Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Новая мировая война может начаться в арктике. Международно-правовой статус арктики О юридическом статусе морских внутренних вод

Законодательство России и Канады уже на протяжении многих десятилетий предусматривает наиболее разработанные положения об особых правах арктических государств в их соответствующих «полярных» секторах.

Наличествует молчаливое длительное согласие с этой законодательной практикой большинства государств мира.

В юридической литературе в этой связи отмечается: «Основным принципом при решении проблемы правового режима Арктики следует считать секторальный принцип»20. Согласно концепции полярных секторов считается признанным, что неотъемлемой частью территории государства, побережье которого выходит к Северному Ледовитому океану, являются земли, в том числе земли островов, к северу от материкового побережья такого государства в пределах сектора, образованного данным побережьем и меридианами, сходящимися в точке Северного географического полюса и проходящими через западную и восточную оконечности такого побережья; соответствующее арктическое государство осуществляет в таком секторе определенную целевую юрисдикцию (прежде всего в целях защиты хрупкой арктической окружающей среды, сохранения биоразнообразия, экосис- темного равновесия и т.д.); в пределах такого сектора за внешней границей территориального моря арктического государства подводные, ледяные и водные пространства государственную территорию не составляют.

Равным образом пределы полярных секторов арктических государств не являются государственными границами; сектор - это прежде всего зона реализации исторически сложившихся прав, оборонных, экономических, природоресурсных и природоохранных интересов конкретного арктического государства.

С 1904 г. на картах Канады, в том числе официальных, такой сектор обозначается между меридианами 60° и 141° западной долготы, т.е. проходящими через восточную и западную оконечности побережья страны, выходящего к Северному Ледовитому океану. В порядке закрепления прав Канады на ее арктический сектор последовали заявления на правительственном уровне, принятие в 1907 г. известного закона «О северо-западных территориях (The Northwest Territories Act)»; в 1925 г. в соответствии с принятыми поправками к нему Канада установила, что для осуществления деятельности в пределах канадского арктического сектора, в том числе в целях разведки и разработки природных ресурсов, требуются соответствующие разрешения канадских властей. В заявлениях должностных лиц Канады, а также в международно-правовой доктрине неоднократно в прошлом и в наше время разъяснялось, что этот сектор определяет пределы, в которых находятся канадские арктические материковые земли и острова, а также канадский континентальный шельф в Северном Ледовитом океане.

Складывающееся в течение десятилетий согласие большинства государств мира с установлением Канадой и Россией арктических секторов обусловлено прежде всего суровыми климатическими условиями, иными естественными особенностями Арктики. Эти особенности учтены и международной юстицией: Дания, например, в обоснование своих прав на о. Гренландия (несмотря на то, что датчане не были во всех районах острова) в споре с Норвегией ссылалась именно на естественные особенности районов Арктики. Постоянная палата международного правосудия в решении по этому спору в 1933 г. этот довод учла, указав на фактор «недоступности арктических районов». В 1924 г. представитель администрации США отметил, что все территории к северу от Аляски принадлежат США. I

Концепция «арктических полярных секторов», будучи наиболее известной, понятной и на практике последовательно применяемой Канадой и в свое время СССР, не является вместе с тем единственной. В зарубежной международно-правовой литературе и после 1991 г. в российской высказывались и иные мнения: например, о том, что Арктика находится в общем пользовании всех государств мира или является общим наследием человечества; или что следует отказаться от исторически сложившихся прав Канады и России в Арктике и все право, применимое ко дну Северного Ледовитого океана, свести к Конвенции по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.); или что целесообразна разработка пятью арктическими государствами для этого региона механизма международного кондоминиума; или что Арктика является «ничейным» пространством. Нормами общего международного права ни одна из этих идей в настоящее время не подкреплена.

Законодательное закрепление прав арктических государств.

В решении Постоянной палаты международного правосудия по спору между Данией и Норвегией о статусе Восточной Гренландии (1933 г.) отмечено: «Законодательство является одной из наиболее ясных форм осуществления суверенной власти».

Особую роль национального законодательства арктических государств в правовом режиме Северного Ледовитого океана подчеркивают и некоторые западные правоведы, в том числе Г. Сме- дал (Норвегия), Ч. Ч. Хайд (США)21. Приведем и более позднюю точку зрения: «Подлинного регионального режима в Арктике не сложилось, несмотря на общие проблемы, стоящие перед арктическими государствами. Вместо этого морское право применялось к полярному северу посредством национальных подходов (Instead, the law of the sea for the polar north has been applied through national approaches). To есть правительство каждого арктического государства рассматривает, принимает и осуществляет посредством национального законодательства такие юридические правила и нормы, которые, по его мнению, лучше всего служат его национальным интересам в его полярных морях (the government of each Arctic State considers, adopts and implements through national legislative means those legal rules and norms that it feels best serve its national interests within the context of its own polar seas). Таким образом, по мере возникновения и развития в XX в. принципов морского права они принимались и применялись каждым арктическим государством по-своему в его северных водах (they were adopted and applied by each Arctic State, in its own way, to its own northern waters)»22.

Как отмечалось, по действующему законодательству Канады (Законы 1925 г.; королевский указ 1926 г.; Закон 1970 г. и др.) ее суверенитет распространяется на «все земли и острова» в пределах сектора, образованного северным полюсом, меридианами 60° и 141° западной долготы и северным побережьем Канады. При этом национальное право Канады допускает понимание термина «земли» как означающего подледные и подводные земли в пределах канадского сектора. В этих пределах Канада осуществляет также контроль, в том числе над иностранной деятельностью, в целях предотвращения загрязнения «арктических вод». Некоторыми правительственными заявлениями Канады весь район в пределах указанного канадского сектора полярных владений квалифицирован как «национальное пространство» на основе исторических прав; особых климатических и географических обстоятельств, в том числе фактора прилегания; международноправовых обязательств Канады о защите от загрязнения окружающей среды.

Законодательство России. Царские указы 1616-1620 гг. предусматривали ряд исключительных прав России в некоторых районах Арктики. В 1821 г. Сенат издал Указ «О приведении в исполнение постановления о пределах плавания и о порядке приморских сношений вдоль берегов Восточной Сибири, Северо-Западной Америки и островов Алеутских, Курильских и проч.», согласно которому «право торговли, китовой и рыбной ловли и всякой промышленности на островах, в портах и заливах и вообще по всему северо-западному побережью Америки..., а также по островам Алеутским и по всем берегам Сибири предоставляется в пользование единственно российским подданным». Права России на северные земли и прилегающие к ним моря отражаются в русско-шведских договорах 1806 и 1826 гг., русско-английских конвенциях 1824 и 1825 гг. Согласно Договору, заключенному между Россией и Североамериканскими Соединенными Штатами в Вашингтоне в 1867 г., об уступке Российских Североамериканских колоний (чаще называемому русско-американской конвенцией 1867 г.

Об уступке Аляски) обозначена граница, к востоку от которой все земли передавались Россией Соединенным Штатам Америки, а к западу - оставались без изменения под суверенитетом России. Это и есть восточная граница российского арктического сектора. Договор предусматривает, что указанная граница проходит через точку меридиана, отделяющего в Беринговом проливе «на равном расстоянии острова Крузенштерна или Игна- лукъ от острова Ратманова или Нунарбукъ, и направляется по прямой линии безгранично к северу, доколе она совсем не теряется въ Ледовитом океане (et remonte en ligne directe, sans limitation, vers le Nord jusqu’a ce qu’elle se perde dans la mer Glaciale)» (ст. I)23. Инструкция 1893 г. исходит из того, что под суверенитет России подпадают все заливы, бухты, рейды «русского побережья Северного Ледовитого океана» и все Белое море к югу от линий, соединяющих входные мысы. Нотой российского МИД от 4 сентября 1916 г. земли и острова, открытые экспедицией Вилькиц- кого в 1913-1914 гг., объявляются включенными в территорию России; одновременно подтверждалась принадлежность России ранее открытых островов, которые «вместе с островами Новосибирскими, Врангеля и иными, расположенными близ азиатского побережья Империи... составляют продолжение к северу континентального пространства Сибири»24.

