Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Биография. Школьная энциклопедия Шадр работы


Скульптор Шадр родился в 1887 году в крестьянской семье с русской фамилией Ивановы. Свой эффектный псевдоним он взял в честь города Шадринска, который считал родным. Правда, на свет Ваня Иванов, будущий знаменитый скульптор, появился в селе Такташинское Челябинского уезда, где его отец плотник находился на сезонных работах. Но постоянным местом жительства семьи действительно был Шадринск. Отец и дяди Вани были не только строителями, но и "богомазами", любительски расписывая возводимые ими же сельские церкви. Живописный талант передался и Ивану. Однако одинадцатилетнего Ваню отец отвез в Екатеринбург и пристроил "мальчиком" на фабрику... В семье было 12 детей (еще три младенца рано умерли), и родители ставили своих чад на ноги как могли. Казалось бы, судьба Вани определена. Мальчик на побегушках, сторож, потом, когда немного подрос, грузчик... Но Ваня, достигнув 14-летнего возраста, взял судьбу в свои руки. Он сбежал с фабрики и без всякой подготовки поступил в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где учился 5 лет, выйдя профессиональным художником. Шадру вообще удалось стать весьма образованным человеком, своей жизнью опровергая мифы о недоступности образования для крестьянских детей в царской России.


Мван Шадр в мастерской. 1930

В 1907 году Иван вместе с однокурсником отправился странствовать по России, вдохновившись жизненным путем Горького. Он побывал на Каме, Волге, Дону, путешествовал по Кавказу и Украине, добрался до Москвы, а потом и Петербурга. Здесь он решил так же, без подготовки поступить в Академию художеств, но... провалился. Однако Иван Иванов не сдался и в ожидании перемен задержался в столице, где подрабатывал случайными работами, а порой и уличным пением, чтобы собрать денег на обед. Голос у него был хороший и режиссер Александринского театра Дарский, услышав уличного певца, помог ему поступить на Высшие театральные курсы Санкт-Петербургского театрального училища, чтобы юноша выучился на певца.
В училище Иванов стал Шадром и продолжил заниматься живописью и скульптурой, а не только вокалом и театральными дисциплинами. У него появились знакомства в творческих кругах Петербурга, его рисунки показали Репину, который высоко оценил талант юноши. Петербургские поклонники ходатайствовали перед Городской управой Шадринска о предоставлении Иванову-Шадру стипендии. Стипендия была выделена, и Шадр смог с головой погрузиться в учебу и творчество, более не волнуясь о хлебе насущном. Теперь он посещал еще и занятия в Рисовальной школе Рериха и Музыкально-драматическую школу...

Памятник скульптору Ивану Шадру в Шадринске

В 1908 году его на год призвали в армию, но вернувшись, он снова занялся творчеством. В 1910 году Шадр уехал в Париж и поступил в академию де ла Гранд-Шомьер, где занимался на курсах скульптуры под руководством Родена. В 1911 году парижские учителя отправили Шадра на стажировку в Италию. В 1912 году он возвращается в Россию и... снова продолжает учиться - на этот раз в Московском археологическом институте, поскольку в Италии чрезвычайно заинтересовался археологией...

Белая армия в Омске

Но вскоре начинается Первая мировая война, а потом - революция. Жизнь в стране быстро меняется и становится все более трудной и опасной. В 1918 году Шадр уезжает в Омск и в условиях Гражданской войны застревает там на несколько лет. Поначалу Омск представлял собой почти "столицу" Белого движения, правда, власть, как было принято в те годы, менялась часто.
Временное Сибирское правительство уступило место Временному Всероссийскому правительству, более известному как Директория, а Директорию в свою очередь сменило Российское правительство и адмирал Колчак, провозглашенный Верховным правителем России.

