Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Самый мощный танк в мире. Самый мощный танк в мире (фото) Какой самый сильный танк



Все танки, упомянутые здесь, являются невероятно мощными и разрушительными, однако ни один из них не участвовал в боях друг против друга. Этот рейтинг основан на спецификациях и имеющихся данных. Список не включает прототипы или танки, которые в настоящее время находятся в стадии разработки. Итак, ниже представлены десять лучших современных танков мира.

10 Леклерк

AMX-56 «Леклерк» - французский современный танк, серийно производимый компанией GIAT Industries (ныне Nexter) с 1992 года. Был назван в честь генерала времён Второй мировой войны - Жака Филиппа Леклерка. По состоянию на 2012 год является основным боевым танком (ОБТ), находящимся на вооружении армий Франции (406 единиц) и Объединённых Арабских эмиратов (388 машин). На 2011 год цена «Леклерка» составила 9,3 млн евро и до появления K2 «Чёрная пантера» и «Тип 10» он считался самым дорогостоящим ОБТ в мире.

Данный танк оснащён 120-мм гладкоствольной пушкой с автоматической зарядкой и скорострельностью до 12 выстрелов в минуту. Его система управления огнём может отслеживать одновременно до пяти движущихся целей, а для повышения эффективности стрельбы используется лазер, тепловизор и бортовой компьютер. Официальная максимальная скорость танка по дороге составляет 72 км/ч, по пересечённой местности - 55 км/ч. Вес - 56 тонн. «Леклерк» является одним из самых лёгких основных боевых танков в мире.

9 Меркава Mk.4

На девятом месте в списке лучших современных танков мира находится «Меркава», а точнее, его модификация «Mk.4». «Меркава» - израильский боевой танк, состоящий исключительно на вооружении армии Израиля. Серийно выпускается с 1979 года. Имеет четыре модификации - «Mk.1», «Mk.2», «Mk.3», «Mk.4».

Модификация «Mk.4» состоящая на вооружении израильской армии с 2004 года, является одним из самых защищённых танков в мире. Эта боевая машина оснащена 120-мм орудием MG253. Масса пустого танка - 65 т. Расчётная цена - $ 3,7 млн. Максимальная скорость по шоссе составляет приблизительно 60 км/ч, по пересечённой местности - 40 км/ч.

8 Al-Khalid

Al-Khalid или MBT-2000 - китайско-пакистанский боевой танк, выпускаемый с 1999 года компанией Heavy Industries Taxila совместно с Norinco. На вооружение в пакистанскую армию поступил в 2000 году. Был назван в честь одного из сподвижников пророка Мухаммада - Халида ибн аль-Валида. Себестоимость единицы в 2011 году составляла $ 4,7-$ 5,8 млн. Всего было выпущено около 750 экземпляров.

«Аль-Халид» управляется экипажем из трёх человек и вооружён 125-мм гладкоствольной пушкой с автоматической зарядкой. Среди прочего, танк оснащён современной системой управления огнём схожей с системой «Леклерка». Максимальная скорость - 72 км/ч. Вес - 46 тонн. Способен преодолевать водные преграды глубиной до 5 метров.

7 K1A1

K1A1 - основной боевой танк Южной Кореи, серийно производимый с 1985 по 2010 года. Является вариантом американского танка M1 «Абрамс», приспособленным для ведения боевых действий в горной и болотистой местности на Корейском полуострове. Был принят на вооружение в 2001 году. Всего построено 484 экземпляра.

K1A1 управляется экипажем из четырёх человек. Он оснащён 120-мм гладкоствольной пушкой, термическим прицелом, лазерным дальномером, современной электроникой и системой управления огнём, разработанной компанией Samsung Electronics. Вес танка - 53,2 тонны. Максимальная скорость по дороге составляет 65 км/ч, по пересечённой местности - 40 км/ч.

6 Челленджер 2

Челленджер 2 - основной боевой танк, с 1998 года состоящий на вооружении армий Великобритании и Омана. Был разработан и построен британской компанией «Виккерс Дефенс Системс» (ныне BAE Systems Land & Armaments). Всего выпущено 446 единиц. Стоимость одного экземпляра составляет около $ 5,8 млн.

«Челленджер 2» управляется экипажем из четырёх человек и оснащён 120-мм нарезной пушкой максимальная прицельная дальность, которой составляет более 5 км. Он считается одним из самых тяжело бронированных и хорошо защищённых танков в мире. Его башня и корпус покрыты бронёй «Чобхэм» (также известной как «Дорчестер»). Вес танка - 62,5 тонны. Максимальная скорость по шоссе 59 км/ч, по пересечённой местности - 40 км/ч.

5 PT-91

PT-91 Twardy («Твёрдый») - польский основной боевой танк, разработанный на базе танка Т-72М1. Первые прототипы PT-91 были изготовлены в 1993 году, а в 1995 танк поступил на вооружение. Всего же для вооружённых сил Польши было произведено 232 единицы. На его базе разработано несколько боевых машин. Он также имеет большое количество модификаций.

Управляется «Твёрдый» экипажем из трёх человек. Данный танк оснащён 125-мм гладкоствольным орудием с автоматической зарядкой. Боевая масса - 47,3 тонны. Максимальная скорость по шоссе составляет 60 км/ч.

4 Т-90

Четвёртое место в рейтинге лучших современных танков занимает Т-90 («Владимир») - российский основной боевой танк, созданный в начале 1990-х годов как модернизация Т-72Б. 5 октября 1992 года был официально принят на вооружение. В период с 2001 по 2010 год Т-90 стал самым продаваемым на мировом рынке ОБТ. По состоянию на 2011 год стоимость одной единицы Т-90 равняется 118 млн рублей ($ 4,2 млн). Всего было произведено около 3,200 экземпляров. В настоящее время находится на вооружении России (около 700), Алжира (305), Азербайджана (20), Индии (620), Туркменистана (40) и Венесуэлы (50-100).

Экипаж Т-90 состоит из трёх человек (командира, водителя-механика и наводчика). Боевая машина оснащена 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46М-5. Масса танка - 46,5 тонны. Максимальная скорость по шоссе 60 км/ч, по пересечённой местности - около 50 км/ч.

3 Тип 99

Тип 99 также известный как ZTZ-99 и WZ-123 - китайский основной боевой танк, созданный на базе прототипа «Тип 98». Был введён в эксплуатацию в 2001 году. Стоит на вооружении армии Китая. Всего было выпущено около 600 единиц. Стоимость одного «Тип 99» примерно равна $ 2 000 000.

Экипаж танка «Тип 99» состоит из трёх человек. Основным его вооружением является 125-мм гладкоствольная пушка. Система управления огнём включает в себя комбинированные прицелы, лазерный дальномер, тепловизор, цифровой баллистический вычислитель, 2-плоскостной стабилизатор вооружения, набор датчиков (атмосферных условий, износа канала ствола и т. д.), многофункциональную панель командира и систему автосопровождения цели. Установленный на танке дизельный двигатель водяного охлаждения с турбонаддувом мощностью 1500 л. с. даёт максимальную скорость передвижения по шоссе - 80 км/ч, по пересечённой местности - до 60 км/ч. С места до 32 км/ч танк разгоняется за 12 секунд. Его боевая масса равняется 54 тоннам.

2 K2 Чёрная Пантера

K2 «Чёрная Пантера» - южнокорейский основной боевой танк нового поколения, который заменил большинство M48 «Паттон» и дополнил серию «K1». Был разработан южнокорейским Агентством по оборонным разработкам (Agency for Defense Development, ADD) и компанией Rotem (подразделение Hyundai Motors). Серийное его производство началось в 2013 году. При стоимости в $ 8 500 000 за единицу этот танк является самым дорогостоящим в мире.

«Чёрная Пантера» управляется экипажем из трёх человек и вооружена 120-мм гладкоствольной пушкой позволяющей вести стрельбу до 20 выстрелов в минуту. Эта боевая машина способна передвигаться с максимальной скоростью 70 км /ч на дорожных покрытиях, по пересечённой местности - до 52 км/ч и ускоряться от 0 до 32 км/ч в течение 8,7 секунды. Вес танка - 55 тонн.

