Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Проект на тему рифма. П. Речевая разминка

Тема урока : Урок-проект «Рифма».

Цель : сформулировать представление о рифме.

Познакомить с понятием рифма

Научить подбирать рифмы к словам

Развивать речь учащихся; обогащать речь учащихся; обогащать словарный запас

Воспитывать уважение к друзьям, коллективизм.

Планируемые результаты:

Регулятивные: нацеливаться на успешную деятельность, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания, принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения, уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу и цель, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию, проявлять активности в коллективной деятельности и внимание к суждениям товарищей, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы, анализировать результаты исследования, обосновывать выбор.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, применять правила делового сотрудничества, оценивать собственную и коллективную деятельность, формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

    Организационный момент

П. Речевая разминка

Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг!.. Прекрасный цветок гвоздики, как прекрасный огонек, горит в цветнике. Что вы почувствовали? Вам захотелось показать его кому-то? Позовите с нужной интонацией своих друзей.

Прочитайте об этом стихотворение:

Погляди-ка, погляди-ка!

Что за красный огонек?

Это тонкая гвоздика

Жаркий празднует денек.

(Е.Серова)

Прочитаем это стихотворение выразительно.

Ш. Введение в тему занятия. Знакомство с особенностями стихотворной речи.

Прочитайте текст:

Жаркий летний день. Красные махровые гвоздики, как огоньки, горят среди других цветков.

Сравните два текста. Что в них общего? (Оба – о гвоздике)

Правильно. У них общая тема: описание гвоздики. Эти тексты близки по содержанию.

Чем отличаются тексты? (Один – стихи, второй – проза)

Чем же отличается стихотворная речь от прозаической? (Созвучием строк).

Как называется такое созвучие, кто догадался? (Рифмой)

Какие слова рифмовались в стихотворении? (погляди-ка и гвоздика; огонек – денек)

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, какая тема урока, чем будем заниматься?

Итак, стихи от прозы отличаются рифмой. А еще чем?

Сделайте вывод, что еще есть в стихотворении? (Ритм)

Какое из описаний гвоздики выразительнее, ярче, в каком более отчетливо выражены чувства, настроение, отношение к цветку? (В стихотворении)

Чем же еще отличается стихотворная речь от прозаической?

И, наконец, последнее. В каком из описаний более подробно говорится о летнем дне и о цветке гвоздики? (В прозаическом тексте)

Чем же еще отличается стихотворный текст от прозаического? (Краткостью, точностью).

Обобщим сказанное. Перечислите отличительные признаки стихотворной речи.

IV . Работа по учебнику Канакиной 2 класс с. 8-9

Прочитайте название проекта. (Рифма)

С древних времен люди, сочиняя пословицы, загадки, скороговорки, пытались украсить эти произведения устного народного творчества, рифмуя концы строк.

Чтобы сочинять стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь подбирать выразительные слова. Но самое главное – надо уметь рифмовать.

Что такое рифма?

Для чего нужны рифмы?

Прочитаем определение в учебнике.

V . РАБОТА В ГРУППАХ

- Выполним упражнение 1.

Прочитаем стихотворение.

Как вы поняли значение слова рифмовать?

В группах поработайте и выпишите рифмующиеся слова из данного упражнения.

- Выполним упражнение 2, 3

Исследуйте эти скороговорки и попробуйте использовать результаты исследования в упражнении 3.

Проверим результаты ваших исследований

(К доске выходят по 1 человеку от каждой группы и читают свои варианты рифмовок)

VI . Физкультминутка

На болоте жабы жили

И друг с другом так дружили!

Прыгали они по кочкам,

Спали вместе темной ночкой.

А проснувшись поутру,

Начинали вновь игру:

Сесть и встать,

И два прыжка…

Вместе весело всегда.

(Е.Гайтерова)

VII . Продолжение работы по теме урока.

Упражнение 1

Игра «Доскажи словечко»

Слон шагает по дороге,

Вот так хобот!

Вот так ноги!

Под слоном прогнулся мост.

У слона огромный … (рост)

До чего красив павлин!

У него порок один:

Вся павлинья красота

Начинается с … (хвоста)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза.

Кто же это?... (стрекоза)

Упражнение 2

Игра «Сочини последнюю строчку и сравни с авторской»

Раздаются карточки, где отсутствует последняя строчка.

Карточка 1

Снегирек

Сел на ветку снегирек.

Брызнул дождик – он промок,

Ветерок, подуй слегка,

(Обсуши нам снегирька)

- Обсудите с группах концовку. Прочитайте начало стихотворения. О чем можно сказать в последней строке?

