Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Буддизм четки на какой руке носить. Четки. Кладезь энергии и незаменимый помощник в практике

На протяжении нескольких тысячелетий четки являются одним из обязательных атрибутов в буддизме и ряде иных индокитайских религий. Их можно сравнить с христианским крестом. Беря свое начало в Северной Индии, четки попали на Ближний Восток, а после того, как о них стало известно в Европе, они получили дальнейшее распространение по всему миру. Однако только буддизм вкладывает в четки особенный смысл. Для буддиста это не только предмет религиозной атрибутики – настоящие буддийские четки 108 бусин названы так по числу бусинок, соответствующих количеству мантр, которые буддист произносит во время медитации.

Какое предназначение имеют четки 108 бусин для мантр

Четки существуют на протяжении тысячелетий, являются религиозным атрибутом различных практикующих йогов. Их нельзя отнести к какой-то конкретной духовной традиции. Для европейцев и иных людей Запада четки являются своеобразными бусами, нанизанными на прочную нить. В принципе это действительно так. Джапа-мала – это 108 бусин, надетых на нить, оба конца которой соединены еще одной – 109 бусиной. Буддисты считают, что четки хранят энергию, приходящую через практики медитации и пение мантр. Нить символизирует внутренний стержень, бусины – видимую составляющую мира.

С самого рождения в мозг человека поступает извне огромное количество информации. Причем большая ее часть не несет никакой полезности. Средства массовой информации редко выдают хорошие и добрые новости, общение с другими людьми тоже не всегда идет нам на пользу. Засоренному ненужными данными сознанию человека требуется очищение. И с этой задачей как нельзя лучше может справиться медитация с использованием буддийских четок 108 бусин.

Более глубокое погружение в состояние медитативного транса позволяет извлечь из тайников подсознания большее количество ненужной информации. Но эта работа требует максимального терпения и усердия, именно поэтому во время медитации так важно отсчитывать произносимые мантры. При помощи четок 108 бусин практик легче может настроиться на нужную волну, не отвлекаться на посторонние явления, осознаннее подходить к молитве. Однако, помощь в отсчитывании мантр – хоть и основное, но вовсе не единственное предназначение четок:

    Концентрация и внимание. Во время медитации необходимо полностью погрузиться в собственное подсознание, не отвлекаясь на происходящее вовне. А перебирание 108 бусин четок позволяет намного проще сконцентрировать внимание на пении мантр.

    Контроль над телом и сознанием. Человек, только начинающий свой путь в буддийскую религию, медитируя, непроизвольно хочет трогать окружающие его предметы. При помощи четок легко избежать этого соблазна, поскольку пальцы изначально заняты бусинами.

    Осязание. Кончики наших пальцев содержат огромное количество нервных окончаний, которые практически напрямую связаны с мозгом. Размеренно и монотонно перебирая бусины, можно снимать стресс, успокаиваться, расслабляться и восстанавливать баланс нервной системы.

    Накопление энергии. Всякий раз, перебирая 108 бусин буддийских четок во время медитации, практик передает им свою позитивную энергию. Природные материалы, из которых сделаны джапа-малы, накапливают полученную энергию и при последующих медитациях возвращают ее своему обладателю.

    Лечебные функции. Являясь своеобразными аккумуляторами энергии, четки способны делиться ею в тяжелые моменты жизни их владельца – во время телесных или душевных недугов, при упадке сил или полосе неудач.

    Отсчитывание ритма. Для пропевания некоторых мантр необходим особый ритм, отсчитывать который проще при помощи бусин.

Истинные приверженцы буддийского Учения чтут четки как настоящую реликвию. Недаром малы великих Учителей замуровывали в фундаменты храмов или размещали на алтарях – ведь они являются хранителями огромного потока позитивной энергии, света и благости. Перебирание 108 бусин четок приближает практиков к священной цели – нахождению своего предназначения, очищению души и разума от ненужных вещей, восхождению на следующую ступень саморазвития, приближению к просветлению.

Что означают 108 бусин в буддийских четках? В действительности вопрос о количестве бусин в буддийских четках неоднозначен и напрямую зависит от религиозного ответвления, которому следует практик. Традиционные буддийский четки состоят либо из 108 бусин, либо из кратного им числа бусин – 54, 36, 27, 9. Для буддистов 108 является сакральным числом, состоящим из умноженных между собой 12 и 9. Легенда гласит, что это число свидетельствует о многомерности мира, и сам Будда назвал его священным.