Советское законодательство об Арктике и, особенно, молчаливое согласие с ним других государств, обеспечение его выполнения в течение десятилетий сыграло значительную роль в признании на уровне международного обычного права действия национального природоохранного законодательства СССР/России в пределах арктического сектора. В 1921 г. Советом Народных Комиссаров Советской России принят декрет «Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море». Декрет показал, в частности, что нет протестов со стороны большинства государств мира против российских природоохранных мер в арктических морях. Декретом провозглашались исключительные права РСФСР на эксплуатацию промысловых районов Северного Ледовитого океана, примыкающих к арктическому побережью страны. Декретом устанавливались меры по обеспечению его выполнения. В 1924 г. Наркоминдел СССР направил представительствам ряда государств меморандум, в котором констатировалось нарушение иностранцами суверенных прав СССР у северного побережья Сибири. При этом подтверждалась действительность упомянутой нотификации русского правительства от 20 сентября 1916 г. о принадлежности СССР заявленных арктических территорий; подчеркивалось, что территории, явившиеся объектом посягательств со стороны иностранных граждан, лежат «в водах, омывающих северное побережье Сибири» и «расположены к западу от линии, установленной в силу ст. I Вашингтонской конвенции между Россией и Соединенными Штатами Америки 1867 г.». Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926 с учетом упоминавшегося канадского законодательного опыта территорией СССР объявлены «все, как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем, земли и острова, не составляющие к моменту опубликования настоящего постановления признанной правительством СССР территории каких-либо иностранных государств, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР до Северного полюса» в пределах между обозначенными меридианами, проходящими через западную и восточную оконечности побережья страны. Это положение применимо и к тем островам, скалам и т.д., которые могут возникнуть в будущем вследствие геологического развития Земли.

Тем не менее надо констатировать, что термину «земли и острова», использованному в постановлении от 15.04.1926, правоведами придавалось разное значение. В обычном значении острова - это тоже земли. Состояла ли воля отечественного (и канадского) законодателя в том, чтобы к территории государства отнести не только острова в пределах арктического сектора, но еще и земли подводные, подледные? Е. А. Коровин истолковал данное постановление.так: речь идет о суверенитете государства в пределах обозначенного арктического сектора над: а) островами;

б) ледовыми пространствами; в) морскими пространствами, не спаянными льдом. Ранее толкование этого правового акта было предложено В. Л. Лахтиным, по мнению которого суверенитет каждого государства распространяется не только на наземные районы соответствующего арктического сектора, но такой суверенитет еще «может быть распространен на воздушное пространство над ним». В международно-правовой литературе предложено, в порядке обобщения, что под термином «земля», используемом в канадском и отечественном законодательстве об арктических секторах, следует понимать не «ледяные глыбы», не воздушное пространство, а только подледные и подводные земли (т.е. в том числе и континентальный шельф) в пределах обозначенного полярного сектора. Термину «острова» в этом законодательстве придается обычное значение.

Западный меридиан, предусмотренный постановлением от 15.04.1926, огибает район действия Договора о Шпицбергене 1920 г.: в ноте полпреда СССР в Норвегии, адресованной премьер- министру иностранных дел Норвегии от 6 мая 1926 г., отмечено: «Само собой разумеется, в соответствии с тем, что мое Правительство ранее признало суверенитет Норвегии над Шпицбергеном, прилагаемое Постановление ни в коей мере не касается никакой части архипелага Шпицберген».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28.02.1984 № 10864-Х «Об экономической зоне СССР» было объявлено об установлении вдоль всего побережья страны, в том числе арктического, 200-мильной исключительной экономической зоны. В пределах этой зоны компетентные органы страны правомочны устанавливать применительно к покрытым льдами районам меры по предотвращению загрязнения. Документ предусматривает также условия и порядок установления «особых районов» в этой зоне (где принимаются специальные меры для предотвращения загрязнения с судов); в частности, право осуществлять необходимые проверочные действия - затребовать информацию о судне, произвести его осмотр, возбудить разбирательство, задержать судно-нарушитель. Однако, поскольку исходные линии вдоль арктического побережья СССР на тот период обозначены не были, не вполне ясно было, где проходят внешние границы этой 200-мильной зоны в Северном Ледовитом океане.

Права прибрежных к Северному Ледовитому океану государств исполнять национальное законодательство в пределах соответствующего арктического сектора обосновывали В. Н. Дурденев- ский, Е. Б. Пушуканис, С. А. Вышнепольский, Г. М. Гуслицер и др. Обобщая доктринальные обоснования прав арктического государства в своем полярном секторе, В. Н. Кулебякин пишет: «По многочисленному признанию юристов-международников, Северный Ледовитый океан и его окраинные моря совершенно отличаются от других океанов и морей и представляют собой специфический случай с уникальными особенностями с точки зрения правового регулирования. Главная особенность, которая отличает Северный Ледовитый океан от других океанов, заключается в том, что его территория, за исключением лишь некоторых районов, постоянно либо большую часть года покрыта льдами. Именно комплекс исторических, экономических, политических, географических, экологических и других факторов позволяет сделать вывод, что арктические морские пространства не могут рассматриваться под тем же углом зрения, что и морские пространства вообще»25. Из этого же подхода следует, что «арктические государства должны и могут принимать соответствующие законодательные акты, касающиеся режима своего арктического сектора без санкций других государств, руководствуясь суверенитетом и другими важнейшими международно-правовыми принципами»26.

Еще по теме 8.2. Полярные сектора арктических государств как объект международного обычного права:

  1. 8.4. Права арктических государств на недра дна Северного Ледовитого океана
  2. 8. СУВЕРЕННЫЕ ГОСУДАРСТВА И НАРОДЫ (НАЦИИ) КАК СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
  3. Государство как субъект международного права; территориальный суверенитет
  4. Условия консолидации обычной нормы международного права, созданной договором
  5. 9.1. Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права
  6. 2. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
  7. 11.11. Особенности международного права защиты и поощрения прав человека как отрасли международного права
  8. § 1. Формирование международного права прав человека как отрасли международного права, его понятие

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран -

Мы привыкли к тому, что к арктическим государствам всегда относили Россию, США, Норвегию, Канаду, Данию (Гренландию), что по взаимной договоренности за каждым из указанных государств были закреплены соответствующие секторы Арктики, образуемые меридианами от крайних точек северных границ этих государств до Северного полюса планеты. И пока Арктика представлялась всем ледяной пустыней, такое деление всех устраивало, претензий никто ни к кому не предъявлял.

С открытием в этом регионе больших запасов углеводородов и других полезных ископаемых военно-политические руководства ряда зарубежных стран стали активно разрабатывать новые стратегии продвижения своих национальных интересов в зоне Арктики.

Американская многоцелевая атомная подводная лодка «Хэмптон» на Северном полюсе

В настоящее время на Арктический регион в дополнение к пяти претендуют еще 12 государств : Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Исландия, Латвия, Литва, Нидерланды, Польша, Финляндия, Швеция, Эстония . Некоторые авторы настаивают, что на самом деле претендентов более 20 стран, включая Японию и Китай. Китай уже имеет наземную базу на Шпицбергене, а в 2012–2015 годах планирует провести три серьезные экспедиции в Арктику и построить второй ледокол водоизмещением около 8000 тонн. Первый ледокол такого типа уже несет службу в арктических районах.

РАЗНОГЛАСИЯ В ЕДИНСТВЕ

Не опровергая цифру 20, сосредоточимся пока только на 17 странах, претендующих на долю Арктики. Большая часть входит в блок НАТО: США, Великобритания, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Нидерланды. Они выступают единым фронтом, участвуя в других межгосударственных образованиях (советах), решающих вопросы Арктики. К таким в первую очередь относятся:
— Арктический совет
— Совет Баренцево-Евроарктического региона (СБЕР)
— Комиссия Европейских сообществ
— Совет министров Северных стран (Северный совет) и другие.

В Арктический совет входят восемь арктических государств: США, Канада, Исландия, Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия и Россия . Отдельные страны также хотят участвовать в Арктическом совете в качестве постоянных наблюдателей. Китай уже подал заявку на приобретение такого статуса.

В Совете Баренцево-Евроарктического региона (СБЕР) – Дания, Исландия, Норвегия, Россия, Финляндия и Швеция, а также Комиссия Европейских сообществ. Девять государств – Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Польша, Франция, США, Япония – имеют статус наблюдателей.

В Северный совет входят члены Совета министров северных стран. Это Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, автономные территории: Фарерские острова (Дания), Гренландия (Дания), Аландские острова (Финляндия).

При этом практически все эти страны имеют претензии к друг другу по поводу тех или иных территорий, входящих в зону Арктики . Так, например, Канада спорит с Данией, и на границе между Данией и Канадой может разгореться первый нецивилизованный конфликт приарктических государств. Вот уже три десятка лет эти страны не могут поделить крошечный каменистый островок Ханса (Туркупалук), расположенный во льдах Северо-Западного прохода, соединяющего Тихий и Атлантический океаны. Собственно, остров представляет собой всего лишь трехкилометровую полосу обледенелых скал.

