Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Боевые роботы типа соратник. Соратник, боевая автоматизированная система. «Соратник» и верный друг

Боевой робот «Соратник» вернулся из Сирии.

Последнее время Сирия служит серьезным полигоном для обкатки различных технологий. Боевики ИГ* с самого начала обкатывали здесь свою милитаризованную версию радикального ислама, а американцы - технологии свержения режимов.

Россия же в этой войне проверяет в действии только различные концепции современного вооружения. Работает это просто: мы везем в Сирию новую технику, а из Сирии привозим опыт, который снова применяем в новых разработках.

По результатам применения в Сирии на вооружение Российской армии уже поступило первое семейство роботизированного комплекса «Уран». Сегодня в войсках находятся робототехнический комплекс пожаротушения «Уран-14», робототехнические комплексы разминирования противопехотных и противотанковых мин «Уран-6» и «Уран-10», ну и, собственно, боевой робот - «Уран-9». Это семейство объединяет единая платформа и модульная конструкция, что облегчает обслуживание и заметно удешевляет ремонт.

Семейство «Уранов» пополнило список служащих в сухопутной армии роботов, присоединившись к РД-РХР - роботу радиационной и химической разведки.

Семья роботов растет

Но теперь на службу призвали и еще одного робота, который недавно благополучно вернулся из Сирии. Речь идет о роботизированной платформе «Соратник», разработке концерна «Калашников».

Концерн, похоже, решил отойти от своей узкой оружейной специализации (хотя на самом деле здесь производят еще катера, станки, различные машины и даже гражданские замки зажигания, но это мало кто берет в расчет) и попытать счастье в перспективном направлении робототехники.

И у «Калашникова» действительно получилось в короткие сроки разработать хорошего робота, который после испытания боем требует лишь небольших изменений. Уже в этом году будет налажено его массовое производство, и первые партии пойдут в войска.

«Соратник» и верный друг

Новый российский боевой робот «Соратник» - это гусеничная бронированная машина весом под 7 тонн; она способна разгоняться до 40 км/час, при запасе хода в добротные 400 км.

В пассивном режиме робот может автономно работать 10 суток, что, конечно, производит впечатление.

Вооружение у «Соратника» может быть разнообразным и комбинироваться в составе различных боевых модулей. Речь идет о пулеметах калибра 7,62 мм и 12,7 мм, о целых восьми установках противотанковых управляемых ракет «Корнет-ЭМ» и противопехотном 30-мм гранатомете АГ-17. Внушительный арсенал, ничего не скажешь.

При этом гироскопическая стабилизация позволяет вести огонь прямо по ходу движения. В будущем, возможно, у «Соратника» появится и другое вооружение - например, зенитные ракеты.

Кроме того, чтобы расширить возможности разведки, робот оснащается еще и двумя беспилотниками производства концерна.

С точки зрения тактико-технического описания это все. Боевые роботы внешне достаточно лаконичны. Это оттого, что их подлиные возможности обеспечиваются главным образом внутренним содержанием.

Разведчик номер один

Считается, что основные задачи «Соратника» будут лежать в области разведки, охраны объектов и разминирования.

Более чем серьезный вес «Соратника» при его очень скромных габаритах, говорит о неплохом бронировании. А это значит, что на поле боя не придется опасаться быстро потерять его. Поразить «Соратника» действительно достаточно сложно: он защищен от пулеметного огня и близких разрывов, устойчив к кумулятивным гранатам за счет отсутствия экипажа, а его низкий профиль серьезно усложняет поражение снарядами.

Работать «Соратник» может в трех режимах.

Ручной. Оператор при помощи пульта непосредственно управляет передвижением комплекса, выбором целей и ведением огня. Радиус управления - 10 километров максимум. Здесь все просто и понятно.

Полуавтоматический. Неизвестно, какие функции берет на себя робот, а какие остаются у оператора. Однако, такой режим необходим как непосредственно в зоне боевого конфликта, так и на патрулировании - и в том и в другом случае оператору нужно отвлекаться, чтобы беречь силы и свою жизнь, оценивая ситуацию.

Автоматический режим. Робот действует самостоятельно, полностью в автономном режиме. В этом случае он выполняет поставленную задачу, а при встрече с противником способен обнаружить его с расстояния в 2500 метров, провести идентификацию, подобрать оружие, исходя из имеющегося арсенала и типа цели, и поразить – и это на полном ходу.