Существуют различные объяснения того, что буддийские четки состоят из 108 бусин (в действительности есть еще одна – 109-я бусина, однако она считается бусиной Бога или «нулевой» и скрепляет четки). Основная версия гласит, что число 108 образуется путем перемножения 9 (планет) на 12 (домов). На Западе 12 домам соответствуют 12 знаков зодиака. По другим версиям буддийской религии:

    у Бога есть 108 главных Имен;

    буддисты насчитывают 108 греховных желаний – танха – отягощающих карму;

    108 раз ударяют в колокола на буддийских храмах, так же как и в японском храме Зэн в канун Нового года;

    сборник высказываний Будды состоит из 108 томов;

    108 цилиндров окружают ступу Бодхнатх в Катманду;

    количество наиболее чтимых индийских храмов – 108;

    в хатха-йоге насчитывается 108 ключевых лечебных асан;

    сердечная чакра формируются 108 энергетическими каналами.

9 месяцев продолжается беременность – от зачатия до рождения. Число 12 состоит из 5 и 7, где семерке соответствуют 7 цветов радуги, 7 основных нот, 7 дней недели, 7 звезд в созвездии Большой Медведицы, а пятерка – число основных первоэлементов в ведической школе – огонь, вода, воздух, земля и эфир.

Согласно еще одной версии, человеку свойственны 108 чувств, по 36 из которых отнесены к прошлому, настоящему и будущему. В санскритском алфавите насчитывается 54 буквы в двух интерпретациях – Шива и Шакти (мужской и женской). Толковать значение числа 108 можно бесконечно долго, поскольку природа способна привести огромное множество примеров, олицетворяющих значимость этой цифры и ее составных частей.

В других течениях четки содержат иное количество бусин, здесь все зависит от того, какие числовые значения характерны этим школам.

Четки 108 бусин из дерева и других материалов

Для изготовления буддийских четок подойдут практически любые природные материалы – камень, кость, металл, дерево. Бусинами могут служить крупные семена лотоса или рудракши. Тибетская традиция Ваджраяны считает наиболее значимыми четки, сделанные из лобных костей 108 человеческих черепов. Для изготовления мал годятся только те черепа, которые принадлежали умершим естественной смертью людям, погребенным по тибетской традиции, – отданные на растерзание грифам.

Четки можно делать только из тех природных материалов, которые обладают способностью накапливать энергию. Будучи аккумуляторами жизненной силы, бусины могут быть изготовлены из огромного количества веществ:

    Лучшим материалом, способствующим достижению просветления и очищению сознания, считается кварц (горный хрусталь).

    Для того чтобы переосмыслить жизненный путь и научиться наслаждаться настоящим, следует использовать бусины из натуральной кости.

    Нефритовые четки помогут достичь умиротворения и поселят любовь в душе.

    Для очищения чакр отлично подойдут четки из жемчуга – им отдают предпочтение женщины, так как в этом материале содержится запас женской энергетики.

    Достичь гармонии баланса во всех жизненных сферах помогут четки, изготовленные из агата. В зависимости от его цвета можно добиваться различных целей. Так, для привлечения успеха лучше всего использовать черный агат, для саморазвития – белый, для исцеления от недугов – красный, для долголетия – синий, для достижения спокойствия – зеленый.

    Бусины из красного сандала позволят стать более активным, обрести душевную теплоту, помогут направить энергетические потоки в нужное русло.

    Белый сандал является олицетворением спокойствия и непредвзятости мышления.

    Пробудить «второе дыхание», увеличить заряд бодрости, повысить уровень энергии способны четки, сделанные из плодов рудракши.

    Для борьбы со злыми духами используют можжевеловые бусины.

    Исцелить больного помогут четки, изготовленные из дерева «ним».

    Бусины, сделанные из семян бодхи, напомнят о важном этапе на пути становления Будды.

    Подчинить чужую волю с благими намерениями помогут малы из тутового дерева.

    Слоновья бивни привлекают любовь и заботу.

    Для повышения энергии, приумножения успеха в различных сферах жизни используют четки желтого цвета, например, из золота или абрикосовых косточек. Железными четками в основном пользовались монахи-воины.

    Дубовые малы помогают защититься от негативного воздействия и притянуть в свою жизнь положительные вибрации.

    Для укрепления веры и более глубокого погружения в религию отлично подойдут четки из тулси (священного базилика).

И хотя изготовить четки можно практически из любого материала, подаренного природой, стоит учесть, что не все природные материалы одинаково способны накапливать энергию. Бусины из дерева способны дарить тепло и спокойствие, однако являются не очень хорошими проводниками энергии. Наиболее подходящими для изготовления четок являются камни или минералы. Лучше всего сохраняет положительные энергетические вибрации, помогает исцелиться и достигнуть умиротворения горный хрусталь, поэтому он является оптимальным материалом для изготовления четок.

Как сделать четки 108 бусин: пошаговая инструкция

Самое главное в изготовление четок даже не материал, из которого вы собираетесь их делать, а настроение, с которым приступаете к их созданию.

Итак, для того, чтобы сделать четки потребуются:

  • гуру-бусина;

    шелковая нить;

    кисточка, одна или две;

    бусина разделитель с тремя отверстиями;

После того как вы приготовили необходимые материалы, можно начать создавать ритуальный атрибут.