До сих пор за скалу в океане шла флажная война. Экспедиции Дании и Канады по очереди водружали свои стяги на острове Ханса. Однако в последние годы конфликт обострился. Канада провела в районе острова военные маневры, глава Министерства обороны этой страны высадился на спорной территории, вызвав своими действиями протест Копенгагена. Дания уже выслала к острову патрульный арктический катер «Тулугак», который должен обозначить военное присутствие королевских ВМС в регионе.

Бельгия спорит с Ирландией, а Великобритания спорит за континентальный шельф с Данией, Исландией и Ирландией. Канада спорит с США из-за морской границы в море Бофорта, пролив Хуан-де-Фука, остров Мачиас-Сил. Ирландия не разрешила до конца вопросы с Данией, Великобританией и Исландией по континентальному шельфу Фарерских островов за пределами 200-мильной зоны.

Исландия спорит за континентальный шельф Роколл с Данией и Великобританией, а также с Данией – о средней линии рыболовства между Исландией и Фарерскими островами. Дания спорит по поводу континентального шельфа Роколл с Исландией, Ирландией и Великобританией, кроме того, с Исландией – о средней линии рыболовства между Исландией и Фарерскими островами и спорит с Канадой за остров Ханса.

Норвегия имеет особые претензии к России (территориальные притязания в Антарктике – Земля Королевы Мод, Свальбард (Шпицберген) и другие. Даже подписанный в 2010 году руководителями двух стран договор о разграничении примерно 175 тыс. кв. км богатой нефтью и газом приграничной акватории, по мнению отдельных экспертов, является той уступкой со стороны России, которая не решит проблемы.

США претендуют на районы, которые Россия считает своими, и устремлены к установлению контроля за Северным морским путем . США спорят с Канадой из-за морской границы в море Бофорта, из-за пролива Хуан-де-Фука, острова Макиас-Сил. Даже такой неполный перечень причин и возможных участников дестабилизации в Арктическом регионе заставляет сосредоточить внимание мирового сообщества на решении проблем Арктики. Ведь с известной долей условности можно утверждать, что она на сегодняшний день является источником не только новых информационных, но и «горячих» войн, способных перерасти в мировой конфликт.

Корреспондент британской Times Тони Халпин также считает, что вопрос о том, кому принадлежит Арктика, может спровоцировать новую мировую войну . Трудно спорить с экспертами, утверждающими, что начало активной фазы арктического противостояния приходится на 90-е годы. В то время Россия ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву и согласилась с установлением ей 200-мильной зоны без признания приоритета России над остальными территориями арктического сектора (по меридианам к Северному полюсу), ранее относящегося к России, и усиление противоречий приходится именно на эти годы. Кстати, Америка до сих пор не ратифицировала указанную конвенцию, что помогает ей в решении своих арктических вопросов.

АМЕРИКА ДВИЖЕТСЯ К СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ

Неоднократно высокопоставленные чиновники из правительства и администрации президента США делали официальные заявления о планах США в отношении Арктики. Их заявления надо расценивать как указания соответствующим структурам Соединенных Штатов, а также их иностранным партнерам. Сенатом США принято положение об определении границ морской экономической зоны и континентального шельфа Америки.

Создана комиссия, в задачу которой входит составление точной карты территориальных вод. Идет милитаризация региона. Так, на Аляске дислоцированы три базы армии (Сухопутных войск) и три – ВВС, а также несколько объектов береговой охраны с общей численностью 24 тыс. военнослужащих. Однако считается, что этих сил и возможностей недостаточно.

Министерством ВМС США был принят документ под названием «Арктический план действий ВМС». «У Соединенных Штатов есть широкие и фундаментальные интересы в Арктическом регионе , – говорится в документе, – и Вашингтон готов действовать либо независимо, либо совместно с другими государствами, чтобы обезопасить эти интересы. Среди этих интересов – такие вопросы, как противоракетная оборона и системы раннего оповещения; развертывание морских и воздушных систем для стратегических морских перевозок, стратегического сдерживания, присутствия на морях и операций морской безопасности; а также вытекающая из этого свобода навигации и пролета над территорией ».

Далее в этом источнике сообщается о задаче «сохранения глобальной мобильности американских военных и гражданских судов и самолетов по всей площади Арктического региона». В свете принятого плана ВМС США приступили к развертыванию военно-морской базы передового базирования в Арктике.

Предпринимаются меры по усилению непосредственного американского военного присутствия в Арктике . Так, в Норвегии, в непосредственной близости от границ с Россией, в городе Варде размещен радар ПРО США Globus II. Ранее Globus II находился на базе ВВС США «Ванденберг» в Калифорнии. Он был разработан для получения разведданных о баллистических ракетах. Теперь его местоположение идеально подходит для того, чтобы следить за запусками наших межконтинентальных ракет на пространстве от Плесецка до Камчатки.

Важным событием стало подписание нового Плана объединенных военных командований США, который усиливает централизацию, обеспечивает тесное сотрудничество между Европейским командованием и НАТО и «будет иметь решающее значение для обеспечения национальной безопасности США в процессе выдвижения странами региона своих территориальных и экономических претензий в отношении Арктики ».

ВМС США являются главной силой решения основных проблем Арктики . Командование ОВС США надеется иметь к 2020 году в основном надводном боевом корабельном составе ВМС не менее 92 единиц: 11 авианосцев, 19 крейсеров УРО CG (X), 62 эсминца УРО (DOG). Кроме того, до 2015 года ВМС США приобретут 55 кораблей нового проекта LCS типа Freedom и Independence (Littoral Combat Ship – прибрежной зоны). В течение 10–15 лет Соединенные Штаты примут на вооружение семь эскадренных миноносцев DD (X) с улучшенными мореходными качествами для использования в прибрежных акваториях.

Нетрудно догадаться, против кого будут направлены эти силы. Кстати, в Исландии была проведена встреча с участием генерального секретаря Альянса и высокопоставленных военных США, Канады, Дании, Норвегии. Участники встречи, получившей название «Семинар по перспективам безопасности на Крайнем Севере», поддержали арктическую инициативу Америки. Россию не пригласили на этот семинар даже в качестве наблюдателя. Принимая во внимание тот факт, что все арктические приморские страны, кроме России, входят в НАТО, вполне очевидно, кого альянс считает своим соперником в этом регионе.

Небезынтересно отметить, что Соединенные Штаты, укрепляя и развивая свои Вооруженные силы, заботятся о том, чтобы окружающие их страны воспринимали это как необходимость и для самих Штатов, и для всего Запада . В этом смысле и проблема расширения владений в Арктике также облекается в различные формы. Так, в начале этого века была разработана новая теория, называемая «концепцией стратегических коммуникаций». Министерство обороны США в интересах развития этой концепции провело конференцию в Норфолке. На конференции были определены основные принципы «стратегических коммуникаций» (СК): квалифицированное руководство, правдоподобие, доступность, диалог, масштабность, согласованность, целенаправленность, оперативность и непрерывность. Для уточнения концепции СК планируется каждые два года корректировать их.

КАНАДА ПРЕТЕНДУЕТ НА ХРЕБЕТ ЛОМОНОСОВА

В 2008 году премьер-министр Канады, вместе с кабинетом министров, проинспектировал север страны (город Инувик). Основная цель поездки, по данным канадских СМИ, – усилить милитаризацию Арктики. Эксперты не сомневаются, что процесс передела мира в Арктике будет развиваться очень быстро, так как углеводороды подходят к концу, а доступ к залежам нефти и газа на Северном полюсе по мере таяния льдов из-за глобального потепления будет облегчаться. Канада, не обладая военной мощью России или США, пытается подготовиться к переделу, бросив на это немалые силы.

Официальный нынешний курс провозгласил глава канадского правительства Стивен Харпер, заявив о расширении юрисдикции Оттавы в Арктике на расстояние до 200 миль от побережья. Главная цель этого шага – установление контроля над Северо-Западным морским путем, до сих пор считающегося международным . Отныне все иностранные корабли, находящиеся ближе 200 миль от берегов Канады, обязаны будут уведомлять канадскую береговую охрану о своем присутствии.

По словам Стивена Харпера, все больше стран проявляют заинтересованность в морских путях в канадской части Арктики. «Меры, принимаемые нами, станут ясным посылом миру: Канада берет полную ответственность за охрану окружающей среды и юрисдикцию в своих арктических водах », – заявил Харпер. Речь идет о расширении географии действия (до 233 миль) канадского закона о предотвращении загрязнения арктических вод (до сих пор он работал лишь в 100 милях от побережья Канады), а также о расширении закона о судоходстве, согласно которому, в 200 милях регистрация иностранных кораблей будет обязательной.