1 M1A2 «Абрамс»

M1 «Абрамс» - американский основной боевой танк последнего поколения, разработанный корпорацией Chrysler. Серийно выпускается с 1980 года. Танк был назван в честь генерала, принимавшего активное участие в войне во Вьетнаме - Крейтона Уильямса Абрамса. Стоит на вооружении армии США, Египта, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака и Австралии. Цена одного «Абрамса» достигает $ 6.21 млн. Количество построенных - 15 221 единиц. Существует три основные его модификации - «M1», «M1A1» и «M1A2», производство двух последних продолжается, по сей день.

Лучшим современным танком мира считается модификация «M1A2 Abrams» оснащённая 120-мм гладкоствольной пушкой M256. Танк имеет, высокопрочную композитную броню и мощный газотурбинный двигатель способный разогнать боевую машину по шоссе до 67 км/ч, по пересечённой местности - до 40 км/ч. Вес танка - 62,1 тонны.

Всё о самых мощных и внушительных танках.

Возможно, вас также заинтересует история создания самого большого танка в мире.

Т-90

По мнению многих экспертов, самый мощный танк в мире – это отечественный Т-90. Его разработали в далеких 80-х, и тогда он получил название «Т-88», но вскоре изменилось на Т-90. В начале 90-х годов XX века началось масштабное производство модели. За пять лет было произведено около 120 танков Т-90. А в начале 2000-х вышла модификация под названием Т-90А.


Главное оружие Т-90 – это 125-миллиметровая гладкоствольная пушка, пусковая установка 2А46М-2. В боекомплекте 43 выстрела, 22 из них можно сложить во вращающийся транспортер автомата заряжения. Еще 21 выстрел – в не механической укладке.

Мощный танк оборудован спаренным пулеметом ПКТ 7,62 калибра, его боекомплект составляет 2 тысячи патронов (или 8 лент по 250 патронов каждая). Это, конечно, не самый мощный пулемет , но в боевых условиях служит хорошим подспорьем.

Также танк вооружен зенитным пулеметом. У него есть дистанционное управление, и он может стрелять как по наземным, так и по воздушным целям, а люки танка при этом остаются закрытыми. Угол наведения от 180 o по горизонтали или 360 o с башни танка. К зенитному пулемету предоставляется боекомплект – 300 патронов (2 ленты по 150 патронов).

Главное противотанковое оружие Т-90 – это бронебойные снаряды (3БM-26, БМ-29, 3БM-42, 3БM-22), а также комплекс вооружения с управлением с выстрелами 3УБК20 и 3УБК14.


У танка есть также на вооружении комплекс управляемого вооружения «Рефлекс». Его показатели дальности стрельбы в 2,5 раза превышают дальность ответного огня любого танка, выпущенного в XXI столетии. Именно это дает Т-90 огромное преимущество еще до входа в зону ответного огня со стороны противника.

Помимо всего прочего, на Т-90 устанавливается дополнительное оборудование: комплекс управления огнем 1А45-Т, дневной прицел наводчика 1Г46, прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С, ночной прицельный комплекс ТО1-КО1 с электронно-оптическим преобразователем с прицелом ТПН-4 «Буран-ПА», а также, для расчета баллистических поправок, баллистический вычислитель 1В528-1.

Модифицированные Т-90С и Т-90А имеют усовершенствованную систему управления огнем. У них есть тепловизионный прицел «Есса» и комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1».


Такая машина весит ровно 46, 5 тонн и вмещает экипаж из трех человек. Длина танка вместе с пушкой – 9,5 метров, а ширина по гусенице – 3,4 метра. На дороге с твердым покрытием машина может развивать скорость до 60 км/ч. На сухой грунтовой дороге скорость падает до 40 км/ч.

Подробнее о танке


Т-90 защищен преградами из стали повышенной твердости с отражающими листами. На лобовом узле есть динамическая защита «Контакт-V». Она обеспечивает защиту и от кумулятивных ПТС и от ОБПС.

Пакеты наполнителя можно отнести к «полуактивному» типу. На крыше башни есть 21 контейнер для отражения атак сверху. В целом, защита у танков ослаблена из-за конструктивных особенностей и высококачественного оборудования и вооружения.

Т-34

Нестареющий Т-34 или, как его называют, «тридцать четверка» – легенда советской танковой промышленности. В период Великой Отечественной войны о нем отзывались, как о чуде. Премьер-министр Британии Черчилль говорил, что не понимает, как откуда взялся загадочный Т-34, а Гитлер, по легенде, признался, что не пошел бы в наступление на СССР, если знал бы об этой машине смерти. После смерти конструктора Т-34 Михаила Кошкина назвали «личным врагом фюрера».


Характеристики танка впечатляют. В 1940 году Т-34 был принят на вооружение вместе с тяжелым КВ-1. Тогда он весил около 26 тонн и вмещал экипаж из 4-х человек. Толщина танковой брони доходила до 45 миллиметров. Отличительная особенность модели – V-образный 12-цилиндровый дизельный силовой агрегат В-2-34 мощностью 500 лошадиных сил. В арсенале экипажа также была 76,2 мм пушка Л-11 и два 7,62 мм пулемета ДТ.


В 1941 в конструкцию Т-34 внесли первые изменения. Литая башня была заменена сварной, толщина брони выросла до 52 миллиметров. Усилилось и вооружение – вместо пушки Л-11 установили Ф-34, которая при одинаковом калибре обладала более высокой мощностью. Ради модификаций пришлось пожертвовать спрятанными на бортах ящиками для инструментов на бортах и правыми фарами. Спустя год броня увеличилась еще на 8 миллиметров, появились дополнительные топливные баки.

Легендарный танк


Железных монстров выпускают и в наши дни. Вот некоторые из самых мощных танков современности.

Leopard-2 A7

Один из самых популярных танков XXI века, Leopard-2 A7 появился в результате совместной деятельности Rheinmetall и Krauss-Maffei Wegmann. Модель может похвастаться мобильностью, модульным комплектом защиты, отличными навыками разведки и довольно точной системой управления огнем.

В 2010 году танк прошел тестирование, а сейчас находится на вооружении у армии Германии. Пушка «леопарда» стреляет 120-миллиметровыми разрывными снарядами.


При помощи адаптирующего ковша Leopard-2 A7 может сносить препятствия на пути. В танк встроен дизельный двигатель MTU MB 873 Ка-501 с функцией охлаждения жидкости, что позволяет машине ездить без остановки со скоростью 68 км/ч более суток.

Challenger 2

Британский танк разработан BAE Systems Land Systems. Он состоит на вооружении Королевской армии Омана и британской армии.


У машины нарезная танковая пушка L30. Более поздние модели выпускаются с гладкоствольной пушкой.

Т-90 против Challenger-2

Башня танка вращается на 360 o . Оружие может подниматься на высоту от 10 o до 20 o , и управляется при помощи стабилизационных и электронных систем. Благодаря 12-цилиндровому дизельному двигателю Perkins Caterpillar CV12 танк развивает скорость до 59 км/ч. У танка есть 7,62-мм пулемет Boeing, который располагается слева от пушки. На башне - зенитка L37A2 GPMG с аналогичным калибром, а также пять дымовых гранатометов L8.

Merkava Mk 4

Израильский танк впервые был продемонстрирован на оружейной выставке 24 июня 2002 года, однако официально был передан для полевых испытаний в декабре 2001 года. Серийный выпуск новой модели «Меркава» начался после снятия с конвейера модели Merkava Mk 3 в начале 2003 года.


В танк встроена 120-мм пушка, которая стреляет передовыми многоцелевыми и противотанковыми снарядами. В машине стоит современная система управления огнем и уникальная боевая система управления, обеспечивающая ясную и четкую картину происходящего снаружи, – обе системы созданы Elbit Systems.