    Сначала 107 бусин одинакового размера необходимо нанизать на нить. В идеале нить должна быть шелковой, однако если таковой под рукой не оказалось, можно взять любую другую. Критерий один – она должна быть плотной и предварительно обработанной мылом или воском.

    Через отверстия бусины-разделителя продеваются оба конца нити, на которую нанизаны основные бусины.

    Затем концы шнура вставляют в гуру-бусину.

    Конструкция скрепляется обычными узлами. Между 107 бусинами оставляется интервал, чтобы их можно было спокойно перебирать.

    Кисточка также закрепляется при помощи простого узла.

    На концы нити надевают от одной до трех бусин того же размера, что и в четках.

    Бусинки скрепляются узлами, которые можно для прочности смазать клеем.

Таким образом, сам по себе процесс изготовления четок 108 бусин достаточно прост. Как сами бусинки, так и другие материалы для создания четок, можно купить в специализированном магазине, а можно сделать самостоятельно.

Выбирая четки в магазине, прислушивайтесь к своим собственным ощущениям. Понять, что это ваши малы, можно потому, что они буквально притягивают ваш взгляд, а руки тянуться дотронуться и ощутить материал бусинок. Такие четки усилят эффективность медитаций, помогут в усвоении мантр, облегчат погружение в себя и будут способствовать процессу очищения души.

На выбор четок также влияет характер практик. Важно, чтобы материал, примененный для изготовления бусин, должным образом воспринимал акустические вибрации произносимой молитвы и подходил восхваляемому Божеству. Выбрать подходящие малы новичку поможет его духовный наставник, а опытным практикам не составит большого труда определить «свое» во всем многообразии вариантов.

Как использовать четки 108 бусин

Однако мало просто купить или самому сделать четки. Для того чтобы концентрироваться и погружаться в себя во время медитации, их надо правильно использовать. Простое перебирание бусинок не годится. Практик по большей части начинает перебирать малы с центральной бусины, ведя их на себя по часовой стрелке. Затем четки переворачиваются и снова бусины перебираются на себя, но уже в обратном направлении. Во время медитации нельзя пропускать 109 бусину, в противном случае повторение мантр не повлечет за собой должного результата, поскольку круг сансары должен быть символически разорван.

Также, используя четки в своих практиках, нельзя забывать про следующие запреты:

    нельзя перебирать малы левой (нечистой) рукой;

    нельзя прикасаться четками к левой руке;

    нельзя использовать правую руку, если она осквернена (рука должна быть чистой);

    нельзя трогать четки указательным пальцем;

    нельзя прикасаться четками к полу и другим нечистым местам,

    нельзя, читая мантру, махать мешочком;

Считается, что если во время пения мантр вы перебираете четки большим и средним пальцами, то звук имени божества лучше проникает в ваше сердце и душу.

    для того чтобы отомстить, нужно использовать большой и указательный пальцы (гуна невежества);

    используя большой и безымянный пальцы, можно избавиться от неприятностей;

    для исполнения желаний пользуются большим пальцем и мизинцем;

Средний палец связан с сердцем, поэтому мантры следует повторять с его использованием.

Наставник или опытный практик может с одного взгляда определить эмоции человека, перебирающего четки. Оттягивание мал на себя во время медитации свидетельствует о недостаточном очищении внутреннего мира от демонических начал, в то время как перебирание четок «от себя» заявляет о силе альтруизма и света. Поэтому, приступая к медитативным практикам, важно изначально учиться перебирать четки правильно, отделяя бусины друг от друга.

Так как четки являются накопителями энергии, нельзя передавать их другим людям. Исключение составляют более развитые в энергетическом плане опытные практики, которые способны сберечь и преумножить энергию мал.

Купить четки из проверенных натуральных материалов можно в нашем интернет-магазин «Ведьмино счастье», который по праву считается одним из лучших магазинов эзотерики в России.

В нашем интернет-магазине «Ведьмино счастье» вы найдете то, что подойдет именно вам, человеку, который идет своим путем, не боится перемен, ответственен за свои поступки не только перед людьми, но и перед всей Вселенной.

Кроме того, в нашем магазине представлены различные эзотерические товары. Вы можете приобрести все необходимое для проведения магических ритуалов: гадания на картах Таро, рунических практик, шаманизма, викки, друидкрафта, северной традиции, церемониальной магии, а также многое другое.

У вас есть возможность приобрести любую заинтересовавшую вас продукцию, заказав ее на сайте, работающем круглосуточно. Любой ваш заказ будет выполнен в кратчайшие сроки. Жители и гости столицы могут посетить не только наш сайт, но и магазин, находящийся по адресу: ул. Маросейка, 4. Также наши магазины есть в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Таганроге, Самаре, Оренбурге, Волгограде и Шымкенте (Казахстанн).