Канада отвергает претензии России на расположенный в Арктике хребет Ломоносова и намерена доказать, что он является частью канадской территории . «Есть территории, которые принадлежат нам, где наш континентальный шельф подлежит расширению, например – хребет Ломоносова, который является продолжением нашей территории. Мы это докажем », – сказал глава МИД Канады Лоуренс Кэннон, выступая с лекцией в московской Дипломатической академии России. По словам Кэннона, Канада намерена подать соответствующую заявку на расширение национального сегмента континентального шельфа в Арктике в Комиссию ООН по морскому праву до 2013 года . Фактически этим и рядом других заявлений Канада объявила значительные территории Арктики (практически 30%) своей собственностью.

По сведениям отдельных источников, Канада, назначенная на роль передового отряда в грядущей борьбе с Россией за Арктику (главным предметом спора тут является хребет Ломоносова, тянущийся на 1800 км от Новосибирских островов России, через центр Арктического океана до канадского острова Элсмир, расположенного в Канадском Арктическом архипелаге), провела крупнейшие в истории военные учения, открыла новые базы и продемонстрировала растущую грубость и бряцание оружием в сторону России.

Раньше советский ледокол в Арктике означал, что рядом подо льдом – атомная субмарина, сейчас – что туристов везут к полюсу

ЕВРОПА В ЗАПОЛЯРЬЕ

Норвегия стала первой страной, разместившей операционное командование Вооруженными силами в арктических широтах, в непосредственной близости от района возможных конфликтов за обладание ресурсами Арктического района. Одновременно с передвижением Центра оперативного командования в Арктику Норвегия закупила 48 боевых самолетов Lockheed F-35 для арктического патрулирования. Кроме того, наша северная соседка стремится:

— сократить иностранную экономическую и научную деятельность на Шпицбергене, поставив ее под полный национальный контроль и управление;
— установить одностороннее норвежское регулирование над прилегающей к архипелагу акваторией и шельфом;
— использовать неоднозначность толкования норм Парижского договора от 2 февраля 1920 года в своих интересах.

Норвежцами разработана программа развития северных территорий, получившая название «Баренц-2020». Данный план станет основным, определяющим политику Норвегии в арктических районах. Его целью является укрепление координирующей, руководящей и направляющей роли Осло в развитии Арктики. Хотя даже союзники Норвегии по НАТО выражают неприятие такой политики.

На территории Швеции ежегодно проходят учения сил НАТО под кодовым названием Loyal Arrow («Верная стрела»), в которых принимают участие тысячи военнослужащих из разных стран, как членов НАТО, так и стран, не являющихся членами НАТО (Финляндия, Швеция). Основные силы, задействованные в учениях, как правило, дислоцируются на шведской авиабазе Lulea, норвежской Bodo и финской Oulu. К учениям привлекаются военно-воздушные и военно-морские силы стран НАТО. Основная задача – отработка приемов ведения военных действий в условиях Крайнего Севера.

По сценарию маневров, проходящих неподалеку от российской границы с Норвегией и Финляндией, две выдуманные североевропейские страны ссорятся из-за запасов нефти и газа на спорной территории. В конфликт на стороне одного из участников вступает НАТО. Намек для противников втягивания нейтральной Швеции в игры Североатлантического альянса более чем прозрачный.

«Верная стрела» – не только самые крупные учения ВВС и ВМС на территории Швеции, но и «самые натовские». Все прежние маневры с участием альянса на территории нейтрального королевства проходили под эгидой ООН и были нацелены на предотвращение гуманитарных катастроф. Нынешние же целиком спланированы НАТО. Предположение, что на борту принимавшего участие в учениях британского авианосца имелось ядерное оружие, заставляет критиков учений (в парламенте это Левая партия и Партия зеленых) говорить о нарушении правительством Швеции сразу двух принципов: нейтралитета и запрета на присутствие на территории страны ядерного оружия.

Россию в отличие от предыдущих маневров с участием НАТО на территории Швеции не пригласили поучаствовать. Военный атташе посольства РФ в Стокгольме, как сообщает «Шведское радио», мог приехать в качестве наблюдателя, но Москва ответила отказом.

Большое внимание Арктике уделяет Дания . Парламентом страны принят план безопасности Дании на период 2010–2014 годов. Значительная часть этого плана посвящена Арктическому региону. В документе, в частности, говорится: «Возрастающая активность в Арктике изменит геополитическое значение региона и в долгосрочном плане создаст больше вызовов для датских вооруженных сил».

Дания собирается разместить в Арктике воинскую часть реагирования и командный пост. Согласно плану, на нужды вооруженных сил в этот период будут ежегодно выделяться дополнительные 600 млн. датских крон. Объявлено о планах создать универсальное арктическое командование и арктические силы реагирования, а также усилить военное присутствие на авиабазе «Туле» в Гренландии, которая также будет открыта для союзников по НАТО.

В докладе военной разведки Дании (FE) подчеркивается: «В ближайшие 10 лет в Арктике могут иметь место военные столкновения небольшого масштаба ». Приводились также некоторые подробности: «Конфликты могут быть вызваны вооруженными силами третьих государств, гражданскими акциями либо разработкой природных ресурсов – поисками нефти или рыболовством на оспариваемых территориях, а также поблизости таких спорных территорий ».

Великобритания участвует в учениях сил НАТО под кодовым названием Loyal Arrow («Верная стрела»), выделяя для этих целей свои авианосцы и десятки самолетов ежегодно. В 2012 году боевые корабли и авиация Великобритании приняли участие в крупномасштабных учениях Сold Response-2012, в которых было задействовано свыше 16 000 военнослужащих из 14 стран НАТО.

«Четыре из пяти сил, борющихся за Арктику, – члены НАТО, и мы должны быть уверены, что НАТО обладает желанием и возможностями, чтобы не допустить действий России в Арктике, идущих вразрез с международными соглашениями », – заявил в интервью Daily Telegraph министр обороны теневого кабинета Великобритании Лиам Фокс.

УЖЕ НЕ СПЯТ ПОДО ЛЬДОМ МОРЯ

Россия в 2001 году подала заявку в ООН на расширение своей экономической зоны, но получила отказ «за недостаточностью доказательств». Поэтому в 2007 году мы направили в Арктику специальную экспедицию для глубоководных исследований в районе Северного полюса и поиска доказательств того, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением Сибирской континентальной платформы. На этом основании наша страна претендует на треугольный участок океана, простирающийся до Северного полюса. При этом экспедиция установила на дне сделанный из титана флаг России.

В случае положительного решения специальной Комиссии ООН по шельфу, площадь российского Арктического континентального шельфа за пределами 200-мильной экономической зоны может составить около 1,2 млн. кв. км. По оценкам специалистов, здесь сосредоточено от 83 до 110 млрд. т углеводородов в нефтяном эквиваленте (16 млрд. т нефти и более 82 трлн. куб. м газа). Они распределены в 16 крупных морских нефтегазоносных провинциях и бассейнах. Основная часть этих ресурсов – около 66,5% – приходится на шельфы северных морей: Баренцева, Печорского и Карского.

В 2009 году Совет безопасности Российской Федерации принял «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу ». В этом документе среди прочего поставлена задача «создать группировку войск (сил) общего назначения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в арктической зоне РФ, способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки».

В таблице представлены экспертные данные по общему количественному составу военно-морских сил и средств, теоретически имевших возможность защищать национальные интересы России в Арктике в последнее десятилетие прошлого века и в начале нынешнего. Из приведенных данных следует :

— военно-морская деятельность Российской Федерации все эти годы неуклонно снижалась;
— корабельный состав России был сокращен почти в 8 раз;
— среднее количество ежегодно проводимых военно-морских учений уменьшено более чем в 6 раз;
— масштабность учений снижена почти в 5 раз.

Последствия такого «разоружения» немедленно были расценены соседями как слабость, которой можно воспользоваться в своих интересах . Так, Норвегия стала бесцеремонно задерживать и подвергать проверке рыболовные суда Российской Федерации в тех районах Баренцева моря, которые во все времена считались районами совместного лова. Более того, в отдельных эпизодах российские суда подвергались аресту и препровождались в норвежские порты. Таким образом, ближайший арктический сосед, используя ослабление военно-морской деятельности России в северных широтах, решил утвердить себя в расширенных правах на определенные территории Арктики.

Можно предположить, что, когда речь пойдет о более серьезных ресурсах, чем рыба, соседи России совместно с другими членами Северо-Атлантического союза, будут прибегать к еще более решительным мерам, используя свое военно-морское превосходство.