К какому слову надо подобрать рифму? Закончите стихотворение. Сравните с тем, как закончил автор.

Карточка 2

Скучный дождь

Надоело, надоело –

Смотришь в небо, солнца ждешь,

А на землю то и дело

(Сыплет скучный серый дождь)

VIII. Подготовка к выполнению проекта

Какой проект мы должны сегодня с вами выполнять?

Прочитайте задания в учебнике 4, 5, 6 страница 9.

Распределите работу в группах. Определите, кто будет создавать рифмованные строки, кто будет редактором текстов, кто будет выполнять иллюстрации.

Назначьте срок, к которому будут готовы все работы.

1Х. Подведение итогов

Выделите ценности сегодняшнего урока. Нужен ли нам такой урок? Что понравилось? Чему научились? Что узнали нового? Какие сделали открытия?

Чем отличается стихотворная речь от прозаической?

Х. Домашнее задание

Мы с вами встретимся через 10 дней.

Подготовьте презентации составленных словариков и поэтических строк. Проиллюстрируйте свои работы. Индивидуальные работы тоже принимаются.

Проект

по русскому языку

на тему:

РИФМА

Выполнила ученица

4 класса

Салимжанова Галия.

Что такое рифма?

Какие виды рифм бывают?

Как научиться подбирать рифму?

Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк.

Перекрестная рифма

АБАБ

Смежная рифма

ААББ

Опоясывающая рифма

АББА

Я одноухая старуха,

Растет она вниз головою ,

Любовь и дружество до вас

Я прыгаю по полотну,

Не летом растет, а зимою.

Дойдут сквозь мрачные затворы,

И нитку длинную из уха,

Но солнце ее припечет-

Как в эти каторжные норы

Как паутину, я тяну .

Заплачет она и умрет .

Доходит мой свободный глас .

Виды рифм

Перекрёстная рифма

Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно;
В роковом его просторе
Много бед погребено.

Смежная рифма

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух... Там Русью пахнет!

Опоясывающая рифма

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

История стихосложения.

Рифмованные стихи появились в 18 веке. Античная поэзия не знала рифмы. Даже Шекспир в своих трагедиях не использовал ее. Я думала, что стихи написать легко: всего лишь надо расположить слова столбиком. Оказалось, что это вовсе не так. Чтобы рифма ощущалась как рифма, необходимо, чтобы рифмующиеся слова имели сходство по звуку, и различие (по смыслу). К этому выводу я пришла, сравнив рифмованные и нерифмованные тексты.

Буриме

Буриме (от франц. bout – конец, rime - рифма) – это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы. Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными . Главное требование к будущему стихотворению: здравый смысл и юмор.

На полянку вышел зайка .
Видит – там синичек
стайка .
Он открыл свою
шкатулку ,
Дал синицам с маком
булку .

В стихах важна рифма.

Ее надо научиться подбирать.

Вам поможет Буриме. Играйте

Вместе дома везде!

…соседа

…людоеда

…людоед

…обед

…не худо

…блюдо

В зоопарке бегемот

Проглотил ежа. И вот…

Ищут бедные ежа

…у него болит живот,

Плачет бедный бегемот.

А теперь поиграем

Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются

А) Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли.

Б) Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык.

В) Беседа, позови, припев, приезд, доев, Китай, о любви, покатай.

Я называю первую строчку, а вы сочиняете вторую.

Служил Гаврила педагогом...

Репортер, дворник, инженер, учитель, депутат, акробат.

Какие слова не подходят и почему?

Рифмовки-чистоговорки

Можно прямо “на ходу” придумывать рифмовки-чистоговорки. Они помогают почувствовать ритм стиха.
- Ча-ча-ча, мы были у…
- Жа-жа-жа, нашли в лесу …
- От-от-от, мурлычет рыжий…
- Иб-иб-иб, в лесочке вырос…

Советы начинающим поэтам

1.Возьми стихотворение детского поэта.

2.Найди рифму.

3.Определи ее вид (перекрестная, смежная, опоясывающая).

4.Попробуй сочинить свое стихотворение на эту же тему.

Рифма - это созвучие концов стихотворных строк.

1. Прочитайте стихотворение. Какие слова в нём рифмуются?

Теперь, -
Сказал мне человек, -
Пора и нам сыграть.
Я буду
Доставать слова,
Ты должен рифмовать .

Достал он слово кочка ,
А я ответил: бочка ,
И строчка , и сорочка ,
И сразу два листочка ,
И на прощанье - точка ...

Д. Чиарди

Сыграть - рифмовать,
кочка - бочка - строчка - сорочка - листочка - точка.