Посетите уголок истинной магии!

Буддийские четки - ожерелье с нанизанными на него зернами, используемые для счета молитв. Наиболее часто встречающиеся буддийские четки имеют 108 зерен (сакральность этого числа уходит своими истоками в древнеиндийскую магическую практику). Довольно часто встречаются четки с 54 и 27 зернами (1/2 и 1/4 от 108, т.е. укороченный вариант). Четки с 18 зернами в честь 18 архатов - учеников Будды, 21 зерно - в честь 21 формы богини Тары, 32 зерна - для отсчета 32 достоинств или признаков Будды. Четки с 108 зернами имеют разделители, располагающиеся на нити после 18, 21, 27 и 54 зерна, - обычно это бусина более крупного размера, чем остальные.

Четки с красной нитью и кисточкой предназначены для практики тантры.

Четки имеют особые названия и содержат скрытый эзотерический смысл, раскрывающийся только посвященным в Учение. Четки могут быть сделаны из драгоценных камней - лазурита, коралла, опала; дерева - красного, черного, желтого сандала и плодовых косточек;

Четки используются последователями практически всех религиозных систем для отсчитывания количества прочитанных молитв и мантр, выполненных ритуалов и поклонов. Однако, в буддизме четки играют еще и роль предмета, в котором кодифицирована информация, связанная с основными философскими и практическими аспектами Учения Будды.

Буддийские четки (на санскрите: мала; на тибетском: пренба) изготовляются из дерева, кости, камня или металла. При этом материал часто выбирается в связи с теми или иными его энергетическим или мистическим влиянием на человека или окружение.

Так, например, четки из можжевельника обладают свойством отпугивать злых духов и устранять вредоносные влияния; такими же свойствами обладают четки из красного коралла и темно-синего лазурита.

Четки из сандалового дерева, горного хрусталя в жемчуга служат для успокоения, устранения препятствий и болезней.

Золотые, серебряные, медные, янтарные, сделанные из семян лотоса или дерева бодхи - увеличивают продолжительность жизни, способствуют развитию мудрости и увеличению духовных заслуг.

Четки из хрусталя, сандала, лотосовых семян или семян бодхи рекомендуются также при проведении практики подношения-пуджи всем благостным (мирным) йидамам (аспектам Просветления) и Гуру-йоге.

Для мистических практик, особенно связанных с гневными йидамами, используют четки из можжевельника, черного или красного дерева, кости, черного хрусталя, агата, черного коралла.

Монахи-воины нередко носят железные четки, используя их, в случае необходимости, в качестве подручного оружия.

Встречаются также четки, выполненные из завязанных особым образом узелков. При этом каждый узелок завязывается с чтением определенных мантр, молитв и выполнением особых созерцаний.

Особо ценятся последователями буддийской традиции Ваджраяны ("Алмазной" или Тайной Колесницы) четки, изготовленные из кости лобной части человеческого черепа. На изготовление таких четок идет 108 черепов, что возможно лишь в условиях Тибета, где традиционно трупы умерших не закапывают в землю (ввиду отсутствия таковой в горах) и не сжигают (ввиду отсутствия дерева), а оставляют в специальных местах, где трупы быстро расклевываются горными грифами, после которых от трупа остаются лишь череп и кости. Поскольку такие четки - большая редкость, то чаще встречаются просто костяные четки (из кости человека или животных), каждая бусина которых выполнена в форме миниатюрного черепа.

Классическое количество бусин в буддийских четках равно 108. Однако, встречаются четки и с другим количеством бусин. В любом случае - число бусин кодифицирует определенные положения Учения. Так, например, 108 бусин классических четок символизирует 108 родов желаний (санскр.: танха), омрачающих дух человека:

а) желания, связанные с шестью органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, вкусом, слухом и умом (6);
б) по отношению к предметам прошлого, настоящего и будущего (3);
в) к объектам внутренним и объектам внешним (2);
г) три способа проявления: в мыслях, в словах и в поступках (3).

Отсюда - канонические числа буддизма:

6х3 = 18;
- 18x2 = 36;
- 36х3 = 108.

Имеются и другие расшифровки числа 108, однако, эта - наиболее распространенная. Четки делятся дополнительной большей бусиной (109-ой), которую увенчивает конусообразная или цилиндрическая бусина. Большая бусина символизирует Мудрость-праджню, а конус - Метод-упайя. Чаще всего 36-я и 72-я бусины также делаются несколько большего размера или другой формы. Из цилиндрической бусины выходит "хвост" из нитей, цвет которых часто связан с принятыми обетами в традиции той или иной буддийской Школы. Так, например, черный цвет может означать принятие мирских обетов (санскр.: упасака, таб.: генен), красный цвет - начальные монашеские обеты, послух (санскр.: шраманера-, тиб.: гецул), желтый - полные обеты монашества (санскр.: бхикшу, тиб.: гелонг). "Хвост" может быть двойной - в этом случае одна из его частей символизирует Практику Заслуг, а вторая - Практику Мудрости; либо же они могут символизировать, соответственно, состояние Ясности - шаматхи и Прозрения - випашьяны. То, что обе части выходят из одной бусины - символизирует их единство-недвойственность.