Адмирал Колчак в Омске

Обычно биографы замалчивают или просто скрывают этот период жизни Шадра. Между тем, Шадр не имел ничего против белых и даже с ними сотрудничал. Выпускники Сибирского кадетского корпуса заказали ему памятник Корнилову, а сам Колчак - скульптурный монумент "Освобождение Сибири" и эскизы денежных ассигнаций под девизом "Возрождение России"... Шадр не успел реализовать эти проекты, когда город заняли красные. Отступать с белыми скульптор не стал и вскоре оказался в ЧК как пособник белогвардейцев и контрреволюционер. Но наверное чекисты и сами понимали, что расстреливать Шадра особо не за что, да и хорошие скульпторы на дороге не валяются... Ему ли предложили вместо колчаковского монумента изваять "красный" - в честь другого освобождения и других героев, или он сам предложил это новой власти (тем более, готовые наработки могли пойти в дело!), но идея всем показалась интересной. Шадра приговорили к расстрелу "условно" и заставили поработать. Мемориал "жертвам белого террора" и памятник Карлу Марксу, барельефы Карла Либкнехта и Розы Люксембург советскому начальству понравились, и перековавшегося скульптора окончательно простили.

Когда с окончанием Гражданской войны стало налаживаться железнодорожное сообщение, Шадр смог вернуться в Москву. Здесь, в городе, стесненном квартирным кризисом, хорошо проявивший себя в выполнении "ленинского плана монументальной пропаганды" скульптор даже получил мастерскую на Масловке и возможность творить.
Одним из важнейших направлений его творчества стали так называемые "денежные мужики" - скульптуры красноармейца, рабочего и крестьянина, изображенные на советских денежных купюрах, ценных бумагах и марках.

Скульптуры имели несколько карикатурный вид, но изображенные в определенном ракурсе на деньгах, они не вызывали возражений у начальства.

В 1924 году Шадр создает натурную скульптуру "Ленин в гробу", которая... в тех обстоятельствах имела большой успех и сделала Шадра одним из ведущих мастеров скульптурной Ленинианы. В довоенный период из его мастерской вышло 16 изображений вождя, многие из которых тиражировались в виде памятников и интерьерной скульптуры, в том числе для Музея Ленина.
Одна из самых величественных и монументальных фигур Шадра - 11-метровый памятник Ленину на ЗАГЭС в Грузии. Памятник был демонтирован в 1991 году.

Ленин в гробу

В 1927 году Шадр выполнил одну из своих самых знаменитых скульптур - композицию "Булыжник - оружие пролетариата". Она готовилась для Москвы и была установлена на Пресне в память о революции 1905 года. Позже "Булыжник" был многократно растиражирован, установлен в различных городах, в том числе в Шадринске у памятника скульптору, в Третьяковской галерее, в Музее современной истории в Москве, в Монголии, в Румынии...

В начале 1930-х Шадр, классик "академического модерна", получил очень важное и престижное задание - выполнить 11-метровую скульптуру "Девушка с веслом" для парка культуры и отдыха. Парк был призван стать своеобразной витриной новой советской Москвы. Его оформлению придавалось огромное значение.
"Девушка с веслом" - самая модная и знаменитая скульптура довоенной Москвы, увы, оказалась работой "трудной судьбы"...
Но об этом - в следующий раз.

Второй вариант скульптуры

Продолжение следует...

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура советского периода Опубликовано 29.08.2018 10:06 Просмотров: 486

И это у него получилось.

Иван Дмитриевич Шадр родился в городе Шадринске Курганской области – отсюда его псевдоним, который он использовал с 1908 г. Настоящая фамилия скульптора – Иванов. Выбранный псевдоним сам Шадр объяснял так: «Нас, Ивановых-то, слишком уж много. Надо же как-то отличить себя от других Ивановых, ну я и взял себе псевдоним «Шадр» – от названия родного города, чтобы прославить его».

Иван Дмитриевич Шадр (1887-1941)

