недоволен. От чего это может зависеть? Компетентность педагога ученики рассматривают со своей точки зрения и каждый даст своё объяснение данному термину. Однако конечным итогом являются именно знания, полученные в ходе обучения, и воспитательный процесс, его результаты.

Очень часто встречаются дети, которые изначально не понимали или не принимали какой-либо учебный предмет, но со временем усвоили его и стали хорошо в нём разбираться. В этом случае стоит сказать об индивидуальном подходе учителя. Значит, он смог создать ту атмосферу и тот план обучения, который дал такой результат. Это огромный труд, требующий как профессиональных навыков, так и времени, и личного упорства педагога. Несомненно, такого учителя можно назвать профессионалом своего дела.

Во благо обществу

Исходя из всех перечисленных ситуаций, можно сделать вывод: компетентность - это важнейший фактор, влияющий на качество работы и её результаты. Во всех сферах деятельности всегда будут ценны сотрудники, обладающие данным качеством. Их будут ставить в пример, учиться у них, прислушиваться к их советам и рекомендациям. Многие профессионалы своего дела годами трудились для этого, тратили огромное количество времени и собственных сил.

Такие люди быстро принимают решения, находят выход из любых ситуаций, решают сложнейшие задачи, которыми перед ними ставятся. Для достижения такой высокой планки потребуется также немало терпения и выдержки. Общество всегда будет нуждаться в подобных рабочих кадрах и именно поэтому будет создавать новые учреждения для их получения. Самое главное - пусть это будет во благо обществу, во благо стране.

Н.Л.Жмакина

Е.Г.Комолова

Кандидат педагогических наук, доцент НГГУ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

АННОТАЦИЯ. В статье представлены различные точки зрения на понятие «компетентность», виды и структура профессиональной (педагогической) компетентности, сделан вывод о необходимости ее формирования в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов.

The article presents the survey of the points of view concerning the concept of competence, types and the structure of professional (pedagogical) competence. The author concludes that the formation of the competence in the process offuture teachers’ training is of utter importance.

На современном этапе развития общества происходит ориентация на компетентностный подход в подготовке будущего специалиста, в том числе в области образования, где компе -тентность рассматривается как главный фактор системы подготовки специалиста - буду -щего педагога.

В настоящее время в научно-педагогических исследованиях «компетентность» трактуется по-разному, не противореча друг другу, педагоги-психологи раскрывают различные стороны данного понятия. Для того чтобы организация подготовки специалистов образовательных учреждений носила качественный характер, необходимо ясно представлять сущность данного понятия, как цели подготовки будущего специалиста. Это обязывает сопоставить и классифицировать всевозможные суждения по данному вопросу.

В различных источниках понятие «компетентность» раскрывается с различных позиций. Оно рассматривается как характеристика:

Личности;

Результата образования;

Профессионала (должностного лица).

В психолого-педагогической литературе представлены различные точки зрения на понятие «компетентность» как характеристику личности. Так, например, по мнению ТС.Зе-ленецкой, под компетентностью понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности .

Д.Ермаков рассматривает компетентность как целостное личностное образование, кото -рое характеризуется рядом признаков, таких, например, как :

Оперативность и мобильность знаний, способность применять и интегрировать их в каждой конкретной ситуации с учетом различных ее аспектов;

Способность и готовность принимать решения, выбирая при этом наиболее оптимальный в данной ситуации вариант;

Способность к организации социального действия и соорганизация всех необходимых для этого ресурсов;

Коммуникативные умения, позволяющие целесообразно выстраивать взаимодействия с другими людьми в рамках деятельности;

Наличие определенных ценностных ориентаций, мировоззренческой позиции, общей и этической культуры, мотивов деятельности;

Стремление и способность развивать свой творческий потенциал, осваивать новые способы действия.

Следующая точка зрения представляет компетентность как результат образования. А.Н.Дахин отмечает, что понятие «компетентность» отражает целостность и интегративную сущность результата образования на любом уровне и в любом аспекте .

Ряд исследователей в основе компетентности рассматривают знания, полученные в процессе образования (различного уровня), являющиеся основой оперативного использования в различных жизненных ситуациях. Так, М.А.Чошанов считает, что компетентность - это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, т. е. владение оперативными и мобильными знаниями; это гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные .

Также компетентность определяется как характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем .

Можно сделать вывод, что компетентность как требование применяется к людям, независимо от возраста, как готовность мобильно применять знания и умения в решении всевозможных ежедневных задач. Но чаще всего в литературе понятие «компетентность» связывается с профессиональными качествами.