Четки, используемые адептами Ваджраяны, зачастую гораздо сложнее и по своей символике и по процессу изготовления. Часто такие четки играют еще и роль своеобразного опознавательного знака для посвященных, указывая на уровень и тип духовной практики хозяина четок.

В дополнение к общей символике классических четок, ваджраянские четки, особенно у посвященных в практики гневных йидамов, часто выполняются в форме черепов, что символизирует бренность этого мира или Практику бренности. В форме черепов могут быть как все бусины, так и только разделительные - 36-я, 72-я и 109-я. Может быть выполнена в форме тройного черепа и одна только большая, 109-я, бусина. В этих случаях три черепа обозначают еще и три главных омрачения-"яда" сознания: страсть, злобу и неведенье.

Основание четок (в районе "хвоста" или вместо него) часто украшается одним из тантрических символов из железа, бронзы, серебра или золота. По этому символу можно примерно определить тип тантр, которые практикует владелец четок. Наиболее часто в качестве такого символа встречается ваджра, как общий символ Ваджраяны или дхармачакра - как символ Учения Будды вообще. Гридуг чаще носят ламы (как символ отсечения всякого омрачения) и посвященные в практики гневных йидамов; металлическое зеркало - практики системы Дзогчен; пурбу - посвященные в практики йидама Ваджракилайи и т. д.

Нанизываются ваджраянские четки на шнур, сплетенный из 5-ти разноцветных нитей: белого, синего, желтого, красного и зеленого цветов. Эти нити символизируют пять аспектов Просветления, выраженных фигурами пяти Просветленных-Татхагат: Вайрочаной, Акшобхьей, Ратнасамбхавой, Амитабхой и Амогхасиддхой. Во время плетения шнура читаются слоги-биджи и производится специальная визуализация этих Татхагат. Таким образом шнур как бы заряжается их энергией. Пять нитей могут быть связанны и с практикой-мандалом того или иного йидама - в этом случае, соответственно, меняются мантры и визуализации. Иногда шнур состоит из 9-ти нитей - в этом случае они символизируют йидама Ваджрадхару и восемь главных бодхисаттв.

Кроме центрального "хвоста" ваджраянские четки имеют еще два - после 36-й и 72-й бусин (в этом случае эти бусины не отличаются от других ни формой, ни размером). Каждый из этих "хвостов" продевается через пять мелких бусин или дисков. Два "хвоста" символизируют Практику Заслуг и Практику Мудрости, а мелкие бусины - десять Совершенств-парамит, первые пять из которых относятся к Заслугам, а следующие пять - к Мудрости. Часто встречается и другой вариант, когда все десять мелких бусин нанизывают на главный "хвост".

После изготовления четки освящаются Учителем-ламой или самим адептом путем проведения особого обряда. Такие четки обретают особые магические и энергетические свойства, защищающие их хозяина и способствующие его тантрическим практикам. Эти четки запрещается передавать посторонним, относиться к ним небрежно или непочтительно. Если четки приходят в негодность (стираются бусины или шнур), то их заново освящают при ремонте или же - сжигают с чтением мантр. Часто паломники оставляют свои четки, на которых они начитали 108 тысяч или более мантр в святых местах. Считается, что в этом случае плоды от выполненных практик возрастают, что вполне объяснимо, учитывая ту связь, которая устанавливается между четками и их владельцем в результате систематических практик.

Четки великих Учителей-лам, прославившихся своей святостью и духовными силами, замуровывают в ступы или фундаменты храмов во время их сооружения, вкладывают в статуи Будды и йидамов, помещают на алтарях в качестве реликвий. Часто четки передаются от учителя к ученику из поколения в поколение как знак духовной преемственности.

Чётки – этот ритуальный инструмент можно часто увидеть в руках у последователей любой религии. Предназначение их всегда одинаково – чётки используются для того, чтобы вести подсчёт прочитанных мантр либо молитв.

Существует мнение, что первые чётки появились у буддистов, а уже после эта идея была позаимствована христианами и мусульманами. Известно также, что первые чётки-гирлянды из 108 косточек рудракши приносились в жертву в доарийской Индии богу Шиве. Гораздо позже такие бусы-ожерелья стали использовать для счёта прочитанных молитв в индуизме и буддизме.

Нашей сегодняшней темой стали буддийские чётки. Их делают из ракушек, семян, полудрагоценных камней, драгоценных пород дерева, кости. Особенной популярностью всегда пользуются чётки из сандалового дерева, горного тибетского хрусталя, нефрита.