СИТУАЦИОННЫЕ СЦЕНАРИИ

В настоящее время арктические территории регулируются Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года, которая предоставляет прибрежным государствам контроль над континентальным морским шельфом (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод государства). При этом, согласно 76-й статье Конвенции, никакая страна не вправе устанавливать контроль над Арктикой, но имеющие выход к Ледовитому океану государства могут объявить своей исключительной экономической зоной территорию, простирающуюся на 200 миль от берега. Эта зона может быть расширена еще на 150 морских миль, если страна докажет, что Арктический шельф является продолжением ее сухопутной территории.

В своей экономической зоне прибрежное государство имеет преимущественное право на добычу полезных ископаемых. До 1982 года вся Арктика делилась лишь пятью странами – СССР, Норвегией, Данией, США и Канадой – на секторы, вершинами которых был Северный полюс, основаниями – обращенные к полюсу северные границы этих государств, а боковыми сторонами служили географические долготы. Однако это деление утратило силу после ратификации Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Принимая во внимание уже сделанные заявления и реальные шаги основных претендентов на Арктику, можно предположить, что Соединенные Штаты постараются организовать мощное информационное воздействие на все заинтересованные в Арктическом регионе страны с целью доказать несостоятельность позиций России.

США и многие другие страны пересматривают свои взгляды на формы и способы ведения информационной войны (ИВ). По оценке американских специалистов, ущерб, нанесенный противнику на идеологическом фронте, может существенно превысить прямую выгоду, полученную в ходе военных действий. Рационально используя информационные ресурсы, можно управлять общественным мнением вплоть до изменения системы ценностей. Манипуляции информацией позволяют даже добиться эффекта, когда реципиент «перепутает» военную победу с поражением.

В мирное время подобные методы маскируются под различного вида концепции. Так, в США появились понятия «информационные операции» и «стратегические коммуникации» (СК). Стратегические коммуникации – не просто новое направление в информационных войнах, это новая концепция самих ИВ, принятая в развитие теории информационных операций, которая активно разрабатывалась Госдепартаментом, Министерством обороны, другими правительственными и неправительственными учреждениями и организациями Соединенных Штатов. Под ней понимается комплекс мероприятий по целенаправленному воздействию на военно-политическое руководство, различные общественно-политические силы, международные организации, то есть на так называемую целевую аудиторию (ЦА) других стран (как враждебных, так союзных и нейтральных), предпринимаемых различными правительственными и неправительственными учреждениями и организациями США, а также их союзниками.

В Соединенных Штатах к основным структурам, реализующим концепцию СК, относятся Госдепартамент, Министерство обороны, боевые командования ВС США, Агентство США по международному развитию, инженерные войска СВ, неправительственные организации. В американском Госдепартаменте понятие «стратегические коммуникации» подменяют термином «публичная дипломатия». Однако «публичная дипломатия» на самом деле является составным компонентом СК.

В результате реализации американских концепций уже начинают звучать призывы начать обсуждение вопросов об уменьшении военно-морской деятельности России в Арктике без учета ее исторически сложившихся реалий и национальных интересов . Цель таких призывов известна – это окончательно лишить Россию возможностей защищать свои национальные интересы на обширном участке прилегающих акваторий и шельфов.

Законодательство России и Канады уже на протяжении мно­гих десятилетий предусматривает наиболее разработанные поло­жения об особых правах арктических государств в их соответству­ющих «полярных» секторах. Наличествует молчаливое длительное согласие с этой законодательной практикой большинства госу­дарств мира.

В юридической литературе в этой связи отмечается: «Основ­ным принципом при решении проблемы правового режима Арк­тики следует считать секторальный принцип» . Согласно кон­цепции полярных секторов считается признанным, что неотъ­емлемой частью территории государства, побережье которого выходит к Северному Ледовитому океану, являются земли, в том числе земли островов, к северу от материкового побережья такого государства в пределах сектора, образованного данным побе­режьем и меридианами, сходящимися в точке Северного геогра­фического полюса и проходящими через западную и восточную оконечности такого побережья; соответствующее арктическое государство осуществляет в таком секторе определенную целе­вую юрисдикцию (прежде всего в целях защиты хрупкой аркти­ческой окружающей среды, сохранения биоразнообразия, экосис- темного равновесия и т.д.); в пределах такого сектора за внешней границей территориального моря арктического государства под­водные, ледяные и водные пространства государственную терри­торию не составляют.

Равным образом пределы полярных секторов арктических госу­дарств не являются государственными границами; сектор - это прежде всего зона реализации исторически сложившихся прав, оборонных, экономических, природоресурсных и природоохран­ных интересов конкретного арктического государства.

С 1904 г. на картах Канады, в том числе официальных, такой сектор обозначается между меридианами 60° и 141° западной долготы, т.е. проходящими через восточную и западную оконеч­ности побережья страны, выходящего к Северному Ледовитому океану. В порядке закрепления прав Канады на ее арктический сектор последовали заявления на правительственном уровне, при­нятие в 1907 г. известного закона «О северо-западных террито­риях (The Northwest Territories Act)»; в 1925 г. в соответствии с принятыми поправками к нему Канада установила, что для осу­ществления деятельности в пределах канадского арктического сектора, в том числе в целях разведки и разработки природных ресурсов, требуются соответствующие разрешения канадских властей. В заявлениях должностных лиц Канады, а также в меж­дународно-правовой доктрине неоднократно в прошлом и в наше время разъяснялось, что этот сектор определяет пределы, в кото­рых находятся канадские арктические материковые земли и ост­рова, а также канадский континентальный шельф в Северном Ледовитом океане.

Складывающееся в течение десятилетий согласие большинства государств мира с установлением Канадой и Россией арктических секторов обусловлено прежде всего суровыми климатическими условиями, иными естественными особенностями Арктики. Эти особенности учтены и международной юстицией: Дания, напри­мер, в обоснование своих прав на о. Гренландия (несмотря на то, что датчане не были во всех районах острова) в споре с Норвегией ссылалась именно на естественные особенности районов Арк­тики. Постоянная палата международного правосудия в решении по этому спору в 1933 г. этот довод учла, указав на фактор «недо­ступности арктических районов». В 1924 г. представитель адми­нистрации США отметил, что все территории к северу от Аляски принадлежат США. I

Концепция «арктических полярных секторов», будучи наибо­лее известной, понятной и на практике последовательно приме­няемой Канадой и в свое время СССР, не является вместе с тем единственной. В зарубежной международно-правовой литера­туре и после 1991 г. в российской высказывались и иные мне­ния: например, о том, что Арктика находится в общем пользова­нии всех государств мира или является общим наследием челове­чества; или что следует отказаться от исторически сложившихся прав Канады и России в Арктике и все право, применимое ко дну Северного Ледовитого океана, свести к Конвенции по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.); или что целесооб­разна разработка пятью арктическими государствами для этого региона механизма международного кондоминиума; или что Арктика является «ничейным» пространством. Нормами общего международного права ни одна из этих идей в настоящее время не подкреплена.

Законодательное закрепление прав арктических государств.

В решении Постоянной палаты международного правосудия по спору между Данией и Норвегией о статусе Восточной Гренландии (1933 г.) отмечено: «Законодательство является одной из наибо­лее ясных форм осуществления суверенной власти».

Особую роль национального законодательства арктических государств в правовом режиме Северного Ледовитого океана под­черкивают и некоторые западные правоведы, в том числе Г. Сме- дал (Норвегия), Ч. Ч. Хайд (США) . Приведем и более позднюю точку зрения: «Подлинного регионального режима в Арктике не сложилось, несмотря на общие проблемы, стоящие перед арк­тическими государствами. Вместо этого морское право приме­нялось к полярному северу посредством национальных подхо­дов (Instead, the law of the sea for the polar north has been applied through national approaches). To есть правительство каждого арк­тического государства рассматривает, принимает и осуществляет посредством национального законодательства такие юридиче­ские правила и нормы, которые, по его мнению, лучше всего служат его национальным интересам в его полярных морях (the government of each Arctic State considers, adopts and implements through national legislative means those legal rules and norms that it feels best serve its national interests within the context of its own polar seas). Таким образом, по мере возникновения и развития в XX в. принципов морского права они принимались и применя­лись каждым арктическим государством по-своему в его север­ных водах (they were adopted and applied by each Arctic State, in its own way, to its own northern waters)» .

Как отмечалось, по действующему законодательству Канады (Законы 1925 г.; королевский указ 1926 г.; Закон 1970 г. и др.) ее суверенитет распространяется на «все земли и острова» в преде­лах сектора, образованного северным полюсом, меридианами 60° и 141° западной долготы и северным побережьем Канады. При этом национальное право Канады допускает понимание термина «земли» как означающего подледные и подводные земли в пре­делах канадского сектора. В этих пределах Канада осуществляет также контроль, в том числе над иностранной деятельностью, в целях предотвращения загрязнения «арктических вод». Неко­торыми правительственными заявлениями Канады весь район в пределах указанного канадского сектора полярных владений квалифицирован как «национальное пространство» на основе исторических прав; особых климатических и географических обстоятельств, в том числе фактора прилегания; международно- правовых обязательств Канады о защите от загрязнения окру­жающей среды.