Вывод

К сожалению, мы пропустили время расцвета беспилотников, хоть в Советском Союзе и были свои оригинальные и перспективные разработки. Когда американцы разглядели в беспилотниках призрак военной панацеи, мы были заняты внутренними проблемами, и на армию у нас средств просто не было. Поэтому в 2011 году у нас было только 150 беспилотников, зато в 2015 их стало уже около 2 тыс. Вынужденные нагонять, мы между тем находим возможность избежать многих ошибок и переоценки роли этих аппаратов на поле боя.

В разработке же и внедрении наземных роботизированных комплексов, мы уже выступаем в когорте мировых лидеров. А это значит, что нам нужно быть осторожнее и не впадать в эйфорию.

К 2025 году объем роботизированных систем в армии России должен достигнуть 30% от всего вооружения. И это должны быть действительно эффективные боевые роботы.

*Террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации.

Испытания, конечно же, кончились успешно (трудно, кстати, припомнить, чтобы когда-нибудь сообщалось о неуспешных испытаниях), и было сообщено, что новые боевые роботы могут действовать в зимних условиях, и взаимодействовать с пехотинцами при штурме зданий.

Развитие боевой робототехники в России представляет весьма большой интерес для меня. Очевидно ведь, что многочисленная орда роботов сметет на поле боя любого противника. Автономные боевые ударные машины, на мой взгляд, откроют новую страницу и в истории вооружений, и в истории войн, поскольку такие машины полностью изменят характер боя и войны в целом. Однако же, до сих пор в России не создано ни одного образца или прототипа, который можно было бы назвать автономной боевой ударной машиной без малейших натяжек.

Впрочем, ладно. Концерн «Калашников», равно как и другие разработчики и производители боевых роботов в России, делают свою продукцию исходя из четко определенной концепции боевого применения роботов. Судя по всему, идеями «похода к последнему морю» лавы автоматических боевых машин, они не увлекаются. Потому, оценивать их продукцию с точки зрения других концепций применения боевых роботов, по большому счету, бессмысленно.

Можно рассмотреть тот же БАС-01Г БМ «Соратник» с точки зрения той концепции, в рамках которой он разработан. Это машина непосредственной огневой поддержки пехоты при штурме, зачистке, различных спецоперациях – своего рода передвижной и стреляющий бронещит для пехоты или спецназа, как и видно на фотографии с испытаний.

Поскольку некоторый личный опыт говорит за то, что отечественные концерны совершенно не восприимчивы к критике своей продукции, ни к дружеской, ни к конструктивной, то, думается, можно прибегнуть к постановке такого интеллектуального эксперимента: посмотреть на «Соратник» глазами противника. Что предпринять, как отбиться от этого чуда современной военной техники? Тем более, эксперимент этот приближен к реальной обстановке, поскольку противник должен будет разрабатывать методы противодействия, имея самый минимум информации о новой технике, ну вот, примерно, как и мы – самое краткое описание и несколько фотографий.

Концерн «Калашников» может думать, что угодно, но противник, бесспорно, такую работу проведет и попытается определить еще до первого боя, где у «Соратника» есть уязвимые места, чем из наличного арсенала его можно взять и как. Если от критики на словах еще можно отмахнуться или отмолчаться, то вот противник несомненно, подтвердит правильность своих выводов уничтожением этого боевого робота на поле боя.

БАС-01Г БМ «Соратник» на испытаниях в зимних условиях

Общие впечатления

Первое, что бросается в глаза, так это то, что «Соратник» — большая и весьма заметная на поле боя машина . У той ее модификации, которая испытывалась в зимних условиях (с башней для АГ-17А и ПКТМ, а также для блока оптики), высота более двух метров, что хорошо видно по тому, насколько башня возвышается над пехотинцами. Если мы примем средний рост пехотинцев в 170 см, то общая высота машины составит порядка 2,3 метров. Примерно, как у Т-90.