Для чего используют буддийские чётки

Прежде всего – для того, чтобы с их помощью начитывать мантры. Чётки помогают не сбиться со счёта, создают определённый ритм для дыхания и чтения. Начитанные, намоленные чётки могут оберегать своего владельца, дарить ему энергию и защиту.

Чётки: 108 бусин

Традиционно буддийские чётки состоят из 108 зёрен или бусин. 108 является священным числом - именно такое количество имён бога в индуизме. Но почему именно 108?

В этом нам поможет астрономия и астрология. Если 108 разделить на 9 (это количество планет), мы получим 12 (количество знаков зодиака).

Луна обходит Землю за 27 суток. Если 27 умножить на 4 фазы Луны – получим опять 108.

Священных буддийских текстов Тибета также 108. И это далеко не вся символика числа 108. Существует ещё масса различных вариантов.

Конечно же, используют чётки с меньшим и большим количеством зёрен, - это зависит от назначения каждых конкретных чёток. Количество зёрен также обозначает принадлежность к какому-либо конкретному течению или направлению в буддизме.

Тибетские чётки

Знаете ли вы, из чего делают чётки в Тибете? В традиции Бон и Ваджраяны делают чётки из черепов. Но не стоит пугаться! Действительно, традиционные тибетские чётки изготавливают из лобной кости человеческого черепа, - как раз там находится область «третьего глаза». Возможно это лишь в условиях Тибета, где умерших людей просто кладут в специальных ритуальных местах, а грифы очень быстро оставляют от трупа только кости. Такие чётки очень редкие. Чаще всего можно приобрести костяные чётки из костей буйвола или яка.

Как пользоваться буддийскими чётками

Обычно чётки держат в левой руке, начитывая мантру. Большим пальцем отделяют одну бусину внутрь ладони. Дойдя до большой бусины или «хвоста», направление меняется. Через эту бусину не «перешагивают».

В нашем магазине вы сможете приобрести выполненные из различных материалов буддийские . Сделать своими руками чётки также возможно. Например, самым простым вариантом будет просто завязать нужное количество узлов на шнуре.