М. Нестеров. Портрет скульптора И.Д. Шадра (1934). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Шадр – русский художник и скульптор. Известен своими монументальными произведениями в стиле модерн, хотя творил в эпоху социалистического реализма .
Родился в семье плотника в селе Такташинском Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне это Курганская область), когда отец был там на сезонной работе. А постоянное место жительства семьи – Шадринск. В семье было 12 детей. Прадед Ивана, а также его отец и дяди были строителями и иконописцами.
Учился в Екатеринбургской художественно-промышленной школе у Т.Э. Залькальна. Летом 1907 г. Иван Иванов вместе с сокурсником Петром Дробышевым отправился странствовать по России по тем местам, где побывал в своё время Максим Горький: на Каме, Волге, Дону, затем по Кавказу, Украине, а Иван пешком дошёл до Санкт-Петербурга в надежде поступить в Академию художеств. Чтобы зарабатывать на жизнь, он подрабатывал уличным пением, имея хороший голос. Здесь его услышал режиссёр Александринского театра М.Е. Дарский. Он помог юноше поступить на Высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища, где тот мог учиться вокалу. Но в училище И. Шадр продолжал рисовать и заниматься скульптурой, посещал также рисовальную школу Общества поощрения художеств Н. К. Рериха и Музыкально-драматическую школу.
В 1910 г. молодой скульптор уехал в Париж, где был студентом высших муниципальных курсов скульптуры и рисования в Академии де ла Гранд-Шомьер под руководством Ф.О. Родена и Э.А. Бурделя, затем стажировался в Риме в Институте изящных искусств.
На современное зарубежное искусство Шадр имел свой взгляд: «Меня очень мало удовлетворяло одинокое, отрешенное, искусственное искусство Парижа. Хотя я всецело признавал большие достижения моих учителей... я невольно вспоминал прежние достижения былых веков – искусство индийское, японское, китайское. Я вспоминал храмы, святилища, капища. Они стремятся выразить образы вечности среди природы. Словом, я мечтал о новом монументальном искусстве.
В современной жизни я искал явления, которые были бы способны получить монументальное воплощение. Я верил, что и ныне возможно новое большое искусство».
Возвратившись в 1912 г. в Россию, Шадр поступает в Московский археологический институт. С 1918 по 1921 г. жил с женой в Омске, затем переехал в Москву. Детей у них не было.
Иван Дмитриевич Шадр умер 3 апреля 1941 г. в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Творчество

Иван Шадр нашёл своё призвание в монументальной реалистической скульптуре. Тему, которая могла быть воплощена в монументальном искусстве, скульптор увидел в истории революционной борьбы русского пролетариата, в событиях 1905 года.

И. Шадр «Булыжник – оружие пролетариата». Бронза. Парк Декабрьского восстания (Москва). Гипсовая версия хранится в Третьяковской галерее
Выразительно передана скульптором пластика тела пролетария и состояние душевного подъёма. Героический образ символизирует эпоху начала XX в. М. Нестеров отмечал, что Шадру удалось соединить в неразрывное целое «красоту духа с вечной красотой формы», как умели делать это великие мастера Возрождения.
Фигура молодого пролетария, выламывающего из мостовой булыжник, показана в динамике: она вот-вот готова выпрямиться и развернуться, как туго сжатая пружина. Мускулы его рук и туловища напряжены, наполнены выразительностью.

Копии этой скульптуры были установлены в Челябинске, Львове, Киеве, Шадринске, Монголии и Румынии.
В течение 1910-1930 гг. он создал много мемориальных сооружений, посвященных жертвам Первой мировой войны. Для этих работ характерны метафора, тяжёлый ритм, романтический взгляд на события. Из числа ранних работ особенно выделяется нереализованный проект «Памятника Мировому страданию» (1916).

И. Шадр. Памятник Мировому страданию
Сам скульптор так описывал свою идею памятника: «Я представил себе человечество как единое существо, как личность. И я взял его в двух противоположностях: в смерти и в жизни, в страданиях и в радости... Этот памятник представляет громадный каменный двор, окружённый гигантскими плитами. Двор замыкается с одной стороны колоссальной пирамидой, знаменующей собой человеческую Голгофу с бесчисленными ступенями страданий. С другой, входной стороны - каменными Воротами Вечности. Ворота Вечности - высокая гранитная стена, испещрённая библейскими изречениями о вечности жизни. Над воротами надпись: «Пришельцы и странники мы на земле...». Их охраняют четыре колосса, олицетворяющие рождение, мужество, мудрость, вечность. В каменном массиве между гигантами узкий вход в сад, расположенный внутри памятника. По обе стороны двора - высокие стройные тополя. Окружённое тополями, мертвенно лежит в бассейне Озеро слёз».
В Омске Иван Дмитриевич Шадр работал над рельефами с изображением Карла Маркса, Карла и Вильгельма Либкнехтов и Розы Люксембург.
По заказу Гознака он создал скульптуры «денежных мужиков» (фигуры рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля), которые должны были воспроизводиться на банкнотах.