В Merkava Mk 4 используется дизельный двигатель V-12, что позволяет превышать скорость 60 км/ч. Внутри танка спрятана система жизнеобеспечения: вентиляционные, биологические, ядерные и химические системы фильтрации, а также индивидуальные системы охлаждения и генераторы мощности.

Т-14 «Армата»

Танк нового поколения, разработанный российскими конструкторами в 2009 году. «Армата» – инновационная универсальная гусеничная платформа; в перспективе планируется создание целого семейства боевых машин на базе данной ТГУП.

Новейший российский танк Т-14 «Армата»

Среди других новшеств – единая бронекапсула для 3 членов экипажа, отделяющая помещение с людьми от боеприпасов и баков с топливом, что повышает безопасность и эффективность общения экипажа. В целом, «жилое» помещение стало просторнее и комфортнее, усовершенствована эргономика элементов управления.


Т-14 обладает 4 уровнями защиты: стелс-окраска, КАЗ «Афганит», электромагнитная противоминная система, а также динамическая броня, прикрывающая в том числе и крышу с люками.

На вооружении Т-14 находится гладкоствольная пушка 125-го калибра с возможностью запуска управляемых ракет. Для борьбы с пехотой предусмотрен пулемет с дистанционным управлением. Штатный снаряд Т-14 – 90-сантиметровый БПС Вакуум-1.


Вес танка составляет 50 тонн, скорость – до 75 км/ч, а мощность его двигателя – 1500 лошадиных сил (оптимальная – 1200). Министерство обороны планирует заменить новейшим танком модели Т-72 и Т-90. Ожидается, что российская армия возьмет новинку на вооружение к 2020 году.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Военная техника всегда интересовала людей, даже если они не причастны к этой сфере. Разнообразное оружие изучается с точки зрения скорострельности, удобства использования, пробивной силы и других параметров. Практически каждый год люди выбирают самый мощный танк в мире.

Нет ничего удивительного в том, что подобная военная техника привлекает к себе внимание. Такая многофункциональная машина совмещает в себе оборонительные свойства и способность пустить в ход артиллерию. Будучи внутри, человек чувствует себя в полной безопасности, хотя при этом он находится в одном из самых эффективных видов оружия.

Меркава

Меркава, что в переводе с иврита означает «колесница» – это израильский танк, первая версия которого была создана в 1979 году. Позднее было выпущено несколько модификаций, последней из которых стал Меркава Mk.4. Своему появлению танк обязан тому факту, что Великобритания отказалась продать Израилю Чифтен, который находился на вооружении в шестидесятых и семидесятых.

Особенностью Меркавы является расположение моторно-трансмиссионного отделения. Оно находится в передней части корпуса. Благодаря такому элементу конструкции усилилась защита экипажа. Однако у танка есть ещё одна особенность, которая считается практически уникальной. В машине предусмотрен отсек под перемещение раненых или десанта, хотя его также используют под дополнительные боеприпасы.


В результате ряда конструкционных решений Меркава способна выполнять различные задачи. В зависимости от ситуации, танк может играть роль боевой машины пехоты, бронетранспортера или тактического элемента. В качестве главного оружия используется нарезная пушка М68, а вспомогательное вооружение представлено спаренным пулеметом MAG.

Этот основной боевой танк был принят на вооружение Южной Кореей в 2014 году. Он был призван заменить средние танки США М14, которые использовались ещё с пятидесятых годов. Изначально корейские вооруженные силы собирались закупить чуть менее 700 единиц танков, но из-за дефицита средств были приобретены лишь 297 Черных пантер. При этом стоимость каждой из них составила более восьми миллионов долларов, что сделало их самыми дорогими во всем мире.

Все электронные системы машины объединены с помощью танковой информационно-управляющей системы, сокращенно ТИУС. Автоматизированное управление обеспечивается особой боевой информационно-управляющей системой. Установлена танковая пушка, длина ствола которой составляет 55 калибров. Используется комплекс активной защиты с тепловизором и трехкоординатной РЛС.


Польский танк под названием РТ-91 был создан на основе самого массового боевого танка СССР второго поколения, Т-72 «Урал». Первые варианты появились ещё в начале девяностых, но серийный выпуск начался с 1995 года. Позднее был выпущен ряд модификаций с пакетами модернизаций, а также бронированные машины и прототип зенитной установки на базе РТ-91.

На танке установлено гладкоствольное оружие с 125 мм калибром и активная броня, существенно снижающая количество повреждений от первого вражеского выстрела. В конструкции предусмотрены три пулемета, благодаря которым РТ-91 хорошо работает на ближних и средних дистанциях. Его используют для уничтожения зенитных орудий.


Т-90

Российский танк, известный под именем «Владимир», появился в конце восьмидесятых годов, но был принят на вооружение позднее, в 1992 году. Главным конструктором был Владимир Иванович Поткин, который скончался в 1999 году. После этого правительство РФ присвоило данному танку словесное название.

Около десяти лет машина считалась самой продаваемой из числа основных боевых танков. Однако впоследствии затраты на поставку стали возрастать. Если в 2010 году они составляли семьдесят миллионов рублей, то в 2011 цифра поднялась до 118 миллионов, что привело к прекращению закупок.


Танк способен с ходу поражать цели, находящиеся на расстоянии до пяти километров, причем если бой ведется неопытным человеком. Мастера-наводчики показывают значительно лучшие результаты как с точки зрения скорости, так и расстояния. Наведение осуществляется посредством комплекса 1А43, который включает в себя автоматические датчики условий стрельбы, баллистический вычислитель и прибор наведения.

Type-99 – это современный боевой танк, сконструированный Китаем на базе серии прототипов третьего поколения под названием Type 98. Он считается развитием концепции Т-72, самого массового боевого танка второго поколения, созданного в Советском союзе. Несмотря на это, для Китая подобная конструкция считается прорывом. В частности, в Типе-99 уменьшили ослабленную зону у люка.

Конструкторы усилили лобовую защиту благодаря помещению динамической защиты поверх бронирования. Были улучшены и другие части, вроде кормовой ниши башни. Помимо первой серийной модификации, Китай впоследствии создал ещё ряд боевых комплексов. Например, Type 99A2 получил новую информационно-управляющую систему, динамическую и активную защиту, а также комплексную систему управления движением.


Один Тип-99 стоит более двадцати двух миллионов долларов. При всей своей легкости, танк вооружен тремя пулеметами (два против пехоты и один против зенитных орудий), а также гладкоствольным орудием 125 мм. Type-99 проигрывает многим машинам с точки зрения дальности поражения цели, зато он отлично справляется с уничтожением противотанковых ракет.

Ещё одна причина, по которой Тип-99 входит в перечень самых мощных танков – лазерная система защиты. Эта уникальная технология, которая применяется только на машинах Китая, позволяет подавлять сигналы противотанковых ракет, а также мешать наведению других танков.


БМ Оплот, который до принятия на вооружение назывался Оплот-М, это боевой танк, созданный на территории Украины. Размещение вооружения, защиты, ходовой части, экипажа и других элементов выполнено в классической манере. Благодаря присутствию автомата заряжания, внутри может находиться три человека – командир, наводчик и механик-водитель. Для каждого члена экипажа предусмотрен свой люк для высадки и посадки.

Среди себе подобных Оплот выделяется:

  • Системой учета изгиба канала ствола;
  • Измененной системой управления огнем;
  • Панорамным прицелом, который имеет ночные и дневные каналы, а также лазерный дальнометр.

С точки зрения защиты танк может похвастаться новой формой сварной башни, электро-оптической активной защитой «Врата», а также большими бортовыми экранами, благодаря чему ходовая часть и корпус лучше защищены от ручных противотанковых гранатометов. Новейшие модели БМ Оплота во многом сопоставимы с Т-90. Данный танк способен развивать скорость до семидесяти километров в час.