Из этого следует то, что машину с такими габаритами по высоте будет весьма трудно замаскировать и на поле боя она будет, скорее всего, хорошо различимой. Даже в том случае, когда боевого робота будут использовать в качестве пассивной огневой точки (такая возможность предусмотрена), то окапывание машины потребует усилий и времени, и все равно башня будет возвышаться над позицией, демаскируя ее.
Почему бы не сделать боевого робота по возможности более плоским, а вооружение устанавливать на поднимающемся кронштейне? Плоская, с небольшой высотой (около метра или чуть более того) машина будет поддаваться маскировке несравненно лучше, чем это бронебашенное чудище. Хорошая маскировка и внезапный огонь – это уже половина успеха в бою.

Второй вывод из общего обозрения машины – она, вероятнее всего, бронированная . Из чего это следует? Во-первых, общие габариты машины не так, чтобы велики: длина примерно 2,5 метров, ширина – 2 м, высота корпуса (без башни) около 1 метра. Во-вторых, основную часть заброневого объема занимает двигатель. Скорее всего, это что-то распространенное, например, дизель УТД-20С от БМП-2. Его размеры как раз позволяют втиснуть дизель в такой корпус (длина – 79 см, ширина – 115 см, высота 74 см). Часть корпуса также занимает трансмиссия, а в надгусеничных полках, должно быть, топливные баки.

Вес машины около 7 тонн. Двигатель с трансмиссией – примерно тонна, гусеницы – примерно по 500 кг каждая, вместе с колесами и траками с подвеской в сумме около полутора тонн. Ну и еще башня потянет на 500-600 кг. Итого, на корпус приходится примерно четыре тонны веса. Примерно подсчитаем площадь бронирования (она получилась примерно 15,5 кв. метров), и определим какой вес приходится на этот квадратный метр. Подсчет дает 258 кг стали на кв. метр. Если посмотреть таблицу стандартов стальпроката, то такой вес на кв. метр стального листа соответствует толщине 33 мм.

С учетом всех помарок и погрешностей столь приблизительного расчета, можно принимать, что «Соратник» имеет толщину бронирования не менее чем 30 мм, и его лобовые проекции корпуса точно должны иметь такое бронирование.

Чем взять?

Из общей оценки боевого робота очевидно, что стрелковое оружие не годится. Больше шансов у крупнокалиберных пулеметов. Из ДШК можно попробовать патроном 12,7 БС с дистанции примерно 400-500 метров пробить лоб корпуса, может и получится, хотя и без особой гарантии. Но если достигнуто пробитие, то, вероятнее всего, будет поражен дизель и боевой робот будет обездвижен.

Несмотря на то, что ДШК и другие крупнокалиберные пулеметы, вероятнее всего, не смогут взять «Соратник» в лоб корпуса, это вовсе не означает, что они бесполезны. Напротив даже, крупнокалиберный пулемет вероятнее всего будет поражать робота в борта, и особенно башню, которая вряд ли имеет толстую броню. Поскольку корпус вероятнее всего, занят дизелем, то механизм и электромоторы поворота башни явно расположены в ее нижней части.

Итого, огнем из крупнокалиберного пулемета можно поразить: борт машины над траками (поражение двигателя), надгусеничные полки (поражение топливных баков), нижняя часть башни (поражение механизма поворота башни), а также верхняя часть башни (поражение оптического блока и механизмов наведения оружия). Практически выходит, что длинная очередь из ДШК или чего-то подобного в середину боковой проекции вероятнее всего приведет к выходу боевого робота из строя.

Наиболее уязвимые места БМ «Соратник»: А — наиболее выгодная зона обстрела из крупнокалиберного пулемета, Б — незащищенная подвеска направляющего колеса, В — башня, уязвимая для поражения ручными гранатами (на фото другая модификация боевого робота, без защитных щитков на башне)

Гранатометы разных типов, начиная с , конечно, поразят боевого робота, что в лоб, что в борт. Их бронепробиваемости вполне достаточно для уверенного поражения. Попадание кумулятивной гранаты примерно в центр лобовой или боковой проекции несомненно приведет к уничтожению боевой машины.

Поскольку боевой робот, судя по испытаниям, предполагается использовать в качестве передвижного щита для пехоты (что, в общем, соответствует обычной практике применения бронетехники в городском бою), то целесообразнее, при обнаружении, обстреливать боевого робота несколькими выстрелами или залпом из гранатометов. Это приведет к уничтожению или повреждению робота, и разгонит пехоту, прячущуюся за ним.