И. Шадр «Сеятель»
Три первые скульптуры были изображены на почтовых марках, а также на облигациях займов и государственных ценных бумагах СССР. В 1923 г. Шадр принимал участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.
И. Шадр создал 16 скульптурных изображений В. И. Ленина, в том числе для Центрального Музея В.И. Ленина.
В 1934 г. Иван Шадр начал работу над скульптурой «Девушка с веслом» для Центрального парка культуры и отдыха имени Горького в Москве. Моделью скульптора стала студентка Московского института физкультуры В.Д. Волошина. Скульптура была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 г. Но она подверглась критике, и в том же году её переместили в Парк культуры и отдыха имени Горького г. Луганска. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее.

И.Д. Шадр в своей мастерской работает над скульптурой «Девушка с веслом» (1-й вариант)
В 1936 г. Шадр создал новую уменьшенную 8-метровую скульптуру из тонированного бетона. Она была разрушена в 1941 г. при бомбёжке.
Дешёвые гипсовые копии, которые были массово установлены в парках по всему СССР, не являлись скульптурами Шадра. В их основу была положена работа скульптора Р.Р. Иодко с тем же названием, выполненная им для парка водного стадиона «Динамо» в 1936 г. Скульптура была высотой 2,5 м, из гипса. В отличие от шадровской «Девушки», скульптура Иодко одета в купальник, весло она держит в левой руке.

Р.Р. Иодко «Девушка с веслом» (1936)
В конце 1930-х годов Шадр работал над проектом памятника А. С. Пушкину. В 1939 году создал скульптуру А.М. Горького в образе Буревестника.

И. Шадр, Скульптура Горького в образе Буревестника (1939). Бронза. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Молодой Горький изображён бунтарём. Волосы вокруг головы в виде огромных застывших волн дополняют образ. Две пряди надо лбом напоминают по силуэту парящего буревестника: «Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзая тучи, пену волн крылом срывает...»
В том же году он подготовил классическую модель памятника Горькому, который был сооружён у Белорусского вокзала в Москве уже после смерти Шадра В.И. Мухиной в содружестве с Н.Г. Зеленской и З.Г. Ивановой.
И. Д. Шадр – автор надгробий Н.С. Аллилуевой (1933; архитектор И.В. Жолтовский) и Е.Н. Немирович-Данченко (1939) на Новодевичьем кладбище в Москве. Оба надгробия выполнены из мрамора и гранита.

И. Шадр. Памятник на могиле Надежды Аллилуевой-Сталиной на Новодевичьем кладбище (Москва)
Сейчас на кладбище установлена копия скульптуры, а подлинник находится в Третьяковской галерее. Памятник представляет собой стелу из белого мрамора, из грубо отесанного верха которой «вырывается» бюст Аллилуевой.

И. Шадр. Памятник на могиле дрессировщика В.Л. Дурова. Новодевичье кладбище (Москва)

И. Шадр. Скульптура «Сезонник» (1929)
Эта работа И.Д. Шадра имеет социальную трактовку образа: чётко вылепленные руки и голова указывают не только на изнурительно тяжелый труд человека, но и на его не сломленную никакими лишениями внутреннюю силу. На камне сидит умудрённый жизнью, усталый человек. Тяжело опущены натруженные работой руки. Но на его лице нет выражения безнадежности, а только напряжение мысли, борение духа. Создавая образ рабочего-сезонника, Шадр опирался на образ своего труженика отца.
Скульптура «Сезонник» установлена на площади им. Лермонтова в Москве.

Памятник И.Д. Шадру в Шадринске (1984). Скульптор Юрий Чернов и архитектор Гарольд Исакович

Шадр (настоящая фамилия — Иванов) Иван Дмитриевич , советский скульптор. Учился в художественно-промышленной школе в Екатеринбурге у Т. Залькална (1903—07), в рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге (1907—08), в Париже (1910—11), где пользовался советами Э. А. Бурделя и О. Родена, и в Риме (1911—12). Член общества русских скульпторов (ОРС; с 1926).