AMX-56 Leclerc – это французский танк, который был создан в конце восьмидесятых годов в качестве замены основному боевому танку Франции AMX-30. Леклерк находился на серийном производстве с 1992 до 2010 года. Данные машины по-прежнему используются, причем не только Францией, но и Объединенными Арабскими Эмиратами.

Долгое время Леклерк признавали самым дорогостоящим боевым танком. Он потерял подобное звание относительно недавно, когда на вооружение приняли современные машины вроде Типа 10 и К2 Черная Пантера. Как и в случае с Оплотом, используется классическая компоновка и экипаж из трех человек. Интересно, что максимальный рост человека для присутствия в Леклерке составляет 182 см, а механик-водитель и вовсе не может быть выше 176 см.


Себестоимость AMX-56 составляет восемь миллионов долларов. При этом танк оснащен двумя пулеметами с магазином на четыре тысячи патронов, а также дулом на 120-мм, боекомплект которого составляет сорок снарядов. Леклерк на один-два километра превышает скорость, развиваемую Оплотом, а потому активно применяется против движущихся целей.

Танк, более известный как Аль-Халид, был разработан совместными усилиями Китая и Пакистана. Это боевая машина второго поколения, которая была принята на вооружение в 1997 году. При разработке использовались конструкции Type-96 и Типа 90-II. Название Аль-Халид было присвоено модификации в честь одного из сподвижников Мухаммада по имени Хали́д ибн аль-Вали́д аль-Махзуми.

На машине установлена современная система управления огнем, которая практически не отличается от аналогичной на Леклерке. Также Аль-Халид может похвастаться гладкоствольным орудием 125-мм и французскими тепловизорами. Изначально планировалось установить на MBT-2000 и французские двигатели, но на фоне давления Индии и США пришлось пользоваться украинскими 6ТД-2.


Аль-Халид работает одинаково эффективно в любое время суток. Орудие действует против практических всех видов техники, однако его присутствие обуславливает отказ от одного пулемета. В целом танк совмещает в себе элементы машин из разных стран. Например, его ходовая часть соответствует советскому Т-72М.

Челленджер 2 – это боевой танк Великобритании, который также находится на вооружении сухопутных войск Омана. Годом начала эксплуатации считается 1995, и с тех пор было выпущено более 400 Челленджеров 2. Согласно ожиданиям, машины будут использоваться ещё как минимум до 2035 года.

На танке установлена 120-мм нарезная пушка, которая является преемницей орудий «Челленджера» и «Чифтена». Она покрыта термоизоляционным кожухом, хромирована, а отливалась L30A1 методом электрошлакового переплава. Дальность поражения составляет восемь километров.


Челленджер 2 входит в перечни лучших танков мира благодаря своей надежности и эффективности против пеших солдат. Главным недостатком машины считается слабая мобильность. Танк развивает скорость не более 56 километров в час. Зато броня спокойно выдержит около шестидесяти прямых попаданий из РПГ.

Т-14 – самый мощный танк в мире

Самым мощным танком в мире признана российская разработка на базе универсальной платформы Армата. Впервые свет увидел этот танк в середине 2015 года, когда было изготовлено около двадцати машин. Полноценное серийное производство стартовало в 2017 году. Этому процессу сопутствовало устранение выявляемых недостатков.

Артама стала первым танком в своём роде, который создавался с прицелом на концепцию Сетецентрической войны. Это значит, что главная задача Т-14 – разведка, корректирование огня артиллерии и зенитных комплексов, целеуказание. Для этого на машине установлен доплеровский АФАР радар, а также специальные ультрафиолетовые HD-камеры.


Пригодность к разведке обусловлена такими конструкционными особенностями, как слабая заметность на радарах. Более того, Т-14 тяжело различить даже при визуальном контакте. Ещё одной особенностью Артамы считается расположение экипажа в бронированной капсуле, а не в башне. Это позволяет людям выживать даже в условиях детонации танка.


При этом вероятность детонации боезапаса очень низкая, потому что конструкторы переместили его в другое место, с отличными показателями защиты. Помимо этого, Т-14 способен выдержать попадание противотанковых снарядов благодаря активной защите Афганит. Броня Малахит противостоит огню из ручных гранатометов. В довершение всему, Армата развивает огромную скорость, вооружена 125-мм орудием и двумя пулеметами.

Нет нужды говорить о значении танков в защите государственного суверенитета, гарантии безопасности тех или иных стран. Развитое танкостроение, кроме того, служит хорошим источником экспортных доходов, его технические достижения повышают престиж государства. И невольно у многих людей возникает вопрос: "Какой самый мощный танк в мире?". Очень часто в различных зарубежных и отечественных изданиях, на страницах интернета, в популярных телепередачах делаются попытки обобщённого сравнения основных танков различных государств. То и дело встречаются статьи под названием "Топ самых мощных танков мира", широко известен фильм телеканала "Дискавери" на эту тему. Но практика показала неэффективность подобного подхода. Каждая модель танка создаётся в рамках конкретной доктрины, под решение специфических задач в соответствующих природно-климатических условиях. Характерный пример - израильский танк "Меркава". Имея отличную комплексную защиту и могущественное орудие, эта современная колесница (так переводится название модели "Меркава") является одним из главнейших претендентов на звание "самый мощный танк мира". Но только Израиль и Сингапур поставили его на вооружение, больше никто не выбрал его для своей армии. Будучи очень хорош для ограниченных пространств отдельных географических регионов, этот танк оказался слишком тяжёл и малоподвижен, непригоден для манёвренной войны. Кроме того, рейтинги типа "10 самых мощных танков мира" носят откровенный рекламно-пропагандистский характер. Так, по высказываниям китайских специалистов, лучший в мире танк, естественно, китайский тип 99. По американской версии, модели "Абрамс" и "Леопард 2" достойны звания "самый мощный танк в мире". Российские и многие зарубежные специалисты высоко ставят показатели модели Т-90 (модификации "Тагил" и "Владимир"). Украина же заявляет, что Т-84 "Оплот" в бою превзойдёт любой серийный танк мира. Как же разобраться в этом, если простые сравнения технических характеристик, компьютерные моделирования боёв и реальные боевые действия не позволяют однозначно выбрать бесспорного фаворита? Далее в статье делается попытка очередного краткого обзора большинства современных танков мира. Следует учесть, что приводимые здесь технические характеристики являются усреднёнными, так как могут меняться в зависимости от появления очередной модификации танка.

Россия и Украина

Отечественная школа танкостроения является одной из самых заслуженных в мире. Российский танк Т-90, безусловно, является лидером по критерию «стоимость-эффективность». Ранее советские, а ныне российские танки ценят многие страны за простоту в обслуживании, отличное вооружение и хорошую защиту, манёвренность и подвижность. Эти танки хорошо осваивались массовыми крестьянскими армиями с невысоким уровнем образования. Кроме того, российские, как и ранее советские, танки прошли проверку в условиях сибирских морозов, афганских и кавказских гор, пустынях Средней Азии и Ближнего Востока, влажных джунглях Венесуэлы и Вьетнама. Итак, Т-90. Танк имеет комбинированную броню, мощное 125-мм орудие, в боекомплекте которого есть и управляемые боеприпасы, что является несомненным плюсом отечественных танков. Размеры танка невелики, что, впрочем, в современных условиях уже не имеет решающего значения. Небольшой заброневой объём, благодаря уменьшению численности экипажа вследствие применения автомата заряжания пушки, встроенная динамическая защита в дополнение к комбинированной броне, пассивные ("Штора") и активные ("Арена" и "Дрозд") системы защиты тоже относятся к достижениям отечественного танкопрома. Как результат - вес танка Т-90 относительно невелик, намного меньше зарубежных моделей. Так что же, вот он, самый мощный танк в мире? Фото показывает его красивый стремительный силуэт, танк имеет высокий экспортный потенциал - Индия, Алжир, Венесуэла выбрали его для своих армий.