Поражение боевого робота минами и гранатами, вероятнее всего можно ожидать в городском бою. Ручные гранаты, такие как Ф-1, вполне могут применяться против боевого робота, если есть возможность сближения на дистанцию броска. Наиболее уязвимая часть «Соратника», которую можно поразить ручными гранатами, это башня и расположенное в ней оборудование. Если бросить несколько гранат, целясь так, чтобы граната попала в верх башни или взорвалась над нею, можно побить оптику и повредить механизмы наведения оружия. Осколки также разгонят пехоту, прячущуюся за ним.

Для близкого боя надо отметить еще одну уязвимость боевого робота – незащищенный узел подвески направляющего колеса, который прекрасно виден на любой фотографии боевого робота. Это конструктивный дефект, явно ставший следствием экономии и сокращении веса машины. Сравнительно несильного взрыва перед боевым роботом, в том числе и ручной гранаты или противопехотной мины, вполне достаточно, чтобы сбить это направляющее колесо или, по крайней мере, повредить его, что приведет к обездвиживанию машины. Лист низа лобовой части корпуса выступит при взрыве экраном, который направит ударную волну к этим ничем не защищенным направляющим колесам.

На этом фото хорошо видно, насколько уязвимо направляющее колесо гусеницы боевого робота.

Очень неплохим средством против такого боевого робота, особенно в условиях тактики, продемонстрированной на полигоне, будет миномет. Обстрел из миномета должен отрезать пехоту от боевого робота, чтобы потом его можно было расстрелять из гранатометов или крупнокалиберного пулемета. Если минометный расчет и наводчик – хорошие, то можно попробовать добиться прямого попадания в башню. Думается, что попадания 82-мм мины в башню «Соратника» будет вполне достаточно, чтобы робот утратил свою боевую ценность.

Вывод из такого рассмотрения боевого робота «Соратник» с точки зрения противника оказывается довольно интересным. Все, что сказано выше – это следствие визуального ознакомления с машиной, буквально по нескольким фотографиям и открыто опубликованным справочным данным. От этого боевого робота довольно легко отобьется любое пехотное подразделение, имеющее на вооружении противотанковые гранатометы, крупнокалиберные пулеметы или минометы, не говоря уже о чем-то более серьезном. Довольно дорогая и сложная машина представляет серьезную опасность лишь для тех, кто вооружен только стрелковым оружием (но и то, в бою может подвернуться случай удачно метнуть гранату).

Так что, позволительно полагать, что сколько-нибудь организованного и вооруженного противника подобный боевой робот не испугает, и против него быстро будут найдены средства и способы противодействия. Разрабатывать и испытывать можно все, что угодно, но вряд ли «Соратник» и ему подобные боевые роботы станут настолько эффективны, что принесут революцию в ведении боевых действий.

Военный роботизированный комплекс. Гусеничная бронированная машина. Предназначен для ведения разведки и ретрансляции, патрулирования и охраны территорий и важных объектов, разминирования и разграждения. Может использоваться, как машина огневой поддержки или для подвоза боеприпасов и ГСМ, эвакуации раненых, сторожевого охранения.

Машина имеет защиту от стрелкового оружия и осколков, использует радиосвязь с пультом управления по защищенному каналу, оснащается всем необходимым оборудованием, а также может нести аппаратуру, связанную с характером поставленных задач.

Утверждается, что при необходимости боевая автоматизированная система нового типа может взаимодействовать с другой техникой своего класса. В частности, возможна совместная работа с беспилотными летательными аппаратами разработки компании Zala Aero, входящей в состав концерна «Калашников». За счет этого должна обеспечиваться высокая гибкость и эффективность применения техники в различных ситуациях.


Изделие «Соратник» представляет собой универсальную гусеничную платформу, защищенную от некоторых угроз и способную нести различное специальное оборудование. Путем установки тех или иных образцов дополнительного оснащения многоцелевая БАС может адаптироваться для решения конкретных задач. Представленные к настоящему времени образцы имеют оснащение, соответствующее модификации, предназначенной для огневой поддержки войск и ведению другой боевой работы, связанной с наблюдением и атакой противника.