Не первый раз заходит речь об этом, чтобы ответить разом всем, решил я написать в ЖЖ про чётки. Всё, что смогу:
Эти материалы собраны мной, в основном, на семинаре д-ра Нида Ченегцанг’а в июне 2000 года и на собственном опыте. «Так как при работе с мантрами мы произносим мантры на трёх уровнях – тела, речи и ума, есть и три способа работы с мантрам на этих уровнях. На уровне речи – это произнесение вслух или шёпотом, на уровне ума – визуализация, на уровне тела – перебираем чётки. Чётки отвечают за правильное функционирование энергии мантры на уровне тела, поэтому они очень важны. (Прим. кошк. – Чогъял Намхай Норбу Ринпоче (далее - ЧННР) говорил, что на уровне ума чётки не особо важны, так как важна реализация, а не число мантр. Поэтому, по Его словам, чётки – «только счётный инструмент». ) Так как сила мантр сохраняется в чётках, для разных мантр используются разные чётки. Обычно буддийские чётки называются «МАЛА» и насчитывают 108 бусин (12 месяцев, помноженные на 9 менге). Но существуют и другие варианты. Например, для лечения используются 108 бусин, для обретения мудрости – 108, для могущества – 54 (половина от 108), а для гневных практик – 21. Для особо сильных мантр, которые нельзя повторять много – 7 бусин. В мала есть очень важная часть – «голова чёток», т.е. две головные бусины (иногда бывают три – прим. кошк.). Эта двойная бусина подобна главному божеству в мандале (если три бусины – то проявлениям тела, речи и ума Будды, символизируемыми слогами Ом, А, Хум – прим. кошк.). Две бусины символизируют божество в союзе (яб-юм) , то есть недвойственноть сострадания и пустоты. 108 бусин – символизируют 108 божеств, это полный аспект будда-активности, то есть все возможные действия будды. Так же в танатрах говорится, что существует один главный звук и все остальные (108 звуков) – происходят от него. Дин круг мала задействует все звуки и все виды будда-активности. Если бусин меньше – то сила мантр концентрируется.
Для лечения используются белые или жёлтые мала. Так же полезня хрустальные и стеклянные, (прим. кошк. – такие мала так же могут быть использованы при гадании Мо ). В них видна чистота и ясность. Для гневных практик и контроля энергий годятся красные и чёрные чётки. Часто на мала в 108 бусин отмечают счётные 21-е бусины, выделяя их размером и формой или рельефом. Это могут быть орешки рудракши (на гневных) или большие агатовые бусины «с глазом». Такие агатовые бусины называются «глаз будды» и символизируют мудрость и ясность. Если на чётках есть «глаз будды», то такие чётки имеют так же особую функцию – связь со «взаимозависимым происхождением». Такой вид чёток с «глазами» универсален и может быть использован для любой практики, то есть «для 4-х видов деятельности». Сначала они беловатые и годятся для мирных практик очищения, потом – желтеют и годятся для практик умножения и здоровья, потом – краснеют и годятся для подчиняющих действий, потом – чернеют (становятся тёмно-красными) и годятся для гневных деяний. Индийские йогины используют мала из рудракши. Это хорошие чётки, но обычно их используют нагпа (маги), для исцеления и для обретения могущества. Такие мала подобны дикой лошади, их энергия неукротимая и резкая. Для того, чтобы пользоваться ими, надо обладать способностью укрощать диких лошадей. Если такой склонности нет – то такие чётки не очень хороши (порвёт – прим. кошк.). Чётки, данные тебе учителем, НЕ используются для начитывания мантр. Их надо бережно хранить и хорошо носить на теле.
Очень важна так же нить чёток – её цвет желательно должен совпадать с цветом бусин (бывает, что цвет нити делается тёмно-красный, символизирующий огонь или плетётся пятицветная нить, символизирующая пять перво-элементов – прим. кошк. ). В мирных чётках предпочтительная белая шерстяная нить – она несёт ощущения покоя и мягкости. Отверстия в бусинах должны быть одинаковыми и гладкими, бусины не должны застревать при скольжении по нити, так как это символизирует движение энергии. Есть выражение про нить мала «чин-ва» (?), которое означает «ряд, линия». Это значит, что нить символизирует связь с Учителем, с божествами и буддами, движение энергии в теле. Если бусины застревают при движении, то всё это блокируется. Так же очень важна длина нити. Чётки должно быть удобно перебирать. Если нить слишком длинная, то это приводит к тому, что действие чёток становится медленным. Если нить короткая – блокирует энергию в теле практика. Если слишком широкое отверстие, то бусины болтаются на нити и это создаёт много препятствий. Расстояние между бусинами должно быть индивидуальным - примерно в палец шириной. Нехорошо смешивать разные материалы в одних мала – чётки тогда становятся бусами. Мала нельзя носить напоказ, как украшение, лучше держать их на теле, вдали от посторонних глаз. Если перетёрлась нить – то это довольно плохой знак, такие чётки лучше не использовать, а сжечь или раздать по бусине знакомым. Если бусина сломалась, это очень вредно, её надо сразу заменить на новую. Мала со сломанной бусиной нельзя пользоваться.
Желательно заводить новые чётки, не старые и, конечно, не чужие. Мало ли что читали на них? Мало ли, какие вредные энергии вы получите вместе с ними?
Так же – на мала бывают счётные металлические части. Если они есть то эти «счётчики» должны быть из белого металла, желательно – с изображением ваджра и колокольчика.
Мала нельзя класть на землю, касаться ими собак и кошек, так как они могут потерять силу. Новые мала благословляют специальной мантрой, произнося её 21 раз и представляя, что божество мандалы со свитой растворяется в бусинах.
При начитывании мантр используют правую руку, но в практиках с визуализацией – только левую. (Почти всегда – прим. кошк. ).
При начитывании мантр важно правильное положение пальцев. Большинство мантр начитывают левой рукой, держа мала между большим и указательным пальцем, перебирая бусины «внутрь ладони». Большой палец собирает бусины внутрь, а другое направление – рассеивает энергию. Дойдя до «головы мала», направление меняют, чтобы не рассеивать энергию. (Так же потому, что «прыгать» через «голову мала» - невежливо – прим. кошк. )
1). Мирные мантры читают на уровне сердца.
2). Мантры умножения силы, ума и богатства – чётки перебирают на уровне пупка через средний палец. Это мантры Манжушри, Дзамбалы, Амитаюса и др.
3). Гневные мантры подчиняющей активности – через безымянный палец на уровне полового центра. Это мантры – Гаруды, Хаягривы, Гуру Драгпо и др.
4). Устрашающие мантры – через мизинец на уровне левого колена. Это мантры Ваджракилаи, Ваджракумары, Львиноголовой Дакини. Тут же – можно перебирать правой рукой через безымянный палец на уровне правого колена.
Часто при лечении мантрами используется несколько мантр. После начитывания нужного кол-ва мантр мала надо сложить между ладонями, потереть и «подуть в них мантрой». Тогда сила мантры остаётся в чётках. (прим. кошк. - так же часто «дуют мантрой» на воду, благовония или лекарства. ) После этого свёрнутой мала прикасаются к голове, кланяясь божеству чёток и получая его благословление. (Часто мала просто кладут на голову и оставляют некоторое время там лежать, сидя в медитации – прим. кошк. )
В отношении мала, используемых дл практики божеств, есть свои особенные самайя, обеты:
1). Носить их на себе, так, чтобы мала касались кожи или хранить в специальном мешочке.
2). Нельзя использовать их для гадания (для гадания вообще используют отдельные мала – прим. кошк. )
3). Их нельзя давать чужим людям, чтобы сила не перемешивалась. (Это может быть вредно не только для практика, но и для «чужого дяди» - прим. кошк. )
4). Мала лучше вообще беречь от чужих взглядов, часто перебирают прямо в мешочке. (Мы часто видим, как это делают кришнаиты: они дают всем пример, достойный подражания – прим. кошк. )
По направлению от себя читают мантры при «дог-па». Этим не стоит увлекаться, так как энергия исходит от сердца и рассеивается.
Костяные мала используют редко и для специальных практик, часто – для лечения. Роговые – не надо, это плохо, так как рог очень агрессивен. В любом случае лучше использовать натуральные материалы.
Теперь про размер бусин:
1). Мирные и для лечения – с вишнёвую косточку (с ноготь мизинца)
2). Гневные – с ноготь большого пальца ноги.
На одних чётках можно начитывать разные мантры, особенно на «глазчатых» или с «треугольником», но часто для разных мантр заводят разные мала. Таким образом, мпрактик может иметь минимум две мала – для гневных и мирных, а часто – и целую кучу мала для каждой мантры отдельно, в отдельном мешочке.
При практике мантры на мала есть свои обеты для сохранения энергии:
1). Нельзя пустословить, лгать и ругаться. Нельзя создавать проблемы речью. Иначе энергия речи повреждается.
2). Не есть - лук, чеснок, редис, имбирь, вино, мясо, пересоленную пищу; нельзя курить.
3). Если случится съесть пересоленное – 21 раз читать соответствующую строчку санскр. алфавита (али-кали) – Ка-КхА-Га-ГхА-НгА
- от лука и чеснока – Ца-ЦхА-Дза-ДзхА-Ня
- от редиски – Та-ТхА-Да-ДхА- На
- а от мяса и вина – весть али-кали 21 раз.
(конечно, не них надо иметь передачу, а то мантры али-кали не будут иметь силы - прим. кошк. )
4). В месте для мантр не должно быть собак и кошек.
5). Читая мантру нельзя прерываться на разговоры.
6). Если в круге мантр случиться икнуть-чихнуть-пукнуть-высморкаться-зевн уть-закашлять – то это круг не считать, энергия улетела.
7). Нельзя есть языки животных.
8). Голос при начитывании мирных мантр не должен быть громким. Для умножающих – чуть громче. Для подчиняющих – ещё громче, а для гневных – кричать. (Прим. кошк. – ЧННР рекомендует читать мирные чуть слышно, а гневные – мысленно, чтобы не создавать себе препятствий ).
9). Скорость – умеренная, чётко произносить все слоги.
10). Прямая спина!
11). Мантры для лечения – лицом на восток; увеличения – на юг; подчиняющие на запад; гневные – на север. Но: мантры Падмасамбхавы – на ЮЗ, а мантры З.Тары – на север.»
Записано в День Дакини месяца водяной птицы года деревянного петуха мной, кошкопёсом. Да будет благоприятно!