Но нет, Т-90 всё-таки имеет и серьёзные минусы. Его пушка до недавнего времени уже не могла с большой дистанции поражать в лоб современные танки, хотя сейчас здесь наблюдаются положительные изменения. Малый заброневой объём, кроме преимуществ, имеет и свой недостаток - экипаж размещён среди боеприпасов, что отрицательно сказывается на его безопасности в бою. Были нарекания и к двигателю, приборам наблюдения, системе управления огнём. Эти проблемы решены или решаются в последних модификациях (Т-90А, АМ, МС, АМ). Но, опять-таки, это пресловутое «но» - танки линейки Т-90 не закупаются российской армией, в ожидании перспективной модели идёт модернизация стареньких Т-72.

Украине по наследству достался один из самых заслуженных центров бывшего советского танкопрома - Харьковский завод транспортного машиностроения имени Малышева. Достаточно сказать, что самый знаковый танк Второй мировой войны, Т-34, родился именно здесь. За годы независимости украинские танкостроители добились больших успехов, модернизируя модели Т-64 и Т-84 УД (дизельные вариант Т-80). Созданы и постоянно модернизируются "Оплот-М" и Т-84 "Оплот" (это разные танки!). Во многом эти модели не уступают, а кое в чём и превосходят западные аналоги, имеют некоторые экспортные успехи (поставлялись в Пакистан, Таиланд). Больших успехов достигла Украина и в разработке собственных управляемых боеприпасов для танковых пушек. Но, всё же, это не прорывные проекты, по сути, это линия развития старых моделей и решающих преимуществ они не имеют.

На фото - Т-90:

США

Умелая реклама привела к тому, что американский танк "Абрамс М1" целым рядом специалистов был поставлен на первое-второе места многих танковых рейтингов. Он является несомненным успехом американских разработчиков, имеет мощную, очевидно, одну из лучших систем бронезащиты среди серийных танков мира. Мощный газотурбинный двигатель позволяет получить высокую удельную мощность. И всё же, у этого танка тоже немало минусов, часть из них обусловлена именно наличием газовой турбины. Повышенный расход топлива и воздуха для двигателя приводят к уменьшению запаса хода и необходимости очень часто менять фильтры воздуховодов, особенно, в запылённой атмосфере. Неожиданно выяснилась высокая уязвимость "Абрамсов" против российских и бывших советских противотанковых средств в Афганистане и Ираке. Даже старичок РПГ-7, отметивший своё шестидесятилетие, с новыми боеприпасами стал грозой "Абрамсов". Да и незначительный объём экспорта, несмотря на усиленную рекламу, говорит сам за себя. Кроме того, американцам, несмотря на усилия, не удаётся создать приемлемые образцы танковых управляемых снарядов и комплексов активной защиты (КАЗ). Нет, М1А2 один из сильнейших бойцов, но не самый мощный танк в мире.

На фото - танк M1A2 "Абрамс":

Германия

Если Т-90 является наследником традиций советского танкостроения, то "Леопард 2" - несомненное достижение другой сильной школы конструкторов бронетанковой техники, немецкой. Если кто скажет, что это - самый сильный танк в мире, то, пожалуй, и возразить будет нечего. Разве что сослаться на толпу конкурентов из стран - новичков в танкостроении, неожиданно создавших большое количество прекрасных образцов танков. Да и что можно поставить в упрёк "Леопарду" с его могучей 120 мм пушкой, недавно прошедшей модернизацию и получившей удлинённый с 44-х до 55-ти калибров ствол? На его значительно усилившийся уровень бронезащиты по сравнению с предыдущими модификациями? Разве что, большие размеры и массу, это отрицательно сказывается на возможностях переброски танков транспортными средствами, ограничения по грузоподъёмности мостов. Нет у "Леопарда" и управляемых снарядов, и комплексов активной защиты. Зато есть отличный, если не лучший, дизельный двигатель и прекрасная СУО (система управления оружием).

На фото - "Леопард 2":

Англия и Франция

А что же можно сказать о достижениях держав, где когда-то зародилось танкостроение? Английский "Челленджер 2", имея очень мощный уровень защиты, сильную пушку, отличную систему управления огнём (во время операции "Буря в пустыне" один из британских "Челленджеров" с первого выстрела уничтожил иракский Т-55 на дистанции в 5000 метров!), тем не менее, вызывал нарекание у английских специалистов, планировалось перевооружение британской армии на "Абрамсы". Главная претензия - невысокая скорость хода. Но иракская кампания поставила всё по своим местам - "Челленджер" оказался превосходным бойцом. Британский танкопром был спасён правительственными заказами. Вообще, после не очень удачных танков Второй мировой войны англичане сделали правильные выводы и их послевоенные танки были неплохи, хотя и тихоходны. Но танкисты любили их за надёжность, мощные пушки и отличную бронезащиту. Благодаря этому, их экипажи шли в бой, думая о выполнении боевой задачи, а не занимались поиском ближайшего укрытия. Кстати, "Челленджер 2" считается самым защищённым от кумулятивных снарядов танком в мире (в плане пассивной брони, активной защиты у него, увы, нет).

Французский АМХ-30, как и советский Т-55, и немецкий "Леопард-1", - детище концепции танка, которому не нужна сверхмощная защита, броня должна больше беречь от огня стрелкового оружия уцелевших после атомного удара опорных пунктов противника, ослаблять радиационное излучение. Такие танки должны были на высокой скорости пересекать очаги поражения атомными зарядами, выдерживать ударную волну и световое излучение от ядерных взрывов. Время шло, и концепция применения танков менялась. Так, во Франции на смену АМХ-30 пришла модель АМХ-56. После устранения ряда проблем танк вышел по большинству позиций на передовые (но не первые!) рубежи мирового танкостроения. Несмотря на это, никто, кроме Франции и ОАЭ, финансировавшей его разработку, не польстился на него. В настоящее время он серийно не производится, французы мечтают о новых танках, но реальных действий в этом направлении пока не отмечено.

Резюме: несмотря на успехи, ни английские образцы, ни тем более, французские не могут претендовать на титул "самый мощный танк в мире".

На снимке - "Челленджер 2" из Великобритании:

Израиль

Израильская концепция танков напоминает английскую - мощная пушка должна сломить сопротивление врага, пока мощная броня будет выдерживать обстрел со стороны вражеских орудий. И относительно невысокая скорость - на поле боя надо метко стрелять, а не лихо выписывать зигзаги и восьмёрки. Когда Великобритания наложила эмбарго на поставку "Чифтенов" в Израиль, эта страна была вынуждена создать свой танк. И он получился оригинальным! Переднее расположение двигателя позволило увеличить степень защиты экипажа - людские ресурсы в Израиле не безграничны, обученные специалисты ценятся вдвойне. Рациональная форма корпуса и башни увеличили стойкость к обстрелу. Сзади в корпусе появился свободный объём и сделан люк с дверцей. В образовавшемся отсеке можно поместить дополнительный боезапас или вывезти раненых с поля боя. Можно ли там возить десант - вопрос спорный. Применённая на первой модификации 105 мм пушка позже была заменена на 120 мм орудие.

Явные успехи израильтян наметились и в применении систем КАЗ и управляемых танковых боеприпасах. Тут, пожалуй, они не только наступают на пятки российским разработчикам, но и кое-где начинают их обходить. Впрочем, эта гонка далеко не закончена, и в рукавах конструкторов разных стран припрятано немало козырных тузов.

А где ложка дёгтя? Она - в огромной массе "Меркавы", это не критично для ливанских гор, городских застроек Сектора Газы, лагерей палестинских боевиков, но во многих случаях от танковых войск ждут стремительного манёвра. А, значит, будучи несколько специфическим танком, "Меркава" не может претендовать на титул наимощнейшего оружия. Хотя он и один из самых серьёзных аргументов на современном поле боя.