Ранние произведения Ш. (проект памятника «Мировому страданию», 1915, не осуществлён) отмечены влиянием стиля «модерн». Участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. Под влиянием революционной действительности тяготение Ш. к романтической обобщенности образов получило более конкретный, проникнутый пафосом социальных преобразований смысл. Свойственная Ш. пластичность лепки стала основой правдивости и экспрессии индивидуальных характеристик [«Красноармеец», «Рабочий», «Сеятель» (см. илл.), «Крестьянин» (серия для воспроизведения на марках, денежных знаках и облигациях; все — гипс, 1922, Музей Революции СССР, Москва; отлиты в бронзе, 1951, Третьяковская галерее)]. В скульптуре «Булыжник — оружие пролетариата» (см. илл.) динамически переданное движение молодого рабочего, выламывающего булыжник из мостовой, вырастает в символ революционного порыва народных масс.

С 1924 Ш. много работал над образом В. И. Ленина. Одним из лучших советских монументов стал созданный им памятник Ленину на плотине Земо-Авчальской ГЭС (Грузинская ССР; см. илл.); образ вождя раскрывается в своём историческом величии и жизненной правдивости. Монумент органически сочетается с окружающей его горной природой, архитектурой гидростанции и её плотиной. Итогом поисков Ш. в области монументальной скульптуры стала работа над образом М. Горького [проект памятника Горькому в Москве, бронза, 1939, Третьяковская галерея.; осуществлен В. И. Мухиной совместно с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой (см. илл.)].

Тенденция к символической обобщенности образов характерна также для исполненных Ш. портретов: «Мать» (гипс, 1922, собр. Т. В. Шадр-Ивановой, Москва; бронза, Третьяковская галерея), «Максим Горький. Буревестник» (бронза, 1939, там же) и надгробий (Е. Н. Немирович-Данченко, мрамор, лабрадор, 1939, Новодевичье кладбище, Москва, и др.). Творчество Ш., исполненное революционной романтики, сыграло важную роль в утверждении социалистического реализма в советской скульптуре.

И. Д. Шадр. Портрет работы М. В. Нестерова. 1934. Третьяковская галерея. Москва.


Женский портрет. 1941. Бронза. Собрание Т. В. Шадр-Ивановой. Москва.


«Рабочий». 1922. Бронза. Третьяковская галерея, Москва


Сеятель. Бронза. 1922. Третьяковская галерея. Москва.


Надгробие Е. Н. Немирович-Данченко на Новодевичьем кладбище в Москве. Мрамор, лабрадор. 1939.


Памятник М. Горькому в Москве. Бронза, гранит. 1951. Скульпторы И. Д. Шадр, В. И. Мухина, Н. Г. Зеленская и З. Г. Иванова, архитектор З. М. Розенфельд.

В 2012 году отмечают 125 - летие со дня рождения скульптора.

Детство будущего советского скульптора прошло в селе Такташинское Шадринского уезда Пермской губернии. Сын потомственного плотника, он с детских лет пошел работать - семья была большая, и отец, хоть и имел золотые руки, не мог дать сыну образования. Пять лет, с одиннадцати до шестнадцати Иван проходил свои «университеты» на фабрике купцов Панфиловых. Он топил печи, бегал за товаром, ездил с обозами, сторожил, получал пинки, колотушки, затрещины… Одаренный мальчик увлекался чтением и рисованием. Но лишь изредка удавалось ему рисовать, лишь урывками браться за книгу. И все же, занимаясь по ночам, он сумел подготовиться и поступить в Екатеринбуржскую промышленно-художественную школу (класс Т.Э. Залькална и М.Ф. Каменского).

Когда Шадру исполнилось 19 лет, он попал в Петербург. В Академию художеств его не приняли. «Пришлось голодать, зябнуть и спать на улицах. Ночуя на берегах Невы, под старой баркой, в окружении бесприютных бродяг, - писал Шадр, - я познакомился с шарманщиком. Впроголодь, с обезьяной на плечах, с полумертвой от истощения носительницей чужого счастья в клетке ходили мы по дорогам столицы, и под «Златые горы» я пел». Однако, в 1907 - 1908 годах Шадр еще учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Однажды, на выступлениях, Шадра встретил артист М. Е. Дарский, который помог ему поступить на Высшие театральные курсы. Шадр успешно их окончил и даже был принят К.С. Станиславским в труппу Художественного театра. Не отсюда ли у скульптора такое знание пластики и анатомии человеческого тела? Но больше всего Шадра влекла скульптура. Он обучался скульптуре несколько лет в Москве. И с помощью художников Репина и Рериха смог поехать для продолжения изучения искусства ваяния за границу, где обучался в Париже у О. Родена и Э. А. Бурделя (1910), в Риме и в Английской академии.