Компетентность любого специалиста представляет собой присвоенную, отрефлексиро-ванную им в ходе профессиональной деятельности систему социально значимых и лично-стно значимых компетенций .

Профессиональная компетентность характеризуется единством теоретической и практической готовности специалиста к осуществлению профессиональной деятельности. Компетентность - личные возможности должностного лица, его квалификация (знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определенных знаний и навыков .

По мнению В.И.Волынкина, профессиональная компетентность - это сочетание психических и личностных (человеческих) качеств и такое психическое и личностное (душевное) состояние, которое позволяет действовать самостоятельно и ответственно. Это способность и умение выполнять определенные трудовые функции .

Как характеристика профессионала компетентность чаще используется в словосочетании «профессиональная компетентность», и более узко - как «педагогическая компетентность».

С.А.Дружилов профессиональную компетентность педагога представляет как качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических знаний, как в предметной области, так и в области педагогики и психологии. Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) .

Н.В.Кузьмина, исследуя профессиональную деятельность учителя, отмечает, что профессионально-педагогическая компетентность характеризуется «специальной способностью превращать свой предмет в средство формирования личности, способностью структурировать научные и практические знания» .

Л.М.Митина, рассматривая психологию труда и профессионального развития учителя, определяет педагогическую компетентность как гармоничное сочетание знания предмета, методики и дидактики преподавания, умений и навыков (культуры) педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития, самосовершенствования, самореализации .

Представленные точки зрения не противоречат друг другу, а дополняют, отражая содержание профессиональной компетентности практикующего педагога, но профессиональная компетентность как качество специалиста закладывается еще в процессе обучения. Так, например, Е. А. Тарханова, рассматривая профессиональную компетентность будущего педагога, представляет ее как интегративную характеристику, определяющую способность решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей . Необходимо отметить, что данное определение не дает четких границ между характеристикой компетентности буду -щего педагога и педагога-практика. Следовательно, нельзя говорить о существенных отличиях компетентности будущего специалиста и педагога-практика. Правильнее говорить об уровнях профессиональной компетентности.

В качестве основных уровней профессиональной компетентности субъекта деятельности исследователями выделяются обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм . Обученность и профессиональная подготовленность формируются в процессе получения образования в вузе, где профессиональная подготовленность рассматривается как результат обучения. Профессиональный опыт и профессионализм складываются в процессе практической деятельности специалиста, что наглядно отражено на рис. 1.

профессионализм профессиональный опыт

профессиональная подготовленность

обученность

Рис. 1. Основные уровни профессиональной компетентности субъекта деятельности

Формирование профессиональной компетентности осуществляется через содержание образования, а также через профессиональные навыки и умения, формируемые в процессе овладения основами профессии. С.А.Нелюбов подчеркивает , что профессиональная компетентность определяется в первую очередь обучением и подготовкой конкретного специалиста, включающей целостно-концептуальный подход к профессии, признание ценности труда, оптимальную технологичность в выполнении функций, служебную этичность, владение приемами саморегуляции, самоорганизации и саморазвития.

Рассматривая профессиональную компетентность студентов как будущих педагогов, можно представить ее как (рис. 2):

Промежуточный результат, позволяющий сравнить на любом временном этапе профессионального образования качество подготовки с планируемым результатом;

Цель образования и профессиональной подготовки будущего педагога, что выражается в модели выпускника вуза.

Профессиональная компетентность студента как будущего педагога

промежуточный результат, цель образования,

характеризующим состояние профессиональной подготовки,

обучающегося качество образования

Рис. 2. Профессиональная компетентность студента

Качество образования, рассматриваемое в настоящее время как приоритетная позиция в социальном развитии общества, многими специалистами согласуется с профессиональной компетентностью как компонентом личности специалиста. Качество образования зависит от сформированности профессиональной компетентности и в то же время влияет на ее формирование.

Для всестороннего рассмотрения понятия «компетентность» необходимо рассмотреть структуру компетентности и ее виды.

Исследователями выделяются и разграничиваются такие понятия как «базовые», «ключевые компетентности» и «специальные профессиональные компетентности» (О.Б.Дауто-ва, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.В.Хуторской). Ключевые компетентности выделяются как универсальные способности успешной реализации индивидуального потенциала в любой сфере деятельности, в первую очередь в социальной (проявление личности). Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Специальные профессиональные компетентности отражают специализацию в профессиональной деятельности, преломляя базовые и ключевые компетентности в конкретных профессиональных задачах.