Япония

Основной танк этой страны носит название "Тип 90". Высокая защищённость, большая огневая мощь и хорошая подвижность омрачаются большой массой и высокой ценой, танк намного дороже американского "Абрамса". Применение его за пределами острова Хоккайдо проблематично. Но японцы создали и сейчас развёртывают более дешёвый и лёгкий вариант, получивший название "Тип 10". По массе он близок российским образцам, по боевым и техническим характеристикам напоминает западные танки. Будучи хорошими моделями, эти танки, несомненно, входят в топ самых мощных танков в мире, но не имеют распространения за пределами Японии. И не проверены в боевых действиях.

На фото - японский танк "Тип 10"

Китай

Китай разработал множество образцов бронетанковой техники. Последние модели - "Тип 96" , "Тип 98" и "Тип 99" вполне отвечают современным требованиям. Китайцы даже объявили о превосходстве "Типа 99" над любым танком мира, но это чистейшей воды пиар. Все модели являются развитием ещё советских моделей из линейки, ведущей своё начало от легендарного Т-34. И всё же, на поле боя это сильные оппоненты многим армиям мира.

На фото - гордость китайского танкопрома, "Тип 99"

Другие страны

Немало государств мира стали претендовать на членство в клубе танкостроителей. Здесь пока не видно экстраординарных образцов, хотя многие модели очень удачны и имеют много новшеств. Итак, краткий обзор. Бразилия разработала "Тамойо", оказавшийся неудачным, и "Озорио". Последний активно продвигался на экспорт, но успеха не имел. В настоящее время "Озорио" - точно не самый мощный танк в мире, хотя и имеет неплохие характеристики. Италия разработала в своё время модель "Ариэте" со 120 мм пушкой. Произведено около 200 машин, характеристики на уровне требований, но не самые выдающиеся. Не имея в боекомплекте управляемых боеприпасов, этот танк вскоре может получить оригинальный гаджет - выстреливаемый из ствола пушки беспилотный мини-самолёт, способный провести разведку в интересах танкового подразделения и подсветить цели лазером. В Южной Корее разворачивается производство танка K2 "Чёрная пантера", попавшего в книгу рекордов Гиннеса благодаря своей цене. Особенности танка: наличие управляемых боеприпасов (они не имеют ракетного двигателя, но поражают цели по навесной траектории сверху, в незащищённую зону). Танк может сбивать низколетящие самолёты. Имеется автомат заряжания, благодаря чему этот танк имеет рекордную скорострельность пушки среди всех современных танков - порядка 15 выстрелов в минуту. Индия долгое время пыталась реализовать проект "Арджун", по характеристикам он должен был соответствовать некоторым модификациям машины "Леопард 2". Да он и внешне похож на него, не говоря о том, что обе модели оснащены одним и тем же двигателем. Но пока у индийских разработчиков дела идут не очень хорошо, и Индия производит по лицензии российские Т-90. Поговаривают об "Арджун 2". И, наконец, самая неожиданная разработка - турецкий "Алтай". Создаётся при технической поддержке Кореи на базе танка "Чёрная пантера", главное отличие от прототипа - отсутствие автомата заряжания. Так что, собрать в коллекцию 10 самых мощных танков в мире несложно, только вариантов такой коллекции будет много, уж очень тесной и ровной толпой бегут по дистанции многочисленные участники забега на звание создателей самаого лучшего танка.

На фото - индийский "Арджун":

А что же в перспективе?

Разговоры о появлении в 2020 году танков с лазерными пушками, видимо, преждевременные, хотя давно ведутся работы над орудиями на новых принципах работы - с применением жидких метательных зарядов, рельсотронов (электромагнитных пушек). Но это, видимо, достаточно отдалённая перспектива, хотя прогнозы в этом деле - вещь неблагодарная. Появились образцы 140 мм пушек, в том числе, "Багира" на Украине. В России давно готова к серийному производству 152-мм гладкоствольная пушка, в принципе превосходящее всё, что можно ей противопоставить. Видимо, вскоре, по мере необходимости, всё это найдёт применение, когда нынешние пушки исчерпают свой потенциал.

А что же с танками новых образцов в ведущих странах мира? Пока немцы экспериментировали то ли с "Леопардом 2 А8", то ли с "Леопардом 3", американцы разрабатывали свою платформу будущей линейки бронетехники, французы мечтали о том, что они будут производить на своих заводах дальше, Россия эффектным показом перспективного танка Т-14 на празднике 70-летия победы взволновала весь мир. Украина заявила, что это её украденные Россией разработки, Германия сообщила, что "Армата" имеет немецкий след и т.д. Весь мир и до показа знал об этом танке, но когда его увидели своими глазами, то стало понятно - прорыв танкостроении возможен. Новый принцип защищённости экипажа, помещённого в бронированную капсулу, дистанционно управляемое оружие в необитаемой башне, новое орудие с повышенной эффективностью, геометрия корпуса, обеспечивающая новый уровень защиты. Можно многое перечислять, но ведь необитаемые башни и вынесенное вооружение - не новинка в теории, только до сих пор она не могла пробиться на реальные машины. И в Германии, и в Англии, и в СССР (в том числе и в Харькове) велись разработки с новыми компоновками. В России к 2011 году был подготовлен к серии более мощный, чем "Армата", танк Т95. Но по ряду объективных причин руководством было решено упростить и удешевить его, обновить устаревшие за долгие годы разработки решения. Так появился танк на платформе "Армата". Кажется, вот он, самый мощный современный танк в мире. Но что-то удерживает от излишнего оптимизма. Танк дорогой, проходит войсковые испытания, имеются проблемы с надёжностью, и ещё не факт, что он пойдёт в большую серию. И даже если планы в отношении этого танка будут реализованы, сохранит ли он нынешнюю конфигурацию или от некоторых наворотов придётся отказаться? Самое главное - оправдает ли себя система наблюдения и управления оружием в рамках концепции необитаемой башни?

На фотографии - "Армата" Т14:

Заключение

Представьте себе такую картину: на противоположных краях гипотетического поля боя стоят два танка-соперника в рейтингах боевых машин. Экипажи обучены абсолютно одинаково, оба видят друг друга, машины исправны, заправлены, боеприпасы загружены. По сигналу невидимого судьи люки машин захлопываются, двигатели запускаются. Оба танка, словно закованные в броню рыцари, устремляются навстречу друг другу и каждый с оптимальной для него дистанции открывает огонь по противнику. Так можно выявить чистое превосходство одного танка над другим. - "Абсурд! - скажете вы - так не бывает!". А разве не абсурд абстрактные танковые рейтинги? Боевые машины сильны взаимодействием между собой, обученностью экипажей и грамотностью командиров, тесным взаимодействием с другими родами войск и даже видами вооружённых сил, мощным боевым, тыловым и техническим обеспечением, слаженной работой штабов. Разведка, маскировка, инженерное оборудование местности и переправ, радиоэлектронное обеспечение - вот далеко не полный перечень условий, в которых воюют, побеждают или погибают танки. Конечно, и их техническое совершенство тоже играет роль, но как видно из приведенного обзора, лучшие современные танки находятся примерно на одном уровне, намечающиеся лидеры рискуют через некоторое время обзавестись равными себе конкурентами.

Таким образом, разработка и модернизация танков является постоянным процессом, интенсивность появления новинок то возрастает, то падает, но никогда не замирает на нулевой точке. В настоящее время намечается технический прорыв, и вывод соревнования танкостроителей на новый виток бесконечной спирали. И вот уже германский разработчик поглощает французскую государственную компанию, создавая базу для разработки будущей европейской "Арматы". Много ли им понадобиться времени, чтобы догнать Россию? Решение о разработке принято, технические находки уже известны, потенциал Европы не исчерпан. В то же время, нынешние танки ещё не изжили себя и долго будут модернизироваться, стоять на вооружении армий мира и на складах мобилизационного резерва. И вопрос том, какой танк самый мощный в мире, видимо, никогда не получит окончательного ответа.