Конструкция

Буддийские чётки

Буддийские чётки

Кроме центрального «хвоста» ваджраянские чётки могут иметь ещё два, после 36-й и 72-й бусин (в этом случае эти бусины не отличаются от других ни формой, ни размером). Каждый из этих «хвостов» продевается через пять мелких бусин или дисков. Два «хвоста» символизируют Практику Заслуг и Практику Мудрости, а мелкие бусины - десять Совершенств-парамит , первые пять из которых относятся к Заслугам, а следующие пять - к Мудрости. Часто встречается и другой вариант, когда все десять мелких бусин нанизывают на главный «хвост».

После изготовления чётки освящаются Учителем-ламой или самим адептом путем проведения особого обряда. Такие чётки обретают особые магические и энергетические свойства, защищающие их хозяина и способствующие его тантрическим практикам. Эти чётки запрещается передавать посторонним, относиться к ним небрежно или непочтительно. Если чётки приходят в негодность (стираются бусины или шнур), то их заново освящают при ремонте или же - сжигают с чтением мантр. Часто паломники оставляют свои чётки, на которых они начитали 108 тысяч или более мантр в святых местах. Считается, что в этом случае плоды от выполненных практик возрастают, что вполне объяснимо, учитывая ту связь, которая устанавливается между четками и их владельцем в результате систематических практик.

Чётки великих Учителей-лам, прославившихся своей святостью и духовными силами, замуровывают в ступы или фундаменты храмов во время их сооружения, вкладывают в статуи Будды и йидамов, помещают на алтарях в качестве реликвий. Часто чётки передаются от учителя к ученику из поколения в поколение как знак духовной преемственности.

Ссылки

Загрузка...