А.К.Маркова в своем исследовании выделяет четыре вида профессиональной компе -тентности :

1. Специальная, или деятельностная, профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

Э.Ф.Зеером и О.Н.Шахматовой профессиональная компетентность выделяется как одна из составляющих обобщенной формы профессионально-психологического профиля педагога и подразделяется на педагогическую, психологическую и социально-коммуникативную компетентность .

В свою очередь Л.М.Митина представляет педагогическую компетентность через три подструктуры :

Деятельностную (знания, умения, навыки и индивидуальные способы самостоятельного и ответственного осуществления педагогической деятельности);

Коммуникативную (знания, умения, навыки и способы творческого осуществления педагогического общения);

Личностную (потребность в саморазвитии, а также знания, умения, навыки самосовершенствования).

B.В. Абашина в структуре педагогической компетентности выделяет три подструктуры: деятельностную (овладение педагогическими технологиями), коммуникативную (овладение навыками и способами педагогического общения) и рефлексивную (овладение умением адекватно оценивать и корректировать как деятельность детей, так и свою собственную) .

C.А.Дружилов выделяет следующие компоненты профессиональной компетентности педагога :

1. Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.

2. Функциональный (от лат. Шпсйо - исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.

3. Коммуникативный (от лат. сошшишсо - связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.

4. Рефлексивный (от позднелат. гейехю - обращение назад) компонент компетентно -сти включает умения сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.

Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога С.А.Дружило-вым рассматриваются не изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки.

В целом, структурные компоненты компетентности существуют и определяются вне зависимости от рода деятельности специалиста. Из представленных точек зрения можно увидеть, что структура компетентности, независимо от того как ее структурные единицы (подструктуры, уровни, элементы) обозначаются, в целом сводится к единой схеме, представленной на рис. 3. В исследованиях, посвященных вопросам компетентности, определяются структурные элементы компетентности как интегративного качества личности: когнитивный (совокупность знаний предметной сферы, на основе которых формируется компетентность); деятельностный (практический опыт); оперативно-технологический (совокупность умений и навыков практического решения задач); личностный (совокупность важных для предметной деятельности индивидуально-психологических качеств и способностей, направленность личности); ценностно-мотивационный (совокупность ценностных ориентаций, мотивов, адекватных целям и задачам деятельности, мировоззренческая позиция); рефлексивный (способность осмыслять, оценивать, прогнозировать деятельность и ее результаты, креативность).

Рис. 3. Структура компетентности как интегративного качества личности

На наш взгляд, профессиональная компетентность педагога определяется в первую очередь обучением и подготовкой конкретного специалиста образовательного учреждения. Подготовка такого специалиста требует включения целостно-концептуального подхода к профессии (четкое представление чему и как учить), признания ценности труда (мотивация учения), оптимальной технологичности процесса образования, владение приемами саморегуляции, самоорганизации и саморазвития (рефлексия деятельности). Формирование педагогической компетентности личности в вузе может осуществляться по трем основным направлениям: базовая подготовка (общепрофессиональные и предметно-профессиональные знания, умения и навыки); методологическая культура; педагогическое творчество (креативность). Все эти подходы эффективно реализуются при условии развития рефлексии как механизма личностного и профессионального роста.

Компетентность будущего педагога как цель должна формироваться систематично и последовательно в процессе аудиторных, самостоятельных занятий, различных видов практики, где должны быть созданы специальные условия, среда, применены разнообразные методы и приемы, учтены средства и факторы успешного обучения, объединенные в технологию образования будущего специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абашина В.В. К вопросу о профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений в условиях личностно ориентированной модели обучения детей // Мониторинг как условие реализации лич-ностно ориентированного педагогического процесса: Сб. науч. материалов Третьей окружной науч.-практ. конф. «Знаменские чтения»: В 2 ч. Сургут, 2004. Ч. 1.

2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др.; под ред. А.С.Роботовой. 2-е изд., стереотип. М., 2004.

3. Волынкин В.И. Педагогика в схемах: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2007.

4. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника // Народное образование. 2004. № 4.

5. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. 2005 (Вып. 8).

6. Ермаков Д. Компетентность в решении проблем // Народное образование. 2005. № 9.

7. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999.

8. Зеленецкая Т. С. О формировании компетентности // Высшее образование в России. 2005. № 6.

9. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструментарий. Омск, 2003.

10. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л., 1980.

11. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

12. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2004.