Многие игроки World of Tanks считают, что главное для танка не скорость и мощная пушка, а надежная броня . Что ж, этот обзор — специально для вас. Ниже мы рассмотрим самых крепких представителей танкопарка игры на каждом уровне. К тому же, после обновления 0.8.6 количество артиллерии — главного врага таких машин — резко упало. Кроме того, порезана эффективность многих «золотых» снарядов, и сегодня бронированные динозавры вновь появились на полях сражений.

Прежде чем приступить к обзору, скажем, что мы отдаем себе отчет в, так сказать, дискуссионности поднимаемой темы. Однозначных ответов тут будет мало. Ведь, помимо номинальной толщины брони, еще надо учитывать много других факторов — от пресловутой «рикошетности» до количества «болевых точек» и удобства их поражения.

1 уровень

Искать самый бронированный танк на 1 уровне, конечно, немного смешно — при некотором усилии любого из них можно проткнуть пальцем, причем в любую проекцию. Но правила есть правила, и одного представителя мы все же должны выбрать. По ТТХ получается, что это советский МС-1 с показателями 18\16\16 на корпусе и башне. Это аж на 2мм больше, чем у ближайшего преследователя. Мы затрудняемся сказать, от какой пушки может защитить такая броня, но, наверное, иногда может. Если очень уж повезет.

2 уровень

А вот тут уже есть достаточно серьезные игрушки. Главным претендентом на победу является американская ПТ Т18 со своими 53мм лобовой и 32мм бортовой брони. Это действительно серьезно для 2 уровня. Добрая половина противников без использования «голды» просто не в состоянии пробить Т18 в лоб. При этом машинка весьма шустрая и обладает серьезным вооружением. А вот маневренность подкачала — такое ощущение, что экипаж крутит танк вручную.

Кроме Т18 отметим еще французский Hotchkiss H35 — 40мм по кругу. Для этого танка даже не очень критичны противники, которые зашли с фланга или тыла. На нем можно с большим успехом использовать «обратный ромб» и в одиночку сдерживать целую толпу не слишком умных противников. Однако «Гоша» медлителен, неповоротлив и даже с горки скатывается весьма неохотно. Вдобавок, вас постоянно будет бесить его вооружение — слабое и очень неточное.

Так что, отдадим пальму первенства американцу.

3 уровень

«Легкий» танк AMX 38 типичен для довоенной французской техники — очень бронированный и очень медленный. Несмотря на свою классификацию, по тактике боя это типичный ТТ с 60/40/40 мм брони на корпусе и башне. Казалось бы, заметно больше, чем на «Гоше», но 3-й уровень уже не попадает в «песочницу», а это значит, что ему регулярно будут противостоять серьезные оппоненты. Например, у большинства ПТ3 бронепробитие около 100. Понятно, что на броню AMX 38 они чихать хотели. Однако легкие одноклассники вполне могут найти ее весьма серьезной. Как и всем подобным машинам, AMX 38 очень трудно будет при попадании в подвал таблицы — скорости нет, броня уже не спасает, пушка напоминает противотанковое ружье…

Еще на третьем уровне есть британская Valentine AT , которая по паспорту имеет круговое бронирование в 60мм. Однако это пример бессовестного обмана игроков. Толщину 60 мм там имеет только корпус, а огромный щит орудия сделан из картона — 14мм.

4 уровень

На четвертом уровне у нас впервые начинается серьезная борьба. Есть сразу несколько неплохо защищенных танков. Это британские ЛТ Valentine и СТ Matilda , французский ЛТ AMX 40 и немецкая ПТ Hetzer . Разберемся со всем этим хозяйством.

Сначала о Hetzer, благо, с ним все просто — 60 мм лобовой брони, включая НЛД, под прекрасным наклоном и маленькая щель мехвода на ней (и то там считается 40 мм). Кроме того, в наличии отличная маскировка, приемлемая подвижность и грозное фугасное орудие. А вот борта из бумаги, что, впрочем, для ПТ не критично.

Сравнивая бронирование Valentine и Matilda, приходим к выводу, что на «Моте» оно все-таки лучше — 75 мм против 65 мм на большинстве деталей. И пусть никого не смущают номинальные классы ЛТ и СТ. Типичные тяжи. Медленные и неповоротливые. Особенно Matilda — по своей динамике она готова поспорить с такими корифеями жанра, как Т28 и Maus.

Про еще один «легкий» танк AMX 40 можно сказать то, что он самый «рикошетный» из всех вышеперечисленных и действительно имеет от 80 до 60 мм брони по кругу, кроме задней части и узкой полоски борта под самой башней — там 45 мм. И да, он тоже очень-очень медленный.

Таким образом, победителем на 4-м уровне признается британская Matilda. Однако необходимо сказать, что если злой ВБР засунет любой из этих танков к 6 уровням, то ему будет очень грустно и очень больно. Исключение — Hetzer, который умеет относительно шустро бегать, ловко прятаться и больно кусаться.

Спецприз получает советский премиумный вариант Valentine — за крайне комфортный уровень боев. Его балансит только к танкам 4 уровня.

5 уровень

На 5 уровне в игре появляются первые серьезные ТТ (довоенный Б1 все же не тянет на эту роль). В рамках сравнения брони нас будут интересовать КВ-1 , Т1 и Churсhill I .

Первым отваливается британец. Несмотря на достойное лобовое бронирование, пробивается он достаточно легко — сказываются квадратные формы и слабая защита бортов.

У T1 хорошее лобовое бронирование и экраны на ходовой. Однако борта высокие и тонкие, а выше гусениц они ничем не прикрыты. Кроме того, Т1 легко пробивается через гусеницы, если снаряд идет мимо экрана.

У КВ-1 подобных проблем нет. Его толстые (75 мм), практически полностью прикрытые гусеницами борта, весьма скверно пробиваются одноклассниками даже под небольшими углами. Лоб тоже хорош, правда, на нем есть несколько уязвимых мест в виде щели мехвода и пулеметного гнезда. Кто знает, будет стрелять туда, но не факт, что сможет уверенно попадать. Впрочем, на 5 уровне грамотеев мало, а для неопытных игроков КВ-1 может стать непреодолимой преградой.

Снова отдельно отметим советский премиумный ТТ Churchill III . У него очень толстая лобовая броня, огромные гусеницы, которые под удачным углом съедают снаряды, летящие в борт, но все портит относительно тонкостенная башня без рациональных углов наклона. Ее-то, в отличие от корпуса, не спрячешь.

Однако самой бронированной машиной 5-го уровня КВ-1 назвать все равно не получится. Ибо в игре есть британская ПТ AT 2 . Фронтальные лобовые детали, расположенные под прямым углом, имеют запредельную толщину в 203 мм и фактически ничем на этом уровне не пробиваются. Самое слабое место — командирская башенка, там «всего» 103 мм. Столько же на борту рубки. За гусеницами брони гораздо меньше, всего 25 мм, но 76 мм экраны нивелируют этот недостаток. Впрочем, снаряды, летящие мимо них (например, через передний каток), могут доставить много головной боли.

Ну и, наверное, даже не стоит говорить, что ездит это чудо техники крайне неторопливо.

6 уровень

На 6 уровне есть уже довольно много машин с солидной броней. Среди них особенно выделяются Т-150 , Sherman Jumbo , ARL 44 и Churchill IV .

Формально самой толстой броней лба обладает Churchill IV — 139-152 мм на разных деталях. Но идиллию портят все те же прямые углы. А у КВ-1С , например, 175 мм бронепробиваемости.

У французского ARL 44 есть 120 мм на ВЛД с хорошим углом, и это дает прекрасную защиту. Лоб башни мало уступает по толщине бронелистов (110мм), а вот наклона у них нет. В итоге танк довольно легко пробивается, но, во всяком случае, он узкий, и в него не очень просто попасть. Однако окончательно все портят щечки башни, сделанные из традиционного французского картона.

У советского Т-150 всего 90 мм на НЛД и ВЛД, да и наклонов особых нет. С другой стороны, ту же толщину имеют борта, которые почти полностью прикрыты гусеницами, а это позволяет с успехом использовать «обратный ромб». Башня тоже крепкая.