Люди и их жизнь, их труд - вот что интересовало Шадра. Он мечтал о создании монументальных образов, об искусстве значительном, об искусстве, которое служило бы делу прогресса. Скульптора интересовало не отрешенное от народа искусство, а искусство, связанное с современной жизнью, отражающее, как писал Шадр, современную ему социальную сложность. Член боевой дружины во время революции 1905 года, художник, выступавший с острыми политическими карикатурами в издававшемся в 1906 - 1907 годах и закрытом правительством сатирическом журнале «Гном», Шадр ставит свое искусство на службу Октябрьской революции. «Поймите, сколько красоты, - говорил он, - когда люди сбрасывают кандалы, когда раскрываются темницы и падают ворота крепости»…

Резцу Ивана Дмитриевича Шадра принадлежат барельефы Карла Маркса, Карла Либкнехта, Розы Люксембург, он создает ряд проектов памятников Советской России, Парижской коммуне, Октябрьской революции. Он берется за воплощение реалистических и одновременно символически-обобщенных образов людей новой эпохи в таких скульптурах, как «Рабочий», «Крестьянин», «Красноармеец», «Сеятель». Особенно удачным был его «Сеятель» . Свободный крестьянин на свободной земле, чуть развернув плечи, откинувшись немного назад, идет, бросая семена во вспаханную землю, словно сея семена новой жизни. Эти скульптуры Шадра воспроизводились на деньгах, почтовых марках, облигациях. Скульптор создал ряд памятников В. И. Ленину в городах страны, из них наиболее известен на ЗАГЭС в Грузии.

Самая известная работа Шадра - «Булыжник - оружие пролетариата» , созданная в 1925 - 1927 годах, закончена к Всероссийской выставке, посвященной десятилетию Октябрьской революции. Это одно из лучших советских скульптурных произведений, посвященных историко-революционной теме. Статую Шадра надо расценивать как продолжение традиций сюжетности, свойственных русской скульптуре конца ХУ111 - Х1Х веков (например, творчеству Козловского и Мартоса). Создавая это произведение, Шадр, безусловно, также отталкивался от традиций К. Менье - выдающегося мастера западноевропейской скульптуры нового времени, показавшего в своих произведениях образ пролетария, величие и красоту его характера. В первую очередь Шадр увидел пролетария-бунтаря, пролетария-революционера, который в своей борьбе за освобождение, за ликвидацию всяческого гнета и эксплуатации прошел через две революции.

Отсюда глубоко национальный характер образа рабочего, созданного Шадром, и отсюда естественная, органическая связь этого образа с образом человека труда в искусстве русских художников - реалистов Х1Х века. Это удалось сделать потому, что мастер отказался от создания отвлеченной фигуры, олицетворяющий рабочий класс. Он изобразил как бы реально существующую личность, несущую в себе все типичные черты, свойственные русским рабочим в годы подъема революционного движения. Такое решение художественной задачи обеспечило творческий успех Шадра. Полусогнутая фигура рабочего, выламывающая из мостовой булыжник, готова стремительно выпрямиться и развернуться, как туго сжатая пружина. Напрягшиеся узловатые мускулы его рук, напряженная игра мышц торса создают полную беспокойства и резких контрастов борьбу бликов света и тени, отличающуюся огромной динамикой и эмоциональной выразительностью.

Сама характеристика пропорций человеческого тела лишена какой бы то ни было идеальной отвлеченности. Поражает лицо рабочего, где из-под слипшихся волос, в беспорядке нависших над нахмуренным, собранным в морщины лбом, из-под сдвинутых бровей глядят глубоко сидящие и широко расставленные, полные сосредоточенной ненависти глаза. Индивидуальная, почти портретная выразительность лица рабочего сочетается с острой социальной характеристикой его. Великолепное мастерство владения силуэтом придает еще большую жизненность и монументальность образу. Фигура выразительна с любой точки зрения, поэтому зритель, обходя статую, связывая отдельные точки зрения друг с другом, получает возможность увидеть все богатство жизни образа.