13. Нелюбов С.А. Динамика профессионального становления руководителя образовательного учреждения // Интерактивное образование: Электронная газета: г. Новосибирск. 2006. № 6-7. [ИКЬ]: http://io.nios.ru

14. Тарханова Е.А. Компетентностный подход к обучению студентов в высшей школе // Компетентност-ный подход к развитию личности: Материалы Всероссийской науч.-практ. заочной конф. (Нижневартовск, 21 мая 2006 г.). Нижневартовск, 2007.

Своих сотрудников. Что обозначает это понятие?

Это сумма накопленного опыта и полученных знаний, позволяющих человеку быстро решать поставленные задачи в профессиональной области.

Компетентность, говоря научно, складывается из совокупности компетенций. А этот термин многозначный.

Компетенция, во-первых, обозначает личную способность работника решать производственные вопросы. Иногда случается так, что компетенция человека, не имеющего образования, но проработавшего в отрасли много лет, превышает компетенцию Она состоит из теоретического знания объекта (деятельности) и навыков практической работы с ним.

Кроме этого термин «компетенция» обозначает сумму требований, которые предъявляются к конкретному специалисту. Обычно в этом значении термин используют при найме на работу или аттестации специалистов. Сумма всех компетенций как раз и представляет собой понятие «профессиональная компетентность». Другими словами, это понятие можно рассматривать как суммарную характеристику личности, которая отражает полученное образование, накопленный опыт и ряд личностных качеств, позволяющих справляться с профессиональными обязанностями.

Структура профессиональной компетентности расчленяется на:

  • Профессиональную квалификацию.
  • Личностные особенности, важные для выполнения профессиональных обязанностей.
  • Социально-профессиональный статус.

Разделение понятия «профессиональная компетентность» на теоретические представления и практические составляющих позволяет составить более детальное представление об нем.

Теоретические знания об объекте деятельности или круге обязанностей включают:

  • Теоретические представления о том, что значит конкретная профессиональная квалификация.
  • Теоретические представления о профессиональном статусе.
  • Представления о профессиональных особенностях.

Способы работы с объектами тоже можно структурировать.

  • Методы организации профессиональной специализации.
  • Способы реализации статуса.
  • Способы реализации профессиональных особенностей.

Однако нельзя сказать, что понятие «профессиональная компетентность» однозначно. Разные специалисты, изучающие педагогику, психологию, социологию, трактуют его по-разному.

Одни из них считают, что термин обозначает сумму познавательной активности и активности профессиональной. Высокий уровень развития этих факторов снижает психическую напряженность специалиста, повышает эго эмоциональное состояние, помогает накапливать опыт и успешно проходить цепочку «студент (ученик, стажер) - молодой специалист - профессионал - профессионал высокого уровня».

Другие специалисты пытаются распознать понятие «профессиональная компетентность» как способность в любой ситуации, связанной с профессией, действовать адекватно, самостоятельно. Это, в свою очередь, обязательно требует готовности к самосовершенствованию не только в профессиональной, но и в смежных областях.

Большая часть специалистов сходятся на том, что профессиональная компетенция включает в свою структуру следующий ряд составляющих:

  • Гностические (профессиональные качества).
  • Ценностно-смысловые (к ним относятся установки специалиста).
  • Деятельностные (профессиональные умения).
  • Личностные (особенности характера, помогающие

Профессиональная компетенция в сумме с технологичностью, навыками, общей и инновационным подходом к деятельности является составной частью профессионализма.

Словарь иностранных слов трактует понятие компетентность как «обладание компетенцией, обладание знаниями, позволяющими судить о чем – либо». Само же понятие «компетенция» (от лат. сompetentia – принадлежность по праву) в том же словаре определяется как: «круг полномочий, какого-либо органа или должностного лица круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом». Термин «компетентность» встречается и в смежных с психологией науках. Так в социологии компетентность выступает как атрибут профессионализма.

Компетентность определяется как наиболее доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, отношений, существующих в ней, возможных средств и способов достижения намеченных целей. В психологии зарубежного менеджмента впервые понятие профессиональной компетентности было сформулировано в рамках ситуационного подхода. Где организация понимается как открытая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с внешней средой, а сам процесс управления включает в себя четыре основных макроэтапа, первым из которых является формирование управленческой компетентности руководителя, т. е. его овладение средствами управления, которые доказали на практике свою эффективность. Таким образом, компетентность руководителя с точки зрения ситуационного подхода – это сформированные умения и навыки управления.