Основным элементом подобной платформы является броневой корпус, обеспечивающий защиту от стрелкового оружия и других угроз подобного уровня. Корпус состоит из броневых листов разных форм и размеров, соединенных под углами друг к другу. Предусматривается изогнутая верхняя лобовая часть, размещенная под большим углом к вертикали, а также наклонные средний и нижний лобовые листы. Боковая часть лба имеет небольшие скулы в виде деталей малой высоты. Защита бортовой проекции обеспечивается вертикальными листами соответствующей формы. Имеются развитые надгусеничные ниши. Корма - вертикальная. В передней части горизонтального участка крыши помещается узел для установки специального оборудования, такого как боевой модуль, в корме – решетки моторного отделения.

БАС «Соратник» оснащается двигателем внутреннего сгорания, помещенным, вероятно, в кормовой части корпуса. Управление всеми системами силовой установки осуществляется автоматизированными средствами. При помощи установленной рядом с силовой установкой трансмиссии крутящий момент двигателя передается на ведущие колеса кормового размещения.


Гусеничная ходовая часть с пятью опорными катками малого диаметра на каждом борту. Катки оснащаются индивидуальной торсионной подвеской. Также предусматриваются ограничители вертикального хода, не позволяющие балансирам катков подниматься выше горизонтального положения.

В кормовой части корпуса помещаются ведущие колеса цевочного зацепления. На носовом агрегате помещены направляющие колеса, которые, как видно, по своей конструкции унифицированы с опорными катками. Для удержания верхней ветви гусеницы в требуемом положении ходовая часть имеет по два поддерживающих ролика на каждом борту.

Боевая автоматизированная система «Соратник» оснащается средствами дистанционного управления, что предъявляет соответствующие требования к составу бортового оборудования. В первую очередь, подобная техника нуждается в оптико-электронных средствах для наблюдения за дорогой во время вождения. С этой целью гусеничная платформа несет два набора камер, помещенные на носовой и кормовой частях корпуса, на продольной оси. Для защиты от различных угроз и окружающей среды камеры прикрыты кожухами многоугольной формы. Спереди камеры защищают стекла с требуемыми параметрами прочности.

По бокам от передней камеры располагаются два дополнительных блока аппаратуры, необходимых для слежения за обстановкой. Аппаратура помещается в металлических кожухах сложной формы, имеющих широкие прорези для работы. Один из блоков способен осуществлять сканирование в горизонтальной плоскости, второй – в вертикальной. Интересно, что на фото от концерна-разработчика прототип БАС «Соратник» несет аппаратуру горизонтального обзора слева от камеры, тогда как второй опытный образец получил иное расположение блоков.

Для обеспечения связи дистанционно управляемой машины и операторского пульта на борту имеется набор необходимой радиоэлектронной аппаратуры. Кроме того, в кормовой части шасси крепятся две антенны, обеспечивающие обмен данными в виде отправки видеосигнала и телеметрии, а также получения команд.


Существующий боевой модуль имеет U-образное опорно-поворотное устройство, являющееся основным элементом всей конструкции. Между боковыми опорами помещается качающийся блок с креплениями для пулемета необходимой модели. Представленные машины имеют возможность оснащения пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм. Справа от основных опор помещается ящик для размещения боекомплекта. От него к пулемету проходит изогнутый металлический лоток для подачи ленты. На левой опоре модуля располагается качающийся синхронно с оружием блок оптико-электронного оборудования, обеспечивающий применение оружия в любое время суток.

"Соратник" работает в трех режимах управления, вес комплекса не превышает 7 тонн, он способен развивать скорость до 40 км/ч. При дистанционном управлении и прямой видимости радиус действия машины составляет до 10 км.

Он способен работать в пассивном режиме до 10 суток и обнаруживать цели на расстоянии до 2500 м. Бронемашина может также работать в связке с беспилотниками.

На гусеничную платформу могут монтироваться пулеметы калибра 7,62 мм и 12,7 мм, а также 30-мм гранатомет типа АГ-17А. Боевой модуль оборудован гироскопической стабилизацией вооружения и способен самостоятельно обнаруживать, сопровождать и уничтожать цели, определяя их тип. Кроме того, на "Соратник" предусмотрена возможность установки восьми противотанковых управляемых ракет типа "Корнет-ЭМ".

Видео

Загрузка...