Многие представители старшего поколения русских художников-реалистов высоко оценили работу Шадра. Чрезвычайно характерно отношение замечательного русского художника М. В. Нестерова к этому произведению. В письме к Шадру Нестеров писал: «Недавно я был в Третьяковской галерее, видел там поразившую меня по силе таланта, страсти, мастерства, так бывало умел это делать Ф.И. Шаляпин, скульптуру, мною раньше не виданную. Рабочий, молодой рабочий в порыве захватившей его борьбы за дорогое ему дело, дело революции, подбирает с мостовой камни, чтобы ими проломить череп ненавистному врагу. В этой великолепной скульптуре, так тесно связывает талант мастера красоту духа с вечной красотой формы, - все то, чем жили великие мастера, чем дышал Микельанджело, Донателло, а у нас «старики». Стою зачарованный, обхожу кругом - великолепно! спрашиваю: чья? Говорят - Иван Митрича…».

И.Д. Шадром были также изваяны надгробия Н.С. Аллилуевой в 1933 году, Е.Н. Немировича-Данченко в 1939 году, В.Л. Дурову в 1940 году. В 1952 году он стал лауреатом государственной премии, посмертно. Екатеринбуржское художественное училище, с 1987 года, носит имя И. Д. Шадра. Работы Ивана Дмитриевича находятся в Третьяковской галерее и других музеях России.

Материал взят из книг:
1.«Уральская историческая энциклопедия», Ур. Отд. Ин-т Истории и Археологии, Изд-во «Екатеринбург», Екатеринбург, 1998 г.
2.Б. Бродский, А. Варшавский «Века.Скульптуры. Памятники.», Москва, Изд-во «Советский художник», 1962г.
3.«Из бронзы и мрамора», Ленинград, Изд-во «Художник РСФСР», 1965г.

Иллюстрация:
«Сеятель»,
«Булыжник - оружие пролетариата».

Иван Дмитриевич Шадр (настоящая фамилия - Иванов) родился 30 января (11 февраля) 1887 года в Шадринске, ныне Курганской области, умер 3 апреля 1941 года в Москве.

Учился в художественно-промышленной школе в Екатеринбурге у Т. Залькална (1903-07), в рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге (1907-08), в Париже (1910-11), где пользовался советами Э. А. Бурделя и О. Родена, и в Риме (1911-12). Член общества русских скульпторов (ОРС; с 1926).

Ранние произведения Шадра (проект памятника «Мировому страданию», 1915, не осуществлён) отмечены влиянием стиля «модерн».

Под влиянием революционной действительности тяготение Шадра к романтической обобщенности образов получило более конкретный, проникнутый пафосом социальных преобразований смысл.

Свойственная Шадру пластичность лепки стала основой правдивости и экспрессии индивидуальных характеристик [«Красноармеец», «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин» (серия для воспроизведения на марках, денежных знаках и облигациях; все - гипс, 1922, Музей Революции СССР, Москва; отлиты в бронзе, 1951, Третьяковская галерее)].

В скульптуре «Булыжник - оружие пролетариата» динамически переданное движение молодого рабочего, выламывающего булыжник из мостовой, вырастает в символ революционного порыва народных масс.

С 1924 Шадр много работал над образом В. И. Ленина. Одним из лучших советских монументов стал созданный им памятник Ленину на плотине Земо-Авчальской ГЭС; образ вождя раскрывается в своём историческом величии и жизненной правдивости.

Итогом поисков Шадра в области монументальной скульптуры стала работа над образом М. Горького [проект памятника Горькому в Москве, бронза, 1939, Третьяковская галерея.; осуществлен В. И. Мухиной совместно с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой].

Лучшие дня

Тенденция к символической обобщенности образов характерна также для исполненных Шадром портретов: «Мать» (гипс, 1922, собр. Т. В. Шадр-Ивановой, Москва; бронза, Третьяковская галерея), «Максим Горький. Буревестник» (бронза, 1939, там же) и надгробий (Е. Н. Немирович-Данченко, мрамор, лабрадор, 1939, Новодевичье кладбище, Москва, и др.).

Государственная премия СССР (1952, посмертно).

Загрузка...