Ж. Йеннекенс описывает понятие «компетентность» и понимает под ним «ответственность и права менеджера» таким образом, что они неразрывно связаны с задачами и целью деятельности. Где под ответственностью понимается: обязанность выполнять задачу как можно лучше и обязанность доложить о выполненном. Права подразумевают под собой право принимать решения об исполнении.

В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность сотрудника выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами.

Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

В подходах к пониманию профессиональных компетенций, можно выделить два основных направления толкования понятия компетенции:

1. Способность человека действовать в соответствии со стандартами;

2. Характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе.

Существует несколько подходов к описанию компетенций. Первый можно условно назвать «функциональным», поскольку он основан на описании задач и ожидаемых результатов, а второй – «личностным», так как в фокусе – качества человека, обеспечивающие успех в работе.

В работах британских специалистов можно найти множество схожих определений профессиональной компетенции:

Адекватная или достаточная квалификация, способности;

Адекватные или достаточные физические или интеллектуальные качества;

Способность быть квалифицированным;

Способность делать что-либо хорошо или в соответствии со стандартом, приобретенная опытным путем или в результате обучения;

Умение быть квалифицированным и способным выполнять определенную роль, охватывающее знания, способности, поведение.

Американские специалисты в сфере психологии труда, как правило, являются сторонниками «личностного» подхода. Они традиционно ограничивают объем понятия профессиональной компетенции либо качествами личности, либо знаниями, умениями, способностями, и используют аббревиатуру KSAO:

Знания (knowledge);

Умения (skills);

Способности (abilities);

Иные характеристики (other).

Интересно, что применение такой простой формулы к описанию ключевых компетенций сопряжено с трудностями в определении и диагностике двух ее элементов: знания и умения (KS) гораздо легче определить, чем способности и иные характеристики (АО), в частности из – за абстрактности последних. Кроме того, в разное время и у разных авторов символ «А» означал разные понятия (например, attitudes - отношение), а «О» отсутствовало вовсе (используется для обозначения физического состояния, поведения и т. п.). Каждая профессиональная компетенция может быть описана с помощью определенных индикаторов. Они представляют собой стандарты поведения человека.

Таким образом, если «личностный» подход описывает «как?» (с помощью каких своих ресурсов и какие люди могут выполнять работу хорошо), то «функциональный» диктует «что?» (на каком уровне и с каким качеством работник должен выполнять профессиональные действия (функции). «Функциональный» подход не учитывает, за счет чего будет достигнут результат: опыта или знаний, способностей или повышенной мотивации работника - главное, что работа будет выполнена на должном уровне.

Число сторонников функционального подхода растет. И в современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность субъекта профессиональной деятельности выполнять задачи с заданными стандартами.

Итак, профессиональная компетенции – это способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности, а требования должности – задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли.

Зачастую люди восхищаются знаниями других в какой-либо сфере. Но мало кто задумывался, что компетентность - это и есть знания. Этим качеством обладают и актеры, и спортсмены, и даже предприниматели. Определенная профессиональная компетентность присуща даже дворнику. Осведомленностью в профессии обладает и лихой водитель маршрутки, не нарушающий правила. Компетентность - это что? Каким она бывает и имеет ли какие-либо характерные черты? Узнаем!

Компетентность - это что?

Итак, слово «компетентность» имеет латинское происхождение. Переводится оно как «способный». Поэтому компетентность - это умение человека делать хорошо то, чем он занимается. Существует много видов компетенции, однако их общим и конечным критерием является результат, к которому пришел человек в процессе деятельности. Например, профессиональная компетентность педагога оценивается тем, хорошо ли дети усвоили материал.

Профессиональная осведомленность: как проверить?

Представьте себе человека, надувающего воздушный шарик. Разумеется, его конечный результат и преследуемая цель - надутый шарик. Не тот, что надули наполовину, и не тот, что лопнул в процессе.

Поэтому любую компетентность можно проверить, достаточно лишь попросить человека продемонстрировать конечные результаты. Естественно, вы подумаете, что с шариком-то все легко. А как проверять остальную деятельность? Откроем секрет: абсолютно так же. В чем же проблема? В том, что люди нечасто мыслят конечными результатами.

Стоит только определить конкретные конечные результаты деятельности, так мы сразу поймем, что значит быть компетентным в этой деятельности. И, разумеется, для того, чтобы научиться что-то делать хорошо, необходимо потратить много времени на формирование компетентности в выбранном деле.