Законодательство России. Царские указы 1616-1620 гг. пре­дусматривали ряд исключительных прав России в некоторых райо­нах Арктики. В 1821 г. Сенат издал Указ «О приведении в исполне­ние постановления о пределах плавания и о порядке приморских сношений вдоль берегов Восточной Сибири, Северо-Западной Америки и островов Алеутских, Курильских и проч.», согласно которому «право торговли, китовой и рыбной ловли и всякой промышленности на островах, в портах и заливах и вообще по всему северо-западному побережью Америки..., а также по ост­ровам Алеутским и по всем берегам Сибири предоставляется в пользование единственно российским подданным». Права Рос­сии на северные земли и прилегающие к ним моря отражаются в русско-шведских договорах 1806 и 1826 гг., русско-английских конвенциях 1824 и 1825 гг. Согласно Договору, заключенному между Россией и Североамериканскими Соединенными Штатами в Вашингтоне в 1867 г., об уступке Российских Североамерикан­ских колоний (чаще называемому русско-американской конвен­цией 1867 г.

Об уступке Аляски) обозначена граница, к востоку от которой все земли передавались Россией Соединенным Шта­там Америки, а к западу - оставались без изменения под сувере­нитетом России. Это и есть восточная граница российского арк­тического сектора. Договор предусматривает, что указанная гра­ница проходит через точку меридиана, отделяющего в Беринговом проливе «на равном расстоянии острова Крузенштерна или Игна- лукъ от острова Ратманова или Нунарбукъ, и направляется по пря­мой линии безгранично к северу, доколе она совсем не теряется въ Ледовитом океане (et remonte en ligne directe, sans limitation, vers le Nord jusqu"à ce qu"elle se perde dans la mer Glaciale) » (ст. I) Инструкция 1893 г. исходит из того, что под суверенитет Рос­сии подпадают все заливы, бухты, рейды «русского побережья Северного Ледовитого океана» и все Белое море к югу от линий, соединяющих входные мысы. Нотой российского МИД от 4 сен­тября 1916 г. земли и острова, открытые экспедицией Вилькиц- кого в 1913-1914 гг., объявляются включенными в территорию России; одновременно подтверждалась принадлежность России ранее открытых островов, которые «вместе с островами Новоси­бирскими, Врангеля и иными, расположенными близ азиатского побережья Империи... составляют продолжение к северу конти­нентального пространства Сибири» .

Советское законодательство об Арктике и, особенно, молчали­вое согласие с ним других государств, обеспечение его выполне­ния в течение десятилетий сыграло значительную роль в призна­нии на уровне международного обычного права действия наци­онального природоохранного законодательства СССР/России в пределах арктического сектора. В 1921 г. Советом Народных Комиссаров Советской России принят декрет «Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море». Декрет показал, в частности, что нет протестов со стороны боль­шинства государств мира против российских природоохранных мер в арктических морях. Декретом провозглашались исключи­тельные права РСФСР на эксплуатацию промысловых районов Северного Ледовитого океана, примыкающих к арктическому побережью страны. Декретом устанавливались меры по обеспе­чению его выполнения. В 1924 г. Наркоминдел СССР направил представительствам ряда государств меморандум, в котором кон­статировалось нарушение иностранцами суверенных прав СССР у северного побережья Сибири. При этом подтверждалась дей­ствительность упомянутой нотификации русского правительства от 20 сентября 1916 г. о принадлежности СССР заявленных аркти­ческих территорий; подчеркивалось, что территории, явившиеся объектом посягательств со стороны иностранных граждан, лежат «в водах, омывающих северное побережье Сибири» и «располо­жены к западу от линии, установленной в силу ст. I Вашингтонской конвенции между Россией и Соединенными Штатами Америки 1867 г.». Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926 с учетом упоминавшегося канадского законодательного опыта тер­риторией СССР объявлены «все, как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем, земли и острова, не составляющие к моменту опубликования настоящего постановления признанной правительством СССР территории каких-либо иностранных госу­дарств, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР до Северного полюса» в пределах между обо­значенными меридианами, проходящими через западную и вос­точную оконечности побережья страны. Это положение приме­нимо и к тем островам, скалам и т.д., которые могут возникнуть в будущем вследствие геологического развития Земли.

Тем не менее надо констатировать, что термину «земли и ост­рова», использованному в постановлении от 15.04.1926, пра­воведами придавалось разное значение. В обычном значении острова - это тоже земли. Состояла ли воля отечественного (и канадского) законодателя в том, чтобы к территории государ­ства отнести не только острова в пределах арктического сектора, но еще и земли подводные, подледные? Е. А. Коровин истолковал данное постановление.так: речь идет о суверенитете государства в пределах обозначенного арктического сектора над: а) островами; б) ледовыми пространствами; в) морскими пространствами, не спаянными льдом. Ранее толкование этого правового акта было предложено В. Л. Лахтиным, по мнению которого суверенитет каждого государства распространяется не только на наземные районы соответствующего арктического сектора, но такой суве­ренитет еще «может быть распространен на воздушное простран­ство над ним». В международно-правовой литературе предложено, в порядке обобщения, что под термином «земля», используемом в канадском и отечественном законодательстве об арктических секторах, следует понимать не «ледяные глыбы», не воздушное пространство, а только подледные и подводные земли (т.е. в том числе и континентальный шельф) в пределах обозначенного полярного сектора. Термину «острова» в этом законодательстве придается обычное значение.

Западный меридиан, предусмотренный постановлением от 15.04.1926, огибает район действия Договора о Шпицбергене 1920 г.: в ноте полпреда СССР в Норвегии, адресованной премьер- министру иностранных дел Норвегии от 6 мая 1926 г., отмечено: «Само собой разумеется, в соответствии с тем, что мое Правитель­ство ранее признало суверенитет Норвегии над Шпицбергеном, прилагаемое Постановление ни в коей мере не касается никакой части архипелага Шпицберген».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28.02.1984 № 10864-Х «Об экономической зоне СССР» было объявлено об уста­новлении вдоль всего побережья страны, в том числе арктического, 200-мильной исключительной экономической зоны. В пределах этой зоны компетентные органы страны правомочны устанавливать при­менительно к покрытым льдами районам меры по предотвращению загрязнения. Документ предусматривает также условия и порядок установления «особых районов» в этой зоне (где принимаются спе­циальные меры для предотвращения загрязнения с судов); в част­ности, право осуществлять необходимые проверочные действия - затребовать информацию о судне, произвести его осмотр, возбудить разбирательство, задержать судно-нарушитель. Однако, поскольку исходные линии вдоль арктического побережья СССР на тот период обозначены не были, не вполне ясно было, где проходят внешние границы этой 200-мильной зоны в Северном Ледовитом океане.

Права прибрежных к Северному Ледовитому океану государств исполнять национальное законодательство в пределах соответ­ствующего арктического сектора обосновывали В. Н. Дурденев- ский, Е. Б. Пушуканис, С. А. Вышнепольский, Г. М. Гуслицер и др. Обобщая доктринальные обоснования прав арктического государства в своем полярном секторе, В. Н. Кулебякин пишет: «По многочисленному признанию юристов-международников, Северный Ледовитый океан и его окраинные моря совершенно отличаются от других океанов и морей и представляют собой специфический случай с уникальными особенностями с точки зрения правового регулирования. Главная особенность, которая отличает Северный Ледовитый океан от других океанов, заключа­ется в том, что его территория, за исключением лишь некоторых районов, постоянно либо большую часть года покрыта льдами. Именно комплекс исторических, экономических, политических, географических, экологических и других факторов позволяет сделать вывод, что арктические морские пространства не могут рассматриваться под тем же углом зрения, что и морские про­странства вообще» . Из этого же подхода следует, что «аркти­ческие государства должны и могут принимать соответствую­щие законодательные акты, касающиеся режима своего аркти­ческого сектора без санкций других государств, руководствуясь суверенитетом и другими важнейшими международно-право­выми принципами» .

Еще по теме 8.2. Полярные сектора арктических государств как объект международного обычного права:

  1. 8.4. Права арктических государств на недра дна Северного Ледовитого океана
  2. § 1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки. § 2. Предмет и методология теории государства и права. § 3. Место теории государства и права в системе юридических наук. § 4. Теория государства и права как учебная дисциплина.
  3. § 1. Иммунитет государства как принцип международного права
  4. § 7. Федеративные государства как субъекты международного права
  5. 1.6. Государство как субъект международного частного права
  6. СУВЕРЕННЫЕ ГОСУДАРСТВА И НАРОДЫ (НАЦИИ) КАК СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
  7. 4.5. Правовое положение государства как субъекта международного частного права
  8. 4.7.Правовое положение государства как субъекта международного частного права

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право -

В августе 2015 года Российская Федерация подала в ООН новый вариант заявки на расширение границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. На этом основании страна может расширить ареал своего экономического приоритета над дополнительными акваториями и природными ресурсами их недр.