На AT 8 установили мощнейшую лобовую плиту толщиной 203 мм. Но на левую сторону рубки, где виден пулемет, стали, похоже, не хватило. В итоге на лбу АТ 8 красуется самая настоящая «дыра» — всего 76 мм. Под прямым углом. А еще эту машину украшает целая коллекция легко пробиваемых башенок. Вдобавок, она традиционно медленная даже на фоне не особо шустрых конкурентов.

Американский М4А3Е2 , или иначе Sherman Jumbo, формально относится к средним танкам, но, по сути, является ТТ — медленным и очень прочным. Большой НЛД скруглен и имеет толщину 139 мм, ВЛД гораздо тоньше — 101 мм, но расположен под большим углом. 177 мм на маске орудия, лоб башни плавно переходит в щечки, там всего 76 мм, но под солидным наклоном. Правда, под маской никаких наклонов нет, и эти 76 мм пробиваются очень легко. А еще есть командирская башенка с тем же бронированием. Тем не менее, уязвимости Jumbo все-таки менее очевидны, чем у остальных. Он и становится нашим победителем на этом уровне.

7 уровень

Когда мы говорим про броню 7 уровня, первым приходит на ум Tiger Porsche . Но не все так просто. Да, некоторые лобовые детали этого танка защищены 210 мм настоящей тевтонской стали. Но танк украшает высокая командирская башенка с толщиной всего 80 мм, такой же толщины НЛД и надгусеничные полки, которые при малейшем довороте корпуса окажутся почти под прямым углом к противнику. Плюс — очень слабые и высокие борта.

Очень хорошо защищены две британские ПТ, имеющие практически одинаковую схему бронирования — AT 7 и премиумная AT 15A . Практически весь лоб у них прикрыт 203 мм броней. Самые серьезные уязвимости — пулеметное гнездо и традиционные башенки. 100 мм брони на бортах могут защитить от слабых пушек, но особо на это рассчитывать не стоит.

А победу, пожалуй, мы присудим другому британцу — Black Prince , 152 мм ВЛД, 139 мм НЛД и практически непробиваемая башня. «Шишка» на ней имеется, но реальные шансы туда попасть противник получает только в упор. Борта достаточно слабые, но они прикрыты экранами. В целом, «негр» оставляет впечатление самого удачного танка 7 уровня в плане бронирования.

8 уровень

Сразу огорчим любителей немецкой техникиTiger II , несмотря на его очень крепкий корпус, среди претендентов на победу нет. Тонкие щечки башни и огромная НЛД являются слишком очевидными и критичными слабыми местами.

АТ 15 — первая британская ПТ без заметных уязвимостей в лобовой проекции. Даже всеми любимая башенка стала заметно ниже. 225 мм стали на прямых плоскостях дают прекрасную защиту. Но вот с ВЛД все несколько неоднозначно. Там всего 128 мм, а этого уже маловато, даже несмотря на то, что броня распложена под хорошим углом. Поэтому все зависит от расположения противника. Чем выше его ствол по отношению к ВЛД АТ 15, тем прямее будет угол встречи снаряда с броней и, соответственно, выше шансы ее пробить. С другой стороны, немногие знают, что наиболее уязвимое место британца — именно ВЛД. Так что, стрелять туда будут либо профи, либо новички с автоприцелом.

В описании Т28 сказано, что лобовая броня этой ПТ равна 254 мм. Это, конечно, не так. Такая толщина у нее только в «клюве», а вся остальная поверхность морды — 203 мм. Вроде бы, это очень неплохо, но против пушек с 250 и более бронепробиваемости помогает через раз. Кроме того, есть небольшие, но уязвимые башенки.

Советский КВ-4 — один из самых тяжелобронированных танков в игре. 160-180 мм защита НЛД/ВЛД номинально слабее, чем у Т28 и АТ 15, но, как говорится, есть нюанс. Наличие башни позволяет доворачивать корпус, заставляя противника стрелять под серьезными углами, а это увеличивает живучесть танка на порядок. Кроме того, борта КВ-4 тоже очень толстые (130-150 мм), да и еще почти полностью прикрыты ходовой. Большинство противников, увидев стоящий ромбом КВ-4, радостно решают, что он подставил бок. И жестоко обманываются. Скажете, что у КВ-4 есть большая «кепка» на башне? Это тоже обманка — там все те же 180 мм, и пробивается она очень неохотно, особенно если КВ-4 активно вертит башней, сбивая прицел.

Таким образом, самым защищенным танком 8 уровня мы называем именно советский броненосец КВ-4. Кстати, он не такой уж и медленный.

9 уровень

Тут все просто, потому что именно на этом уровне обитает Т95 — самая медленная и самая бронированная машина в игре. Просто и без затей: сплошные 305 мм брони во фронтальной проекции. НЛД очень маленькая и расположена под большим углом. Если ее специально не подставлять, то попытки пробить ее будут пустой тратой времени. А командирские башенки чертовски «рикошетны» и имеют толщину 152 мм. Борта защищены слабее лба, но наполовину прикрыты экранами. Однако если вы уже радостно потираете ладошки и готовитесь качать этого монстра, учтите, что быстрее 13 км/ч вы его не разгоните даже с горки. Как правило, Т95 вообще редко уезжает со своей базы.

Для порядка все-таки добавим сюда еще одного конкурента — Е-75 . Прекрасное лобовое бронирование, включая НЛД, отсутствие серьезных уязвимостей, отличная маневренность, достойная динамика — все это придется по душе любителям толстой брони, но не желающих при этом изображать из себя ДОТ.

10 уровень.

Ну, что тут можно сказать… Выбирать самый бронированный танк на 10 уровне так же увлекательно, как и на 1, ибо до хрипоты можно спорить, например, кто крепче — Е-100 или ИС-7 ? Причем, этой парочкой достойные претенденты на трон не ограничиваются. Однако что-то решать надо, поэтому будем действовать методом исключения.

Главная беда Е-100 (как и JagdPz E-100 ) — это огромная и слабая НЛД. Кроме того, есть маленькая, но, в принципе, доступная, планка приборов наблюдения на башне. У Maus подобных проблем нет — его НЛД имеет толщину аж 200 мм и гораздо более скромные размеры. Кроме того, у «мышки» прочнее борта башни. А вот выгнутые дугой «щечки» при попадании в среднюю часть, где угол встречи снаряда с броней поменьше, удар держат слабо. Именно в них и бьют этих исполинов, хотя для этого и нужна серьезная пушка или «голдовый» боезапас.

При первом взгляде на бронирование ИС-7 и ИС-4 мы приходим к выводу, что «семерка» лучше бронирована спереди, а «четверка» — по бокам. Но не все так просто, верхняя часть борта ИС-7 прикрыта экранами-обманками, а внутренняя броня установлена с огромными рациональными углами наклона и пробивается очень плохо. Надежнее всего стрелять сквозь среднюю часть ходовой, но если у вас не очень точная пушка, снаряд может уйти под брюхо. Еще у ИС-7 непробиваемая спереди башня — в отличие от ИС-4, которого, как и ИС-3, нередко губит бронирование крыши. Там всего 30 мм, и попасть туда не так уж и тяжело. Особенно высоким немцам.

Еще есть американская ПТ Т110Е3 со своими 305 мм лобовой брони. Мало того, командирская башенка этого чудовища прикрыта 228 мм стали и снабжена хорошими наклонами. Эту ПТ практически невозможно пробить в башенку, что вызывает море негодования у тех игроков, которые не знают о таком сюрпризе. Остается только 152 мм НЛД, но она хорошо наклонена и имеет небольшие размеры.

Таким образом, у нас остаются Maus, ИС-7 и T110E3. Выбрать лучшего затруднительно, все зависит от ситуации и ВБР. Но кого-то назвать все-таки надо, и пусть им будет Maus. Формально его броня самая толстая и при постановке ромбом он может танковать половину вражеской команды. Но берегите щечки башни!

Загрузка...