Показатели компетенции

К примеру, что такое подготовленность к профессии? Представьте, что вы занимаетесь торговлей. Умеете продать товар? Хорошо умеете заключать выгодные сделки? Если называть конечным результатом работы продавца деньги в кассе и количество проданного товара, то можно сразу выяснить, кто из продавцов находится на нужном уровне компетентности без всяких догадок и домыслов.

Так, с продавцом все достаточно просто и понятно. А что делать с директорами, бухгалтерами и маркетологами? Каким будет тест на профессиональную грамотность? В сущности, таким же. Критерии компетентности неизменны для всех видов деятельности.

Как выяснить профессиональную грамотность:

1. Определите, в чем заключается конечный результат того или иного работника, который должен быть достигнут.

2. Посмотрите, удается ли служащему добиться конечного результата. Кстати, необходимо именно увидеть результат, а не услышать о его достижении от работника.

Понятие коммуникативной грамотности

В сущности, коммуникативная компетентность - это воспитание человека и знание им этикета. То есть умение вести переговоры с человеком дольше пяти минут, не оскорбляя его чувства и не шокируя полным отсутствием культуры. Выражаясь научно, коммуникативная компетентность - это обобщенные коммуникативные свойства личности, которые включают в себя навыки общения, а также социальный и чувственный опыт.

Первое правило коммуникативной грамотности гласит, что не следует сообщать собеседнику мысль, которая не до конца или же вовсе не понятна говорящему.

Также существует правило конкретности, которое требует избегать в общении расплывчатых, неопределенных и двусмысленных предложений, кроме того, не стоит пользоваться незнакомыми терминами и понятиями.

Однако коммуникативная компетентность требует не только контроля своей речи и содержания передаваемого сообщения, но и контроля мимики, интонации и жестов.

Также необходимо помнить, что ваше мнение может быть неправильным. Это поможет избежать серьезных ошибок.

Что такое социальная осведомленность или компетентность?

Этот вид компетентности предполагает умение личности выстроить свое поведение, учитывая представления и ожидания других людей.

Если социальная компетентность человека находится на низком уровне, то ему свойственно переносить назначенные встречи, чрезмерно подстраиваться под мнение своего партнера, постоянно опаздывать, игнорировать или просто откладывать ответственную коммуникацию.

Тогда как социальная осведомленность представляет собой знание основных норм поведения, которые приняты в какой-либо конкретной сфере, готовность личности быстро освоить новые социальные стандарты, умение ставить себя на место другого человека, а также умение подобающим образом отреагировать на тот или иной поступок.

Компетентность педагога: в чем она заключается?

Итак, разберемся в том, как определять профессионализм учителя. К сожалению, сегодня не существует какого-либо единого подхода, который определял бы компетентность педагога. Однако основные аспекты профессиональной грамотности перечислить можно: их всего три.

Первый аспект - управленческий. Он заключается в том, как учитель планирует свою деятельность, анализирует ее, контролирует, а также в том, как он регулирует учебный процесс в своем классе и взаимоотношение с ним.

Второй аспект - психологический. Он заключается во влиянии педагога на учащихся, а также в том, грамотно ли преподаватель учитывает индивидуальные способности детей своего класса.

Третий аспект - педагогический. Он рассматривает то, какие формы и методы используются педагогом в учебном процессе, и то, насколько они уместны в конкретной ситуации.

Если объединить все три аспекта в одно определение, то можно сказать, что профессиональная грамотность учителя состоит в том, может ли он эффективно структурировать материал с целью лучшего решения как учебных, так и воспитательных задач в процессе обучения.

Кроме того, можно обозначить основные принципы профессиональной грамотности учителя, а именно верную характеристику реальных способностей каждого учащегося и умение подобрать наиболее эффективный тип урока, который в большей степени будет соответствовать учебным задачам.

Можно ли развить компетентность и как это сделать?

Компетентность развить не только можно, но и нужно. Вот три простых шага к развитию профессиональной грамотности.

  • Шаг 1: научитесь смотреть. Или выражаясь иначе, научитесь присутствовать в настоящем моменте, и тогда у вас получится разглядеть то, что ранее вы увидеть не могли.
  • Шаг 2: учитесь. Умение учиться снова и снова - один из главных залогов развития компетентности. Привыкайте к мысли, что для того, чтобы развиваться во всех отношениях, вас необходимо обучаться.

  • Шаг 3: не забывайте о практике. Естественно, что для развития компетентности первых двух шагов недостаточно. Необходимо тренироваться в любимом деле для того, чтобы ваши успехи становились все лучше и лучше, потому что без практики - никуда.
Загрузка...