Константин Ранкс

Однако вместе с Россией на «дополнительные» районы Северного Ледовитого океана претендуют и другие страны. Еще в декабре 2014 года заявку на расширение внешней границы шельфовой зоны подала Дания. Есть претензии у Канады, США, Норвегии и даже у стран, которые к берегам Ледовитого океана не выходят.

Север становится вожделенным призом, который может и принести огромные богатства, и осложнить жизнь новыми проблемами. При этом сама Арктика меняется столь стремительно, что планы и идеи, актуальные еще несколько лет назад, на глазах становятся бессмысленными. Поэтому прежде всего она нуждается в изучении и понимании.


Свои границы, континентальные шельфы, исключительные экономические зоны в Арктике имеют восемь государств: Россия, Канада, США, Норвегия, Дания, Финляндия, Швеция, Исландия. Около 83 млрд баррелей (10 млрд т) сырой нефти — в основном близ побережья Аляски. Около 1550 млрд кубометров природного газа — в основном вдоль российской границы. Около 780 млрд тонн каменного угля, в том числе более 81 млрд тонн коксующегося угля.

Арктика: начало

Парадокс в том, что нет даже единого мнения, где именно начинаются границы арктической зоны. Казалось бы, логично считать такой границей Северный полярный круг, то есть 66-ю параллель. Однако она проходит по самому северу Европы, зато южная часть Гренландии, две трети Аляски и почти вся Чукотка расположены южнее нее и, получается, по этому критерию Арктикой считаться не могут.

Поэтому в 1950-х годах появилось предложение считать южной границей Арктики 60-ю северную параллель. Она проходит через Магадан, по югу Аляски, касается самой южной части Гренландии… Однако в Европе на этой параллели в ряд устроились такие города, как Берген, Осло, Стокгольм, Хельсинки, Санкт-Петербург… вряд ли их можно назвать полярными. Но если широтность не может считаться однозначным признаком принадлежности к арктической зоне, нам нужны дополнительные критерии, и один из них — средняя температура июля.


В Арктике температурный режим имеет особенное значение — так, низкие температуры ограничивают зону выращивания злаков и возможность вести привычное сельское хозяйство. Именно поэтому ряд американских и европейских ученых в те же 1950-е отнесли к Арктике почти треть Норвегии, Финляндии, Карелию, регионы вокруг Гудзонова залива в Канаде и большую часть Сибири. Однако июльская изотерма в +10°C извивается весьма прихотливо — в Тихом океане она огромным пузырем выдавливается на юг, вплоть до Алеутских островов.

Известны предложения по проведению границы Арктики по южному переходу тундры в лесотундру и тайгу — сегодня это несложно сделать, имея на руках снимки из космоса. Граница может учитывать и другие факторы: освещенность, погодный дискомфорт и т. п. — и вопрос о ней совсем не праздный. Он напрямую связан с оформлением льгот и надбавок, связанных с работой в особо сложных условиях, которые приняты у всех северных стран. В результате разные государства используют собственные критерии для проведения границ Арктики. Например, в России учитывается связь с Северным морским путем. Берег Ледовитого океана, без сомнения, уже Арктика.


Тревожные берега

Береговая линия Северного Ледовитого океана сформировалась, по геологическим масштабам, буквально «вчера». Этот океан — самый молодой на планете. Существует мнение, что его вообще можно считать продолжением Атлантического. Грандиозный Срединно-Атлантический хребет, начинаясь еще у Антарктиды, тянется прямо в Арктику, где разбивается на отдельные «ответвления», такие как хребет Гаккеля.

Ледовитый океан выделяется еще и тем, что имеет самую большую площадь шельфа: глубины до 200 м занимают не менее 40% всей его площади. Со стороны Евразии он изрезан затопленными долинами рек — начиная от Северной Двины и Печоры на западе до Индигирки и Колымы на востоке, — которые уходят на глубину почти до 100 м. Видимо, в прошлом уровень Ледовитого океана был гораздо ниже, чем сейчас. Считается, что 5 млн лет назад он был мельче на целых 300 м, после чего резко набрал уровень и снова спадал уже позднее, около 11−12 тысяч лет назад, на 130 м.

Поэтому и многие низинные берега, и мелководье Ледовитого океана — это участки тундры, затопленные уже на веку человечества. Они сложены многолетнемерзлыми породами и отличаются крайней нестабильностью: чувствительны и к механическим воздействиям, и к изменению температурного режима. Их перспектива — таяние, которое будет сопровождаться активным выделением газов, в первую очередь метана.


Наследие ледниковья

Метан будет выделяться в основном при разрушении газогидратов — комплексов метана и воды. Они накапливались многие века в ходе медленного разложения органики на большой и холодной глубине, где давление превышает 25 атм., а температура не забирается выше нуля. После того как дно поднялось, какое-то время они еще сохраняли стабильность, но нагревание рано или поздно приводит к их распаду. Поэтому сегодня устойчивость берегов и прибрежных зон Ледовитого океана оказывается под большим вопросом.

Несколько лет назад выделения метана были замечены на дне Восточно-Сибирского шельфа. Исследования показали, что залегающие там газогидраты пребывают в «пограничном состоянии». Достаточно придонной воде нагреться менее чем на градус, как метан начнет выделяться в атмосферу гораздо интенсивнее. А ведь его «парниковый потенциал» оценивается в десятки раз выше, чем у углекислого газа.

По счастью, есть у Арктики и другие берега — надежные, скальные массивы — берега Скандинавии и Кольского полуострова, Таймыра и Чукотки, острова Канады и Гренландия… Ну а самым противоречивым местом севера можно назвать Исландию, страну льда и огня, единственный крупный остров, через который проходит рифтовый хребет и который находится на двух тектонических плитах.


Сокровища севера

Сколько же в Арктике полезных ресурсов — например, углеводородов? Точных цифр нет ни у кого, и разброс в оценках значителен. Например, американские геологи предполагают, что за Полярным кругом (включая запасы шельфа и сухопутных месторождений) находится примерно 400 млрд баррелей нефтяного эквивалента, или 20% всех технически извлекаемых запасов.

Однако эти ресурсы арктической зоны распределены неравномерно. У берегов Аляски больше нефти, а вот у России — львиная доля северных запасов природного газа. Неудивительно, что мировым лидером в области добычи нефти на арктическом шельфе (в море Бофорта) являются США, а Россия только начала работы в Печорском море, на месторождении Приразломное. Зато на суше, в приполярной зоне Западной Сибири, успешно добываются и нефть, и газ — здесь вообще сосредоточено около 90% всей добычи природного газа в России и порядка 80% - нефти.

Кроме углеводородов, на шельфе (особенно в руслах затопленных долин древних рек) возможны обширные залежи твердых полезных ископаемых, включая такие вожделенные, как алмазы и золото. Вопрос в том, где территориально находятся эти месторождения, то есть кто и на каких основаниях может вести их разведку и разработку.


Трудности определений

Правовая принадлежность полезных ископаемых арктического шельфа определяется рядом международных конвенций. Согласно статье 76 Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра, простирающиеся за пределы его территориальных вод «на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка».

Почти строго геологическое определение, входящее в юридический документ, раскрывается пунктами 4−6 этой статьи, в которых описывается порядок установления подводной границы материков. Ключевыми являются измерения глубин, которые позволяют определить угол наклона и толщину материкового плато, уходящего к океанскому дну. Для проведения где-то новой границы мы должны доказать, что слой осадочных пород здесь, не прерываясь, связывается с нашим материком и что толщина его составляет не меньше 1% от расстояния до подножия склона.


Для получения детальных геологических данных требуются сложные исследования, включающие эхолокацию, подводное сейсмоакустическое профилирование, донный пробоотбор, опорное бурение… Именно нехватка таких данных и послужила раньше, в 2001 году, основанием для отвода первой российской заявки на изменение границ ее шельфа. Однако в нынешнем году ученые считают, что строгих доказательств собрано уже достаточно.