2. Исследуйте, есть ли рифмующиеся слова в скороговорках.

Тучки-овечки пьют воду из речки.
Течёт речка, печёт печка.

Рифмующиеся слова: тучки-овечки - речки,
течёт - печёт, речка - печка.

  • Объясните, как записать скороговорки так, как мы записываем стихотворный текст.

Тучки-овечки
пьют воду из речки.

Течёт речка,
печёт печка.

3. Подберите рифмующееся слово и закончите предложение.

Жук увидел одуванчик
И присел, как на диванчик .

4. Сочините стихи на заданные рифмы. Можно придумать смешные, забавные двустишия.
курочка - дудочка, подружка - ватрушка, птичка - спичка.

Беспокойно квохчет курочка -
Заиграла рядом дудочка .

Хвасталась моя подружка -
У неё была ватрушка .

Уронила прутик -
Оказалось это .

5. Прочитайте начала стихотворений. Попытайтесь продолжить 1 - 2 из них. Подбирайте слова так, чтобы выразить свою мысль и соблюсти ритм и рифму.

Дождик вылился из тучки,
Намочил ребятам брючки.

"Здесь хорошее местечко," -
Запищали мыши в печке.

6. Составь словарик собственных рифм к любому из данных слов.

точный - прочный - восточный - полуночный
погремушка - игрушка - деревушка - частушка
ночка - дочка - точка - цепочка - строчка
белочка - девочка - тарелочка - стрелочка
птичка - синичка - спичка - страничка
книжка - стрижка - мальчишка - братишка

Птичка - синичка

МКОУ ООШ №13 п.Штурм





Ученик 2 класса

Устинов Арсений

МКОУ ООШ № 13

Руководитель проекта:

Щекотихина С.А.

2016 год.


1. Цели и задачи проекта….3

2. Рифма – это…4

3. Способы рифмовки…5,6

4. Самостоятельное задание…7

5. Заключительная часть…8

Формирование понятия о рифме;

Развитие творческого потенциала;

Формирование интереса к проделанной работе;

Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности.

Познакомить ребенка с разными видами рифм;

Научить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой, современными источниками информации;

Дать родителям и детям возможность продемонстрировать результаты своей совместной деятельности;

Совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков.


Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк.

Еще в древности люди сочиняли рифмы и складывали стихи. На стихи сочиняли песни.

Например:

Магазин – апельсин

Снежок – бережок

Витрина – чернила0

Пирожок – творожок

Пирог – творог.

Вот, что у меня получилось:

***

Мама купила творог

И испекла пирог.

***

Мама просит апельсин

Пришлось бежать в магазин.

***

Вижу витрина

В ней черные чернила.

***

Я забыла про пирог

Купила себе пирожок.


Рифмовка – порядок чередования рифм в стихе, их взаимное расположение.

Способы рифмовки:

1. Смежная или парная рифмовка (схема: ААBB),

первая строка рифмуется со второй, третья – с четвёртой.

Там ступа с Бабою Яг ой

Идёт, бредёт сама соб ой ;

Там царь Кащей над златом ч ахнет ;

Там русский дух…Там Русью п ахнет !

(А.С.Пушкин)

2. Перекрёстная рифмовка (схема: АBАB),

первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвёртой.


У лукоморья дуб зел ёный ;
Златая цепь на дубе т
ом :
И днём и ночью кот уч
ёный
Всё ходит по цепи круг
ом


(А.С.Пушкин)

3. Опоясывающая (кольцевая) рифмовка (схема: АBBА),

первая рифмуется с четвёртой, вторая – с третьей.

И там я бал, и мёд я п ил ;

У моря видел дуб зел ёный ;

Под ним сидел и кот уч ёный

Свои мне сказки говор ил .


(А.С.Пушкин)

4. Холостая рифмовка (схема: АВСВ),

первая и третья строки не рифмуются, вторая и четвёртая –

рифмуются.



Травка зелене ет ,
Солнышко блест
ит ,
Ласточка с весн
ою
В сени к нам лет
ит .


(А. Плещеев)


Необходимо подобрать рифмующееся слово и закончить предложение

1. Михаил играл в футбол

И забил в ворота гол ..

2. Сшил себе котёнок тапки,

Чтоб зимой не мёрзли лапки .

3. В нашем доме на окошке

Сидят серенькие кошки .

4. Мишка плачет и ревёт:

Благодаря проекту: «РИФМА» , я:

Смог понять, что такое рифма;

Смог показать на примере какие бывают способы рифмовки;

Узнал много нового и интересного.

Загрузка...