Подводный приз

Основные аргументы России заключаются в том, что хребты Ломоносова и Менделеева, равно как и поднятие Альфа и Чукотское, являются останками древней континентальной коры и имеют прямое «родство» с прилегающим шельфом. Но какой суше эти хребты роднее? Датчане и канадцы полагают, что хребет Ломоносова связан, скорее, с Гренландией (датчане) и Землей Элсмира (канадцы). Остается открытым и вопрос о наличии в нем крупных разломов — ведь границы шельфа прибрежных стран могут быть проведены только до них.

Впрочем, даже если доводы России будут приняты, это еще не означает конца игры. ООН не проводит границы: если специальная комиссия решит, что все доказательства российская сторона собрала и правильно оформила, она даст рекомендацию на проведение переговоров с соседними странами, которых также касается данный вопрос. Не исключено, что длиться они будут еще очень долго. Впрочем, сегодняшние конкуренты могут и пойти на неожиданные соглашения и альянсы: уж слишком много находится «посторонних», желающих прийти в Арктику.


В центральной части Ледовитого океана расположены глубоководные котловины, которые в принципе не могут оказаться в чьей-либо экономической зоне. Самые крупные из них — Канадская котловина, а также котловины Нансена, Амуденсена и Макарова, где глубины могут превышать 5 км. Здесь могут спокойно оперировать не только страны, имеющие выход к арктическому побережью, но и вообще кто угодно. Не случайно большую научно-исследовательскую работу разворачивает Китай, который приобрел ледокол и проводит собственные полярные экспедиции.

Цена шельфа

В том, что «надо идти на шельф», еще несколько лет назад не сомневался никто. Нефтяная сокровищница возбуждала умы не только северных стран — даже Индия, Китай, Япония, Корея и Сингапур грезили хотя бы субподрядным участием в неминуемом разделе «арктического пирога». Однако падение цен на нефть в 2014 году несколько охладило горячие головы.


«Технически извлекаемые» запасы — не значит коммерчески выгодные. При себестоимости нефти выше определенного уровня ее добыча становится просто нерентабельной. Если грунты морского дна слабые, газонасыщенные, а регион сейсмический, то себестоимость разработки такого месторождения взлетит просто до небес. Поэтому береговые месторождения выглядят не намного более надежным бизнесом. Пример такого удачного места — полуостров Ямал, который внедряется в Карское море и служит природной платформой для добычи газа.

Кстати, есть в этом регионе еще один малоизвестный резерв углеводородов — Баженовская свита. Это пачка древних отложений мощностью от 20 до 60 м, сформировавшихся на грани юрского периода, и это самые большие в мире запасы «сланцевой нефти». Известна Баженовская свита с конца 1960-х, хотя интереса долгое время не вызывала: вокруг было достаточно традиционных месторождений. Однако сланцевый бум в США заставил и Россию внимательнее отнестись к своим запасам, тем более расположенным так удачно, на уже освоенных территориях со всей необходимой инфраструктурой.


Прочие ценности

Освоение Арктики не обязательно связано с погоней за нефтью. Для некоторых стран север — это новый шанс снизить свою зависимость от углеводородов. Ведь здесь сосредоточены грандиозные запасы металлических руд — черных, цветных, редких, редкоземельных и драгоценных. Индий и платина, палладий и ниобий, хром, марганец, рений, вольфрам, молибден, литий, никель, медь — современным технологиям нужна вся таблица Менделеева, и в горах Приполярья все это есть. Исторически освоение полярных богатств началось в Северной Европе. Еще в середине XVII века на севере Швеции была обнаружена железная руда высочайшего качества. В конце XVII века горняки дошли и до Кольского полуострова, где начали добывать медную руду и серебро. А в 1868 году в долине реки Ивалойоки в Лапландии обнаружилось золото. Это дало старт «золотой лихорадке», за время которой сформировались традиции финских старателей. Именно они были в числе пионеров, которые несколько десятилетий спустя отправились на Клондайк.

Об огромных минеральных богатствах Кольского полуострова, Таймыра, Восточной Сибири российские геологи заговорили еще в начале ХХ века. Николай Урванцев, отправленный в устье Енисея искать месторождения угля, обнаружил платину, никель, медь — роскошный Норильский комплекс месторождений. В 1920-х Александр Ферсман открыл богатейшие залежи медно-никелевых руд и апатитов Кольского полуострова. Экспедиции Юрия Билибина и Валентина Цареградского подарили стране золото Колымы.


Совершенно уникальна группа месторождений Томтор восточнее Таймыра. Открытый еще в 1959 году массив долгое время не вызывал особого интереса, пока — в самом конце 1980-х — не стало ясно, что он скрывает настоящее богатство. Нибоий, иттрий, скандий, лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий, титан — Томтор стоит в ряду крупнейших рудоносных провинций мира.

Понемногу раскрывается и огромная кладовая Гренландии. Уже сегодня на острове эксплуатируются месторождения свинцово-цинковых руд Марморилийка, где залегает 10% всех мировых запасов этих металлов. Здесь добывают уран, хром, готовятся к разработке молибдена… Арктика — это огромные запасы ископаемых, которые могут сыграть ключевую роль в развитии экономики нового типа и избавлении человечества от «нефтяной зависимости». Если, конечно, природа даст нам время.


Теплое будущее

Арктика играет огромную роль в нашей жизни, даже если сами мы этого не замечаем. В определенной степени это «кухня погоды»: взаимодействуя с воздушными потоками из субтропических широт, она формирует климат всего умеренного пояса. Именно отсюда с завидным постоянством спускаются на юг гигантские ледники, сметая все на своем пути…

При этом Арктика остается удивительно уязвимой. Изменение температуры всего на один-два градуса меняет здесь всё. В полярных областях «плюс-минус один» — это сохранение или исчезновение снега, льда, мерзлоты. Это жизнь или гибель для многих видов растений и животных, адаптированных эволюцией к обитанию на холоде. Природа Арктики крайне хрупка, связи ее экосистем сложны и плохо предсказуемы. Арктика во многом еще остается Terra Incognita. Где еще можно до сих пор совершать классические географические открытия? А ведь не далее как летом 2015 года российская экспедиция к архипелагам Земли Франца-Иосифа и Новой Земли обнаружили девять островов размерами до 2 км, которых не было на самых современных картах, а один ранее известный залив оказался проливом… Похоже, мы еще долго будем корректировать карты севера и еще дольше — наносить значки новых месторождений полезных ископаемых.

Арктика - северная полярная область Земли. Включает окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, за исключением прибрежных островов Норвегии, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. С Арктикой "граничат" пять стран: Россия, Канада, США, Норвегия и Дания.

Арктическая зона - сухопутные и морские арктические владения России.

Российские владения в Арктике - полярная область Земли в пределах границ России, примыкающая к Северному полюсу и включающая северное побережье Евразии, Северный Ледовитый океан с островами и часть Тихого океана, омывающую Чукотку.

Современные границы российской Арктики определены указом президента РФ Владимира Путина от 2 мая 2014 года "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации", согласно которому российская часть Арктики включает Мурманскую, Архангельскую области; Республики Коми и Якутия; Красноярский край; Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, а также "земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, и некоторые улусы Якутии, которые были объявлены территорией СССР постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года. 27 июня 2017 года вступил в силу указ президента РФ "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации", в соответствии с которым Арктическая зона была дополнена тремя муниципальными районами Республики Карелия.

Международного договора, определяющего правовой статус Арктики, не существует. Правовой статус арктических территорий регулируется нормами международного права, национальным законодательством приарктических государств и двусторонними соглашениями. Согласно Конвенции ООН по морскому праву, за каждой из стран закреплено право подать заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа и расширить свои территории на расстояние до 200 морских миль (370,4 км) от побережья и за этими пределами.

Россия подавала заявки на расширение своего арктического шельфа в 2001 и 2015 годах, проведя дополнительные исследования. Изучение заявки началось в августе 2016 года, и решение, как ожидается, будет принято в течение двух-четырех лет. В 2013 году заявку на расширение шельфа в Атлантическом океане подала Канада, одновременно сообщив, что позднее заявит о претензиях на часть морского дна за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны в Северном Ледовитом океане. Ряд заявок подала Дания, последнюю - в 2014 году.

Континентальный шельф - морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Арктический шельф - российская часть континентального шельфа, который находится в Арктике.

Северный морской путь (СМП) - судоходный маршрут в российской Арктике. До начала XX века назывался Северо-Восточный проход. В официальных российских документах определен как "исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация РФ". Проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек. Длина СМП от пролива Карские Ворота до бухты Провидения - 5,6 тыс. км. Маршрут через СМП почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток: так, от Санкт-Петербурга до Владивостока через Суэцкий канал - 23 тыс. 200 км, а по СМП - 14 тыс. 280 км. Продолжительность навигации составляет два-четыре месяца, использование ледоколов позволяет продлить этот период.

Загрузка...